Научная статья на тему 'Динамика адаптированности иностранных студентов в российском вузе: на примере КубГТУ'

Динамика адаптированности иностранных студентов в российском вузе: на примере КубГТУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ / АГЕНТЫ АДАПТАЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL MIGRATION / FOREIGN STUDENTS / SOCIAL ADAPTATION / AGENTS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна, Можаева Елена Юрьевна, Лысенко Артем Иванович

В статье представлен анализ результатов социологического исследования процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе. Обоснована актуальность данной проблемы в условиях включенности российских вузов в международную образовательную миграцию. На основе анализа результатов анкетного опроса определены основные трудности, связанные с включением в новую образовательную и социокультурную среду, дана характеристика взаимоотношений внутри студенческого сообщества, способы поддержания этнокультурной идентичности, охарактеризована система межэтнических стереотипов. Определено, что адаптация происходит волнообразно и периоды с положительной динамикой адаптированности сменяются периодами спада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Муха Виктория Николаевна, Можаева Елена Юрьевна, Лысенко Артем Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of adaptability of foreign students in a Russian university: the example of KubSTU

The article presents an analysis of a sociological study of foreign students adaptation process in Russian university results. The relevance of this problem in context of the of Russian universities involvement in international educational migration is substantiated. Based on the questionnaire results analysis, the main difficulties associated with the inclusion in the new educational and sociocultural environment are identified, the characteristics of relationships within the student community, ways of maintaining ethnocultural identity are described, a system of interethnic stereotypes is characterized. It was determined that adaptation occurs in waves and periods with positive adaptation dynamics are replaced by periods of decline.

Текст научной работы на тему «Динамика адаптированности иностранных студентов в российском вузе: на примере КубГТУ»

УДК 316.3

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент,

кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом,

Кубанский государственный технологический университет,

v.mukha@bk.ru

Можаева Елена Юрьевна

кандидат технических наук, доцент,

декан подготовительного факультета для иностранных граждан,

Кубанский государственный технологический университет,

еlenamozhaeva@rambler.ru

Лысенко Артем Иванович

лаборант-исследователь,

кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет, artemlysenko7@mail.ru Viktoria N. Mukha

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University, v.mukha@bk.ru Elena Yu. Mozhaeva

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor,

Dean of the Preparatory Department of Foreign Citizens,

Kuban State Technological University,

еlenamozhaeva@rambler.ru

Artem I. Lysenko

Laboratory Assistant-Researcher,

Department of Sociology, Law and Human Resources,

Kuban State Technological University,

artemlysenko7@mail.ru

Динамика адаптированности иностранных студентов в российском вузе:

на примере КубГТУ

The dynamics of adaptability of foreign students in a Russian university: the

example of KubSTU

Аннотация. В статье представлен анализ результатов социологического исследования процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе. Обоснована актуальность данной проблемы в условиях включенности российских вузов в международную

образовательную миграцию. На основе анализа результатов анкетного опроса определены основные трудности, связанные с включением в новую

образовательную и социокультурную среду, дана характеристика взаимоотношений внутри студенческого сообщества, способы поддержания этнокультурной идентичности, охарактеризована система межэтнических стереотипов. Определено, что адаптация происходит волнообразно и периоды с положительной динамикой адаптированности сменяются периодами спада.

Ключевые слова: образовательная среда, иностранные студенты, социальная адаптация, первичная адаптация, агенты адаптации

Abstract. The article presents an analysis of a sociological study offoreign students adaptation process in Russian university results. The relevance of this problem in context of the of Russian universities involvement in international educational migration is substantiated. Based on the questionnaire results analysis, the main difficulties associated with the inclusion in the new educational and sociocultural environment are identified, the characteristics of relationships within the student community, ways of maintaining ethnocultural identity are described, a system of interethnic stereotypes is characterized. It was determined that adaptation occurs in waves and periods with positive adaptation dynamics are replaced by periods of decline.

