Научная статья на тему 'ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ САМБО В НЕДЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ'

ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ САМБО В НЕДЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМБО / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авакян Андраник Грайрович, Левицкий Алексей Григорьевич

В статье рассматривается возможность обеспечения здоровьесбережения детей и успешности их адаптации к школьному обучению. В качестве средств здоровьесбережения предложены внешкольные занятия самбо. Изучена динамика уровня адаптационного потенциала детей на примере младших школьников 9-10 лет в процессе недельного цикла занятий. В условиях необходимости обеспечения здоровьесбережения и успешности адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста, применение в качестве вида физкультурно-спортивной активности внешкольных занятий самбо, обладает значительным потенциалом для решения указанных задач, особенно в случае организованного мониторинга динамики адаптационного потенциала занимающихся. Изучение динамики адаптационного потенциала младших школьников 9-10 лет показывает у них наличие напряжения механизмов адаптации в результате проведения занятий самбо, что говорит о выраженном тренирующем эффекте этих занятий у детей. При этом легче всего тренировочные нагрузки школьники переносят в середине недельного цикла занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авакян Андраник Грайрович, Левицкий Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE DURING SAMBO CLASSES IN A WEEKLY CYCLE OF CLASSES

The article discusses the possibility of ensuring the health of children and the success of their adaptation to schooling. Out-of-school SAMBO lessons are proposed as a means of preserving health. The dynamics of the level of the adaptive potential of children was studied using the example of primary schoolchildren of 9-10 years old in the course of a weekly cycle of classes. In the context of the need to ensure health preservation and successful adaptation to schooling of primary school age children, the use of out-of-school sambo as a type of physical culture and sports activity has significant potential for solving these problems, especially in the case of organized monitoring of the dynamics of the adaptive potential of trainees. The study of the dynamics of the adaptive potential of primary schoolchildren of 9-10 years old shows that they have a tension of adaptation mechanisms as a result of sambo lessons, which indicates a pronounced training effect of these lessons in children. At the same time, it is easiest for schoolchildren to transfer training loads in the middle of the weekly training cycle.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ САМБО В НЕДЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ»

Педагогические науки

УДК 796.853.23

ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ САМБО В НЕДЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ

ЗАНЯТИЙ

Андраник Грайрович Авакян, преподаватель, Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается возможность обеспечения здоровьесбережения детей и успешности их адаптации к школьному обучению. В качестве средств здоровьесбережения предложены внешкольные занятия самбо. Изучена динамика уровня адаптационного потенциала детей на примере младших школьников 9-10 лет в процессе недельного цикла занятий. В условиях необходимости обеспечения здоровьесбережения и успешности адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста, применение в качестве вида физкультурно-спортивной активности внешкольных занятий самбо, обладает значительным потенциалом для решения указанных задач, особенно в случае организованного мониторинга динамики адаптационного потенциала занимающихся. Изучение динамики адаптационного потенциала младших школьников 9-10 лет показывает у них наличие напряжения механизмов адаптации в результате проведения занятий самбо, что говорит о выраженном тренирующем эффекте этих занятий у детей. При этом легче всего тренировочные нагрузки школьники переносят в середине недельного цикла занятий.

Ключевые слова: здоровьесбережение, дети, младший школьный возраст, адаптационный потенциал, самбо, школьное обучение, внешкольные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p3-7

DYNAMICS OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE DURING SAMBO CLASSES IN A WEEKLY CYCLE OF CLASSES

Andranik Hrayrovich Avakyan, the teacher, Alexey Grigorievich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport

and Health, St. Petersburg

Abstract

The article discusses the possibility of ensuring the health of children and the success of their adaptation to schooling. Out-of-school SAMBO lessons are proposed as a means of preserving health. The dynamics of the level of the adaptive potential of children was studied using the example of primary schoolchildren of 9-10 years old in the course of a weekly cycle of classes. In the context of the need to ensure health preservation and successful adaptation to schooling of primary school age children, the use of out-of-school sambo as a type of physical culture and sports activity has significant potential for solving these problems, especially in the case of organized monitoring of the dynamics of the adaptive potential of trainees. The study of the dynamics of the adaptive potential of primary schoolchildren of 9-10 years old shows that they have a tension of adaptation mechanisms as a result of sambo lessons, which indicates a pronounced training effect of these lessons in children. At the same time, it is easiest for schoolchildren to transfer training loads in the middle of the weekly training cycle.

