Научная статья на тему 'Братья Нобели и Российская нефть: от инноваций к экономическому успеху'

Братья Нобели и Российская нефть: от инноваций к экономическому успеху Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2101
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРАТЬЯ НОБЕЛЬ / БАКИНСКАЯ НЕФТЬ / ИННОВАЦИИ В ДОБЫЧЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ / THE NOBEL BROTHERS / BAKU PETROLEUM / INNOVATIONS IN EXTRACTING AND PROCESSING PETROLEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Земляной Евгений Николаевич

Подробно описывается инновационно-хозяйственная деятельность братьев Нобель по добыче и переработке российской нефти в конце XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nobel brothers and Russian petroleum. From innovations to economic success

The article describes in detail the Nobel brothers’ innovative economic activities in extracting and processing Russian petroleum in the late 19th early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Братья Нобели и Российская нефть: от инноваций к экономическому успеху»

КАРАВАН ИСТОРИИ

Е.Н. Земляной

БРАТЬя НОБЕЛИ И РОССИЙСКАя НЕФТЬ.

от инноваций к экономическому успеху

Случайный приезд в Баку в 1874 г. шведского подданного Роберта Нобеля стал переломным событием в истории российских нефтяных промыслов. Предприимчивый швед искал в Закавказье редкую древесину (ореховый наплыв) для Ижорского оружейного завода, находившегося в аренде у одного из его братьев, а нашел выгодное приложение для семейного капитала и бурной инновационно-инженерной фантазии, которой были подвержены все представители делового семейства Нобелей. Роберт Нобель буквально зажегся идеей нефтедобычи.

Не откладывая, он арендовал у местных частников нефтеносные земли для бурения, а в 1875 г. приобрел у Тифлисского товарищества небольшой керосиновый завод. С этого времени здесь начались технические эксперименты. Убедившись в том, что нефтяной бизнес способен приносить баснословные прибыли, но одному ему крупное предприятие не потянуть, Роберт привлек к нефтяному делу своих братьев Людвига и Альфреда. Так в 1879 г. появилось на свет акционерное общество под названием «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». В считанные годы оно стало крупнейшим нефтепромышленным предприятием в России1.

Заметим, что в Баку в те годы наведывались и русские миллионеры, но большинство из них применения своим капиталам здесь не нашли. Так, известно, что в 1877 г. в Закавказье побывал известный золотопромышленник М.К. Сидоров, имевший нефтеносные земли на р. Печере в Архангельской губернии. Однако бакинская нефть его не заинтересовала. На следующий год Баку посетил миллионер С.М. Шибаев и рискнул построить здесь скромный завод по производству серной кислоты. Впоследствии предприятие было расширено за счет создания масляного производства и преобразовано в акционерное общество. Но конкурентом Нобелям С.М. Шибаев так и не стал, а через несколько лет его предприятие перешло к англичанам.

Главным козырем братьев Нобелей стала совершенная технология, что позволило планомерно наращивать масштаб нефтедобычи и расширить сбыт. Для повышения эффективности процесса бурения Нобели не только приобрели новейшую технику, но пригласили для работы классных специалистов из Северной Америки и Галиции. И не ошиблись: зарубеж-

ные мастера не только в совершенстве владели бурильной техникой, но отлично приспособились к местным геологическим условиям. В Баку они выработали уникальную систему бурения, которая не была похожа ни на американскую, ни на австрийскую. В созданных в Баку и Петербурге химических лабораториях постоянно проводили опыты по улучшению качества нефтепродуктов, соблюдался строгий контроль продукции на всех этапах нефтепереработки. Нобели первыми применили искусственное охлаждение нефтяных остатков, добиваясь непрерывности процесса перегонки нефти, разработали способ утилизации щелочных и кислотных отбросов после очистки дистиллятов купоросным маслом и едким натром, что дало возможность построить специальный завод по регенерации серной и азотной кислоты из отходов керосинового и масляного производств.

Для утилизации более легких погонов нефти, ранее просто сливавшихся в Каспийское море, товарищество Нобелей построило бензиновый завод, продукция которого реализовывалась на российском рынке для резиновых и костеобжигательных заводов. Сотрудники лабораторий провели большое количество опытов по усовершенствованию ламповых горелок, а также по разработке удобных приборов для сжигания жидкого топлива в разнообразных печных агрегатах - от комнатных до металлургических. Благодаря этому была создана особая «нобелевская» марка нефтепродуктов, вскоре ставшая брендом.

