Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хроменкова Е. В.

В статье представлен анализ результатов тестирования физической подготовленности детей школьного возраста Республики Беларусь в рамках Всебелорусской недели сдачи нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса в 2022 году. На основании частотного анализа рассмотрена готовность детей школьного возраста к выполнению нормативных требований в отдельных тестах и всей батарее тестов первых трех ступеней физкультурно-оздоровительной программы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хроменкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PREPAREDNESS OF CHILDREN OF THE REPUBLIC OF BELARUS AGED 6 TO 18 YEARS TO MEET THE STANDARDS OF THE STATE SPORTS AND FITNESS COMPLEX

The article presents the analysis of the results of testing physical fitness of school age children of the Republic of Belarus during the All-Belarusian Week of Passing the Standards of the State Physical and Fitness Complex in 2022. Based on frequency analysis, the readiness of school-age children to fulfil the normative requirements in individual tests and the whole set of tests of the first three stages of the State Physical Education and Sport Programme was examined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

Список использованных источников

1. Зданевич, А. А. Изменение показателей мощности гребка у спортсменок, занимающихся академической греблей / А. А. Зданевич, Л. В. Шукевич, Я. А. Павлович // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 3. - С. 79-85.

2. Gibala, M. Physiological adaptations to interval training to promote endurance / M. Gibala, W. Bostad, D. McCarthy / / Current Opinion in Physiology. - 2019. - Vol. 10. - P. 180-184.

3. Погадаев, М.Е. Основы блоковой периодизации спортивной тренировки: учеб.-метод. пособие / М. Е. Погадаев, Д. Ю. Быстрицкий. - Уфа: ИРО РБ, 2013. - 29 с.

4. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В. Б. Иссурин. -М.: Советский спорт, 2010. - 282 с.

5. Solli, G. S. Block vs. Traditional Periodization of HIT: Two Different Paths to Success for the World's Best Cross-Country Skier / G. S. Solli, E. T0nnessen, 0. Sandbakk / / Front Physiol. - 2019. - Vol. 10. - P. 375.

6. Buchheit, M. High-intensity interval training, solutions to the programming puzzle / M. Buchheit, P. B. Laursen / / Sports medicine. - 2013. - Т. 43, №. 5. - P. 313-338.

7. Block training periodization in alpine skiing: effects of 11-day HIT on VO2max and performance / F. A. Breil [et al.] // European journal of applied physiology. - 2010. - Т. 109, №. 6. -P. 1077-1086.

8. Погадаев, М. Е. Основы блоковой периодизации спортивной тренировки: учеб.-метод. пособие / М. Е. Погадаев, Д. Ю. Быстрицкий. - Уфа: ИРО РБ, 2013. - 29 с.

9. Иссурин, В. Б. Планирование и построение годового цикла подготовки гребцов / В. Б. Иссурин, В. Ф. Каверин // Гребной спорт: Ежегодник. - М., 1985. - С. 25-29.

10. Модель подготовки юниорской сборной команды к официальным международным соревнованиям 2022 года. [Электронный ресурс] / Общественное объединение «Белорусская федерация гребли». - 2022. - Режим доступа: https: //belarusrowing.by/images/documentation/documentation_2022/documents_2022_model _U23.pdf. - Дата доступа: 02.04.2022.

31.03.2023

УДК 613(476)+796.034.2

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Е. В. Хроменкова,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр спорта»

Аннотация

В статье представлен анализ результатов тестирования физической подготовленности детей школьного возраста Республики Беларусь в рамках Всебелорусской недели сдачи нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса в 2022 году. На основании частотного анализа рассмотрена готовность детей школьного возраста к выполнению нормативных требований в отдельных тестах и всей батарее тестов первых трех ступеней физкультурно-оздоровительной программы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

ANALYSIS OF THE PREPAREDNESS OF CHILDREN OF THE REPUBLIC OF BELARUS AGED 6 TO 18 YEARS TO MEET THE STANDARDS OF THE STATE SPORTS

AND FITNESS COMPLEX

Е. Hromenkova,

Public Institution «Republican Scientific and Practical Center of Sports»

Abstract

The article presents the analysis of the results of testing physical fitness of school age children of the Republic of Belarus during the All-Belarusian Week of Passing the Standards of the State Physical and Fitness Complex in 2022. Based on frequency analysis, the readiness of schoolage children to fulfil the normative requirements in individual tests and the whole set of tests of the first three stages of the State Physical Education and Sport Programme was examined.

