4. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 10. - С. 188-190.
5. Трофимова, О.С. Современные тенденции влияния оздоровительных видов гимнастики на повышение адаптационных возможностей детей младшего школьного / О.С. Трофимова, А.В. Ма-хонина, А.О. Богатырева // Единый всероссийский научный вестник. - 2016. - № 4-1. - С. 103-107.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2006), Sports vector of physical education in the Russian school, Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.
2. Dvorkin, L.S. and Akhmetov, S.M. (2012), Athleticism in the system of physical education and sport (history, theory, methodology and technology): monograph, publishing house Neoglory, Krasnodar.
3. Konovalova, Yu.B and Kalinina, I.N. (2017), "The relevance of the study of physical preparedness and functional state of the organism of schoolchildren of younger age with an increased body weight", Materials of the annual report scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Vol. 1, No. 1-1, pp. 76-79.
4. Romanenko, N.I. (2016), "Methodology of physical education of senior pupils with the use of means of improving physical culture", Advances in modern science and education, Vol. 3, No. 10, pp. 188190.
5. Trofimova, O.S., Makhonina, A.V. and Bogatyreva, A.O. (2016), "Modern trends in the influence of health-improving types of gymnastics on improving the adaptive capabilities of children in primary school", The United All-Russian Scientific Herald, No. № 4-1, pp. 103-107.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2018
УДК 796.83
ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
БОКСОМ
Валерий Сергеевич Домащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Петрович
Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, Москва; Владимир Сергеевич Харатов, мастер спорта СССР по боксу, старший преподаватель, Роман Зуферович Хусяйнов, соискатель, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва
Аннотация
По разработанной авторским коллективом экспериментальной методике к отобранным упражнениям техники основных положений боксера были добавлены упражнения, формирующие умения своевременно напрягать работающие мышцы и расслаблять неработающие, дыхательная гимнастика и упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности боксеров. В начале и в конце эксперимента испытуемые были обследованы по 8 тестам и 13 контрольным упражнениям, исключающим элемент упражняемости. Полученные данные обработаны методами математической статистики и сгруппированы по уровню подготовленности студентов.
Мы предположили, что экспериментально разработанные, специальные комплексы упражнений, направленные на быстрое и рациональное овладение техники боевой стойки и передвижения, существенно повысят эффективность обучения студентов боксу.
Ключевые слова: физическое развитие, двигательно-функциональная подготовленность, боевая стойка.
DYNAMICS OF MOTOR, FUNCTIONAL, TACTICAL AND TECHNICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS IN BOXING CLASSES
Valery Sergeevich Domaschenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Raevsky, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Vadim Petrovich
Chicherin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, the State University of Management, Moscow; Vladimir Sergeevich Kharatov, the master of sports of the USSR on boxing, the senior teacher, Roman Zuferovich Husyainov, the competitor, RUT-Russian University of
Technology, Moscow
Annotation
According to the experimental technique, developed by the author's team, into the selected exercises of the technique of the basic positions of the boxer there were added the exercises, forming the ability to strain working muscles in a timely manner and to relax the nonworking, breathing exercises and exercises to improve the technical and tactical preparedness of the boxers. At the beginning and at the end of the experiment, the testes were examined with 8 tests and 13 control exercises, excluding the element of exercising. The data obtained is processed by methods of mathematical statistics and grouped according to the level of preparedness of students. We assumed that the experimentally developed, special sets of exercises aimed at rapid and rational mastery of combat stance technique and movement, will significantly improve the effectiveness of student boxing training.
Keywords: physical development, motor-functional preparedness, combat stance.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе начального обучения под контролем преподавателя находятся ориентировочные основы двигательных действий обучаемого [3], создаваемые на основе управления со стороны его сознания [7]. Повышенное напряжение в купе с психологической ролью сбивающих факторов не даёт юношам использовать в полной мере на ринге свой двигательный потенциал [4].
