Научная статья на тему 'Динамика инвестиционной политики в Китае'

Динамика инвестиционной политики в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина С.В.

The article examines the experience of China's investment policy aimed at creating favorable conditions to attract investment, particularly foreign direct investments, to the most important country's industries. In recent years, this policy (the establishment of free economic zones, trade liberalization, the establishment of an appropriate legislative framework, state support for investors) has brought noticeable positive results, but with the beginning of the global financial crisis allowed to avoid the most painful consequences. This experience taking into account all its particularities can be useful for our economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика инвестиционной политики в Китае»

вание имущества. Обобщение зарубежного опыта по данному вопросу, естественно с учетом отечественной специфики, будет полезным для обозначения перспектив совершенствования банковского законодательства стран СНГ.

Список литературы:

1. European Banking Federation (EBF) [Electronic resource]. - Brussels.,

2009. - Mode of access: www.ebf-fbe.eu.

2. The Hong Kong Monetary Authority (HKMA) [Electronic resource]. -Hong Kong., 2010. - Mode of access: www.info.gov.hk/hkma.

3. Swiss Banking. The Swiss Bankers Association [Electronic resource] -Basel., 2009. - Mode of access: www.swissbanking.org.

4. The Swiss Banking Ombudsman [Electronic resource]. - Zurich., 2009. -Mode of access: www.bankingombudsman.ch.

5. National Savings and Investments accounts [Electronic resource]. -London., 2009. - Mode of access: www.nsandi.com.

6. National Association of Unclaimed Property Administrators (NAUPA) [Electronic resource]. - N.Y., 2010. - Mode of access: www.unclaimed.org.

7. Dormant accounts. The Irish Banking Federation (IBF) [Electronic resource]. - Dublin., 2009. - Mode of access: www.ibf.ie/consumersset3.html.

8. Administration of Deposits and Consignations / Belgian Federal Treasury [Electronic resource]. - Brussel., 2009. - Mode of access: www.dormant-accounts.be/en.

9. De Nederlandsche Bank (DNB) [Electronic resource]. - Amsterdam.,

2010. - Mode of access: www.dnb.nl/en/home/index.jsp.

10. Bank of Canada [Electronic resource]. - Ottawa., 2010. - Mode of access: www.bank-banque-canada.ca.

11. Reserve Bank of Australia's [Electronic resource]. - Sydney., 2010. -Mode of access: www.rba.gov.au.

12. Unclaimed Money. The New Zealand Treasury [Electronic resource]. -Wellington, 2010. - Mode of access: www.treasury.govt.nz/services/ unclaim-edmoney.

ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ

© Никитина С.В.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, г. Москва

The article examines the experience of China's investment policy aimed at creating favorable conditions to attract investment, particularly foreign direct

* Аспирант кафедры Мировой экономики.

investments, to the most important country's industries. In recent years, this policy (the establishment of free economic zones, trade liberalization, the establishment of an appropriate legislative framework, state support for investors) has brought noticeable positive results, but with the beginning of the global financial crisis allowed to avoid the most painful consequences. This experience taking into account all its particularities can be useful for our economy.

Инвестиционная политика КНР как часть стратегии реформ и модернизации во многом определяет высокие темпы экономического роста и социальные изменения в Китае. Она все чаще находит продолжение во внешнеэкономическом курсе страны, оказывает растущее воздействие на экономику соседних государств. В связи с этим актуален анализ сдвигов в инвестиционной политике и меняющейся роли Китая в мировой экономике. Динамичный подъем китайского хозяйства в силу его масштабов (в реальном выражении на эту страну приходится около пятой части мирового промышленного производства) создал новую ситуацию в глобальной экономике. Сохраняется высокая устойчивость экономического роста в КНР по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям, продемонстрированная в период 2008-2009 гг. Темпы прироста ВВП составили в эти годы 9 %. Во многом такая устойчивость опирается на инвестиционную политику. Данные о хозяйственном прогрессе азиатских государств в наступившем веке позволяют выделить несколько макроэкономических характеристик, которые в совокупности могут служить признаками успешной инвестиционной политики для государств со средним уровнем развития. Во-первых, это повышенные темпы роста ВВП. В Азии в 2001-2008 гг. их демонстрировали Китай, Индия, Вьетнам, Монголия и Казахстан, страны-нефтеэкспортеры. Во-вторых, ускоренное развитие промышленности. В те же годы доля индустрии в ВВП увеличивалась в Китае, Индии, Вьетнаме, Индонезии и Иране (а также Тайланде, Пакистане, Малайзии и др.). В-третьих, государства, в которых происходил интенсивный экономический рост, отличаются высокой и растущей нормой накопления: к концу периода она превысила 40 % ВВП в Китае, приблизилась к этой отметке в Индии, Монголии и Вьетнаме, колебалась около 30 % в Республике Корея, превысила эту отметку в Казахстане, начала приближаться к ней в Индонезии. Практически для всех азиатских стран с высокими темпами роста характерны и общие институциональные признаки: государственный сектор в них контролирует отдельные ключевые отрасли, включая добывающую промышленность, энергетику, транспорт, телекоммуникации. Очень велика его доля в финансовой отрасли, что позволяет финансировать реальную экономику под умеренный процент. Для всех быстро модернизирующихся государств характерно повышенное внимание к социальной сфере и увеличение государственного перераспределения. В ря-

