Научная статья на тему 'Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутистического спектра'

Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детство / расстройство аутистического спектра / «границы Я» / контроль / регуляция / защита психологических границ. / childhood / autism spectrum disorder / personal boundaries / control / regulation / protection of personal boundaries.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силина Ольга Владимировна

«Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3–7 лет с РА С. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет. Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РА С. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий пространства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РА С. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РА С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Personal Boundaries in Children aged 3–7 years with Autism Spectrum Disorder

Personal boundaries are a convenient descriptive metaphor reflecting the interaction of personality and environment. The purpose of our research is to study and thoroughly describe the formation of this phenomenon in a group of children aged 3-7 years with autism spectrum disorders (ASDs). The study was conducted between 2016 and 2019 using qualitative methods (on-line observation, case study, simulation of situations) and involved 14 children who were diagnosed with ASD. The group composition and the study procedure remained unchanged for four years. The children were asked to participate in the staging of various problem situations (violation of privacy, daily routine, etc.), which made it possible to describe both territorial behavior and to reflect the various manifestations of the phenomenon of personal boundaries (regulation, control, essence, ways of protecting personal boundaries). Statistical analysis showed the presence of dynamics in the development of personal boundaries in children with ASD. Personal boundaries of children in this group are perceived as a physical barrier that unambiguously separates spaces of different people. Another person (adult or child) is also a barrier that divides spaces. A close adult becomes a bearer of the personal boundaries of a child with ASD. The differences in the manifestation of personal boundaries for familiar and unfamiliar children are shown: a considerable degree of freedom and social experimentation in the first case is manifested (a wider range of ways to protect the personal boundaries, regulation and control are more vividly expressed), interaction with unfamiliar children appears threatening due to unpredictable behavior. The phenomenon of the personal boundary has qualitative uniqueness and high adaptive potential, ensuring psychological safety and integrity of children with ASD.

Текст научной работы на тему «Динамика «границ Я» у детей 3–7 лет с расстройством аутистического спектра»

УДК 159.923.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064

Силина О.В.

Динамика «границ Я» у детей 3-7 лет с расстройством аутистического спектра

Силина Ольга Владимировна - психологический центр «Сказка Детства» (Переславль-Залесский, Россия)

«Границы Я», или психологические границы, являются удобной описательной метафорой, отражающей взаимодействие личности и среды. Целью нашего исследования является изучение и тщательное описание становления указанного феномена в группе детей 3-7 лет с РАС. Исследование проводилось с 2016 по 2019 год включительно с использованием качественных методов (включенное наблюдение, кейс-метод, моделирование ситуаций), в нем участвовали 14 детей, у которых было диагностировано расстройство аутистического спектра. Состав группы и процедура исследования оставались неизменны на протяжении четырех лет.

Детям предлагалось построить собственный дом из подручных материалов, а также поучаствовать в инсценировке различных проблемных ситуаций (нарушение границ личного пространства, режим дня и пр.), что позволило описать как территориальное поведение, так и отразить различные проявления феномена «границ Я» (регуляцию, контроль, сущность, способы защиты границ Я). Статистический анализ показал наличие динамики в развитии «границ Я» у детей с РАС. Психологические границы детьми данной группы воспринимаются как физический барьер, однозначно разделяющий пространства разных людей. Другой человек (взрослый или ребенок) является также барьером, разделяющим пространства. Близкий взрослый становится носителем «границ Я» ребенка с РАС. Показаны различия в проявлении «границ Я» для знакомых и незнакомых детей: проявляется значительная степень свободы и социального экспериментирования в первом случае (шире спектр способов защиты «границ Я», ярче выражена регуляция и контроль), взаимодействие с незнакомыми детьми представляется угрожающим в силу непредсказуемости поведения. Феномен «границ Я» обладает качественным своеобразием и высоким адаптационным потенциалом, обеспечивая психологическую безопасность и целостность личности детей с РАС.

Ключевые слова: детство, расстройство аутистического спектра, «границы Я», контроль, регуляция, защита психологических границ.

Для цитирования: Силина О.В. Динамика «границ Я» у детей 3-7 лет с расстройством аутистического спектра // Современное дошкольное образование. - 2020. - №1(97). - С. 54-65. DOI: 10.24411/1 997-9657-2020-1 0064 Материалы статьи получены 19.11.2019.

Введение

«Границы Я» являются неотъемлемым феноменом субъективной жизни человека. Проявляясь в конфликтных ситуациях и как бы исчезая в спокойные периоды жизни, они обеспечивают нам успешную адаптацию и уверенную социализацию в социокультурном пространстве. Как показывают исследования, нормотипичные дети, благодаря *

* Контакты: Omela333@yandex.ru

имплицитному обучению, с той или иной степенью успешности «вливаются» в мир взрослых, занимая там устойчивое положение. Для детей с РАС социальное взаимодействие, способность прогнозировать чужое поведение представляет большие трудности, что позволяет отнести их к группе детей, наиболее психологически незащищенных в социальном пространстве (Gillberg, 1999, Happe, 1994, Wing, Gould, 1979, Манелис, 2000, Никольская и др., 2005, Сергиенко и др., 2009).

