Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕТЕВОГО КОНЦЕПТА «НЕЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОММЕНТАРИЕВ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBЕ)'

ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕТЕВОГО КОНЦЕПТА «НЕЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОММЕНТАРИЕВ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBЕ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевой концепт / картина мира / динамическое исследование / контент-анализ / обыденная лингвополитология / легитимность / network concept / picture of the world / dynamic research / content analysis / naive linguistic politology / legitimacy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Д.В. Девятияров

В данной статье рассматривается репрезентация концептов, составляющих базу наивной политической картины мира представителей сетевого сообщества в текстах интернет-комментариев к англоязычному политическому ролику «Ukraine Burning» на видеохостинге YouTubе, посвященному теме «цветной революции» 2014 года на Украине. Особое внимание уделяется динамическому аспекту, согласно которому содержание концепта подвержено изменениям по истечении определенного количества времени. В статье дается краткое теоретическое обоснование терминов «концепт», «картина мира», а также методик концептуального анализа в рамках обыденной лингвополитологии. Предлагается термин сетевой концепт, который отражает некоторые основные особенности сетевого дискурса, такие как анонимность, манипулятивный характер и другие. В результате проведенного контент-анализа удается выявить, что в текстах интернет-комментариев формируется два варианта концепта «нелегитимная власть», содержание которых изучается через распределение вербализующих его единиц по тематическим группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC RESEARCH OF THE “ILLEGITIMATE POWER” NETWORK CONCEPT (BASED ON THE ENGLISH YOUTUBE COMMENTS)

The article deals with representation of concepts, which are the basis of the naïve political linguistic picture of the world of the network community members in the texts of the Internet comments to the English political YouTube video “Ukraine Burning” dedicated to 2014 crisis in Ukraine. Special attention is given towards the dynamic aspect according to which the content of the concept is susceptible to change in the course of time. A brief theoretical substantiation of the terms “concept” and “picture of the world” as well as methods of conceptual analysis from the perspective of naïve linguistic politology is given. The term “network concept” is proposed. It reflects some of the main peculiarities of the network discourse such as anonymity, manipulative nature and others. The content analysis pints out that in the comments two variants of the concept “illegitimate power” are formed. Their content is studied via distributing the units verbalizing it into thematic groups.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕТЕВОГО КОНЦЕПТА «НЕЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОММЕНТАРИЕВ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBЕ)»

Та же вольность вымысла, и тот же комизм ситуации типичны и для таких юмористических сказок, как «Хитрость жены», «Кадир, Сабир и мулла», «Муж и жена» и др. Сюжет сказки «Хитрость жены» весь построен на эпизодических сценках, в которых показано, как жена ловко одурачивает доверчивого мужа. Как-то они поспорили, кто из них сможет перехитрить другого, каждый из них доказывал, что он хитрее, умнее и т.д.

Проходит некоторое время, жена покупает на базаре рыбу и до прихода мужа закапывает ее в огороде. Муж, копаясь в огороде, находит рыбу и несет ее домой, чтобы жена пожарила. Но придя к ужину и увидев, что рыбы нет, он спрашивает жену: «А где же рыба, которую я принес?» Характерен в данном случае диалог, происходящий между ними:

«- Что за рыба, какая рыба, откуда она взялась? - недоумевает жена.

- Да та, которую я нашел на огороде! - отвечает муж.

- Откуда могла рыба взяться на огороде? Наверно, ты ошибся! - искренне удивляется жена.

- Так я же ее нашел там и принес домой!

- Ты точно сошел с ума! - заявляет жена, - тебя надо показать лекарю!»

Самая комедийная сценка разыгрывается, когда на их крики прибегают

соседи. Удивленные причудам мужчины, они надевают ему на голову мешок и

Библиографический список

подвязывают к потолку. Когда соседи разошлись, жена вытащила рыбу и показала ему. Муж поднял крик: «Вот она! Вот она!» Опять сбежались соседи, но жена успела спрятать рыбу. И так случилось несколько раз. В результате измученный муж был вынужден признать, что жена оказалась хитрее, ловчее и изобретательнее его.