Keywords: health-saving, children, primary school age, adaptive potential, sambo, school education, extracurricular activities.

ВВЕДЕНИЕ

Значительной социальной проблемой современной России является наблюдающееся снижение числа здоровых детей. Как отмечал В.У Агеевец [1] в нашей стране каждую минуту рождается около 10 младенцев и из них только 2-3 признаются здоровыми, остальные уже при рождении имеют ту или иную патологию.

В Санкт-Петербурге количество детей школьного возраста с различными патологиями составляет около 90% и имеет тенденцию к увеличению [1].

Наибольший рост числа патологий выявлен по, так называемым, «школьным» болезням, т.е. болезням которые непосредственно связаны с отрицательными факторами учебной деятельности. К ним относятся болезни опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Не последнюю роль в возникновении подобных нарушений играет также общая интенсификация учебного процесса и превышающее разумные пределы использование различных гаджетов [7]. Особенно велика вероятность отрицательных воздействий на состояние здоровья в младшем школьном возрасте, когда дети впервые сталкиваются с неизвестной им ранее учебной деятельностью.

Способность быстрого приспособления организма к меняющимся условиям жизнедеятельности (в том числе - социально-психологическим) называют адаптационным (приспособительным) потенциалом. Обычно выделяют состояние адекватной адаптации, напряжение механизмов адаптации, перенапряжение этих механизмов и, наконец, срыв адаптации [3]. Состояния, связанные с напряжением, перенапряжением и срывом адаптации являются причинами возникновений преморбидных и донозологических состояний, развивающимися затем в различные патологии.

В свою очередь, успешная адаптация детей к условиям школьного обучения является сложным многоэтапным социально-психофизиологическим процессом, связанным с деятельностью компенсаторно-приспособительных систем организма и обеспечивающим не только успешность учебного процесса, но и сбережение здоровья и значительные возможности по дальнейшей социальной самореализации индивида.

Для решения проблемы здоровьесбережения школьников необходимо, с одной стороны, обеспечение высокого уровня их двигательной активности, непосредственно связанной с развитием адаптационного потенциала детей, с другой - проведение комплексных исследований, позволяющих оценивать динамику функционального состояния различных систем организма детей (главным образом связанных с поддержанием гомео-стаза и обеспечением процесса адаптации) в ходе этой активности.

Цель исследования - изучить динамику адаптационного потенциала детей младшего школьного возраста (9-10 лет) в недельном цикле занятий самбо.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Оздоровительный и здоровьесберегающий эффект занятий самбо, как и другими единоборствами многократно изучен. В некоторых работах [5, 6] внимание уделено и тому факту, что занятия единоборствами в сочетании с процессом обучения, способны обеспечить не только ускоренное развитие морфофункциональных и физиологических параметров организма занимающихся, но и содействие адаптации к школьному обучению. Для контроля процессов, происходящих в организме при развитии адаптации, исчерпывающую информацию можно получить, осуществляя контроль частоты сердечных сокращений.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами были организован, как сам процесс внешкольных занятий самбо (начальный этап подготовки - оздоровительный этап), учитывающий необходимость сочетания тренировочных нагрузок с учебными, так и мониторинг физиологического состояния уча-

щихся в ходе недельного цикла занятий, в котором тренировки проводились трижды (понедельник, среда и пятница). В эксперименте приняли участие 12 школьников 9-10 лет. Занятия проводились на базе СПб ГБУ СШОР "КШВСМ", продолжительность - 60 минут, начало занятий в 17.00.

