Научная статья на тему 'Формирование психологических границ у детей 2—7 лет'

Формирование психологических границ у детей 2—7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3547
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ГРАНИЦЫ Я / КОНТРОЛЬ / РЕГУЛЯЦИЯ / ЗАЩИТА / ЧУВСТВОВАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / АКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ / CHILDHOOD / THE BOUNDARIES OF I / CONTROL / REGULATION / PROTECTION / FEELING / UNDERSTANDING / ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силина Ольга Владимировна

Субъектно-бытийный подход задает видение ребенка в условиях меняющегося мира, отмечая как влияние окружающей среды на развитие его личности, так и воздействие самого ребенка на внешний мир. Наиболее удобной описательной конструкцией, отвечающей этому требованию, являются психологические границы (или границы Я). Целью исследования является описание развитие феномена границ Я у детей от 2 до 7 лет. Лонгитюдное исследование проводилось с 2012 по 2017 год с использованием качественных методов: включенное наблюдение, моделирование (строительство дома), кейс-метод. В исследовании участвовала группа детей (14 человек), состав которой не менялся на протяжении указанного периода. Обнаружена динамика психологических границ от физических барьеров вокруг собственного тела к маркированию территории сначала физически (рисунки, игрушки, вещи), затем вербально. Показано, что в отношениях с родными имеет место близкая дистанция и использование деструктивных способов защиты, в отношениях с незнакомыми дистанцирование и конструктивные способы контроля и защиты границ. Психологические границы предстают многомерным явлением, имеющим пространственную и временную протяженность, обеспечивающим нахождение «внутри» и «вне» социума попеременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Psychological Boundaries in Children Aged 2–7 Years

The subject-being approach allows us to speak about the child in the changing world, noting both how the environment impacts personality development and the effect of the child himself on the outside world. The most convenient descriptive design that meets this requirement is psychological boundaries (or the boundaries of “I”). The aim of the study is to describe the development of the phenomenon of children’s boundaries of “I” from the ages of 2 to 7 years old. The longitudinal study was conducted from 2012 to 2017 with the use of qualitative methods: participant observation, simulation (the construction of the house), and case study. The study involved a group of children (14), the composition of which has not changed throughout this period. The dynamic of psychological boundaries is discovered: from physical barriers around their bodies to the labeling of the territory, first physically (pictures, toys, things) to verbally. The research shows that relationships between close people take place at a short distance and the use of destructive methods of protection, and relationships with strangers are characterized by a stronger distancing and constructive ways to protect and control the boundaries of “I”. The psychological boundaries appear as a multifaceted phenomenon which has temporal and spatial length, for alternately finding the “inside” and “outside” of society.

Текст научной работы на тему «Формирование психологических границ у детей 2—7 лет»

УДК 159.923.2 О.В. Силина

Формирование психологических границ у детей 2-7 лет

Силина Ольга Владимировна - психолог, психологический центр «Сказка Детства» (Переславль-Залесский, Россия)

Субъектно-бытийный подход задает видение ребенка в условиях меняющегося мира, отмечая как влияние окружающей среды на развитие его личности, так и воздействие самого ребенка на внешний мир. Наиболее удобной описательной конструкцией, отвечающей этому требованию, являются психологические границы (или границы Я). Целью исследования является описание развитие феномена границ Я у детей от 2 до 7 лет. Лонгитюдное исследование проводилось с 2012 по 2017 год с использованием качественных методов: включенное наблюдение, моделирование (строительство дома), кейс-метод. В исследовании участвовала группа детей (14 человек), состав которой не менялся на протяжении указанного периода. Обнаружена динамика психологических границ от физических барьеров вокруг собственного тела к маркированию территории сначала физически (рисунки, игрушки, вещи), затем -вербально. Показано, что в отношениях с родными имеет место близкая дистанция и использование деструктивных способов защиты, в отношениях с незнакомыми - дистанцирование и конструктивные способы контроля и защиты границ. Психологические границы предстают многомерным явлением, имеющим пространственную и временную протяженность, обеспечивающим нахождение «внутри» и «вне» социума попеременно.

Ключевые слова: детство, границы Я, контроль, регуляция, защита, чувствование, понимание, активность психологических границ.

Для цитирования: Силина О.В. Формирование психологических границ у детей 2-7 лет // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - №1(83). - С. 19-29.

Материалы статьи получены 28.09.2017

The Formation of Psychological Boundaries in Children Aged 2-7 Years Olga V. Silina, Psychologist, Psychological Center "The Tale of Childhood", Pereslavl-Zalessky, Russia The subject-being approach allows us to speak about the child in the changing world, noting both how the environment impacts personality development and the effect of the child himself on the outside world. The most convenient descriptive design that meets this requirement is psychological boundaries (or the boundaries of "I"). The aim of the study is to describe the development of the phenomenon of children's boundaries of "I" from the ages of 2 to 7 years old. The longitudinal study was conducted from 2012 to 201 7 with the use of qualitative methods: participant observation, simulation (the construction of the house), and case study. The study involved a group of children (14), the composition of which has not changed throughout this period. The dynamic of psychological boundaries is discovered: from physical barriers around their bodies to the labeling of the territory, first physically (pictures, toys, things) to verbally. The research shows that relationships between close people take place at a short distance and the use of destructive methods of protection, and relationships with strangers are characterized by a stronger distancing and constructive ways to protect and control the boundaries of "I". The psychological boundaries appear as a multifaceted phenomenon which has temporal and spatial length, for alternately finding the "inside" and "outside" of society. Keywords: childhood, the boundaries of I, control, regulation, protection, feeling, understanding, activity and psychological boundaries. For citation: Silina O.V. The Formation of Psychological Boundaries in Children Aged 2-7 Years // Preschool Education Today. 2018. Issue 12, Vol. 1(83). pp. 19-29. (in Russian). Original manuscript received 28.09.2017

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 16-06-00239).

