Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF STUDYING AT A MEDICAL INSTITUTE

The paper presents data on the physical development of persons who entered the institute from 1957 to 1961 and in 1966—1967 during a year of studying at Ryazan Medical Institute. The students from the country and those from the indigenous population of Ryazan were investigated separately. The finding was, that the effect produced by studies at the institute on the physical development of students should be investigated with due regard to the sex, the age, the living conditions, the extent and character of the motor activity, the residence of the person before entering the institute (town, village) and other factors.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ»

лашенко А. М. Генетика, 1967, № 6, с. 33. — Раппопорт И. А. В кн.: Проблема медицинской генетики. М., 1970, с. 249.—Штенберг А. И., Ш и л л и м -г е р Ю. И., Шевченко М. Г. Добавки к пищевым продуктам (гигиеническое требование и нормирование). М., 1969. — В art he I mess А. В кн.: Chemical Mutagenesis in Mammals an Man. New York, 1970, p. 69. — Epstein S. S., Shafner H., Nature, 1968, v. 219, p. 385. — H u n g e r f о r d D. A., Stain Technol., 1965, v. 40. p. 333. — M i n n e I I W. A., G r i с e H. C., L u F. C. et al. J. Pharm. (Lond J, 1958, v. 10, p. 625. - Rohrbom G., Humangenetik, 1968, Bd 6, S. 345.

Поступила 15/III 1973 r.

A STUDY OF THE MUTAGENIC ACTIVITY OF SYNTHETIC FOOD DYES — SUN YELLOW SUNSET FCF AND ITS ANALOGOUS COMPOUND — SUN YELLOW К

A. B. Sysoev, V. S. Zhurkov

The mutagenic activity of synthetic food dyes was studied. On the basis of the investigation results it may be concluded that both dyes do not induce any chromosome or genome mutations in a culture of human peripheral blood lymphocytes (in vitro) or that in sexual cells of male rats (in vivo).

УДК 572.51:378.661-052.63

М. Ф. Сауткин

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ

Кафедра физвоспитания, врачебного контроля и лечебной физкультуры Рязанского медицинского института им. акад. И. П. Павлова

Мы поставили перед собой следующие задачи: сравнить физическое развитие лиц в возрасте 17—18 лет, поступивших на I курс Рязанского медицинского института в 1957—1961 и 1966—1967 гг.; сравнить динамику физического развития за годы обучения студентов, поступивших в тот же вуз в 1957—1961 и 1966—1967 гг.; выявить влияние обучения в медицинским институте на физическое развитие коренных жителей Рязани и лиц, проживавших постоянно в сельской местности.

Сравнение данных физического развития лиц, поступивших на I курс Рязанского медицинского института в 1957—1961 (М. Ф. Сауткин) и 1966— 1967 гг., указывает на то, что студенты-мужчины последних лет имели рост на 2,6 см, вес на 2,99 кг и жизненную емкость легких на 110 см3 больше, чем их сверстники, принятые в вуз ранее. Однако у первых сила кисти оказалась на 2 кг, а окружность грудной клетки в паузе — на 0,62 см меньше. Это свидетельствует о том, что, несмотря на небольшой срок между проведенными обследованиями (7 лет), в физическом развитии 17—18-летних юношей первокурсников института произошли заметные и в целом положительные сдвиги.

У девушек изменения в физическом развитии оказались неблагоприятными, так как при увеличении длины тела на 0,95 см и повышении веса на 1,46 кг жизненная емкость легких у поступивших в институт в 1966— 1967 гг. уменьшилась на 249 см3, окружность грудной клетки стала на 2,97 см и сила кисти— на 1,6 кг меньше, чем у их сверстниц, начавших учиться в вузе в 1957—1961 гг. Вероятно, эти изменения являются следствием гиподинамии, которая наблюдалась у них еще в школе. Следует подчеркнуть, что с увеличением объема информации в процессе обучения в средней школе гиподинамия может нарастать, если не предпринимать специальных мер для профилактики этого состояния (внедрение наиболее эффективных методов обучения, организованные и самостоятельные занятия физкультурой и спортом, правильный режим и т. д.).