Важнейшим методологическим направлением организации настоящего исследования было корректное применение средств и методов тренировки в самбо в целях повышения адаптационного потенциала детей с учетом их возрастных особенностей, а также -создание педагогических и социально-психологических условий, способствующих поддержанию высокой мотивации к занятиям, и в целом - обеспечить интеграцию этих занятий в единый процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Центральным методом исследования, позволяющим получать информацию о степени совершенства адаптационных процессов является метод анализа показателей сердечного ритма, позволяющий охарактеризовать изменения состояния здоровья обследуемых, в том числе - при отсутствии существенных сдвигов изучаемых физиологических показателей.

Сердечный ритм можно анализировать аппаратными методами (анализ вариабельности) или же с помощью расчета на основе ЧСС и характеристик артериального давления с учетом возраста и морфофункциональных показателей. В рамках настоящего исследования использовалась оценка адаптационного потенциала (АП) по способу Баевского [2], для чего применялась формула:

АП=0,011 (ЧСС) + 0,14 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,009 (МТ) - 0,009 (ДТ) + 0,14 (В) - 0,27, где: АП - адаптационный потенциал системы кровообращения испытуемых (в баллах); ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастоли-ческое артериальное давление (мм. рт. ст.); Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В - возраст (в годах).

Рост и вес испытуемых был определен до начала исследования, систолическое и диастолическое артериальное давление оперативно определялись с помощью сфигмома-нометра, ЧСС - с помощью пульсоксиметра ChoiceMMed МБ300С21С.

Показатели сердечной деятельности заносились в индивидуальную карточку испытуемого, на основании чего затем определялся оперативный адаптационный потенциал каждого из трех оперативных состояний - перед началом тренировочного занятия, сразу после окончания занятия, через 10 минут после окончания занятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Были выявлены сдвиги значений адаптационного потенциала (по отношению к состоянию покоя) у группы обследованных детей (таблица).

Достоверность среднегрупповых изменений, рассчитываемая по ^критерию Стью-дента для связанных выборок, определялась как достоверность каждого из среднегруппо-вых показателей относительно двух других.

Таблица - Показатели адаптационного потенциала у школьников 9-10 лет занимающихся самбо в ходе недельного цикла занятий (п=12)_

Дни недели Состояние покоя После занятия Через 10 минут после занятия Достоверность различий

М ±о М ±о М ±о р

Понедельник 1,85 0,12 3,01 0,12 2,64 0,12 < 0,05

Среда 1,79 0,11 2,87 0,13 2,32 0,12 < 0,05

Пятница 1,87 0,12 2,96 0,12 2,57 0,12 < 0,05

Интерпретация полученных результатов, согласно градации Р. Баевского, показывает, что после занятия по самбо у испытуемых произошли изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы, говорящие о напряжении механизмов адаптации, затем в процессе отдыха после нагрузки происходило успешное восстановление.

Различия среднегрупповых показателей, зафиксированных в различные дни недели, с учетом того факта что в тренировочных занятиях обеспечивалось равенство нагрузок по объему и интенсивности, могут говорить о том, что организм детей, наиболее успешно адаптируется ко всему комплексу испытываемых нагрузочных влияний в середине неделе. Так в среду изменения значения АП минимальны, а его приближение к номинальному уровню происходит быстрее. В то же время в начале и в конце недели значения АП близки к уровню, характерному для неудовлетворительной адаптации.

В целом, влияние нагрузок, производимых тренировочными занятиями по самбо на организм детей следует признать положительным, а реакцию организма детей - благоприятной.

Представляется целесообразным в дальнейшем провести углубленное исследование, касающееся различных аспектов долговременной динамики адаптационного потенциала детей при занятиях самбо, а при организации учебно-тренировочного процесса (в плане предлагаемых детям нагрузок) учитывать возможные различия в состоянии детей в рамках недельного цикла, а также регулярно проводить мониторинг уровня их адаптационных резервов.