Введение

Здоровье давно признано главной ценностью как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Здоровье гражданина влияет на его успешность, возможность реализоваться и быть счастливым. Здоровье нации как слагаемое здоровья граждан определяет высокий или низкий уровень социального и экономического развития государства. В связи с этим в проблемном поле обеспечения национальной безопасности заслуженное место занимает демографическая безопасность, одной из составляющих которой являются вопросы сохранения и преумножения здоровья всех половозрастных и социальных групп населения. В связи с этим обеспечение, укрепление и поддержание здоровья населения является одной из приоритетных задач в деятельности государственной власти [1, 2].

При этом от здоровья, роста и развития детей зависит не только настоящее, но и будущее нации, а значит уровень благосостояния и стабильности в стране, темпы и устойчивость ее развития [3]. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения признано составной и даже центральной линией демографической безопасности. Здоровье детей специалистами разных отраслей рассматривается как основа демографического, экономического и интеллектуального потенциала страны, что отражено в целом ряде исследований, закреплено в стратегических и концептуальных нормативно-правовых документах [4-9].

Однако, несмотря на усилия, здоровье подрастающего поколения не просто вызывает озабоченность, оно продолжает ухудшаться. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в первые классы общеобразовательной школы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. К страшим классам в 3, 4 раза возрастает доля детей с тремя и более хроническими заболеваниями. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми [3, 10]. По мере обучения в школе растет частота встречаемости заболеваний дыхательных путей, органов пищеварения, зрения, нарушений осанки, пограничных нервно-психических расстройств [10]. Неуклонно снижается количество здоровых подростков, отмечается отчетливая тенденция снижения их физического развития [3, 7, 11, 12]. В структуре заболеваемости у детей до 18 лет первое место занимают болезни органов пищеварения (25,07 %), второе - болезни крови и нарушения иммунной системы (22,28 %), третье - расстройства питания и нарушения обмена веществ (5,05 %) [3]. Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям [7]. Такие тенденции ведут к снижению потенциала подрастающего поколения в обеспечении целей устойчивого развития государства, его политической, экономической и социальной безопасности.

Проблема здоровья многофакторна и находится под влиянием биологических, экологических, социальных, экономических условий [7]. При этом доказано, что снижение заболеваемости, смертности, улучшение здоровья в значительно большей степени зависят от изменений образа и условий жизни, чем от специфических медицинских функций [13, 14]. Следовательно, реализация комплексной оздоровительной программы первичной профилактики факторов риска здоровья (предотвращения заболеваний и стимулирования здорового образа жизни) может позволить получить высокий социально-валеологический эффект, направленный на формирование здоровой, всесторонне развитой нации [13, 15]. Не зря основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, в первую очередь, являются создание условий и профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья [16].

Существует большое количество определений понятия «здоровый образ жизни», самое простое из них - это все то, что благотворно влияет на здоровье [17, 18]. Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные - только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект. Однако, двигательная активность, по мнению большинства специалистов, в значительной степени влияет на здоровье, уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, морально-волевые и ценностно-мотивационные установки [7, 15, 19-25].

Здоровье невозможно без движения, активного, постоянного, достаточного [23, 27-29]. Поэтому показатели физического развития и физической подготовленности, а также их гармоничности, входят в группу характеристик здоровья на индивидуальном и общественном уровнях [10, 13, 30-33] и могут являться одним из целевых индикаторов устойчивости развития государства и обеспечения его национальной безопасности.

Недостаточный уровень двигательной активности, выражающийся в гипокинезии (уменьшение объема двигательной активности) и проявляющийся в гиподинамии (комплекс изменений в функционировании организма в следствие гипокинезии), является значимым прогрессирующим фактором риска для здоровья, особенно в условиях городской жизни

[10, 18-20, 23, 26-28]. При этом особую роль необходимо отвести специально организованной двигательной активности. Полезными для гармоничного физического развития и оптимальных адаптационных возможностей функциональных систем организма являются в большей степени движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, физические качества, формирование телосложения и пр. Доказано, что систематичные и рациональные занятия физическими упражнениями, не только способствуют укреплению здоровья, но и существенно повышают работоспособность человека во всех сферах жизнедеятельности [2, 27, 29].

Таким образом, здоровье, а через него, безопасность и устойчивость развития государства, напрямую зависят от осознания важности поддержания физической активности каждым человеком в отдельности. Недостаточно физически подготовленный гражданин не может не только полноценно реализовать себя в реалиях современности, он также не способен быть фундаментом безопасности для своих близких и для своего государства [34, 35]. Поэтому во многих странах действуют государственные программы, направленные на мониторинг показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности, с одной стороны, и на вовлечение граждан в физкультурное движение по подготовке к тестовым заданиям этих программ - с другой.

