Научная статья на тему 'Динамика и взаимосвязь индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов в процессе обучения'

Динамика и взаимосвязь индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТАДИИ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYNERGETIC APPROACH / INTERACTIVE TRAINING / STUDENT SELF-ORGANIZATION / COLLECTIVE SELFORGANIZATION / STAGES OF PROCESS OF SELF-ORGANIZATION / JOINT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Виталина Анатольевна

В рассмотрение механизмов реализации интерактивных методов синергетический подход позволяет привнести новый характер стадиальности коллективной самоорганизации, принцип неустойчивости коллективной и индивидуальной активности и понятие об автоколебательном режиме этой активности. В русле данного подхода подчеркивается взаимосвязь процессов личностной и коллективной самоорганизации; выявляются определенные периоды дезорганизации коллективной и индивидуальной деятельности; конкретизируются причины этой дезорганизации; раскрываются особенности личностной самоорганизации в зависимости от уровня психической активности обучаемого. Динамика самоорганизации включает три стадии: зарождения коллектива, его функционирования и развития, и «универсальной» стадии, высокого уровня развития коллектива, обеспечивающего полные условия для самореализации всех его членов. Каждая стадия включает две фазы, которые отражают автоколебательный режим активности коллектива и индивида. В первой фазе доминируют процессы дифференциации коллектива и учебно-предметного содержания обучения вследствие направляющей активности преподавателя («руководителя»). Во второй фазе возрастает индивидуальная активность каждого индивида, направленная на интеграцию коллективных процессов и достижение совместной деятельности. Каждая стадия протекает циклически, пока не достигнет своего завершения. Самоорганизация коллектива и самоорганизация индивидуальной активности взаимосвязанные процессы, подчиняющиеся действиям одних и тех же факторов. Выделяют три основных фактора самоорганизации: целевой, нормативный (система действий) и контрольнооценочный. Каждый из факторов включает учебнопредметный (содержательный) и социальный (смысловой) аспект. Целевой фактор является системообразующим, его действие оказывает решающее влияние на процессы самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND INTERRELATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING

In consideration of the mechanisms for implementing interactive methods, the synergistic approach allows us to introduce a new character at the stage of collective self-organization, the principle of instability of collective and individual activity, and the notion of an oscillatory mode of this activity. In line with this approach, the relationship between the processes of personal and collective selforganization is emphasized; certain periods of disorganization of collective and individual activities are revealed; the causes of this disorganization are specified; reveals the characteristics of personal self-organization, depending on the level of mental activity of the trainee. The dynamics of selforganization includes three stages: the "birth" of the collective, its functioning and development, and the "universal" stage, the high level of development of the collective, which provides full conditions for the self-realization of all its members. Each stage includes two phases, which reflect the self-oscillatory mode of activity of the collective and the individual. The first phase is dominated by the processes of differentiation of the collective and the educational content of the teaching as a result of the directing activity of the teacher ("leader"). In the second phase, the individual activity of each individual increases, aimed at the integration of collective processes and the achievement of joint activities. Each stage proceeds cyclically until it reaches its completion. Self-organization of the collective and the self-organization of individual activity are interrelated processes that are subject to the actions of the same factors. There are three main factors of self-organization: the target, the regulatory (the system of actions) and the control and evaluation. Each of the factors includes the educational-objective (content) and social (semantic) aspect. The target factor is system-forming; its effect has a decisive influence on the processes of self-organization.

