Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ'

ДИНАМИКА И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / регионы Северного морского пути / инфраструктура / численность населения / миграция / отток / обеспеченность трудовыми ресурсами / socio-economic development / regions of the Northern Sea Route / infrastructure / population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханнанова Светлана Анатольевна

Одним из важнейших инфраструктурных проектов развития российской Арктики является Северный морской путь. Развитие СМП позволит снизить затраты на транспортировку грузов, а также получать доходы от прохождения иностранных судов по территориальным водам России. Масштабные инфраструктурные проекты СМП предполагают достаточную обеспеченность ресурсами. Среди мероприятий в рамках федерального проекта выделены строительство и модернизация инфраструктуры, спасательного флота, судов ледового класса, атомных ледоколов, создание цифровой экосистемы СМП, строительство терминалов СПГ, нефтяных и угольных терминалов. Финансирование проектов происходит за счет федерального бюджета и инвестиций крупнейших компаний. Сырьевые ресурсы по большей части добываются на пути СМП, свободные земельные ресурсы представлены в изобилии. Основной сложностью в обеспечении бесперебойной работы СМП является обеспечение компетентными трудовыми ресурсами. В статье проводится исследование социально-экономических показателей, влияющих на актуальное состояние трудовых ресурсов в регионах СМП. Исследование проводится методом анализа статистических данных, представленных в отчетах о региональном развитии, изучения перспективных планов, утвержденных государственными органами РФ. В результате выявлены такие проблемы развития северных регионов как: неравномерность промышленно-хозяйственного освоения территорий, низкая плотность постоянно проживающего населения, стабильный отток квалифицированного трудоспособного населения, значительный процент аварийного жилого фонда при высокой стоимости квадратного метра и нехватка современных инфраструктурных объектов, малая заполняемость учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, их удаленность от портов СМП. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ханнанова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND QUESTIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE REGIONS

One of the most important infrastructure projects for the development of the Russian Arctic is the Northern Sea Route. The development of the NSR will reduce the cost of cargo transportation, as well as receive income from the passage of foreign vessels through the territorial waters of Russia. Large-scale infrastructure projects of the NSR assume sufficient availability of resources. Among the activities within the framework of the federal project, the construction and modernization of infrastructure, rescue fleet, ice-class vessels, nuclear icebreakers, the creation of a digital ecosystem of the NSR, the construction of LNG terminals, oil and coal terminals are highlighted. Projects are financed from the federal budget and investments of the largest companies (NOVATEK, ROSATOM, etc.). Raw materials are mostly extracted on the way of the NSR, free land resources are abundant. The main difficulty in ensuring the smooth operation of the NSR is the provision of competent human resources. The article examines the socio-economic indicators that affect the current state of labor resources in the regions of the NSR. The research is carried out by analyzing statistical data presented in reports on regional development, studying long-term plans approved by the state bodies of the Russian Federation. As a result, such problems of development of the northern regions as: uneven industrial and economic development of territories, low density of permanent residents, stable outflow of qualified able-bodied population, a significant percentage of emergency housing stock at high cost per square meter and lack of modern infrastructure facilities, low occupancy of secondary and higher vocational education institutions, their remoteness from the ports of the NSR. The recommendations made based on the results of the study can be applied in the formation of regional development programs.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

Научная статья

УДК 332.1 © С. А. Ханна-

нова

DOI: 10.24412/2225-82642023-4-124-129 Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регионы Северного морского пути, инфраструктура, численность населения, миграция, отток, обеспеченность трудовыми ресурсами Keywords: socio-economic development, regions of the Northern Sea Route, infrastructure, population

