УДК 796.82
ДИНАМИКА АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ПУЛЬСА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
М.Н. Колчина, А. А. Мельничук, О. А. Яковлева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы оценки физического состояния студента высшего учебного заведения через измерение артериального давления и пульса, предлагается методика оценки физического состояния, позволяющая сформировать программу коррекции физического состояния студента.
Ключевые слова: физическое состояние, студент, здоровье, артериальное давление, пульс.
DYNAMICS OF BLOOD PRESSURE AND PULSE IN YOUNG MEN AND WOMEN IN THE COURSE OF TRAINING AT THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS
M. N. Kolchina, A. A. Melnichuk, O. A. Yakovleva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article deals with the issues of assessing the physical condition of a student of a higher educational institution through the measurement of blood pressure and pulse, and offers a method for assessing the physical condition that allows you to form a program for correcting the physical condition of a student.
Keywords: physical condition, student, health, blood pressure, pulse.
Актуальность. Физическое развитие является одним из важнейших показателей, характеризующих здоровье и физическую подготовленность студентов-бакалавров. Физическое развитие характеризует система индексов и показателей, которые позволяют оценить уровень биологического развития и физической работоспособности студента. Студент-бакалавр имеет стабильные показатели физического развития вследствие достижения возраста, в котором уже сформированы основные антропометрические показатели (рост, вес, обхват плеч, запястья, величина кожно-жирового слоя и др.), завершается процесс формирования соматотипа человека, поэтому можно предполагать и относительную стабилизацию состояния здоровья студентов-бакалавров [1].
Студенческий возраст и его исследования позволяют вовремя и своевременно сформировать комплекс здоровьесберегающих мероприятий, подтверждая их высокую социальную значимость.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
Цель и задачи. Целью исследования является с помощью предложенных методик определить уровень физического развития, подобрать программы для гармоничной коррекции своего здоровья.
Для достижения были поставлены следующие задачи:
1. сформировать перечень методик, касающихся оценки уровня физического развития;
2. определить уровень физического развития студента-бакалавра, сформировать программу коррекции его здоровья на основе предложенной методики оценки.
Материалы и методы исследования. Исследование индивидуальных карточек здоровья студентов-бакалавров.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами было проведено исследование физического развития студентов 3 курса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. В исследовании приняли участие 20 человек одного возраста (20 лет). В ходе исследования физического развития студентов-бакалавров были использованы показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки, обхваты плеча и запястья. На основании эмпирических данных были рассчитаны индексы Кетле, Брока-Бругша, Пинье и другие показатели. По результатам исследования получили, что средний рост студентов-юношей 4 курса составил 178,3 см, а средний рост студентов-девушек - 163,2 см. Данные показатели закономерны и подтверждают половые различия между юношами и девушками.
Первым показателем, который был рассчитан в рамках исследования, являлся индекс пропорциональности физического развития [2], по значению которого можно сделать вывод об относительной длине ног. Значения индекса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Величина индекса пропорциональности физического развития у студентов-
Величина индекса (ИП) Юноши Девушки
менее 87% - малая длина ног относительно туловища 10 25
более 92% - относительно большая длина ног 18 35
87-92% - пропорциональное физическое развитие 72 40
Как видно из таблицы, пропорциональное физическое развитие отмечено у 72% юношей и всего у 40% девушек. Большая же часть девушек имеет относительно длинные ноги.
Существует несколько индексов, связывающих массу и рост человека. В исследовании был использован индекс Кетле [3]. Для расчета индекса необходимо было получить и проанализировать данные о массе испытуемых. По результатам исследования получили, что средний вес студентов-юношей 4 курса составил 75,2 кг, а средний вес студентов-девушек -57,8 кг. Разница между минимальным и максимальным показателям признака составляла у юношей 35,5 кг, а у девушек - 36,2 кг. В таблице 2 приведены результаты расчетов индекса Кетле, который используется для взрослых и считается наиболее показательным среди других подобных индексов.
Таблица 2
Средний рост, см Средняя масса тела, кг Индекс Кетле, кг/ м2
юноши девушки юноши девушки юноши девушки
178,3 163,2 75,2 57,8 23,65 21,7
По результатам анализа данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что значения индекса Кетле у студентов-бакалавров находятся в пределах нормы для всех испытуемых (значения индекса от 20 кг/м2 до 25 кг/м2 считаются нормальными) и позволяют оценить физическое развитие студентов, как гармоничное.
