4.4. ДИНАМИКА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ
Григорьева Ольга Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых основ управления Место работы: МГИМО МИД России
5618861@mail.ru
Аннотация: в статье рассмотрена динамика форм собственности в отечественном праве и государстве. Показа проблема определения правового режима различных форм собственности. Приводится исторический опыт правового регулирования форм собственности, когда в советский период имелась дифференциация юридической ответственности и, в частности, уголовной, за посягательства на собственность различных форм. При этом за хищения государственной и общественной собственности была установлена максимально тяжкая ответственность в отличие от посягательств на личную собственность граждан. В современной России сняты любые неравенства форм собственности, которым предоставлена одинаковая правовая защита. Отмечается, что имеющиеся различия правового режима различных форм собственности обусловлены спецификой сделок с государственным и муниципальным имуществом, а также с собственность граждан и юридических лиц.
Ключевые слова: Конституция РФ, формы собственности, правовой режим, государственная собственность, частная собственность.
DYNAMICS OF OWNERSHIP'S FORMS IN THE DOMESTIC RIGHT
Grigorieva Olga G., PhD in Law, associate professor at the department of legal Grounds of Management
Place of employment: Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
5618861@mail.ru
Abstract: the article considers the dynamics of ownership forms in the domestic law and the state. Showing the problem of determining the legal regime of different forms of ownership. The article presents the historical experience of legal regulation of forms of ownership, when in the Soviet period there was a differentiation of legal responsibility and, in particular, criminal responsibility for infringement of property of various forms. In this case, for theft of state and public property were set to the maximum heavy responsibility in contrast to the attacks on personal property of citizens. In modern Russia, any inequalities in the forms of ownership that are granted the same legal protection have been removed. It is noted that the existing differences in the legal regime of different forms of ownership are due to the specifics of transactions with state and municipal property, as well as property of citizens and legal entities.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, forms of ownership, legal regime, state property, private property.
Законодательство любого государства закрепляет формы собственности, которые имеют место в обществе на данном историческом этапе. Установление государством конкретных форм собственности зависит от социально-экономического строя, экономического, хозяйственного уклада общества.
В большом толковом словаре под «формой» понимается «внешнее выражение» или «способ закрепления» внутреннего содержания какого-либо явления[1]. Например, «форма права» - это внешнее выражение права; способ закрепления, фиксации правовых норм, в котором данные правовые нормы представлены членам общества. Например, формой выражения основных положений и принципов организации и функционирования современного российского государства является Конституция Российской Федерации, которая принята на референдуме 1 декабря 1993 г. Другой иллюстрацией может служить такое понятие, как «форма сделки», под которой в гражданском праве понимают способ выражения воли сторон (участников) сделки; то, как эта сделка представлена третьим лицам.
Формы собственности может быть представлены как способ закрепления определенных благ за конкретным субъектом, позволяют конкретизировать собственника, определяют внешнее выражение правового режима имущества, что позволяет судить о комплексе прав и обязанностей собственника, специфике сделок с данной собственностью.
Форма собственности - это законодательное закрепление за определенным субъектом (собственником) на
праве собственности имущества, имущественных прав, а так же объектов интеллектуальной собственности.
Формы собственности значимы как в теоретическом, так и в прикладном, практическом плане. Так, форма собственности - базовая, исходная категория, закрепляемая, как правило, в нормативном правовом акте высшей юридической силы, которая находит свое дальнейшее развитие в актах отраслевого законодательства (бюджетного, гражданского, таможенного и др.), обусловливает особенности совершаемых собственником сделок по отчуждению и передаче во временное пользование объектов собственности, возможность владеть на праве общей совместной или долевой собственности, а также завещать и наследовать такую собственность и др.[2]
В Российской Федерации именно Конституция закрепила возможные формы собственности. При этом второй пункт ст. 8 устанавливает: «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Помимо закрепления конкретных форм собственности п. 2 ст. Конституции РФ гарантирует их равенство, а также правовую охрану и защиту в случае посягательств.
Равенство или неравенство форм собственности зависит от социально-экономического строя государства, воли господствующей в обществе политической власти[3]. Как известно, в советский период развития нашего государства приоритет был отдан общенародной, «социалистической» собственности, то есть государственной и
общественной формам собственности, за посягательства на которые устанавливались более тяжкие санкции, чем за посягательства на личную собственность граждан. Наиболее характерной иллюстрацией сказанному являются нормы Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., устанавливавшие уголовную ответственность за хищение государственного или общественного имущества и хищение личной собственности граждан. Так, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах наказывалось лишением свободы сроком до пятнадцати лет или высшая мера наказания - смертная казнь. В тоже время за кражу личной собственности граждан наиболее тяжкая санкция составляла до десяти лет лишения свободы[4]. Аналогичный подход был закреплен в уголовных кодексах союзных республик.