де случаев сохраняется планирование. Наконец, подчеркнем, что во всех перечисленных государствах либерализация (в том числе внешнеэкономическая) проводится под государственным контролем, т.е. так или иначе ограничивается. Китайская экономика оказывает все более значительное, в ряде случаев решающее воздействие на состояние отдельных товарных рынков. Формируя растущую часть мировых потоков, Китай ищет пути их диверсификации и усиления евро-азиатского направления внешней торговли. Россия, в свою очередь, объективно заинтересована в углублении сотрудничества с Восточной Азией.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата и привлекательности Китая для иностранных инвесторов, с 1979 г. Правительство Китая постепенно создавало и дорабатывало законодательную систему, сформировывало стратегию инвестиционной политики, которая большей частью включала в себе промышленную, региональную, налоговую и финансовую политику.

Одним из первых шагов стратегии привлечения иностранного капитала стал «Закон КНР о предприятиях с участием иностранного капитала», принятый 1 июля 1979 г. на втором заседании Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) пятого созыва, который предоставил иностранным инвесторам правовой статус в Китае.

Сразу же после принятия данного закона стали появляться и первые иностранные инвесторы. Однако, разрешая доступ иностранных фирм на рынок, закон не обеспечил чёткую правовую основу для разрешения спорных вопросов, связанных с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). В результате, такие проблемы как отсутствие конвертируемости валюты и бюрократическая волокита доставили много хлопот потенциальным инвесторам.

Следующим шагом инвестиционной политики Китая стало создание в августе-октябре 1980 г. четырёх Свободных Экономических Зон (СЭЗ) на юго-восточном побережье Китая для привлечения иностранного капитала и передовых технологий. Одна из них находится в г. Сямэнь в провинции Фуцзянь, которая была предназначена не только для привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий, но также для содействия возможному воссоединению Китая. В 1988 г. добавилась ещё одна СЭЗ на о. Хайнань. В 1985 г. созданы открытые приморские зоны в дельтах рек Янцзы и Чжудзян [4, с. 3].

12 апреля 1986 г. на четвертом заседании ВСНП шестого созыва был принят «Закон КНР о предприятиях иностранного капитала». 11 октября того же года Госсовет опубликовал «Положение о поощрении зарубежных инвестиций».

В октябре 1986 г. опубликованы «Двадцать два положения о поощрении иностранных инвестиций». Они включают: снижение платы за использование рабочей силы и земли, создание ограниченного валютного рынка

для совместных предприятий с иностранными инвестициями, а также расширение максимального срока соглашений с совместными предприятиями до 50 лет.

Вслед за этим в 1988 г. был принят «Закон КНР о контрактных совместных предприятиях с участием иностранного капитала». Закон позволял подписывать контракты ме^ду иностранной компанией и китайскими предпринимателями.

Последующим этапом стало использование льготной налоговой политики для привлечения иностранных инвестиций, где особое внимание уделялось привлечению экспортно-ориентированных предприятий.

При таком экспортно-ориентированном режиме, самой большой проблемой, с которой столкнулись иностранные компании, является неконвертируемость китайской национальной валюты (юаня), что исключает возможности реконвертации инвестиций и репатриации последующих доходов.