ДИНАМИКА И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Ханнанова С. А.1

Аннотация. Одним из важнейших инфраструктурных проектов развития российской Арктики является Северный морской путь. Развитие СМП позволит снизить затраты на транспортировку грузов, а также получать доходы от прохождения иностранных судов по территориальным водам России. Масштабные инфраструктурные проекты СМП предполагают достаточную обеспеченность ресурсами. Среди мероприятий в рамках федерального проекта выделены строительство и модернизация инфраструктуры, спасательного флота, судов ледового класса, атомных ледоколов, создание цифровой экосистемы СМП, строительство терминалов СПГ, нефтяных и угольных терминалов. Финансирование проектов происходит за счет федерального бюджета и инвестиций крупнейших компаний. Сырьевые ресурсы по большей части добываются на пути СМП, свободные земельные ресурсы представлены в изобилии. Основной сложностью в обеспечении бесперебойной работы СМП является обеспечение компетентными трудовыми ресурсами. В статье проводится исследование социально-экономических показателей, влияющих на актуальное состояние трудовых ресурсов в регионах СМП. Исследование проводится методом анализа статистических данных, представленных в отчетах о региональном развитии, изучения перспективных планов, утвержденных государственными органами РФ. В результате выявлены такие проблемы развития северных регионов как: неравномерность промышленно-хозяйственного освоения территорий, низкая плотность постоянно проживающего населения, стабильный отток квалифицированного трудоспособного населения, значительный процент аварийного жилого фонда при высокой стоимости квадратного метра и нехватка современных инфраструктурных объектов, малая заполняемость учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, их удаленность от портов СМП. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ регионального развития.

'Ханнанова Светлана Анатольевна — Набереж-ночелнинский институт Казанского федерального университета (Россия, Республика Татарстан, Набережные Челны, пр. Мира, 68/19)

E-mail: svetochka1989@ mail.ru

ORCID 0009-0006-97047236

Поступила в редакцию: 16.11.2023

DYNAMICS AND QUESTIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE REGIONS

Svetlana A. Khannanova

Naberezhnye Chelny Institute, Kazan Federal University

Abstract. One of the most important infrastructure projects for the development of the Russian Arctic is the Northern Sea Route. The development of the NSR will reduce the cost of cargo transportation, as well as receive income from the passage of foreign vessels through the territorial waters of Russia. Large-scale infrastructure projects of the NSR assume sufficient availability of resources. Among the activities within the framework of the federal project, the construction and modernization of infrastructure, rescue fleet, ice-class vessels, nuclear icebreakers, the creation of a digital ecosystem of the NSR, the construction of LNG terminals, oil and coal terminals are highlighted. Projects are financed from the federal budget and investments of the largest companies (NOVATEK, ROSATOM, etc.). Raw materials are mostly extracted on the way of the NSR, free land resources are abundant. The main difficulty in ensuring the smooth operation of the NSR is the provision of competent human resources.

The article examines the socio-economic indicators that affect the current state of labor resources in the regions of the NSR. The research is carried out by analyzing statistical data presented in reports on regional development, studying long-term plans approved by the state bodies of the Russian Federation. As a result, such problems of development of the northern regions as: uneven industrial and economic development of territories, low density ofpermanent residents, stable outflow of qualified able-bodied population, a significant percentage of emergency housing stock at high cost per square meter and lack of modern infrastructure facilities, low occupancy of secondary and higher vocational education institutions, their remoteness from the ports of the NSR. The recommendations made based on the results of the study can be applied in the formation of regional development programs.

ысокий экономический потенциал Арктики формируется не только из множества месторождений природных ископаемых, но и из возможностей Северного морского пути. В Указе Президента РФ № 645 от 26.10.2020 г. «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», среди наиболее значимых особенностей обозначены экстремальные природно-климатические условия, крайне низкая плотность населения, а также устойчивая связь с Северным морским путем. СМП проходит по 12 регионам Российской Федерации, кратчайшим образом соединяя западную и восточную части страны (рис.1). Арктическая трасса также соединена с крупнейшими судоходными реками, что позволяет снабжать труднодоступные регионы.

С развитием инфраструктуры для круглогодичного судоходства Северный морской путь станет транспортным коридором мирового значения. В 2019 году

Рис. 1. Состав регионов Северного морского пути

суммарной мощности морских портов до 83 млн тонн к 2025 году.

В настоящее время значительную долю ВРП в регионах СМП занимают:

1. Добыча полезных ископаемых (77,2% ВРП Ненецкого АО, 66,5% ВРП ЯНАО, 56,2% Магаданской области);

2. Обрабатывающие производства (40,7% ВРП Красноярского края, 32,0% ВРП Мурманской области, 17,8% ВРП Архангельской области);

3. Транспортировка и хранение (19,2% ВРП Приморского края, 16,2% ВРП Хабаровского края, 8,5% ВРП Архангельской области);

4. Сельское, лесное и рыболовное хозяйство (22,7% ВРП Камчатского края, 9,6% ВРП Мурманской области);

5. Обеспечение электроэнергией и водообеспе-чение (12,9% ВРП Чукотского АО).