В сказке звучит мягкий, добродушный юмор, то есть это тот оттенок смеха, который выражает человеколюбивые чувства, при помощи которого выражена глубокая симпатия к людям. Здесь уместно привести слова В.Я. Проппа, который, характеризуя оттенок смеха в жанрах фольклора, отмечает следующее: «Очевидная или разоблачаемая глупость вызывает здоровый и доставляющий удовольствие смех [11, с. 88].

Итак, рассматривая ряд текстов семейно-бытовых юмористических сказок в фольклоре даргинцев, мы пришли к выводу, что в этой жанровой разновидности сказок в своеобразной художественной форме использованы особые композиционные приемы - комические ситуации, их нарочитое подстраивание, комедийные положения и действия, цель которых - ярче и образнее оттенить недостатки человеческого характера, раскрыть основную идею произведения. Особую роль при этом играют диалоги, речевые средства, авторская характеристика, приемы контраста, гиперболы и т.д.

1. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. Москва: Наука, 1975.

2. Померанцева Э.В. Сказки. Русское народное творчество. Москва: Высшая школа, 1966.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва: Учпедгиз, 1959.

4. Русская сатирическая сказка. В записях середины XIX- начала XX в. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР 1955.

5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1967.

6. Юдин Ю.И. Дурак, шут, вор и черт. Москва: Лабиринт, 2006.

7. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Москва: Искусство, 1976.

8. Сидорова Е.С. Сюжеты чувашских бытовых сказок. Чувашский язык, литература и фольклор. Чебоксары, 1974.

9. Унгвицкая М.А. Хакасская бытовая сказка. Абакан, 1960.

10. Конкка УС. Карельская сатирическая сказка. Москва; Ленинград: Наука, 1965.

11. Турсунов Е.Д. Генезис казахской бытовой сказки. Алма-Ата: Наука, 1973.

12. Алиева М.М. Уйгурская сказка. Алма-Ата, 1975.

13. Далгат У.Б. Вопросы сатиры и юмора в народном творчестве (на материале дагестанского фольклора). Вопросы народно-поэтического творчества. Москва: Издательство АН СССР 1960: 76 - 107.

References

1. Vedernikova N.M. Russkaya narodnaya skazka. Moskva: Nauka, 1975.

2. Pomeranceva 'E.V. Skazki. Russkoenarodnoe tvorchestvo. Moskva: Vysshaya shkola, 1966.

3. Anikin V.P. Russkaya narodnaya skazka. Moskva: Uchpedgiz, 1959.

4. Russkaya satiricheskaya skazka. V zapisyah serediny XIX- nachala XX v. Moskva; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1955.

5. Gusev V.E. 'Estetika fol'klora. Leningrad: Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1967.

6. Yudin Yu.I. Durak, shut, vor i chert. Moskva: Labirint, 2006.

7. Propp V.Ya. Problemy komizma i smeha. Moskva: Iskusstvo, 1976.

8. Sidorova E.S. Syuzhety chuvashskih bytovyh skazok. Chuvashskij yazyk, literatura i fol'klor. Cheboksary, 1974.

9. Ungvickaya M.A. Hakasskaya bytovaya skazka. Abakan, 1960.

10. Konkka U.S. Karel'skaya satiricheskaya skazka. Moskva; Leningrad: Nauka, 1965.

11. Tursunov E.D. Genezis kazahskoj bytovojskazki. Alma-Ata: Nauka, 1973.

12. Alieva M.M. Ujgurskaya skazka. Alma-Ata, 1975.

13. Dalgat U.B. Voprosy satiry i yumora v narodnom tvorchestve (na materiale dagestanskogo fol'klora). Voprosy narodno-po'eticheskogo tvorchestva. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1960: 76 - 107.