UDC 159.923.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10064 Dynamics of Personal Boundaries in Children aged 3-7 years with Autism Spectrum Disorder Olga V. Silina, Psychological Center "The Tale of Childhood", Pereslavl-Zalessky, Russia Personal boundaries are a convenient descriptive metaphor reflecting the interaction of personality and environment. The purpose of our research is to study and thoroughly describe the formation of this phenomenon in a group of children aged 3-7 years with autism spectrum disorders (ASDs). The study was conducted between 2016 and 2019 using qualitative methods (on-line observation, case study, simulation of situations) and involved 14 children who were diagnosed with ASD. The group composition and the study procedure remained unchanged for four years. The children were asked to participate in the staging of various problem situations (violation of privacy, daily routine, etc.), which made it possible to describe both territorial behavior and to reflect the various manifestations of the phenomenon of personal boundaries (regulation, control, essence, ways of protecting personal boundaries). Statistical analysis showed the presence of dynamics in the development of personal boundaries in children with ASD. Personal boundaries of children in this group are perceived as a physical barrier that unambiguously separates spaces of different people. Another person (adult or child) is also a barrier that divides spaces. A close adult becomes a bearer of the personal boundaries of a child with ASD. The differences in the manifestation of personal boundaries for familiar and unfamiliar children are shown: a considerable degree of freedom and social experimentation in the first case is manifested (a wider range of ways to protect the personal boundaries, regulation and control are more vividly expressed), interaction with unfamiliar children appears threatening due to unpredictable behavior. The phenomenon of the personal boundary has qualitative uniqueness and high adaptive potential, ensuring psychological safety and integrity of children with ASD. Keywords: childhood, autism spectrum disorder, personal boundaries, control, regulation, protection of personal boundaries. For citation: Silina O.V. (2020). Dynamics of personal boundaries in children aged 3-7 years with autism spectrum disorder. Preschool Education Today. 1:14, 54-65 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1997-9657-2020-10064 Original manuscript received 19.11.2019. * Contacts: Omela333@yandex.ru

Феномен расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра представляют собой широкую группу комплексных нарушений психического развития, в которой на первый план выходит социальная дезадаптация, понимаемая как затрудненность успешного социального взаимодействия с точки зрения принятых в обществе эталонов поведения (Гилберт, Питерс, 1998). Согласно классификации В.В. Лебединского, расстройства аутистического спектра относятся к группе искаженного онтогенеза (Лебединский, 2006). родители наблюдают ускоренное формирование психических процессов (например, памяти) и, как правило, ожида-

ют такого же быстрого овладения навыками самообслуживания, но, зачастую, ошибаются в собственных ожиданиях. В возрасте 3-4 лет для родителей становится очевидной выраженная асинхрония и «инаковость» ребенка, которая касается в первую очередь развития эмоциональной, коммуникативной и личностной сферы (Цветков, 2015). Поэтому перед родителями детей с РАС остро стоит вопрос о том, как «правильно» воспитывать и реагировать на те или иные особенности ребенка, как дифференцировать ситуации, требующие помощи взрослого или же самостоятельного решения (Добряков, 2007, Нестерова, 2015, Tehee, 2009). Существуют глубокие переживания у самих детей, что они - «иные», «отличающиеся», «страдающие от неспособности

любить людей, но порицаемые за это» (девочка С., 12 лет).

актуальность нашего исследования продиктована необходимостью исследования динамики «границ Я» в развитии личности ребен-ка-дошкольника с рАС, а также разработкой методов их социализации.

Условиями успешной социализации исследователи называют адекватное родительское отношение к ребенку (принятие, близость и контроль поведения), устойчивую семейную систему, обогащенную, но предсказуемую для ребенка с рАС среду (Керре, 2010, 2011). обогащенная среда включает виды деятельности, сообразные возрасту ребенка (рисование, восприятие сказки, игровая деятельность, конструирование) (Смирнова, 2003). В.н. Аружинин указал на необходимость информационной обогащенности микросреды, включающей не только насыщенность различными игрушками, пособиями, но и сложности индивидуального пространства, а также доступность контактов со взрослым (Дружинин, 2002). В нашем исследовании мы рассматриваем среду в контексте персонализации личного пространства, а также возможностей проявления таких характеристик «границ Я», как регуляция, контроль, активность (Нартова-Бочавер, Силина, 2014, 2017). «Границы Я» мы понимаем как средо-вые маркеры, отделяющие личные пространства разных субъектов. В этом случае психологические границы выступают как удобная описательная метафора, отражающая особенности субъектно-средового взаимодействия (Нартова-Бочавер, 2005, 2018).

Процедура исследования динамики «границ Я» у детей 3-7 лет с РАС

Целью нашего исследования выступило детальное описание «границ Я» у детей 3-7 лет, имеющих диагноз РАС. Исследование велось с 2016 по 2019 год включительно. В нем приняли участие 14 детей (7 мальчиков и 7 девочек), посещающих психологический центр «Сказка Детства» (г. Переславль-Залесский, Ярославская область). Все дети были старшими в полных семьях среднего достатка (сиблинги были младше на 2-3 года). Родительская позиция во всех семьях оказалась принимающей, помогающей. Отношениями между взрослыми и детьми

в семьях были близкими и доверительными. Все родители были настроены на воспитание самостоятельности, подкрепляли успехи адаптации и совладения с различными жизненными сложностями положительными эмоциями, соблюдали все рекомендации специалистов (психологов, логопедов).

Все дети входили в группу с нарушением границ взаимодействия и неравномерностью развития (Бородина, Семаго, Семаго, 2020). Они попали на прием к специалисту в возрасте 3 лет с жалобами на социальную некомпетентность, с выраженными аффективными реакциями в ситуации несогласия.