Границы Я у детей: теоретический обзор

Отличие мира детей и взрослых отмечалось многими ведущими возрастными психологами (Ф. Ариес, Э. Эриксон, И.С. Кон и др.), однако, все признают необходимость интеграции детей во «взрослое» сообщество, сохраняя при этом свою самобытность и психологическое благополучие (Митрофанова, 2013, Осорина, 2017). Ребенку необходимо сохранить баланс между «встраиванием» в социальную среду и «отъединенностью» от нее (Рябикина, 2003). Понятие «граница Я», «психологическая граница» выступает как удобная описательная категория, максимально отражающая особенности взаимоотношений ребенка и окружающего мира, раскрывающая своеобразие процессов сепарации и интеграции в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время значительно вырос темп жизни, особенно в крупных городах, что приводит к необходимости быстро и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям окружающей среды. Существующая транзитивность (переходность) общества, по мнению исследователей, создает дисбаланс между личным и социальным пространством и временем (Марцинковская, 2016). Находясь в такой ситуации, ребенок не может четко определить границы собственного пространства, территории, личности, что приводит к излишней тревоге и напряжению. Поэтому изучение онтогенеза границ Я как метафоры, отражающей процесс нахождения баланса между категориями «Я - не-Я», «личное - общественное», представляется нам очень актуальным. Однако вопросом для дискуссии является целесообразность изучения границ Я в дошкольном возрасте. Исследователи (Беломестнова, 2005) выделяют три фактора эффективности взаимодействия со средой: интенсивность и адекватность поведения, а также возрастание доли совместных действий в процессе взросления, что является актуальным для дошкольного детства, составляя круг задач, решаемых в детском возрасте.

Границы Я мы будем понимать как набор имплицитных правил ребенка, разделяющих личность и среду и определяющих особенности взаимодействия его с окружающим миром с условием поддержания личного психологического благополучия. С понятием границ Я имеет тесную смысловую связь понятие

«психологическая суверенность» (Нартова-Бочавер, 2005). С.К. Нартовой-Бочавер был эмпирически доказан факт развития психологической суверенности как личностной диспозиции в онтогенезе. Это развитие имеет тенденцию перехода от физического, ощущаемого мира (тела, вещей) к пространству внутреннему, психологическому (ценности, привычки, отношения), т.е. происходит своеобразный процесс интериоризации пространства, в котором разворачивается субъективная жизнь человека. Можно предположить, что основным направлением развития границ Я у детей будет переход от объектов к символическому отражению реальности. Развитие суверенности, как и других черт, происходит через обобщение повседневных привычек, которые, объединяясь, становятся диспозициями (Олпорт, 2002).

Идея развития внутреннего мира (и его границ) из внешнего, характерная для отечественной психологической традиции, высказывалась также В.И. Слободчиковым, который отмечал, что развитие границ Я происходит от внешних опор (Я заканчивается там, где заканчивается мое) через предметные действия (Я заканчивается там, где я ничего не могу сделать) к внутренним опорам (Я заканчивается там, где я уже не могу управлять), подтверждая представление о том, что психологическое пространство личности -это психосоциальный «сплав». Таким образом, ребенок в процессе развития формирует свое собственное «субъективное пространство» (Слободчиков, 1995), в котором тесно переплетаются социальные, духовные, душевные, телесные и материальные реалии.

В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Петровского, было показано, что для детей граница играет особую роль: с одной стороны, она регламентирует возможности ребенка, а с другой - провоцирует к интервенции в область неизведанного (Петровский, 2008). Г. Аммон считал, что существующие внешние границы определяют качество внутренних (Аммон, 2000). В работе И.В. Ивановой со старшими дошкольниками и младшими школьниками, показывающей роль переживаний в расширении/сужении границ идентичности, указывается, что положительные социальные переживания (принятие норм, правил, эталонов и пр.) способствуют расширению границ Я благодаря появлению новых «опорных» точек в понимании собственной личностной уникальности.

Т.В. Пивненко показала, что для отвергаемых сверстниками дошкольников характерно нарушение границ Я, что можно наблюдать в своеобразной, искаженной структуре детской игры. А.С. Филяревич говорила о том, что в дошкольном детстве удовлетворение физиологических потребностей выступает главным предметом защиты. Полученные результаты отвечают данным о сензитивности дошкольников к развитию стыдливости. Кроме того, главной причиной появления психологических травм в данном возрасте является физическое насилие (Нартова-Бочавер, 2014).

Процедура и методы исследования формирования границ Я у детей 2-7 лет

Целью нашего исследования является описание развития границ Я у детей в возрасте 2-7 лет. Исследования показали, что формирование автономии проходит сложный путь: «малая автономия» у ребенка двух лет сменяется более решительной сепарацией от близких людей (родителей, сиблингов), а также от одноклассников и учителей в школе (Нартова-Бочавер, 2005). Гипотеза исследования: мы предположили, что границы Я -это структурное образование, меняющее свое качество в зависимости от стадии развития, т.е. возраста (Силина, 2016).