Пропущенные удары на начальном этапе являются безусловным раздражителем и вызывают ответную реакцию, которая порождает позную активность [2], направленную на чрезмерную фиксацию суставов. Сокращённая суставная амплитуда уменьшает длину и силу удара новичка. Закрепощенность в мышцах и суставах зачастую быстро не ликвидируется, а может проявиться как фактор торможения для формирования умений и навыков, связанных с увеличением физической нагрузки.
Полученный результат от выполнения упражнений физической и специальной подготовки значительно разнится индивидуально. Основная трудность освоения техники бокса в том, что обучаемый не умеет в достаточной мере быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в условиях ринга. Он не может сразу определить характер боя соперника, не может быстро перестроиться и адаптировать под него технико-тактическую составляющую своей подготовленности.
Однако, учитывая сложность определения индивидуальной манеры ведения боя, на начальном этапе, мы провели педагогический эксперимент, в котором применяли методику, направленную не только на выявление собственной предрасположенности, а также на поиск решения проблемы возможности перестроения боя «под себя».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
По общепринятым методикам сначала необходимо выбрать в какой стойке боксер чувствует себя комфортнее [1], после чего он может нанести удар как правой, так и левой рукой, а также серию ударов поочередно [6].
В ближнем бою боксируют, как правило, в лево- или правосторонней стойке, по которой соперник может сориентироваться, откуда ему ожидать удар.
По нашей методике обучаемый на ринге сначала находился во фронтальной стойке и ожидал удар справа или слева. Если удар наносился слева, то он поднимал правую руку,
а левая у подбородка и наносил серию ударов снизу, сбоку, работая в левосторонней стойке. Если противник ушел вправо, то его можно было остановить левым боковым, уже из правосторонней стойки. Левая нога соответственно была впереди в этот момент и обучаемый наносил удар левой, левой, правой, перенося ЦТ на переднюю ногу, наносил удар.
Во время удара правой прямой в голову, левая нога отставлялась назад, после чего вернув правую руку в исходное положение, уже стоял в правосторонней стойке, при этом выполняя шаг назад. После чего можно наносить удары правой рукой - одиночный или повторный (правой, правой), еще один ей же и дальше левой и то же самое в зеркальном отражении 1, 2, 3.
В эксперименте принимали участие 56 студентов 1-го курса ГУУ, РТУ «МИРЭА», НИТУ «МИСиС», 28 человек в контрольной (КГ) и так же 28 человек в экспериментальной (ЭГ) группах. Студенты занимались в группах начальной подготовки по боксу и перед экспериментальной группой ставилась задача по овладению вышеуказанной техникой ведения боя.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выявления эффективности левосторонней, правосторонней или фронтальной стойки по сравнению с попеременным боксированием из трех стоек были проведены контрольные испытания с определением показателей физического развития, двигательно-функциональной подготовленности и уровня владения техникой основных атакующих и защитных действий. Имели место визуальные показатели достаточно быстрого наступления утомляемости у студентов, выявленные с помощью экспертной оценки специалистов-тренеров по боксу в спортивном комплексе Горного института г. Москвы: 2 чел. - ЗТР России и 3 чел. со стажем тренерской работы более 10 лет.
Общую выносливость целесообразно воспитывать с подросткового возраста, а специальную актуально воспитывать в юности. Вместе с тем, следует отметить, что воспитание специальной выносливости и других качеств являющихся специфическими для данной дисциплины (бокса) являются кумулятивным (накопительным) эффектом развития базовых навыков. Базовые навыки формируются благодаря общей физической подготовке с различной спортивной направленностью [5].
