Научная статья на тему 'Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла'

Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / EDUCATION / APPLIED COMPUTER SCIENCE / INFORMATION CULTURE / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н.

Статья посвящена построению методики преподавания прикладной информатики на основе динамического подхода, элементов «перевернутого» обучения, использования сети Интернет. Необходимость изменения традиционной методики преподавания рассмотрена с позиций новой информационной культуры общества, а также возможных перспектив развития информационных технологий. Также принимается во внимание, с одной стороны, динамика изменения запросов работодателей на специалистов нового типа, и инерция всей системы высшего образования с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic training as the basis of the methodology of teaching of the information cycle

This article is devoted to the creation, development and use of a dynamic educational environment, which needs to be read in the light of information culture, as well as possible horizons of development of Information Technology. One should also take into account the dynamics of changes in the needs of potential employers, as well as tradition and inertia moments of higher education in the era of paper technology.

Текст научной работы на тему «Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла»

УДК 372

Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА

Аннотация. Статья посвящена построению методики преподавания прикладной информатики на основе динамического подхода, элементов «перевернутого» обучения, использования сети Интернет. Необходимость изменения традиционной методики преподавания рассмотрена с позиций новой информационной культуры общества, а также возможных перспектив развития информационных технологий. Также принимается во внимание, с одной стороны, динамика изменения запросов работодателей на специалистов нового типа, и инерция всей системы высшего образования - с другой.

Ключевые слова: информационная культура, образование, рынок труда, прикладная информатика.

Reichert T.N., Syromjatnikov V.N.

DYNAMIC TRAINING AS THE BASIS OF THE METHODOLOGY OF TEACHING OF THE INFORMATION CYCLE

Abstract. This article is devoted to the creation, development and use of a dynamic educational environment, which needs to be read in the light of information culture, as well as possible horizons of development of Information Technology. One should also take into account the dynamics of changes in the needs of potential employers, as well as tradition and inertia moments of higher education in the era of paper technology.

Keywords: education, applied computer science, information culture, labour market.

Подготовку бакалавров в области прикладной и бизнес-информатики можно с уверенностью назвать динамично развивающимися направлениями высшего образования. Революционные изменения содержания и форм этих направлений обусловлены двумя объективными факторами.

Первый важный фактор - временной. Развитие общества показывает, что происходит постоянное увеличение объемов информации, сокращение этапов разработки новой продукции, ее производства и актуальности на рынке.

Традиционное деление истории на эпохи - это соотнесение их с господствующими технологиями. В наше время скорость смены эпох постоянно нарастает, что обусловлено все более частым обновлением технологий. Эпохи становятся все короче.

Многие из ныне живущих взрослых людей прошли путь от очереди на установку проводного домашнего телефона до приобретения смартфона со встроенной системой навигации, создания и обработки изображений, «диалогом с Siri». И это только то, что лежит на поверхности. Возможно, в ближайшем будущем создаваемые человеком роботы, наделенные не только знаниями фактов, но и знаниями законов логики, станут способны к самостоятельным умозаключениям и принятию решений, не заложенных изначально в их программе. Тогда можно будет говорить о появлении условий полноценного диалога человека с машиной. Наша окружающая среда может стать запредельно сложной, враждебной и непредсказуемой, как в каменном веке. Однако уже сегодня мы находимся в ситуа-

ции, когда время жизни конкретной технологии не превышает время получения высшего образования. Значит, обязательно возникнет ситуация, когда изучаемые технологии начнут устаревать раньше, чем окончится срок обучения в вузе.

Второй важный фактор - адаптационный. На протяжении всей истории человечества наблюдается усложнение технологических и интеллектуальных процессов.

В доисторические времена источником знаний являлся конкретный опыт. Знания были привязаны к носителю информации, передача информации была возможна только при непосредственном контакте с носителем.

В XX веке мы жили в мире, где знания были изложены в книгах, т.е. на бумажных носителях.

Сегодня мы должны постоянно адаптироваться к экономическим и культурным преобразованиям, происходящим в обществе, осваивать новые производства и наукоемкие технологии, определять свое место в общественной жизни, быть профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли.

Перспективой человека, отказавшегося от самообразования, в краткосрочной перспективе станет функциональная неграмотность, низкий уровень конкурентоспособности в профессиональной сфере, что отрицательно скажется на качестве его жизни.

