конвертируется в экономический капитал. Социальный капитал экономически значим, позволяет достичь социальноэкономических результатов, которые было бы невозможно получить иначе. Наличие социального капитала снижает «трансакционные» издержки предприятий и способствует социально-экономическому развитию общества.
1. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
2. Быченко Ю.Г Социологическая концепция человеческого капитала. Саратов, 2000.
3. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998.
4. ФиглинЛ.А. Социальный капитал и социальная сплоченность как факторы национальной безопасности России // Материалы Всероссийской научной конференции « Цивилизационный кризис и национальная безопасность России». Саратов, 2007.
5. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for the sociology of education / ed. by J.G. Richardson. N. Y., 1986.
6. Coleman J.S. Foundations of social theory. L., 1990.
7. Coleman J.S. Social capital in the creation of human capital // American journal of sociology. 1988. № 94.
8. Fukuyama F. The great disruption: human nature and the reconstitution of social order. N.Y., 1999.
9. Fukuyama. F. Trust: the social virtues and the creation of prosperity. L., 1995.
10. Putnam R. Who killed civicAmerica? // Prospect. 1996. March.
УДК 316.334.22 Т.Л. Рудченко
ДИНАМИЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследуются социологические теории социального планирования, выявляются тенденции развития концепций социального планирования, обосновывается необходимость формирования в условиях роста социальной неопределенности динамичной модели планирования социального развития трудовой организации. Автор конкретизирует преимущества современных динамичных методик, определяет механизм социальной оценки как основной инструмент постоянного совершенствования и обновления разделов планового проекта социального развития. В статье представляются сущностные черты современного процесса динамичного социального планирования трудовой организации: 1) осуществляется в форме органических, постоянно корректируемых плановых проектов; 2) включает в себя цель, задачи, инструменты, сроки, этапы, систему нескольких прожектов по предвидению социальных изменений; 3) состоит из ряда взаимосвязанных разделов, содержащих основные идеи по совершенствованию различных сторон социального развития акторов труда; 4) предусматривает необходимость разработки постоянных показателей социальной оценки изменений, получения базовых интегральных показателей по всем направлениям социального развития трудового коллектива организации.
Ключевые слова: социальное планирование, модели планирования, содержание и сущностные черты динамичного социального развития организации.
T.L. Rudchenko
DYNAMIC PLANNING OF SOCIAL DEVELOPMENT
The paper deals with sociological theories of social planning, identifies trends in the development of concepts of social planning, and the necessity of forming a dynamic planning model of social development during a growing social uncertainty. The author elaborates on the advantages of modern dynamic methods, defines a mechanism for social assessment as a basic tool for continuous improvement and updating projects of social development. The paper presents the essential features of a modern dynamic process of social planning: 1) takes the form of organic, constantly adjusted projects, 2) includes goal, objectives, instruments, timing, stages, multiple projects as a system for anticipating social change, and 3) consists of a number of interrelated sections that contain the main ideas for improving various aspects of social development of actors work, and 4) implies the need for constant evaluation of indicators of social change and basic integral indicators in all areas of social development.
Key words: social planning, planning models, content and essential features of dynamic social development organization.
ющих независимо от государства и рынка в поддержку разнообразных интересов общества. Диалог, открытость позволяют людям неформально учиться друг у друга. Такое обучение с целью приобретения социального капитала возможно в ходе социального взаимодействия.
Анализ взглядов ученых-классиков и современников на социальный капитал позволил нам представить авторское понимание сущности социального капитала как одной из форм культурного капитала, отражающей богатство социально-культурных отношений, основанных на взаимном доверии, взаимопомощи, взаимных обязательствах, признании чести и достоинства.
Развитие социального капитала позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг к другу для обслуживания действия. Оно осуществляется преимущественно через образовательную социализацию, на уровне семьи, образовательной системы, отдельных организаций, национальных административных единиц.
Таким образом, развитие социального капитала определяет позитивные изменения в отношениях между людьми, что способствует совершенствованию социально-экономических действий. Он имеет социальную и капитальную составляющие, при определенных условиях
Социальное планирование представляет собой функцию социального управления, посредством которой осуществляются регулирование, стимулирование, организация, координирование, контроль менеджментом процессов социального развития в различных организационных системах общества. Социальный план определяет целенаправленные изменения, осуществляемые в социально значимых целях. Поэтому в абстрактном виде социальный план можно рассматривать как формальную разработку направлений существенных социальных перемен в организационных системах общества. Процесс системного управления социальными изменениями можно представлять как взаимосвязанный комплекс, имеющий ряд объективных элементов: 1) диагностика
- социологическая оценка внешней и внутренней социальных сред, предплановая социальная аналитическая подготовка; 2) проектное социальное планирование (разработка планового проекта социальных изменений, согласование набора управленческих решений, определение их взаимосвязи); 3) «внедрение (оценка, выбор и реализация социального проектного плана); 4) социальный мониторинг (проверка соответствия планируемых и реальных показателей реализации социального проекта, контроль и корректировка управленческих действий)» [7, с. 28]. Социальные планы традиционно направлены на социальное развитие организационных структур, решение проблем социального развития, развития организационной культуры, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, совершенствование образа жизни, обновление качества жизни, облегчение условий труда [3, с. 57 - 67].
