Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хроменкова Е. В., Масловская Ю. И.

В статье представлен динамический анализ показателей развития двигательных способностей детей Республики Беларусь в возрасте от б до 18 лет. Популяционное тестирование было проведено в рамках спортивно-массовых мероприятий Всебелорусской недели по сдаче Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Выявлены основные тенденции уровня развития отдельных двигательных способностей детей различного возраста, а также их динамика и темпы прироста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хроменкова Е. В., Масловская Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL-AGE CHILDREN IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article presents a dynamic analysis of the motor ability development indices of children in the Republic of Belarus between the ages of б and 18. Population testing was conducted as part of the All-Belarusian Week of the State Physical and Fitness Complex. The main tendencies in the level of individual motor skills of children of different ages, as well as their dynamics and growth rates, were identified.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

kultura-kak-kompensator-snizheniya-fizicheskoy-aktivnosti-v-sovremennom-obschestve-1. - Дата доступа: 26.04.2023.

27. Калинин, В. М. Экология и двигательная активность человека как оздоровительный фактор / В. М. Калинин, Р. В. Конькова // Вестник КемГУ. - 2009. - №4. -С. 80-83. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ekologiya-i-dvigatelnaya-aktivnost-cheloveka-kak-ozdorovitelnyy-faktor. - Дата доступа: 26.04.2023.

28. Белых, С. С. Состояние здоровья, физического воспитания и физического развития студентов в исторической ретроспективе и в личностно развивающей парадигме / С. С. Белых // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2013. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-fizicheskogo-vospitaniya-i-fizicheskogo-razvitiya-studentov-v-istoricheskoy-retrospektive-i-v-lichnostno. - Дата доступа: 26.04.2023.

29. Физическая активность и здоровье населения / Н. И. Медведкова, В. Д. Медведков, Т. В.Зотова, О. И. Аширова // Ученые записки университета Лесгафта. -2019. - № 3 (169). - С. 201-205. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-zdorovie-naseleniya. - Дата доступа: 26.04.2023.

30. Экология человека. Ч. 2. Методы оценки физического здоровья: метод. указания / Яросл. гос.ун-т; сост. Н. Н. Тятенкова. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 40 с.

31. Капилевич, Л. В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л. В. Капилевич, В. И. Андреев - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 102 с.

32. Порада, Н. Е. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций / Н. Е. Порада. - Минск: ИВЦ Минфина, 2017. - 126 c.

33. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. - 2-е изд. -Тюменский гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2019. - 350 с.

34. Краснова, И. В. Физическая культура как средство в обеспечении обороноспособности страны / И. В. Краснова // Образование в современном мире: сб. ст. / Саратовский национальный исследовательский государственный ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. - Вып. 14. - С. 27-31.

35. Слепокурова, Е. М. Проблемы развития массового спорта в российской федерации / Е. М. Слепокурова // Вестник магистратуры. - 2019. - №3-2 (90). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-massovogo-sporta-v-rossiyskoy-federatsii. -Дата доступа: 26.04.2023.

36. Об изменении постановления министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 16 [Электронный ресурс]: постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, 15 апр. 2022 г. № 11 // Информационная система Континент. - Режим доступа: https://continent-online.com/Document/?doc_id=31797344#pos=0;0. - Дата доступа: 26.04.2023.

28.04.2023

УДК 373.1

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Е. В. Хроменкова,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр спорта»

Ю. И. Масловская, канд. пед. наук,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет»

Аннотация

В статье представлен динамический анализ показателей развития двигательных способностей детей Республики Беларусь в возрасте от 6 до 18 лет Популяционное тестирование было проведено в рамках спортивно-массовых мероприятий Всебелорусской недели по сдаче Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. ВыявленыI основные тенденции уровня развития отдельных двигательных способностей детей различного возраста, а также их динамика и темпыь прироста.

DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL-AGE CHILDREN IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Е. Hromenkova,

Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»;

Y. Maslovskaya,

Educational Institution «Belarusian State University»

Abstract

The article presents a dynamic analysis of the motor ability development indices of children in the Republic of Belarus between the ages of 6 and 18. Population testing was conducted as part of the All-Belarusian Week of the State Physical and Fitness Complex. The main tendencies in the level of individual motor skills of children of different ages, as well as their dynamics and growth rates, were identified.