Северный морской путь создаст условия для разра-

Мурманск (Мурманская область) Архангельск, Мезень (Архангельская область) Нарьян-Мар, В.ардндей, ДЫАбИМа (Ненецкий АО) £д£йПЗ.(Яыало- Ненецкий АО)

Игарка, Дудинка, Диксон, Хатанга (Красноярский край) Тнксн, Зеленый Мыс (Республика Якутия) П&В5&, Мыс Шмидта, Бухта Провидения, ЭШЖНШ1, Анадырь (Чукотский АО)

Петре павловск- Магадан Корсаков Ваннно Находка,

Камчатскнй (Магаданская (Сахалинская (Хабаровский Владивосток

(Камчат скин кр ай) область) область) край) (Приморский край)

по СМП было перевезено 31,5 тонн грузов, в 2020 — 32,98 тонн, в 2021 - 34,85 тонн, в 2022 — 34,34 тонны. В паспорте федерального проекта «Развитие Северного морского пути» целевым показателем является увеличение грузопотока до 80 млн тонн в 2024 году и до 150 млн тонн к 2030 году, а также увеличение

ботки новых месторождений, а также ускорит доставку грузов по РФ и за рубеж.

Самым населенным регионом среди регионов СМП является Красноярский край, там проживает более 2,8 млн человек, 42,8% из них проживает в г. Красноярске на удалении в 1300 км от портов СМП

Таблица 1.

Динамика численности и темп роста населения в регионах СМП

Регион СМП / год 1991 2000 2010 2023 Темп прироста 1991/2023

Мурманская область 1188785 941062 799765 658700 -0,45

Архангельская область 1568960 1390334 1237493 964304 -0,39

Ненецкий АО 51667 41174 42115 41383 -0,20

ЯНАО 488577 496282 524141 512387 0,05

Красноярский край 3163370 3022092 2832854 2845545 -0,10

Республика Якутия 1118983 962507 958338 997565 -0,11

Чукотский АО 158056 61613 51179 47840 -0,70

Камчатский край 487541 372308 323165 288730 -0,41

Магаданская область 384525 201974 159002 134315 -0,65

Сахалинская область 715333 569234 501279 460535 -0,36

Хабаровский край 1624704 1473876 1349230 1284090 -0,21

Приморский край 2309701 2141025 1965178 1820076 -0,21

(рис. 3). Следующим по численности является Приморский край, в нем проживает 1,82 млн человек, из них во Владивостоке — 33%, в Находке — 7%. Третье место занимает Хабаровский край с населением в 1,28 млн человек, из них в Хабаровске проживает 48%. Расстояние от Хабаровска до порта СМП Ванино — 388 км. Важно отметить, что на территориях регионов СМП располагаются военно-морские базы и станции исследователей северных широт, что также сказывается на динамике численности населения. Например, на территории Мурманской области базируется 80% численности Северного флота РФ, около 150 тысяч человек проживают в ЗАТО и военных гарнизонах.

По данным Госкомстата за период с 1991 по 2023 гг. в Чукотском АО и Магаданской области численность населения снизилась почти в 3 раза, в Мурманской, Архангельской, Сахалинской областях — почти в 2 раза. Незначительный прирост населения зафиксирован лишь в Ямало-Ненецком АО (табл. 1). Основными причинами оттока населения, помимо старения и естественной убыли, являются климатические и социально-экономические условия.

Плотность населения в половине регионов СМП ниже 1 человека на 1 квадратный километр, самым густонаселенным регионом является Приморский край (рис. 2). Показатели плотности населения довольно низкие, большие территории регионов СМП малопри-

Рис.3. Численность студентов в регионах СМП на 2022 год, тыс. чел.

годны для постоянного проживания. Для сравнения, плотность населения в Свердловской области — 21,82 чел/км2, Республике Татарстан — 58 чел/км2, в Краснодарском Крае — 77,09 чел/км2.

