УДК 37.091.212.7+355.233.228 © Сауткин М.Ф., 2016
СПОРТ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
©Sautkin M.F.,2016
SPORTS AND ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS
Аннотация. В статье приводятся данные об академической успеваемости 1757 студентов РМИ по результатам экзаменационных сессий за весь период обучения в медицинском институте. 120 студентов все 6 курсов регулярно занимались спортом, входили в состав сборных команд института, города, области, а 1637 человек занимались только физкультурой по учебной программе.
Ключевые слова: влияние характера спортивных тренировок на умственную деятельность; развитие утомления и восстановления организма при спортивной тренировке; влияние особенностей тренировки на умственную работоспособность.
Изучение влияния систематических занятий физкультурой и спортом на умственную деятельность человека имеет ванное теоретическое и практическое значение. Эта проблема достаточно глубоко не изучена. Особенно слабо освещен вопрос взаимосвязи больших, а порой чрезмерных физических и психиче-
Abstract. The article presents data on the academic performance of students RMY 1757 on the results of examinations for the entire period of study in medical school. 120 students of all 6 courses are regularly engaged in sports, were part of the teams of the institute, city, region, and 1637 people were engaged only in physical education curriculum.
Key words: influence of the nature of sports training on mental activity; fatigue development and recovery of the body during sports training; The influence of exercise on mental performance.
ских нагрузок, применяемых в современном спорте, с интеллектуальной деятельностью. Указанные вопросы широко изучались в середине XX в.
Известно, что эффективность тренировок и спортивных выступлений сразу же после продолжительной и напряженной умственной деятельности значительно снижается. В свою очередь, неадекватные функциональным возможностям организма физические нагрузки, по-видимому, могут на некоторое время понижать работоспособность головного мозга (М.В, Антропова, 1964), что необходимо учитывать в плане тренировок студентов и вообще лиц умственного труда.
В то же время кратковременные физические нагрузки максимальной интенсивности повышают внимание и память, которые достигают максимума через 2 - 2,5 часа после физической нагрузки, а затем постепенно возвращаются к исходному уровню (Г.Д. Горбунов, 1965).
Как показали исследования И.Й. Петрушевского (1963), систематическая физическая тренировка заметно улучшает умственную работоспособность как в обычных условиях (без дополнительных физических нагрузок), так и в условиях физических нагрузок.
Исследованиями Г.В. Фольборта (1952) было, в частности, установлено, что развитие процессов утомления и восстановленияпроисходит не прямолинейно. В процессе восстановления имеется фаза пониженной работоспособности, которая позже сменяется фазой повышенной работоспособности. Автор указывает, что повторные утомляющие нагрузки могут улучшать и усиливать повторяемую функцию или не способствовать развитию состояния хронического утомления (все зависит от интервалов отдыха). Тренировка отражается па способности к интенсивной длительной деятельности и на способности органов быстро включаться в работу и быстро переходить к состоянию покоя.
К Л. Чернов и М.Я. Виленский (1968) установили, что динамика умственной работоспособности носит выраженный фазовый характер, сходный с харак-
тером динамики физической работоспособности. Они нашли, что в период экзаменационной сессии физическая работоспособность значительно ниже, чем до нее. Авторы показали, что умственная работоспособность максимальная в середине дня, недели и минимальная в конце их.
Учитывая, что для правильных занятий спортом требуется, как минимум, 9-12 часов в неделю, естественно возникает вопрос: оправдывается ли с точки зрения влияния на успеваемость затрата времени на спорт?
Таблица 1
Успеваемость студенток РМИ, окончивших институт в 1961-1966 гг.