Нами были выделены такие характеристики границ Я, как активность, чувствование и понимание, регуляция, контроль и защита, которые соотносятся с требованиями концепции В.А. Ганзена (Беломестнова, 2005) о структурном описании психики. Рассмотрим их подробнее:

• Активность мы понимаем как наличие движения границ Я вовне с целью поддержания состояния психологического комфорта. Активность границ Я определялась как любое действие, совершаемое без видимых причин в состоянии покоя, либо во взаимодействии, но в спокойной и безопасной обстановке;

• Чувствование / понимание границ Я -это, в первую очередь, дифференциация мира на «мое» и «чужое», что обеспечивает понимание и чувствование «отдельности» себя от другого человека, от среды. Проявляется как ощущение дискомфорта при нарушении границ, желании отстраниться или уйти от неприятных воздействий;

• Регуляция психологических границ

рассматривается как способность изменения пространственной составляющей феномена, которая обеспечивает максимально комфортное взаимодействие с окружающим миром. Критериями описания могут быть такие, как смена дислокации, стремление договориться о правилах, обсуждение процесса совместной деятельности;

• Контроль границ Я - это способность к удержанию заданного статичного положения границ Я для обеспечения психологического комфорта. В нашем исследовании способность к контролю границ Я описывается на основе наблюдений за поведением детей в конфликтных ситуациях, когда необходимо отстоять свою позицию (территориальную, психологическую);

• Способы защиты границ Я - это способы, с помощью которых ребенок сохраняет собственное благополучие: физические (уход или «выталкивание» противника со своей территории), вербальные (использование слов и реплик), когнитивные (использование аргументов, умозаключений и пр.), эмоциональные (крик, сильные эмоции, которые «пугают» противника) и другие (Силина, 2017).

Возникает закономерный вопрос о выборе адекватных способов изучения данного феномена. Вследствие возрастных ограничений (от 2 до 7 лет) разработать стандартизированные опросники не представляется возможным, и мы остановились на методе включенного наблюдения. На первый план в качественных исследованиях выходит субъективный смысл понимания респондентами того или иного явления, поэтому перед нами стояла задача повысить степень объективности исследования. Опираясь на критерии объективности, выделенные Линкольн («под-тверждаемость», «включенность», «правдоподобность», «переносимость») (Войскуновский, Скрипкин, 2001), мы пригласили к участию в наблюдении пять экспертов-психологов, протоколирующих реакции детей и изменяющийся контекст. Это, согласно представлениям М.Я. Басова, необходимо для обеспечения максимально полной регистрации особенностей поведения детей (Екинцев, 2011).

Следующая задача заключалась в выборе инструментария, наиболее соответствующего возрастным особенностям детей 2-7 лет. Опираясь на данные этологии о том, что территориальность является одной из врожденных форм поведения, направленного

на выделение собственного пространства, установление собственных норм, мы предположили, что дети с помощью внешних средств будут маркировать собственную территорию, создавать систему правил нахождения на ней. В основу нашей диагностической методики легла метафора «дом», как максимально связанная с безопасностью, защищенностью, отъединенностью от среды. Кроме того, данный образ в силу эмоциональной притягательности для ребенка позволяет описать различные виды и степени воздействия на границы Я. Выбор места для постройки дома прояснит нам территориальное поведение, внутреннее обустройство дома даст представление о персонализации пространства, взаимодействие с другими людьми позволит описать состояние границ Я в безопасных и конфликтных ситуациях.

Процедура исследования выглядела следующим образом. Детям предлагалось построить дом из разнообразных материалов (начиная от большого, тяжелого напольного конструктора и камней до легких, символических материалов (ткани, ленты, веревки, цветная ткань, пуговицы и пр.)). В процессе строительства нужно было соблюдать единственное условие: заботиться о собственном благополучии и комфорте. Инструкция звучала следующим образом: «Постройте себе дом. Можно брать любые материалы. В доме вам должно быть удобно и уютно». В это время наблюдатели отмечают пространственное расположение, физические размеры дома, характер строительства, способы взаимодействия детей между собой во время создания дома, конфликтные ситуации и способы их преодоления.

Закончив строительство дома, каждый ребенок представляет (рассказывает или показывает) свой дом. Наблюдатели отмечают характер устного выступления (сдержанно или активно ребенок себя ведет, позволяет ли входить или прикасаться к собственному дому и пр.). Затем разыгрываются ситуации, которые затрагивают отношение различных людей к его постройке. Например: «Что вы будете делать, если к вам в гости пришли сестра/брат или незнакомый гость, которые... берут ваши вещи/шумят и мешают вам спать/ смеются над вашим рисунком?». Данные инсценировки моделируют различные варианты нарушения психологических границ ребенка либо знакомым, либо незнакомым человеком. Это позволяет оценить степень регу-

ляции, контроля, активности, чувствования и понимания психологических границ, а также описать варианты их защиты.

В исследовании участвовало 14 детей детского центра «Сказка Детства» (г. Пе-реславль-Залесский, Ярославская область). Состав группы и процедура исследования не менялись с 2012 по 2017 год. Таким образом, была предпринята попытка отследить динамику развития границ Я в группах детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Каждый эксперт был ознакомлен с бланком наблюдений, было необходимо количественно оценить выраженность того или иного признака в соответствии с ключом, указанным в таблице.

Результаты исследования формирования границ Я у детей 2-7 лет

Для того чтобы выявить существует ли значимая динамика в описании границ Я у детей разного возраста, был использован непараметрический Q критерий Кохрена, который позволяет выявить значимость сдвигов дихотомических переменных и критерий X2 Фридмана для ранговых переменных при сравнении более двух групп. Статистическая обработка данных была произведена с помощью программы IBM SPSS Statistics 22.0.

