ИСТОРИЯ
Ейсш
М.И. ЛАВИЦКАЯ, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Орловского государственного университета Тел.: (4862) 41-79-65,8-910-300-96-70; [email protected]
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ И ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Данная статья посвящена изучению количественного состава приходского духовенства и динамики его изменений во второй половине XIX - начале XX века. Предметом исследования являются особые группы духовенства, соотношение между стратами приходского духовенства, соотношение численности духовенства и православной паствы.
Ключевые слова: сословия, приходское духовенство, количественный состав.
Оформление сословия. Выборное начало членов приходского клира, уходящее своими корнями в Древнюю Русь, постепенно было потеснено практикой наследственного замещения мест. Точно установить момент смены сложно, но уже в XVI веке наследственность мест на приходе становится достаточно привычным и распространённым явлением. Объективно в этом были заинтересованы несколько сторон: государство, вотчинники, помещики и сами общинники пытались мешать уходу в духовенство служилых людей и тяглого населения. В XVI—XVII веках в России священнослужителями большей частью значились лица духовного происхождения, в том числе и вышедшие из причетников. Даже на Украине, где духовное звание оставалось открытым и выборы прихожан действовали на протяжении всего XVIII века, постепенно развивалась наследственность священно-церковнослужительских должностей. Так что наследственность духовного служения сложилась и окрепла задолго до Петра I1.
XVIII век закрепил сложившееся положение дел, придав ему тенденцию превращения духовенства в замкнутое сословие. Регулирование численности лиц, имевших право относиться к духовному сословию, прочно забрало в свои руки государство. Количественное увеличение сословия вследствие естественного прироста опережало потребности государства и церкви в количественном росте священно-цер-ковнослужителей, поскольку число новых церквей и приходов росло медленнее. Поэтому государство осуществляет линию, направленную на избавление от лишних лиц в составе духовенства, облегчая выход из сословия и одновременно с этим сокращая его2.
Двойственность правового положения сословия перетекла и во вторую половину столетия и даже в XIX век, на протяжении которых тучи над головой сословия то сгущались, то развеивались. Угроза висевших над духовным сословием постоянных разборов, отправлявших лишних людей в солдаты или податное состояние, казалось, исчезла при Екатерине II, когда им было разрешено самим избирать «род жизни». Но при Павле вновь последовали разборы3. С другой стороны, при нём более рельефно, чем ранее, обозначилось намерение поднять духовенство до уровня привилегированного сословия: на духовных лиц стали распространяться государственные награды и отмена телесных наказаний4. В царствование Александра I «добровольное избрание рода жизни» вернули, но затем был проведён разбор церковнослужителей и
© М.И. Лавицкая
неграмотных безместных детей духовенства старше 6 лет. В 1820 году церковнослужители и дети духовенства, изъятые из своего сословия, были освобождены от крепостных владельцев и получили окончательно право свободного избрания рода занятий5.
Создаётся впечатление, что правительство было намерено поднять социальный статус духовного сословия, но при этом пыталось уменьшить его удельный вес и отправить к социальным низам страту церковнослужителей. Но последнее сделать не удалось, поскольку, несмотря на явную обособленность священно- и церковнослужителей и в каноническом, и в материально-бытовом отношениях, общность, связывающая их, оказалась сильнее.
В целом же при императоре Александре можно говорить о стабилизации правового статуса духовного сословия. Указ 1801 года привёл в действие распоряжение Павла от 1796 года об освобождении священнослужителей от телесного наказания по суду, остававшееся доселе без исполнения. В 1808 году оно было распространено на членов их семей, а в 1811-м - и на простых монахов. Указом 1804 года священнослужителям было дано право покупать незаселённую землю, а в 1821 разрешено владеть крепостными тем, кто имел права дворянства родового (потомственного) или приобретённого по орденам6. Впрочем, до отмены крепостного права, несмотря на формальный запрет, некоторые духовные лица из приходского духовенства заводили крепостных. Помещик продавал им своих людей, которые продолжали по ревизским сказкам числиться за прежним хозяином, давая при этом слово не забирать крепостных назад. Иногда составляли контракт, по которому помещик отдавал людей в услужение7, соблюдая, таким образом, все необходимые формальности на пути обхода закона.
