Научная статья на тему 'Динамика хозяйственно-экономической деятельности фирмы Бранобель в конце XIX - начале XX в'

Динамика хозяйственно-экономической деятельности фирмы Бранобель в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОБЕЛЬ / НЕФТЬ / БРАНОБЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИЗОБРЕТЕНИЯ / NOBEL / OIL / BRANOBEL / INNOVATION / ENTREPRENEURSHIP / INVENTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелуа Александр Аркадьевич

Предприятия семьи Нобель занимали ведущее место в российской экономике в XIX и в начале XX в. Их развитие в течение 70 лет происходило от простого к сложному и сопровождалось инновациями. Нобели внесли большой вклад в развитие военного дела, нефтяной промышленности, дизелестроения и других отраслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of economic activities of the company Branobel in late 19th and early 20th centuries

Enterprises of the Nobel Family occupied a leading place in the Russian economy in the 19th and early 20th century. Their development for 70 years came from the simple to the complex code and was accompanied by innovations. The Nobels have made great contribution to the development of military affairs, petroleum, diesel engine manufacturing, and other industries.

Текст научной работы на тему «Динамика хозяйственно-экономической деятельности фирмы Бранобель в конце XIX - начале XX в»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

111

А.А. МЕЛУА

Александр Аркадьевич МЕЛУА — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГЭУ.

В 2013 г. с отличием окончил магистратуру СПбГЭУ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — инновационное развитие предпринимательства в XIX в. (на примере фирм Нобелей).

^ ^ ^

ДИНАМИКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ БРАНОБЕЛЬ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.*

Предпринимательская деятельность Нобелей в России осуществлялась во многих отраслях экономики, но наиболее существенные результаты были получены в нефтяной промышленности. Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель (БраНобель) с капиталом 3 млн руб. было учреждено в 1879 г. Хотя работы велись на Кавказе, главная фирма, лаборатории и управление находились в Санкт-Петербурге (наб. Екатерининского канала). После появления на Кавказе Роберта Нобеля (1873 г.) нефтяное дело постепенно становилось одной из основных сфер деятельности русской части семьи Нобелей. С 1876 г. Людвиг Нобель стал управлять семейным производством, он же заложил основы для дальнейшего развития нефтеотрасли в регионе, которая в то время отличалась отсталыми методами хозяйствования. Сами Нобели указали на несколько основных направлений развития нефтепромышленности в конце XIX в.: работа на промыслах, создание нефтепроводов, создание и совершенствование заводов, перевозочных средств, открытие складов и представительств фирмы. На московских, всероссийских и международных выставках Нобели периодически представляли отчеты о своей деятельности. Получению ими высоких результатов способствовали экономические реформы России, одна из которых состояла в отмене в 1872 г. нефтяного откупа.

На Апшеронском полуострове осуществлялась разведка и добыча нефти. Переход от рытья колодцев к бурению скважин, с увеличением их глубины, позволил умножить объем добываемой нефти. Способы добычи и переработки нефти требовали огромных затрат, поэтому этим промыслом занимались немногие (эксплуатация буровой скважины требовала 5-10 тыс. руб. в год [4, с. 5]). С 1882 по 1995 г. число принадлежащих Нобелям буровых скважин возросло от нескольких до 220; к концу этого периода на нефтеперегонных заводах БраНобель ежегодно перерабатывалось до 70 млн пудов нефти. Несмотря на то, что только треть из принадлежащих им скважин активно эксплуатировалась, рост добычи вполне обеспечивался работой на этих скважинах. Здесь располагались 55 насосных станций, 169 паровых котлов, 180 насосов, 125 паровых машин, механические мастерские, электростанции и др. Прогрессивное развитие экономико-технологической базы происходило по всем направлениям деятельности Нобелей:

— в области транспортировки нефти и нефтепродуктов — от перевозки в бурдюках и на вьючных животных до создания машинотехнических систем транспортировки, нефтепроводов (перекачка нефти по первому нефтепроводу в 1878 г. стала обходиться в 1 коп. за пуд, тогда как перевозка ее на арбах стоила 9 коп. за пуд); применявшиеся деревянные суда были заменены на железные (несмотря на

ГРНТИ 06.51.61 © А.А. Мелуа, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Окрепилова.