Первоначальная задача, которая стояла перед нами, описать сущность феномена границ Я в раннем и дошкольном возрасте. Основными критериями служили следующие: местоположение, выбранные материалы для постройки дома, а также сам процесс выбора материалов и создания жилища в спокойной, неконфликтной обстановке, в индивидуальном темпе, без внешних директивных воздействий со стороны взрослых.

Рассмотрим полученные результаты. Интересно, что полную изоляцию, уединенность для строительства дома не выбирает ни один ребенок в возрасте от 2 до 7 лет. Строят дом рядом с другом дети в 3-4 года - в 36% случаев, в 4-5 лет - в 21% случаев, в 5-6 лет -в 57% случаев, в 6-7 лет - в 64% случаев, и только дети в 2-3 года не размещают свой дом рядом с другом. Качественный анализ показал, что частота встречаемости расположения дома рядом с домом друга постепенно повышается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима (Q=15,43 при р = 0,004).

Строят дом рядом с другими соседями (которые не являются близкими друзьями) дети в 2-3 года в 14% случаев, 3-4 года - в 7% случаев, в 4-5 лет - в 71% случаев, в 5-6 лет - в 43% случаев, в 6-7 лет - в 79% случаев. Качественный анализ показал, что частота нахождения дома рядом с другими соседями скачкообразно повышается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^ = 20,5 при р = 0,0001). Во время исследования очень часто повторялись следующие ситуации: если ребенок видит, что его дом расположен далеко от других, он менял местоположение, чтобы быть «поближе» к другу или «чтобы не скучно было». Кроме этого, интересна следующая особенность: во время строительства дети часто говорили другим, где им нужно строить дом. Прецеденты, когда место для строительства подсказали другие дети, были выявлены в группе 2-3 года в 71% случаев, 3-4 года -в 14% случаев, в 4-5 лет - в 36% случаев, в 5-6 лет - в 14% случаев, в 6-7 лет - в 0% случаев. Качественный анализ показал, что частота подсказок со стороны других детей места выбора для дома скачкообразно снижается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^ = 26,44 при р=0,00001).

Большие материалы используют дети в 23 года в 100% случаев, в 3-4 года - в 71% случаев, в 4-5 лет - в 93% случаев, в 5-6 лет -в 79% случаев, в 6-7 лет - в 50% случаев. Качественный анализ показал, что частота использования больших материалов скачкообразно снижается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^=14,29 при р = 0,006). Интересно, что использование только крупных материалов получило статистическое подтверждение. Тенденция снижения частоты использования больших предметов закономерна: границы Я с возрастом «психологизируются», переходят от физических границ к символическому обозначению, однако первоначально граница существует именно как крепкая, заметная, большая стена, отделяющая пространства. Существует возрастная динамика границ Я при изучении признаков характера строительства. Анализ процесса строительства с помощью критерия Фридмана показал, что происходит переход от нецеленаправленного к целенаправленному процессу строительства (%2 = 31,66 при р<0,0001), увеличение случаев копирования (%2=12,08 при р = 0,017),

возрастание самостоятельности в процессе строительства (%2 = 20,92 при р<0,0001), отсутствие замысла сменяется его наличием (%2 = 43,91 при р<0,0001), внесение корректив в процесс постройки дома становится более частым (%2=13,55 при р = 0,009). Полученные нами данные подтверждаются результатами исследований, говорящих о том, что в раннем детстве другой ребенок воспринимается как продолжение (или отражение) самого себя, на него переносятся личные качества и потребности, но с возрастом происходит «отдаление» от другого ребенка (Рубинчик, 2015). Об этом свидетельствует факт копирования дома (или его элементов), что может звучать как факт признания существования «иного», «не-Я», «другого», т.е. выделение другого ребенка из поля. Изменение или дополнение первоначальной постройки также говорит о том, что ребенок приобретает возможность сравнивать «мое» и «не-мое», модифицируя, таким образом, собственное пространство.

В процессе исследования мы попросили наблюдателей отметить, каким образом изменяется пространство по мере взросления ребенка. Наиболее значимыми и частотными оказались такие особенности, как приобретаемая структурированность пространства (%2 = 43,91 при р<0,0001), снижение открытости или закрытости для посещения как для знакомых людей (%2 = 39,47 при р<0,0001), так и для незнакомых (%2 = 46,1 при р<0,0001), появление личного пространства (%2 = 47,67 при р<0,0001), декоративные, художественные элементы дома (%2 = 32,3 при р<0,0001). Таким образом, пространство персонализируется, психологические границы становятся более отчетливыми. По словам мальчика (6 лет): «Дом - это такое место, где никто не обижает и все спокойны. За дверью дома интересно и весело может быть. Получается, что и дом нужен, чтобы отдохнуть, и не-дом нужен, чтобы было удовольствие. О доме хочется заботиться, потому что он как бы мое продолжение, а за домом ты как бы другой человек, который должен что-то другое делать, часто неприятные дела». Таким образом, развитие феномена границ Я в онтогенезе происходит в направлении от «безграничья» и полной вовлеченности в окружающую среду до появления личной территории, защищенной как от «чужих», так и от «своих» (Плюснин, 1990, Нартова-Бочавер, 2005).

Следующая характеристика границ Я, требующая анализа, - это контроль психологических границ. Однако без чувствования или понимания границы невозможно контролировать. Ситуации, в которых проявлялась данная способность, - конфликтные, требующие сохранения целостности дома (например, пришли гости и начали «шалить, переставлять твои вещи с места на место, ломать твои игрушки, мешать тебе заниматься любимым делом и пр.»), а также собственного благополучия (в данной ситуации подчеркивается, что «ты хочешь заниматься любимым делом, тебе не нравится поведение товарища/родного человека»). Таким образом создавалась ситуация конфликта собственных и чужих интересов, которая оптимально подходит для проявления данной характеристики границ Я.