Введение.

Состояние здоровья отдельно взятого человека может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами (пол, возраст, телосложение, наследственность, раса, тип нервной системы и др.). Уровень здоровья представительной группы людей всегда служит показателем благотворного или негативного влияния экзогенных факторов на население (природных и социальных). Он отражает степень адаптированности общности людей к определенным условиям жизни [1, 2].

На здоровье населения оказывает влияние целый ряд отрицательных факторов образа жизни (факторов риска), к главным первичным из которых относят: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гиподинамия, психоэмоциональный стресс [3, 4]. Названные факторы по данным исследований могут приводить к сокращению ожидаемой продолжительности жизни человека почти на семь лет [3-6].

Среди выделенных факторов нельзя назвать более или менее важные, но недостаточный уровень двигательной активности, выражающийся в гипокинезии и проявляющийся в гиподинамии, признается специалистами значимым прогрессирующим фактором риска для здоровья, особенно в условиях городской жизни [7, 8].

Для подрастающего поколения влияние факторов риска вообще и недостаточной двигательной активности в частности представляет особую угрозу. Из-за длительного использования информационно-коммуникативных технологий в бюджете времени дня школьников укорачиваются сон и двигательная активность. Распространенность недостаточной двигательной активности среди школьников 7-10 лет во всем мире составляет 50 %. Трое из четырех подростков в возрасте 11-17 лет не отвечают глобальным рекомендациям по физической активности, установленным ВОЗ [9, 10]. Расширение объема и усложнение содержания учебных программ студентов ведет к значительному увеличению удельного веса самостоятельной работы, а, как следствие, к почти 50 % сокращению двигательной активности [11]: необходимый недельный объем (810 часов) организованной двигательной активности соблюдают лишь 32,38 % девушек и 38,46 % юношей-студентов [12].

Между тем, двигательная активность в рамках физиологического оптимума способствует повышению экономичности работы кардиореспираторной системы, расширению адаптационных возможностей и общей неспецифической сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды обитания. Это позволяет рассматривать ее не только как мощный немедикаментозный фактор поддержания и повышения уровня здоровья населения, но и как фактор, нивелирующий в некоторой степени неблагоприятное воздействие экологической среды [13-15]. Кроме этого, специально организованная двигательная активность (физическая культура и спорт) становится стержнем формирования морально-волевых и ценностно-мотивационных установок здорового образа жизни. Таким образом, от двигательной активности в значительной степени зависит здоровье, а именно уровень и гармоничность физического развития и функциональное состояние организма [13, 15, 16].

При этом под физическим развитием понимается процесс и результат становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфологических и функциональных свойств организма, обусловленные влиянием наследственности, факторами внешней среды и уровнем двигательной активности [17, 18]. Физическое развитие характеризуется изменениями показателей, которые можно условно разделить на три большие группы: показатели телосложения, показатели

здоровья, показатели развития физических качеств [17, 19]. Уровень физической подготовленности рассматривается как наиболее объективный и интегральный показатель степени физического развития, который определяется количественными и качественными результатами выполнения определенных двигательных заданий [19]. К сожалению показатели уровня физической подготовленности не входят в большинство официальных отчетов о популяционном здоровье. В связи с этим особый интерес представляют данные популяционного мониторинга физической подготовленности подрастающего поколения Республики Беларусь, осуществить который представляется возможным в рамках Всебелорусской недели сдачи нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Цель исследования - изучить популяционную динамику развития двигательных способностей детей Республики Беларусь в возрасте от 6 до 18 лет.

МетодыI и организация исследования

Основой исследования стали результаты популяционного тестирования физической подготовленности детей Республики Беларусь школьного возраста. Результаты были получены в ходе проведения спортивно-массовых мероприятий Всебелорусской недели сдачи нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь в 2021 году. Исследование выполнено с целью обновления нормативных оценок по поручению Комиссии по проведению анализа эффективности внедрения Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и дальнейшему его совершенствованию.