При проведении психолого-педагогической диагностики (в 3-4 года) при высоком уровне развития речи отмечались нарушения восприятия целостного объекта, снижение активного внимания, выраженная неравномерность развития модели психического, высокая истоща-емость, нарушение критичности, не соблюдение границ взаимодействия с психологом (при первой встрече дети обнимались, целовались, брали личные вещи экспериментатора, гримасничали, стремились говорить только на интересующие их темы при условии многократного повторения правил поведения). После прохождения ПМПК у всех детей было зафиксировано расстройство аутистического спектра (в возрасте 3-4 лет).

Основным методом исследования стало включенное наблюдение. Мы использовали проективную методику «Мой дом», основной идеей которой являлось строительство дома из материалов разной фактуры, веса, размера (ленты, напольный конструктор, природные материалы и пр.) (Силина, 2018). На основании действий детей при строительстве дома строились заключения об их «границах Я». Процедура исследования и состав группы были неизменны на протяжении 4 лет: встречи проходили в вечернее время (с 17.00 до 19.00), наблюдателями были 7 специалистов детского центра (логопеды, психологи, педагоги, дефектологи). Перед наблюдателями стояла задача количественной оценки выраженности одного из показателей «границ Я», который был зафиксирован в протоколе наблюдения. Мы использовали выделенные нами ранее характеристики «границ Я» (активность, чувствование и понимание, регуляция, контроль, способы защиты), которые были зафиксированы в бланке наблюдений. Фрагмент бланка наблюдения представлен в таблице 1.

Таблица 1. Бланк наблюдений за ходом строительства домов

Компонент «границ Я» Маркер проявления Количественная оценка выраженности

Сущность Местоположение Край 1 - да, 2 - нет

«границ Я» дома Центр 1 - да, 2 - нет Рядом с другом 1 - да, 2 - нет Соседи есть 1 - да, 2 - нет Выбрал место самостоятельно 1- да, 2 - нет Другие дети подсказали 1 - да, 2 - нет Обратился за помощью к взрослому 1 - да, 2 - нет

Дом похож на... Структурированное пространство 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Все пространство открыто для знакомых 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Все пространство открыто для незнакомых 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Есть личное пространство 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Дом украшен 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

Используемые Твердые 1 - да, 2 - нет

материалы для Мягкие 1- да, 2 - нет

постройки Тяжелые 1- да, 2 - нет Легкие 1 - да, 2 - нет Символическая граница 1- да, 2 - нет Разнообразные 1 - да, 2 - нет Большие 1 - да, 2 - нет Маленькие 1 - да, 2 - нет

Регуляция Количество 1 -2 человека 1 - да, 2 - нет

«границ Я» приглашенных 3-4 человека 1 - да, 2 - нет

гостей все, кто находится в комнате 1 - да, 2 - нет

Характер при- Уверенно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

ема незнакомых Подчиняется желанием гостей 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

гостей и близких Инициативен 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

гостей Проявляет негативные реакции в ответ на разрушение 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Деятельность хозяина и гостей носит положительный оттенок 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Деятельность хозяина и гостей носит разрушительный оттенок 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Совместная деятельность есть 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

Способы Способы защиты Физические 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

защиты дома от знако- Эмоциональные 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

«границ Я» мых и незнако- Помощь взрослого 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

мых гостей Самостоятельно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Просит друзей помочь 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Прибегает к социальным нормам 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Прибегает к гендерным отличиям 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Личностно реагирует 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Агрессивно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Пассивно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Конструктивно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Деструктивно 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

Контроль Деструктивные Реагирует на манипуляции с собственным телом 1 - позитивно, 2 - безразлично,

«границ Я» действия близ- 3 - негативно

ких и незнако- Реагирует на осуждение рисунка 1 - позитивно, 2 - безразлично 3 - негативно

мых детей Реагирует на нарушение привычного образа жизни 1 - позитивно, 2 - безразлично, 3 - негативно Реагирует на нарушение личного пространства 1 - позитивно, 2 - безразлично, 3 - негативно Сразу же останавливает деструктивные действия 1 - да, 2 - часто, 3 - нет отсроченная реакция на деструктивные действия 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Прогоняют неугодных гостей 1 - да, 2 - часто, 3 - нет Сами покидают свой дом 1 - да, 2 - часто, 3 - нет

Результаты исследования динамики развития «границ Я» у детей 3-7 лет с РАС

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием непараметрического Q критерия Кохрена, который позволяет выявить значимость сдвигов дихотомических переменных, и критерия %2 Фридмана для ранговых переменных при сравнении более двух групп. Статистическая обработка данных

была произведена с помощью программы IBM SPSS Statistics 22.0.

Исследование «границ Я» мы проводили с помощью проективной методики, согласно которой местоположение дома отражало восприятие ребенком собственного положения в межличностном пространстве, выбор места указывал на особенности проявление собственной точки зрения, актуализации личностных границ, занимаемый размер выбранной территории, характер ее защиты позволял судить о защите «границ Я» и т.д.

Статистический анализ показал следующие результаты:

• дети с рАС выбирают местоположение достаточно стихийно, не ориентируясь на топографические характеристики (край - центр). Край возможного пространства выбирают дети в 3-4 года в 60% случаев, в 4-5 - в 55% случаев, в 5-6 лет - в 32% случаев, в 6-7 в 40% случаев, что отражает постепенно снижение данной тенденции, однако статистически значимых сдвигов не выявилось (р>0,05). Частота расположения дома в центр имеет тенденцию к увеличению (3-4 года - в 40% случаев, 4-5 лет -в 48% случаев, 5-6 лет - в 60% случаев, 6-7 лет - в 64% случаев), однако статистической значимости выявить не удалось (р>0,05).