Статья поступила в редакцию 21.05.21

УДК 81'42

Devyatiyarov D.V., teacher, Department of Foreign Languages, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

n.a. General of the Army I.K. Yakovlev (Novosibirsk, Russia), E-mail: dimad9@rambler.ru

DYNAMIC RESEARCH OF THE "ILLEGITIMATE POWER" NETWORK CONCEPT (BASED ON THE ENGLISH YOUTUBE COMMENTS). The article deals with representation of concepts, which are the basis of the naïve political linguistic picture of the world of the network community members in the texts of the Internet comments to the English political YouTube video "Ukraine Burning" dedicated to 2014 crisis in Ukraine. Special attention is given towards the dynamic aspect according to which the content of the concept is susceptible to change in the course of time. A brief theoretical substantiation of the terms "concept" and "picture of the world" as well as methods of conceptual analysis from the perspective of naïve linguistic politology is given. The term "network concept" is proposed. It reflects some of the main peculiarities of the network discourse such as anonymity, manipulative nature and others. The content analysis pints out that in the comments two variants of the concept "illegitimate power" are formed. Their content is studied via distributing the units verbalizing it into thematic groups.

Key words: network concept, picture of the world, dynamic research, content analysis, naive linguistic politology, legitimacy.

Д.В. Дееятиярое, преп., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии

Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: dimad9@rambler.ru

ДИНАМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕТЕВОГО КОНЦЕПТА «НЕЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ» (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КОММЕНТАРИЕВ НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBЕ)

В данной статье рассматривается репрезентация концептов, составляющих базу наивной политической картины мира представителей сетевого сообщества в текстах интернет-комментариев к англоязычному политическому ролику «Ukraine Burning» на видеохостинге YouTubе, посвященному теме «цветной революции» 2014 года на Украине. Особое внимание уделяется динамическому аспекту, согласно которому содержание концепта подвержено изменениям

по истечении определенного количества времени. В статье дается краткое теоретическое обоснование терминов «концепт», «картина мира», а также методик концептуального анализа в рамках обыденной лингвополитологии. Предлагается термин сетевой концепт, который отражает некоторые основные особенности сетевого дискурса, такие как анонимность, манипулятивный характер и другие. В результате проведенного контент-анализа удается выявить, что в текстах интернет-комментариев формируется два варианта концепта «нелегитимная власть», содержание которых изучается через распределение вербализующих его единиц по тематическим группам.

Ключевые слова: сетевой концепт, картина мира, динамическое исследование, контент-анализ, обыденная лингвополитология, легитимность.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00522

События, происходившие на мировой политической арене на протяжении прошедших двадцати лет, ярко иллюстрируют тот факт, что многие государства с определенной периодичностью сталкиваются с кризисом легитимности власти, выражающимся в возникновении так называемых «цветных революций». Под легитимностью мы понимаем «соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям» [1, с. 1]. Как правило, подобные события вызывают широкий резонанс в обществе и становятся объектом активного обсуждения как внутри страны, переживающей кризис, так и за её пределами, а XXI век, в свою очередь, предлагает для этого массу возможностей.

Политические события освещаются не только традиционными средствами массовой информации, такими как радио и телевидение, но также и на различных ресурсах сети Интернет, которые в основной массе позволяют пользователям выражать собственное мнения в секции комментариев. Такой площадкой, например, является видеохостинг YouTube, ставший источником материала для нашего исследования. Он включает политизированный видеоконтент, произведенный как официальными СМИ, так и политическими блогерами.

Мы полагаем, что тексты комментариев содержат специфические для сетевого дискурса концепты, составляющие основу наивной политической картины мира интернет-пользователей.

Поскольку секция комментариев на видеохостинге YouTube в основном сохраняет данные за весь период существования видеоматериала, то весьма вероятно, что с течением времени возможны изменения в содержании концептов. Следовательно, в настоящей работе они будут также изучаться с позиции их динамических изменений.

Таким образом, целью данного исследования является динамическое изучение сетевых концептов, объективируемых в текстах интернет-комментариев к политическим видеороликам на видеохостинге YouTube и являющихся базой наивной политической картины мира интернет-пользователей.