Проявления гиподинамии, по нашим данным, были резче выражены у девушек. Как нам кажется, это объясняется различной степенью двига-

тельной активности юношей и девушек. Обычно мальчики больше, чем девочки, самостоятельно занимаются различными видами спорта (футбол, хоккей, борьба, подвижные игры и т. д.).

Сравнивая динамику физического развития студентов (I—II, II-—IV и I—IV курсы), начавших заниматься в Рязанском медицинском институте в разное время, мы нашли, что рост у зачисленных в вуз в 1966—1967 гг. за время обучения увеличился несколько больше, чем у поступивших ранее. При этом увеличение длины тела у мужчин по сравнению с женщинами более выражено. Вес тела у мужчин увеличивался с I по VI курс, причем у принятых в институт в последнее время отмечалось несколько большее увеличение веса, чем у поступивших ранее. Так, если у начавших учиться в вузе в 1957—1961 гг. прирост веса тела составил 2,19 кг за первые 2 года обучения, 0,92 кг за 3 следующих курса и 3,11 кг за весь период обучения, то у поступивших в 1966—1967 гг. увеличение веса соответствовенно составило 2,08, 2,6 и 4,68 кг. У девушек, поступивших в вуз в 1957—1961 гг., вес тела в процессе обучения несколько снижался: на 0,28 кг за первые 2 курса, на 0,06 кг за последующие 3 года и на 0,34 кг за все годы учебы. У поступивших в 1966—1967 гг. динамика стала положительной (соответственно на 0,29, 0,5 и 0,79 кг).

Заслуживает специального исследования тот факт, что у многих студенток Рязанского медицинского института на II курсе окружность грудной клетки становится меньше, чем на I курсе. Подобные изменения установлены также у студентов I Московского медицинского института (А. 3. Белоусов и соавт.).

Как у мужчин, так и у женщин, зачисленных в вуз в 1966—1967 гг., от II до VI курса наблюдалось более значительное увеличение окружности грудной клетки по сравнению с их сверстниками, начавшими обучаться в институте в 1957—1961 гг. По-видимому, это связано с более значительным увеличением веса у первых. Само же увеличение веса студентов безусловно вызвано улучшением материального благосостояния.

Динамика жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у юношей обоих периодов поступления в институт положительная и существенно не отличается. У девушек, начавших заниматься в вузе в 1966—1967 гг., динамика ЖЕЛ за время обучения более выражена, чем у их сверстниц, ставших студентками в 1957'—1961 гг. (прирост составил соответственно 350 и 180 см3).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ЖЕЛ у обследоьан-ных за первые 2 года обучения увеличилась значительно меньше, чем за последующие 3—4 года. Так, у мужчин, поступивших в институт в 1957'—1961 гг., с I по II курс ЖЕЛ увеличилась на 140 см3, а со II по V курс •— на 284 см3. У поступивших в вуз в 1966—1967 гг. увеличение ЖЕЛ составило соответственно 91 и 367 см3. У женщин, зачисленных в институт в 1957'—1961 гг., в течение первых 2 лет обучения ЖЕЛ несколько уменьшилась (на 59 см3), а на V курсе она стала на 229 см3 больше, чем на II курсе. У поступивших в вуз в 1966—1967 гг. ЖЕЛ увеличилась на 141 см3 с I по II курс и на 209 см3 со II по V—VI курсы. На отсутствие увеличения ЖЕЛ у студентов Ленинградского политехнического института в первый год обучения указывает В. К. Водяга, несмотря на одновременное увеличение у них веса тела, окружности грудной клетки и силы. В. 3. Белоусов и соавт., обследовав студентов I Московского медицинского института, выявили снижение ЖЕЛ у 25% юношей и 29,4% девушек II курса по сравнению с их данными на I курсе. Аналогичные результаты получил и 3. А. Ве-гертас, обследовавший студентов Каунаса. Можно полагать, что это объясняется влиянием на студентов новых и более трудных условий жизни и учебы в течение первых лет обучения в институте.

Сила кисти у мужчин, по нашим данным, увеличилась с I по VI курс, тогда как у женщин по окончании II курса и прекращении в связи с этим обязательных занятий физкультурой сила кисти уменьшилась, особенно у поступивших в вуз в 1957—1961 гг.

