Научная статья на тему 'Динамика и взаимосвязь основных показателей физической подготовки и функционального состояния студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО на различных этапах профессионального обучения'

Динамика и взаимосвязь основных показателей физической подготовки и функционального состояния студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО на различных этапах профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Г.Г., Удин Е.Г., Щедрин Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика и взаимосвязь основных показателей физической подготовки и функционального состояния студентов военно-морской кафедры факультета военного обучения СПбГУ ИТМО на различных этапах профессионального обучения»

ДИНАМИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВОЕННО-МОРСКОЙ КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПБГУ ИТМО НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Г.Г. Дмитриев, Е.Г. Удин, Ю.Н. Щедрин

В работе продемонстрирована динамика и взаимосвязь основных показателей физической подготовки и функционального состояния студентов, обучающихся на военно-морской кафедре факультета военного обучения СПбГУ ИТМО.

Как известно, целью физической подготовки является обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Значение физических качеств, развитых средствами физической подготовки, главным образом проявляется в положительном переносе на выполнение самых разнообразных приемов и действий военно-профессиональной деятельности [1]. Физическая подготовка проявляется в следующих функциях: образовательной, воспитательной, биологического развития и совершенствования, оздоровительной, профилактического отдыха и восстановления, развлекательной. Влияние всех этих функций оказывает общее положительное воздействие на весь организм военнослужащих, на его умственные способности, психику и работоспособность [2]. Экспериментально установлено наличие тесной связи между уровнем проявления физических и психологических качеств в определенных видах деятельности, позволяющих говорить о степени воздействия применяемых средств физической подготовки на успеваемость в ходе военно-профессионального обучения [3].

При проведении одночасовых занятий с умеренной физической нагрузкой в период экзаменационных сессий у слушателей повысилась работоспособность и успеваемость, снизилась заболеваемость [4]. Анализируя связь физической подготовленности со степенью умственного утомления, по психологическим тестам можно сделать о положительном влиянии физической подготовленности на учебную успеваемость. Физкультурные паузы продолжительностью 8-10 минут положительно влияют на некоторые показатели умственной работоспособности студентов в динамике учебных занятий. В то же время физкультурные паузы не оказывают существенного влияния на развитие физических качеств студентов, а способствуют преимущественно восстановлению различных психических функций, взаимосвязанных с процессом умственной работоспособности.

Анализ литературных источников показывает, что многие специфические вопросы физической подготовки курсантов в вузах давно интересуют исследователей. В то же время можно констатировать, что исследования, посвященные изучению физической подготовки студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не проводились.

Одним из способов исследования эффективности процесса физической подготовки является изучение динамики изменения основных физических качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах за определенный период времени, в частности, в период обучения. Это, на наш взгляд, может быть использовано в качестве одного из критериев определения эффективности данного педагогического процесса. С целью выявления динамики развития основных показателей физической готовности нами был организован и проведен поисковый эксперимент. Его задачей являлось определение путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Для определения динамики была проведена оценка показателей в результате зачетов после каждого курса обучения в университете.

Исследование динамики основных физических качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах, представляет интерес с нескольких сторон. Во-первых, динамика отражает объективные данные развития физических качеств у студентов на этапах обучения в университете, в частности, на военной кафедре, что позволяет наблюдать разнообразие уровней подготовки студентов по различным физическим упражнениям. Во-вторых, вариативность развития физических качеств позволяет выявить закономерные соотношения в процессе обучения в университете. В-третьих, она дает возможность целенаправленно подбирать и сочетать средства и методы развития физических качеств, необходимых на определенном этапе обучения.

Учитывая значимость высокого уровня физической подготовленности студентов для успешного обучения в университете, а затем и на военной кафедре в будущей военно-профессиональной деятельности в случае их призыва на первичных офицерских должностях, изучались показатели развития силы (подтягивание на перекладине), быстроты (бег на 100метров) и выносливости (бег на 3 километра). Результаты проверки в ходе отбора кандидатов среди студентов для обучения на военно-морской кафедре факультета военного обучения СПбГУ ИТМО приведены в табл. 1. Проверки проводились в спортивной форме одежды.