В Республике Беларусь такой программой является Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс (далее - Комплекс). Залогом эффективности программы должны служить «три кита»: централизованный контроль показателей физической подготовленности в государственных масштабах позволяет формировать активную систему управления физическим воспитанием в государстве; подготовка к выполнению тестовых заданий в соответствии с половозрастными нормативами способствует повышению уровня физической подготовленности граждан; адекватные нормативные оценки и система стимулирования должны мотивировать и обеспечивать вовлечение как можно большего количества граждан в систематические специально организованные занятия физическими упражнениями.

С целью проведения анализа эффективности внедрения Комплекса и дальнейшего его совершенствования создана республиканская комиссия (далее - Комиссия), в которую вошли представители заинтересованных ведомств. С целью популяризации Комплекса в государственных масштабах с 2018 года в республике проводятся спортивно-массовые мероприятия в рамках Всебелорусской недели сдачи нормативов Комплекса, с 2021 года налаживается система централизованного сбора результатов тестирования для дальнейшего анализа и применения данных в управленческом цикле. Впереди стоят задачи информатизации процесса. По поручению Комиссии в 2021 г. в первый раз после исследований 2011-2012 гг. переработаны нормативные оценки тестовых заданий Комплекса. Поводом для разработки новых нормативных характеристик послужил их «возраст» (10 лет), необходимость по решению Комиссии разработки нормативных оценок трех уровней (золотой, серебряный и бронзовый значки), многократные «жалобы» со стороны тестируемых о необоснованно завышенных требованиях.

При разработке нормативных оценок тестовых заданий руководствовались необходимостью обеспечения реальности их выполнения и повышения привлекательности Комплекса для наибольшего числа граждан. С этой целью было принято решение расчета нормативных оценок с учетом возможности не менее 50 % тестируемых выполнить тестовые задания с оценкой от 5 до 10 баллов. Для выполнения условия справедливости нормативных оценок при разработке учитывались тенденции возрастной динамики двигательных способностей граждан Республики Беларусь от 6 до 59 лет и старше, а также необходимости повышения требований от 1 до 10 баллов на этапах положительной и отрицательной динамики с различными темпами прироста. В разработке применялись соответствующие данным методы математической статистики, т.е. непараметрические, объем выборки по всем ступеням Комплекса составил результаты более 60000 человек. Нормативные оценки утверждены постановлением Министерства спорта и туризма в 2022 г. [36].

В связи с этим целью настоящего исследования стал анализ готовности детей Республики Беларусь в возрасте от 6 до 18 лет к выполнению нормативных требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса к уровню физической подготовленности. При этом анализ носит двусторонних характер: оценка «работоспособности» нормативов и анализ уровня физической подготовленности детей школьного возраста.

Методы и организация исследования

Тестирование детей школьного возраста проведено в период с апреля по июнь 2022 года в рамках Всебелорусской недели по сдаче нормативов Комплекса.

Программы тестовых заданий определялись в соответствии со структурой общеподготовительной программы Комплекса: полом и возрастом на ступенях «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физическое совершенство». Для преимущественной оценки скоростных способностей учащиеся выполняли тест «бег 30 м», выносливости - «бег на длинную дистанцию (800, 1000, 1500, 3000 м)», гибкости - «наклон из положения сидя», координационных способностей - «челночный бег 4*9 м», силовых способностей - «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «подтягивание на высокой перекладине», «поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 (60) секунд», скоростно-силовых способностей -«прыжок в длину с места».

Тестирование было выполнено судейскими бригадами с применением организационно-методических материалов, позволяющих повысить достоверность полученных данных, результаты собраны специалистами РУМЦ и РЦФВС. При первичной обработке данных выборки были очищены от ошибок первого и второго уровня, в результате их общий объем составил 5050 человек: 1456 в возрасте 6-10 лет (721 девочка и 735 мальчиков), 3163 в возрасте 11-16 лет (1503 девочки и 1660 мальчика), 431 в возрасте 17-18 лет (177 девушек и 254 юношей).

Результаты оценивались с применением нормативных оценок соответствующих половозрастных групп в баллах от 1 до 10, по уровням: низкий (0-2 балла), ниже среднего (3-4 балла), средний (5-6 баллов), выше среднего (7-8 баллов), высокий (9-10 баллов). При этом оценка «0» присваивалась как абсолютным результатам ниже уровня с оценкой 1 балл, так и пропущенным значениям в связи с отказом тестируемого выполнять тестовое задание.

Результаты определения уровня силовых способностей верхних конечностей у мальчиков тестами «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» и «подтягивание в висе на высокой перекладине» в нашем исследовании объединены в одну квалиметрическую оценку по принципу наибольшей. При этом тесты «поднимание туловища из положения лежа на спине» и «бег на длинную дистанцию» не являются «сквозными». Однако, так как центральной задачей являлась оценка уровня развития двигательных способностей, а выражение оценки носило качественный характер (балл), изменение параметров выполнения тестов не мешало анализу динамики оценок.

