УДК 339.94
и.А. Александров ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАЗВИТИЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В современных условиях КНР вышла на первое место в мире по производству автомобилей. Настоящая статья посвящена анализу и обобщению основных факторов роста автомобилестроения КНР в современных условиях. Показано влияние внешнеэкономического фактора в повышении конкурентоспособности автомобильной промышленности страны.
Ключевые слова: КНР, автомобильная промышленность, мировой рынок автомобилей, внешняя торговля.
Ivan Alexandrov DYNAMICS AND STRUCTURE OF DEVELOPMENT
OF AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINA AT THE PRESENT STAGE
Abstract. China came out in modern conditions on the top in the world motor vehicles production. The present article is devoted to the analysis and generalization of major factors of growth of automotive industry of the People's Republic of China in modern conditions. Influence of the external economic factor in increase of competitiveness of automotive industry of the country is shown. Keywords: PRC, automotive industry, world motor vehicles market, external trade.
Для современной автомобильной промышленности КНР характерны самые высокие темпы роста в мире на протяжении последних двух десятилетий. Так, в последние десятилетия доля КНР в мировом автомобилестроении возрастала весьма существенно [4, с. 31]. Одновременно следует указать, что число производств автомобилей в КНР превысило 100, из которых около одной трети являются совместными. Для рынка автомобилей КНР характерен высокий уровень концентрации, поскольку на 10 крупнейших производителей автомобилей в 2013 г. пришлось 88 % совокупного выпуска автомобилей в стране. Причем показатель концентрации продолжает возрастать (+2 % к предыдущему году). Небольшие компании, как правило, не экспортируют автомобили, а в основном заняты отверточной сборкой из импортируемых комплектующих.
Высокий уровень цен и контроль со стороны государства за импортом позволил КНР, даже несмотря на рост импорта автомобилей, контролировать долю иностранных концернов на внутреннем рынке. Так, доля импорта на рынке автомобилей в КНР в 2013 г. составила лишь 5,4 % (в абсолютном выражении - 1,073 млн автомобилей). Более того, доля экспорта по сравнению с объемом продаж на рынке КНР находится на невысоком уровне - 872,4 тыс. автомобилей [7].
По прогнозам, сделанным в Китае, к 2020 г. автомобильный рынок страны утроится и доля Китая в мировом производстве автомобилей достигнет 50 %. До 2015 г. прогнозируется прирост до уровня 35 млн автомобилей [1].
Успешное реформирование экономики КНР, проводимое на протяжении последних трех десятилетий, привело к тому, что ВВП занимает уже второе место в мире по показателю номинального ВВП. Даже несмотря на негативное воздействие глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., темпы роста экономики страны в 2008-2013 гг. не снижались ниже 9,2 % [8, с. 157]. По всей видимости, влияние КНР в мировой экономике в результате усиления процессов ее глобализации возрастет, поскольку на современном этапе происходит рост объемов производства во всех отраслях национальной экономики, в частности, в автомобильной промышленности. Послекризисный 2009 г. характеризовался как наиболее динамичный для автомобильного рынка КНР, поскольку объем продаж впервые увеличился за год на 46 %, а доля легковых автомобилей, произведенных нацио-
© Александров И.А., 2014
нальными производителями, увеличилась до 30 %. Мы связываем такую динамику с ростом спроса, сдерживающимся в период кризиса, а также с новыми мерами, принятыми правительством в области государственного регулирования рынка автомобилей.
Большинство китайских автозаводов по форме организации представляют собой акционерные общества, среди которых встречаются как полностью частные компании, такие как Great Wall Motors Ltd., так и общества, в которых одним из участников, нередко основным, становится государство в лице администрации региона или государственной компании, например, Brilliance China Auto или Chery Automobile. Некоторые предприятия находятся под полным государственным контролем. Именно такими являются FAW и Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC), которые занимают лидирующие позиции по объему производства [2, с. 15].
Если анализировать географическое размещение производства автомобилей КНР, то следует учесть, что страна обладает большой территорией и, как следствие, существенно дифференцирована по географическому, демографическому и социально-экономическому признакам. Последнее выражается в серьезном различии между уровнем доходов приморских, центральных и западных регионов страны. Большая часть населения с высоким уровнем доходов сконцентрирована в мегаполисах в приморской части страны [5, с. 289]. Кроме того, доходы населения в приморских провинциях превосходят доходы населения, проживающего в сельских районах, более чем в три раза. Поэтому на шесть провинций Востока страны приходится более 50 % рынка автомобилей. В соответствии с имеющимися оценками, такая дифференциация в будущем будет только возрастать. Очевидно, что региональную дифференциацию в КНР необходимо учитывать ведущим компаниям при разработке стратегии маркетинга на внутреннем рынке страны.
В целом, автомобильные заводы территориально сконцентрированы в восточных и северовосточных провинциях страны, что объясняется более развитой на севере и востоке инфраструктурой, наличием морских портов и совершенной сетью транспортных коммуникаций, высоким уровнем урбанизации этих регионов, что способствует товарообмену.
Сложившаяся на сегодняшний день в КНР структура производства легковых автомобилей такова, что большая часть производимых легковых автомобилей приходится на долю совместных предприятий, образованных крупными китайскими корпорациями (SAIC, FAW, Dongfeng) и транснациональными автогигантами (Volkswagen, GM, Toyota, Hyundai).