В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации в духе положений п. 2 ст. 8 Конституции РФ, которая не выделяет в качестве приоритетной ту или иную форму собственности, не дифференцирует тяжесть наказания в зависимости от формы собственности, на которую совершено посягательство. Глава 21 «Преступления против собственности» похищенное имущество вне зависимости его принадлежности к той или иной форме собственности именует «чужим имуществом».
Охрана собственности любой формы является одной из основных задач государства.
Экономическая система российского государства может считаться рыночной в том числе благодаря многообразию форм собственности. Российская Федерация формулирует государственную политику в сфере экономики, излагает ее в специальном документе -Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (в настоящее время действует Концепция на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008 г.[6]) Положения Концепции сформулированы исходя из принципа «недопустимости создания неоправданных преимуществ для каких-либо организационно-правовых форм предпринимательской деятельности»[5]. Так, в числе перспективных направлений развития российской экономики названы «формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности», «концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности».
«Под прямым воздействием конституционного принципа признания и защиты равным образом разных форм собственности находится система правовых норм, определяющих участие Российской Федера-ции»[7], субъектов Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. [8,9].
Толкование данного принципа позволяет судить о том, что на власть налагаются определенные ограничения. Публичная власть должна быть дистанцирована от любых субъектов предпринимательства, чтобы не допустить неформальных, зачастую откровенно коррупционных взаимоотношений с бизнесом, конфликта интересов, незаконной монополистической деятельности, приоритетной защитой отдельных организационно-правовых форм осуществления предпринимательства [5].
Положение, закрепленное в п.2 ст. 8 Конституции РФ, находит дальнейшее развитие в ст. 212 ГК РФ
(«Субъекты права собственности»):
1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Названная статья ГК РФ не ограничивается дублированием конституционного положения о формах собственности. Названные формы собственности подвергаются дальнейшей классификации в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований. Так, ст. 213 «Право собственности граждан и юридических лиц» гласит, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Отрадно, что на сегодняшний день законодательство не ограничивает количество и стоимость имущества, которое может находиться в частной собственности.
В ГК РФ находит свое дальнейшее развитие так же вопрос о собственности юридических лиц, к которой может быть отнесено имущество, переданное в качестве вкладов в уставный капитал, а также имущество, приобретенное впоследствии самим юридическим лицом.
ГК РФ четко определяет, какое имущество относится к государственной собственности: «имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)», также субъекты, полномочные от имени государства осуществлять права собственника этого имущества (государственные предприятия и учреждения, казна).
В ГК РФ конкретизируется понятие муниципальной собственности, к которой, согласно ст. 215 относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. А также по аналогии с государственной собственностью определяются субъекты, которые правомочны владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью - муниципальные предприятия и учреждения, а также казна муниципального образования.
Из содержания статей 212-215 Гражданского кодекса РФ может быть сделан вывод, что согласно действующему законодательству:
- частная собственность представлена в виде: собственности физических лиц (граждан) и собственности юридических лиц;
- государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую российской Федерации, собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам;
- муниципальная собственность существует в виде: собственности городских поселений, собственности сельских поселений, собственности других муниципальных образований.
К иным формам собственности принято относить
собственность находящихся в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего правового режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.
Рыночная ориентация российской экономики, активная международная экономическая интеграция способствуют увеличению числа случаев участия в предпринимательских отношениях субъектов, основанных на сочетании различных форм собственности - смешанной собственности[11]. Конституция РФ не называет в числе форм собственности «смешанную» форму, что вполне логично, поскольку она представляет собой сочетание форм собственности, уже упомянутых в Конституции; ее существование обусловлено активным гражданским оборотом на современном этапе.
Так, сочетание различных форм собственности можно проследить на следующих примерах:
- государственная и частная собственность, собственность иностранных компаний составляют капитал Публичного акционерного общества «Нефтегазовая корпорация «Роснефть»», основным акционером которой (50,00000001% акций) является Акционерное общество «РОСНЕФТЕГАЗ», которое на сто процентов принадлежит государству; компании BP принадлежит 19,75% акций; компании QHG Shares Pte. Ltd. Принадлежит 19,5% акций; одна акция принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оставшиеся акции находятся в свободном обращении[12];
- государству и частным лицам принадлежат акции Публичного акционерного общества «Газпром», при этом более 50% акций у Российской Федерации: 38,37% акций принадлежит Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 10,97 % акций -контролируемому государством публичному акционерному обществу «Роснефтегаз», 0,89 % акций - также контролируемому государством публичному акционерному обществу «Росгазификация» и т. п.[13];
- на сочетании государственной и частной собственности основывается капитал Публичного акционерного общества «Аэрофлот - российские авиалинии», при этом 61,17% акций принадлежит государству (в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом), 34,04% акций находится в собственности юридических лиц, в том числе у дочернего ООО «Аэрофлот-Финанс» - 5,13158 %, 4,79% акций принадлежит физическим лицам, часть акций компании находится в свободном обращении на Московской бирже[14].
Подобных примеров смешанной собственности можно привести еще немало[15,16].