Текст научной работы на тему «Динамика и взаимосвязь индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов в процессе обучения»

УДК 159.923.2

ШВЕЦОВА Виталина Анатольевна Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Россия khalanskaya@bsu.edu.ru

ДИНАМИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В рассмотрение механизмов реализации интерактивных методов синергетический подход позволяет привнести новый характер стадиальности коллективной самоорганизации, принцип неустойчивости коллективной и индивидуальной активности и понятие об автоколебательном режиме этой активности. В русле данного подхода подчеркивается взаимосвязь процессов личностной и коллективной самоорганизации; выявляются определенные периоды дезорганизации коллективной и индивидуальной деятельности; конкретизируются причины этой дезорганизации; раскрываются особенности личностной самоорганизации в зависимости от уровня психической активности обучаемого. Динамика самоорганизации включает три стадии: зарождения коллектива, его функционирования и развития, и «универсальной» стадии, высокого уровня развития коллектива, обеспечивающего полные условия для самореализации всех его членов. Каждая стадия включает две фазы, которые отражают автоколебательный режим активности коллектива и индивида. В первой фазе доминируют процессы дифференциации коллектива и учебно-предметного содержания обучения вследствие направляющей активности преподавателя («руководителя»). Во второй фазе возрастает индивидуальная активность каждого индивида, направленная на интеграцию коллективных процессов и достижение совместной деятельности. Каждая стадия протекает циклически, пока не достигнет своего завершения. Самоорганизация коллектива и самоорганизация индивидуальной активности - взаимосвязанные процессы, подчиняющиеся действиям одних и тех же факторов. Выделяют три основных фактора самоорганизации: целевой, нормативный (система действий) и контрольно-оценочный. Каждый из факторов включает учебно-предметный (содержательный) и социальный (смысловой) аспект. Целевой фактор является системообразующим, его действие оказывает решающее влияние на процессы самоорганизации.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-254-258

Vitalina A. SHVETSOVA

Belgorod National Research University Belgorod, Russia khalanskaya@bsu.edu.ru

DYNAMICS AND INTERRELATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING

In consideration of the mechanisms for implementing interactive methods, the synergistic approach allows us to introduce a new character at the stage of collective self-organization, the principle of instability of collective and individual activity, and the notion of an oscillatory mode of this activity. In line with this approach, the relationship between the processes of personal and collective self-organization is emphasized; certain periods of disorganization of collective and individual activities are revealed; the causes of this disorganization are specified; reveals the characteristics of personal self-organization, depending on the level of mental activity of the trainee. The dynamics of self-organization includes three stages: the "birth" of the collective, its functioning and development, and the "universal" stage, the high level of development of the collective, which provides full conditions for the self-realization of all its members. Each stage includes two phases, which reflect the self-oscillatory mode of activity of the collective and the individual. The first phase is dominated by the processes of differentiation of the collective and the educational content of the teaching as a result of the directing activity of the teacher ("leader"). In the second phase, the individual activity of each individual increases, aimed at the integration of collective processes and the achievement of joint activities. Each stage proceeds cyclically until it reaches its completion. Self-organization of the collective and the self-organization of individual activity are interrelated processes that are subject to the actions of the same factors. There are three main factors of self-organization: the target, the regulatory (the system of actions) and the control and evaluation. Each of the factors includes the educational-objective (content) and social (semantic) aspect. The target factor is system-forming; its effect has a decisive influence on the processes of self-organization.

Ключевые слова: синергетической подход, интерактивное обучение, самоорганизация личности студента, коллективная самоорганизация, стадии процесса самоорганизации, совместная деятельность.

Keywords: synergetic approach, interactive training, student self-organization, collective self-organization, stages of process of self-organization, joint activities

В рассмотрение динамики и взаимосвязи индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов в процессе обучения синергетическая концепция позволяет привнести новый характер стадиальности, принцип неустойчивости и принцип автоколебательного режима активности системы [1; 2; 3; 4]. Два уровня

самоорганизации, коллективный и индивидуальный, традиционно выделяли ученые в рамках системного подхода [5]. Наиболее эффективно взаимосвязь процессов коллективной и индивидуальной самоорганизации проявляется в интерактивном обучении, например в ходе ролевой или «деловой» игры. С точки зрения синергетики процесс коллективной и индивидуальной самоорганизации включает три стадии [1; 2]. Первая стадия самоорганизации разворачивается в реальной учебной ситуации под руководством преподавателя и заканчивается формированием ядра игрового комплекса, то есть принятием коллективной игровой цели и распределением игровых ролей.