Key words: educational environment, educational migration, foreign students, social adaptation, agents of adaptation

В условиях современного глобального мира образовательная миграция становится все более распространенным явлением. Согласно международной статистике в настоящее время порядка пять миллионов студентов учатся за пределами своих стран [1]. Для студентов получение образования за рубежом открывает большие шансы на получение высокооплачиваемой престижной работы, дает возможность в дальнейшем трудоустроиться в известные иностранные корпорации. Со стороны вузов интерес к образовательной миграции стимулируется включением количества иностранных студентов в критерий международных рейтингов университетов. Российская система высшего образования уже достаточно давно включена в систему международной образовательной миграции, отечественные вузы имеют значительный опыт подготовки иностранных специалистов, да и государственная власть заинтересована в развитии и данного направления, так согласно Указа Президента к 2025 году число иностранных студентов в вузах России должно быть около семьсот десять тысяч человек [2].

Сама система обучения в российских вузах и уровень знаний воспринимается иностранными студентами позитивно. Так ФГАНУ «Социоцентр» в 2019 году опросив 4800 иностранных обучающихся, выявил, что большая часть опрошенных оценивает качество предоставляемой российскими вузами профессиональной подготовки положительно, а доля тех, кто отметил позицию «качество подготовки в вузе не соответствует моим личным ожиданиям» не превышает 5% [3]. Но при этом можно выделить несколько аспектов обучения в отечественных вузах, которые

препятствуют успешной социальной адаптации иностранных обучающихся и способны в дальнейшем негативно отразиться на имидже высшей школы в международном контексте. Соответственно, актуальным не перестает быть изучение трудностей, возникающих в процессе адаптации иностранных студентов к новым условиям и разработка научно-обоснованных рекомендации по упрощению процесса адаптации образовательных мигрантов.

В данной работе мы обратимся к опыту работы с иностранными студентами Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). В КубГТУ существует подготовительный факультет, на котором иностранные граждане обучаются русскому языку и ряду дисциплин, необходимых для дальнейшей учебы (математика, химия, физика, биология и др.). В 2017-2018 учебном году на подготовительном факультете обучалось 94 человек, в 2018-2019 учебном году - 102 человека, при этом контингент иностранных обучающихся в 2018 г. составил 600 чел., а на 1 курс было принято 183 чел. из 31 страны. Иностранные студенты в основном приезжают из следующих стран: Ангола, Казахстан, Узбекистан, Сирия, Азербайджан, Туркмения, Йемен, Нигерия, Ирак. В небольшом количестве приезжают также студенты более удаленных от России стран, таких как Боливия.

Для анализа социально-психологической, культурной и бытовой адаптации иностранных студентов было проведено социологическое исследование, которое включало 3 этапа: на первом этапе (сентябрь 2017 г.) был проведен опрос 60 слушателей подготовительного факультета в начале обучения, на втором этапе (май 2018 г.) слушатели опрашивались повторно, уже прохождения обучения на подготовительном факультете, на третьем этапе (май 2019 г.) - опрос этих же иностранных студентов уже после обучения на 1 курсе университета.

Так успешность адаптации к условиям обучения, проживания и организации быта, то есть взаимодействие с окружающей новой социокультурной средой, для иностранного студента является жизненно важной и определяет его дальнейшую судьбу на новом месте. Особенно сложным и неоднозначным периодом являются первые месяцы нахождения иностранного студента в вузе.

На первом этапе социологического исследования (сентябрь 2017), результаты анкетирования показали, что процесс первичной адаптации иностранных студентов проходит не без сложностей. Основными трудностями первичной адаптации на тот момент стали физиологические (привыкание к новой пище, климату), психологические (наличие культурной дистанции), социальные (языковой барьер, новые социальные роли и круг общения). Но осознанный выбор страны обучения, дружественный характер отношений с российскими студентами, сохранение этнокультурной идентичности свидетельствовали об успешности процесс первичной адаптации [4, с. 126].

Результаты второго этапа исследования, проведенного в момент

окончания на подготовительном факультете (май 2018 г.) показали, что основной проблемой на данном этапе адаптации является недостаточный уровень владения русским языком, которого большинству иностранных студентов хватает для бытового взаимодействия, но недостаточно для полноценного получения образования. Данная проблема непосредственно отражается и на эффективности социально-психологической и культурной адаптации иностранных студентов. Помимо этого были выявлены проблемы, связанные с проживанием в общежитиях, а так же финансовые трудности. Но, несмотря на возникающие сложности, иностранные студенты КубГТУ оценили социально-психологический климат как благоприятный, активно участвовали в досуговой деятельности университета, демонстрировали высокую степень адаптации [5].