В условиях роста неопределенности в социологической науке активно разрабатываются принципы динамичного планирования социального развития организации. Динамичное планирование социального развития постоянно возрождается в различных областях знаний и применений, причем под разными названиями. Впервые динамичное планирование разрабатывается как форма изменяющегося планового регулирования. Оно возникло в кораблевождении много сотен лет назад. В то же время первоначально оно обозначало «активное адаптивное управление курсом корабля» [2, с. 137]. В 80-е гг ХХ в. динамическое социальное планирование стало применяться для социального развития отдельных групп управляющих, сотрудников электронного оборудования и контролеров. В 1990-е гг динамическое социальное планирование применяется на макроуровне, а также как отдельные разделы социальных планов на уровне отдельной организации. В зарубежной социологии в 90-е гг. ХХ в. была представлена гипотеза о том, что динамическое социальное планирование является универсальной социальной управленческой моделью, которая может и должна применяться в различных комплексах социального планирования на макро-, региональном и микроуровнях [9]. Доказывалось, что в условиях неопределенности внешней и внутренней социальных сред организация вынуждена переходить к разработке преимущественно к динамичному социальному планированию изменений социальной сферы [4, с. 88].
Динамическое планирование социального развития реализуется через систему проектов. При этом оно строится на системе постоянной социальной оценки развития организации и проявляется как адаптивное, гибкое планирование. Оно постоянно совершенствуется
и должно учитывать специфику социального объекта планирования. Исследователи обращают внимание на то, что для современного трудового коллектива характерен высокий динамизм. Последнее приводит к тому, что необходимо формировать особую динамичную систему проектного планирования социального развития организации. По сути, динамизм изменений внутренней социальной среды организации предусматривает необходимость внедрения особого типа динамичных социальных проектных планов ее развития. Дж.Р Хекман в этой связи подчеркивает, что динамизм социального развития определяется тремя основными особенностями трудового коллектива как объекта проектного планирования. Во-первых, трудовая деятельность трудовой организации зависит от структуры групповых заданий. В современных условиях быстро изменяются требования к коллективным заданиям трудового коллектива, что приводит к необходимости динамичного изменения проектного планирования социального развития организации. Это значит, что трудовые задания требуют постоянного и адаптивного социального развития трудового коллектива. Важно обеспечить социальное развитие трудового потенциала работников, формирование разнообразных профессиональных навыков тружеников. Необходимо, чтобы члены трудового коллектива проявляли себя в труде как единая трудовая команда, «были обеспечены регулярной и надежной обратной связью по результатам работы команды; членам команды должна быть предоставлена самостоятельность при принятии совместных решений по поводу выполнения работы; результаты выполнения заданий должны быть значимыми для других людей» [8, с. 51]. В условиях динамичных изменений формируются новые задачи плановых проектов социального развития, которые становятся связанными и взаимозависимыми от социального объекта планирования. Динамичные социальные проекты должны обеспечить: 1) динамичный рост профессиональных компетенций работников, необходимых для выполнения трудовых заданий; 2) рост численности сотрудников, которая должна быть достаточной не только для выполнения трудовых функций, но и обеспечивать условия организационного саморазвития; 3) повышение навыков межличностного общения работников на приемлемом профессиональном уровне; 4) развитие относительно разных профессиональных навыков и инновационных талантов работников [7].
Важен вывод Дж.Р Хекман о том, что в современных условиях динамичное социальное проектное планирование социального развития должно (в рамках отдельного раздела) определять развитие социокультурных характеристик работников. Дж.Р Хекман утверждает, что на используемые социальной организацией стратегии выполнения трудовых заданий оказывают влияние организационная социальная культура и групповые нормы. Ценности и нормы влияют на то, как трудовой коллектив воспринимает окружающую среду и саморегулирует поведение своих членов, воздействуя тем самым на выбор трудовых стратегий и эффективность их социально-экономического накопления. Основная задача организации динамичного социального проектного планирования социального развития организации состоит в создании ситуации, способствующей совместному динамичному развитию членов коллектива, позволяющей поддерживать ценности и «нормы, улучшающие анализ среды и
регулирование поведения членов группы в соответствии с командными задачами» [8, с. 51].