Но окрики в адрес части духовного сословия, пребывающего в неопределённости и праздношатании, продолжались и впредь. Например, в 1829 году вновь вышло предостерегающее распоряжение, чтобы «безместные» церковнослужители и дети духовенства, не получившие образования, сами подавали прошения для «избрания рода жизни», в противном случае по истечении указанного срока с ними уже поступали как с бродягами8.
Динамика численности. Происшедшая в 1860-е годы расконсервация сословия не отразилась существенным образом как на общем числе духовенства, так и на количестве отдельных его категорий, поскольку главным фактором оставалось количество мест на приходах. Гораздо более се-
рьёзное влияние оказали в этом направлении указы 1869 и 1885 годов. Первый из них сокращал количество причтов, второй - разрешал епархиальным архиереям восстанавливать их.
С 1850 по 1868 год численность всех категорий белого духовенства была подвержена незначительным колебаниям. Число протоиереев за данный период снизилось с 1558 до 1198 (на 23,1%), священников - увеличилось с 34 935 до 38 852 человек (на 11,2%), дьяконов - с 13 704 до 14 965 (на 9,2%), причетников - с 63 655 до 66 159 (на 3,9%). В целом общее количество духовенства возросло со 113 852 до 121 172, или на 6,4%, в то время как численность православной паствы стала больше на 15,7%. Таким образом, прирост православного населения в 18501858 годах опередил увеличение белого духовенства примерно в 2,5 раза.
Движимое стремлением добиться улучшения материальных условий духовенства, правительство создало Комиссию по делам православного духовенства. Общий смысл её работы свёлся к уменьшению числа приходов, чтобы за счёт упразднённых -приписанных церквей увеличить доходы положенного по новым штатам духовенства. В итоге, рассмотрев представленные губернскими присутствиями проекты, Комиссия подготовила заключение о сокращении приходов, повлекшее за собой снижение численности духовенства. Данные по некоторым отдельным епархиям отражены в таблице.
Как видно, даже в епархиях Урала и Сибири предстояли значительные сокращения. А в некоторых центральных и южных епархиях процент сокращения предполагался просто нереальный. В целом по стране общее число духовенства начало снижаться сразу уже с 1869 г. и к 1884 г. достигло максимума падения численности, сократившись почти на 24%. При том, что число священников сократилось на 3,7% (с 38 852 до 37 412 человек), причетников на 32,1% (с 66 159 до 44 890), дьяконов чуть ли не в 2 раза - на 44,6% (с 14 965 до 8294), число протоиереев даже возросло на 33,5% (с 1198 до 1621)10. 1884 год стал последним в графике снижения численности трех категорий и общего количества духовенства.
С выходом нового закона в 1885 году, разрешавшего восстанавливать упраздненные ранее причты, динамика моментально приобрела обратную тенденцию. С 1884 по 1913 год количество протоиреев возросло с 1621 до 3043 человек -в 1,9 раза; священников - с 37 412 до 47 403 чел. -в 1,3; дьяконов - с 8294 до 14 868 - в 1,8; число причетников изменилось незначительно - с 44 890 до 45 656 человек.
ИСТОРИЯ
Таблица 1
Предполагаемое сокращение духовенства по заключению Комиссии по делам православного духовенства9
Епархия Духовенства по старым штатам (человек) Доля уменьшения по новым штатам (%)
Архангельская 754 36,1
Астраханская 468 29,5
Владимирская 3420 38,8
Вологодская 2109 26,6
Воронежская 3685 42,2
Екатеринославская 1596 30,1
Енисейская 579 38,5
Иркутская 892 30
Калужская 1981 36,1
Кишинёвская 2999 58,1
Курская 3877 45
Могилёвская 1444 42
Оренбургская 796 28,8
Пермская 2532 36,3
Рязанская 3159 64,9
Саратовская 2341 45,6
Таврическая 589 11,3
Тамбовская 3991 81,6
Тобольская 1500 40
Томская 1030 20,2
Уфимская 559 26,5
Харьковская 2462 56,4
В целом изменения категорий и общей численности духовенства за вторую половину XIX - начало XX века показывает таблица.