Третий этап исследования был проведен в мае 2019 года, осуществлен опрос этих же иностранных студентов уже после обучения на 1 курсе университета. Акцент в опроснике был смещен на анализ социально-психологической, образовательной и культурной адаптации, а также была использована методика исследования стереотипов [6]. Большинство иностранных студентов оценивают сложившиеся в процессе обучения отношения с преподавателями и другими иностранными студентами преимущественно как дружественные, тогда как отношения с российскими студентами оценены как нейтральные (таб.1).

Таблица 1 - Оценка иностранными студентами взаимоотношений, %

С С С

преподавателями иностранными студентами российскими студентами

Дружественные 79,7 63,5 39,2

Нейтральные 17,6 33,8 50,0

Напряженные 2,7 2,7 10,8

Всего 100 100 100

По сравнению с предыдущими опросами, существенно снизилась положительная оценка отношений с российскими студентами: в 2017 году 71,7%, в 2018 г. - 70% опрошенных оценивали эти отношения как дружеские. Данную тенденцию можно объяснить изменением широты и объема контактов с российскими студентами: в предыдущие года иностранные студенты преимущественно взаимодействовали со слушателями подготовительного факультета, жильцами студенческих общежитий - такими же иностранными студентами, а после поступления на 1 курс они перешли в обычную студенческую группу и взаимодействие с российскими студентами стало происходить значительно чаще. Но при этом у абсолютного большинства (85%) не случается конфликтов с российскими студентами, а напротив 54% отмечает, что у них есть много друзей среди российских студентов.

Необходимо отметить, что иностранные студенты проявляют высокую степень активности и почти половина опрошенных (48%) уже

участвует или собирается участвовать в деятельности органов студенческого самоуправления. Студенты стали проявлять больше активности в самоуправлении по сравнению с предыдущим этапом исследования. Это свидетельствует о высокой степени адаптации к новой культурной действительности, ведь иностранные студенты не только приспосабливаются к обстоятельствам, но и готовы активно участвовать в их преобразовании.

Учеба в университете (24%) и быт (18%) стали вызывать намного меньше проблем у иностранных студентов, а почти четверть опрошенных (23 %) уже не испытывают никаких трудностей, а значит, успешно адаптировались к основным изменениям внешних условий. Но при этом определенные сложности в общении с окружающими испытывает 21% опрошенных, для этой категории процесс адаптации еще не завершен, еще будет длиться из-за существенной разницы культуры принимающей страны и культур родных стран. Эта категория студентов требует особого внимания со стороны сотрудников подготовительного факультета, психологов. В КубГТУ существует программа для более успешной адаптации иностранных обучающихся, которая помимо психологических тренингов включает целый ряд научных, спортивных и культурных мероприятий, в частности «Интерфестиваль», где студенты представляют танцы, песни, одежду и обычаи своей страны, посещение музеев и театров, экскурсии по городу и краю и др.

Одним из показателей преодоления культурного шока и успешной адаптации к стране пребывания можно отнести систему этнических стереотипов: преобладание негативного восприятия других этносов или же преобладание отрицательных характеристик в самовосприятии образовательного мигранта могут свидетельствовать о проблемах с адаптацией. Опрашиваемым предлагался набор характеристик, которые они должны были соотнести с собой, с другими иностранными студентами и российскими студентами и оценить, кому в большей степени присущи те или иные качества. Как показал опрос, в большей степени преобладают положительные оценки как себя, так и других (таб.2). По мнению иностранных студентов российский студент - патриот, красивый, способный и дружелюбный. Другие иностранные студенты - дружелюбные, общительные и самостоятельные. Себя же респонденты видят умными, целеустремленными патриотами.