Динамичная модель планирования социального развития организации представляется также и в работах ряда российских социологов. Так, С.А. Мишин констатирует, что в современных условиях необходима разработка и внедрение динамичного (живого, адаптивного) плана социального развития организации. В рамках планового изменения социальных процессов необходимо применять принципы круга Деминга. Возвратный характер круга уже предполагает циклический пересмотр плана на основе результатов оценки изменений предыдущего круга. По сути, динамичное планирование определяет необходимость постоянной оценки социальных изменений в организации, а также представление постоянных трансформаций и динамического совершенствования проектов, наполняющих разделы социального плана развития. «Лучше всего понять смысл динамического планирования на примере управления кораблем. Члены команды корабля выполняют им назначенные функции, или, как принято говорить в проектном управлении, выполняют свои роли. Оказывается, что существует естественная аналогия между управлением кораблем и управлением проектами. Корабль выходит из одного порта (старт проекта) и движется к конечному порту (финиш проекта)» [6, с. 91].
Динамичный социальный план проекта должен быть адекватен курсу, по которому движется корабль. Как планирование действий команды корабля, так и социальное планирование развития организации должно строиться на динамичных принципах. Объект динамичного планирования необходимо разбить на три зоны (разделы или три трассы). Каждый раздел группирует задачи, выполняемые командой управления реализации проектного плана. В абстрактной форме можно представить диаграмму плановых проектных задач. «Капитан устанавливает цель (конечный порт), дает команду штурману провести курс. Штурман прокладывает курс. Данные о курсе передаются на рулевой пост. Рулевой следит за отклонениями от курса. Возможное отклонение показано кружком с буквой N. При возникновении этого события рулевой возвращает корабль на курс. После задачи № 4 за счет обратной связи снова включается задача № 3 -анализ отклонений» [6, с. 92].
В дальнейшем как в кораблевождении, так и в динамичном проектном социальном планировании необходима оценка ситуации, выявление проблем, отклонений и неблагоприятных изменений. Далее нужны разработка обновления проектов плана, уточнение прожектов, целей и задач, разработка нового курса динамичного социального планирования, внедрение новой системы плановых проектов. С.А. Мишин сравнивает данные социальные процессы с процессами управления корабля. «Капитан изучает движение корабля и состояние корабля и внешней среды. Может возникнуть одно из событий: (а) сильное отклонение от курса, (б) чрезвычайное событие, шторм, поломки и т.д., (в) возникло предложение улучшить курс. Капитан изучает событие и принимает решение: изменять курс или нет. Штурман разрабатывает новую версию курса. После этого снова начинают действовать задачи 4 и 5. Процессы 4 и 5 завершаются тогда, когда корабль достигает конечной точки» [6, с. 92].
Необходимо согласиться с автором, что неопределенность социальной среды создает в современной
организации неопределенность социального развития, аналогичную ситуации с плывущим кораблем. Здесь специально приводится пример с кораблем, чтобы продемонстрировать естественную необходимость перехода в современной организации на принципы динамического планирования. Неопределенность социальной среды создает в современной организации ситуацию, аналогичную планированию деятельности команды на корабле. Как на корабле, так и в современной организации без динамического планирования невозможно обойтись. Плановая динамичная смена курса корабля эквивалентна в системе управления социальным развитием организации динамичному переутверждению плана проекта или утверждению новой версии плановых проектов социального развития организации.
Развивает данный методологический подход В.Н. Михеев в работах, посвященных исследованию «третьей волны» профессионального менеджмента социальных проектов и программ. Он доказывает, что динамичное планирование в условиях третьей волны профессиональных социальных проектов и программ реализует в себе принцип фенотипичного подхода. В этой связи динамичное планирование определяет проектный плановый подход, согласно которому « поведение управляющего и проектной команды аналогично поведению развивающегося в окружающей среде «живого» организма и совокупности биологических особей, причем уровни организации работы сопоставимы по аналогии с уровнями организации «живой» материи» [5, с. 199]. В условиях третьей волны профессиональных социальных проектов и программ планирование осуществляется в рамках динамичной фенотипичной модели саморазвивающегося планового проекта. Последний динамически эволюционирует по ходу своей разработки и реализации. Основной метод определения динамического развития - социальная оценка изменений в социуме организации.