Таблица 2
Изменение численности духовенства (1850-1913 гг.)11
Категории 1850 1913 Соотношен.
Протоиереи 1 558 3 043 195,3 %
Священники 34 935 47 403 140 %
Дьяконы 13 704 14 868 108,5 %
Причетники 63 655 45 656 71 %
Всего 113 852 110 970 97,5 %
Наибольшее увеличение (почти в 2 раза) отмечено в отношении протоиереев, численность священников увеличилась на 140%, число дьяконов возросло незначительно, а самая многочисленная группа белого духовенства на 1850 год - причетники - сократилась на 29%. Данные количествен-
ные изменения в отдельных группах белого духовенства повлекли за собой общее снижение его численности на 2,5%.
Особые группы белого духовенства выделились окончательно в синодальный период: военно-морское, придворное и зарубежное. Специфика этих групп состояла в том, что они имели особые управление, финансирование и социальный статус.
Военно-морское духовенство было создано по инициативе Петра I, и управление им к началу XIX века было фактически выведено из сферы компетенции Св. Синода, но Александр I исправил ситуацию. В первой половине XIX века военно-морское духовенство управлялось главным обер-свя-щенником армии и флота, обер-священником Главного штаба гвардии и гренадёров и обер-священником Особого Кавказского корпуса. В 1853 году Св. Синод предоставил обер-священ-никам права епархиальных архиереев, в 1858-м звание «обер-священник» было изменено на русский лад - «главный священник», а в 1883-м управление духовенством армейских и флотских сил вновь было централизовано в одних руках. Согласно положению 1890 года, главный священник стал именоваться протопресвитером военно-морского духовенства, подчиняясь по церковным вопросам Св. Синоду, а по остальным - военному и морскому министру12.
В состав придворного духовенства входили священно-церковнослужители, состоящие при дворцовых храмах и домовых церквах, устроенных в местах проживания членов царской фамилии в России. Глава придворного духовенства, являвшийся духовником царствующего императора, также носил звание протопресвитера, что ставило его по рангу, как и его коллегу по военному ведомству, сразу вслед за епископами.
Таблица 3
Численность и состав особых групп белого духовенства13
Категории духовенства Военное и морское Придворное Зарубеж- ное
1900 г. 1910 г. 1900 г. 1910 г. 1891 г.
Протоиереи 119 156 19 23 15
Священники 428 588 17 17 13
Дьяконы 117 138 27 30 12
Псаломщики 72 95 46 52 43
Итого 736 977 109 122 83
К зарубежному духовенству относились клирики церквей при посольствах, консульствах, дипломатических миссиях, при дворах членов царствующей фамилии, проживавших за границей. Зарубежное духовенство относилось к ведомству Министерства иностранных дел, осуществлявшему его финансирование, а по церковным вопросам с 1867 года подчинялось Петербургскому митрополиту14. В 1891 году насчитывалось 50 заграничных церквей15. В 1911 году Русская православная церковь имела на территории Европы 22 посольские церкви, 30 - в курортных местах постоянного отдыха подданных империи, 8 часовен на местах погребения членов царской семьи, 7 церквей братства святого Владимира в Берлине и 12 частных часовен. С 1907 года при митрополите Петербургском начало действовать особое
викариатство, в ведение которого были переданы заграничные храмы16.
Соотношение между стратами белого духовенства. Священники являлись основной стратой духовенства, занимавшей важнейшее положение по нескольким причинам. Во-первых, она была самой крупной среди категорий священнослужителей и, во-вторых, являлась необходимым связующим звеном между стратами в силу важности исполнения своих функций. Штаты были рассчитаны исходя из количества священнических мест. Могли существовать приходские храмы, в которых не было причетника, дьякона, протоиерея, но священник присутствовал обязательно во всех. Поэтому количественное соотношение между отдельными стратами духовенства целесообразнее всего привязать именно к этой группе.