Таблица 2 - Система стереотипов иностранных студентов, %

Список качеств Российские студенты Иностранные студенты Я сам

1. Способный 70,3 48,6 68,9

2. Скрытный 36,5 29,7 44,6

3. Общительный 47,3 56,8 58,1

4. Умный 60,8 55,4 75,7

5. Неуверенный 16,2 32,4 20,3

6. Дружелюбный 56,8 66,2 66,2

7. Безответственный 18,9 33,8 17,6

8. Патриот 78,4 50,0 67,6

9. Самостоятельный 58,1 56,8 58,1

10. Красивый 75,7 56,8 63,5

11. Целеустремленный 54,1 52,7 68,9

Среди отрицательных характеристик, предложенных в опроснике, распределение так же происходило по-разному. Характеристику «скрытный» наибольшее число опрошенных присвоили сами себе, в меньшей степени русским, и еще в меньшей - иностранцам в целом. Это можно объяснить тем, что иностранцы изначально больше расположены друг к другу и не замечают скрытности друг друга, но осознавая ее в себе. Неуверенность в себе больше всего присваивали иностранцам и менее всего россиянам. Безответственность чаще всего упоминалась как характеристика иностранных студентов в целом, менее всего как характеристика россиян. Взаимодействие с иностранцами по очевидным причинам происходит намного чаще, ввиду чего многие опрошенные чаще сталкивались с проявлением данной характеристики у иностранных студентов.

Применение методики выявления стереотипов позволило выявить некоторые особенности восприятия образовательными мигрантами себя самих, иностранных и российских студентов. Распределение ответов говорит о все еще слабом контакте иностранцев с российскими студентами, так как в их адрес редко назывались качества, проявляющиеся в межличностном общении. Также опрошенные были более склонны давать отрицательные характеристики себе и другим иностранцам, чем российским студентам, что скорее всего вызвано осторожностью опрошенных и неготовностью объективно и глубоко дать оценку российским студентам ввиду не очень близкого с ними общения.

Третий этап исследования показал, что процесс адаптации иностранных студентов находится на стадии «реинтеграции», когда некоторая часть напряжения направляется во вне, на принимающее сообщества и основные показатели адаптации немного снижены по сравнению с предыдущим периодом.

В целом же, социальная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза происходит волнообразно и периоды с положительной динамикой адаптированности сменяются периодами спада. Эту особенность необходимо учитывать при разработке и реализации программы сопровождения в вузе, которые будут учитывать как социально-психологические характеристики иностранных студентов, условия новой среды, так и логику самого адаптационного периода.

Литература

1. Образование в условиях миграции и перемещения: наведение мостов вместо возведения стен Официальный сайт ЮНЕСКО [электронный ресурс]. URL: http://gem-report-2019. unesco. org/ru (дата обращения: 09.01.2020).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. №204 [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425 (дата обращения: 10.01.2020).

3. Эксперт: иностранных студентов привлекают высокое качество обучения, престиж диплома и хорошие отзывы. Проект 5-100. [электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/news/103380/ (дата обращения: 10.01.2020).

4. Муха В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 2-2. С. 120-126.

5. Муха В.Н., Сергиенко Н.Л., Лысенко А.И. Особенности адаптации иностранных студентов в российском вузе (на при-мере КУБГТУ): второй этап исследования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 6-1. с. 176-185.

6. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 191 с

Literature

1. Education in the context of migration and displacement: building bridges instead of building walls Official site of UNESCO [electronic resource]. URL: http://gem-report-2019.unesco.org/ru (accesseddate: 01/09/2020).

2. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated May 07, 2018 No. 204 [electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (accessed: 01/10/2020).

3. Expert: international students are attracted by the high quality of education, prestige of the diploma and good reviews. Project 5-100. [electronic resource]. URL: https://www.5top100.ru/news/103380/ (accessed: 01/10/2020).

4. Mukha V.N., Mozhaev E.Yu., Lysenko A.I. features of the primary adaptation of foreign students in a Russian university (for example, KubSTU) // Historical and socio-educational thought. 2018.Vol. 10. No. 2-2. P. 120-126.

5. Mukha V.N., Sergienko N.L., Lysenko A.I. Features of the adaptation of foreign students in a Russian university (for example, KUBSTU): the second stage of the study. Historical and socio-educational thought. 2018.Vol. 10. No. 6-1. from. P.176-185.

6. Mnatsakanyan, I.A. Adaptation of students in new sociocultural conditions: dis. ... cand. psychol. sciences. Yaroslavl, 2004.191 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.