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является создание открытой и быстро адаптирующейся информационной среды, которая обеспечит максимально быстрый процесс получения актуальных знаний. Конкретизируя поставленную проблему относительно учебного процесса вуза, будем говорить о формировании нового подхода к обучению студентов в области прикладной и бизнес-информатики.

Уже сегодня нужны выпускники вузов, подготовленные к профессиональной деятельности в постоянно и интенсивно изме-

няющихся условиях - социальных, экономических, профессиональных. Только такие специалисты смогут успешно самореализоваться и чувствовать себя комфортно в современном обществе, а также обеспечить его стабильное развитие и интеграцию в мировое образовательное и информационное пространство.

Предпосылки к качественному изменению содержания образования в области прикладной информатики можно сгруппировать по трем направлениям:

1) изменение Федеральных государственных образовательных стандартов как следствие интеграции России в Болонское соглашение;

2) заинтересованность работодателей в определенной подготовке выпускников вузов;

3) повышение уровня информированности и тотальное распространение клипового стиля мышления студентов.

Для того чтобы наша национальная система образования успешно интегрировалась с общеевропейской, требуется определенная перестройка всей системы не только на формальном, но и на качественном уровне:

• деление уровня высшего образования на два этапа, чтобы выпускники вузов, как бакалавры, так и магистры, могли реализовать свои творческие амбиции не только в своих интересах и на благо науки, но и в соответствии с потребностями рынка труда;

• достижение совместимости систем образования за счет детальной проработки общекультурных и профессиональных компетенций и соотнесения соответствующей учебной нагрузки;

• разработка и внедрение эффективных методик оценки качества.

Надо понимать, что двухуровневая система высшего образования - это объективное изменение соотношения требуемых специалистов в технологически продвинутом обществе. Двухуровневая система - это инструмент решения этого вызова.

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) были реализованы основные принципы образовательных программ, направленных на формирование компетенций:

1) приоритет практических задач;

2) интеграция усвоения и применения знаний и навыков;

3) персональная ответственность студента;

4) обучение в сотрудничестве;

5) новые формы оценки;

6) использование информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая, что при компетентностном подходе возрастает роль профессиональных знаний и практики, к разработке ФГОС были привлечены не только учебно-методические объединения по соответствующим направлениям (в частности по прикладной информатике), но и организации-работодатели:

• Ассоциация производителей компьютерных и информационных технологий АПКИТ;

• компания «1С»;

• Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами;

• Институт проблем управления РАН;

• Институт системного анализа РАН;

• компания «ЕС-Лизинг»;

• НИИ «Восход» и др.

В институтах и университетах вновь усилилась роль ведущих кафедр, которые являются проводниками идей и исполнителями конкретного заказа предприятий-работодателей. Последние, в свою очередь, проявляют заинтересованность в подготовке специалистов не только в области прикладной информатики, но и под свои потребности: владеющих знаниями и навыками работы в конкретном программном продукте, в конкретной среде, программирующих на конкретном языке.

По оценкам основных вендоров, таких как SAP, ORACLE, 1С, потребность в специалистах в области прикладной информатики очень велика. Если Россия продолжит экстенсивный (сырьевой) путь развития, потребность в информатиках для крупнейших фирм сохранится в ближайшие годы в отношении 1:3, т.е. на три рабочих места приходится один специалист. Если же предположить, что в стране будут развиваться высокотехнологичные инновационные производства, то потребность в информатиках достигнет соотношения 1:7, т.е. на одного выпускника вуза по данному направлению подготовки будет приходиться 7 рабочих мест. И это без оценок потребностей малого и среднего бизнеса. Кажется парадоксальным, что, несмотря на наличие огромного спроса на информатиков, вузы испытывают трудности как с набором желающих учиться по данному направлению, так и с модификацией образовательных программ, связанной с попыткой адаптироваться к условиям рынка труда. По всей видимости, проблема состоит как раз в сложности построения концепции обучения технологического плюрализма в сфере потенциального трудоустройства и инерции в оценке обществом статуса инженерно-технического работника.

Один из путей решения проблемы, предложенный самими работодателями - крупнейшими фирмами-производителями программного обеспечения, - создание специальных программ сотрудничества с вузами, таких как: «Университетский альянс SAP», «Программа сотрудничества с вузами 1С», «Академическая инициатива ORACLE». Все они позиционируют сферу образования как органичную часть своих корпоративных программ, а потому стремятся передать этой сфере самые современные знания и технологии, способствуя тем самым повышению качества образования. Программы сотрудничества с вузами направлены на «целевых» студентов и ориентированы на объединение теоретического и практического обучения, совершенство-

вание навыков работы в команде, необходимых в условиях современной инновационной экономики.

