Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / СИЛА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальченко Алексей Александрович

Цель данного исследования - выявить, динамику специальной силовой подготовленности среди курсантов и слушателей со второго по пятый курс обучения на факультете подготовке следователей, по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка», посредством специально подготовленного комплекса упражнений, направленного на улучшение силовых показателей обучающихся образовательных организаций МВД России. Научная новизна заключается в том, что в течение четырех лет обучения (со второго по пятый курс) производился сбор статистических данных нормативов, определяющих силовые способности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с внедрением определенного комплекса упражнений, для повышения силовых показателей. В результате исследования, автором было выявлено, данный комплекс упражнений улучшает показатели в подтягивании на перекладине у мужского пола, а также в сгибании рук в упоре лёжа у женского пола, если учебное занятие имеет практическую направленность. Во время дистанционного обучения силовые показатели курсантов и слушателей обоих полов снижались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальченко Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OFPHYSICAL FITNESS OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The purpose of this study is to identify the dynamics of special strength training among cadets and students from the second to fifth year of study at the Faculty of Investigator training, in the discipline "Professionally applied physical training", through the specially prepared set of exercises aimed at improving the strength indicators of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in the fact that during the four years of study (from the second to the fifth year), statistical data of standards were collected that determine the strength abilities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the introduction of a certain set of exercises to increase strength indicators. As a result of the study, the author revealed that this set of exercises improves performance in pulling up on the crossbar for males, as well as in bending the arms in the prone position for females, if the training session has a practical orientation. During distance learning, the strength indicators of cadets and trainees of both sexes decreased.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

40-44.

Контактная информация: a.p.kizko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Алексей Александрович Ковальченко, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград

Аннотация

Цель данного исследования - выявить, динамику специальной силовой подготовленности среди курсантов и слушателей со второго по пятый курс обучения на факультете подготовке следователей, по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка», посредством специально подготовленного комплекса упражнений, направленного на улучшение силовых показателей обучающихся образовательных организаций МВД России. Научная новизна заключается в том, что в течение четырех лет обучения (со второго по пятый курс) производился сбор статистических данных нормативов, определяющих силовые способности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с внедрением определенного комплекса упражнений, для повышения силовых показателей. В результате исследования, автором было выявлено, данный комплекс упражнений улучшает показатели в подтягивании на перекладине у мужского пола, а также в сгибании рук в упоре лёжа у женского пола, если учебное занятие имеет практическую направленность. Во время дистанционного обучения силовые показатели курсантов и слушателей обоих полов снижались.

Ключевые слова: курсанты и слушатели; образовательные организации МВД России; сила; статистический анализ; дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p253-257

DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Alexey Alexandrovich Kovalchenko, the teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd

Abstract

The purpose of this study is to identify the dynamics of special strength training among cadets and students from the second to fifth year of study at the Faculty of Investigator training, in the discipline "Professionally applied physical training", through the specially prepared set of exercises aimed at improving the strength indicators of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in the fact that during the four years of study (from the second to the fifth year), statistical data of standards were collected that determine the strength abilities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the introduction of a certain set of exercises to increase strength indicators. As a result of the study, the author revealed that this set of exercises improves performance in pulling up on the crossbar for males, as well as in bending the arms in the prone position for females, if the training session has a practical orientation. During distance learning, the strength indicators of cadets and trainees of both sexes decreased.

Keywords: cadets and trainees, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, force, statistical analysis, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Общая физическая подготовка имеет важнейшее значение, не только в спорте высших достижений спортсменов, но и в тех видах деятельности, где физическая подго-

товка является основой профессиональной подготовки и таким видам деятельности относится профессия полицейского [4]. Спортсмены, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России должны на протяжении всей своей деятельности совершенствовать физическую подготовленность [5]. Все физические качества (сила, выносливость, ловкость, быстрота) нужно проявлять на высоком уровне для готовности выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях, в том числе и экспериментальных.

Цель исследования структурировала следующие задачи:

1. Выявить значимость динамики силового комплекса упражнений для курсантов и слушателей мужского и женского пола.

