Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ СЕМЬИ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ'

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ СЕМЬИ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cемья / семейная группа / семья как групповой субъект / способность семьи быть субъектом. / Family / family group / family as a group subject / family's ability to be a subject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкова Я. А.

В статье представлен анализ динамики развития способности семьи быть субъектом. В теоретическом обзоре выделены ее содержательные компоненты (способность к идентификации, способность к осуществлению совместной активности, способность к самосознанию, способность к рефлексии) и уровни развития. Эмпирическая часть исследования реализована с помощью авторской проективной методики «Диагностика способности семьи быть субъектом». В результате интерпретации данных методики определено, что уровень способности быть субъектом растет, начиная с этапа формирования семьи (низкий уровень) и заканчивая этапом расцвета (высокий уровень), и лишь к завершению жизни семья снижает его до среднего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMIC ASPECT OF THE MANIFESTATION OF THE FAMILY'S ABILITY TO BE A SUBJECT

The article presents an analysis of the development dynamics of the family's ability to be a subject. In a theoretical review, its content components (the ability to identify, the ability to carry out joint activity, the ability to self-consciousness, the ability to reflect) and levels of development are highlighted. The empirical part of the study was implemented using the author's projective technique "Diagnosis of the family's ability to be a subject." As a result of the interpretation of the data of the methodology, it was determined that the level of the ability to be a subject grows, starting from the stage of family formation (low level) and ending with the heyday stage (high level), and only by the end of life does the family reduce it to an average.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ СЕМЬИ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ»

УДК 159.9

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ СЕМЬИ БЫТЬ СУБЪЕКТОМ

© 2022 Я. А. Пашкова

преподаватель кафедры общей и социальной психологии e-mail: matvienkoa@yandex.ru

Воронежский государственный университет

В статье представлен анализ динамики развития способности семьи быть субъектом. В теоретическом обзоре выделены ее содержательные компоненты (способность к идентификации, способность к осуществлению совместной активности, способность к самосознанию, способность к рефлексии) и уровни развития. Эмпирическая часть исследования реализована с помощью авторской проективной методики «Диагностика способности семьи быть субъектом». В результате интерпретации данных методики определено, что уровень способности быть субъектом растет, начиная с этапа формирования семьи (низкий уровень) и заканчивая этапом расцвета (высокий уровень), и лишь к завершению жизни семья снижает его до среднего.

Ключевые слова: семья, семейная группа, семья как групповой субъект, способность семьи быть субъектом.

THE DYNAMIC ASPECT OF THE MANIFESTATION OF THE FAMILY'S ABILITY TO BE A SUBJECT

© 2022 Ya. A. Pashkova

Lecturer of the Department of General and Social Psychology e-mail: matvienkoa@yandex.ru

Voronezh State University

The article presents an analysis of the development dynamics of the family's ability to be a subject. In a theoretical review, its content components (the ability to identify, the ability to carry out joint activity, the ability to self-consciousness, the ability to reflect) and levels of development are highlighted. The empirical part of the study was implemented using the author's projective technique "Diagnosis of the family's ability to be a subject." As a result of the interpretation of the data of the methodology, it was determined that the level of the ability to be a subject grows, starting from the stage of family formation (low level) and ending with the heyday stage (high level), and only by the end of life does the family reduce it to an average.

Keywords: family, family group, family as a group subject, family's ability to be a subject.

В контексте изучения психологии семьи актуальными являются разнообразные аспекты ее жизнедеятельности. Некоторыми авторами подчеркивается, что развитие и функционирование семьи наиболее полноценно, когда семейный союз выступает в качестве группового субъекта. Однако вопросы о том, насколько семья

предрасположена к проявлению субъектных характеристик, способна ли она выступать в качестве единого субъекта, остаются мало изученными [9].

Предмет нашего исследования - способность семьи быть групповым субъектом. Понятие «способность» трактуется во многих словарях как некое умение или возможность производить какие-либо действия [5] либо осуществлять конкретную деятельность [8]. Применительно к семье способность рассматривается в контексте духовности, творчества, воспитательного, репродуктивного, социального аспектов и др. [6].