Для расчета доли учащихся в соответствии с баллом и уровнем развития отдельных двигательных способностей и интегральной оценкой физической подготовленности был выполнен частотный анализ с применением ПО 81аИБ11еа 13.3 (ЛР009К28881). Для наглядности в таблицах доля учащихся, показывающих результат 0 баллов, дополнительно посчитана отдельно.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 представлено распределение тестируемых в соответствии с оценкой результатов в отдельных тестовых заданиях. При этом с оценкой 9-10 баллов (высокий уровень) хотя бы один тест выполнили 72,3 % девочек и 70,6 % мальчиков на ступени «Олимпийские надежды», 72,1 % девочек и 73,1 % мальчиков на ступени «Спортивная смена», 76,6 % девушек и 53,6 % юношей на ступени «Физическое совершенство». С оценкой ниже 2 баллов (низкий уровень) хотя бы в одном тесте отмечены 38,6 % девочек и 38,8 % мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет, 52,6 % девочек и 52,4 % мальчиков в возрасте от 11 до 16 лет, 42,4 % девушек и 36,4 % юношей в возрасте от 17 до 18 лет. С оценкой 0 баллов в различных половозрастных группах отдельные тестовые задания выполняют от 0,9 % до 15,2 % учащихся.

Как видно из таблицы, в тесте на определение скоростно-силовых способностей средним и выше уровнем результатов обладают 67,3 % девочек и 68,7 % мальчиков 6-10 лет, 72,2 % девочек и 68,7 % мальчиков 11-16 лет, 73,9 % девушек и 70,1% юношей 17-18 лет.

При определении уровня развития гибкости на ступени «Олимпийские надежды» 81,9 % девочек и 72,9% мальчиков выполняли тест с оценкой средний уровень и выше, на ступени «Спортивная смена» - 72,6 % девочек и 64,2 % мальчиков, на ступени «Физическое совершенство» - 73,4 % девушек и 64% юношей.

Уровнем выше среднего в развитии силовых способностей мышц верхних конечностей обладают 80,4 % девочек и 82,3 % мальчиков в возрасте 6-10 лет, 73,4 % девочек и 86,2 % мальчиков в возрасте 11-16 лет, 78,8 % девушек и 76,6 % юношей в возрасте 17-18 лет. При тестировании силовых способностей мышц туловища выявлено, что 74,5 % девочек и мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет показывают результаты средний и выше, 65,8 % девочек и 73 % мальчиков в возрасте от 11 до 16 лет, 67,9 % девушек и 63,6 % юношей в возрасте от 17 до 18 лет.

Таблица 1 - Распределение тестируемых по уровню развития отдельных двигательных способностей

Уровень (оценка) 1 ступень 2 ступень 3 ступень

«Олимпийские надежды» «Спортивная смена» «Физическое совершенство»

6-10 лет 11-16 лет 17-18 лет

девочки мальчики девочки мальчики девушки юноши

Прыжок в длину

0 баллов 3,6 5,7 2,5 2,0 6,0 1,9

Низкий 14,6 15,5 14,2 15,6 17,9 16,5

Ниже среднего 18,1 15,9 13,6 15,6 8,2 13,4

Средний 14,7 17,3 15,3 19,6 13,6 16,9

Выше среднего 19,4 25,5 20,1 20,7 17,4 25,7

Высокий 33,2 25,9 36,8 28,4 42,9 27,6

Наклон вперед из положения сидя

0 баллов 1,8 3,0 4,8 6,7 6,0 5,4

Низкий 6,6 13,5 13,3 18,7 17,9 21,5

Ниже среднего 11,5 13,6 14,1 17 8,7 14,6

Средний 22,8 17,3 17,8 16,2 26,1 11,1

Выше среднего 20,5 25,2 21,9 21,2 28,8 18,8

Высокий 38,6 30,5 32,8 26,8 18,5 34,1

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа/Подтягивание на высокой перекладине