Результаты статистического анализа (критерий Фридмана) можно условно разделить на три группы:

• Защищают свою территорию дети в 2-3 года в 21% случаев, в 3-4 года - в 29% случаев, в 4-5 лет - в 50% случаев, в 5-6 лет -в 43% случаев, в 6-7 лет - в 79% случаев. Качественный анализ показал, что частота встречаемости контроля и защиты собственной территории постепенно повышается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^=11,41 при р = 0,022);

• Выражают недовольство, однако уступают территорию дети в 4-5 лет в 14% случаев, в 5-6 лет - в 71% случаев, в 6-7 лет -в 7% случаев, при этом дети в возрасте 2-4 лет не выражают недовольства. Было выявлено, что такая динамика статистически значима ^ = 30,96 при р = 0,00001);

• Молча уступают свое пространство дети в 2-3 года в 71 % случаев, 3-4 года -в 71% случаев, в 4-5 лет - в 36% случаев, в 6-7 лет - в 14% случаев, и только в 5-6 лет случаев, когда дети теснятся, не выявлено. Качественный анализ показал, что частота того, что дети пассивно впускают на свою территорию, с возрастом постепенно снижается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^ = 27,73 при р = 0,00001).

Интересно, что вербально оформленное возмущение по поводу нарушения границ Я проявилось в нашем исследовании только в 4 года. Вероятно, как мы обсуждали выше, это связано с тем, что другой человек (ребенок или взрослый) «выделяется» из среды в воз-

расте 4-5 лет. Контроль границ Я как способность удерживать статичное положение границ, охранять и сохранять целостность дома усиливается в процессе онтогенеза. По данным признакам мы можем сказать о том, что в конфликтных ситуациях границы Я чувствуются детьми, т.к. они испытывают дискомфорт, появляется желание изменить ситуацию. Далее мы попробовали проследить, существуют ли значимые различия между реакциями на знакомого и незнакомого человека как источника деструктивных действий.

Проведя анализ полученных данных, мы видим, что есть пересекающиеся тенденции при контроле границ Я в случае нарушения их знакомыми и незнакомыми людьми: возрастание негативного реагирования на осуждение рисунка (%2=13,84 при р = 0,008 и %2 = 34,3 при р<0,0001 соответственно), а также усиление позитивного реагирования на нарушение привычного образа жизни (%2 = 28,54 при р<0,0001 в случае близкого человека и %2 = 25,19 при р<0,0001 в случае незнакомого человека). Рисунок, поделка, любое материальное выражение собственного Я можно рассматривать как продолжение себя вовне, т.е. границы Я становятся более точечными, контурными, переходят от физического непроницаемого барьера к контурному обозначению. Интересно, что усиливается позитивное реагирование на нарушение привычного образа жизни. По словам девочки, 5 лет: «Здорово, что можно не спать! Это же весело, а спать - скучно, это я всегда делаю!». Таким образом, подчинение распорядку дня является для дошкольника своего рода обязанностью, долженствованием, четко определяющим круг его привычных дел. Нарушение режима вызывает положительные эмоции, т.к. освобождает от выполнения рутинных дел, приобретает статус события в жизни дошкольника (Соловьев, 2009). Однако, что интересно, источник нарушения привычного образа жизни не является значимым: им может быть как знакомый, так и незнакомый человек.

Реакция на манипуляции с собственным телом становится более и более неприятной (%2 = 30,17 при р<0,0001), увеличивается значимость и неприкосновенность телесной сферы, однако, что интересно, этот феномен наблюдается только с близкими людьми: «Мама все время меня обнимает и обнимает как маленькую» (девочка, 6 лет). Дж. Мид говорит о том, что с момента рождения ребе-

нок представляет собой объект отношений других людей, в первую очередь - родителей. Вероятно, контроль границ Я при попытках воздействовать на телесную сферу - одна из попыток сформировать субъект-субъектные отношения между ребенком и взрослым (Романова, 2013).

Однако нарушение личного пространства близкими людьми вызывает с возрастом больше положительных эмоций (%2=13,89 при р = 0,008), границы в эти моменты не контролируются. Предположительно, внешнее пространство, которое маркируется как «мое», является безопасной зоной для общения с близкими людьми. У ребенка возникает ощущение «хозяина» территории, поэтому необходимость контролировать границы снижается, т.к. психологически он уже разрешил «гостю» находиться в его доме.

Границы Я контролируются от близких и незнакомых людей различно и во временном аспекте. В отношении близких людей время реакции на деструктивные действия уменьшается (%2=14,33 при р=0,006) и также их возможно становится «прогнать» с личной территории (%2 = 18,07 при р = 0,001), а время реакции на деструктивные действия незнакомых людей, наоборот, увеличивается, и наблюдается снижение случаев, когда ребенок может сразу остановить разрушительные воздействия (%2 = 22,94 при р<0,0001).

Интересен также факт, что дети, при невозможности контролировать собственные границы, охранять свою территорию от близких людей, покидают свой дом (%2 = 20,13 при р<0,0001). Вероятно, это происходит с целью сохранения психологического благополучия. По словам мальчика (5 лет): «Если им там и без меня хорошо, пусть себе играют, а мне лучше одному». Наблюдение за детьми после таких ситуаций показало, что у них отмечается сниженный эмоциональный фон, раздражительность, стремление к изоляции. И.С. Мякотин пишет, что существует взаимосвязь суверенности психологического пространства и социальной фобии,рассматривая последний феномен сквозь призму теории психологических границ (Мякотин, 2015).