Программы тестирования первых трех ступеней Комплекса - «Олимпийские надежды», «Спортивная смена» и «Физическое совершенство» - включают тесты, направленные на определение уровня развития основных физических качеств: гибкости (наклон вперед из положения сидя), выносливости (бег на длинную дистанцию), силы и силовой выносливости (сгибания-разгибания рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине, подтягивания из виса на высокой перекладине для мальчиков/юношей), быстрой силы (прыжок в длину с места), скоростной ловкости (челночный бег 4х9 м), быстроты (бег на 30 м). Тесты «бег на длинную дистанцию» (800, 1000, 1500, 3000 м) и «поднимание туловища из положения лежа на спине» (за 30 и 60 сек) не являются «сквозными», изменяясь в соответствии с полом и возрастом.

Тестирование было выполнено судейскими бригадами с применением организационно-методических материалов, позволяющих повысить достоверность полученных данных, результаты собраны специалистами РУМЦ и РЦФВС. Общий объем выборки составил 54410 человек: 22790 в возрасте 6-10 лет (9660 девочек и 13130 мальчиков), 24548 - в возрасте 11-16 лет (13556 девочек и 10942 мальчика), 7122 - в возрасте 17-18 лет (3135 девушек и 3987 юношей).

Статистическая обработка данных осуществлялась в пакете прикладных программ БТАТШТЮА 13.3 (ЛР009К28881). Анализ соответствия вида распределения признаков закону нормального распределения проводился проверкой статистических гипотез о виде распределения критерием Шапиро-Уилка при р<0,05.

Согласно полученным данным, некоторые признаки выборки не подчинялись закону нормального распределения. В соответствии с этим в дальнейшей работе предпочтение было отдано непараметрическим методам, применимым как к нормально, так и не нормально распределенным данным. С целью статистической оценки параметров распределения признаков выборки были рассчитаны меры центральной тенденции и рассеяния: медиана, нижний и верхний квартили (Ме [ 025; 075]) [20].

Усредненные динамические ряды (Ме) результатов в тестах детей от 6 до 18 лет представлены на рисунке. Для более качественного анализа тенденций динамики дополнительно представлены результаты следующей возрастной группы Комплекса (19-22 года). Дополнительно на рисунке (графики А-З) представлены результаты исследований 2011 года. Тестирование было выполнено в рамках отраслевого проекта НИИ физической культуры Республики Беларусь «Разработать нормативные оценки уровня физического развития и физической подготовленности населения в возрасте от 6 до 60 лет и старше для Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь» в 2011-2013 гг. Результаты были ранее опубликованы в отчете о НИР и статьях [21, 22]. Представление результатов исследования на фоне данных десятилетней давности, на наш взгляд, может представлять интерес.

260 240 220 200 180 160 140 120 100

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19-22

А

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19-22

В

50 40 30 20 10 0

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19-22

Д

55 50 45 40 35 30 25 20 15

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-1819-22

7,50 7,00 6,50 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19-22

Б

14,00 13,00 12,00 11,00 10,00 9,00

14 12 10 8 6 4 2 0

800 700 600 500 400 300 200

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-1819-22

Г

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-1819-22

Е

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-1819-22

Ж

З

■женщины 2021*

■мужчины 2021*

■ женщины 2011 ■

1 мужчины 2011

А - прыжок в длину с места; Б - бег 30 м; В - наклон из положения сидя; Г - челночный бег 4*9 м;

Д - сгибание-разгибание рук в упоре лежа; Е - подтягивание на высокой перекладине;

Ж - поднимание туловища из положения лежа на спине; З - бег на длинную дистанцию.

Рисунок - Динамика среднегрупповых показателей (Ме) результатов тестирования двигательных способностей детей школьного возраста Республики Беларусь

Анализ отличий параметров физической подготовленности половозрастных групп осуществлялся проверкой статистической гипотезы о наличии различий параметров распределения двух независимых близлежащих выборок с расчетом и критерия Манна-Уитни. В связи с большим объемом выборок критическим уровнем статистической значимости была принята вероятность ошибки первого рода в 1 % (р<0,01). С целью динамического анализа среднегрупповых показателей на изучаемом этапе онтогенеза рассчитывались цепные и базисные темпы прироста (таблица).