Показатели Результаты по годам набора

2004 2005 2006

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 10,33 ± 0,2 10,1 ± 0,3 10,4 ± 0,3

Бег на 100 метров (сек.) 14,3 ± 0,02 14,2 ± 0,03 13,8 ± 0,02

Бег на 3 километра (мин, сек.) 13,09 ± 3,04 13,10 ± 3,02 13,05 ± 3,01

Таблица 1. Показатели физической подготовленности студентов-кандидатов 2 курса, поступающих на военно-морскую кафедру факультета военного обучения

СПбГУ ИТМО (х±т)

Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о том, что в период 2004-2006 годов показатели развития силы (подтягивание на перекладине) и выносливости (бег на 3000 метров) для многих студентов-кандидатов, поступающих на военно-морскую кафедру ФВО СПбГУИТМО, соответствуют удовлетворительным и неудовлетворительным оценкам, лишь показатели быстроты (бег на 100 метров) находятся на уровне хороших и отличных оценок. Табл. 1 дает представление о значительной гетерогенности развития физических качеств у студентов-кандидатов, поступающих на военно-морскую кафедру ФВО СПбГУИТМО. Вполне естественно, что планирование физической подготовки для групп с большой вариативностью, а также значительной гетерогенностью развития физических качеств у ее членов вызывает значительные трудности.

Одним из путей уменьшения вариативности групповых показателей физической подготовленности считается применение дифференциально-группового метода организации группового занятия, которое предполагает, прежде всего, улучшение физической подготовленности слабо успевающих студентов. При этом рекомендуется для получения наибольшего педагогического эффекта на начальном уровне обучения сделать акцент на преимущественное развитие физических качеств. В доказательство автор [5] ссылается на значительную взаимосвязь и взаимообусловленность темпов прироста физических качеств на начальном этапе тренировки. При достаточно высокой степени подготовленности гетерогенность становится менее выраженной. В начальный период обучения предлагается развивать у курсантов и у студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, преимущественно силу и силовую выносливость [6].

На основе изучения динамики развития у военнослужащих основных физических качеств мы пришли к выводу о целесообразности проведения занятий по физической подготовке в начальный период преимущественно комплексным методом.

Уменьшение вариативности групповых показателей по физической подготовленности - одна из трех основных задач начального периода обучения, второй задачей является обеспечение минимального уровня развития комплекса физических качеств, необходимых для успешного овладения основными военно-прикладными навыками, третьей задачей - обеспечение психофизиологической адаптации организма к специфическим условиям военной службы. При высоком уровне физической подготовленности решение этих задач менее критично в выборе средств, методов и их применения, а следовательно, и планирования [7].

Выявленная динамика развития исследуемых физических качеств у студентов различных курсов, обучающихся на военно-морской кафедре ФВО СПбГУ ИТМО, также носит гетерохронный характер. Анализ статистического материала позволяет сделать вывод о том, что показатели уровня физической подготовленности студентов изменяются с определенной периодичностью. Наибольший рост всех показателей наблюдался, в основном, к периоду завершения 2-го курса обучения в университете. В дальнейшем на последующих курсах тенденция улучшения показателей, в основном на 3-м курсе, сохранялась, но темпы роста были незначительны. Начиная с 4-го курса и особенно на 5-м курсе, наблюдается значительное ухудшение показателей уровня физической подготовленности.

Показатели силы (подтягивание на перекладине) в наибольшей мере возросли на

2-м курсе обучения - на 16,8% (р<0,5). Затем их улучшение протекало более медленно и к 3-му курсу составило 5,9% (р>0,05), а затем наблюдается снижение результатов, начиная с 8-го семестра. Динамика показателей развития ловкости (комплексное акробатическое упражнение) аналогична динамике показателей развития быстроты (бег на 100 метров), которая характеризуется плавным, практически равномерным повышением результатов от курса к курсу, наибольший прирост результатов зафиксирован между

3-м и 4-м курсами (р>0,05), а затем наблюдается ухудшение результатов.

Группы испытуемых показатели

ЧСС Артериальное давление мм.рт.ст. Проба Генчи (с) Проба Штанге (с) Степ-тест (60-70) ед. на ед. МОК КВ КЭК

(уд/мин) тах тт

3 курс X 68,23 118 75,3 60,12 92,8 5,2 3806 14 36,7

±

т 0,81 0,98 0,69 3,43 4,08 0,29 99,45 0,4 1,04

4 курс X 69,51 118 70,4 59,8 90,9 5,25 3781 13,9 36,8

±

т 0,72 1,05 0,82 3,14 4,17 0,15 98,82 0,46 1,12

5 курс X 68,46 119 76,6 58,2 89,3 5,24 3710 13,9 34,4

±

т 0,71 0,91 0,72 3,1 3,78 0,31 99,71 0,4 0,98

Учебные сборы X 70,12 121 74,2 58,1 88,6 5,23 3701 13,7 34,3

±

т 0,71 0,98 0,79 3,25 3,98 0,28 98,69 0,41 0,87

Таблица 2. Динамика основных функциональных показателей у студентов, обучающихся на военно-морской кафедре ФВО СПбГУ ИТМО в период обучения

Рассматривая динамику показателей развития выносливости (бег на 3000 метров), необходимо отметить наиболее низкий рост результатов из всех рассматриваемых нами показателей. В целом наибольшие положительные сдвиги в приросте физических качеств происходят на 2 и 3 курсах обучения.