Представленная интерпретация динамичного социального планирования хотя и нова, но и достаточно условна. При этом если интерпретировать социальную проектную деятельность с позиции «живой социальной действительности», то общие законы эволюции будут проявляться по отношению к проекту так же, как и к социуму в целом. «Такое рефлексивное отражение хода проекта позволяет, несмотря на кажущуюся оторванность от действительности, предугадывать его тренд и траекторию развития. Например, если проект «выдохся», то попытки «реанимировать» могут быть неуспешными или потребовать таких затрат, что экономичней его закрыть и начать новый. И не потому, что вы неправильно действовали, а потому, что наступила «старость» проекта» [5, с. 200].
Динамичность социального планирования определяет необходимость органического единства этапов социального развития организации и процессов коррекции плановых проектов. Динамичное планирование социального развития представляет собой многоуровневый, адаптивный процесс, включающий в себя разовые социальные оценки. В рамках данного процесса также осуществляется коррекция плановых мероприятий на основе постоянного оценочного мониторинга социальной системы организации. Динамичное планирование социального развития направлено на реализацию прогрессивных изменений в системе интересов, потребностей и способностей работников организации, совершенство-
вание компонентов различных уровней социальной организационной системы. Цели социального динамичного планирования (на микроуровне) - создание социальных условий инновационных преобразований в организации, определяющих экономический рост, а также развитие неэкономических институциональных факторов, связанных с развитием здоровья, профессионализма, образования, творческого потенциала и потребностей персонала. Динамичный план направлен прежде всего на «адаптивное гибкое» обновление элементарного вектора развития социальной системы организации. Он определяет положительные изменения функциональных показателей социально-экономического роста организации. При этом важными факторами данного роста являются следующие: совершенствование потребностей и интересов индивидов, рост трудового потенциала тружеников в биологической, интеллектуальной, образовательной, культурно-мотивационных формах. Последние показатели определяют, с одной стороны, плановые промежуточные показатели социального развития организации, с другой
- данные показатели являются важными проявлениями формирования человеческого капитала организаций. Последний, как известно, накапливаясь (внедряясь) является фактором роста социально-экономической системы всякой трудовой организации.
Таким образом, современная трудовая организация приобретает ярко выраженные признаки - социальные черты функционирования. Формируется самостоятельный комплекс системы планирования социального развития организации. Осуществляются разработка и внедрение комплексных проектных планов социального развития. Плановая целевая реализация социального развития приводит к прогрессивным социальным изменениям в структуре современной организации:
1. Активизируется развитие организационных объектов социальной инфраструктуры, разрабатываются отдельные, относительно самостоятельные балансы социальной сферы организации (жилье работников, комплекс дошкольных учреждений, поликлиника или больница, оздоровительный комплекс, спортивные сооружения).
2. Обновляется система социальной защиты и социальных гарантий работников (включаются в трудовой договор обязательства работодателя по трудоустройству в случае сокращения, планируются и внедряются мероприятия по переподготовке кадров за счет трудовой организации, разрабатываются механизмы защищенности тружеников в случае увольнения или нетрудоспособности).
3. Привлекаются работники к частичному пользованию имуществом организации (использование зданий и сооружений во внерабочее время, привлечение машин для личных целей в выходные дни, финансирование социальных нужд работников).
4. Повышается эффективность регулирующего вмешательства государства в управление социальным развитием организации непосредственно или через систему партнерского социального планирования развития социальной инфраструктуры.
5. Повышается роль социальных стандартов, разного рода ограничений и инструкций, регламентирующих социальную сферу организации. Социальное планирование является важнейшим управленческим инструментом социального развития организации. Оно (на микроуровне)
представляет собой профессиональную деятельность управленческих субъектов различного уровня, направленную на разработку мероприятий, предусматривающих социальную оценку, порядок, последовательность и сроки выполнение работ, направленных на достижение целей социального развития организации. В рамках реализации социального планирования выявляются и преодолеваются социальные противоречия, возникающие вследствие роста социальной неопределенности внешней и внутренней сред организации.
Социальное планирование развития организации представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов: социальная оценка, выявление социальных проблем, уточнение направлений необходимых социальных изменений; определение временных рамок достижения социальных целей, сроков внедрения социального проектного плана, определение необходимых изменений по отдельным разделам социального проекта; непосредственная разработка отдельных разделов социального проектного плана, определение стратегического среднесрочного и краткосрочного развития отдельных направлений социального развития организации; выбор лучшего из вариантов проектов социального развития трудовой организации, определение промежуточных и конечных результатов социального развития; моделирование окончательных вариантов проекта социальных изменений, а также внедрение социального проекта. Невозможно достичь социальной цели проекта, абстрагируясь от любого из элементов процесса проектирования.