Переходя к способности регулирования психологических границ, следует напомнить, что данная характеристика проявляется в ситуации ощущения безопасности для личности ребенка. Регуляция границ Я предполагает изменение пространственной составляющей,

говорит о том, сколько воздействий может выдержать ребенок, каким образом он поддерживает психологическое благополучие. Мы выделили две большие категории: количество приглашенных гостей и характер приема гостей хозяином (знакомых и незнакомых).

Анализ количества гостей показывает, что происходит переход от уединенности ^ = 27,82 при р<0,0001) к небольшому количеству приглашенных детей и взрослых ^=12,23 при р = 0,016). Однако в возрасте от 4 до 6 лет у многих детей наблюдается тенденция приглашать как можно больше гостей ^ = 22,67 при р<0,0001). Прелесть и сложность периода детства заключается в том, что каждое действие «проверяется» на собственном опыте, на собственных ощущениях от диаметрально противоположных ситуаций (одиночество и «скученность»). Невозможность сохранять психологическое благополучие в ситуации перенаселения, кра-удинга, о чем говорят многочисленные исследования (Николаева, 2013).

Статистический анализ данных с помощью критерия Фридмана показал, что регуляция границ Я слабо различается в ситуациях взаимодействия с незнакомыми и знакомыми людьми. Наблюдается переход от неуверенного к уверенному приему гостей (%2 = 44,59 при р<0,0001 и %2= 13,21 при р = 0,01 соответственно), учащение случаев, когда ребенок диктует свои правила (%2 = 39,51 при р<0,0001 и х2 = 28,92 при р<0,0001 соответственно), возрастание инициативности (х2 = 45,72 при р<0,0001 и %2 = 22,47 при р<0,0001), учащение случаев, когда деятельность хозяина и гостей носит положительный оттенок (%2 = 23,73 при р<0,0001 и х2 = 39,31 при р<0,0001), плавное снижение к 5 годам, а к 7 годам небольшое повышение случаев, когда деятельность хозяина и гостей носит разрушительный оттенок (%2= 12,34 при р = 0,015 и %2= 18,54 при р = 0,001), возрастание случаев совместной деятельности (%2 = 37,27 при р<0,0001 и %2 = 42 при р<0,0001). Ситуация безопасности, отсутствие средовых агрессивных воздействий позволяет детям вести себя свободно и аутентично. Регуляция границ Я проявляется в ситуациях, где необходимо договориться, чтобы решить значимую задачу, которая нравится обеим сторонам. Важно отметить, что в процессе онтогенеза наблюдается переход от объекта к авторству собственной жизни (уверенное проговаривание правил поведения в доме, совместная конс-

труктивная деятельность, инициативность в выборе занятий). О.В. Суворова, рассматривая проблему онтогенеза субъектности, показала, что в дошкольном возрасте происходит бурное развитие данного феномена, проявляющегося в умении выстраивать собственную линию жизни (Суворова, 2014).

Способы защиты границ Я - отражение тех приемов, которыми пользуется ребенок, чтобы отстоять свою позицию. Статистический анализ показывает, что со знакомыми и незнакомыми людьми дошкольники используют определенный набор средств, который также имеет небольшие различия. Вероятно, такой «одинаковый» арсенал средств обусловлен тем, что для детей существует только цель (сохранение «Я»), но нет понимания дальнейших последствий, сам статус «ребенок» оберегает от негативных воздействий. Поэтому защита границ Я как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми может включать схожие методы: чаще обращается к друзьям (%2 = 35,07 при р<0,0001 и х2 = 45,51 при р<0,0001 соответственно), прибегает к социальным нормам (%2 = 37,58 при р<0,0001 и Х2 = 41,09 при р<0,0001 соответственно), использует гендерные различия (х2 = 23,14 при р<0,0001 и х2= 1 7,31 при р = 0,002 соответственно), начинает предпочитать личностные способы защиты (х2 = 36,16 при р<0,0001 и Х2=15,85 при р=0,003 соответственно), кроме этого повышается конструктивность в защите границ Я (х2 = 34,13 при р<0,0001 и Х2 = 35,66 при р<0,0001 соответственно).

Существуют и различия в выборе средств защиты. Например, дошкольники реже используют физические способы защиты от незнакомых людей (х2=18,95 при р = 0,001). Со знакомыми людьми, напротив, дети предпочитают использовать физические способы защиты (х2 =17,45 при р=0,002), чаще реагируют агрессивно (х2 = 22,65 при р<0,0001) и активно (х2 = 10,186 при р = 0,038). Однако частота обращений за помощью ко взрослому снижается (х2 = 12,58 при р = 0,013). Таким образом, граница Я для знакомых и незнакомых людей имеет различную физическую дистанцию по отношению к ребенку.

