Научная статья на тему 'Вариабельность сердечного ритма при умеренной физической нагрузке у студентов'

Вариабельность сердечного ритма при умеренной физической нагрузке у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариабельность сердечного ритма при умеренной физической нагрузке у студентов»

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ УМЕРЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ У СТУДЕНТОВ

Гуренко С.В., Рыбальская В. Ф., Пятакова А.В., Гурова О.А.

(РУДН, кафедра анатомии человека медицинского факультета, Москва)

С целью изучения вариабельности сердечного ритма у студентов при умеренной физической нагрузке (20 приседаний в быстром темпе) обследованы 16 студентов 1-11 курса медицинского факультета РУДН в возрасте от 18 до 26 лет (в среднем 19,6), из них 8 девушек и 8 юношей. Исследование проводилось с помощью метода кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому на аппарате «Варикард». Показатели регистрировали в первом стандартном отведение в течение 5 мин в состоянии покоя сидя. Затем в быстром темпе испытуемый делал 20 приседаний, и после этого снова производилась запись показателей в течение 5 мин. Автоматически рассчитывались частота сердечных сокращений (ЧСС), среднее квадратичное отклонение (SDNN) и коэффициент вариации (СУ), характеризующие суммарный эффект вегетативной регуляции кровообращения. Степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными отражает стресс-индекс (индекс напряжения регуляторных систем, SI); степень централизации управления ритмом сердца -индекс централизации (1С). Общую оценку состояния регуляции демонстрирует показатель активности регуляторных систем (ПАРС). Вклад отдельных механизмов регуляции (парасимпатических - HF, симпатических - VLF и вазомоторного центра - LF) в суммарный уровень активности регуляторных систем (ТР) рассчитывался по мощности их спектра, в %. Полученные данные обработаны методами вариационной статистики для всей группы в целом, а также отдельно для юношей и девушек.

Результаты исследования. После нагрузки у испытуемых наблюдается уменьшение стресс-индекса ^1) с 126,3±27,3 до 89±19,1 усл.ед. (на 29,6%), а индекса централизации (1С) - с 3,2±0,8 до 1,5±0,3 усл.ед. (на 54,4%), что свидетельствует о снижении активности центральных механизмов регуляции сердечного ритма. Активность автономных механизмов регуляции усиливается, о чем свидетельствует тенденция к росту SDNN и СУ. Показатель суммарного уровня активности вегетативных регуляторных систем (ТР) увеличивается после нагрузки на 20,1% (с 3974±781 мс2 до 4773±1178 мс2).

При оценке вклада отдельных механизмов в регуляцию сердечного ритма установлено, что относительный

уровень активности парасимпатического звена регуляции (показатель ОТ) вырос после нагрузки с 33,8±5,0% до 48,3±5,2% (на 43,1%). При этом относительный уровень активности симпатического звена регуляции (VLF) остается фактически неизменным: до нагрузки 16,8±2,8%, после нагрузки 15,4±3%. Уровень активности вазомоторного центра (LF) снижается на 26,7% после нагрузки (с 49,4±3,9% до 36,2±3,9%). Обращает на себя внимания тот факт, что после нагрузки этот показатель у испытуемых приходит к норме, так как его значение не должно превышать 45%.

У всех обследованных студентов через 5 мин после нагрузки происходит восстановление исходного уровня ЧСС (81-84 удар/мин) и большинства других показателей. Величина ПАРС до приседаний и после них составляет 5 усл.ед.

У девушек тенденция к увеличению SDNN и СУ после нагрузки выражена больше, чем у юношей. У девушек эти показатели увеличились в среднем на 37%, а у юношей - на 28%. У девушек сильнее снизился показатель SI, чем у юношей (на 43,2% и 12,4%, соответственно). Индекс централизации 1С у девушек и юношей изменился фактически одинаково (снизился на 50,5% и 57,5%, соответственно). ПАРС у девушек после нагрузки вырос на 19%, у юношей этот показатель не изменяется. Уровень активности парасимпатических механизмов регуляции у девушек до нагрузки был выше (43,5±7,5%) и мало изменился после нагрузки. У юношей этот показатель до нагрузки был ниже (22,6±3,3%), а после нагрузки увеличился почти в 2 раза. Активность симпатического механизма регуляции после нагрузки у девушек незначительно увеличивается (на 10,5%), в то время как у юношей этот показатель снижается на 25,3%. Показатель активности вазомоторного центра снизился одинакового и у девушек, и у юношей. Суммарный уровень активности регуляторных систем через 5 мин после нагрузки у юношей остался без изменений, а у девушек он увеличился на 31%. Таким образом, после физической нагрузки умеренной мощности наблюдается увеличение активности автономного контура регуляции сердечного ритма, что в конечном счете приводит к восстановлению исходного ритма в течение 5 мин. У девушек изменение показателей выражено в большей степени, чем у юношей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.