Вторая стадия разворачивается в игровой ситуации и характеризуется совместной деятельностью обучаемых в пределах своих ролевых функций. Наиболее благоприятные условия для творческой самореализации на этой стадии имеют участники, исполняющие роли руководителей («директор школы», «учитель» и т.д.). Третья стадия - «универсальная» - достигается редко, при высоком уровне развития учебного коллектива и высокой социальной компетентности каждого участника игры. Она характеризуется гибкой демократической структурой игрового коллектива, взаимозаменяемостью «ролевых» функций и возможностью для обучаемого смены роли. На данной стадии организация коллектива обеспечивает равные условия для творческой самореализации каждого субъекта.

Самоорганизация коллектива и самоорганизация индивидуальной активности - взаимосвязанные процессы, подчиняющиеся действиям одних и тех же факторов. Опираясь на структуру деятельности как единицу анализа совместной и индивидуальной деятельности, выделим три основных фактора самоорганизации: целевой, нормативный (система действий) и контрольно-оценочный. Каждый из факторов включает учебно-предметный (содержательный) и социальный (смысловой) аспект [5]. Целевой фактор является системообразующим, его действие оказывает решающее влияние на процессы самоорганизации в первой стадии.

В первой фазе первой стадии механизм реализации действия целевого фактора на уровне коллективной самоорганизации представлен процессом зарождения цели совместной деятельности. Цель задается педагогом, выполняющим функцию руководителя коллектива обучаемых, и дифференцируется на систему задач. На уровне самоорганизации личности осуществляется процесс индивидуального целеобразования: ориентациия в системе заданий, выявление личностно-значимых задач. Действие нормативного фактора на уровне коллективной самоорганизации реализуется в системе требований педагога к знаниям, умениям и навыкам обучаемых (предметно-содержательный аспект) и к социальной компетентности, выявляющей значение функций той или иной игровой роли. На уровне личностной самоорганизации происходит процесс ориентации в требованиях предметно-содержательного характера и выбор «роли», соответствующей личностно-значимой цели [6].

Контрольно-оценочный фактор в первой фазе на уровне коллективной самоорганизации представлен контролирующими действиями преподавателя, который руководит процессом ознакомления студентов с условиями игры и оценивает их степень усвоения. На уровне самоорганизации личности включаются процессы саморегуляции, мобилизующие активность участников на достижение индивидуальной цели, происходит самооценка своих возможностей и своего выбора, принятие ответственности за функционирование своей игровой роли.

Во второй фазе действие целевого фактора в коллективной самоорганизации реализуется в процессах формирования цели совместной деятельности. На уровне индивидуальной самоорганизации происходит принятие коллективной цели в результате соотнесения «ролевой» задачи с общей целью. Действие норма-

тивного фактора в коллективной самоорганизации представлено процессами формирования игрового коллектива. Осуществляется выработка коллективных норм, соотносится предметное содержание и операционально-технические действия той или иной роли. На уровне индивидуальной самоорганизации осуществляется принятие ответственности за функционирование коллектива в целом, достижение общей цели, принятие коллективных норм и правил. Здесь преподаватель из «руководящей» роли переходит к выполнению функций эксперта-консультанта, так как формируется «управленческая система» игрового коллектива [6].

Контрольно-оценочный фактор на уровне коллективной самоорганизации реализуется в процессах формирования системы группового контроля; организуется группа экспертов, выделяются этапы и формы контроля (индивидуального и группового), разрабатываются критерии оценки индивидуальной и совместной деятельности. На уровне самоорганизации личности включаются процессы саморегуляции, направленные на достижение коллективной цели. Осуществляется прогностическая оценка своего вклада в достижение цели совместной деятельности.