В условиях нарастания неопределенности мировой экономики в целом произошли существенные изменения во внешнеэкономической политике Китая. Это отразилось, главным образом, на росте масштабов отраслевой и трансформации географической структуры прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая. Несмотря на то, что общая тенденция распределения больших объемов инвестиций сохраняется (большая их часть идет в географическом отношении в особые экономические зоны КНР, а в отраслевом - в добычу минерального сырья), наблюдается серьезный рост инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики КНР [3, с. 17].
Проводимая в течение последних 30-ти лет правительством КНР экономическая политика вызвала небывалый подъем во многих отраслях, и автомобильная промышленность является наглядным индикатором происходящих изменений, во многом определяя темпы и масштабы развития индустрии государства. Динамика производства автомобилей с 1998 по 2013 гг. демонстрирует интенсивное увеличение количества выпускаемых автомобилей, сменяемое непродолжительными периодами стагнации и незначительными спадами, обусловленными в основном кризисами региональной и мировой экономики, такими как азиатский финансовый кризис 1997 г. и мировой экономический кризис 2008 г., вызвавший наиболее резкую рецессию. Последний глобальный экономический кризис не помешал, а скорее способствовал занятию Китаем в 2008 г. первого места по количеству производимых автомобилей, число которых составило 17,2 % от общего количества производимых автомобилей в
мире. В целях стимулирования роста продаж новых автомобилей местного производства правительством КНР принимались такие меры, как предоставление скидок на покупку транспортных средств жителями села при ограничении количества единиц, продаваемых каждому лицу, снижение в период экономического кризиса топливных налогов и отмена налогов на покупку малолитражных автомобилей, субсидирование ставок по автокредитам, запуск программы утилизации подержанных автомобилей и замены их на новые. Планы Китая в области наращивания экспорта автомобилей были скорректированы в результате глобального финансово-экономического кризиса, поэтому в настоящее время объемы экспорта автомобилей из КНР остаются невысокими. В настоящее время возможности для наращивания экспорта автомобилей ограничены. Это связано с недостаточностью раскрученности брендов, отсутствием инновационного фактора, неупорядоченности экспортных поставок.
Следует указать, что большое влияние на корпоративную структуру автомобильной промышленности КНР оказало изменение показателя концентрации в национальной автомобильной промышленности: только с 1985 по 1998 гг. доля одной ведущей компании на рынке КНР снизилась с 19 до 15 %, доля двух ведущих компаний на рынке - с 38 до 25 %, доля трех ведущих компаний - с 43 до 34 % [6]. Это принципиально отличает автомобильную промышленность КНР от Южной Кореи и Японии, где в годы реформирования (1960-1970 гг.), напротив, нарастали процессы монополизации. Это связано с двумя ключевыми факторами: во-первых, экономической автономией провинций КНР, во-вторых, необходимостью создавать локальные компании для обеспечения занятости в том или ином регионе.
Если в качестве основных показателей развития компании рассматривать объем осуществляемых инвестиций и объем выручки, то безусловными лидерами на рынке автомобилей КНР являются зарубежные компании Volkswagen, Honda, Mazda, Nissan, General Motors, Hyundai, Toyota, Suzuki, а также китайские Tianjin Faw Xiali Automobile Co. Ltd., Dongfeng Motor Group Co. Ltd и Geely Automobile Holdings Ltd.
В целом на современном этапе автомобилестроение КНР является одним из наиболее динамично развивающихся во всем мире, о чем свидетельствуют хотя и вялые, но уже набирающие силу поставки автомобилей в зарубежные страны, а также ряд проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом, инициируемых китайской стороной. Уже сегодня в автомобильной промышленности Китая задействовано свыше 2 млн чел., а с учетом смежных отраслей - 12 млн чел.; активно развивается производство комплектующих.
К ключевым особенностям автомобильной промышленности КНР, которые определи ее интенсивное развитие, относятся:
- поддержка со стороны государства, направленная на формирование развитой сервисной сети и сети дистрибуции, увеличение субсидирование обновления старых марок автомобилей, развитие автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии, рост производства национальных марок автомобилей, приоритетные закупки автомобилей на социальные нужды;
- всемерное использование зарубежного опыта по следующим направлениям повышение внимания к стоимости бренда, поскольку планируется масштабный выход на зарубежный рынок новых национальных марок, использование преимуществ интернационализации производства, которая представляется одним из основных факторов прироста спроса на продукцию, повышенное внимание на качестве технологий производства автомобилей, особенно много внимания следует уделить кооперации предприятий в этой области;
- достижение компактности, небольшого объема двигателей и эстетичности производимых автомобилей, развитие инновационных технологий, развитие новых методов производства.
Библиографический список
1. Китайский автопром: как покорить мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visitchina.ru/ articles/all/kitayskiy_avtoprom_kak_pokorit_mir/
2. Морозов С.А., Коробов Д.Г. Автомобильная промышленность КНР: от истоков к перспективам // Журнал автомобильных инженеров. - 2012. - №2 (73).
3. Решетникова М.С. Трансформация государственной инновационной стратегии КНР под влиянием нарастания неопределенности мировой экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: РУДН, 2013.
4. Смирнов Е.Н. Автомобильные корпорации Германии: современные стратегии развития / Е.Н. Смирнов. -М.: Спутник+, 2004.
5. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие / Е.Н. Смирнов; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.
6. Huang Y. Selling China. Foreign Direct Investment During the Reform Era, Cambridge 2003.
7. The auto export declined in january [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.caam.org.cn/ AutomotivesStatistics/20140218/1105113950.html
8. World Economic Outlook 2013: Transition and Tensions. IMF, October 2013.