Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левина В.Д.

Актуальность. Эмпатия является одной из фундаментальных способностей человека, необходимых для построения продуктивного межличностного взаимодействия. Для врача эмпатия является базовым качеством, определяющим эффективность профессиональной компетентности. В процессе обучения студентов необходимо формировать и развивать эмпатию как качество, необходимое в будущей профессиональной деятельности. Цель исследования: изучить динамику эмпатических тенденций студентов-медиков в зависимости от года обучения. Материал и методики. Выборку составили 60 студентов СГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте от 17 до 24 лет. В ходе исследования использовались методики: диагностика уровня эмпатических способностей, В.В. Бойко, 1996; опросник эмоциональной эмпатии, А. Мехрабиан, 1986. Для оценки связи был использован коэффициент корреляции Пирсона, а также t-критерий Стьюдента для определения достоверности различий между 1 и 6 курсом. Результаты. По результатам первой методики отмечено, что уровень эмпатии возрастает с 1 по 4 год обучения, после чего выходит на плато: 1 курс - 19, 2 курс - 20 (r=0,92), 3 курс - 21 (r=0,94), 4 курс - 22 (r=0,91), 5 курс - 22 (r=0,95), 6 курс - 22 (r=0,95). Чаще всего испытуемые получали низкие баллы по шкалам «идентификация» (40%) и «интуитивная эмпатия» (35%). На старших курсах отмечается повышение рационального канала (20%). Анализ результатов второго тестирования показал, что происходит повышение эмоциональной эмпатии через каждые два года обучения: 1-2 курсы - 15; 3-4 курсы - 16 (r=0,96); 5-6 курсы - 17 (r=0,94). Выводы. Методика В.В. Бойко выявила повышение эмпатических тенденций в зависимости от года обучения (tэмп = 2,8 при р<0,01). Респонденты имеют низкие показатели идентификации и интуитивной эмпатии, впоследствии наблюдается повышение уровня рациональной эмпатии. Методика А. Мехрабиана показала положительное изменение эмоциональной эмпатии (tэмп = 2,5 при p<0,01), однако у респондентов выявлен низкий показатель вне зависимости от курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левина В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 12

Общая и клиническая психология

Ю: 2021-12-1151-Т-19397 Тезис

Левина В.Д.

Динамика эмпатических тенденций студентов-медиков в зависимости от года обучения

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.м.н. Аранович И.Ю.

Актуальность. Эмпатия является одной из фундаментальных способностей человека, необходимых для построения продуктивного межличностного взаимодействия. Для врача эмпатия является базовым качеством, определяющим эффективность профессиональной компетентности. В процессе обучения студентов необходимо формировать и развивать эмпатию как качество, необходимое в будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучить динамику эмпатических тенденций студентов-медиков в зависимости от года обучения.

Материал и методы. Выборку составили 60 студентов СГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте от 17 до 24 лет. В ходе исследования использовались методики: диагностика уровня эмпатических способностей, В.В. Бойко, 1996; опросник эмоциональной эмпатии, А. Мехрабиан, 1986. Для оценки связи был использован коэффициент корреляции Пирсона, а также ^ критерий Стьюдента для определения достоверности различий между 1 и 6 курсом.

Результаты. По результатам первой методики отмечено, что уровень эмпатии возрастает с 1 по 4 год обучения, после чего выходит на плато: 1 курс - 19, 2 курс - 20 (г=0,92), 3 курс - 21 (г=0,94), 4 курс - 22 (г=0,91), 5 курс - 22 (г=0,95), 6 курс - 22 (г=0,95). Чаще всего испытуемые получали низкие баллы по шкалам «идентификация» (40%) и «интуитивная эмпатия» (35%). На старших курсах отмечается повышение рационального канала (20%). Анализ результатов второго тестирования показал, что происходит повышение эмоциональной эмпатии через каждые два года обучения: 1-2 курсы - 15; 3-4 курсы - 16 (г=0,96); 5-6 курсы - 17 (г=0,94).

Выводы. Методика В.В. Бойко выявила повышение эмпатических тенденций в зависимости от года обучения ^эмп = 2,8 при р<0,01). Респонденты имеют низкие показатели идентификации и интуитивной эмпатии, впоследствии наблюдается повышение уровня рациональной эмпатии. Методика А. Мехрабиана показала положительное изменение эмоциональной эмпатии ^эмп = 2,5 при р<0,01), однако у респондентов выявлен низкий показатель вне зависимости от курса обучения.

Ключевые слова: эмпатия, студенты

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.