Таблица - Базисные темпы прироста среднегрупповых показателей результатов тестирования физической подготовленности детей Республики Беларусь в возрасте от 6 до 18 лет

Показатель М, %

6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-18

Мальчики (юноши)

Бег 30 м, сек. -2,94 -7,35 -11,76 -14,71 -19,12 -22,06 -26,47 -29,41 -31,32 -33,82 -33,97

Бег 1000 м, сек. -2,17 -2,17 -9,78 -15,22 -20,38 -23,91 -28,53 -29,62 - -1,68 -

Наклон вперед из положения сидя, см 50 50 100 150 150 200 200 250 350 400 450

Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз 5,88 17,65 29,41 41,18 - 4,76 9,52 14,29 19,05 21,43 21,43

Прыжок в длину с места, см 6,84 12,82 23,93 32,48 41,88 50,43 64,1 79,49 88,89 96,58 102,56

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз 25 50 87,5 125 162,5 212,5 262,5 300 337,5 387,5 400

Челночный бег 4х9 м, см -3,1 -5,43 -10,08 -13,95 -17,05 -20,16 -22,48 -24,81 -26,36 -28,53 -29,22

Девочки (девушки)

Бег 30 м, сек. -1,45 -5,8 -11,59 -13,04 -17,39 -20,29 -23,19 -24,64 -25,36 -26,09 -24,64

Бег 1000 м, сек. -3,82 -8,91 -15,7 -15,13 - -2,48 -4,02 -6,81 -7,12 -8,67 -

Наклон вперед из положения сидя, см 20 40 60 60 80 120 140 180 220 260 260

Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз 5,88 17,65 29,41 41,18 - 4,65 9,3 16,28 18,6 23,26 20,93

Прыжок в длину с места, см 6,84 12,82 23,93 32,48 41,88 50,43 64,1 79,49 88,89 96,58 102,56

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз 0 40 100 120 120 140 160 180 200 200 160

Челночный бег 4х9 м, см -3,1 -5,43 -10,08 -13,95 -17,05 -20,16 -22,48 -24,81 -26,36 -28,53 -29,22

Результаты исследования и их обсуждение.

При первичном анализе графиков обращает на себя внимание наличие общих тенденций динамики результатов тестирований 2011 и 2021 гг. (совпадение периодов прогресса и регресса, близость результатов соответствующих половозрастных групп). Выраженные отличия отмечаются на отдельных участках кривых, общей тенденции увеличения или уменьшения возможностей тестируемых нет. При этом невооруженным глазом видна меньшая «изломанность» кривых второго тестирования, что вероятно объясняется большим объемом выборок.

Результаты в тесте «прыжок в длину с места» отражают уровень развития скоростно-силовых способностей. Динамический ряд представлен на графике А. На графике видно поступательное статистически значимое увеличение результативности теста в возрасте от 6 до 16 лет у девочек с 110 см [100; 120 см] до 180 см [170; 190] и от 6 до 17-18 лет у мальчиков с 117 см [108; 127] до 237 см [223; 250]. Кривая, отражающая динамику результатов мальчиков, имеет большую крутизну, что говорит о постепенном увеличении половых отличий начиная с 10 лет. С учетом результатов половозрастной группы 19-22 лет четко видна тенденция отсутствия плато в результатах и их снижения у девочек с 16 лет (статистически значимо), у мальчиков с 17-18 лет. Базисный темп прироста у девочек к 16 годам составил 66,36 %, у мальчиков к 17-18 - 102,56 %.

На графике Б представлены усредненные динамические ряды результатов в тесте «бег на 30 м», требующего проявления не только скоростных, но и скоростно-силовых способностей. В 6 лет мальчики преодолевают дистанцию в среднем за 6,80 сек. [6,50; 6,88], девочки - 6,90 сек. [6,6; 7,3]. К 16 годам у девочек время преодоления дистанции снижается до 5,1 сек. [5,00; 5,40], после чего начинает увеличиваться, достигая к возрастному периоду 17-18 лет 5,2 сек. [5; 5,4]. Статистически значимым является улучшение результатов на отрезках кривой 6-16, лет и ухудшение - на отрезках 17-18 и 19-22.

У мальчиков к 17-18 годам результаты в тесте улучшатся до 4,46 сек. [4,3; 4,7] и также без периода стабилизации ухудшаются к 19-22 годам. Статистически значимо отличаются все возрастные группы: от 6 до 17-18 с улучшением, с 17-18 до 19-22 -с ухудшением результатов. С возраста 10 лет темпы прироста показателей у мальчиков опережают девочек. Базисный темп прироста к 17-18 годам у мальчиков составил 33,97 %, у девочек к 16 годам - 26,09 %.