(1220 чел)
Курс Контингент Год поступления в институт
1955 1956 1957 1958 1959 1960
1 к. городские 4,224 4,098 3,912 3,842 3,945 4,059
сельские 4,288 4,181 4,074 4,066 3,943 4,108
спортсмены 4,833 4,409 4,333 4,214 4,357 4,319
2 к. городские 4,206 4,102 3,997 3,786 3,872 4,069
сельские 4,251 4,120 4,199 4,252 3,984 3,925
спортсмены 4,574 4,208 4,444 4,190 4,225 4,131
3 к. городские 3,915 3,972 3,831 3,795 3,808 3,868
сельские 4,033 3,949 3,959 4,009 3,922 3,984
спортсмены 4,365 4,026 4,083 3,979 4,347 4,000
4 к. городские 3,957 4,018 3,837 3,954 3,883 4,054
сельские 4,086 4,029 3,989 4,093 3,879 4,032
спортсмены 4,204 4,318 4,166 4,048 4,286 4,202
5 к. городские 4,136 4,103 3,993 4,051 4,083 4,203
сельские 4,255 4,161 4,084 4,207 4,123 4,089
спортсмены 4,407 4,162 4,150 4,243 4,386 4,189
6 к. городские 3,954 4,078 4,029 3,979 3,966 4,234
сельские 4,040 4,112 4,142 4,137 4,008 4,179
спортсмены 4,222 4,273 4,277 4,405 4,524 4,306
Таблица 2
Успеваемость студентов РМИ, окончивших институт в 1961-1966 гг.
(537 чел)
Курс Контингент Год поступления в институт
1955 1956 1957 1958 1959 1960
1 к. городские 4,077 3,984 3,911 3,865 3,739 3,698
сельские 4,144 4,218 4,288 3,969 3,735 3,786
спортсмены 4,178 4,359 4,111 3,884 3,750 3,822
2 к. городские 4,153 3,916 3,916 4,004 3,792 3,873
сельские 4,212 4,165 4,192 4,210 3,878 3,994
спортсмены 4,250 4,132 4,000 4,025 4,086 4,114
3 к. городские 3,865 4,021 3,921 3,832 3,783 3,641
сельские 4,019 4,109 4,004 3,966 3,836 3,784
спортсмены 4,031 3,956 4,055 4,000 3,957 3,743
4 к. городские 3,995 3,992 3,931 3,888 3,741 3,629
сельские 4,081 4,070 4,021 4,009 3,912 3,620
спортсмены 4,071 4,256 4,055 3,949 3,929 3,809
5 к. городские 4,174 4,089 3,982 4,087 4,027 3,916
сельские 4,174 3,999 4,207 4,137 4,048 3,943
спортсмены 4,294 4,214 3,900 4,108 4,090 3,897
6 к. городские 4,009 4,106 4,093 3,992 3,962 4,072
сельские 4,076 4,122 4,231 3,939 3,971 4,050
спортсмены 4,119 4,166 4,055 4,179 4,217 4,088
Примечание: В таблицах 1-2 успеваемость выражена в баллах.
Для ответа на поставленный вопрос мы проанализировали успеваемость 1757 студентов Рязанского медицинского института за период с 1955 по 1966 г. по результатам экзаменов в течение 6 лет обучения в вузе. 120 студентов (52 женщины и 68 мужчин) - лучших спортсменов института, регулярно занимавшихся спортом на протяжении всей учебы в институте, имевших 2 или 1-й разряды и входивших в сборные команды института, города и области, мы выделили в отдельную группу.
Из 754 студенток, проживавших до поступления в институт в городе, активно занимались спортом 35 человек (4,64%), а из 449 сельских студенток -17 человек (3,66%). Среди мужчин из 281 городского студента спортсменов было 39 (13,79%)), а из 256 сельских - 29 спортсменов (11,72%).
В таблице 3 представлена разница в успеваемости спортсменок и неспортсменок. Знак «+» означает, что успеваемость выше у спортсменок.
Таблица 3
Курс Год поступления в институт В среднем за курс
1955 1956 1957 1958 1959 1960
1 +0,077 +0,270 +0,340 +0,260 +0,413 +0,236 +0,266
2 +0,346 +0,083 +0,346 +0,171 +0,297 +0,134 +0,230
3 +0,391 +0,066 +0,188 +0,077 +0,522 +0,074 +0,219
4 +0,183 +0,295 +0,253 +0,025 +0,405 +0,159 +0,220
5 +0,212 +0,030 +0,112 +0,114 +0,283 +0,043 +0,132
6 +0,225 +0,178 +0,192 +0,347 +0,537 +0,100 +0,263
В среднем за 6 лет +0,239 +0,154 +0,238 +0,166 +0,409 +0,124 +0,238
Как видно из таблицы, не было ни одного года, где успеваемость спортсменок была бы ниже, чем у не занимавшихся спортом. У первых она в среднем за 6 лет обучения на 0,238 балла выше.