Для классического подхода к социальному планированию характерны следующие черты: 1) оторванность от общей системы управления организации; 2) финансирование этой сферы по остаточному принципу; 3) эта деятельность рассматривается как балласт для организации, а финансирование социальной среды представляется как безвозвратные экономические потери; 4) отсутствие связи реализации социального планирования с экономическими показателями организации. Рост неопределенности внешней социальной среды организации определяет необходимость перехода к динамичному проектному планированию социального развития организации, которое обусловливает трансформацию принципов социального планирования: 1) разрабатывается и реализуется в органической связи с системой стратегического планирования развития организации; 2) финансируется как важнейший компонент планирования развития базового капитала организации (человеческого капитала); 3) рассматривается как основной фактор роста социальных инноваций в организации (финансирование социальной среды представляется как процесс социального накопления человеческого капитала; 4) проявляется прямая связь реализации социального планирования с процессом экономического роста организации.
В условиях роста неопределенности внешней социальной среды организации необходимы разработка и внедрение динамичного планирования социального развития организации, которое строится на основе системного проектирования нескольких направлений социального развития. Оно сопровождается поэтапной социальной оценкой результатов внедрения проектов, постоянным уточнением уровня достижения социальных целей, необходимости нового проектного социального курса при отклонении от социальной проектной цели модернизации разделов или всего проекта в целом.
Динамичное планирование социального развития организации характеризуется следующими сущностными чертами:
1. Оно осуществляется в форме планового проекта, разрабатываемого на основе научного предвидения развития общества, совершенствования внешней социальной среды организации. Жизненный цикл современной организации предусматривает реализацию постоянно действующего планирования социального развития в форме динамично изменяющегося социального проекта.
2. Социальный плановый проект включает в себя цель, задачи, инструменты, сроки, этапы, систему нескольких прожектов по предвидению проектных изменений. Социальное предвидение проектных изменений в организации есть плановый проектный «прожект», плановый эскиз, набросок социального развития организации. Само социальное проектирование определяется основной его социальной целью. Проектирование развития социальной системы организации необходимо связывать с обновлением объектов проектирования - человеческого потенциала работников, с совершенствованием качества трудовой жизни и социальной сферы организации.
3. Динамичное планирование социального развития организации - это адаптивное, постоянно изменяющееся и совершенствующееся проектное планирование, включающее в себя органические постоянно корректируемые социальные проекты. Первым и последующим элементом проектного планирования социального развития является социальная оценка изменений в организации, которая позволяет на каждом этапе внедрения проектного плана выявить социальные проблемы, уточнить отклонения и неблагоприятные изменения в организации. С учетом выявленных проблем разрабатываются пути обновления проектов, уточняются прожекты, цели и задачи. В итоге определяется новый курс социального проектного планирования, внедрения новой системы плановых разделов (проектов).
4. Динамичное проектное планирование социального развития организации состоит из ряда взаимосвязанных разделов, содержащих основные идеи по совершен-
ствованию определенных сторон социального развития организации. Важнейшие проектные разделы плана социального развития организации следующие: 1) развитие ценностных приоритетов работников организации, профессиональное и квалификационное совершенствование работников; 2) обновление условий труда; 3) совершенствование социальной сферы организации.
5. Динамичное проектное планирование социального развития предусматривает необходимость разработки постоянных показателей социальной оценки изменений, получения базовых интегральных показателей по всем направлениям социального развития. Также важно осуществить сопоставление значения социального развития с нормативными показателями плановых проектов, определить степень отклонения от нормативного (рекомендуемого) значения. Последнее и определяет несоответствие проектных целей и реальных социальных изменений в организации. Степень отклонения по каждому разделу (направлению) социального развития организации позволяет выявить проблемы и недостатки проекта, составить список приоритетных социальных направлений развития.
1. Баландина Т.М. Социология управления. Саратов, 2005.
2. Булгаков К. «Правильные» и «неправильные» проекты, менеджмент проектов и управляющие // Актуальные вопросы современного менеджмента проектов. М., 2005.
3. Быченко Ю.Г Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социальноэкономической системы России. Саратов, 2009.
4. Быченко Ю.Г. Регулирование процессов развития человеческого потенциала в условиях перехода России на инновационный путь развития // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28).
5. Михеев В.Н. Живой менеджмент проектов. М., 2007.
6. Мишин С.А. Динамичное планирование // Проектный бизнес: адаптивная модель для России. М., 2006.
7. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М., 2002.
8. Hackman J.R., Oldham G.R. Work redesign, reading. MA: Addison-Wesley, 1999.
9. Kopelman R.E. Job redesign and productivity: a review of the evidence // National productivity review. 1995. Summer.