Таблица 4
Год Отношение категорий духовенства к количеству священников Соотношение категорий духовенства и православной паствы
Протоиереев Дьяконов Причетников Протоиереев и священников Дьяконов Причетников Всего духовенства
1840 0,04 0,45 1,8 0,08 0,04 0,14 0,26
1850 0,045 0,39 1,8 0,08 0,03 0,13 0,24
1860 0,044 0,34 1,7 0,07 0,02 0,12 0,21
1870 0,034 0,36 1,6 0,06 0,02 0,12 0,20
1880 0,04 0,24 1,3 0,06 0,01 0,08 0,15
1890 0,05 0,32 1,1 0,06 0,02 0,06 0,14
1900 0,05 0,34 1,0 0,05 0,02 0,05 0,12
1910 0,06 0,33 0,98 0,05 0,02 0,05 0,12
1913 0,06 0,31 0,96 0,05 0,01 0,05 0,11
Таблица 5
Соотношение между категориями духовенства в епархиях с наибольшей его численностью (1852 г.)18
Епархия Протоиереев Священников Дьяконов Псаломщиков Всего
Владимирская 11 1230 470 2188 3899
Волынская 11 1 179 37 1765 2992
Киевская 13 1221 70 2010 3314
Минская 10 548 58 893 1509
Московская 10 1 270 654 2 495 4429
Новгородская и Санкт-Петерб. 20 1 064 291 1753 3128
Подольская 13 1280 30 2 194 4840
Полтавская 14 1053 259 1 747 3073
Черниговская 7 1013 166 1 802 2988
ИСТОРИЯ
Таблица 6
Соотношение между категориями духовенства в епархиях с наименьшей его численностью (1852 г.)
Епархия Протоиереев Священников Дьяконов Причетников Всего
Астраханская 3 120 56 247 426
Варшавская 2 31 9 62 104
Гурийская 1 122 67 100 290
Иркутская 6 265 63 487 821
Кавказская 4 204 105 347 660
Камчатская 2 27 5 54 88
Рижская 4 118 22 232 376
Таблица 7
Соотношение категорий духовенства между собой и по отношению к православной пастве в епархиях с наибольшей численностью духовенства (1910 г.)19
Епархия Протоиереев Абс. / % Священников Абс. / % Дьяконов Абс. / % Причетников Абс. / % Православной паствы
Владимирская 72 / 0,005 1202/0,08 434/0,03 1 143/0,07 1 539 019
Волынская 54 / 0,002 1243/0,05 125/0,005 1 284 / 0,05 2 598 584
Воронежская 35/0,001 1207/0,05 232/0,01 1216/0,05 2601449
Вятская 52 / 0,002 1207/0,04 622 / 0,02 899 / 0,03 3 129 362
Киевская 97 / 0,003 1379/0,04 284/0,01 1 268 / 0,04 3 209 362
Костромская 40 / 0,003 1099/0,07 510/0,03 1 021/0,07 1 528 219
Курская 57/0,002 1213/0,05 472 / 0,02 1 230/0,05 2 394 635
Московская 147/0,01 1 510/0,08 779 / 0,04 1 670 / 0,09 1 903 035
Нижегородская 80/0,005 1069/0,07 443/0,03 1 710/0,11 1 604 269
Орловская 57 / 0,002 1011/0,05 343 / 0,02 1039/ 0,05 2 063 592
Подольская 103/0,003 1 404 / 0,05 226/0,01 1 344 / 0,05 2 794 139
Полтавская 51/0,003 1 266 / 0,08 252/0,01 1381/0,09 1 593 331
Рязанская 34 / 0,002 1 134/0,05 556/0,03 1 087/0,05 2 004 668
Санкт -Петерб. 238/0,02 513/0,05 390 / 0,04 466/0,04 1 062 760
Тамбовская 57 / 0,002 1 367 / 0,05 694 / 0,02 1470/0,05 2 870 846
Тверская 14/0,001 1 151/0,06 533/0,03 1 176/0,06 1 873 356
Черниговская 49/0,002 1 032 / 0,04 103/0,004 1 126/0,05 2 368 458
Г рузинский экз. 68 / 0,003 1 695 / 0,09 172/0,01 1684/0,1 1 700 417
Таблица 8
Соотношение категорий духовенства между собой и по отношению к православной пастве в епархиях с наименьшей численностью духовенства (1910 г.)
