Научная статья на тему 'Спорт и академическая успеваемость студентов'

Спорт и академическая успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
908
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА СПОРТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ / ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕНИРОВКИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / INFLUENCE OF THE NATURE OF SPORTS TRAINING ON MENTAL ACTIVITY / FATIGUE DEVELOPMENT AND RECOVERY OF THE BODY DURING SPORTS TRAINING / THE INFLUENCE OF EXERCISE ON MENTAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сауткин М. Ф.

В статье приводятся данные об академической успеваемости 1757 студентов РМИ по результатам экзаменационных сессий за весь период обучения в медицинском институте. 120 студентов все 6 курсов регулярно занимались спортом, входили в состав сборных команд института, города, области, а 1637 человек занимались только физкультурой по учебной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents data on the academic performance of students RMY 1757 on the results of examinations for the entire period of study in medical school. 120 students of all 6 courses are regularly engaged in sports, were part of the teams of the institute, city, region, and 1637 people were engaged only in physical education curriculum.

Текст научной работы на тему «Спорт и академическая успеваемость студентов»

УДК 37.091.212.7+355.233.228 © Сауткин М.Ф., 2016

СПОРТ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

©Sautkin M.F.,2016

SPORTS AND ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS

Аннотация. В статье приводятся данные об академической успеваемости 1757 студентов РМИ по результатам экзаменационных сессий за весь период обучения в медицинском институте. 120 студентов все 6 курсов регулярно занимались спортом, входили в состав сборных команд института, города, области, а 1637 человек занимались только физкультурой по учебной программе.

Ключевые слова: влияние характера спортивных тренировок на умственную деятельность; развитие утомления и восстановления организма при спортивной тренировке; влияние особенностей тренировки на умственную работоспособность.

Изучение влияния систематических занятий физкультурой и спортом на умственную деятельность человека имеет ванное теоретическое и практическое значение. Эта проблема достаточно глубоко не изучена. Особенно слабо освещен вопрос взаимосвязи больших, а порой чрезмерных физических и психиче-

Abstract. The article presents data on the academic performance of students RMY 1757 on the results of examinations for the entire period of study in medical school. 120 students of all 6 courses are regularly engaged in sports, were part of the teams of the institute, city, region, and 1637 people were engaged only in physical education curriculum.

Key words: influence of the nature of sports training on mental activity; fatigue development and recovery of the body during sports training; The influence of exercise on mental performance.

ских нагрузок, применяемых в современном спорте, с интеллектуальной деятельностью. Указанные вопросы широко изучались в середине XX в.

Известно, что эффективность тренировок и спортивных выступлений сразу же после продолжительной и напряженной умственной деятельности значительно снижается. В свою очередь, неадекватные функциональным возможностям организма физические нагрузки, по-видимому, могут на некоторое время понижать работоспособность головного мозга (М.В, Антропова, 1964), что необходимо учитывать в плане тренировок студентов и вообще лиц умственного труда.

В то же время кратковременные физические нагрузки максимальной интенсивности повышают внимание и память, которые достигают максимума через 2 - 2,5 часа после физической нагрузки, а затем постепенно возвращаются к исходному уровню (Г.Д. Горбунов, 1965).

Как показали исследования И.Й. Петрушевского (1963), систематическая физическая тренировка заметно улучшает умственную работоспособность как в обычных условиях (без дополнительных физических нагрузок), так и в условиях физических нагрузок.

Исследованиями Г.В. Фольборта (1952) было, в частности, установлено, что развитие процессов утомления и восстановленияпроисходит не прямолинейно. В процессе восстановления имеется фаза пониженной работоспособности, которая позже сменяется фазой повышенной работоспособности. Автор указывает, что повторные утомляющие нагрузки могут улучшать и усиливать повторяемую функцию или не способствовать развитию состояния хронического утомления (все зависит от интервалов отдыха). Тренировка отражается па способности к интенсивной длительной деятельности и на способности органов быстро включаться в работу и быстро переходить к состоянию покоя.

К Л. Чернов и М.Я. Виленский (1968) установили, что динамика умственной работоспособности носит выраженный фазовый характер, сходный с харак-

тером динамики физической работоспособности. Они нашли, что в период экзаменационной сессии физическая работоспособность значительно ниже, чем до нее. Авторы показали, что умственная работоспособность максимальная в середине дня, недели и минимальная в конце их.