• Выбор места также стихиен, фактор дружбы (эмоциональной привязанности) является значимым (дом строят рядом с другом в 3-4 года в 10% случаев, в 4-5 лет - в 15% случаев, в 5-6 лет в 37% случаев, в 6-7 лет - в 58% случаев) (Q=15 при р=0,04), но в то же время и малознакомые дети становятся также точкой опоры для выбора местоположения (3-4 года -8% случаев, 4-5 лет - 17% случаев, 5-6 лет 67% случаев, 6-7 лет - 58% случаев) (Q= 18,5 при р=0,001). Мнение взрослого также является значимым фактором при выборе местоположения дома (3-4 года - 43% случаев,

4-5 лет - 57% случаев, 5-6 лет - 24% случаев, 6-7 лет - 16% случаев) (Q=17,4 при р = 0,001). Самостоятельно дети выбирали место для постройки дома, однако статистически значимых сдвигов выявить не удалось.

• Количество занимаемого места как представленность собственного Я в социальном пространстве у детей с РАС имеет тенденцию к увеличению (3-4 года - 34% случаев, 45 лет - 37% случаев, 5-6 лет - 48% случаев, 6-7 лет - 56% случаев) (Q=16 при р = 0,002).

• Отношение к собственному пространству также имеет некоторые особенности: активная и целенаправленная защита личной территории в 3-4 года отмечается в 12% случаев, в 4-5 лет - в 10% случаев, в 5-6 лет -в 46% случаев, в 6-7 лет - в 40% случаев, однако данная динамика не является статистически значимой (р>0, 05), сужение собственной территории отмечается у детей в 3-4 года в 14% случаев, в 4-5 лет - в 12% случаев, в 5-6 лет - в 17% случаев, в 6-7 лет - в 16% случаев, однако статистический анализ показывает, что данная стабильность также не является значимой (р>0, 005). Интересно, что активное освоение чужой территории (брать

чужие вещи, материалы для строительства, расширять собственную территорию за счет соседних пространств, не считаясь при этом с мнениями хозяина) (3-4 года - 29% случаев, 4-5 лет - 43 % случаев, 5--6 лет - 56% случаев, 6-7 лет - 43% случаев) является статистически значимым (Q=10 при р = 0,04).

• Используемые материалы для постройки дома были сгруппированы нами по следующим признакам: тяжесть - легкость, мягкость - твердость, физическая граница -символическая граница, однообразные материалы - разнообразные материалы, что позволяет «объективизировать» детскую мысль (по

В.П. Зинченко). Итак, твердые материалы используются в 3-4 года в 71% случаев, в 4-5 лет -в 52% случаев, в 5-6 лет - в 61% случаев, в 6-7 лет - 79% случаев, данная скачкообразная динамика является статистически значимой (Q= 15 при р=0, 0003). Тяжелые материалы используют дети в 3-4 года в 71% случаев, в 4-5 лет - в 93% случаев, в 5-6 лет - в 79% случаев, в 6-7 лет - в 50% случаев, что является статистически значимой динамикой (Q=14,3 при р=0,0005). Использование мягких, маленьких, легких материалов, материалов, отражающих границы на уровне символов (рисунки, слова, жесты, ленты и пр.) не показало статистически значимых связей.

• Внутреннее пространство дома также обладает качественным своеобразием: внутреннее пространство к 7 годам структурируется (появляются 2-3 четко очерченных пространства, копирующих жилье ребенка) (%2=33,91 при р<0,001), как для знакомых, так и незнакомых детей снижается степень открытости дома (%2 = 29,47 при р<0,001 и %2 = 26,1 при р<0,001 соответственно), также обращает на себя внимание слабая динамика в увеличении стремления украшать и персонализировать свой дом, что, однако, не является статистически значимым показателем (р>0,05).

• Процесс выбора материалов и процесс строительства как показатель освоения внешней среды, ее персонализации также имеет ряд особенностей у детей с РАС: увеличиваются случаи копирования постройки к 7 годам (%2 = 9,08 при р = 0,015), учащаются ситуации исправления первоначальной постройки (х2 = 11,55 при р = 0,006), плавное снижение хаотичного выбора материалов к 7 годам (х2= 13,4 при р = 0,003).

Анализ полученных данных позволяет сфокусировать внимание на некоторых важных аспектах развития «границ Я» ребенка с РАС.

Во-первых, требует уточнения роль другого человека: является ли он полноправным собеседником или же представляет собой точку отсчета собственного пространства, психологические границы ребенка («Мой дом заканчивается там, где он», мальчик р., 6 лет, «Если есть люди, то надо строить дом где-то от них, чтобы знать, где их дом», девочка А., 7 лет). Взрослые, знакомые и незнакомые дети становятся для наших испытуемых барьером, ограничивающим личное пространство. отметим, что при этом внешние маркеры чужого пространства (физические границы, вербальное обозначение) не являются значимыми для детей с рАС. К 7 годам происходит расширение «границ Я» («Пусть будет вокруг меня свободно. Кто трогает - тот плохой», девочка С., 7 лет) и другой человек как объект исследования становится интересен детям с РАС, чему может свидетельствовать учащение случаев копирования постройки. Адаптационный смысл расширения границ и восприятия другого человека как границы собственного пространства может быть проиллюстрирован следующим образом: «Другой человек - это то, куда не нужно идти, то, где заканчивается мое и начинается неизвестное, даже если он находится в моей комнате. Я не могу контролировать другого человека, а только смотреть за ним и уходить, хорошо, если есть куда уходить» (по воспоминаниям девушки М., 18 лет, в 4 года ей поставили рАС).