Результаты, отражающие уровень развития гибкости, проявленной в тесте «наклон вперед из положения сидя», представлены на графике В. Обращает на себя внимание большая выраженность половых отличий в проявлении гибкости как по величине результатов в тесте, так и по форме кривой, особенно начиная с 7 лет. Прирост гибкости у девочек более выраженный, показатели выше. Начиная с 5 см [2; 9] в 6 лет к 16 годам результат в тесте достигает 18 см [13; 22], удерживается на этом уровне в период 17-18 и снижается к 19-22 годам. У мальчиков кривая более пологая, но в ее конце (до 19-22 лет) нет ни плато, ни снижения: от 2 см [0; 5] к 17-18 результат достигает значений 11 см [6; 16]. Базисный темп пророста в результатах к 17-18 годам у мальчиков составил 450 %, у девочек - 260 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест «челночный бег 4х9 м» требует проявления как минимум трех двигательных способностей: координационных, скоростных и скоростно-силовых. Такое сочетание часто интерпретируется как скоростная ловкость. Среднегрупповые результаты теста изучаемых половозрастных групп представлены на графике Г. Кривые схожи по форме с кривыми теста «бег 30 м»: результаты мальчиков (юношей) лучше, при этом отличия отчетливо нарастают с 10 лет. Результаты 6-летних мальчиков находятся на уровне 12,9 сек. [12,5; 13,55], девочек -13,3 сек. [12,8; 14,0]. В период с 6 до 17-18 лет у юношей и с 6 до 16 лет у девушек происходит улучшение результатов до показателей 9,12 сек. [8,83; 9,6] и 10,2 сек. [10,0; 10,7] соответственно. Базисный прирост результатов у мальчиков составил 29,22 %, у девочек -23,31 %. Кривая не имеет периода плато, после отрезка статистически значимого улучшения результатов, сразу следует статистически значимое их ухудшение.

На графиках Д, Е и Ж представлены результаты половозрастных групп в «силовых» тестах. Тесты «сгибание рук в упоре лежа» и «подтягивание в висе» применяются для изучения уровня развития силовых способностей преимущественно мышц верхних конечностей и плечевого пояса; первый тест - у девочек и мальчиков до 22 лет, второй -только у мальчиков (юношей). Во многих тестовых программах тесты являются альтернативными. Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине» направлен на определение уровня развития силовых способностей мышц туловища, что важно для обеспечения физиологических изгибов позвоночника, а для женщин - еще и в связи с репродуктивной функцией. Тест выполняется в течение 30 сек. в возрастных группах от 6 до 10 лет, в течение 60 сек. - до 22 лет.

Обращают на себя внимание более выраженные половые отличия прироста силы мышц плечевого пояса с возрастом по сравнению с другими способностями, в т.ч. силовыми, но проявленными мышцами туловища, особенно с 9 лет. Так начальным уровнем результатов в тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» в возрастной группе 6 лет у мальчиков являются показатели 8 [5; 12] раз, а у девочек 5 [3; 8] раз. Начиная с этого возраста и до 16 лет, «отрыв» мальчиков с каждым годом увеличивается. У мальчиков результат в тесте до 19-22 лет статистически значимо улучшается и достигает к 17-18 годам 40 [34; 50] раз.

У девочек силовые способности, проявляемые в этом тесте, увеличиваются более плавно до 16 лет, достигая результата в 15 [10; 21] повторений, а затем снижаются к 17-18 годам до результата в 13 [9; 20] повторений. Отличия статистически значимы между группами с 7 до 11 лет, с 12 до 15 лет, с 16 до 17-18 лет. Базисный прирост результатов у мальчиков к 17-18 годам составил 400 %, у девочек к 15-16 - 200 %.

В тесте «подтягивание в висе» результаты мальчиков с 6 до 19-22 лет статистически значимо улучшаются с 0 повторений [0; 1] до 12 [8; 16] раз в 17-18 лет. При этом возрастной период с 6 до 12 лет характеризуется более плавным увеличением результатов. Базисный прирост посчитать не представляется возможным, т.к. первичный результат был равен нулю. Силовые способности мышц туловища в абсолютных значениях у мальчиков и девочек практически равны, что отчетливо видно на графике Ж.