ВЫВОДЫ

1. В условиях необходимости обеспечения здоровьесбережения и успешности адаптации к школьному обучению детей младшего школьного возраста, применение в качестве вида физкультурно-спортивной активности внешкольных занятий самбо, обладает значительным потенциалом для решения указанных задач, особенно в случае организованного мониторинга динамики адаптационного потенциала занимающихся.

2. Изучение динамики адаптационного потенциала младших школьников 9-10 лет показывает у них наличие напряжения механизмов адаптации в результате проведения занятий самбо, что говорит о выраженном тренирующем эффекте этих занятий у детей. При этом легче всего тренировочные нагрузки школьники переносят в середине недельного цикла занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец В.У. Жить, чтобы уметь радоваться и наслаждаться жизнью / В.У. Агеевец -Санкт-Петербург : Олимп, 2019. - 24 с.

2. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Береснева. - Москва : Медицина, 1997. - 236 с.

3. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / Р.М. Баевский // Вестник АМН СССР. - 1989. - № 8. - С. 73-78.

4. Дворкин Л.С. Физическая подготовка школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо / Л.С. Дворкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. - № 4. - С. 21-26.

5. Зеленов, Ю.Н. Спортизированное физическое воспитание учащихся профессиональных училищ: на примере боевого самбо : дис. ... канд. пед. наук / Зеленов Юрий Николаевич. - Тюмень, 2007. - 159 с.

6. Чедов, К.В. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо : дис. ... канд. пед. наук / Чедов Константин Васильевич.- Чайковский, 2006. - 168 с.

7. Энциклопедия для родителей / под редакцией Л. С. Намазовой-Барановой ; Союз педиатров России, Российская академия педиатрии, Научный центр здоровья детей. - Москва : Педи-атрЪ, 2017. - 739 с.

REFERENCES

1. Ageevets, V.U. (2019), Live to be able to rejoice and enjoy life, Olympus, St. Petersburg.

2. Baevsky, R.M. and Beresneva, A.P. (1997), Assessment of the adaptive capabilities of the organism and the risk of developing diseases, Medicine, Moscow.

3. Baevsky, R.M. (1989), "Assessment and classification of health levels from the point of view of adaptation theory", Bulletin of the USSR Academy ofMedical Sciences, No. 8, pp. 73-78.

4. Dvorkin, L. S. (1998), "Physical training of schoolchildren of 4-6 grades based on sambo wrestling lessons", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 21-26.

5. Zelenov, Yu.N. Sportized physical education of students of vocational schools: the example of combat sambo, dissertation, Tyumen.

6. Chadov, K.V. (2006), Sports-oriented physical education of 10-11 year old students of secondary schools based on judo, dissertation, Tchaikovsky.

7. Namazova-Baranova L.S. (2017), Encyclopedia for Parents, Union of Pediatricians of Russia, Russian Academy of Pediatrics, Scientific Center of Children's Health, Pediatr, Moscow.

Контактная информация: avakianzh@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Елена Рудольфовна Парнюгина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Гульмира Халелбековна Щукина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Мытищинский филиал, Мытищи

Аннотация

В современной теории подготовки юных футболистов большое значение придается направленному развитию технических способностей спортсменов. Уровень технического мастерства футболистов, в свою очередь, в значительной мере определяется степенью развития у них базовых и специфических координационных способностей. В представленной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности тренировочного процесса юных футболистов на основе акцентированного развития координационных способностей. Результаты внедрения экспериментальной методики свидетельствуют о ее высокой эффективности.

Ключевые слова: юные футболисты, координационные способности, параметры движений (силовые, пространственные, временные).

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p7-11

FEATURES OF IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES IN YOUNG

FOOTBALL PLAYERS

Igor Valeryevich Averyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Elena Rudolfovna Parnyugina, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Gulmira Halelbekovna Schukina, the teacher, Bauman Moscow State Technical University, Mytischi branch, Mytischi

Abstract

In the modern theory of training young football players, great importance is attached to the directed development of the technical abilities of athletes. The level of technical skill of football players, in turn, is largely determined by the degree of development of their basic and specific coordination abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.