2. Выработать эффективные способы совершенствования силовых способностей курсантов и слушателей на занятиях по физической подготовке.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, статистический анализ полученных данных, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является составной частью системы физического воспитания различных групп населения и направлена на всестороннее развитие специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. При этом к профессионально важным двигательным способностям или качествам относятся те, от которых зависит результативность и эффективность деятельности при выполнении служебных обязанностей [1]. Понятие ППФП рассматривается многими специалистами, и имеет дискуссионный характер. Наиболее распространенное определение ППФП дано В.А. Кабачковым, С.А. Полиевским [3]. Авторы рассматривали ППФП, как специализированный педагогический процесс применения определенных форм, средств, методов физического воспитания, в оптимальной степени обеспечивающих развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с исполняемой должности и функциональными обязанностями профессиональной деятельности [2]. Изучение дисциплины ППФП в образовательных организациях МВД России регламентирует рабочая программа учебной дисциплины. В рамках дисциплины «Профессионально-прикладной физической подготовки» с первого курса по пятый курс обучения выделяется 34 часа на прикладную гимнастику и атлетическую подготовку. На первом курсе отводится 4 часа, на втором курсе - 10 часов, на третьем курсе - 8 часов, на четвертом курсе - 8 часов, на пятом курсе - 4 часа. Данное количество часов недостаточно, для развития физических кондиций и совершенствования физической формы, а также улучшения своих навыков в силовых упражнениях, так как с каждым курсом увеличиваются требования к физической подготовленности обучающихся. Например, на первом курсе юношам необходимо выполнить 9 повторений сгибаний разгибаний рук в упоре на брусьях, тогда как на 5 курсе - 25 повторений. На основании изложенного, и необходимостью продиктованной практикой изучения дисциплины «ППФП», мы решили провести исследования, разработав методики совершенствования специальной силовой подготовки юношей и девушек курсантов.

Исследования проводились на контингенте курсантов Волгоградской академии МВД России с сентября 2018 года по май 2022 года. Согласно учебной дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», с первого по пятый курс обучения предусмотрено 44 академических часа на развитие физических качеств, в том числе развитие силы. Так как сила, является одним из главных физических качеств, то при подготовке сотрудников полиции, на протяжении четырёх лет проводился анализ динамики показателей силовых способностей курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД

России, как среди мужского, так и женского пола.

Согласно данным, полученным в таблице 1 и 2, прослеживается положительная динамика силовых показателей на втором и пятом курсе обучения, как среди мужского, так и женского рола. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, на третьем и четвертом курсе, обучение проходило в комбинированном режиме (практические и дистанционные занятия). В шестом и седьмом семестре большая часть учебных занятий по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» прошла в дистанционном формате. Отследить правильное и качественное выполнение силовых нормативов в домашних условиях у курсантов, посредством видеосвязи, не всегда удавалось возможным. Следует добавить, что и по другим основным нормативам (кроссовая подготовка, челночный бег) динамика меняется, в зависимости от курса обучения. Во-вторых, начиная с 3-го курса прослеживается тенденция снижения показателей физической подготовленности у курсантов и слушателей. Самостоятельное повышение уровня физической подготовленности, выполнение утренней зарядки, правильное питание, посещение спортивных секций идет на спад у определенного количества обучающихся образовательной организации МВД России. В-третьих, повышение средних показателей силовой подготовки на заключительном курсе свидетельствует о том, что слушатели более ответственно подходят к учебному процессу по физической подготовке. Для улучшения результативность в подтягивании на перекладине разработан комплекс, рекомендуется выполнять 3 раза в неделю. Продолжительность тренировочного занятия от 20 до 30 минут.

Таблица 1 - Статистический анализ в упражнении подтягивание на перекладине среди курсантов мужского пола_

-Параметры Год обучения -- Параметры

Х±т 8 Дост. разл. Р

Курсанты 2 года обучения (2018-2019 учебный год) 14,75±1,27 19,29 4,39 >0,05

Курсанты 3 года обучения (2019-2020 учебный год) 13,42±1,27 19,38 4,40 >0,05

Курсанты 4 года обучения (2020-2021 учебный год) 11,42±1,10 14,63 3,83 >0,05

Слушатели 5 года обучения (2021-2022 учебный год) 9,47±1,16 16,15 4,02 >0,05

Таблица 2 - Статистический анализ в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лёжа среди курсантов и слушателей женского пола

--------- Параметры Год обучения --- Параметры

Х±т Э 8 Дост. разл. Р

Курсанты 2 года обучения (2018-2019 учебный год) 26,67±2,56 78,4 8,85 >0,05

Курсанты 3 года обучения (2019-2020 учебный год) 25±2,55 78,2 8,84 >0,05

Курсанты 4 года обучения (2020-2021 учебный год) 22,17±2,2 58,1 7,62 >0,05

Слушатели 5 года обучения (2021-2022 учебный год) 16±2,1 61,5 7,84 >0,05

Понедельник:

- «прыгающие подтягивания», выполнять 3 подхода по 10-15 раз. Прыгающие подтягивания - нечто среднее между прыжком вверх и подтягиванием. За счет прыжка задается стартовое ускорение, и большая часть амплитуды при подтягивании проходится за счет инерции, что значительно снижает нагрузку с мышц спины и рук;

- горизонтальные подтягивания на низкой перекладине, выполнять 3 подхода по 10-15 раз;

- потягивание широким хватом, выполнять 3 подхода по 5-7 раз;

- вис на перекладине, 4 подхода с максимальным количеством времени. Для того чтобы задействовать различные группы мышц верхнего плечевого пояса и спины, следует чередовать подходы с прямым и обратным хватом во время выполнения виса на перекладине. Обязательное условие для выполнения данного упражнения - подбородок должен находиться выше уровня перекладины.