В период с 6 до 16 лет в динамическом ряду происходит поступательное увеличение результатов. За 30 сек. мальчики в 6 лет в среднем выполняют 17 [14; 20] повторений, а в 10 лет - 24 [20; 27], девочки соответственно 17 [15; 20] и 25 повторений [21; 28]. Базисный прирост у мальчиков и девочек за этот период составил 41,18 %. Результаты теста, выполняемого за 30 сек., у мальчиков статистически значимо улучшаются на протяжении всего возрастного интервала, у девочек в период с 7 до 10 лет. Результаты в тесте, выполняемом 60 сек., на отрезке 11-16 лет увеличиваются у юношей с 42 [36; 47] до 51 раза [45; 56], а у девушек - с 43 [38; 48] до 53 раз [48; 57]. Базисный прирост на этом этапе

составил у мальчиков 43 %, у девочек - 23,26 %. Начиная с 16 лет, показатели девушек снижаются, достигая к возрасту 17-18 лет 52 повторений [47; 57]. У юношей результат сначала стабилизируется в возрасте 17-18 лет на значении 51 повторение [46; 59], а потом к 19-22 годам тоже снижается. При выполнении теста за 60 сек. у девочек (девушек) динамика статистически значима на протяжении всего изучаемого периода, у мальчиков (юношей) - до 15 лет и с 17-18 до 19-22 лет.

На графике З представлены динамические ряды результатов тестирования общей выносливости. В общеподготовительном направлении системы физического воспитания этому качеству традиционно отводят особое место, поэтому его тестирование (чаще в беговых тестах на длинную дистанцию) входит во все популяционные мониторинговые программы. Именно аэробная выносливость тесно детерминирует уровень здоровья, функциональных возможностей и работоспособности, скорость восстановления и пр. Кроме этого, она является базовой для развития всех двигательных способностей. В возрасте от 6 до 10 лет девочки бегут 800 м, с 11 до 16 - 1000 м, с 17-18 - 1500 м. У мальчиков дистанция увеличивается с 1000 м в 6-14 лет до 1500 м в 15-16 и 3000 м в 17-18 лет.

Как видно из графика, в беге на 800 м результаты девочек статистически значимо улучшаются до 9 лет, начиная с 353,5 сек. [303; 405] до 268 сек. [270; 332,5], а в 10 лет ухудшаются до 300 сек. [268; 325], базисный темп прироста к 9 годам составил 15,7 %, снизившись к 10 годам до 15,13 %. При этом обращает на себя внимание снижение показателей нижнего и верхнего квартилей, фактически отражающих улучшение результатов у центральных 50 % выборки. В беге на 1000 м с 10 до 16 лет результаты улучшаются с 323 сек. [300; 360] до 295 сек. [276; 320] (до 15 лет динамика статистически значима). Базисный темп прироста составил 8,67 %. В беге на дистанции 1500 м результаты имеют тенденцию статистически значимого ухудшения с 419 сек. [358; 470] в 17-18 до 472 сек. [439; 522] - в 19-22. У мальчиков в беге на 1000 м результаты статистически значимо улучшаются в периоде с 6 до 14 лет с 368 сек. [351; 410] до 259 сек. [237; 305]. Исключением является возраст 8 лет, в котором отмечена статистически не значимая стабилизация результата. При этом базисный темп прироста составил 29,62 %. Время преодоления дистанций в 1500 м и 3000 м также статистически значимо улучшается в периодах с 15 до 16 и с 17-18 до 19-22 лет, соответственно с 357 сек. [335; 380] до 351 сек. [330; 382] и с 787 сек. [721; 873] до 725,5 сек. [680; 788]. Таким образом, несмотря на применение разных тестов, можно сделать общий вывод о преимущественно положительной динамике выносливости у детей в возрасте от 6 до 17-18 лет. При этом у мальчиков тенденция улучшения результатов продолжается, а у девочек без периода стабилизации результаты ухудшаются.

Заключение

Выполненное в популяционном масштабе посредством Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса исследование позволило выделить общие тенденции динамики уровня физической подготовленности детей Республики Беларусь в возрасте от 6 до 18 лет. Данный факт подчеркивает возможности проведения мониторинга физической подготовленности населения как составляющей популяционного здоровья в рамках спортивно-массовых мероприятий Комплекса.