На сегодняшний день термин «концепт» широко применяется авторами, работающими в русле когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

Исследуя сущность этого термина, М.В. Пименова и О.Н. Кондратьева отмечают, что на данный момент сформировались несколько основных подходов к его пониманию: психологический (С.А. Аскольдов-Алексеев, Д.С. Лихачев), логический (Н.Д. Арутюнова), философский (В.В. Колесов), культурологический (Ю.С. Степанов, В.А. Маслова) и интегративный (С.Х. Ляпин, Г.Г Слышкин) [2].

Разграничивая понимание термина «концепт» при когнитивном и лингво-культурологическом подходах, авторы говорят о том, что в первом случае концепт «рассматривается в рамках понятий знания и сознания и понимается как ментальное образование, своеобразный фокус знаний о мире, когнитивная структура, включающая разносубстратные единицы оперативного сознания», а во втором - концепт «рассматривается в рамках диады «язык - культура», где в центре внимания оказывается его национально-культурное своеобразие» [2, с. 58].

В рамках данной дискуссии В.И. Карасик и ГГ Слышкин отмечают, что лингвокультурологический концепт, в отличие от когнитивного, обязательно должен содержать ценностный компонент [3].

Изучение литературы по данному вопросу позволяет утверждать, что, по мнению многих исследователей, концепт является сложным многомерным ментальным образованием, имеющим этнокультурную специфику, которое можно описать через анализ объективирующих его языковых средств.

Другим важным термином, требующим рассмотрения в рамках изучения концептов, является «картина мира».

Общепринятым считается истолкование картины мира В.И. Постоваловой как «глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека» [4, с. 21].

В процессе изучения проблемы соотношения образа мира в человеческом сознании и образа, закрепленного в языке, лингвистами были выделены следующие формы картины мира: концептуальная (она же когнитивная) и языковая.

З.Д. Попова и И.А. Стернин констатируют, что концептуальная картина мира и языковая картина мира «связаны между собой как первичное и вторичное, как ментальное явление и его вербальное овнешнение, как содержание понятия и средство доступа исследователя к этому понятию» [5].

Необходимо также отметить, что в настоящее время выделяют научную и «наивную» картины мира. Под научной картиной мира в данный момент понимают «систему наиболее общих представлений о мире, вырабатываемых в науке и выражаемых с помощью фундаментальных понятий и принципов этой науки, из которых дедуктивно выводятся основные положения данной науки» [4]. В отличие от научной «наивная» картина мира отражает обыденные представления

человека о мире. По мнению Ю.Д. Апресяна, в ней реализуется характерный для носителей определенного языка способ его восприятия [6].

Многие исследователи отождествляют языковую и «наивную» картины мира (Ю.Д. Апресян, С.Г. Воркачев, Е.И. Зиновьева, В.А. Маслова, М.В. Пименова, Е.В. Урысон).

З.Д. Попова и И.А. Стернин отмечают, что языковая картина мира представляет собой часть концептосферы (совокупности всех концептов определенного народа), которая вербализована в системе языковых знаков и образована значениями языковых единиц [7].

В центре нашего исследования находится фрагмент языковой картины мира интернет-пользователей, являющийся отражением их обыденного взгляда на политическую сторону жизни, в рамках которого мы ставим задачу изучить области, связанные с понятием «легитимность власти». Особенности «обыденного языкового сознания на материале обыденных политических текстов и фрагментов языковой системы» изучает обыденная лингвополитология [8]. Данное направление в языкознании сложилось на стыке обыденной политологии и наивной лингвистики.

