ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УДГУ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ ПО ПЛАВАНИЮ
UDSU STUDENTS. SWIMMING GROUP PHYSICAL SKILLS' DYNAMICS
Кононова Ольга Владимировна
доцент
кафедра физического воспитания Институт физической культуры и спорта Удмуртский государственный университет
г. Ижевск, Россия Kononova Olga Vladimirovna associate professor physical education Department Institute of physical culture and sports Udmurt State University Izhevsk, Russia
Исупова Екатерина Владимировна
доцент
кафедра физического воспитания Институт физической культуры и спорта Удмуртский государственный университет
г. Ижевск, Россия Isupova Ekaterina Vladimirovna associate professor physical education Department Institute of physical culture and sports Udmurt State University Izhevsk, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние занятий плаванием на общую и специальную физическую подготовленность студентов. Приведены таблицы с результатами контрольных нормативов по общефизической и плавательной подготовке.
Abstract. The article considers how general and special physical skills are influenced by swimming training. The tables of general and swimming control standards are included.
Ключевые слова: физическая культура, плавательная подготовленность, общефизическая подготовленность, контрольные нормативы, динамика результатов.
Keywords: physical culture, swimming skills' level, general physical skills' level, control standards, results' dynamics.
Современное высшее образование нацелено на воспитание всесторонне развитого, здорового, продуктивного, конкурентоспособного специалиста. Физическая культура способствует усвоению новых знаний, повышению уровня здоровья и развитию личностных качеств, необходимых успешному специалисту и члену совре-
менного общества. Составной частью дисциплины «Физическая культура» в УдГУ является «Плавание». В процессе учебных занятий по плаванию со студентами решаются многие задачи, основными являются обучение и совершенствование спортивных способов плавания, а также повышение физической и функциональной подготовленности. С целью определения и анализа физической подготовленности было проведено комплексное исследование.
В течение 3 лет (с 1 по 3 курс) в исследовании принимали участие 39 студентов основной медицинской группы (21 девушка и 18 юношей), поступившие в УдГУ в 2016 году. В начале 1 семестра студенты прошли исходное тестирование физической подготовленности. Занятия физической культурой проводились два раза в неделю. Большую часть учебного года студенты занимались плаванием. В бассейне занятия были направлены на обучение и совершенствование техники плавания, а также развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых возможностей. Общий объем плавания составлял 1000 - 1800 м за одно занятие. В конце 1,3,5 семестров студенты сдавали контрольные плавательные нормативы:
- 50 м вольный стиль,
- тест Купера (непрерывное плавание в течение 12 минут),
- 25 м работа ног кролем.
В мае на стадионе студенты занимались общей физической подготовкой. В конце 2,4,6 семестров студенты сдавали нормативы на стадионе:
- 100 м бег,
- прыжок в длину с места,
- 2км бег (девушки) или 3 км бег (юноши),
- подтягивание на перекладине (юноши) или упражнение на брюшной пресс (девушки).
Результаты контрольных испытаний девушек отражены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика в течение учебного периода показателей общефизической _и плавательной подготовленности девушек_
25м 50м кроль 12 мин 100м бег 2 км бег Прыжок в Б/пресс
ноги кр плав-е длину
Исходные 27,0 47,5 522 17,7 12.30 176 38
1 курс 25,8 41,9 566 17,9 11.45 174 44
2 курс 24,9 40,5 592 17,3 11.45 174 44
3 курс 24,0 40,4 602 17,3 11,48 178 45
Относительный 11,1 14,9 13,2 2,2 6,6 1,1 15,5
прирост (%)
Сравнивая исходные показатели с 3 курсом видим, что значимо, улучшились результаты плавательной подготовленности в плавании 25м ногами кролем и 50 м кролем, соответственно на 11,1% и 14,9 %. Так же, положительные сдвиги отмечены и в показателях плавательной выносливости- 12 мин плавание на 13,2 %. Среди показателей общей физической подготовленности наибольшее увеличение относи-
тельного прироста достигнуто в упражнении на брюшной пресс - 15,5%, а наименьшее - на 1,1% в прыжке в длину.
Результаты контрольных испытаний юношей отражены в таблице 2
Таблица 2
Динамика в течение учебного периода показателей общефизической и плавательной подготовленности юношей
25 м 50 м 12 мин 100 м бег 3 км бег Прыжок в Подтяги-
ноги кр кроль плав-е длину вание
Исходные 25,6 38,8 531 13,7 14.20 226 12
1 курс 22,9 34,5 607 13,7 14.06 239 12
2 курс 22,5 34,1 610 13,6 13.24 235 13
3 курс 21,7 32,7 650 13,6 13.30 239 13
Относительный 15,2 15,7 22,4 0,7 6,3 5,7 8,3
прирост(%)
> I м и и и
У юношей за трехлетний период значительный относительный прирост достигнут по всем показателям плавательной подготовленности. Он составил 22,4% в испытании на выносливость, 15,2% в плавании 25 м ногами кролем и 15,7%в плавании 50 м кролем. Среди показателей общей физической подготовленности наибольшее улучшение достигнуто в подтягивании на перекладине - 8,3%, наименьшее - в беге на 100м.
Для повышения мотивации к занятиям физической культурой, стремления к саморазвитию и здоровому образу жизни применяется дифференциация результатов тестирования. Все нормативы по физической подготовленности студентов распределены по пятибалльной системе. В соответствии с которой, как у девушек так и у юношей, по всем показателям в целом преобладает оценка «хорошо». У девушек больше всего оценок «отлично» в упражнении на пресс, а оценок «неудовлетворительно» в прыжке в длину. Юноши чаще всего сдавали на «отлично» 12-минутное плавание, а оценок « неудовлетворительно» больше всего в беге на 3 км.
Анализ полученных результатов свидетельствуют о том, что в целом в течение трех лет занятий плаванием у всех испытуемых произошли положительные сдвиги в показателях как общефизической, так и плавательной подготовленности. Но, к концу 3 курса многие показатели общей физической подготовленности стабилизировались, а результаты в беге на 2 и 3 км даже немного ухудшились.