В результате анализа полученных данных выявлено, что уже с возраста 6 лет отмечаются половые отличия в уровне развития таких физических качеств, как силовые способности мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибания-разгибания рук в упоре лежа), скоростные, координационные и скоростно-силовые способности (челночный бег, бег 30 м, прыжок в длину с места), гибкость (наклон вперед из положения сидя). Закономерно, что результаты во всех перечисленных тестах (кроме теста на гибкость) выше у мальчиков; на гибкость - у девочек. При этом отличия заметно увеличиваются в тестах на гибкость -с 7 лет, на силу мышц плечевого пояса и верхних конечностей - с 9 лет, остальных - с 10 лет. Это говорит о том, что в заданиях на решение соответствующих задач уже с возраста 6 лет необходимо нормировать нагрузки для мальчиков и девочек и повышать тренирующе-развивающие воздействия с учетом выявленных тенденций.

В качестве общих тенденций в динамике уровня развития двигательных способностей, выявленных в ходе исследования, можно отметить остановку положительного прироста и отсутствие фазы стабилизации результатов в большинстве тестов у девочек (девушек) с 16 лет. Исключением является тест на гибкость, где отмечается небольшая стабилизация с 16 до 17-18 лет. У мальчиков (юношей) положительный прирост прекращается с возраста 17-18 лет в таких тестах как «челночный бег 4х9 м» и «бег на 30 м», «прыжок в длину с места» и «поднимание туловища из положения лежа на спине». В тестах на выносливость, гибкость и силовые способности, проявляемые преимущественно мышцами

плечевого пояса и верхних конечностей, положительная динамика продолжается вплоть до 19-22 лет. Схожие тенденции были выявлены в исследованиях, проведенных в 2011-2013 гг.

С физиологической точки зрения усредненно период биологического роста продолжается до 17-18 лет, а завершается к 19-21 годам этапом повышения эффективности и экономичности деятельности функциональных систем организма. Под воздействием регулярных занятий, организованных в соответствии с основополагающими принципами системы физического воспитания, до конца фазы стабилизации биологического роста (до 30-35 лет) логично ожидать относительной стабилизации уровня развития двигательных способностей или их дальнейшего роста. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности девочек Республики Беларусь увеличивается до 16 лет, а затем без фазы стабилизации снижается, у юношей это касается скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой выносливости мышц туловища и общей выносливости начиная с 17-18 лет. Такое противоречие может свидетельствовать о недостаточной эффективности тех форм организации физического воспитания, которые применяются в выявленных возрастных периодах снижения уровня развития двигательных способностей для решения задач физической подготовки вообще (для девочек) и гармоничной физической подготовки в частности (для мальчиков). Кроме этого, критическому осмыслению необходимо подвергнуть результаты общего физкультурного образования подрастающего поколения, основной целью которого является формирование физически культурной личности, а важнейшим критерием - формирование устойчивой мотивации личности к физическому совершенствованию в течение всей жизни.

Список использованных источников

1. Порада, Н. Е. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций / Н. Е. Порада. - Минск: ИВЦ Минфина, 2017. - 126 с.

2. Субботин, С. И. Социально экономические факторы здоровья / С. И. Субботин, А. А. Буянов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - №1. - С. 79

3. Приоритетные направления формирования и поддержания здорового образа жизни в условиях мегаполиса [Электронный ресурс]/ О. Е. Коновалов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - № 29 (3). - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-3-421-425. - Дата доступа: 26.01.2023.

4. Общественное здоровье и управление здравоохранением: учебное пособие / ТМА; редкол.: С. Стипек [и др.]. - П: Типография Niso Poligraf, 2018. - 115 с.

5. Капилевич, Л. В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л. В. Капилевич, В. И. Андреев - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 102 с.

6. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] / Протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь, 4 фев. 2020 г., № 3. - Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/iiles/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf. - Дата доступа: 26.01.2023.

7. Чедов, К. В. Физическая культура. Здоровый образ жизни: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Перм. гос. нац. исслед. ун-т; сост. К. В. Чедов, Г. А. Гавронина, Т. И. Чедова. - Пермь, 2020. - 128 с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie- posobiya/fizicheskaya-kultura-zdorovyj-obraz-zhizni.pdf. - Дата доступа: 26.01.2023.