Епархия Протоиереев Абс/% Священников Абс. / % Дьяконов Абс. / % Причетников Абс. / % Православной паствы
Астраханская 22 / 0,004 284 / 0,06 162/0,03 239 / 0,05 503 043
Архангельская 19/0,005 348 / 0,08 58/0,01 334/0,08 415 802
Благовещенская 7 / 0,003 115/0,05 11 / 0,005 118/0,05 232 852
Варшавская 26 / 0,04 70/0,11 34 / 0,05 90/0,14 65 863
Владивостокская 8 / 0,003 146/0,06 22/0,01 124/0,05 247 664
Владикавказская 16/0,003 190/0,04 47/0,01 159/0,04 418519
Гродненская 35 / 0,004 346 / 0,04 30 / 0,003 157/0,02 960 109
Енисейская 11 / 0,002 243 / 0,04 59/0,01 241/0,04 595 475
Продолжение табл. 8
Епархия Протоиереев Абс/% Священников Абс. / % Дьяконов Абс. / % Причетников Абс. / % Православной паствы
Забайкальская 19/0,003 226 / 0,05 41 /0,01 241/0,05 489 276
Иркутская 20 / 0,005 210/0,06 53/0,01 237/0,07 345 228
Литовская 30/0,01 213/0,05 24 / 0,005 234 / 0,05 444 390
Олонецкая 25 / 0,005 341/0,07 109/0,02 271/0,06 449 846
Полоцкая 20 / 0,002 344 / 0,04 60/0,01 338/0,04 876 608
Рижская 26/0,01 219/0,08 45 / 0,02 395/0,15 259 393
Туркестанская 12/0,005 137/0,06 94 87/0,03 243 051
Финляндская 10/0,02 45 / 0,08 17/0,03 36 / 0,06 59 529
Холмская 26/0,01 290/0,1 1 42/0,01 289/0,1 293 557
Протоиереи. Общая численность священников с 1850 по 1913 год увеличилась в 1,4 раза, протоиереев в — 1,9. Если в первой половине
XIX в. на сто священников приходилось 4 протоиерея, то к началу XX в. - 5, а в последний предвоенный год — уже 6, и это увеличение не так уж мало. Возведение в протоиерейский сан особо заслуженных священников привело к тому, что наличное число протоиереев стало значительно превышать количество протоиереев по штатам, отчего многие из них вынуждены были занимать священнические места.
Некоторые епархиальные архиереи были весьма щедры на возведение в сан протоиерея. Если в 1860 году в Санкт-Петербургской епархии насчитывалось 15 протоиереев, как и в Томской епархии, то затем, при митрополите Исидоре (Никольском), эта цифра резко поползла вверх, остановившись в 1870 г. на отметке 91 человек, в 1880 г. -122, в 1890 г. - 119. То есть за 30 лет число протоиереев увеличилось в 8 раз, при том что количество священников с 1840 по 1890 г. возросло крайне незначительно — с 405 до 444 человек. В противоположность Санкт-Петербургскому митрополиту Московский был не столь щедр в этом отношении: за первые 30 лет из 41-летнего управления епархией число протоиереев не увеличивалось, составляя 10-11 человек. Таким образом, в Московской епархии при митрополите Филарете (Дроздове) один протоиерей приходился примерно на 125 священников. В 1890 году картина была уже совершенно иной: число протоиереев составляло 78 человек, и в среднем один приходился примерно на 17 священников, при том что штатных мест в Московской епархии было всего 15. Но рекорд остался за столичной епархией: при 17 штатных местах протоиереев насчитывалось 119, и один из них приходился менее чем на 4-х священников20. В 1910 году число протоиереев в Санкт-Петербургской епархии достигло 238 чело-
век (46,3% от количества священников), в Московской их было 147 (9,7%), в Подольской - 103 (7,3% от числа иереев)21.