ч о со

н

хО. а

2 о н

« о ж х (и =

а

О

ё 5 = 5 =

Си

й«3 О.

О л

х см >

о, н

«2 о

й-5 й ч

ё.1 X —

о о

w

о о

лл

о о

лл

о о

и

о —

СО 00

о о

й о г-

о о

й!

СО 3

89

¿с!

= 5

о о

vv

р о

УЛ

и

см со

йй

оо +1 +1

N10

со со

X

¡1 19

а

со

о о

vv

88 о о

vv

о о

vv

г«. ю о" о +1 +1 38

88 о о +1+1 о 3

о о +1 +1

<У |§

.о 5

X =

1° со

СХ—' .а со

56 « э-я

88 о о

vv

О 8

о о

vv

о о

vv

й о см

88

+1 +1

СО СП

АН

СМ см СО 1Л •Ч" -Ч"

01

в

я г:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|9

о 5

1-й

ш

88 о" о

о о

о о

о —

+1II

от см СО СО из со из из

о о

+1 +1

■ч< со -ч- —

о о

+1 +1 — со

я X

о

й 5 о л

о 5

ии

я

в ■

ас

ч я

о

Как видно из табл. 1, длина тела у мужчин за годы обучения в институте увеличилась на 2,26 см у коренных жителей Рязани и на 2,57 см у сельских жителей. Увеличение же веса у горожан по сравнению с сельскими жителями выражено несколько больше. По всем другим показателям физического развития динамика в обеих группах положительная и существенных различий не имеет. Можно лишь отметить, что, несмотря на более низкую ЖЕЛ у сельских жителей при поступлении в институт, они к концу обучения догоняют горожан по этому показателю.

Из табл. 2 следует, что превосходство девушек из сельской местности над горожанками по весу, окружности грудной клетки и силе кисти нарастает от курса к курсу. Исходная величина ЖЕЛ у сельских жителей была на 272 см3 больше, чем у городских. Однако уже к концу II курса величина ЖЕЛ в обеих группах стала практически равной. Увеличение роста в процессе обучения в вузе у девушек из сельской местности и у девушек, постоянно проживающих в Рязани, существенных отличий не имеет. Однако полученные нами данные все же не позволяют сделать вывод, что смена местожительства (переезд из села в город) в пределах одной и той же географической зоны не влияет на рост тела в длину после 17—18 лет, так как мы не располагаем материалами о динамике роста сельских жителей этого возраста, постоянно проживающих в сельской местности.

Таким образом, обучение в институте в целом оказывает положительное влияние на физическое развитие студентов, причем его динамика более выражена у лиц мужско-

го пола. Но улучшение некоторых показателей физического развития в период обучения в институте не исключает возможности отрицательных изменений некоторых других показателей здоровья студентов.

В настоящее время данные различных авторов о сроках завершения процессов роста и стабилизации организма современного человека весьма разноречивы. Одни из них указывают, что у девушек такая стабилизация происходит к 17—18 годам, другие отмечают увеличение тотальных размеров тела у мужчин и женщин даже до 24 лет. Так, А. 3. Белоусов и соавт., проведя динамическое исследование индивидуализирующим методом, установили, что у 75,7% юношей и 90% девушек ■— студентов I Московского медицинского института от 18 до 19 лет рост не увеличивался. У остальных же к 19 годам происходило увеличение роста на 1,5—1,7 см. Вместе с тем у 30,3% юношей и 18,2% девушек наблюдалось увеличение длины тела и после 19 лет.

Увеличение роста тела в длину происходит до 21— 23 лет у мужчин и до 20—22 лет у женщин. Следовательно, за последние 100 лет сроки окончания роста тела в длину сократились на 2—3 года, т. е. примерно настолько же, на сколько уменьшился возраст полового созревания. Однако бесспорным остается факт более интенсивного увеличения длины тела, начиная с момента рождения современного человека и до его совершеннолетия, а также увеличения окончательной длины тела у взрослых.