Понимание семьи как группового субъекта подразумевает рассмотрение ее высших способностей - проспективных, рефлексивных, деятельностных, регулятивных, интеграционных, ориентационных, а также способности к самосовершенствованию. Реализация вышеперечисленных способностей позволяет говорить о сформированных умениях семьи осуществлять собственную активность в качестве единого субъекта. Данные положения привели нас к идее выделения общей способности семьи быть субъектом.

Способность быть групповым субъектом определяется нами как такая особенность семьи, которая предрасполагает ее к выполнению конкретных действий, позволяющих ей выступать в качестве единого целого. Эта особенность раскрывается в характеристиках, позволяющих сформировать основу для реализации семьей себя как независимого и самостоятельного группового субъекта, посредством которого осуществляется ее жизнедеятельность, приобретается новый семейный опыт, развиваются субъектные качества [1; 7].

Содержание способности семьи быть субъектом мы раскрываем в следующих компонентах.

1. Способность к идентификации своих качеств, функций и свойств, позволяющих воспринимать себя групповым (семейным) субъектом. Основой в данном содержательном компоненте выступает семейная идентичность. Она формируется благодаря способности к самопознанию, отражает наличие и разнообразие сложившихся у семьи представлений о своем имидже в социальной системе среди других семей, то есть сложившиеся образ «Мы» и чувство «Мы», а также единство и сходство знаний о ней, о каждом ее члене и об окружающем мире, благодаря которым семья осознает собственную целостность, общность и самобытность [3].

2. Способность к осуществлению совместной активности. Выражается в умении семьи осуществлять внутрисемейные взаимодействия с высоким уровнем организации, реализовывать коммуникацию с другими группами, изменять формы и виды совместной деятельности, совершенствовать их и добиваться высокоэффективного результата [4].

3. Способность к самосознанию, обеспечивающая совокупность установок и предрасположенность семьи воспринимать себя конкретным способом, некий образ мышления, сформированный у конкретной семьи с учетом ее индивидуальных особенностей.

4. Способность к рефлексии. Демонстрирует сложный процесс осознания семьей себя как единого субъекта, способного осуществить самоанализ, на основе которого складывается путь семейного саморазвития и самосовершенствования (как в варианте краткосрочной перспективы, так и долгосрочного действия).

Способность к самосознанию видится нам как более общая и основополагающая в сравнении с другими содержательными компонентами способности семьи быть субъектом. Она проявляется в каждом аспекте последней. Так, например, без сформированного семейного самосознания границы семьи, ее различные особенности могут быть слиты воедино с другими группами: семья действует и мыслит, как все остальные группы родственников или друзей. Это приводит ее

к невозможности отделения себя от других общностей (поскольку нет ни образа «Мы», ни образа «Они/Другие»), следовательно, к неразвитости способности к идентификации.

Динамика проявления способности семьи быть субъектом предполагает трансформацию всех ее содержательных компонентов как в течение целостного жизненного пути семьи, так и на отдельных этапах ее развития. Такое изменение может быть обусловлено рядом факторов: а) социальной ситуацией жизнедеятельности семьи, то есть определенных обстоятельств, сложившихся внутри семьи под воздействием социальных (внешних) факторов, за счет которых происходит развитие ее субъектных качеств, выступающих в виде определенных новообразований - социальных установок, семейных ролей, позиций, характерных для конкретного этапа жизнедеятельности семьи; б) социокультурными условиями - национальными, религиозными, мировоззренческими (к примеру, в православных и мусульманских семьях кардинально отличается способность к осуществлению совместной активности между супругами), особенностями государственной семейной политики (роль и статус семьи в обществе), обусловливающими принципы семейного взаимодействия и т.д.; в) внутренними параметрами - индивидуально-психологическими характеристиками членов семьи, их интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, социально-психологическими особенностями и др.: стремлением к эмоциональному единству (способность к самоидентификации), сплоченностью (способность к совместной активности), принятием противоречий и критики (способность к рефлексии).

На основе теоретического анализа нами выделены три уровня развития способности семьи быть субъектом.