Следующая характеристика границ Я -это активность, которую мы оценивали как количественный показатель взаимодействия ребенка со средой в безопасных ситуациях. Активность психологических границ проявляется как желание усовершенствовать дом, перестроить, занять другое место (часто -

соседское). Такое поведение часто выглядит немотивированным, отсутствуют видимые причины для того или иного поступка: «Я сидела, а потом вдруг поняла, что мне тут неудобно, что будет удобнее в другом месте. Я взяла свой дом и пошла на это место. Тут было уже занято, поэтому я заняла краешек, а потом по чуть-чуть отодвигала домик С., чтобы мне тоже место досталось» (девочка, 5 лет). Рассмотрим данные статистического анализа. Прецеденты, когда дети пытаются найти оптимальное местоположение, построить наиболее удовлетворяющий их видению дом, создать максимально приятную обстановку, были выявлены у детей в 2-3 года в 29% случаев, в 4-5 лет - в 36% случаев, в 5-6 лет - в 43% случаев, в 6-7 лет - в 36% случаев, при этом у детей в 3-4 года таких прецедентов не наблюдается. Качественный анализ показал, что частота активного захватывания чужой территории несколько повышается, при этом было выявлено, что такая динамика статистически значима ^=10 при р = 0,04). Таким образом, дети «прислушиваются» к собственным ощущениям комфорта и дискомфорта, принимают меры по устранению причин.

Выводы

Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается интуитивное понимание собственных психологических границ, что позволяет ребенку сознательно и инициативно определять и демонстрировать жизненную позицию, ориентироваться в социальном пространстве, одновременно находясь среди людей и в то же время оставаясь собой (Ермолова, Комогорцева, 1995). Подведем основные итоги нашего исследования.

1. Границы Я начинают формироваться очень рано: начиная с двух лет ребенок ищет взаимодействия с другими людьми, первоначально воспринимая их как продолжение себя, что в последующем изменяется, дети признают отдельность и неприкосновенность другого человека. Восприятие границы как физического препятствия в процессе онтогенеза сменяется материализованными (рисунки, вещи) и вербализованными («Чур, мое!») средствами маркирования пространства. Личная территория усложняется, появляются «укромные» места, персонифицируется с помощью украшений.

2. Чувствование и понимание границ Я развивается параллельно с умением их контролировать, т.к. функция контроля «включается» только в критический период, в момент угрозы психологическому благополучию. Способность контролировать границы Я в онтогенезе проходит несколько этапов: от молчаливого согласия уступить свою территорию к выражению недовольства ситуациями вторжения на личное пространство. Выявились значимые различия в нарушении границ близкими и незнакомыми людьми. Основная тенденция следующая: время реакции, необходимое для включения функции контроля границ, меньше с близкими людьми и спектр деструктивных способов защиты выше, чем в случае нарушения границ незнакомыми людьми.

3. Активность границ Я увеличивается в процессе онтогенеза, отражая актуализированные потребности.

4. Регуляция границ Я, заключающаяся в умении изменять пространственную составляющую, проявляется довольно однотипно, как в отношении с близкими людьми, так и с незнакомыми. Данная способность формируется через умение взаимодействовать в ситуации перенаселенности, скученности, большого скопления людей.

5. Способы защиты границ Я к концу дошкольного возраста становятся достаточно разнообразными, однако также имеют различное проявление для близких и незнакомых людей. Проявляя большую сдержанность при взаимодействии с незнакомым человеком, ребенок может использовать физические и агрессивные способы защиты психологических границ в отношении близких людей.

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется понимание того, что есть некоторая буферная зона между внешним миром и собственным Я, позволяющая ему сохранять чувство целостности и благополучия. Проведенное исследование показывает, что границы Я в конфликтных, конкурирующих условиях актуализируются, появляется их чувствование и понимание. Первым шагом по сохранению психологического благополучия может выступать регуляция границ Я, что выглядит как попытка за счет сужения личного пространства, изменения личного мнения договориться, для того, чтобы решить неприятную ситуацию, затем проявляется тенденция контро-

лировать границы, отстаивая собственную позицию. В состоянии покоя психологические границы обладают свойством активности, которая позволяет судить об актуализированных потребностях, выступающих связующим звеном между личностью ребенка и внешней средой. Таким образом, психологические границы являются важным феноменом субъективной жизни ребенка, проходящим определенные этапы онтогенеза. ■

Литература

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 238 с.

2. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии // Вестник ОГУ. - 2005. -№10-1. - С. 43-54.

3. Войскуновский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2001. - №2. - С. 93-109.

4. Екинцев В.И. Метод наблюдения в контексте постнеклассической психологии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2. - С. 175-180.

5. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. - 1995. -№2. - С. 47-58.

6. Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. -2016. - Т.9. - №49. - С. 9. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 30.10.2017).

7. Митрофанова С.Ю. «Я - взрослый / Я-взрослая»: представления третьеклассников о собственном будущем // Вестник СамГУ. -2013. - №2 (103). - С. 10-21.

8. Мякотин И.С. Социальная фобия и нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№20. - С. 335-338.

9. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. - М.: Прометей, 2005. - 312 с.

10. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. -№3(32). - С. 13-26.

11. НиколаеваЛА. Экологическая психология: Учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 104 с.

12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 201 7. -С. 304.

13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002.

14. Петровский ВА. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. - 2008. - №3. - С. 10-26.

15. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека: методы проксемических исследований. - Новосибирск: Институт философии и права Сибирского отделения РАН, 1990. - 45 с.

16. Романова И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. -2013. - №10. - С. 162-164; URL: https:// natural-sciences.ru/ru/article/view?id = 33047 (дата обращения: 20.10.2017);

17. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №8. -С.250-252.

18. Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В.Знакова. - Краснодар: КубГУ, 2003.

19. Силина О.В. Структура границ Я у детей 2-10 лет // Социальная психология и общество. - 2016. - Т.7. - №4. - С. 83-98. doi: 10.1 7759/sps.201 6070406;

20. Силина О.В. Границы «Я» как маркер становления субъектности в детском возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. - 201 7. - №3. - С.45-59.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

22. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». -2009. - №2. - С. 103-111.

23. Суворова О.В., Жуковская ИА. Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - №2-2. -С. 370-373.