Изменение психологического и социального статуса современных студентов также является ключевым фактором влияния на направление «Прикладная информатика». С одной стороны, современные студенты -это взрослые люди со своими образовательными потребностями, с другой - сегодняшние студенты - это поколение digital native, имеющее определенные особенности существования в информационной среде.

Можно выделить основные принципы обучения взрослых:

• внутренняя мотивация и самостоятельность;

• привнесение своего жизненного опыта и знаний в практику обучения;

• ориентация на определенную цель;

• наличие желания связать реальную жизнь и обучение.

Все это делает современных студентов более мобильными. Они не испытывают недостатка в информации, скорее имеется проблема ее избытка.

Роль преподавателя теперь сводится не к предоставлению как можно большего объема информации по изучаемому предмету, а, напротив, к ограничению ее объема с выделением наиболее ценных ее элементов. К тому же студенты подвержены клиповому мышлению и, как правило, затрудняются извлекать самостоятельно нужные сведения из большого и монотонного информационного массива. Учитывая это, в Федеральном образовательном стандарте третьего поколения уже регламентировано включение интерактивных элементов обучения в объеме 25% аудиторных занятий.

Можно ли решить задачу организации обучения студентов так, чтобы, выходя из института, они имели представление и навыки работы со всем спектром информационных технологий и инструментов, востребованных на данный момент? Как это будет коррелировать с требованиями

ФГОС? Можно ли это сделать в условиях, когда список новых технологий постоянно расширяется и авторы учебников не в состоянии успеть описать их?

По нашему мнению, путь решения обозначенного противоречия состоит в идее динамического (упреждающего) обучения. За основу учебного материала берутся публикации в Интернете (статьи и видеоуроки), а также документация по изучаемой технологии (среде, программном продукте). В качестве примера может быть рассмотрена любая современная технология. Практика показывает, что, как правило, работа студентов на практических занятиях с готовыми уроками, статьями из Интернета вызывает затруднения, иногда значительные. Действительно, авторами статей и уроков в Интернете являются молодые люди студенческого возраста или чуть старше. Материал написан ими на понятном для них языке, и методика освоения материала также принадлежит им. Задача преподавателя в таком случае в основном состоит в сборе материала, его анализе, отборе и компоновке в некий последовательный курс с учетом уровня обучаемых студентов в данном вузе. Такой материал является уже адаптированным и к потребностям, и под возможности конкретных студентов. Освоение построенного таким образом учебного курса (или его фрагмента) является менее трудоемким и более продуктивным. При этом между преподавателем, авторами статей в Интернете и студентами складывается некое творческое взаимодействие, хотя каждая сторона процесса мотивирована по-своему.

С одной стороны, мотивация авторов статей состоит в добровольном самообразовании, для студентов же материал становится обязательным в рамках данной дисциплины. С другой стороны, у авторов статей уже есть работа, и они ищут пути личного развития или продвижения. Но студенты, которым читается данный материал, учатся на старших курсах, и у них впереди также проблема поиска хорошей работы, т.е.

они естественным образом заинтересованы в получении актуальных умений и навыков. При этом мотивация преподавателя, выбор материала для изучения основаны именно на том, чтобы максимально расширить багаж компетенций студентов-выпускников, чтобы облегчить им проблемы трудоустройства. Преподаватель так же, как и автор статьи, становится участником процесса «популяризации» материала.

Как выбрать технологию, которой стоит уделить время в процессе обучения? Почему, например, стоит обратить внимание студентов на программирование для мобильных устройств в среде Андроид? Причин несколько.

1. Ситуация с мобильными устройствами, по нашему мнению, напоминает первые годы появления персональных компьютеров в России. Очевидно, что следует ожидать расширения сфер применения мобильных устройств и связанного с ним увеличения потребности в разработке, внедрении и сопровождении различных программных продуктов. Неизбежно потребуется армия специалистов, труд которых будет хорошо оплачиваться.