112

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

высокую стоимость железных пароходов — более 200 тыс. руб.); созданный Нобелями флот являлся крупнейшим в стране в этой отрасли; заказы на проектирование и строительство судов размещались и в России, и в других странах; керосинопровод на Сурамском перевале впервые позволил преодолеть большие расстояния и значительную разницу высот, устранив препятствия, которые встречала российская нефть ранее, при использовании Закавказской железной дороги;

— создание железных барж-танкеров для перевозки нефтепродуктов, цистерн и инфраструктурных сооружений на железнодорожных станциях для перевозки нефтепродуктов по железной дороге, что позволило широко внедрить наливную перевозку нефтепродуктов;

— вместо бочечных складов со временем повсеместно в России были созданы железные резервуары;

— для зарождающейся машинной индустрии были разработаны и постоянно совершенствовались различные масла, использовались нефтяные остатки;

— использование местных ресурсов (например, русского колчедана взамен заграничной серы, как побочный продукт добывалась и медь) повышало рентабельность производства; повторное использование некоторых реагентов (например, щелочи в керосиновом производстве) также экономило ресурсы;

— усовершенствованный способ получения соды из хлористого натрия по способу Леблана и постройка содового завода также уменьшили закупку чужих дорогостоящих ресурсов;

— прежде легкие углеводороды (бензины) не использовались и выливались в море; Нобели построили бензиновый завод и организовали сбыт бензинов, одновременно проводя химические опыты по улучшению их качества;

— доведение нефтяных остатков до состояния, пригодного для использования в качестве топлива, позволило сократить вырубку лесов и составило конкуренцию угольному отоплению;

— успехи в получении керосина дали Нобелям керосиновую монополию в России; их преимущество проявилось также в создании потребительского безопасного вида керосина — у пиронафта температура вспышки выше 100° по Цельсию; расширилось его применение в быту, появились керосиновые лампы и устройства для нагревания;

— с целью сокращения расходов на доставку нефтепродуктов конечному потребителю, понижения их цены Нобели существенно уменьшили число посредников, организовав свои фирмы в крупных городах России, а за границей — акционерные общества с иностранным капиталом; эти задачи решались посредством собственного наливного парохода на Балтийском море и специально построенных наливных станций в Петербурге и Либаве.

С 1881 по 1892 г. Нобели увеличили производство нефтяных остатков в 17 раз — до 26 805 тыс. пудов [3, с. 87]. Проблемы пропорциональности между выпусками отдельных нефтепродуктов, эффективности и полноты перегонки нефти стояли особенно остро, порождая острые дискуссии на экономические и экологические темы. Известны выступления на заседаниях Императорского технического общества Д. Менделеева и Л. Нобеля, по-разному видевших решение этой проблемы. На заре создания нефтяного машиностроения Нобели активно занимались изобретательством. Так, запатентованные ими и инженерами их фирмы форсунки считались одними из лучших. С каждым годом расширялось применение нефтяного топлива на железнодорожном и водном транспорте.

Возрастание предпринимательской активности обеспечивалось работой созданных Нобелями химико-технологических лабораторий, тесным сотрудничеством с учеными и инженерами ряда российских институтов, благоприятной для рабочих социальной политикой. В «донобелевский» период для получения 1 пуда керосина требовалось 3 пуда нефти, остатки почти полностью выбрасывались, загрязняя окружающую среду и повышая цену керосина. Благодаря лабораториям и научным разработкам с течением времени удалось настолько усовершенствовать технологию, что отходов практически не стало, а это привело к снижению цены керосина для населения, остро в нем нуждавшегося. Приведем динамику цены за пуд керосина в Царицыне: 1877 г. — 1 руб. 85 коп., 1878 г. — 1 руб. 15 коп., 1879 г. — 75 коп., 1882 г. — 50 коп., 1890-е гг. — 15-25 коп.

Наливные пароходы, железные резервуары, цистерны, нефтепроводы и другие инновации в отрасли создавались крупными нефтепромышленниками. Нобель был одним из них, его даже нередко обвиняли в монополизации рынка. Но наряду с ними существовали маломощные фирмы, деятельность которых в большинстве случаев называли хищнической — они экономили на прогрессивных методах, стремясь любыми путями вывезти нефть. Земляные ямы для нефти, каменные и деревянные амбары часто соседствовали с железными резервуарами Нобелей. В этом плане нобелевские работники были

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

113

носителями прогрессивной культуры, образцом делового подхода к экономике. Экономический либерализм России в этом секторе экономики не регулировал появление маломощных фирм: если в 1878 г. таких фирм было 112, то в 1900 г. — 212. Только часть из них (прежде всего, за счет иностранного капитала) готова была по-государственному развивать дело. В 1900 г. 9,5 % крупных фирм добывали 69 % бакинской нефти [1].