Учитывая, что для правильных занятий спортом требуется, как минимум, 9-12 часов в неделю, естественно возникает вопрос: оправдывается ли с точки зрения влияния на успеваемость затрата времени на спорт?

Таблица 1

Успеваемость студенток РМИ, окончивших институт в 1961-1966 гг.

(1220 чел)

Курс Контингент Год поступления в институт

1955 1956 1957 1958 1959 1960

1 к. городские 4,224 4,098 3,912 3,842 3,945 4,059

сельские 4,288 4,181 4,074 4,066 3,943 4,108

спортсмены 4,833 4,409 4,333 4,214 4,357 4,319

2 к. городские 4,206 4,102 3,997 3,786 3,872 4,069

сельские 4,251 4,120 4,199 4,252 3,984 3,925

спортсмены 4,574 4,208 4,444 4,190 4,225 4,131

3 к. городские 3,915 3,972 3,831 3,795 3,808 3,868

сельские 4,033 3,949 3,959 4,009 3,922 3,984

спортсмены 4,365 4,026 4,083 3,979 4,347 4,000

4 к. городские 3,957 4,018 3,837 3,954 3,883 4,054

сельские 4,086 4,029 3,989 4,093 3,879 4,032

спортсмены 4,204 4,318 4,166 4,048 4,286 4,202

5 к. городские 4,136 4,103 3,993 4,051 4,083 4,203

сельские 4,255 4,161 4,084 4,207 4,123 4,089

спортсмены 4,407 4,162 4,150 4,243 4,386 4,189

6 к. городские 3,954 4,078 4,029 3,979 3,966 4,234

сельские 4,040 4,112 4,142 4,137 4,008 4,179

спортсмены 4,222 4,273 4,277 4,405 4,524 4,306

Таблица 2

Успеваемость студентов РМИ, окончивших институт в 1961-1966 гг.

(537 чел)

Курс Контингент Год поступления в институт

1955 1956 1957 1958 1959 1960

1 к. городские 4,077 3,984 3,911 3,865 3,739 3,698

сельские 4,144 4,218 4,288 3,969 3,735 3,786

спортсмены 4,178 4,359 4,111 3,884 3,750 3,822

2 к. городские 4,153 3,916 3,916 4,004 3,792 3,873

сельские 4,212 4,165 4,192 4,210 3,878 3,994

спортсмены 4,250 4,132 4,000 4,025 4,086 4,114

3 к. городские 3,865 4,021 3,921 3,832 3,783 3,641

сельские 4,019 4,109 4,004 3,966 3,836 3,784

спортсмены 4,031 3,956 4,055 4,000 3,957 3,743

4 к. городские 3,995 3,992 3,931 3,888 3,741 3,629

сельские 4,081 4,070 4,021 4,009 3,912 3,620

спортсмены 4,071 4,256 4,055 3,949 3,929 3,809

5 к. городские 4,174 4,089 3,982 4,087 4,027 3,916

сельские 4,174 3,999 4,207 4,137 4,048 3,943

спортсмены 4,294 4,214 3,900 4,108 4,090 3,897

6 к. городские 4,009 4,106 4,093 3,992 3,962 4,072

сельские 4,076 4,122 4,231 3,939 3,971 4,050

спортсмены 4,119 4,166 4,055 4,179 4,217 4,088

Примечание: В таблицах 1-2 успеваемость выражена в баллах.

Для ответа на поставленный вопрос мы проанализировали успеваемость 1757 студентов Рязанского медицинского института за период с 1955 по 1966 г. по результатам экзаменов в течение 6 лет обучения в вузе. 120 студентов (52 женщины и 68 мужчин) - лучших спортсменов института, регулярно занимавшихся спортом на протяжении всей учебы в институте, имевших 2 или 1-й разряды и входивших в сборные команды института, города и области, мы выделили в отдельную группу.

Из 754 студенток, проживавших до поступления в институт в городе, активно занимались спортом 35 человек (4,64%), а из 449 сельских студенток -17 человек (3,66%). Среди мужчин из 281 городского студента спортсменов было 39 (13,79%)), а из 256 сельских - 29 спортсменов (11,72%).

В таблице 3 представлена разница в успеваемости спортсменок и неспортсменок. Знак «+» означает, что успеваемость выше у спортсменок.