Специальные исследования показали, что на начальных этапах физической тренировки независимо от ее направленности происходит увеличение показателей силы, быстроты и выносливости, т.е. наблюдается взаимосвязь развития физических качеств [8]. В процессе обучения на старших курсах влияние этих факторов, видимо, не оказывает такого положительного воздействия на состояние физической подготовленности студентов, при котором бы продолжалось его последовательное улучшение.

По нашему мнению, помимо объективных причин снижения уровня физической подготовленности студентов старших курсов университета, необходимо отметить уменьшение количества часов, выделяемых на «Физическую культуру» на 4-м курсе, и отсутствие занятий по физической культуре на 5-м курсе. Что касается динамики других показателей физической готовности студентов, обучающихся на военно-морской кафедре ФВО СПбГУ ИТМО (физического развития и функционального состояния -табл. 2 и 3), то следует заключить, что здесь наблюдаются сходные тенденции - до 3-го курса включительно идут прогрессивные изменения, а затем наблюдается их стабилизация или незначительный спад.

показатели

Курсы обучения Рост Вес ОГК ЖЕЛ Индекс Индекс

(см) (кг) (см) (мл) Габса Кетле

X 176,2 73,7 96,1 4382 78,2

3 курс ± 379,8

т 1,15 1,12 0,92 83,41 1,01

X 173,4 72,8 97,1 4398 79,01

4 курс ± 402,3

т 1,21 1,02 0,94 84,37 0,99

X 180 73,76 95,2 4377 78,9

5 курс ± 390,3

т 1,27 1,08 0,93 92,7 1,12

X 173,8 76,5 94,6 4372 78,4

Учебные сборы ± 391,2

т 1,25 1,41 0,98 91,6 1,04

Таблица 3. Динамика показателей физического развития у студентов, обучающихся на военно-морской кафедре ФВО СПбГУ ИТМО в период обучения

Проведенный анализ динамики отдельных показателей физической готовности студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военно-морской кафедре ФВО СПбГУИТМО по этапам их профессионального становления за период обучения позволяет сделать следующие выводы:

1. Используемые в настоящее время средства и методы физического воспитания студентов обеспечивают у них определенный уровень развития показателей физической готовности до 4-го курса. Уровень физической подготовленности за период обучения проходит три качественных состояния: первый связан с подъемом на 1 и 2 курсах; второй характерен стабилизацией на 3-м курсе и 7 семестре обучения; третий свя-

зан с достоверным снижением показателей физических качеств, начиная с 8-го семестра и особенно на 5-м курсе.

2. На последовательных этапах подготовки студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, не учитываются специальные требования к содержанию и направленности физической подготовки в соответствии с их будущей военно-профессиональной деятельностью в случае их призыва на действительную военную службу на первичные офицерские должности. Основной причиной создавшегося положения можно считать отсутствие современной научно обоснованной программы по физической подготовке для студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

В этой связи одним из главных путей совершенствования физической подготовки студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, является обоснование программы физической подготовки для студентов, обучающихся на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Литература

1. Попов Л.П. Диссертация канд. пед. н. Л.: ВИФК, 1978. 248 с.

2. Войтицкий О.Н. О механизмах переноса физической подготовки на профессиональное обучение курсантов вузов. / Проблема отбора кандидатов в высшие военно-учебные заведения. Л., 1983. 36 с.

3. Джамгаров Т.Т. О зависимости между уровнем развития волевых качеств (решимости и смелости) и физической подготовленностью в процессе физического воспитания. / Научная конференция, посвященная итогам НИР ГДОИФК имени П.Ф. Лес-гафта за 1961 год. Вып.3. Л., 1961. 54 с.

4. Волков К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. Л.: Изд. ЛКВВИКА имени А.Ф. Можайского, 1960. 109 с.

5. Черников Н.Г. Диссертация канд. пед. н. Л.: ВИФК, 1985. 240 с.

6. Болотин А.Э. Диссертация канд. пед. н. Л.: ВИФК, 1988. 238 с.

7. Иванов С.М. Диссертация канд. пед. н. СПб, ВИФК, 2004. 74 с.

8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Ф и С, 1970. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.