Важным фактором удержания населения является

возможность получения востребованного профессионального образования на территории региона. Общая численность студентов, получающих высшее образование в рамках регионов СМП составляет 205,4 тысяч человек, из них 32% обучается в Красноярском крае, среднее профессиональное — 267,7 тысяч человек, 25% также обучаются в Красноярском крае (рис. 3).

В университетах регионов СМП в том числе открыты образовательные программы, связанные непосредственно с освоением Арктики, однако существенная часть выпускников школ уезжает учиться в другие регионы и не возвращается, таким образом регионы СМП теряют перспективную часть населения.

В 2022 году на территории регионов СМП введено 4817 тыс. м2 жилья, лидерами по вводу жилья являются Красноярский край, Приморский край и республика. Меньше всего введено жилых домов в Чукотском АО и Магаданской области (см. рис. 4).

В соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ средняя рыночная стоимость 1 м2 жилого помещения регионов СМП в 2023 г. сопоставима со стоимостью жилья в г. Москва (165610 руб.), г. Санкт-Петербург (165315 руб.) и Краснодарском крае (155340 руб.) (см. рис. 5).

Серьезной проблемой регионов СМП является аварийное жильё. В Архангельской области деревянный фонд аварийного жилья включает 4800 домов,

Рис.2. Плотность населения регионов Северного Морского пути в 2023 году

где проживает более 74 тысяч человек. В Магаданской области аварийный фонд составляют 11% домов, в Камчатском крае — 19%, в Чукотском АО — 13%. Низкие показатели строительства жилья и его высокая стоимость обусловлены сложностью доставки строи-

Рис. 4. Показатели ввода жилых домов в эксплуатацию в 2022 гг., тыс. м2

Приморский край Ха&ароккий край Сахалинская о&лэсть Магаданская о&ласть Камчатский край Чукотский АО Респу&лика Якутия Красноярский край ЯНАО Ненецкий АО Архангельская область

123Б37

150560

■ 152344 14&266 1-й 5-1 - 155442

136414

92265

1266Б5

В6341 - 994^6

В550В

Рис. 5. Средняя рыночная стоимость квадратного метра жилого помещения на IV квартал 2023 года.

тельных материалов, дополнительными затратами на исследования рельефа и его подготовку, краткостью строительного сезона.

Величина прожиточного минимума в регионах Северного морского пути традиционно выше средних цифр по стране (рис. 6). Самый высокий уровень прожиточных минимумов установлен в Чукотском АО — в 2,5 раза выше значений по России, в Ненецком АО и Камчатском крае значения выше общероссийских в 1,8 раз.

Максимальное значение потребительских расходов на душу населения в 2021 году зарегистрировано в Сахалинской области — 46906 рублей, ЯНАО — 40122

руб. и Магаданской области — 40022 руб. Минимальное значение — в Красноярском крае — 28295 рублей.

В 2023 году 9 из 12 регионов СМП вошли в ТОП-15 по уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. В тройке лидеров Чукотский АО (130366 руб.), г. Москва (110239 руб.), ЯНАО (108604 руб.). Максимальные заработные платы в регионах Северного морского пути предлагают в сферах добычи полезных ископаемых, рыболовства, деятельности воздушного и космического транспорта - на территории Архангельской области расположен космодром Плесецк (см. рис. 7). Перечисленные сферы деятельности зачастую связаны с работами вахтовым методом

Рис. 6. Прожиточный минимум в регионах СМП, руб.

в тяжелых климатических условиях Полярного круга и вечной мерзлоты. Многие работы, актуальные для регионов СМП, попадают под определение «работы во вредных и опасных условиях труда». Высокие заработные платы также в сфере финансов и страхования, в частности страхования морских грузов.

Несмотря на высокие заработные платы, в половине регионов СМП 12-16,3% населения проживает за чертой бедности.

Семь регионов СМП получают дотации из федерального бюджета. Крупнейшим получателем дотаций является республика Якутия — более 159 млн руб. запланированы на 2023-2025 гг., на втором месте — Камчатский край, на третьем — Чукотский АО (рис. 8).