Низкий уровень выражается в неосознанности или частичном осознании семьей своей уникальности и единства, семейные роли принимаются и согласуются только относительно отдельных членов семьи, семейная идентичность не сформирована, однако присутствует единая эмоциональная направленность семьи. Семья направлена на выработку отдельных форм собственных действий, отрабатывает и накапливает навыки совместного взаимодействия, но не способна модифицировать их с учетом меняющихся условий окружающей действительности. Способность к рефлексии либо не сформирована, либо проявляется только в краткосрочной перспективе.

Средний уровень заключается в восприятии и осознании семьей себя как единого субъекта, понимании своей самобытности, достаточно сформированном образе «Мы». Семейная группа способна вырабатывать свой стиль поведения, анализировать собственные действия, регулировать на этой основе свою деятельность (вводить санкции и поощрения, моделировать отельные действия или выстраивать новые семейные сценарии). Однако все эти характеристики она проявляет ситуативно, не в полной мере.

Высокий уровень демонстрирует способность семьи четко отличать себя от других, умело проявлять согласованность, единство в эмоциональном, интеллектуальном, волевом и деятельностном планах, применять и выстраивать свои особые образцы поведения, способы взаимодействия и реагирования на изменяющиеся социальные ситуации жизнедеятельности, в том числе и совершенствовать их. Семья умеет прогнозировать свой жизненный сценарий, может моделировать будущие эмоциональные состояния, представлять оригинальные варианты развития собственного поведения, экстраполировать результат совместной деятельности.

Эмпирическое исследование динамики проявлений способности семьи быть субъектом проведено на базе дошкольного отделения МБОУ Лицей № 3 г. Воронежа. В исследовании приняли участие 124 семьи, состоящие в зарегистрированном браке.

Вначале был проведен отбор семей по этапам их развития - формирования, эволюции, расцвета и распада/завершения жизни семьи. Психологическим критерием отнесения семьи к конкретному этапу выступил субъектный уровень ее развития. Такой показатель выделен на основе субъектного подхода к семье как к малой группе. Определить субъектный уровень развития семьи позволил тест-опросник К.М. Гайдар «Уровень развития группового субъекта» [2]. По результатам его использования выборку составили 92 семьи, каждая из которых находится на определенном этапе (по 23 семьи на каждом из четырех этапов). При отнесении семей к конкретному этапу развития мы руководствовались следующим:

- этапу формирования соответствует досубъектыный или квазисубъектный уровень развития семьи;

- этап эволюции согласуется с мезосубъектным уровнем развития семьи;

- этап расцвета характеризуется просубъектным или протосубъектным уровнем развития семьи;

- этап распада/завершения жизни семьи сопровождается мезосубъектным или квазисубъектным уровнем ее развития.

Вторая часть исследования заключалась в диагностике уровня способности семьи быть субъектом. Для этого была разработана авторская проективная методика «Диагностика способности семьи быть субъектом», изучающая три проявления способности семьи быть субъектом: способность к идентификации, способность к осуществлению совместной активности и способность к рефлексии. Для вынесения суждения об уровне развития данной способности измерялась выраженность каждого ее аспекта и определялось конкретное сочетание этих аспектов. В итоге о высоком уровне способности семьи быть субъектом мы судили по выраженности всех трех аспектов. На средний уровень способности семьи быть субъектом указывала выраженность двух их трех аспектов. Для низкого уровня способности семьи быть субъектом характерна выраженность одного их трех аспектов или невыраженность всех трех аспектов.

Анализ полученных данных начнем с интерпретации первичных результатов методики «Диагностика способности семьи быть субъектом». Каждый содержательный компонент проанализирован отдельно.

Способность к идентификации на этапе формирования проявляется только относительно внутрисемейной ситуации, без учета того, как семейная группа воспринимается со стороны. Эта особенность свойственна молодой семье в связи с отсутствием взаимодействия с другими группами, молодожены стараются проводить как можно больше времени друг с другом, нередко ограничивая встречи с родственниками и друзьями. Семье на этапе формирования сложно отделить себя от других, увидеть свои уникальные черты. Первые попытки разграничения молодой семьи и других общностей начинаются со сравнения ею себя с родительской семьей. Здесь встречаются такие ответы, как «самая лучшая», «дружная», «способная на все» (69 % семей от выборки).