Единственным серьезным конкурентом для Нобелей оставался российский предприниматель и инженер-технолог Виктор Иванович Рагозин (1833-1901), автор первой в России книги по истории отрасли «Нефть и нефтяная промышленность»2. В г. Балахне Нижегородской губернии и в селе Константиново близ Ярославля он создал образцовые заводы, выпускавшие высококачественные смазочные масла (веретенное, машинное, вагонное зимнее и летнее) и неочищенный вазелин (себонафт). Продукция заводов Рагозина, как и продукция Нобелей, находила сбыт не только в России, но и за границей. Однако просуществовали заводы В.И. Рагозина недолго. Разорившись, предприниматель был вынужден свернуть свои опыты и перейти на службу на завод фирмы «С.М. Шибаев и К°», где с 1892 г. работал в лабораториях над проблемой утилизации отходов при обработке нефти.

Важным направлением инновационной деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было совершенствование транспортировки нефти и нефтепродуктов. До того как Нобели занялись решением данной проблемы, с промыслов до нефтеперерабатывающих заводов нефть перевозили на арбах в бурдюках и бочках. Такая перевозка была весьма дорогостоящей и связана со множеством хлопот. Владельцы керосиновых заводов, не имевшие собственных транспортных средств, находи-

лись в сильной зависимости не только от перевозчиков, но и от погодных условий.

Так возникла идея создания бакинского нефтепровода. Первоначально Нобели рассчитывали на то, что нефтепровод будет построен силами всех участвовавших в нефтедобыче предпринимателей, однако встретили равнодушное отношение к этому предложению со стороны других нефтедобытчиков. Начальным этапом строительства нефтепровода собственными силами, соединившего нефтепромыслы в Балаханах с нефтеперегонным заводом в Баку, стало создание нефтесборочной станции на промыслах и нефтеприемной станции в заводском районе. Далее необходимо было соединить эти станции. Первое время до и от обеих станций нефть доставлялась на лошадях. Уже это новшество привело к значительной экономии. Если до создания нефтепровода стоимость доставки одного пуда нефти составляла 10 коп., то теперь стоимость доставки пуда нефти сократилась до 2 коп. Протяженность первого нефтепровода составляла всего 12 км, а диаметр трубы - 75 мм.

Еще больший экономический эффект был получен после соединения нефтепромыслов с нефтесборочной станцией и нефтеприемной станции с нефтеперерабатывающим заводом. Это техническое решение позволило полностью отказаться как от повозок с бурдюками и бочками, так и от лошадей. Стоимость доставки пуда нефти снизилась до 0,5 коп.

Вскоре примеру Нобелей последовали другие нефтедобытчики и переработчики нефти. Наряду с нефтью по трубопроводам стали перегонять нефтяные остатки, керосин, масла и прочие жидкие продукты. Вскоре дело дошло до того, что стали создаваться специальные предприятия по транспортировке нефти и нефтепродуктов, одно из которых называлось «Бакинский нефтепровод».

К началу ХХ в. в районе Баку насчитывалось 23 нефтепровода, которые вели перекачку нефти в заводские хранилища, а также 14 водопроводов, которые доставляли на промыслы морскую воду для паровых котлов. Товариществу братьев Нобель принадлежали 5 магистральных нефтепроводов протяженностью 50 верст, а вместе с нефтепроводами на промысловой площади и в заводском районе - 282 версты.

Магистральные трубопроводы имели общую протяженность 374 версты. Они приводились в движение 89 паровыми машинами мощностью 2932 л.с. В 1899 г. ими было перекачано 390 млн пудов нефти. Максимальная пропускная способность превышала этот уровень в 3-4 раза3.

Примечательно, что именно братья Нобели стали пионерами и т.н. наливной перевозки нефти и нефтепродуктов. Проект первого в мире нефтеналивного парохода был разработан Людвигом Нобелем. В 1878 г. со стапелей завода Мотала в Швеции был спущен на воду пароход «Зо-

роастра», вслед за которым в плавание пустилась целая флотилия перевозчиков нефти, получивших имена великих мыслителей всех времен и народов, - «Брама», «Буда», «Моисей», «Магомет», «Спиноза», «Линей», «Дарвин», «Норденшильд» и др. К началу ХХ в. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель имело в своем арсенале на Каспийском море и Волге 22 наливных железных парохода общей емкостью 990 тыс. пудов, 20 буксирных пароходов, 23 железные наливные баржи емкостью 1,76 млн пудов, 124 деревянные наливные баржи емкостью 8,36 млн пудов. На Балтике курсировал большой наливной пароход «Людвиг Нобель» емкостью 63 тыс. пудов 4.

Инновационный подход Нобелей к транспортировке нефти и нефтепродуктов наливным методом способствовал удешевлению как самого сырья, так и нефтепродуктов, в частности керосина. Попутно была создана реальная возможность для распространения нефтепродуктов на существенно отдаленные от Бакинского региона потребительские рынки. Если в 1878 г. среднегодовая цена одного пуда керосина составляла 1,5 руб., то в 1887 г. - 33 коп.5. Пример братьев Нобелей оказался заразительным даже для тех, кто вначале не желал слышать о перевозке нефтепродуктов пароходами. Вскоре наливными судами - пароходами и баржами - обзавелись многие нефтепромышленники.