а к ч <о

2 X

X

£ Л

= к :»

2 х н

2 а о

<•> О Я

я «о ж

О. о

у я

а2

¿.сч

«с

> 5

й-5 ш<51

а I >.00 ас —

54

о I о. <

аС —

XX

XX

хх

СМ

й«

—_оо —

со со

оо

+1II

-г см СО СЧ

3 3

о о

+1 +1

СО а>

о ю

38"

ю <м оо

х

X

X «

I*

.о 5

о о +1 +1

¡8^ 00 «о

2 ¡^ оо

8--СО

83

о о" +1

со 8*8"

1Л сч

о о

5 £

х ж

.о .5

аз

88 о о

88 о о

vv

88 о о

88

XX

8-

м 28

+1 +1 СО о

со со

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+1

_ со со см

ш

8 Н +1

со см —< ю

о о

II +1

СО ю

+1«

о» ем

00 — см со

X

X

|3

.о .5

X *

03 Н

8 8 о 2

«в_

I5

Л ей

и

л п

ьа-§с

* в

«ч ш

2 Гигиена и санитария № 9

33

Выводы некоторых авторов (3. А. Вегертас; X. В. Тийк; Р. К. Миллере; Е. А. Шапошников и С. JI. Кутумова, и др.) о прекращении роста тела в длину после 17—18 лет у современной молодежи (особенно у мужчин), по-видимому, недостаточно обоснованы, потому что их исследования были проведены генерализирующим, а не индивидуализирующим, как в нашей работе, методом.

ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3., Кардашенко В. М., Кондакова-Варламова Л. П. и др. Сов. здравоохр., 1972, № 5, с. 28. — Вегертас 3. А. Динамика и некоторые особенности физического развития студентов г. Каунаса по данным обследования 1952—1962 гг. Автореф. дисс. канд. Каунас, 1963. — Бодяга В. К- Динамика состояния здоровья студентов начальных курсов технического вуза. Автореф. дисс. канд. М., 1972. — Миллере Р. К. Физическое развитие, состояние здоровья школьников г. Риги и оздоровительные мероприятия (латышская этнич. группа). Автореф. дисс. канд. Рига, 1965. — Сауткин М. Ф. Динамика физического состояния студентов за годы обучения в ВУЗе (по материалам врачебного контроля за физическим воспитанием). Дисс. канд. Рязань, 1969. — Т и й к X. В. О физическом развитии и состоянии здоровья студентов Эстонск. ССР. Автореф. дисс. канд. Тарту, 1965. — 111а-пошннков Е. А., Кутумова С. Л. В кн.: Материалы докл. ко 2-й научной конференции, посвящ. социальным проблемам медицины. Рязань, 1972, с. 76.

Поступила 18/1V 1973 г.

THE DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF STUDYING AT A MEDICAL INSTITUTE M. F. Sautkin

The paper presents data on the physical development of persons who entered the institute from 1957 to 1961 and in 1966—1967 during a year of studying at Ryazan Medical Institute.

The students from the country and those from the indigenous population of Ryazan were investigated separately. The finding was, that the effect produced by studies at the institute on the physical development of students should be investigated with due regard to the sex, the age, the living conditions, the extent and character of the motor activity, the residence of the person before entering the institute (town, village) and other factors.

УДК 613.»48:669.85/.8в

Проф. П. П. Лярский, канд. мед. наук Л. Т. Еловская, канд. техн. наук Ю. Т. Капитанов, А. Ф. Денисов

О РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТЕПЕНИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ С ЕСТЕСТВЕННО-РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕДКИХ МЕТАЛЛОВ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, На-учно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности Министерства цветной металлургии СССР, Москва

В 1970 г. в связи с выходом Норм радиационной безопасности (НРБ-69) и новых санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (ОСП-72) утратили свою силу Санитарные правила работы с естественно-радиоактивными веществами на предприятиях промышленности редких металлов (СП 437-63) из-за необходимости внесения в них ряда изменений с тем, чтобы привести их в соответствие с НРБ-69 и ОСП-72. Внести изменения в СП 437-63 требуют также и новые данные, полученные в результате многолетнего изучения степени радиационной опасности при профессиональном контакте с естественно-радиоактивными веществами на горнорудных и химико-металлургических предприятиях промышленности редких, цветных и благородных металлов. Исследования эти, проводившиеся в Институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, касались радиационной обстановки на предприятиях, состояния здоровья рабочих, а также сравнительной радиотоксичности промышленной пыли разной удельной радиоактивности в эксперименте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.