На этапе обучения согласования движений с дыханием, у начинающих боксеров производилось измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), показатели которой составили 4500 (КГ) и 4820 (ЭГ), а также показателей пробы Штанге 57,25 и 62,80; Генче 39,52 и 42,59, что соответственно оказывает влияние на устойчивость организма к кислородному долгу. Достоверные различия в оценках бегового двенадцатиминутного теста К. Купера 1970 и 2100 обусловлены хорошим развитием дыхательной системы испытуемых ЭГ и постепенным приростом общей и специальной работоспособности, р <0,05.
Результаты в беге на 30 м, с ходу, составили в среднем, 3,87 и 3,89, ЭГ и КГ, соответственно, а также прыжок в длину с места 224 и 222; время пяти отжиманий 3,11 и 3,09 свидетельствуют о том, что данные по развитию быстроты у испытуемых были равные, р>0,05. В то же время достоверно улучшились такие показатели скоростно-силовой выносливости как количество ударов по снаряду, 10 с - 46,00 и 48,00; прыжки со скакалкой, 1 мин - 151 и 159, соответственно у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ, р <0,05 (таблица 1).
Работая руками, в условиях ринга, такой элемент как «прямой удар левой в голову» был оценен специалистами положительно, в пользу контрольной группы (КГ). Незначительное преимущество у них было и почти во всех видах ударов левой рукой, это могло получиться благодаря наличию «левшей» в группах, анкетного опроса не проводилось, что объяснимо отсутствием достоверности различий в этих показателях р>0,05. Однако, практически по всем остальным техническим характеристикам экспериментальная группа (ЭГ) явно превосходила контрольную (таблица 2).
Таблица 1 - Показатели физического развития, специальной физической и функциональной подготовленности студентов_
Показатели физической подготовленности КГ ЭГ
| о X ±т 1 о
Тестирование функциональной подготовленности
ЖЕЛ, л 4,50±0,16 0,42 4,82±0,27 0,69
Проба Штанге, с 57,25±1,69 4,36 62,80±2,19 5,65
Проба Генче, с 39,52±1,72 4,44 42,59±2,12 5,46
Тест Купера 12мин бег, м 1970±79,12 204,05 2100±66,98 172,73
Контрольные упражнения скоростно-силовой выносливости
Бег 30, с 3,87±0,02 0,05 3,89±0,02 0,05
Прыжок в дл. с места, м 224±1,73 4,45 222±1,70 4,39
Время 5-ти отжиманий, с 3,11±0,02 0,06 3,09±0,02 0,06
Кол-во ударов по снаряду, 10 с 46±1,86 4,81 48±1,30 3,34
Подскоки со скакалкой, 60 с 151±3,25 8,39 159±4,30 11,09
Таблица 2 - Технические элементы боксеров экспериментальной и контрольной групп
Показатели технических элементов Группы
Контрольная Экспериментальная
х±т о х±т о
I. Джеб, кросс левой в голову 2,46±0,32 0,84 2,32±0,28 0,72
II. Джеб, кросс правой в голову 2,5±0,27 0,69 2,92±0,35 0,90
III. Джеб, кросс левой в туловище 2,17±0,21 0,55 2,11±0,24 0,63
IV. Джеб, кросс правой в туловище 2,14±0,17 0,45 2,68±0,18 0,47
V. Свинг, хук слева в голову 1,96±0,27 0,69 2,18±0,21 0,55
VI. Свинг, хук справа в голову 2,11±0,22 0,57 2,28±0,25 0,66
VII. Свинг, хук левой в туловище 2,18±0,24 0,61 2,46±0,20 0,51
VIII. Свинг, хук правой в туловище 2,18±0,1 0,39 2,82±0,15 0,39
IX. Апперкот левой в голову 0,82±0,28 0,72 0,75±0,31 0,80
X. Апперкот правой в голову 0,89±0,30 0,78 0,92±0,41 1,05
XI. Апперкот левой в туловище 2,43±0,29 0,74 2,50±0,32 0,84
XII. Апперкот правой в туловище 2,53±0,22 0,58 2,71±0,18 0,46
Сумма баллов и % от максимума 24 - 80% 27 - 90%
ВЫВОДЫ
1. Дифференцировка мышечных усилий, точность пространственной ориентировки имеют большое значение для приобретения уверенности в своих действиях на ринге. Структурная предрасположенность к определенным движениям, к нанесению ударов из «открытой» и традиционной стойки имеет под собой основу движений ногами в ходе передвижения по рингу. Если стойка фронтальная, то и в первом и во втором случае боксер находится в более выгодном положении по отношению к сопернику.