«Экспортно-ориентированный» режим, направленный на привлечение ПИИ продлился до 1992 г. В это время Китай демонстрировал сдвиг в национальной парадигме и постепенно открывал определённые секторы своего внутреннего рынка для транснациональных компаний, включая такие области как телекоммуникация, банки и страхование. Такие изменения произошли по нескольким причинам. Среди них и тот факт, что китайская экономика к 1992 г. достигла стадии зрелости и надёжности: реальный ВВП вырос в пять раз по сравнению с 1979 г., его ежегодный прирост составил 11 % в период с 1992-1997 гг. За годы экспортно-ориентированного режима экономика Китая приобрела значительные накопления иностранной валюты, что привело к частичной конвертации юаня [5, с. 5].

В 1985 г. начали создаваться центры валютного регулирования, где можно было покупать-продавать валюту.

С начала 1994 г. Китай осуществляет переход к единому курсу юаня, который стал определяться на основе рыночной котировки. Таким образом, внутри страны юань стал полностью конвертированным по счёту текущих операций.

Стремление Китая вступить в ВТО, а также возрастающее давление со стороны Запада, привели к тому, что Китай позволил фирмам с иностранными инвестициями (правда, только частично) войти на внутренний рынок. Эти институциональные изменения, наряду с увеличением покупательной способности населения в целом, привело к резкому росту ПИИ в Китае.

Существует три основных вида ПИИ: экспортно-ориентированные, ориентированные на рынок и ресурсно-ориентированные.

Экспортно-ориентированные ПИИ наиболее привлекательны для регионов с дешёвой рабочей силой и для стран, предлагающих выгодные условия в виде освобождения от уплаты налогов. Труд должен быть продуктивным, дисциплинированным, грамотным, легко обучаемым; матери-

ально-техническая база должна быть превосходной для облегчения низко затратного импорта и экспорта; бюрократические препятствия для обеспечения оффшорной деятельности должны быть минимальными; инвестиционный климат - благоприятным (наличие конкурентоспособных налоговых льгот, политической стабильности и т.д.).

ПИИ ориентированные на рынок подразумевают создание аналогичных производственных мощностей за рубежом для экономии от масштаба, чтобы получить доступ на внутренние рынки. Размер внутреннего рынка играет ключевую роль в привлечении ПИИ этого вида, поскольку чем больше рынок, тем больше возможностей для реализации эффекта от масштаба.

Ресурсно-ориентированные ПИИ не нуждаются в подробном объяснении: они идут туда, где располагаются ресурсы, при условии, что в секторе существует призыв к вертикальной интеграции.

В марте 1990 г. были приняты поправки к «Закону КНР о предприятиях с участием иностранного капитала» от 1979 г., которые значительно улучшили инвестиционный климат в Китае. Согласно одной из них оговорка о том, что председатель совета директоров должен назначаться китайскими инвесторами, была отменена. Также важным пунктом поправки стало обеспечение защиты иностранных инвесторов от национализации.

В апреле 1990 г. была принята концепция расширения Свободных Экономических Зон вплоть до новой развивающейся части Шанхая Пудун, которая по своим размерам не уступает территории Сингапура.

В январе 1997 г. самая быстро развивающаяся свободная экономическая зона в городе Шеньжень позволила предприятиям с иностранным капиталом и передовыми технологиями продавать до 100 % своей продукции на внутренний рынок Китая.

В июне 1995 г. Китай впервые опубликовал Каталог с рекомендациями вложений ПИИ в открытые отрасли промышленности. Данный каталог был исправлен в декабре 1997 г. Каталог является важным пунктом в инвестиционной политике Китая, т.к. разделяет проекты с участием ПИИ на четыре категории: проекты, которые были поддержаны, одобрены, ограничены и запрещены. В последующем каждая из четырёх категорий разбилась на последующие категории. На пример: 262 вида поддержанных проектов, 75 видов ограниченных проектов и 34 вида запрещённых проектов [3, с. 48].

Основное преимущество инвестиционных проектов, указанных в Каталоге, состоит в том, что, помимо иных льготных условий, указанных в законах и правилах, они могут рассчитывать на поддержку в расширении своей сферы деятельности со стороны государства, при условии, что проект находится в области строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, таких как топливная энергетика, транспортные сети или отходы, которые требуют большого объема инвестиций и большой срок окупаемости. Проекты такого рода могут также извлечь выгоду из более низ-

ких ставок подоходного налога и налога на добавленную стоимость (в виде скидки), могут импортировать оборудование без ввозной пошлины, и брать кредит в больших объемах.

Основным недостатком инвестиционных проектов, указанных в Каталоге является то, что проект не принимается на стадии разработки и поэтому может занять много времени, и имеет большой риск, что проект не будет утвержден на высшем уровне.