Дотации позволяют выровнять бюджетную обеспеченность регионов, основными направлениями затрат станут технологическое развитие и расширение инфраструктуры, обновление жилого фонда, обеспечение безопасности страны, а также выполнение социальных обязательств перед различными группами населения.

На основе проведенных исследований зафиксирован массовый отток населения со значительной долей лиц трудоспособного возраста и молодежи в большинстве регионов СМП. Основные причины: тяжелые климатические условия, высокие потребительские расходы даже на фоне заработных плат выше средних по стране, недостаточность возможности получения же-

Рис. 8. Дотации из федерального бюджета РФ на 2023-2025 гг.

лаемого профессионального образования, устаревший жилой фонд, рабочие места преимущественно с тяжелыми и опасными условиями труда. Относительно новой проблемой является замещение местного населения трудовыми мигрантами из стран Средней Азии с целью снижения уровня заработных плат.

Рекомендации по развитию регионов СМП в части удержания местного населения и привлечения трудовых мигрантов:

1. Строительство и модернизация инфраструктуры СМП;

2. Обновление жилого фонда, избавление от аварийного жилья, строительство современных общежитий, модернизация городской инфраструктуры, снижение стоимости жилья;

3. Развитие туристической и научно-исследовательской инфраструктуры регионов СМП, в том числе для формирования положительного образа Русского Севера;

4. Поддержка достойного уровня оплаты труда с соблюдением социальных гарантий жителям северных широт, социальная ответственность работодателей;

5. Контроль экологической ситуации на фоне запуска объектов СМП, так как в соответствии с современными тенденциями благоприятная окружающая среда является важным фактором при выборе места проживания.

Рис. 7. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2023 г.

П роизв одство газообр азного топл и ва Ремонт и монтаж машин и оборудования Производство химических веществ

П р о изв одство текстиля

Деятельность воздушного и космического транспорта

Финансоваяи стр ако вая деятел ьн ость Научные исследования и разработки Деятел ьн ость в одн оготр ансп о рта Рыболовство и рыбоводство Добыча полезны* ископаемых

155507

17-764,70

214047,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

101280,80 - 153С37,00

97,10 257620

0,00 100000,00 200000,00 300000,00 400000,00

I Чукотский АО ■ Приморский край «Сахалинская область Магаданская область

I Камчатский край «Архангельская область« Мурманская область

Библиографический список

1. Указ Президента РФ № 645 от 26.10.2020 г. «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 08.11.2023)

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения: 08.11.2023)

3. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.08.2023 № 619/пр

«О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года» (Зарегистрирован 27.09.2023 № 75342) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202309270009 (дата обращения: 08.11.2023)

4. Информация об основных результатах экономической деятельности, уровне жизни населения Мурманской области за январь-август 2023 года [Электронный ресурс]. URL: https://minec.gov-murman.ru/8.-zapiska-yanvar_avgust-2023.pdf (дата обращения: 10.11.2023)

5. Доклады Управления федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение за январь-август 2023 года» регионов Северного морского пути [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

6. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document/?id_4=301158 (дата обращения: 07.11.2023)

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 853 с.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 645 of 10/26/2020 «On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035» 2023. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45972.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2101-r dated 30.09.2018 «On approval of a comprehensive plan for modernization and expansion of the trunk infrastructure for the period up to 2024» 2023. URL: http://government.ru/docs/34297.

3. Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation dated 29.08.2023 No. 619/pr «On indicators of the average market value of one square meter of the total area of residential premises in the subjects of the Russian Federation for the IV quarter of 2023» (Registered 27.09.2023 No. 75342) 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202309270009.

4. Information on the main results of economic activity, the standard of living of the population of the Murmansk region for January-August 2023. URL: https://minec.gov-murman.ru/8.-zapiska-yanvar_avgust-2023.pdf.

5. Reports of the Department of the Federal State Statistics Service «Socio-economic situation for January-August 2023» of the regions of the Northern Sea Route. URL: https://rosstat.gov.ru.

6. Distribution of subsidies to equalize the budgetary provision of the subjects of the Russian Federation for 2023 and the planning period of 2024 and 2025. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=301158.

7. Regions of Russia. The main characteristics of the subjects of the Russian Federation. 2022: Stat. sat. / Rosstat. M., 2022. 853 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.