Следуя намеченной схеме самоорганизации коллектива и личности студентов, можно выделить неустойчивые состояния коллектива и индивида на первой стадии, детерминированные основными факторами. Так, в первой фазе источником напряженности и дезорганизации в коллективе студентов могут быть следующие недостатки в деятельности преподавателя (руководителя игрового коллектива): недостаточно четко сформулированы цели и задачи коллективной деятельности; недостаточно раскрыта предметно-содержательная сторона игры, предоставлена неполная информация о составе социальных ролей и их функциях; недостаточный контроль процесса ознакомления и усвоения студентами исходных условий деловой игры [6]. Личностная дезорганизация может проявляться: в трудностях индивидуального целеобразования; в плохой ориентации в предметно-содержательной стороне игры и неопределенности, трудности выбора «роли»; в неадекватной оценке своих возможностей, неудовлетворенности своим выбором и слабой саморегуляции активности.

Во второй фазе неустойчивое состояние коллектива может проявляться: в несформированности цели совместной деятельности, то есть общую цель приняли не все участники игры; в несформированности «управляющей системы» и коллективных норм, обусловленной столкновением учеников в «борьбе» за одни и те же «роли» и отказом от других, а также столкновением индивидуальных ценностей и установок; отсутствием или недостаточной сформированностью системы группового контроля, неопределенностью этапов и форм контроля. Неустойчивое состояние отдельной личности студента может проявляться: в непринятии коллективной цели, то есть в отсутствии видения собственной задачи в контексте общей цели; в непринятии коллективных норм и ответственности за функционирование коллектива в целом; в неадекватной оценке функции своей роли для достижения общей цели, в неудовлетворенности ее значимостью и, как следствие, низкой мобилизации активности, направленной на достижение цели совместной деятельности.

Самоорганизация коллектива и личности студентов происходит одновременно, как две стороны одного процесса. Расхождение в скорости протекания процессов самоорганизации коллектива и индивида возникает в пределах одной фазы, которая регулируется автоколебательными процессами (дифференциацией и интеграцией) и действием относительно доминирующего фактора. Переход во вторую стадию самоорганизации осуществляется при достаточном «сглаживании» неустойчивых состояний, преодолении противоречий и устранении меха-

низмов, дезорганизующих индивидуальную и совместную деятельность студентов [7].

В первой фазе второй стадии относительно доминирует действие нормативного фактора. На уровне коллективной самоорганизации осуществляется поэтапная реализация общей цели. «Управляющая система» имеет жесткую структуру, она задает нормы социальной среды, предметное содержание и последовательность операционно-технических действий каждого участника. На уровне личностной самоорганизации происходит реализация индивидуальной цели в условиях функционирования игровой роли. Действие контрольно-оценивающего фактора на уровне коллективной самоорганизации реализуется в системе группового контроля. Однако основная контролирующая функция в этой фазе принадлежит роли «руководителя». В соответствии с задачами совместной деятельности он контролирует, стимулирует и ограничивает индивидуальную активность каждого студента.

В личностной самоорганизации действие контрольно-оценивающего фактора сопряжено с саморегуляцией индивидуальной активности в соответствии с ролевыми действиями и функциями. При завершении ролевых функций осуществляется самооценка степени достижения цели индивидуальной деятельности. Во второй фазе второй стадии доминирует контрольно-оценивающий фактор. На уровне коллективной самоорганизации осуществляется оценка экспертной группой следующих параметров группового взаимодействия: степени достижения общей цели; коллективных норм, способствующих совместной деятельности или ее дезорганизующих; работы системы группового контроля и собственной (экспертной группы) деятельности. На уровне личностной самоорганизации осуществляется самостоятельная оценка каждым индивидом степени реализации общей цели, своего вклада в ее достижение и остальных параметров совместной деятельности, оцениваемых экспертной группой.