11 декабря 2001 г. Китай вступил в ВТО. Основное внимание в соглашении было уделено открытости китайского рынка для импорта путем сокращения торговых барьеров. Процесс расширения доступа к внутренним рынкам должен был ускориться открытием ряда секторов экономики для иностранных инвесторов через пять лет после присоединения.

Присоединение Китая к ВТО оказало на китайскую экономику стимулирующее воздействие. Произошло понижение импортных пошлин, увеличение квот на ввоз автомобилей, что стало спусковым крючком к росту внутреннего производства автомобилей. Национальные производители начали снижать цены, таким образом увеличился спрос и со стороны групп населения, которые ранее не могли себе это позволить.

Обязательства Китая перед ВТО предусматривают значительную внутреннюю либерализацию, т.к. предполагают обязательства расширения бизнеса национальным и иностранным инвесторам.

Меры либерализации включают:

1. понижение таможенных тарифов: в 2001 г. - 15,3 %, 2007 г. - 9,8 %;

2. Китай присоединился к соглашению по торговле информационными технологиями и с 2005 г. ставки на такие товары снизились до 0;

3. постепенно снижается сфера действия количественных ограничений импортной квоты и лицензии;

4. модифицирована система импортных тарифных квот, которая с 1996 г. защищала внутренние рынки сельскохозяйственной продукции. С 2002 г. отменены квоты на импорт сока, ячменя, масел, пшеницы, кукурузы, риса, сахара, овечьей шерсти, натуральных волокон, хлопка и химических удобрений;

5. с 2005 г. отменён прежний механизм доступа предприятий к внешнеторговой деятельности, право на её осуществление получили все формы собственности. Государственная монополия на импорт осуществляется по восьми категориям: сырая нефть, нефтепродукты, удобрения, зерно, хлопок, растительное масло, пищевой сахар и табак. На экспорт угля и некоторых цветных металлов;

6. иностранные инвесторы допускаются в сферу внутренней торговли, включая хлопок и зерно.

С присоединением Китая в ВТО реструктуризация банковской сферы стала необходимой. К 2007 г. все территориальные ограничения должны

были быть сняты для действия иностранных банков. К концу срока иностранные банки должны были получить доступ к обслуживанию физических лиц в юанях. Это означало мощное конкурентное давление.

В марте 2004 г. специально для оздоровления банковской сферы создана комиссия по банковскому регулированию. В ведение данной комиссии были переданы вопросы доступа на кредитные рынки, установление стандартов деятельности кредитных организаций, лицензирование и надзор, установление требований к квалификации банковских менеджеров. Теперь Народный банк Китая занимался только денежной и валютной политикой.

В 2001 г. был сделан первый шаг к сегментации фондового рынка. Китайцы, имеющие валютные накопления, имели право вкладывать в акции типа «В», а иностранцы с 2002 г. имели право вкладывать в акции типа «А» и создавать совместные предприятия-фонды.

В декабре 2002 г. иностранным финансовым институтам была предоставлена возможность получать статус «лицензированного иностранного институционального инвестора», который открывает им прямой доступ к операциям с акциями типа «А». В конце августа 2006 г. общее число таких инвесторов достигало 42, а выделенная им совокупная квота - 7,15 млрд. долл.

Поощряется создание и деятельность паевых инвестиционных фондов, в том числе с участием иностранных управляющих компаний. В 2001 г. создан первый такой фонд, а в конце 2003 г. под эгидой 32 управляющих компаний действовало уже 112 инвестиционных фондов, размещающих средства главным образом в казначейские векселя, векселя Народного банка Китая, корпоративные облигации. По состоянию на март 2003 г. инвестиционные фонды управляли средствами в 227 млрд. ю. (против 130 млрд. ю. в конце 2002 г.), 80-90 % которых приходится на долю частных вкладчиков. Работа фондов является весьма успешной: за 2003 г. их средняя доходность составила 14 %, в некоторых случаях достигая 30 %.

С целью оживления фондового рынка и увеличения его глубины в 2003 г. государство заметно смягчило действовавшие ранее ограничения на инвестиционную деятельность страховых компаний. В число ценных бумаг, которые разрешены для размещения средств страховых компаний, помимо государственных казначейских обязательств включены также корпоративные облигации, предельные размеры инвестиций повышены с 10 до 20 % финансовых активов страховых компаний. В перспективе речь идет о разрешении страховым компаниям инвестировать свои средства в акции китайских компаний, а также размещать их на зарубежных фондовых рынках.

