Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности студентов в процессе сочетания на академических занятиях строго регламентированного и кругового методов физического воспитания'

Динамика физической подготовленности студентов в процессе сочетания на академических занятиях строго регламентированного и кругового методов физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL PREPAREDNESS / СТУДЕНТЫ / STUDENT / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / КОМБИНИРОВАНИЕ (СОЧЕТАНИЕ) / COMBINATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оганнисян М. З.

В статье представлены данные, свидетельствующие о том, что сочетание методов физического воспитания, в частности строго регламентированного упражнения и кругового, более эффективно влияет на развитие физических качеств по сравнению с их раздельным применением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Оганнисян М. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF STUDENTS' PHYSICAL PREPAREDNESS IN THE PROCESS OF COMBINATION OF BOTH STRICTLY REGULATED AND CIRCULAR METHODS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE ACADEMIC STUDIES

The paper presents the data testifying to the fact that the combination of physical education methods including both strictly regulated and circular exercises infl uences on the development of physical qualities in comparison with their separate use more eff ecnively.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности студентов в процессе сочетания на академических занятиях строго регламентированного и кругового методов физического воспитания»

CRITERIA OF 7-10 AGED YOUNG TRAMPOLINE JUMPERS SPORTING SELECTION

A. Plotnikov, Merited Coach of Russia,

Municipal Institution of Children Additional Education, Specialized Children-Youth Sports School №1 of the Olympic Reserve, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350000, Krasnodar, Krasnoarmeiskaya str., 72.

The results of lasting many years researches aimed at the using of possibilities to apply the method of sporting selection as the criteria are shown in the paper. This method was used to define 7-10 aged young trampoline jumpers indices of physical development, physical preparedness and psychical process.

Key words: selection criteria, young trampoline jumpers, indices of physical development, physical preparedness, psychical process.

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЧЕТАНИЯ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО И КРУГОВОГО МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аспирант М. З. Оганнисян,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены данные, свидетельствующие о том, что сочетание методов физического воспитания, в частности строго регламентированного упражнения и кругового, более эффективно влияет на развитие физических качеств по сравнению с их раздельным применением.

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, методы физического воспитания, комбинирование (сочетание).

Введение. По мнению В. В. Пономаревой [6], ориентация физического воспитания студенческой молодежи должна быть направлена

преимущественно не на формирование двигательных навыков, а на развитие физических качеств. Это обуславливает использование на академических занятиях давно известных и апробированных методов физического воспитания.

Результаты применения методов строго регламентированного упражнения на академических занятиях со студентами фрагментарно отражены в научно-методической литературе [1, 6]. Использование кругового метода физического воспитания в основном предлагается для учащихся общеобразовательных школ и в ходе спортивной подготовки [2, 3]. Вместе с тем в проблеме повышения эффективности фи-

52

№2 l 2011

зической подготовки студенческой молодежи остается не решенным ряд вопросов, одним из которых является логичное и эффективное сочетание методов физического воспитания на академических занятиях.

Основной задачей настоящих исследований являлось выявление эффективности использования строго регламентированного и кругового методов физического воспитания в процессе их сочетания и отдельного использования.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики [5].

Организация исследования. Настоящее исследование проводилось на базе Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. В исследовании приняли участие 95 юношей в возрасте 18-19 лет.

В ходе тестирования оценивались: сила (сгибание и разгибание рук в висе и в упоре, кол-во; поднимание ног в висе до касания над головой, кол-во), быстрота (бег 100 м, с; сгибание и разгибание рук в висе 5 раз на время, с; бег 30 м, с), выносливость (бег 3000 м, мин; тест Купера, м), координационные способности (челночный бег 3х10 м, с; равновесие, балл) и гибкость (наклон вперед, см; выкрут в плечевых суставах, см) [4].

Средства развития физических качеств подбирались из программного материала и видов спорта, культивируемых в вузе, в том числе легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.

Для проведения исследования были определены группы (юноши), в которых занятия проводились с применением следующих методов физического воспитания:

Таблица 1

- в группе 1 (гр. 1) строго регламентированного упражнения (стандартно-непрерывный и стандартно-интервальный);

- в группе 2 (гр. 2) - круговой метод;

- в группе 3 (гр. 3) - сочетались методы строго регламентированного упражнения (стандартно-непрерывный и стандартно-интервальный) и круговой.

Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что не все параметры физической подготовленности у юношей группы 1 имеют достоверный прирост (табл. 1). На достоверном уровне (Р<0,05) изменились показатели силы (сгибание и разгибание рук в висе, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание ног в висе до касания над головой), быстроты (бег 30 м) и выносливости (бег 3000 м, тест Купера). По остальным физическим качествам достоверных изменений в течение учебного года не установлено (Р>0,05).

Выявлено (табл. 2), что у студентов 2-й группы на достоверном уровне (Р<0,05) изменились показатели силы, гибкости и один из параметров быстроты (сгибание и разгибание рук в висе 5 раз на время). По остальным изучаемым признакам достоверных изменений не установлено (Р>0,05).

Комбинированное использование методов строго регламентированного упражнения и кругового позволило студентам 3-й группы в течение учебного года (табл. 3) на достоверном позитивном уровне улучшить показатели силы (сгибание и разгибание рук в висе на перекладине и в упоре на брусьях, Р<0,05; поднимание ног в висе до касания над головой, Р<0,01), выносливости (бег 3000 м, Р<0,05 и тест Купера, Р<0,001), а также

№ п/п Тесты Сентябрь (п=32) Май (п=33) t P

М1 + М2 +

1 Сгибание-разгибание рук в висе (кол-во) 10,25 0,42 11,53 0,44 2,13 <0,05

2 Сгибание-разгибание рук в упоре (кол-во) 12,80 0,64 15,60 0,62 3,14 <0,01

3 Поднимание ног в висе до касания над головой (кол-во) 3,90 0,59 5,22 0,39 2,09 <0,05

4 Бег 100 м (с) 13,35 0,28 13,13 0,08 1,94 >0,05

5 Сгибание-разгибание рук в висе 5 раз на время (с) 8,04 0,22 7,76 0,08 1,94 >0,05

6 Бег 30 м (с) 4,76 0,14 4,62 0,04 2,33 <0,05

7 Бег 3000 м (мин) 13,23 0,29 12,59 0,09 4,92 <0,001

8 Тест Купера (12-мин. бег) (м) 2591 27,65 2700 22,34 3,20 <0,01

9 Челночный бег 3x10 (с) 7,49 0,17 7,31 0,06 2,00 >0,05

10 Равновесие (балл) 2,33 0,12 2,61 0,08 1,94 >0,05

11 Наклон вперед (см) 6,32 0,67 7,6 0,44 0,63 >0,05

12 Выкрут в плечевых суставах (см) 83,00 1,66 84,2 1,34 0,32 >0,05

Динамика показателей физической подготовленности студентов, занимавшихся с преимущественным использованием метода строго регламентированного упражнения

№2 | 2011

53

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студентов, занимавшихся с преимущественным

использованием кругового метода

№ п/п Тесты Сентябрь (п=31) Май (п=30) Г Р

М, + М^ +

1 Сгибание-разгибание рук в висе (кол-во) 10,30 0,61 11,80 0,34 2,08 <0,05

2 Сгибание-разгибание рук в упоре (кол-во) 11,30 0,53 13,10 0,42 2,57 <0,05

3 Поднимание ног в висе до касания над головой (кол-во) 2,60 0,32 3,30 0,25 2,33 <0,05

4 Бег 100 м (с) 14,90 0,15 14,74 0,06 2,00 >0,05

5 Сгибание-разгибание рук в висе 5 раз на время (с) 7,68 0,23 6,98 0,14 2,33 <0,05

6 Бег 30 м (с) 5,12 0,13 5,01 0,05 1,83 >0,05

7 Бег 3000 м (мин) 14,01 0,26 13,58 0,19 1,79 >0,05

8 Тест Купера (12-мин. бег) (м) 2467 26,37 2514 17,10 1,98 >0,05

9 Челночный бег 3x10 (с) 7,91 0,15 7,76 0,06 1,88 >0,05

10 Равновесие (балл) 2,21 0,12 2,60 0,12 1,95 >0,05

11 Наклон вперед (см) 7,94 0,54 9,86 0,34 3,84 <0,001

12 Выкрут в плечевых суставах (см) 85,40 1,43 79,40 1,71 2,72 <0,05

Таблица 3

Динамика показателей физической подготовленности студентов, занимавшихся с сочетанием методов