Дьяконы. Существенно изменилось к количеству священников соотношение дьяконов вследствие поисков улучшения экономического положения духовенства за счет сокращения числа приходов. Главной жертвой на этом пути стали дьяконы. Их количество сократилось с 16 024 человек в 1840 г. до 13 704 в 1850 г., то есть на 2320 человек за десятилетие. Если в 1840 году на 100 священников их приходилось в среднем по стране 45, то в 1913 г. - 31, а рекордно низким этот показатель был в 1884 году, составляя 22 человека на 100. Затем, после указа 1885 года, признававшего целесообразность увеличения дьяконских мест с тем, чтобы занимающие их взяли на себя значительную часть нагрузки в церковно-приходских школах, число дьяконов стало возрастать. В целом за 1850 - 1913 годы количество дьяконов выросло в 1,08 раза (с 13 704 до 14 868 человек).
В обеих столичных епархиях в 1890 году соотношение числа дьяконов и священников было примерно одинаковым - 1:2. Наиболее стабильно высоким количество дьяконов было в епархиях Центрально-Черноземного района (Тамбовская, Орловская, Воронежская, Курская, Рязанская) и Центрального (Московская, Костромская, Тверская). Первое место в этом ряду занимала Тамбовская епархия. В 1868 году (накануне вышедшего закона 1869 г., следствием которого стало сокращение численности духовенства) в ней насчитывалось 843 дьякона, более чем где бы то ни было, и 1260 протоиереев и священников22. Таким образом, в Тамбовской епархии на 100 священников и протоиереев приходилось 67 дьяконов.
К началу XX века значительное увеличение института дьяконов привело к тому, что многие из них находились на причетнических местах, особенно в городах.
ИСТОРИЯ
Причетники. Рубежной датой для данной части сословия также стал 1869 год, начиная с которого она планомерно сокращалась, несмотря на намечавшиеся было тенденции роста начала 1890-х и 1910-х годов. Количество причетников сократилось с 1850 по 1913 год в 1,4 раза на фоне численного увеличения других категорий духовенства, что ставит эту группу в особое положение. Будучи в середине XIX века самой крупной по численности, она в начале XX в. уступает первое место растущей группе священников. Так же неуклонно, как снижение численности, менялось и соотношение страты с количеством духо-
венства. Если в середине XIX века на 100 священников приходилось 180 причетников, то в 1880 г. - уже 130, а в 1913 г. - менее ста (96 человек).
Соотношение численности духовенства и православной паствы также имеет немаловажное значение для определения степени эффективности воздействия пастырей на пасомых. Хотя эта характеристика имеет внешнее свойство, но нам представляется правомерным указать ее, поскольку от того, на сколько человек приходился один пастырь, в немалой степени зависели и результаты его деятельности.
Таблица 9
Соотношение числа иереев и православного населения23
Год Количество протоиереев и священников Количество православного населения Соотношение (1 иерей на кол-во православных)
1840 36 563 44 005 833 1204
1850 36 493 47 579 944 1 304
1860 37 970 52 034 650 1370
1870 39 656 57 156 795 1 441
1880 39 208 64 097 740 1635
1890 41987 72 066 750 1 716
1900 46 014 83 739 659 1 820
1910 49 556 95 367 996 1 924
1913 50 446 98 534 800 1 953
Если количество иереев за период с 1840 по 1913 г. возросло в 1,4 раза, то численность православной паствы увеличилось за тот же период в 2,2 раза. Очевидно, что такие разные темпы роста должны были сказаться на изменении соотношения православного населения и пастырей. Тенденция увеличения числа православных, приходящихся на одного пастыря, прослеживается предельно чётко. Если в 1840 г. на одного иерея приходилось 1204 человека, то в 1913 г. - уже 1953, то есть их стало больше в 1,6 раза. В то время как в стране увеличивалось в абсолютном и относительном выражении количество учителей, врачей, процентное соотношение пастырей к населению, крещённому в православной вере, неуклонно снижалось. Даже учитывая усиление во второй половине XIX - начале XX века секулярных веяний, размывающих религиозность, и синхронность процессов снижения соотношения пастырей и атеизации общества, вряд ли можно согласиться с тем, что здесь есть полное соответствие и что указанное уменьшение находилось в прямо
пропорциональной зависимости от роста числа людей, отрицающих веру.