С 31 января 2006 г. иностранным инвесторам было разрешено напрямую покупать акции типа «А», но при условии, что они будут покупать не менее 10 % акций компании и не будет их продавать в течении трёх лет, т.е. выступят в роли стратегического инвестора. Таким образом, вложения типа «В» становятся бессмысленными. Всё это создаёт благоприятные условия для слияния рынков.

Однако к осени 2006 г. начался небывалый бум, в результате которого Шанхайский индекс вышел за рамки 6000 пунктов. К середине 2007 г. фондовый бум достиг «мыльного пузыря». Власти приступили к охлаждению фондового рынка: повысили процентные ставки, повысили гербовый сбор, ввели мораторий на новые размещения акций на внутреннем рынке.

Бизнес-услуги также были открыты для иностранных инвестиций. Географические и количественные ограничения для иностранных юридических фирм были сняты через один год после присоединения, однако остались ограничения в сфере бизнеса. В частности, иностранные юридические фирмы не могут применять законодательство Китая. Иностранные фирмы-покупатели могут теперь создавать полностью иностранные дочерние компании, филиалы с китайскими фирмами и заключать контракты со своим дочерними компаниями в других странах-членах ВТО. Иностранным фирмам, предоставляющим налоговые услуги, разрешено создавать полностью иностранные дочерние предприятия через шесть лет после вступления. Оффшорным нефтепромысловым услугам разрешено существовать вместе с китайскими партнерами в специально отведённых для этого местах. Ограничения доступа на рынок, на франчайзинг, оптовую и розничную торговлю были сняты через три года.

Доступ иностранных инвестиций в сферу высоких технологий и услуг связи более ограничен. Только совместным предприятиям разрешено иметь дело с программным обеспечением и услугами по обработке данных. Географические ограничения в сфере телекоммуникаций для совместных предприятий были отменены через два года после присоединения, а максимальная доля иностранного капитала в компании была увеличена до 50 %.

Обязательства, принятые Китаем при вступлении в ВТО, также расширят сферу работы предприятий с иностранными инвестициями в неофициальном секторе услуг, особенно в обрабатывающей промышленности. Либерализация торговли и распределения прав позволит предприятиям с иностранными инвестициями импортировать и экспортировать, распространять и обслуживать свою продукцию по всему Китаю. Все предприятиям с иностранными инвестициями будут пользоваться национальным режимом в таких вопросах, как ценообразование и доступность факторов производства, дискриминации в отношении хозяйственной деятельности правительства и государственных предприятий при этом строго не допускается.

В рамках соглашения ВТО, Китай стремится к исполнению Соглашения по инвестиционным мерам, имеющих отношение к торговле. В результате, иностранным предприятиям предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый внутренним предприятиям, в отношении: закупок факторов производства и условий, при которых производятся товары, которые реализуются как на внутреннем рынке, так и на экспорт; цен и наличия товаров и услуг, предоставляемых националь-

ными госпредприятиями и дочерними предприятиями, в таких областях, как транспорт, энергетика, телекоммуникации, коммунальные услуги и других факторов производства.

Следующим шагом либерализации ПИИ стал пересмотр Каталога по рекомендациям вложений иностранных инвестиций в отрасли промышленности Китая, ранее принятых в конце 1997 г. Аналогичным образом в результате вступления в ВТО, новые правила лицензирования иностранных банков были обнародованы Народным банком Китая (НБК) в феврале 2002 г.

Предприятиям с иностранными инвестициями было ранее полностью отказано в правах на импорт и экспорт товаров всех видов. С момента вступления Китая в ВТО, нет ни одной позиции, по отношению к которой предпринимались какие-либо ограничения по импорту или экспорту товаров. Совместным предприятиям с небольшой долей иностранной собственности были предоставлены полные торговые права через год после вступления, а также и совместным предприятий с большой долей иностранного капитала через два года. Всем предприятиям были предоставлены полные торговые права через три года после присоединения.

Дискриминации в отношении предприятий с иностранным капиталом или в отношении импорта со стороны госпредприятий и государственных инвестиционных компаний не допускаются, не допускается также и влияние китайского правительства.

Наконец, в рамках соглашения ВТО Китаю необходимо исполнять Соглашение ВТО по торговле прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) с момента присоединения. В китайском законодательстве уже есть место, посвященное контролю авторских прав, патентам и товарным знакам; были внесены изменения в эти законы в соответствие с ТРИПС. Этот закон имеет значительное влияние на ПИИ, т.к. Китай особенно поощряет ПИИ в сфере новых технологий, защите прав интеллектуальной собственности и т.д.