Для проверки гармоничности развития массу тела юношей и девушек сравнили со значениями «идеальной массы». В таблице 3 приведены данные сравнения истинной массы с «идеальной». При расчете ростового индекса Брока-Бругша [4] данные совпадают (таблица
4).
Таблица 3
Среднее значение идеальной массы и массы тела испытуемых
Средняя идеальная масса тела, кг Средняя масса тела, кг Разница
юноши девушки Юноши девушки юноши девушки
71,6 60,9 73,4 57,5 На 1,8 кг > идеальной массы На 3,4 кг < идеальной массы
Соотношение массы испытуемых с идеальной массой (%)
Таблица 4
Показатели массы тела юноши девушки
< идеальной массы 57 69
с идеальной массой - -
> идеальной массы 43 31
Из таблиц видно, что среди испытуемых юношей и девушек нет ни одного человека с массой тела, которая соответствовала бы идеальной массе. Более 50% испытуемых имеют недостаточную массу тела для своего роста.
Для определения типа телосложения применялся индекс крепости телосложения ИКТ (индекс Пинье) [5]. Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки в фазе выдоха. Значения индекса Пинье представлены в таблице 5.
Таблица 5
Средние значения индекса Пинье
Пол Критерии оценивания ИКТ Количество испытуемых с определенным значением ИКТ, %
девушки до 10 - крепкое телосложение - гиперстеники; 15,4
от 10 до 30 - среднее телосложение (атлетический тип) -нормостеники 38,5
более 30 - слабое телосложение - астеники. 46,1
юноши до 10 - крепкое телосложение - гиперстеники; 28,6
от 10 до 30 - среднее телосложение (атлетический тип) -нормостеники 57,1
более 30 - слабое телосложение - астеники. 14,3
Из таблицы видно, что среди испытуемых девушек преобладают астеники (46,1%), а среди юношей большинство - нормостеники (57,1%).
Также для оценки уровня физического состояния использовалась методика Е. А. Пироговой, где для определения уровня физического состояния использовались следующие физиологические параметры: частота сердечных сокращений, артериальное давление, возраст, масса тела, рост. Метод Е. А. Пироговой более щадящий и позволяет установить уровень физического здоровья без физических нагрузок. В связи с этим полученные нами данные (рис.1) в основном отражают высокий уровень физического состояния студенток (60%) и студенток (38%).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Тома 3
Рисунок 1 - Соотношение уровней физического состояния студентов (по методу Е.А. Пироговой), %
Выводы: На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. В процессе исследования были проведены стандартные антропометрические измерения линейных размеров и массы тела студентов-бакалавров.
2. На основании полученных антропометрических данных были рассчитаны основные показатели физического развития и конститутивных особенностей студентов-юношей и студентов-девушек. Большинство студентов имеет показатели гармоничного физического развития.
3. Полученные данные свидетельствуют о неравномерной скорости увеличения длины конечностей и туловища в процессе линейного роста человека.
4. На основании полученных данных были рассчитаны основные показатели физического состояния студентов по методике Е. А. Пироговой.
5. Уровень физического развития соответствует норме, возможно увеличение веса.
Библиографические ссылки
1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - М., 2017. 330 с.
2. Мискевич Т.В., Савицкая О.В., Старовойтова Т.Е. Оценка физического здоровья и уровня сформированности у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни //В сборнике: Современные технологии в физическом воспитании и спорте. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А.Ю. Фролова, 2019. С. 102-108.
3. Соусь Л.Н., Ешманский Е.Ю., Рябый Д.С. Критерии оценки уровня физического здоровья студенческой молодежи //В сборнике: Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях. Материалы XVI Международной научно-практической конференции, 2019. С. 398-407.
4. Шарафиев Р.Р. Экспресс-оценка физического здоровья спортсменов различного уровня подготовленности в соревновательный период //Социальные науки, 2019. №3(26). С. 61-64.
5. Шаталова Г.С. Философия здоровья, - М., 2016. 448 с.
© Колчина М.Н., Мельничук А. А., Яковлева О. А., 2021