регуляция «границ Я» - сложный процесс, предполагающий умение ребенка расширять и сужать психологические границы, принимая новый опыт или отвергая его, регулируя таким образом оптимальный спектр средовых воздействий, способствующий успешной адаптации. Мы остановились на следующих категориях, которые, на наш взгляд, способствуют регуляции «границ Я»: количество приглашенных гостей, особенности взаимодействия с другими детьми в личном пространстве в ситуации совместной деятельности. Рассмотрим полученные результаты.

Анализ количества приглашенных гостей показал, что стремление к уединенности скачкообразно снижается (в 3-4 года уединенность выбирают 64% детей, в 4-5 - 45% детей, в 5-6 лет - 12% детей, в 6-7 лет - 28% детей, что является статистически значимой динамикой (Q= 18,82 при р<0,001). Приглашение 1-2 гостей скачкообразно повышается (в 3-4 года -47% случаев, в 4-5 лет - 30% случаев, в 5-6 лет - 54% случаев, в 6-7 лет - 72% случаев),

что, однако, является статистически значимой динамикой (Q = 9,23 при р=0,014). Интересно, что дети с рАС к определенному возрасту приглашают в гости всех присутствующих детей, припоминая еще и прежних друзей. Такой пик «дружелюбия» приходится на 6-7 лет (в 3-4 года - в 0% случаев, в 4--5 лет - в 0% случаев, в 5-6 лет - в 10% случаев, в 6-7 лет -в 52% случаев).

Таблица 2. Особенности регуляции «границ Я» при взаимодействии со знакомыми

и незнакомыми детьми

Критерии оценки Знакомые дети Незнакомые дети

Диктует правила Тенденция усиливается к 7 годам (%2=18,92 при р<0,001) Отмечается небольшое повышение к 7 годам (р>0,05)

Стремление подчиняться желаниям гостей Увеличивается к 7 годам (%2=9,21 при р = 0,01) Увеличивается к 7 годам (р>0,05)

Инициа- тивность Увеличивается к 7 годам (р>0,05) Увеличивается к 7 годам (р>0,05)

Негативные реакции на разрушение / осуждение Скачкообразно усиливаются с пиком в 5-6 лет (%2 = 9,21 при р = 0,01) Скачкообразно усиливаются с пиком в 5-6 лет (р>0,05)

Совместная деятельность носит конструктивный характер Скачкообразно усиливается к 7 годам (р>0,05) Отсутствие выраженных изменений (р>0,05)

наличие совместной деятельности Повышается к 7 годам (р>0,05) небольшое увеличение к 7 годам (р>0,05)

Совместная деятельность носит разрушительный характер Плавно снижается к 7 годам (р>0,05) Плавно снижается к 7 годам (р>0,05)

Регуляция «границ Я» (изменение пространственной составляющей «границ Я») максимально выражено в ситуации взаимодействия со знакомыми детьми (таблица 2). Возрастные задачи дошкольного возраста, по Э. Эриксону, заключаются в формировании инициативности, которая заключается в любознательном, активном освоении мира, порой разрушительном и деструктивном в силу ограниченного запаса жизненного опыта, знакомые дети обеспечивают безопасность во время взаимодействия. В отношениях со знакомыми детьми прослеживаются две разнонаправленные тенденции: стремление диктовать собственные правила и желание подчиняться другим как отражение процессов интеграции и сепарации, нахождение баланса между «быть вместе» - «быть

в уединении». Для детей с РАС - это крайне важная задача, учиться регулировать количество средовых воздействий для поддержания собственного благополучия («Миша - хороший, я его знаю, других не знаю», мальчик С., 6 лет).

Таким образом, мы можем предположить, что регуляция «границ Я» как способность обеспечивать собственное благополучие имеет качественное своеобразие у детей с РАС: ограничение количества значимых людей, которыми вплоть до школьного возраста являются знакомые дети, обеспечивающие безопасность в силу предсказуемости взаимодействия с ними.

Следующая характеристика «границ Я» - это способность к контролю, возможности остановить недружественные действия. Мы проводили наблюдение в конфликтных, недружественных ситуациях (осуждение рисунка как продукта деятельности, нарушение привычного образа жизни, нарушение телесных границ), созданных как знакомыми детьми (сиблинги, друзья), так и незнакомыми детьми. Контроль «границ Я» предполагает, что личное благополучие достигается ребенком при прекращении недружественного взаимодействия, даже с угрозой утраты контакта со своим оппонентом (в то время как регуляция границ предполагает совместный поиск оптимального решения спорной ситуации). Анализ признаков деструктивных действий близкого с помощью критерия Фридмана показал, что с возрастом наблюдаются следующие тенденции (таблица 3).

Таблица 3. Особенности контроля «границ Я» при изучении деструктивных действий знакомых и незнакомых детей

Критерии оценки Знакомые дети Незнакомые дети

Реагирование на манипуляции с телом Сохраняется нейтральное отношение (р>0,05) Сохраняется нейтральное отношение (р>0,05)

Реагирование на осуждение рисунка Усиливается негативное реагирование к 7 годам (%2 = 9,84 при р = 0,008) Усиливается негативное отношение к 7 годам (р>0,05)

Реагирование на нарушение привычного образа жизни Усиливается негативное реагирование к 7 годам (%2= 1 9,54 при р<0,001) Усиливается негативное реагирование к 7 годам (%2= 17,19 при р<0,001)

Реагирование на нарушение личного пространства Плавно усиливается негативное реагирование (%2=9,89 при р = 0,008) Сохраняется нейтральное отношение (р>0,05)

Контроль «границ Я» проявляется сразу Отсутствие динамики (р>0,05) Отсутствие динамики (р>0,05)