Во второй половине 2008 и 2009 гг. наблюдалось сокращение притока в КНР ПИИ. Однако можно заключить, что даже значительное сокращение притока иностранного капитала не станет серьезной проблемой для экономики КНР, как, впрочем, и сокращение экспорта в случае нового ухудшения мировой конъюнктуры.

Данные о динамике ВВП и внешней торговли в 2009 г. показывают, что экономика Китая не очень чувствительна к спадам и кризисам в мировой торговле. Как и раньше (в 1997-1998 и 2001 гг.) сокращение притока ПИИ, вызванное внешними причинами, не оказывало заметного сдерживающего воздействия на экономический рост. Ограниченным оказалось и сдерживающее воздействие спада экспорта. Поэтому можно сделать вывод, что решающими в хозяйственной динамике остаются внутренние факторы. Оправдывает себя, как показывает развитие кризиса, и осторожный подход китайских властей к либерализации финансового рынка страны.

В деятельности зарубежных предпринимателей на территории КНР китайские экономисты усматривают немало негативных моментов. Выражаются, в частности, опасения по поводу чрезмерного давления притока капитала на курс валюты и, соответственно, ценовую конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. Обращается внимание на вредные последствия деятельности иностранного капитала: ресурсные, экологические, социальные. Раздаются призывы усилить избирательность китайской экономики в отношении прямых иностранных капиталовложений - в том числе из-за противодействия внешней экспансии со стороны национальных предприятий Китая, а также совместных компаний, уже закрепившихся на местном рынке.

Хотя в КНР по-прежнему достаточно жестко регламентируется доступ иностранного капитала в хозяйство, существенная его либерализация после вступления в ВТО выявляет растущие противоречия между зарубежным и быстро формирующимся национальным частным капиталом.

По мере расширения территориальных границ совместного предпринимательства, роста зрелости национальных производителей, а также повышения самостоятельности провинций в принятии решений о допуске в хозяйство иностранного капитала формировались регионально-специфические модели сотрудничества. При этом в старых промышленных центрах (Шанхай, Север и Северо-Восток) эти модели нередко оказывались более прогрессивными с точки зрения разнообразия форм передачи современных технологий, масштаба производства и т.п.

Особенностью ПИИ, приходящих в КНР, является наличие в их составе значительной доли так называемых возвратных инвестиций, то есть средств, вывезенных за рубеж местными предприятиями и возвращающихся в экономику страны под иностранной вывеской. Такая оптимизация преследует цели использования льгот, предоставленных законодательством зарубежным предпринимателям. И хотя такие льготы постепенно устраняются (в 2006 г. в КНР был принят закон, уравнявший налоги на прибыль для местных компаний и предприятий с иностранным капиталом), трансграничный кругооборот капитала продолжается.

Список литературы:

1. Чжоу Шэнци. Прямые иностранные инвестиции в Китае: современное положение, тенденции развития и инвестиционное политика. - Национальный Университет Сингапура, 2009 (на кит. яз).

2. Ali S., Guo W. Determinants of FDI in China // Journal of Global Business and Technology. - 2005. - Vol. 1, N 2.

3. Davis K. China's Foreign Investment Policy Reform: from incentives to modern rules. - OECD report, 2003.

4. Fung K., Iizaka H., Tong S. Foreign Direct Investment in China: Policy, Trend and Impact: Conference on China's Economy in the 21st Century. - 2002.

5. Hou J. China's FDI Policy and Taiwanese Direct Investment in China. -Deaprtment of Economics California State University Long Beach. - 2001.

6. Long G China's policies on FDI: review and evaluation. - the Development Research Center of the State Council of the People's Republic of China.

7. Overview of progress and policy challenges. - Chapter 1; OECD report, 2003.

8. Scissors D. China's Investment Overseas in 2010. - the Heritage Foundation, 2011.

9. The role of FDI in China's economic development. - Chapter 2, OECD report, 2003.

10. Williams M. Foreign Investment in China: Will the Anti-Monopoly Law be a Barrier or a Facilitator? // the Texas International Law Journal Annual International Law Symposium. - 2009.

11. Yinug F. Challenges to Foreign Investment in High-Tech Semiconductor Production in China. - United States International Trade Commission, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.