строго регламентированного упражнения и кругового

№ п/п Тесты Сентябрь (п=30) Май (п=31) Г Р

М, + М^ +

1 Сгибание-разгибание рук в висе (кол-во) 10,20 0,45 11,8 0,39 2,66 <0,05

2 Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во) 12,60 0,53 14,5 0,48 2,63 <0,05

3 Поднимание ног в висе до касания над головой (кол-во) 3,70 0,46 5,50 0,45 2,81 <0,01

4 Бег 100 м (с) 13,90 0,18 13,42 0,16 2,00 >0,05

5 Бег 30 м (с) 4,81 0,16 4,40 0,15 1,86 >0,05

6 Сгибание-разгибание рук в висе 5 раз на время (с) 8,10 0,21 7,59 0,17 1,88 >0,05

7 Бег 3000 м (мин) 14,21 0,35 13,16 0,33 2,19 <0,05

8 Тест Купера (12-мин. бег) (м) 2383 26,1 2572 25,6 5,16 <0,001

9 Челночный бег 3x10 (с) 7,52 0,03 7,45 0,03 1,75 >0,05

10 Равновесие (балл) 2,64 0,13 2,94 0,08 1,96 >0,05

11 Наклон вперед (см) 8,53 0,46 10,63 0,40 3,44 <0,01

12 Выкрут в плечевых суставах (см) 86,0 1,75 78,3 1,49 3,34 <0,01

параметры гибкости (наклон вперед, Р<0,01 и выкрут в плечах, Р<0,01).

Показатели быстроты и координации при положительной динамике имели недостоверный прирост (Р>0,05).

Таким образом, количество достоверно изменившихся параметров в физической подготовленности студентов 3-й группы составило 60,0%. Необходимо отметить, что в группах 1 и 2 аналогичные изменения на-

блюдаются в 40,0% случаев.

Исходя из данных, представленных на рисунке , становится очевидным тот факт, что у студентов группы 3, в отличие от студентов 1-й и 2-й группы, наиболее высокие темпы прироста выявлены по параметрам силы, быстроты и выносливости.

В целом суммарный показатель темпов прироста физической подготовленности в группе 3 выше, чем в группах 1 и 2 соответственно на 1,4% и 2,0%.

54

№2 ! 2011

Рис. Темпы прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов в течение учебного года

□ гр 1 □ гр 2 □ гр 3

1 - сила; 2 - быстрота; 3 - выносливость; 4 - координация; 5 - гибкость; 6 - суммарный показатель темпов прироста физической подготовленности.

Заключение. В ходе исследований установлено, что каждый из методов физического воспитания оказывает положительное воздействие на отдельно взятые физические качества студентов. Использование методов строго регламентированного упражнения преимущественно оказывает воздействие на силу и выносливость, а кругового - на силу и гибкость. В обоих случаях выявлен достоверный прирост этих физических качеств.

При сочетании данных методов достоверно изменяются три интегральных показателя из пяти (сила, выносливость и гибкость), а также более существенно увеличиваются темпы прироста параметров физической подготовленности студентов в течение учебного года по сравнению с их раздельным применением.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - М. : Академия, 2002. - 264 с.

2. Локтев, С. А. Основы круговой тренировки: метод. реком. для студ. вузов физ. профиля / С. А. Локтев, В. Б. Шпиталь-ный. - Краснодар, 2005. - С. 4-5.

3. Левинтов, И. Я. Комплексная подготовка круговым методом / И. Я. Левинтов // Физическая культура в школе. -2006. - № 2. - С. 30-31.

4. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. - М. : ООО «Фирма Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

5. Начинская, С. В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.

6. Понамарева, В. В. Физическая культура и здоровье / В. В. Понамарева. - М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 299 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DYNAMICS OF STUDENTS' PHYSICAL PREPAREDNESS IN THE PROCESS OF COMBINATION OF BOTH STRICTLY REGULATED AND CIRCULAR METHODS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE ACADEMIC STUDIES

M. Ogannisyan, Post-Graduate Student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The paper presents the data testifying to the fact that Key words: physical preparedness, student, methods the combination of physical education methods including of physical education, combination. both strictly regulated and circular exercises influences on the development of physical qualities in comparison with their separate use more effecnively.

№2 i 2011

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.