Таким образом, в рассматриваемый период духовенство проделало значительную эволюцию в плане разнообразных общих и внутренних количественных характеристик. Изменилась численность, перераспределялись соотношения между отдельными его стратами. Возросла внутренняя монолитность белого духовенства за счет повышения удельного веса высших страт (протоиереев и священников) и снижения доли церковнослужителей. В то же время удельный вес пастырей в православном населении неуклонно снижался. Это было следствием модернизационных процессов, сопряженных с секуляризационной составляющей, и роли государственного регулирования. Данное обстоятельство затрудняло обеспечение эффективности работы с населением на фоне продолжающейся его поляризации, нарастания социального напряжения, усложнения стоящих перед духовенством задач в условиях меняющихся аксиологических ориентиров.
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Примечания
1 Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. — М., 1867. — С. 1-17.
2 Конюченко А.И. Русское православное духовенство во второй половине XIX - начале XX в. // Социально-политические институты провинциальной России (XVI - XX вв.). — Челябинск, 1993. — С. 77.
3 Знаменский П.В. Чтения из истории Русской церкви за время царствования Александра I. — М., 1885. — С. 92.
4 Знаменский И.П. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. — М., 1880.
5 Знаменский П.В. Чтения из истории Русской церкви за время царствования Александра I. — С. 92.
6 Там же. С. 96, 100.
7 Ростиславов Д.И. Записки // РС. — 1880. — № 3. — С. 554-555.
8 Большая энциклопедия. Т. 9. СПб., б/г. С. 3.
9 Подсчитано по: РГИА. Ф. 804. Оп. 1. Разд. 1. Д. 24. Л. 170-172.
10 Подсчитано по: Извлечения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852, 1853, 1866 гг. — СПб., 1853, 1854, 1867; Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1884-1901 гг. — СПб., 1885-1905; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. — СПб., 1897. — С. 19, 34.
11 Там же.
12 Смолич И.К. История Русской церкви. 1700-1917. Ч. 1. — М., 1996. — С. 382-385.
13 Составлено по: Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1890-1891 гг. — СПб., 1893. — С. 317.
14 Смолич И.К. Указ. соч. — С. 385.
15 Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1890-1891 гг. — СПб., 1893. — С. 316.
16 Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1911-1912 гг. — СПб., 1914. — С. 77.
17 Составлено по: Извлечения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852, 1853, 1866 гг. — СПб., 1853, 1854, 1867; Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1884-1901 гг. — СПб., 1885-1905; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. — СПб., 1897. — С. 19, 34.
18 Таблицы № 5, 6 составлены по: Извлечения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852 г. — СПб., 1853. Ведомости. — С. 9-20.
19 Таблицы № 7, 8 составлены по: Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1910 год. — СПб., 1911. Ведомости. — С. 22-23.
20 Преображенский И. Указ. соч. — С. 36-37.
21 Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1910 год. Ведомости. — С. 22-23.
22 Преображенский И. Указ. соч. — С. 37.
23 Составлено по: Извлечения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852, 1853, 1866 гг. — СПб., 1853, 1854, 1867; Всеподданнейший отчет по ведомству православного исповедания за 1884-1901 гг. — СПб., 1885-1905; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. — СПб., 1897. — С. 19, 34.
DYNAMICS OF NUMBER AND CHANGES IN STRUCTURE OF PARISH CLERGY IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY AND IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Given article is devoted studying of a quantitative structure of parish clergy in the second half of the XIX century and in the beginning of the XX century. An object of research are special groups of clergy, correlation between striations of parish clergy, correlation of number of clergy and orthodox flock.
Key words: classes, parish clergy, quantitative structure.
M.I. LAVITSKAYA