0 баллов 8,4 1,5 10,5 0,9 0,5 2,3

Низкий 12,1 9,6 19,9 5,4 4,3 11,5

Ниже среднего 7,6 8,1 6,7 8,3 16,8 11,9

Средний 16,2 16,6 12,1 14,7 12 15,3

Выше среднего 23,4 18,6 20,9 19,1 18,5 34,5

Высокий 40,8 47,2 40,5 52,3 48,4 26,8

Поднимание туловища из положения лежа на спине

0 баллов 3,4 1,2 6,2 1,6 1,6 5,0

Низкий 14,3 12,1 23,5 16,2 18,5 18,4

Ниже среднего 11,3 13,3 10,7 10,7 13,6 18,0

Средний 23,5 17,5 13,4 15,2 17,9 27,2

Выше среднего 22,4 31,0 18,3 18,6 22,3 19,5

Высокий 28,6 26 34,0 39,1 27,7 16,9

Челночный бег 4*9 м

0 баллов 3,3 2,7 3,2 2,5 1,6 3,8

Низкий 15,5 14,6 17,2 15 10,9 13

Ниже среднего 19,2 15,1 14,4 16,2 10,9 16,9

Средний 16,5 16,6 15,8 21,3 20,7 18

Выше среднего 18 24,3 22,4 18,8 17,9 20,7

Высокий 30,8 29,5 30,2 28,5 39,7 31,4

Бег 30 м

0 баллов 3,8 4,2 3 3,3 2,7 9,2

Низкий 14,0 16,2 12,9 15,7 11,4 14,2

Ниже среднего 14,4 13,5 12,8 13,8 6,5 9,6

Средний 22,0 21,7 17,8 19,8 8,2 19,2

Выше среднего 20,6 22,0 26,3 22,0 26,6 29,1

Высокий 29,0 26,7 30,2 28,7 47,3 28,0

Бег на длинную дистанцию

0 баллов 1,8 3,0 13,7 15,2 2,7 3,8

Низкий 17,0 17,9 28,2 26,5 13,0 12,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже среднего 16,3 14,4 12,2 13,2 20,7 19,9

Средний 16,2 18,1 12,9 15,4 27,7 25,3

Выше среднего 17,9 22,5 17,2 15,9 23,4 23,8

Высокий 32,6 27,1 29,5 29,0 15,2 18,8

При тестировании координационных способностей в челночном беге показали результаты выше среднего 65,2 % девочек и 70,4 % мальчиков на первой ступени, 68,4 % девочек и 68,6 % мальчиков - на второй ступени, 78,3 % девушек и 70,1 % юношей -на третьей ступени.

Результаты выше среднего уровня в тесте на скоростные способности показывают 71,6 % девочек и 70,4 % мальчиков 6-10 лет, 74,3 % девочек и 70,4 % мальчиков 11-16 лет, 82,1 % девушек и 76,2 % юношей 17-18 лет.

В проявлении выносливости 66,6% девочек и 67,7 % мальчиков в возрасте от 6 до 10 лет проявили себя выше среднего уровня, в возрасте от 11 до 16 лет их количество составило 59,6 % у девочек и 60,3 % у мальчиков, в возрасте от 17 до 18 лет - 66,3 % и 67,8 % соответственно.

Таким образом, можно констатировать, что нормативные оценки уровня развития отдельных двигательных способностей оказались достаточно легкими, в отдельных тестах от 59,6 до 86,2 % учащихся показывают оценки выше 5 баллов (средний, выше среднего и высокий уровни). Самым трудным для выполнения стал тест на определение выносливости, его выполняют от 59,6 до 67,8 % тестируемых во всех половозрастных группах, наиболее легким - тест на силовые способности мышц верхних конечностей (при условии выбора альтернативного теста у мальчиков), его выполняют от 73,4 до 86,2 % испытуемых с оценкой 5 и выше баллов.

Для анализа среднего значения интегральной оценки уровня физической подготовленности были рассчитаны медианные значения оценок каждого тестируемого.

Распределение учащихся на ступенях Комплекса в соответствии с таким подходом представлено на рисунке 1.

А

Б

В

ннзкии ■ ниже среднего - среднии - выше сренего - высокий

1

2

1 - девочки (девушки), 2 - мальчики (юноши). А - «Олимпийские надежды» (от 6 до 10 лет включительно); Б - «Спортивная смена» (от 11 до 16 лет включительно); В - «Физическое совершенство» (от 17 до 18 лет включительно).

Рисунок 1 - Распределение тестируемых по уровню физической подготовленности

(по медиане оценок в батарее тестов)

Как видно из рисунка, от 29 до 31 % девочек (девушек) обладают высоким уровнем физической подготовленности, от 23 до 29 % - выше среднего, от 18 до 22 % - средним.

У юношей эти доли составляют 26-29 %, 25-30 % и 21-22 % соответственно. Таким образом, в возрасте 6-10 лет 76% девочек и 77 % мальчиков обладают средним и выше уровнем физической подготовленности, 11-16 лет - 74 и 75 %, 17-18 лет - 78 и 77 % соответственно.