Немногим ранее Нобели начали перевозить нефть и нефтепродукты по железным дорогам в специальных вагонах-цистернах. Но в этом они не были первыми. Подобная практика получила распространение и хорошо себя зарекомендовала в Северной Америке. Однако именно братья Нобели ввели железнодорожные перевозки нефтепродуктов и нефти в России. При этом, в отличие от американцев, в вагонах-цистернах перевозилась не только нефть и различные масла, но и керосин, на что американцы не отважились. В конце XIX в. вагонный парк Товарищества Нобелей на различных российских дорогах насчитывал 1237 единиц.

Благодаря развитию перевозок нефтепродуктов водным и железнодорожным транспортом империя Нобелей год из года разрасталась и крепла, став одной из ведущих нефтяных компаний в мире. На рубеже веков пункты по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов действовали в 115 городах Российской империи, в том числе на Кавказе и Сибири. Четко работал своеобразный конвейер: при необходимости нефтепродукты перегружались из железнодорожных цистерн в наливные пароходы, и наоборот.

Во многом благодаря инновационной деятельности товарищества братьев Нобелей уже в 1890-е гг. российский керосин не только вытеснил с отечественных рынков американский, но и стал предметом экспорта. Если в 1873 г. в Россию было ввезено 2716 тыс. пудов американского керосина, то в 1883 г. -460 тыс. пудов, а в 1885 г. - лишь 69 тыс. пудов.

Присутствие иностранного капитала в нефтяной промышленности России способствовало существенному улучшение как всего комплекса добычи, переработки и реализации нефтепродуктов, так и нефтеразведки, что в свою очередь привело к расширению нефтяного промысла. Когда Нобели впервые появились в Баку, здесь преобладали мелкие и средние предприятия по добыче и переработке черного золота. Как только начались разведка и освоение крупных нефтяных месторождений (500 млн т), расположенных на территории селений Раманы, Сабунчи, Балаханы и Биби-Эйбат, в Баку и пригородах стало расти число нефтеперегонных заводов.

В 1880-е гг. в Баку начался активный приток французского капитала. Его главным представителем был парижский банкир барон Альфонс Ротшильд, развернувший широкую деятельность, став во главе Каспийско-Черноморского торгового и нефтепромышленного общества, обладавшего основным капиталом 6 млн руб. Его появление в Закавказье было связано со строительством железнодорожной ветви Баку-Батум, открывшейся в 1883 г. и превратившей Батум в крупный центр нефтяной промышленности. К 1890 г. Ротшильд контролировал 42% экспорта бакинской нефти, составив серьезную конкуренцию братьям Нобелям. Британский капитал появился в Баку в 1890-е гг., когда несколько финансовых магнатов во главе с Джеймсом Вишау основали здесь три фирмы. В 1874-1899 гг. на бакинских промыслах было создано 29 акционерных обществ с участием иностранного капитала. К 1916 г. число нефтяных фирм достигло 104.

Большой интерес к бакинской нефти проявил крупнейший транснациональный нефтяной трест «Ройал Датч Шелл». К 1913 г. он имел 7 весьма крупных компаний в Баку и 3 на Северном Кавказе. Общая добыча нефти предприятиями треста составляла 80 млн пудов в год.

Отличительной особенностью хозяев иностранных предприятий, действовавших в Бакинском регионе, было щадящее отношение к рабочим и служащим, подавляющее большинство которых составляли местные жители. В отличие от российских предпринимателей, среди которых были не только великороссы, но и представители коренных национальностей Кавказа (Г.З. Тагиев, Н. Селимханов, Т. Ашурбеков, А.М. Кафаров, А. Караев, М.Г. Селимханов, Г.Б. Ашумов, И. Нуриев, Ш. Асадуллаев и другие), иностранцы заботились о профессиональной и общекультурной подготовке работников, об условиях их жизни на нефтяных промыслах. Это не могло не сказаться на отношении рабочих и служащих к своим обязанностям.

Примечания

1 Брандт Б.Ф. Иностранные капиталы и их влияние на экономическое развитие страны. СПб., 1901. С. 269, 270

Brandt B.F. Inostrannye kapitaly I ih vliyanie na ekonomicheskoe razvitie strany. SPb., 1901. S. 269, 270.

2 Гараевская И.А. Русский нефтепромышленник В.И. Рагозин. www. oil-industry. ru>ffist_Journ/index.php?ELEMENT_ro...

Garaevskaya I.A. Russkiy neftepromyshlennik V.I. Ragozin.

3 Брандт Б.Ф. Иностранные капиталы и их влияние на экономическое развитие страны. С. 274.

Brandt B.F. Inostrannye kapitaly I ih vliyanie na ekonomicheskoe razvitie strany. S. 274.

4 Там же. С. 276. Ibidem. S. 276.

5 Там же. С. 278. Ibidem. S. 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.