В качестве обыденных политических текстов мы выбрали для изучения массив интернет-комментариев к видеоролику политической тематики. Однако в нашем случае следует обратить внимание на ряд некоторых важных особенностей, продиктованных характером исследуемого дискурса. Во-первых, крайне проблематично определить культурную принадлежность авторов комментариев, оставленных в сети, особенно когда они написаны на английском языке. Следовательно, этнокультурная составляющая вербализованных в них концептов уходит на второй план. То же касается и невозможности установления пола, возраста, профессии и других личных характеристик. Большинство крупных интернет-ресурсов, в том числе и YouTube, не раскрывают подобную информацию о своих пользователях. Данный факт также осложняет возможность какой-либо точной идентификации авторства комментариев. Во-вторых, комментарии сами по себе способны формировать общественное мнение. При этом массив текстов интернет-комментариев может также подвергаться манипулятивному воздействию политтехнологов, привлекающих авторов для продвижения политической повестки одной (или нескольких) из противоборствующих сторон. Всё вышесказанное наталкивает на мысль о том, что в текстах интернет-комментариев формируются специфические концепты, характерные для сетевого дискурса, которые мы предлагаем называть сетевыми. Таким образом, сетевой концепт - это единица языкового сознания членов интернет-сообщества, вербализованная в сетевом дискурсе и намеренно модифицированная с целью манипулятивного воздействия.

Говоря о концептуальном анализе, важно понимать, что на сегодняшний день не существует единой универсальной методики. При её выборе каждый исследователь опирается, прежде всего, на содержание, вкладываемое им в термин «концепт», материал исследования и тип изучаемого концепта. Таким образом, этот выбор остается очень субъективным.

Цель концептуального анализа видится большинству исследователей «в рассмотрении способов языкового выражения концептов, <...> в реконструкции структур концептов и стоящих за ними фрагментов языковой картины мира с помощью языковых и культурно-языковых данных» [9, с. 116]. Она может достигаться сочетанием таких методов, как метод анализа словарных дефиниций, компонентный анализ, дискурсивный анализ, сопоставительный метод, интер-претативный метод, контекстуальный анализ, метод когнитивного моделирования, метод социологического опроса, метод количественного анализа и других [10, с. 25].

Изучение концептов в рамках данного исследования мы предлагаем начать с контент-анализа, представляющего собой «перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей статистической обработкой» [11, с. 125]. Он подразумевает подсчет наиболее часто повторяющихся слов или тем в исследуемом материале с целью последующего определения в нем общих тенденций [11]. Отмечается, что контент-анализ способствует выявлению слов, с помощью которых автор политических текстов транслирует ценностные предпочтения в контексте интересующих его фрагментов мира [12].

При изучении концептов исследователями неоднократно отмечался тот факт, что они не являются явлением статичным, а, наоборот, имеют тенденцию к динамическим изменениям. Таким образом, концепт как единица хранения и накопления информации об окружающем мире характеризуется динамичностью, которая, в свою очередь, определяется как свойство концепта изменяться [13].

Исследуя динамику концепта в политическом дискурсе («вторая военная кампания в Ираке» в выступлениях Д. Буша и Т. Блэра), Т.Д. Фомина отмечает,

что «в условиях постоянно изменяющегося мира, в частности политического, концепты также модифицируются, чтобы представлять наиболее полное и объективное отражение действительности» [14, с. 3].

Исходя из всего вышесказанного, мы ставим задачу в рамках обыденной лингвополитологии провести контент-анализ текстов интернет-комментариев к видеороликам политической направленности с целью выявления слов и тематических групп, объективирующих сетевые концепты, которые, в свою очередь, являются основой наивной политической картины мира интернет-пользователей, обращая при этом особое внимание на динамику этих концептов.

Исследование сетевых концептов, связанных с легитимностью власти, нам представляется логичным начать с контента, посвященного «цветным революциям», поскольку они являются наиболее ярким показателем её кризиса. В качестве такового нами был выбран массив комментариев к ролику на видеохостинге YouTube под названием "Ukraine burning", опубликованный 20 февраля 2014 г Он представляет собой журналистский репортаж о событиях кризиса на Украине начала 2014 года. Сам ролик и большая часть комментариев к нему являются англоязычными и, соответственно, могут иметь манипулятивное воздействие как на жителей Украины и стран СНГ владеющих английским языком, так и формировать отношение к «цветным революциям» у граждан других государств.