В таблице 4 представлена разница в успеваемости мужчин спортсменов и неспортсменов. Знак "+" означает, что успеваемость выше у спортсменов.
Таблица 4
Курс Год поступления в институт В среднем за курс
1955 1956 1957 1958 1959 1960
1 +0,065 +0,258 +0,022 -0,028 +0,013 +0,080 +0,068
2 +0,068 +0,092 -0,054 -0,082 +0,251 +0,181 +0,076
3 +0,089 -0,109 +0,093 +0,101 +0,146 +0,031 +0,058
4 +0,033 +0,225 +0,079 +0,001 +0,103 +0,185 +0,104
5 +0,120 +0,170 -0,194 -0,004 +0,052 -0,032 +0,019
6 +0,077 +0,052 -0,107 +0,214 +0,250 +0,027 +0,085
В среднем за 6 лет +0,075 +0,115 -0,027 +0,034 +0,136 +0,079 +0,069
Успеваемость мужчин, занимавшихся спортом, за весь рассматриваемый период (1955-1966 гг.) была на 0,069 балла выше, чем у не занимавшихся.
В целом же успеваемость спортсменов была выше, чем у не занимавшихся спортом, на 0,153 балла. По-видимому, занятия спортом повышают не только физическую, но и умственную работоспособность.
Нас также интересовал состав аспирантов из числа студентов, анализ успеваемости которых мы проводили.
По состоянию на 1 сентября 1966 года из 120 студентов-спортсменов окончили или обучались в аспирантуре 18 человек, т.е. 15%, а из 1637 студентов, не занимавшихся спортом, окончили или обучались в аспирантуре 67 человек (только 4,1%). Полученные факты указывают на то, что занятия физической культурой и спортом необходимы студентам не только для улучшения физического развития, физической подготовленности и укрепления здоровья, но и потому, что они, являясь средством активного отдыха, повышают как физическую, так и умственную работоспособность, воспитывают целеустремленность, настойчивость в достижении намеченной цели, воспитывают волю, умение концентрировать силы для преодоления трудностей. Из этого вытекает необходимость организации систематических занятий физкультурой и спортом со студентами на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.
В литературе мы нашли значительное число работ, показывающих, что студенты и школьники, занимающиеся спортом, имеют более высокую работоспособность и успеваемость, чем незанимающиеся.
Однако в тех случаях, когда увлечение спортом чрезмерно как в смысле затраты времени, так н в смысле объема и интенсивности физических нагрузок, успеваемость может быть ниже, чем при оптимальных тренировках. К сожалению, эта сторона данного вопроса менее изучена. Мы встретили лишь одну работу (Т.И. Степанов, 1968), которая подтверждает высказанную выше мысль. В ней автор показывает, что у студентов старших курсов, затрачивающих на тренировки до 20 Часов в неделю, успеваемость хуже, чем у тех, которые затрачивают по 6-8 часов в неделю.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что занятия спортом способствуют повышению успеваемости студентов. Поэтому среди студенчества следует еще шире пропагандировать необходимость систематических заня-
тий физкультурой и спортом как эффективных и доступных средств повышения работоспособности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сауткин М.Ф. Спорт и успеваемость студентов / М.Ф. Сауткин // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №5. - С. 66-67.
2. Сауткин М.Ф. Динамика физического состояния студентов за годы обучения в ВУЗе (по материалам врачебного контроля за физическим воспитанием): диссертация на звание кандидата медицинских наук/М.Ф. Сауткин. - Рязань, 1969. - 255 с.
3. Сауткин М.Ф. Медицинские основы для дифференцирования физического воспитания подрастающего поколения: диссертация на звание доктора медицинских наук / М.Ф. Сауткин. - Москва, 1991. - 306 с.