Неустойчивое состояние коллектива в первой фазе возникает, прежде всего, под влиянием нормативного факторы. Оно проявляется в дезорганизации совместной деятельности и может быть вызвано: нарушением процесса реализации системы задач, связанное с «выпадением» отдельных участков совместной деятельности, то есть с дезорганизацией функций некоторых «ролей»; нарушением системы межролевого взаимодействия, обусловленного размытостью, неопределенностью коллективных норм; недостатками контролирующей деятельности игрового «руководителя».

Таким образом, динамика самоорганизации индивида протекает в тесной связи с коллективной самоорганизацией. Эти процессы проходят одни и те же стадии и фазы. На границе двух фаз возникает неустойчивое состояние, отражающее трудности взаимопереходов совместной деятельности в индивидуальную работу и наоборот. На процесс индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов решающее влияние оказывают одни и те же факторы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Поддубный Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. - Белгород: ПОЛЛИТЕРРА, 2003. - 152 с.

2. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 152 с.

3. Силяева Е.Г. Социализация личности с позиции синергетики. Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 127-139.

4. Синергетика и психология: Вып. 2. Социальные процессы: Тексты / Ред. И.Н. Трофимова. - М.: Янус-К, 2000. - 272 с.

5. Вербицкий А.А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

6. Халанская В.А. Самоорганизация личности студента в процессе обучения с помощью активных методов. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 186 с.

7. Халанская В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 2006. - 24 с.

REFERENCES

1. Poddubny N.V. Psikhologiya i sinergetika: metodologicheskiy aspect. [Psychology and synergetics: the methodological aspect]. Belgorod: "POLLITERRA", 2003, 152 p. (in Russ.).

2. Prokhorov A.O. Psikhologiya neravnovesnykh sostoyaniy. [Psychology of nonequilibrium states]. Moscow: Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 1998, 152 p. (in Russ.).

3. Silyaeva E.G. Sotsializatsiya lichnosti s pozitsii sinergetiki. Sinergetika: chelovek, obshchestvo. [Socialization of the individual from the position of synergetics. Synergetics: people, society]. Moscow: Publishing house RAGS, 2000, Pp. 127-139. (in Russ.).

4. Sinergetika i psikhologiya: Vyp.2. Sotsial'nye protsessy: Teksty. [Synergetics and psychology: Issue 2. Social processes: Texts]. Editor I.N. Trofimova. Moscow: Publishing house Yanus-K, 2000, 272 p. (in Russ.).

5. Verbitskiy A.A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. [Competence approach and the theory of contextual learning]. Moscow: IC PKPS, 2004, 84 p. (in Russ.).

6. Khalanskaya V.A. Samoorganizatsiya lichnosti studenta v protsesse obucheniya s pomoshch'yu ak-tivnykh metodov. [Self-organization of the student's personality in the process of learning with the help of active methods]. Moscow: Publishing house SGU, 2010, 186 p. (in Russ.).

7. Khalanskaya V.A. Protsess samoorganizatsii lichnosti studentov pri izuchenii psikhologii s pomoshch'yu aktivnykh metodov obucheniya. [The process of self-organization of the personality of students in the study of psychology with the help of active teaching methods]: The diss. author's abstract on the degree of cand. of psycholog. sciences. Kursk: Publishing house of KSU, 2006, 24 p. (in Russ.).

Информация об авторе:

Швецова Виталина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и клинической психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия khalanskaya@bsu.edu.ru

Получена: 07.04.2017

Для цитирования: Швецова В.А., Динамика и взаимосвязь индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов в процессе обучения. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 254-258.

001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-254-258.

Information about the author:

Vitalina A. Shvetsova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General and Clinical Psychology, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia khalanskaya@bsu.edu.ru

Received: 07.04.2017

For citation: Shvetsova V.A., Dynamics and interrelation of individual and collective self-organization of students in the process of training. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 254-258.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-254-258. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.