Контроль «границ Я» наступает отсроченно Плавно снижается к 7 годам (%2=9,33 при р = 0,006); Скачкообразно повышается к 7 годам (%2 =12,44 при р = 0,002)

Прогоняют неугодных гостей Отсутствие динамики (р>0,05) Отсутствие динамики (р>0,05)

Сами покидают свой дом Плавно повышается к 7 годам (%2= 14,12 при р<0,001) Отсутствие динамики (р>0,05)

Основной вывод, который мы можем сделать, - это заметная разница реагирования в ситуации взаимодействия со знакомыми и незнакомыми детьми. Большая часть статистически значимой динамики отмечается в ситуации общения со знакомыми детьми, незнакомые дети, не являющиеся конкурентами в плане материальных или психологических ресурсов, не вызывают сильных негативных переживаний.

В ситуации взаимодействия со знакомыми детьми контроль «границ Я» актуализируется в ситуации нарушения границ собственности (в нашем случае осуждение рисунка) и границ личного пространства (нарушение территориальных границ). Интересны комментарии детей: «Мое место должно быть только моим, потому что я там всегда, даже если меня там нет. Они же знают, что я не люблю этого, поэтому пусть и не ходят» (девочка М., 7 лет). На вопрос о том, почему незнакомым детям нельзя находиться в их доме, можно услышать такой ответ: «А я не знаю, что с ними делать» (мальчик А., 6 лет). Нарушение привычного образа жизни как знакомыми, так и незнакомыми детьми находит негативный отклик, который усиливается к 7 годам. При нарушении «границ Я» функция контроля включается у детей с РАС отсроченно, однако в ситуации взаимодействия со знакомыми детьми к 7 годам происходит сокращение временного интервала, а с незнакомыми детьми, напротив, скачкообразно увеличивается («Я знаю, как их остановить. Они неопасны. Другие - опасны, сначала их нужно изучить и замереть», мальчик А., 6 лет). В случае невозможности контролировать границы при взаимодействии со знакомыми детьми, дети с РАС покидают свое пространство, и эта тенденция усиливается к 7 годам. Сложности прогнозирования следующего действия собеседника, малый запас жизненного опыта заставляют детей «уходить» физически от решения сложной для них ситуации.

Защита «границ Я» представляет собой спектр конкретных проявлений ребенка, которые актуализируются в момент угрозы,

ощущения нарушения личного благополучия (физические (толкнуть, ударить и пр.), эмоциональные (заплакать и пр.), обращение ко взрослому и пр.) (таблица 4).

Таблица 4. Возрастная динамика защиты границ Я у детей с РАС от знакомых и незна-

комых детей

Критерии оценки Знакомые дети Незнакомые дети

Физические К 7 годам более частое использование (Х2= 12,45 при р = 0,002) Снижение к 6-7 годам (%2= 12,95 при р = 0,001)

Эмоцио- нальные Скачкообразное увеличение к 7 годам с пиком в 5-6 лет (Х2= 15,34 при р = 0,002) Скачкообразное увеличение к 7 годам с пиком в 5-6 лет (%2=11,45 при р = 0,о01)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самосто- ятельно Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05) Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05)

Помощь взрослого Увеличение обращений (р>0,05) Увеличение обращений (р > 0,05)

Помощь друзей Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05) Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05)

Использо- вание социальных норм Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05) Слабое увеличение к 7 годам (р>0, 05)

Агрессивная защита Чаще реагирует агрессивно к 7 годам (%2=17,65 при р<0,001) Реже реагирует агрессивно к 7 годам (р>0,05)

Пассивная защита Снижается к 7 годам (%2=8,18 при р = 0,038) Снижается к 7 годам (р>0,05)

Конструк- тивный способ защиты Увеличение к 7 годам (%2 = 24,13 при р<0,001) Увеличение к 7 годам (р>0,05)

Деструк- тивный способ защиты Снижение к 7 годам (%2=9,75 при р = 0,045) Снижение к 7 годам (р>0,05)

дети с рАС различно реагируют на нару-

шение личностных границ знакомыми и незнакомыми детьми, более активно и свободно проявляя все способы защиты в ситуации взаимодействия со знакомыми детьми (выбирая физические, эмоциональные), но осторожнее в ситуации взаимодействия с незнакомыми детьми (предпочитая эмоциональные способы защиты). дети с рАС предпочитают взаимодействовать с незнакомыми детьми на более длинной дистанции, разрешая знакомым детям сокращать это расстояние. Помощь друзей и взрослых, обращение к социальным нормам не являются приоритетными способами защиты для дошкольников с рАС. Характер

защиты «границ Я» от знакомых детей имеет качественное своеобразие: к 7 годам увеличивается число агрессивных и, одновременно, конструктивных методов защиты личного пространства, в то время как пассивность и деструктивность отступают («Если он сломает, я буду ругаться, а потом попрошу помочь сделать», девочка М., 7 лет). К 7 годам дети дифференцируют средовые воздействия от знакомых детей как угрожающие или доброжелательные и, следовательно, демонстрируют соответствующую реакцию, что отражает адаптационные механизмы. Категория «незнакомые дети» представляет серьезную опасность в силу своей непредсказуемости, поэтому наиболее демонстрируемые способы защиты «границ Я» - это аффективная реакция, носящая предупреждающий или пугающий характер.