Таблица 3

Курс Год поступления в институт В среднем за курс

1955 1956 1957 1958 1959 1960

1 +0,077 +0,270 +0,340 +0,260 +0,413 +0,236 +0,266

2 +0,346 +0,083 +0,346 +0,171 +0,297 +0,134 +0,230

3 +0,391 +0,066 +0,188 +0,077 +0,522 +0,074 +0,219

4 +0,183 +0,295 +0,253 +0,025 +0,405 +0,159 +0,220

5 +0,212 +0,030 +0,112 +0,114 +0,283 +0,043 +0,132

6 +0,225 +0,178 +0,192 +0,347 +0,537 +0,100 +0,263

В среднем за 6 лет +0,239 +0,154 +0,238 +0,166 +0,409 +0,124 +0,238

Как видно из таблицы, не было ни одного года, где успеваемость спортсменок была бы ниже, чем у не занимавшихся спортом. У первых она в среднем за 6 лет обучения на 0,238 балла выше.

В таблице 4 представлена разница в успеваемости мужчин спортсменов и неспортсменов. Знак "+" означает, что успеваемость выше у спортсменов.

Таблица 4

Курс Год поступления в институт В среднем за курс

1955 1956 1957 1958 1959 1960

1 +0,065 +0,258 +0,022 -0,028 +0,013 +0,080 +0,068

2 +0,068 +0,092 -0,054 -0,082 +0,251 +0,181 +0,076

3 +0,089 -0,109 +0,093 +0,101 +0,146 +0,031 +0,058

4 +0,033 +0,225 +0,079 +0,001 +0,103 +0,185 +0,104

5 +0,120 +0,170 -0,194 -0,004 +0,052 -0,032 +0,019

6 +0,077 +0,052 -0,107 +0,214 +0,250 +0,027 +0,085

В среднем за 6 лет +0,075 +0,115 -0,027 +0,034 +0,136 +0,079 +0,069

Успеваемость мужчин, занимавшихся спортом, за весь рассматриваемый период (1955-1966 гг.) была на 0,069 балла выше, чем у не занимавшихся.

В целом же успеваемость спортсменов была выше, чем у не занимавшихся спортом, на 0,153 балла. По-видимому, занятия спортом повышают не только физическую, но и умственную работоспособность.

Нас также интересовал состав аспирантов из числа студентов, анализ успеваемости которых мы проводили.

По состоянию на 1 сентября 1966 года из 120 студентов-спортсменов окончили или обучались в аспирантуре 18 человек, т.е. 15%, а из 1637 студентов, не занимавшихся спортом, окончили или обучались в аспирантуре 67 человек (только 4,1%). Полученные факты указывают на то, что занятия физической культурой и спортом необходимы студентам не только для улучшения физического развития, физической подготовленности и укрепления здоровья, но и потому, что они, являясь средством активного отдыха, повышают как физическую, так и умственную работоспособность, воспитывают целеустремленность, настойчивость в достижении намеченной цели, воспитывают волю, умение концентрировать силы для преодоления трудностей. Из этого вытекает необходимость организации систематических занятий физкультурой и спортом со студентами на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

В литературе мы нашли значительное число работ, показывающих, что студенты и школьники, занимающиеся спортом, имеют более высокую работоспособность и успеваемость, чем незанимающиеся.

Однако в тех случаях, когда увлечение спортом чрезмерно как в смысле затраты времени, так н в смысле объема и интенсивности физических нагрузок, успеваемость может быть ниже, чем при оптимальных тренировках. К сожалению, эта сторона данного вопроса менее изучена. Мы встретили лишь одну работу (Т.И. Степанов, 1968), которая подтверждает высказанную выше мысль. В ней автор показывает, что у студентов старших курсов, затрачивающих на тренировки до 20 Часов в неделю, успеваемость хуже, чем у тех, которые затрачивают по 6-8 часов в неделю.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что занятия спортом способствуют повышению успеваемости студентов. Поэтому среди студенчества следует еще шире пропагандировать необходимость систематических заня-

тий физкультурой и спортом как эффективных и доступных средств повышения работоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сауткин М.Ф. Спорт и успеваемость студентов / М.Ф. Сауткин // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №5. - С. 66-67.

2. Сауткин М.Ф. Динамика физического состояния студентов за годы обучения в ВУЗе (по материалам врачебного контроля за физическим воспитанием): диссертация на звание кандидата медицинских наук/М.Ф. Сауткин. - Рязань, 1969. - 255 с.

3. Сауткин М.Ф. Медицинские основы для дифференцирования физического воспитания подрастающего поколения: диссертация на звание доктора медицинских наук / М.Ф. Сауткин. - Москва, 1991. - 306 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.