Таблица

Динамика финансово-экономических показателей фирмы Бранобель (1883-1904 гг.), руб.

Наименование товаров, оборудования, активов 1883 1895 1904

Нефтяной провод в Баку 985,7 - 2166,9

Расходы по буровым работам - 751,2 2027,6

Расходы по разведочному бурению - 42,2 61,3

Земли, заводы, трубопроводы и разные сооружения на складах - 26 004,5 26 888,0

Общая стоимость заводов и складов 11 274,5 15 114,3 25 852,0

Стоимость пароходов, барж, имущества при них, всего 4427,3 7270,2 10 157,8

Общая стоимость вагонов 2643,1 2167,1 2725,0

Стоимость движимости в С.-Петербурге, инвентаря Правления и Химической лаборатории 45,0 406,3 836,3

Стоимость нефти и ее продуктов, всего в наличности в Баку, Астрахани, Царицыне, Саратове, Домнине, на складах при ж-д. станциях, тыс. руб. 2246,5 8848,1 26 991,0

Добыто нефти, тыс. пудов 15,5 88,4 133,1

Общая стоимость нефтяных продуктов 2246,5 7890,4 22766,7

Получено за нефтяные продукты - 29 883,8 72 994,3

Оплачено налогов по Правлению, разным складам, в Астрахани, в Баку, по пароходам - 157,1 640,4

Оплачено за фрахт железными дорогами, за границу морем, по Каспию, Волге, Дону, Оке и т. д., по Черному морю - 5688,2 17 205,1

Дебиторы 1189,8 4397,0 12 797,0

Дебиторы (неблагонадежные) - 33 450

Кредиторы 7542,1 3991,2 19 676,5

Материалы 1450,7 1788,4 2993,3

Дивиденды - 1200 1800,0

Выданные векселя - 458,7 10 823,8

Основной капитал Товарищества, тыс. руб. 10 000,0 15 000,0 15 000,0

Облигации 1672,1 1685,4 9014,9

Прибыль за год, тыс. руб. 3088,0 39 864,9 4088,0

Составлено автором на основе отчетов Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель. Различия в информативности по годам связаны с изменениями требований к отчетам, что проявилось в содержании имеющихся документов.

Проводя экономический анализ затрат на доставку в Европу нефтепродуктов «южным» (через Батуми) и «западным» путями, Нобели обнаружили, что западный путь выгоднее для России, так как добавляемая к базовой цене «транспортная составляющая» нефтепродукта в большей степени оставалась на российской территории, создавая новые рабочие места. Российские технологии внедрялись за границей, при строительстве Нобелями нефтестанций в Марселе, Дюнкирхене, Антверпене, Гамбурге, Гетеборге, в портах Англии и др.

Самостоятельным направлением явилось развитие химических технологий — от обыкновенных кубов перешли к непрерывной перегонке нефти. Разработки новых способов перегонки выполнялись совместно с российскими учеными и инженерами. Помимо увеличения производительности, непрерывная перегонка позволила вдвое сократить расход кислот и щелочей. Утилизация теплоты нефтяных остатков и пара, отрабатываемого в насосах, экономила затраты на топливо и воду. Освоив основное производство, у Нобелей появились дополнительные разработки, связанные с продвижением своей продукции. Одно из таких направлений — создание соляровых масел для увеличения световой способности светильного газа.

114

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Размещенные в Санкт-Петербурге и непосредственно на заводах химические лаборатории постоянно трудились над повышением качества выпускаемых нефтепродуктов, расширением их ассортимента. За первые 15 лет их работы только смазочных масел было выпущено около 4 млн сортов, что позволяло говорить об успешной деятельности Нобелей.

В заключение отметим, что успешное развитие нефтяной отрасли стало возможным, прежде всего, благодаря сетям инноваций, которые активно разрабатывались и внедрялись Нобелями. Эффективное взаимодействие профессионалов, способствующее прогрессу науки и техники, сыграло ключевую роль в развитии страны в период европейской интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байкин А. Монопольные цены и монопольно-высокие прибыли в нефтяной промышленности царской России // Экономические науки. 1959. № 1.

2. Бакинская нефтяная промышленность и Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель. Баку, 1896. 52 с.

3. Дьяконова И.А. Нобелевская корпорация в России. М., 1980.

4. Старцев К.И. Бакинская нефтяная промышленность. Баку, 1886.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.