References

1. Allport G.W. Stanovlenie lichnosti: Izbrannye Trudy [Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality]. Pod obshh. red. D.A. Leont'eva. Moscow: Smysl Publishing, 2002.

2. Ammon G. Psihosomaticheskaja terapija [Psychosomatic therapy]. Saint Petersburg: Rech' Publishing, 2000. 238 p.

3. Belomestnova N.V. Sistemnyj podhod v psihologii [The system approach in psychology]. Vestnik OGU. 2005. No.10-1. pp. 43-54.

4. Ekincev V.I. Metod nabljudenija v kontekcte postneklassicheskoj psihologii [The method of observation in the context of post-nonclassical psychology]. Gumanitarnyj vektor. Serija: Pedagogika, psihologija [Humanitarian Vector. Series Pedagogy, Psychology]. 2011. No.2. pp. 175-180.

5. Ermolova T.V., Komogorceva I.S. Vremennoj aspekt obraza sebja u starshih doshkol'nikov [Temporal aspect of self-image for senior preschoolers]. Voprosy psihologii [Questions of Psychology]. 1995. No.2. pp. 47-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Marcinkovskaja T.D., Jurchenko N.I. Problema sovladanija v tranzitivnom obshhestve [Copping strategies in transitive society]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological Studies]. 2016. Vol.9. No.49. p. 9. URL: http:// psystudy.ru (Date: 30.10.2017).

7. Mitrofanova S.Ju. "Ja - vzroslyj / Ja -vzroslaja": predstavlenija tret'eklassnikov o sobstvennom budushhem ["I'm adult": ideas of third graders about their own future of children]. Vestnik SamGU. 2013. No.2 (103). pp. 10-21.

8. Mjakotin I.S. Social'naja fobija i narushenie psihologicheskih granic v detskom i podrostkovom vozraste [Social phobia as a violation of psychological boundaries and an identity disorder]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and Practice of Social Development]. 2015. No.20. pp. 335-338.

9. Nartova-Bochaver S.K. Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti: Monografija [Psychological personality space]. Moscow: Prometej Publishing, 2005. 312 p.

10. Nartova-Bochaver S.K., Silina O.V. Dinamika razvitija psihologicheskih granic na protjazhenii detstva [Psychological borders dynamics during the childhood]. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija [Actual Problems of Psychological Knowledge]. 2014. No.3(32). pp. 13-26.

11. Nikolaeva L.A. Jekologicheskaja psihologija: Uchebnoe posobie [Environmental

psychology: textbook]. Jaroslavl': JarGU, 2013. 104 p.

12. Osorina M.V. Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh [Secret world of children in the world of adults]. - Saint Petersburg, 2017. pp. 304.

13. Petrovskij V.A. "Motiv granicy": znakovaja priroda vlechenija ["Motive of a limitation": the sign nature of an inclination]. Mir psihologii [World of Psychology]. 2008. No.3. pp. 10-26.

14. Pljusnin Ju.M. Prostranstvennoe povedenie cheloveka: metody proksemicheskih issledovanij [Spatial human behavior: methods of proximal studies]. - Novosibirsk: Institut filosofii i prava Sibirskogo otdelenija RAN, 1990. - 45 p.

15. Rjabikina Z.I. Lichnost' i ee bytie v bystro menjajushhemsja mire [Personality and its existence in a rapidly changing world]. Lichnost' i bytie: teorija i metodologija: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Pod red. Z.I. Rjabikinoj, V.V. Znakova. Krasnodar: KubGU, 2003.

16. Romanova I.O. Osobennosti formirovanija obraza Ja u detej doshkol'nogo vozrasta [Features of formation of self-image in preschool children]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija [Advances in Current Natural Sciences]. 2013. No.10. pp. 162-164; URL: https://natural-sciences.ru/ru/ article/view?id = 33047 (Date: 20.10.2017);

17. Rubinchik Ju.S. Kollektivnye vzaimootnoshenija detej doshkol'nogo vozrasta [Collective relationship of preschool age children. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. 2015. No.8. pp. 250-252.

18. Silina O.V. Granicy «Ja» kak marker stanovlenija sub#ektnosti v detskom vozraste [The boundaries of "I" as a marker for becoming an actor in childhood]. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija [Actual Problems of Psychological Knowledge]. 2017. No.3. pp.45-59.

19. Silina O.V. Struktura granic Ja u detej 2-10 let [The structure of the boundaries I in children 210 years old]. Social'naja psihologija i obshhestvo [Social Psychology and Society]. 2016. Vol.7. No.4. pp. 83-98. doi:10.17759/sps.2016070406;

20. Slobodchikov V.l., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. Uchebnoe posobie dlja vuzov [Fundamentals of psychological anthropology. Human Psychology: An Introduction to the Psychology of Subjectivity: textbook]. - Moscow: Shkola-Press Publishing, 1995. 384 p.

21. Solov'ev G.E. Sobytijnyj podhod v vospitanii shkol'nikov [Event-driven approach in schoolchildren's education]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija "Filosofija. Psihologija. Pedagogika". 2009. No.2. pp. 103-111.

22. Suvorova O.V., Zhukovskaja I.A. Razvitie detskoj sub#ektnosti pri perehode ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu vozrastu [The study of personality characteristics of professional activity]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2014. No.2-2. pp. 370-373.

23. Vojskunovskij A.E., Skripkin S.V. Kachestvennyj analiz dannyh [Qualitative data analysis]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [Moscow University Psychology Bulletin]. 2001. No.2. pp. 93-109.

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.