8. Физическая активность и здоровье населения [Электронный ресурс] / Н. И. Медведкова [и др.] // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). С. 201-205. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-zdorovie-naseleniya. - Дата доступа: 26.01.2023.

9. Верзилин, Д. Н. Обоснование стратегических ориентиров для разработки и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] / Д. Н. Верзилин, Э. И. Горовых // Теория и практика общественного развития. - 2018. -№ 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-strategicheskih-orientirov-dlya-razrabotki-i-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta. - Дата доступа: 23.01.2023.

10. Соловьева, Т. С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] / Т. С. Соловьева // Проблемы развития территории. - 2016. - № 3 (83). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-fizicheskoy-aktivnosti-i-motivirovannosti-gorodskogo-naseleniya-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom. - Дата доступа: 26.01.2023.

11. Горелов, А. А. О дефиците двигательной активности, его последствиях и путях восполнения у студенческой молодежи России [Электронный ресурс] / А. А. Горелов, А. В. Лотоненко, О. Г. Румба // Евразийский форум. - 2010. - №1 (2). - С. 167-180. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/o-defitsite-dvigatelnoy-aktivnosti-ego-posledstviyah-i-putyah-vospolneniya-u-studencheskoy-molodezhi-rossii. / - Дата доступа: 23.01.2023.

12. Воронцов, С. В. Способы увеличения уровня повседневной двигательной активности студенческой молодежи (обзор и анализ научных публикаций) [Электронный ресурс] / С. В. Воронцов, Л. А. Гольм, А. Ю. Осипов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru /article/n/sposoby-uvelicheniya-urovnya-povsednevnoy-dvigatelnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi-obzor-i-analiz-nauchnyh-publikatsiy. - Дата доступа: 26.01.2023.

13. Айвазова, Е. С. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья [Электронный ресурс] / Е. С. Айвазова // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-3(40). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-obespechenii-zdorovya. - Дата доступа: 26.01.2023.

14. Роль физической культуры в формировании потенциала здоровой нации и в формировании экономических перспектив страны [Электронный ресурс] / А. Р. Оконешников [и др.] // Московский экономический журнал. - 2022. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-formirovanii-potentsiala-zdorovoy-natsii-i-v-formirovanii-ekonomicheskih-perspektiv-strany. - Дата доступа: 26.01.2023.

15. Юсупов, Р. А. Современные тенденции в развитии физической культуры, повышении уровня здоровья и качества жизни населения [Электронный ресурс] / Р. А. Юсупов, В. Г. Двоеносов // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 1. -С. 258-264. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-razvitii-fizicheskoy-kultury-povyshenii-urovnya-zdorovya-i-kachestva-zhizni-naseleniya. - Дата доступа: 26.01.2023.

16. Гуняев, Е. В. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний / Е. В. Гуняев, А.В. Алдошин // Наука-2020. - 2021. - № 7(52). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-zdorovya-naseleniya-i-profilaktika-zabolevaniy. -Дата доступа: 26.01.2023.

17. Теория физической культуры и спорта : учеб. пособие /Сиб. федер. ун-т ; сост. В. М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.

18. Рыбалко, В. Е. Основные понятия физического воспитания и их критерии / В. Е. Рыбалко [Электронный ресурс] // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2013. - № 4 (22). - С. 125-127. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-ih-kriterii. - Дата доступа: 23.01.2023.

19. Исаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С. И. Исаак. - М.: Советский спорт, - 2005. - 196 с.

20. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. - М: МедиаСфера, 2002. - 312 с.

21. Хроменкова, Е. В. Особенности физического развития и физической подготовленности детей Республики Беларусь в возрасте 12-16 лет / А. Ю. Асташова, Е. Э. Петрова, Е. В. Хроменкова // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь; редкол.: А. А. Михеев (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2014 . - Вып. 14. - С. 82-89.

22. Хроменкова, Е. В. Возрастная динамика результатов тестирования силовых способностей граждан Республики Беларусь в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса / Е. В. Хроменкова, М. К. Борщ, Р. Л. Хроменков // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: сб. науч. тр. / Науч. -исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь; редкол.: А. А. Михеев (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2014 . - Вып. 14. - С. 32-40.

29.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.