2. Современное общество находится в среде быстро развивающихся технологий, которые непрерывно усложняются. Если взять типичный трудовой контракт на три года, то к концу этого периода рынок спроса на специалистов сильно изменит свою структуру, и специалист неизбежно будет вынужден осваивать новые технологии. Уже сегодня срок освоения новой технологии сравнялся с периодом жизни этой технологии на рынке труда, поэтому крайне актуально освоение новых мобильных форм обучения (самообразования), соответствующих новым условиям. Любой вуз в частности и вся система образования в целом в силу свой естественной инерционности не способны оперативно ответить на эти запросы дня. Сегодня попытки поиска новых форм повышения квалификации в сообществе практикующих специалистов методом проб и ошибок приводят в сеть Интернет. Имен-

но поэтому при создании динамического учебного курса мы отдаем предпочтение материалам из Сети перед классическими печатными изданиями. Учитывая, что любая новая технология в области программирования сегодня подчиняется неким общим закономерностям, в ходе изложения динамического курса предпринимаются попытки реализовать эти закономерности, используя Андроид-приложения как вариант применения технологии программирования.

3. Одной из закономерностей, сформировавшихся в области разработки программного обеспечения, является обязательное использование среды разработки, которая постоянно усложняется. Сегодня время, необходимое на освоение таких сред, как Eclips, Visual Studio, 1С и др., может быть больше, чем знакомство с новым языком программирования, например, С#. Поэтому первая часть курса «Перспективные направления развития прикладных информационных технологий», в рамках которого проводится эксперимент, посвящается организации, настройке и знакомству со средой программирования.

4. Следующая важная закономерность -это технология сборки ПО. В ходе развития технологий программирования очень быстро был пройден путь от линейной программы, в которой операторы нумеровались построчно (Basic), до объектно-ориентированных технологий и технологий DotNet -сборка ПО из приложений. И если основной задачей вузов на сегодняшний день становится формирование компетенций, то можно попытаться научить бакалавров технологии сборки из объектов готовых программ, используя справочники, в которых перечислены объекты и их свойства. Сегодня ведь никого не удивляет, что сборщики современной электронной техники не вникают в теорию устройства и работы микросхем, хотя и создают новые прикладные устройства.

5. Наконец, последняя выделяемая нами особенность. Все разнообразные программные продукты имеют общую структуру.

Любая программа должна обеспечивать диалог между пользователем и компьютером. Диалог реализуется через интерфейсы, основой которых являются формы. Создание и внешний вид форм в разных средах имеет мало отличий. На формах размещаются объекты, обеспечивающие необходимый функционал программы. На этом этапе также достигнута определенная унификация. Наконец, объекты формы должны реагировать на действия пользователя. И только на этом этапе полностью проявляется специфика используемого языка программирования. Но даже здесь во многих современных средах встроена библиотека событий и нужный код полностью или

частично генерируется автоматически. Таким образом, владея навыками сборки программ в одной среде, достаточно просто перейти в другую. Необходимые навыки сборки составляют еще одну сквозную линию учебного курса нового типа.

Предложенная нами концепция динамического обучения студентов по направлению «Прикладная и бизнес-информатика» является, на наш взгляд, продуктивной и перспективной с точки зрения устранения противоречий, обострившихся в современном высшем профессиональном образовании на пути непростого перехода нашего общества к инновационной экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Назаров Д.М. Герменевтическая концепция дистанционного образования / Д.М. Назаров, Т.Н. Райхерт. Нижний Тагил: Издательство «Центр подготовки персонала Ев-раз-Урал», 2011. 168 с.

2. Похолков Ю.П. Принципы опережающей подготовки элитных специалистов мирового уровня и их реализация в области техники и технологии [Электрон. ресурс] / Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. 2007. Режим доступа: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/conf_07march/ semin_07march_materials.phtml.

3. Райхерт Т.Н. Теория информации как основа ключевых компетенций студентов. Нижний Тагил: Издательство «Центр подготовки персонала Евраз-Урал», 2010. 170 с.

4. Райхерт Т.Н. Об опыте использования дистанционных технологий обучения в Нижнетагильском филиале Уральского института экономики, управления и права // E-learning world. 2011. №2 (28). С. 20-25.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

РАЙХЕРТ Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент ВАК, зав. кафедрой физико-математического образования Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования".

e-mail: reichert@yandex.ru

СЫРОМЯТНИКОВ Владимир Николаевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики Уральского института экономики, управления и права.

e-mail: syromsvn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.