2. Тренируя выносливость можно добиться лучших результатов за счет более продолжительного выполнения работы субмаксимальной и максимальной мощности. Благодаря этому выполняется меньше «скользящих», «поверхностных» ударов, которые иначе вследствие утомляемости встречаются у новичков достаточно часто. Использование разработанной нами методики двигательно-функциональной подготовки позволило достоверно улучшить показатели в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, соответственно в жизненной емкости легких (Т=2,17), в прыжках со скакалкой (Т=3,69) и в количестве ударов по снаряду за 10с (Т=2,57), р <0,05.
3. В результате применения разработанной методики обучения боксу у юношей экспериментальной группы прирост показателей был выше, по сравнению с контрольной группой, набрали значительно больше очков в прямых ударах (джебах) в голову (Т=2,71) , в прямых и боковых ударах правой (хуках) в туловище (Т=4,44 и Т=6,97), различия достоверны, р<0,05. Преимущество юношей экспериментальной перед юношами контрольной группы объясняется лучшими показателями двигательной, функциональной и тактико-технической подготовленности на ринге.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атилов, А. Азбука бокса / Аман Атилов. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2009. - 63 с.
2. Бабский, Е.Б. Физиология человека : учебное пособие / Е.Б. Бабский, Г.И. Косицкий, Б.И. Ходоров. - М. : Медицин», 1985. - 544 с.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 224 с.
4. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с.
5. Муйжниекс, Я.Я. Исследование особенностей начальной подготовки школьников по боксу. На примере специализир. общеобразоват. школы : дис. ... канд. пед. наук / Муйжниекс Я.Я. -Москва, 1970. - 227 с.
6. Хики, Кевин. Бокс / Кевин Хики, при участии Алана Санитара ; пер. с англ. Н.А. Чупеева. - М. : Астрель ; АСТ, 2010. - 32 с.
7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 479 с.
REFERENCES
1. Atilov, A. (2009), The ABC of Boxing, Phoenix, Rostov-on-Don,
2. Babsky, E.B., Kositsky, G.I. and Khodorov, B.I. (1985), Human physiology. Tutorial, Medicine, Moscow.
3. Bogen, M.M. (2013), Physical education and sports training: training in motor activities. Theory and methods, The book house "LIBROKOM", Moscow.
4. Menhin, Yu.V. (2006), Physical education: theory, methodology, practice, SportAcademPress, Moscow.
5. Muizhnieks, Ya.Ya. (1970), Research features of the initial training of schoolchildren in boxing. On an example of a specialist. general. schools, dissertation, Moscow.
6. Hickey, Kevin (2010), Boxing, Astrel, Moscow.
7. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and Methods ofPhysical Education and Sport, Publishing Center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.07.2018
УДК 796.034
РЕАЛИЗАЦИЯ ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ирина Валерьевна Енченко, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Автором проводится анализ реализации ВФСК «Готов к труду и обороне» в России. В статье рассмотрены регионы-лидеры по сдаче нормативов, проанализирован кадровый состав комплекса и обеспеченность регионов Российской Федерации центрами тестирования, а также рассмотрены данные по внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне» для людей с ограниченными возможностями. Помимо этого, автором приводятся статистические данные по итогам трехлетнего этапа внедрения комплекса «Готов к труду и обороне».
Ключевые слова: физическая культура, спорт массовый спорт, ГТО, «Готов к труду и обороне», нормативы, центры тестирования.