Проанализировав 400 наиболее ранних комментариев с целью определения лексических единиц, характеризующих власть в государстве, мы обнаружили тенденцию к тому, что в них параллельно формируются два варианта одного и того же сетевого концепта, которому мы дали название «нелегитимная власть». Первый конструируется условными сторонниками, а второй - противниками «цветной революции» на Украине.

Концепт «нелегитимная власть» с позиции сторонников «цветной революции» вербализуется словами и словосочетаниями, которые были распределены нами по следующим основным тематическим группам: police violence / жестокость полиции - 36% (kill demonstrators, shoot innocent people, beat up students, etc.), slogans / лозунги - 20% (power to the people, glory to the heroes, glory to humanity, etc.), corruption / коррупция- 17% (thief, steal from the country, corrupt government, etc.), government change / смена правительства - 13% (government change, political change, revolutions are necessary, etc.), retrieving freedom / возвращение свободы - 10% (get freedom back, free nation, etc.), puppet regime / марионеточный режим - 6% (puppet government, proxy government, influence government, etc.).

С позиции противников «цветной революции» сетевой концепт «нелегитимная власть» включает следующие ключевые тематические группы: Nazi government / нацистское государство - 42% (Neo-Nazi, fascist, far right, etc.), protesting / протест - 26% (protest, protester, uprising), propaganda / пропаганда - 17% (propaganda machine, bullshit propaganda, anti-Ukrainian propaganda, etc.), police duty / исполнение служебного долга - 16% (shoot at the police, power to police, didn't see police violence, etc.).

Библиографический список

Изучив 400 наиболее поздних комментариев (2020 - начало 2021), мы получили следующие тематические группы слов и словосочетаний, вербализующих концепт «нелегитимная власть» с позиции сторонников «цветной революции»: government change/ смена правительства - 24% (against government, revolution, overthrow the government, etc.), retrieving freedom / возвращение свободы - 18% (freedom, freedom fighter, take back freedom, etc.), slogans / лозунги - 16% (glory to Ukraine, glory to the heroes, etc.), protesting / протест - 13% (protest, riot, protester, etc.), corruption / коррупция - 13% (corrupt, thieves in power, corrupt authority, etc.), police violence / жестокость полиции- 11% (police brutality, use guns, etc.), puppet regime / марионеточный режим - 6% (imperialist puppet regime, etc.).

Что касается противников «цветных революций», то концепт «нелегитимная власть» на основе их последних комментариев включает следующие тематические группы: Nazi government / нацистское государство - 30% (fascism, fascist regime, far right, etc.), destroying the country / уничтожение страны -24% (no longer a state, ruin a country, destroy one's life, etc.), protesting / протест - 21% (protest, protester, rioter, etc.), resisting change / сопротивление переменам - 16% (spray napalm on the protesters, pour hot oil on the protesters, fight against the coup, etc.), coup / переворот - 10% (coup, military undemocratic coup, etc.).

Проведенный контент-анализ позволяет нам сделать некоторые предварительные выводы. Во-первых, выявленные вариации концепта «нелегитимная власть» говорят о том, что каждая из противоборствующих сторон указанного конфликта пытается делегитимировать властные элиты, поддерживаемые оппонентом. Во-вторых, в действительности наблюдается определенная динамика в содержании этого концепта. Например, концепт «нелегитимная власть» с позиции сторонников «цветных революций» на базе как старых, так и новых комментариев содержит приблизительно одинаковый набор тематических групп, однако меняется их процентное соотношение. В частности, тематическая группа police violence значительно сокращает количество входящих в неё лексических единиц, в то время как группа government change занимает центральное положение. Вариант концепта противников «революций» в обоих случаях в центре имеет тематическую группу Nazi government, но при этом со временем исчезают некоторые другие группы (propaganda, police duty), и на их месте возникают группы лексических единиц, описывающие определенный итог произошедших событий (destroying the country, resisting change, coup).

Перспективы развития данного исследования заключаются в проведении контент-анализа всего массива комментариев к данному ролику, способного подтвердить и расширить полученные результаты; изучении сетевых концептов на материале комментариев к русскоязычным роликам аналогичной тематики; анализе текстов комментариев к видеороликам, посвященным «цветным революциям» в других странах.