Правовой режим форм собственности охватывает так же особый порядок регулирования правомочий собственника в отношение конкретных объектов собственности, формы и специфику совершения сделок с собственностью, в ряде случаев - определенный субъектный состав сделок с собственностью. Кроме того, форма собственности обусловливает исключительную собственность на то или иное имущество, основания возникновения и прекращения права собственности. Так, в исключительной государственной собственности находится имущество открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации является учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД». Также в качестве единственного учредителя и акционера государство выступает в акционерном обществе «Рособоронэкспорт». Соответственно имущество ОАО «РЖД» и АО «Рособоронэкспорта» является государственным - государственная форма собственности, которой предоставлен соответствующий правовой режим.
Итак, правовой режим отдельных форм собственно-
сти различен. При этом под правовым режимом той или иной формы собственности следует понимать специфику юридического регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу частной, государственной и муниципальной форм собственности, с помощью различных юридических средств и способов; систему норм права, которая нацелена на осуществление и защиту интересов собственника.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,97%.
Список литературы:
1. URL: http://tolkslovar.ru/f2271.html (дата обращения: 10.02.2018)
2. Никульшина О. Г. Залог (некоторые гражданско-правовые и уголовно-процессуальные аспекты) / О. Г. Никульшина // Нотариус. - 2005. - №4. - С. 31 -34.
3. Степанова А. А. Государство, собственность в контексте глобализационных процессов / А. А. Степанова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №1. С. 61-64.
4. Григорьева О. Г. Особенности международного правового сотрудничества в условиях кризисных проявлений в международных отношениях / О.Г. Григорьева // Право и управление.ХХ! век. 2014. №2. С. 112-113.
5. Вовк А. А. Осуществление и защита права собственности государственных корпораций: дисс... канд.юрид. Наук. - Краснодар, 2010.
6. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/ (дата обращения: 10. 02.2018)
7. Андриченко Л. В. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации 2-е изд., доп. и перераб. - М.: БЕК. 1996. 600 с.
8. Логвинова И. В. Дискреционная власть: теоретико-правовой аспект политического явления / И. В. Логвинова // Российская политика ХХ! века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. - М.: РГГУ, 2009. - С. 88-107.
9. Логвинова И. В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - №11. - С.1149-1156. Логвинова
10. Андриченко Л. В. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации 2-е изд., доп. и перераб. - М.: БЕК. 1996. 600 с.
11. Григорьева О. Г. Международное сотрудничество СССР по гражданским делам / О. Г. Григорьева. - М.: МГИМО, 2015. 403 с.
12. URL: https://www.rosneft.ru/Investors/information/ Rosneftegaz/ (дата обращения: 10.02.2018).
13. URL: http://www.gazpromvacancy.ru (дата обращения: 10.02.2018).
14. URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news (дата обращения: 10.02.2018).
15. Зеко Л. Ю. Современное состояние реализации конституционных прав частной собственности в российской Федерации и Великобритании / Л. Ю. Зеко // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 1. С. 298-300.
16. Герасина Ю. А. Собственность и современное развитие российской экономики / Ю. А. Герасина // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №4. С. 129-130.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доцента кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России канд. юрид. наук Григорьевой Ольги Геннадьевны «Динамика форм собственности в отечественном праве» Статья О.Г. Григорьевой посвящена такой базовой категории отечественного права, как «формы собственности», которая имеет не только особое теоретическое значение, но и важна в сугубо прикладном плане, поскольку, будучи закрепленной в нормативном правовом акте высшей юридической силы, является основой для формирования отраслевого за-
конодательства, регулирующего самый широкий спектр вопросов собственности.
Автор исследует существующие подходы к юридическому пониманию самой категории «формы». При этом автор справедливо отмечает, что «форму собственности» можно представить как способ законодательного закрепления определенных благ за конкретным субъектом, что, в свою очередь, определяет внешнее выражение правового режима собственности, комплекс прав и обязанностей собственника, специфику сделок с данной собственностью.
В отечественной практике лишь Конституция Российской Федерации гарантирует равенство, существующих форм собственности, их одинаковую правовую охрану и защиту в случае посягательств.
В статье исследуются нормы действовавшего в советский период законодательства как иллюстрация «привилегированного положения» государственной и общественной форм собственности, за посягательства на которые устанавливались более тяжкие санкции вплоть до высшей меры наказания, чем за посягательства на личную собственность граждан.
Следует согласиться с автором в том утверждении, что именно равенство существующих в современной России форм собственности является необходимым условием для развития рыночной экономики, когда зачастую бизнес и, как правило, «крупный» бизнес в добывающих отраслях экономики, основан на гармоничном сочетании государственной и частной собственности, а хозяйство муниципальных образований - на сочетании муниципальной и частной собственности.
Таким образом, статья Григорьевой О.Г. «Динамика форм собственности в отечественном праве» может быть рекомендована для публикации в ведущих рецензируемых журналах.
Рецензент:
доцент кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО МИД России, канд. юрид. наук, доцент
И.В. Логвинова