Таким образом, способы защиты «границ Я» у детей с РАС с одной стороны довольно немногочисленны, а с другой - обеспечивают достаточный уровень адаптации в ситуации взаимодействия со знакомыми детьми. С незнакомыми детьми, представляющими угрозу благополучия в силу слабой прогнозируемости их поведения, дети с РАС используют эмоциональные способы защиты, чтобы испугать оппонента и, одновременно, привлечь внимание взрослого, способного помочь совладать со сложной ситуацией.

Выводы

К концу дошкольного периода детства ребенок с РАС вырабатывает собственные стратегии адаптации к средовым воздействиям, а также механизмы поддержания психологического благополучия.

1. Образ «границ Я» у детей с РАС сопряжен с твердыми и тяжелыми материалами, которые являются символом максимальной защиты от внешних воздействий. дальнейшая стратегия формирования «границ Я» идет по пути расширения личного пространства, основным критерием разделения пространства на мое и не-мое является присутствие другого человека. Мы можем предположить, что дети с РАС видят другого как ограничение себя («там, где другой, нет меня», девочка Ю., 7 лет). Интересно, что территория другого человека предположительно является знаком окончания личного пространства, ребенок с РАС тем не менее копирует и имплицитно обучается способам поведения у другого человека. Личная

территория несколько усложняется к концу дошкольного возраста, появляется центр (как символ максимальной ценности) и периферия (как мера допустимого воздействия).

2. Контроль и регуляция «границ Я» ярче выражены в ситуациях взаимодействия со знакомыми детьми. Максимально конфликтные моменты взаимодействия со знакомыми детьми - это нарушение границ собственности, пространственных границ и режимных моментов. Незнакомые дети становятся источником негативных переживаний только в ситуации нарушения границ собственности.

3. Регуляция «границ Я», заключающаяся в умении изменять пространственную составляющую, ярче проявляется в отношениях с близкими детьми. К 7 годам у детей с РАС в нашей выборке отчетливо прослеживаются две разнонаправленные тенденции: установление собственных правил и подчинение правилам знакомых детей, что может свидетельствовать о стремлении регуляции процессов интеграции - сепарации, о выделении и противопоставлении собственного Я миру других людей, о начале поиска границ собственной личности.

4. Активность «границ Я» увеличивается в процессе онтогенеза. Она проявляется в живом и быстром захвате близлежащей территории, что несет в себе, вероятно, адаптационный смысл: чем шире будет территория, тем выше степень безопасности.

5. Способы защиты «границ Я» отличаются в ситуациях взаимодействия со знакомыми и незнакомыми детьми: спектр способов защиты шире в ситуации взаимодействия со знакомым ребенком, незнакомый ребенок актуализирует чаще всего эмоциональные способы защиты, отпугивающие соперника и служащие сигналом неблагополучия для значимого взрослого.

Таким образом, психологические границ у дошкольников с РАС обладают качественным своеобразием. К концу дошкольного возраста у ребенка с РАС в ситуации взаимодействия со знакомыми детьми ярко проявляются все характеристики «границы Я» (чувствование, понимание, активность, контроль, регуляция, защита), которые позволяют ему сохранить ощущение безопасности и целостности. Комфортная среда для ребенка с РАС представляет собой широкую территорию, достаточно усложненную, с возможностью персонализации и дальнейшего расширения. ■

Информация об авторе

Силина Ольга Владимировна, психолог, психологический центр «Сказка Детства» (Переславль-Залесский, Россия), Omela333@yandex.ru, ORCID https://orcid. org/0000-0001-7750-6200.

Information about author

Olga V. Silina, Psychologist, Psychological Center "The Tale of Childhood", Pereslavl-Zalessky, Russia, Omela333@yandex.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-7750-6200

Литература

1. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития: Варианты аутистических расстройств. - М.: Генезис, 2020. - 368 с.

2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 1998. - 312 с.

3. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. -400 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

5. Керре Н.О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - №2(33). - С. 18-21.

6. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - №4(31). - С. 13-20.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. -2003. - М.: Академия. - 144 с.

8. МанелисН.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 2000. -124 с.

9. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез психологической суверенности личности // Психология зрелости и старения. - 2005. - №1. -

С.102-113.

10. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. - М.: Смысл, 2017. - 200 с.

11. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. -№3(32). - С. 13-28.

12. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура [Электронный ресурс] / С.К. Нартова-Бочавер, О.В. Силина. - М.: Памятники исторической мысли, 2018. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 36608573 (дата обращения: 25.12.2019).

13. Нестерова АА. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник МГОУ / Серия: Психологические науки. - 2015. - №3. - С. 38-46.

14. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин ИА., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.

15. Сергиенко ЕА., Лебедева Е.И., Прусакова ОА. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 415 с.

16. Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2-7 лет // Современное дошкольное образование. - 2018. - №1. - С. 19-29. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00002.

17. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

18. Цветков А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии. - М.: Спорт и культура-2000, 2015. - 96 с.

19. Gillberg C., Peeters T. Autism: Medical and Educational Aspects. - London: Wiley, 1999. -

126 p.

20. Happe F. Autism: An Introduction to Psychological Theory. - London: UCL Press, 1994. -152 p.

21. Tehee E., Honan R., Hevey D. Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2009. -№22. - p. 34-42.

22. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification // Journal of Autism and Childhood Schizophrenia. - 1979. - Vol. 9. - №1. - p.11-29.

References

1. Borodina L.G., Semago N.Ja., Semago M.M. (2020). Tipologija otklonjajushhegosja razvitija: Varianty autisticheskih rasstrojstv [Typology of deviant development: Variants

of autistic disorders]. Moscow, Genezis, 368.