1. Бронзино Л.Ю., Волгин О.С. Легитимность в современном обществе. Москва: РУДН, 200В.

2. Пименова М.В., Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение. Москва: ФЛИНТА, 2016.

3. Карасик В.И., Слышкин ГГ. Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Под редакцией И.А. Стер-нина. Воронеж: ВорГУ, 2001: 75 - 79.

4. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. Москва: Наука, 19ВВ: В-В6.

5. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2003.

6. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира. Семиотика и информатика. Москва, 19В6; Выпуск 2В: 5 - 33.

7. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Москва: АСТ: Восток-Запад, 2007.

В. Голев Н.Д. Обыденная лингвополитология: проблемы и перспективы. Современная политическая лингвистика. Тезисы Международной научной конференции. Екатеринбург, 2011: 66 - 69.

9. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований. Вестник КемГУ. Серия: Филология. Кемерово, 2002; Выпуск 4 (12): 100 - 105.

10. Коннова М.Н. Введение в когнитивную лингвистику. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2012.

11. Чернобровкина Е.П. Контент-анализ в лингвистических исследованиях. Вестник Бурятского государственного университета. 2011; Выпуск № 11: 125 - 129.

12. Баранов А.Н., Добровольский Д.О., Михайлов М.Н. Интерпретация «национальной идеи» в политическом дискурсе. Россия в поисках идеи. Анализ прессы. Москва, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Концепт. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва, 1996: 90 - 92.

14. Фомина Т.Д. Динамика концепта в политическом дискурсе: на примере выступлений Д. Буша и Т. Блэра, посвященных второй военной кампании в Ираке. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2006.

References

1. Bronzino L.Yu., Volgin O.S. Legitimnost' v sovremennom obschestve. Moskva: RUDN, 200В.

2. Pimenova M.V., Kondrat'eva O.N. Konceptual'nye issledovaniya. Vvedenie. Moskva: FLINTA, 2016.

3. Karasik V.I., Slyshkin G.G. Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya. Metodologicheskie problemy kognitivnojlingvistiki. Pod redakciej I.A. Sternina. Voronezh: VorGU, 2001: 75 - 79.

4. Postovalova V.I. Kartina mira v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke: Yazyk i kartina mira. Moskva: Nauka, 19ВВ: В-В6.

5. Popova Z.D., Sternin I.A. Yazyk i nacional'naya kartina mira. Voronezh: Istoki, 2003.

6. Apresyan Yu.D. Dejksis v leksike i grammatike i naivnaya model' mira. Semiotika i informatika. Moskva, 19В6; Vypusk 2В: 5 - 33.

7. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. Moskva: AST: Vostok-Zapad, 2007.

В. Golev N.D. Obydennaya lingvopolitologiya: problemy i perspektivy. Sovremennaya politicheskaya lingvistika. Tezisy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg, 2011: 66 - 69.

9. Pimenova M.V. Metodologiya konceptual'nyh issledovanij. Vestnik KemGU. Seriya: Filologiya. Kemerovo, 2002; Vypusk 4 (12): 100 - 105.

10. Konnova M.N. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku. Kaliningrad: Izdatel'stvo BFU im. I. Kanta, 2012.

11. Chernobrovkina E.P. Kontent-analiz v lingvisticheskih issledovaniyah. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; Vypusk № 11: 125 - 129.

12. Baranov A.N., Dobrovol'skij D.O., Mihajlov M.N. Interpretaciya «nacional'noj idei» v politicheskom diskurse. Rossiya v poiskah idei. Analiz pressy. Moskva, 1997.

13. Koncept. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moskva, 1996: 90 - 92.

14. Fomina T.D. Dinamika koncepta v politicheskom diskurse: na primere vystuplenij D. Busha i T. Bl'era, posvyaschennyh vtoroj voennoj kampanii v Irake. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 22.05.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.