Среда:

- подъем ног в висе на перекладине, выполнять 3 подхода по 8-10 раз. При выполнении данного упражнения, атлет висит на перекладине на уровне чуть шире плеч,

держа руки и ноги прямыми. При выполнении глубоко вдоха следует поднести две ноги к перекладине, немного подавая таз вперёд;

- упражнение «Дворники», выполнять 3 подхода по 6-8 раз. Исходное положение начинается с виса на перекладине. Хват - прямой, руки на ширине плеч. Ноги расположены под углом 900, после следует начинать вращательные движения нижними конечностями. Корпус следует отклонить назад, чтобы увеличить амплитуду движения и сместить нагрузку преимущественно на нижний отдел брюшного пресса. Не сгибая ноги, выполнить круговое движение ими в одну сторону. Доводить движение нужно примерно до уровня параллели бедер с землей;

- имитация французского жима на низкой перекладине, выполнять 4 подхода по 10-15 раз;

- вис на перекладине, 4 подхода с максимальным количеством времени.

Пятница:

- «прыгающие подтягивания», выполнять 3 подхода по 10-15 раз;

- подтягивание за голову, выполнять 3 подхода по 5-7 раз;

- подтягивание на перекладине узким обратным хватом, выполнять 3 подхода по 5-7 раз;

- вис на перекладине, 4 подхода с максимальным количеством времени.

Еще одним отличным вариантом увеличения нагрузки является использование дополнительного отягощения. Для женского пола была разработана восьминедельная программа отжиманий, которая предусматривала еженедельное увеличение количества сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа на 20 % от предыдущей недели, с замедлением темпа роста повторений на седьмой и восьмой неделе рисунок.

_Восьминедельный план отжиманий для девушек_^

40 35 30

35 -31- —

30 -25- — —

25 -22- - - - -

20 -18- - - - - -

15

15 -12- - - - - - - -

10

10 5

0 -1-1-1-1-1-1-1-1-1

1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. 5 нед. 6 нед. 7 нед. 8 нед.

Рисунок - Динамика увеличения количества отжиманий у курсантов и слушателей женского пола

Основная задача, которая ставилась перед курсантами и слушателями в данном силовом комплексе, - поддержание уровня с положительной динамикой количества повторений.

На основании полученных данных в таблице 3, мы можем увидеть положительную динамику у курсантов четвертого курса и слушателей пятого курса в упражнениях, определяющие силовые способности, после выполнения обучающимися, вышеуказанных силовых комплексов.

Таблица 3 - Сравнительный анализ средних значений упражнений на силу среди курсанту_

—-^^^^^^ Параметры Упражнение ' ———__ Год обучения До эксп. После эксп. Дост. разл. Р

Х±т Х±т

Подтягивание на перекладине (юноши) Курсанты и слушатели 4 и 5 года обучения 10,44±1,13 12,34±1,19 >0,05

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) 19,1±2,1 22,6±2,2 >0,05

Восьминедельный план отжиманий для девушек

35

31

25

22

15

10

1 нед. 2 нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. 5 нед. 6 нед. 7 нед. 8 нед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам исследования следует заключить, что значимость динамики силового комплекса упражнений для курсантов и слушателей мужского и женского пола выявило положительный эффект, так как вследствие выполнения данного комплекса были улучшены показатели, определяющих силу обучающихся. В ходе исследования были разработаны и апробированы эффективные способы совершенствования силовых способностей курсантов и слушателей на занятиях по физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Парамонов А.В. Роль скоростно-силовых способностей в системе профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников спецподразделений / А.В. Парамонов, С.Н. Симонов // Психология и педагогика. Физическая культура и спорт: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. -Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. - С. 125-128.

2. Фролов М.Ю. Современные проблемы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей в условиях образовательных учреждений МВД России: монография. - Саратов : Слово, 1999 - 119 с.

3. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - Москва : Советский спорт, 2010. - 296 с.

4. Овчинников В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2010. -№ 3 (14). - С. 163-166.

5. Овчинников В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С. 137-142.

REFERENCES

1. Paramonov, A.V. and Simonov, S.N. (2004), "The role of speed and strength abilities in the system of professionally applied physical training of special forces personnel", Psychology and Pedagogy. Physical culture and sport: Materials of the scientific conference of teachers and postgraduates, Tambov, pp. 125-128.

2. Frolov, M.Yu. (1999), Modern problems of professionally applied physical training of students in the conditions of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Slovo, Saratov.

3. Kabachkov, V.A., Polievsky, S.A. and Burov, A.E. (2010), Professional physical culture in the system of continuous education of youth, Soviet sport, Moscow.

4. Ovchinnikov, V.A. (2010), "Professionally applied physical training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol 3 (14), pp. 163-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2013), "Professionally applied physical training of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: alternative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 2 (25), pp. 137-142.

Контактная информация: Amstalex@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 796.89

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

АРМСПОРТОМ

Олег Александрович Козлятников, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Алексей Леонидович Во-лобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, Москва; Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.