2. Gilbert K., Piters T (1998). Autizm: medicinskie i pedagogicheskie aspekty [Autism: medical and pedagogical aspects]. Saint-Petersburg, Institut special'noj pedagogiki i psi-hologii, 312.

3. Dobrjakov I.V. (2007) Psihologija sem'i i bol'noj rebjonok [Psychology of the family and the sick child]. Saint-Petersburg, Rech', 400.

4. Druzhinin V.N. (2002) Psihologija obsh-hih sposobnostej [Psychology of General abilities]. Saint-Petersburg, Piter, 368.

5. Kerre N.O (2011). O specifike semej, ime-jushhih detej s autizmom [On the specifics of families with children with autism]. Autizm i narusheni-ja razvitija [Autism and Developmental Disorders]. 2 (33), 18-21.

6. KerreN.O (2010).Osobennostisocial'nogo okruzhenija detej s autizmom [Features of social environment of children with autism]. Autizm i na-rushenija razvitija [Autism and developmental disorders]. 4(31), 13-20.

7. Lebedinskij V.V (2003). Narushenija psi-hicheskogo razvitija v detskom vozraste [Disorders of mental development in childhood]. Moscow, Akademija, 144.

8. Manelis N. G (2000). Sravnitel'nyj nejrop-sihologicheskij analiz formirovanija vysshih psi-hicheskih funkcij u zdorovyh detej i u detej s autis-ticheskimi rasstrojstvami. Diss. ... k. psihol. nauk. [Comparative neuropsychological analysis of the formation of higher mental functions in healthy children and children with autistic disorders. Dr. Sci.(Psychology) diss.]. Moscow, 124.

9. Nartova-Bochaver S.K (2005). Ontogenez psihologicheskoj suverennosti lichnosti [The ontogenesis of psychological sovereignty of the individual]. Psihologija zrelosti i starenija [Psychology of Maturity and Aging]. 1, 102-113.

10. Nartova-Bochaver S.K (2017). Psihologija suverennosti: desjat' let spustja [The psychology of sovereignty: ten years later]. Moscow, Smysl, 200.

11. Nartova-Bochaver S.K., Silina O.V. (2014) Dinamika razvitija psihologicheskih granic na protjazhenii detstva [Dynamics of development of psychological boundaries during childhood]. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija [Actual Problems of Psychological Knowledge]. 3(32), 13-28.

12. Nartova-Bochaver S.K., Silina O.V. (2018) Psihologicheskie granicy lichnosti: vzrosle-nie i kul'tura [Elektronnyi resurs] [Psychological boundaries of personality: growing up and cul-

ture] [Electronic resource]. Moscow, Pamjatniki istoricheskoj mysli. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id = 36608573 (Accessed 25.12.2019).

13. Nesterova A.A. (2015) Zhiznesposobnost' i strategii sovladanija materej, vospityvajush-hih detej s rasstrojstvami autisticheskogo spectra [Viability and coping strategies of mothers raising children with autism spectrum disorders]. Vestnik MGOU. Serija: Psihologicheskie nauki [Bulletin of Moscowstate University.Series:Psychological Sciences]. 3, 38-46.

14. Nikol'skaja O. S., Baenskaja E. R., Libling M. M., Kostin I. A., Vedenina M. Ju., Arshatskij A. V., Arshatskaja O. S. (2005) Deti i podrostki s autiz-mom. Psihologicheskoe soprovozMeme [Children and adoleacents with autism. esychological support]. Mockow, TerevinO 224.

15. Sergienko E. A., Lebedeva E. I., Prusakova O. A. (2009) Model' peihicheskogo kak osnova stanovlenija fdonimadija sebja i drugogo v onto-geneze cheloveka [The mental model as a basis for the development og understanding of selh and other in human ontogeneeis]. Moscow, Institut psiholo-gii RAN Publishing, 415.

16. lilina O.V. (201 {3) Formirovanie psi-hologicheskih granic u detej 2-7 let [Formation

of psychological boundaries in children 2-7 years]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 1, 19 - 29. doi: 10.24411/1997-9657-2018-00002.

17. Smirnova E.O. (2006) Detskaja psihologi-ja [Child psychology]. Mockow, Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 366.

18. Cvetkov A.V. (2015) Nejropsihologija autizma i depressii [Neuropsychology of autism and depressiongMoscow,Sporti kul'turn-2000, 96 p.

19. Gillberg C., Peeters T. (1999) Autism: Medical and Educational Aspects. London, Wiley, 126.

20s Happe F. (1994Г Autism: An Introduction to Psychological Theoay. London, UCL Press, 152.

21. Tehee IE., Honan R., Hevey D. (2009) Factors Contributing to Stress in Parents of Individuals with Autistic Spectrum Disorders. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 22, 34-42.

2nee. \A/ing L., (Gould 0 (1979) Severe I impairments of eocial Interaction and /Associated Abnormalities is Children. Edidemiology and Classification. Journal of Autism and Childhood Schizophrenia. Vol. 9, 1, 11-29.

Общение

дшнколыккшв

кдащь

Психологу! я и педагогика

обучеии

дйшочлнквв

Познавательное

разлитие

я дени КОЛЫШИ

детстве

Дошкольная певкакиха и психология

Авторы серии — ведущие специалисты в облаете дошкольного образования:

А. Н.Веракка.Н. БВеракса, Г.Г. Кравцов.Е.Е.Кравцовк, Е.О. Смирнова.

Закажите книги прямо сейчас!

тел.: (495) 380-22-68 E-mail: zakaz@msbook.ru vwvw.msbook.ru

Специализированное

педагогическое

издательство

МОЗАИКА

СИНТЕЗ

МОСКВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.