Однако в действительности количество учащихся, награждённых значками бронзового, серебряного и золотого достоинства значительно меньше, т.к. важным фактором при решении вопроса об интегральной оценке уровня физической подготовленности является учет требований гармоничности. Данное требование применяется в большинстве мониторинговых программ, является центральным в общеподготовительном направлении систем физического воспитания, а также одним из критериев оценки популяционного и индивидуального здоровья. В связи с этим, в соответствии с Положением о Комплексе и Инструкции о награждении золотой значок вручается гражданам, выполнившим все тесты с оценкой 9-10 баллов, серебряный - 7-8 баллов, бронзовый - 5-6 баллов. В таком случае интегральная оценка уровня физической подготовленности осуществляется не по среднему значению (медиане), а по минимальному в батарее тестов. Основанный на таком подходе анализ представлен на рисунке 2.

А

Б

низкии

ниже среднего

В

средний

выше сренего

ВЫСОКИ!!

1

2

1 - девочки (девушки), 2 - мальчики (юноши). А - «Олимпийские надежды» (от 6 до 10 лет включительно); Б - «Спортивная смена» (от 11 до 16 лет включительно); В - «Физическое совершенство» (от 17 до 18 лет включительно)

Рисунок 2 - Распределение тестируемых по уровню физической подготовленности (по минимальной оценке в батарее тестов)

Как видно из рисунка, высоким уровнем физической подготовленности (золотой значок) в таком случае на ступени «Олимпийские надежды» обладают всего 6 % девочек и 4 % мальчиков, выше среднего (серебряный значок) 12 и 15 %, а средним (бронзовый значок)

- 20 и 19 % соответственно. На ступени «Спортивная смена» доли распределяются следующим образом: золотой значок - 4 % мальчиков и девочек, серебряный - 13 и 9 %, а бронзовый - 15 и 17 % соответственно. На ступени «Физическое совершенство» доля обладателей высокого уровня физической подготовленности (золотой значок) составляет 7 и 4 %, выше среднего (серебряный значок) - 10 и 19 %, средним (бронзовый значок) - 24 и 21 % соответственно. Таким образом, на первой ступени претендовать на вручение значков могут 38 %, на второй -32 и 30 %, а на третьей - 41 и 44 % девочек (девушек) и мальчиков (юношей).

Закономерным выводом становится тот факт, что снижает шансы на выполнение требований Комплекса низкий уровень гармоничности физической подготовленности детей. В таблице 2 представлен частотный анализ тестируемых по уровню гармоничности развития двигательных способностей. При этом разброс в оценках тестовых заданий у тестируемого до 1 балла свидетельствует о высоком уровне гармоничности, в противоположность - 8-10 баллов -о низком.

Таблица 2 - Распределение тестируемых с учетом гармоничности физической подготовленности_

Разница между максимальной и минимальной оценкой в батарее тестов «Олимпийские надежды» «Спортивная смена» «Физическое совершенство»

6-10 лет 11-16 лет 17-18 лет

девочки мальчики девочки мальчики девушки юноши

0-1 6,9 5,3 5,7 5,1 14,7 19,9

2-3 18,4 22,5 18,7 16,3 22,3 30,7

4-5 32,0 28,6 21,9 23,6 29,9 23,4

6-7 25,1 26,3 23,4 24,5 21,7 18,4

8-10 17,6 17,4 30,3 30,5 11,4 7,7

Как видно из таблицы 2, низким уровнем гармоничности обладают 17,6 % девочек и 17,4 % мальчиков в возрасте 6-10 лет, 30,3 % девочек и 30,5 % мальчиков в возрасте 11-16 лет, 11,4 % девушек и 7,7 % юношей в возрасте 17-18 лет. При этом высокий уровень гармоничности показывают 6,9 % девочек и 5,3 % мальчиков в возрасте 6-10 лет, 5,7 % девочек и 5,1 % мальчиков в возрасте 11-16 лет, 14,7 % девушек и 19,9 % юношей в возрасте 17-18 лет. Наименьшие показатели гармоничности свойственны детям в диапазоне 1116 лет. Наиболее гармонична физическая подготовленность юношей и девушек в возрасте 17-18 лет.

Полученные данные могут служить поводом для дальнейших исследований и анализа причин сложившихся тенденций, а также ряда управленческих решений, в том числе по совершенствованию системы физического воспитания детей школьного возраста и Комплекса как инструмента мониторинга. Одним из таких решений в отношении Комплекса может служить разработка программ и нормативных оценок альтернативных тестов. Это позволит снизить количество отказов от выполнения теста, а также учесть индивидуальные возможности тестируемых.

Заключение

1. Здоровье населения - личная забота каждого гражданина и общества, государства в целом.

2. Показатели уровня и гармоничности физической подготовленности входят в перечень характеристик, отражающих индивидуальное и общественное здоровье.

3. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс может служить инструментом мониторинга уровня и гармоничности физической подготовленности населения в государственных масштабах. Результаты анализа данных могут быть использованы

в управленческом цикле для совершенствования системы физического воспитания с учетом реальных тенденций.

4. Разработанные в 2021 году нормативные оценки тестовых заданий первых трех ступеней Комплекса позволяют более 50 % детей выполнять тестовые задания с оценкой выше 5 баллов (средний и выше уровень).

5. Без учета фактора гармоничности (по медиане оценок каждого тестируемого) интегральный уровень физической подготовленности находится на среднем уровне и выше на всех трех ступенях Комплекса у девочек (девушек) в 74-78 % случаев, у мальчиков (юношей) - в 75-77 % случаев.

6. С учетом фактора гармоничности (по минимальному значению оценок каждого тестируемого) интегральный уровень физической подготовленности находится на среднем

уровне и выше на всех трех ступенях Комплекса у девочек (девушек) в 32-41 % случаев, у мальчиков (юношей) - в 30-44 % случаев.

7. Высоким уровнем гармоничности физической подготовленности (разница в оценках тестов испытуемого не более 1 балла) во всех половозрастных группах обладают от 5,1 до 19,9 % тестируемых, низким (разница в оценках 8-10 баллов) - от 7,7 до 30,5 %. Наилучшие показатели характерны для девушек и юношей 17-18 лет.

8. Фактором, снижающим готовность детей школьного возраста к выполнению требований Комплекса, является низкий уровень гармоничности физической подготовленности. Данный факт может служить поводом для дальнейших исследований и определенных управленческих решений.

9. Полученные данные могут служить поводом для дальнейших исследований и анализа причин сложившихся тенденций, а также ряда управленческих решений, в том числе по совершенствованию системы физического воспитания детей школьного возраста и Комплекса, как инструмента мониторинга. Одним из таких решений в отношении Комплекса может служить разработка программ и нормативных оценок альтернативных тестов. Это позволит снизить количество отказов от выполнения теста, а также учесть индивидуальные возможности тестируемых.

Список использованных источников

1. Старкова, Е. В. Понятие здоровья населения в социальном контексте / Е. В. Старкова, М. В. Игошев // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ: VII Уральский демографический форум с международным участием: сб. ст.: в 2 т.; отв. ред. А. И. Татаркин, А. И. Кузьмин. -Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2016. - Т. 2: Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. - С. 280-286.

2. Роль физической культуры в формировании потенциала здоровой нации и в формировании экономических перспектив страны / А. Р. Оконешников [и др.]. // Московский экономический журнал. - 2022. - № 3. - Режим доступа: ЬИрБ: // cyberleninka.ru /аг11с1е/п/гоМтсЬезкоу-ки11игу-у-£огт1гоуапи-ро1еп1Б1а1а^^гоуоу-па1з11-1-у-£огт1гоуап11-екопот1сЬезк1Ь-регзрек11у-з1гапу. - Дата доступа: 26.04.2023.

3. Досымханова, А. Б. [Электронный ресурс]: Состояние здоровья детей подросткового возраста / А. Б. Досымханова, Г. К. Амантаева // Наука и здравоохранение. - 2014. - № 6. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/aгticle/n/sostoyanie-zdorovya-detey-podrostkovogo-vozrasta. - Дата доступа: 26.04.2023.

4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 575 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 № 49 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

5. Информационно-поисковая система Эталон [Электронный ресурс]: О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 20212025 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 января 2021 г. -Режим доступа: https://etalon1ine.by/document/?regnum=c22100028. - Дата доступа: 26.04.2023.

6. Здоровье ребенка сегодня - здоровье нации завтра: национальная стратегия укрепления здоровья детей и подростков в Республике Беларусь на 2018-2021 гг. [Электронный ресурс] // ГУ Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». -Режим доступа: www.medcenter.by>documents-down1oads>pub1icacii. - Дата доступа: 26.04.2023.

7. Юсупов, Р. А. [Электронный ресурс]: Современные тенденции в развитии физической культуры, повышении уровня здоровья и качества жизни населения / Р. А. Юсупов, В. Г. Двоеносов / / Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 1. - С. 258-264. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/aгticle/n/sovremennye-tendentsii-v-razvitii-íizicheskoy-ku1tury-povyshenii-urovnya-zdorovya-i-kachestva-zhizni-nase1eniya. - Дата доступа: 26.04.2023.

8. Состояние здоровья детей Республики Дагестан / О. Р. Османов [и др.]. // Известия ДГПУ. Естественные и точные науки. - 2015. - № 3 (32). - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/sostoyanie-zdorovya-detey-respub1iki-dagestan. / - Дата доступа: 26.04.2023.

9. Рахманова, А. А. [Электронный ресурс]: Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков / А. А. Рахманова, Д. В. Кузнецов, Ю. В. Елисеева // БМИК. - 2016. -№ 5. - С. 704. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/aгticle/n/gigienicheskie-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-i-podrostkov. / - Дата доступа: 26.04.2023.

10. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Г. П. Артюнина, Н. Т. Гончар, С. А. Игнатькова. - Псков: Псковский гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова, 2003. - 304 с.

11. Гайдаров, Г. М. Состояние здоровья детского населения Иркутской области / Г. М. Гайдаров, Т. И. Алексеевская // БМЖ. - 2005. - № S7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-detskogo-naseleniya-irkutskoy-oblasti. /

- Дата доступа: 26.04.2023.

12. Лхагвасурэн, А. Состояние здоровья населения и развитие массовой физической культуры в Монголии / Алтанцэцэг Лхагвасурэн // ТиПФК. - 2014. - № 9. - Режим доступа: https: // cyberleninka.ru /article/n/sostoyanie-zdorovya-naseleniya-i-razvitie-massovoy-fizicheskoy-kultury-v-mongolii. / - Дата доступа: 26.04.2023.

13. Общественное здоровье и управление здравоохранением: учебное пособие / ТМА; редкол.: С. Стипек [и др.]. - П: Типография Niso Poligraf, 2018. - 115 с.

14. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ президента Российской Федерации, 2 июля 2021 г., № 400 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001. / - Дата доступа: 26.04.2023.

15. Айвазова, Е. С. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья / Е.С. Айвазова // The Scientific Heritage. - 2019. - №40-3 (40). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-obespechenii-zdorovya. / -Дата доступа: 26.04.2023.

16. Гречнева, Е. Ф. Государственная политика в сфере здравоохранения. Приоритеты государственной политики в области физкультуры и спорта. Развитие здравоохранения [Электронный ресурс] / Е. Ф. Гречнева // Электронная библиотека БГУ. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789 /106438. - Дата доступа: 26.04.2023.

17. Пилипцевич, Н. Н. Здоровый образ жизни - ведущий фактор, обусловливающий здоровье / Н. Н. Пилипцевич, Р. А. Часнойть, Т. П. Павлович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения: рецензируемый аналитико-информационный бюллетень / Министерство здравоохранения Республики Беларусь. - 2016. - № 2. - С. 55-61.

18. Чедов, К. В. Физическая культура. Здоровый образ жизни: учебное пособие / Перм. гос. нац. исслед. ун-т; сост. К. В. Чедов, Г. А. Гавронина, Т. И. Чедова. - Пермь, 2020. -128 с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/fizicheskaya-kultura-zdorovyj-obraz-zhizni.pdf. / - Дата доступа: 26.04.2023.

19. Епифанов, А. В. Медицинская реабилитация / А. В. Епифанов, Е. Е. Ачкасов, В. А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 672 с.

20. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания: учеб. пособие /

B. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Минск: Лтаратура i Мастацтва, 2011. - 176 с.

21. Карзунова, А. В. Особенности физической активности современной студенческой и учащейся молодежи / А. В. Карзунова, Ю. Н. Беляева, А. А. Зотова // БМИК. - 2016. - № 5.

- С. 543-544. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskoy-aktivnosti-sovremennoy-studencheskoy-i-uchascheysya-molodezhi. - Дата доступа: 26.04.2023.

22. Танеева, Р. Р. Проблема отношения к физическому развитию / Р. Р. Танеева, А. Р. Тухбатшина, Д. А. Шатунов // Science Time. - 2014. - № 12 (12). - С. 80-82. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otnosheniya-k-fizicheskomu-razvitiyu. -Дата доступа: 26.04.2023.

23. Гуляева, С. С. Стратегические ориентиры здоровьесбережения нации /

C. С. Гуляева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 1. - С. 21-26. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-orientiry-zdoroviesberezheniya-natsii.

- Дата доступа: 26.04.2023.

24. Карпов, В. Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В. Ю. Карпов, К. К. Скоросов, М. С. Антонова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 86-91. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vidy-dvigatelnoy-aktivnosti-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-zhenschiny. - Дата доступа: 26.04.2023.

25. Гуняев, Е. В. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний / Е. В. Гуняев, А. А. Алдошин // Наука-2020. - 2021. - № 7 (52). - С. 21-26. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-zdorovya-naseleniya-i-profilaktika-zabolevaniy. -Дата доступа: 26.04.2023.

26. Гончарова, В. С. Физическая культура как компенсатор снижения физической активности в современном обществе / В.С. Гончарова // Интерактивная наука. - 2022. -№ 6 (71). - С. 231-235. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.