Семьи, находящиеся на этапах эволюции, расцвета и распада/завершения семейной жизни, ярко проявляют способность к идентификации - как внутрисемейной, так и внешней («не такая как все», «лучше других», «обладает своей уникальностью»).

Способность к осуществлению совместной активности примерно одинакова на трех этапах развития семьи, на что указывает частота встречаемости ответов, связанных с данным проявлением способности: на этапе формирования это 31 % семей, на этапе эволюции - 35 % семей, на этапе расцвета - 39 % семей. В дополнениях предложений наиболее часто встречаются следующие фразы: «часто проводить время вместе», «действовать сообща», «быть вместе», «сплоченность». Совместная

активность на первом этапе развития семьи выступает как средство единения супругов. Благодаря общим делам и интересам в паре выстраивается уникальная форма совместной деятельности, которая с годами становится более разнообразной, но ее количественный показатель остается постоянным (так, например, к этапу эволюции к видам совместной деятельности добавляется воспитательная, а романтическая деятельность уходит на второй план и сокращается).

Семьи, находящиеся на завершающем этапе развития, еще чаще проявляют совместную активность и взаимодействие (89 % семей). На данном этапе из жизни супругов уходит профессиональная деятельность, взрослые дети уже обрели самостоятельность и не нуждаются в ежедневной родительской опеке. Соответственно, у мужа и жены появляется больше времени друг для друга. В отдельных случаях кому-то из пары необходима медицинская помощь, тогда добавляется еще и деятельность по уходу. Все это приводит к тому, что в ответах семей, находящихся на заключительном этапе развития, в ответах отражается направленность на взаимопомощь и поддержку («вместе справляться с трудностями», «заботиться друг о друге», «помогать супруге/супругу», «поддерживать», «вместе отдыхать»).

Способность семьи к групповой рефлексии у семей, находящихся на начальном этапе развития, не сформирована, ответы большей части изученных семейных союзов относятся не к рефлексивной стороне их деятельности: «семья способна реабилитироваться», «стремится всем помогать», «может ошибаться» (87 % семей). При этом незначительная часть молодых семей - 13 % - все-таки проявляет рефлексивный аспект, который пока что лишен прогностической функции, но отражает начальную форму аналитической способности («обсуждает семейные трудности», «проводит работу над ошибками», «ищет причину»).

На этапе эволюции данный аспект способности семьи быть субъектом выражен у 71 % обследованных семейных групп, что отражается в следующих их ответах: «признает ошибки», «семья находит решение», «анализирует», «ищет решение». На этапе расцвета семьи также обладают уже сформированной рефлексивной способностью, о чем свидетельствуют такие их ответы: «искать причину случившегося», «признавать и обсуждать», «работать над анализом», «выстраивать перспективы развития», «планировать». Подобные ответы характерны для 82 % семей этой категории. Выявленный факт можно объяснить тем, что к этапу расцвета семья уже обладает общесемейной ориентацией на анализ своей жизнедеятельности, а также способностью изменять ее в результате такого анализа.

Таким образом, можно заключить, что рефлексивный аспект способности семьи быть субъектом укрепляется вместе со стажем семейной жизни, однако к завершению семейной жизнедеятельности данный аспект практически теряет параметр, позволяющий выстраивать перспективы семейного развития, у «стареющей» семьи в большей степени присутствует направленность на анализ прошлого опыта.

В зависимости от уровня способности семьи быть групповым субъектом на основе качественного анализа определен процент соотношения семей на разных этапах развития. Так, на этапе формирования высокий уровень способности семьи быть групповым субъектом не обнаружен ни у одной обследованной семьи. Средний уровень свойствен меньшей части семей (13 %). Наибольшее число молодых семей имеют низкий уровень способности быть субъектом (87 %). Преобладание именно этого уровня способности отражает несубъектность семей на начальном этапе их развития. Соответственно, такие семейные группы обладают особенностями, которые не позволяют семье выступать в роли автономного, самостоятельного,

самодостаточного группового субъекта, способного регулировать свое функционирование, анализировать результаты собственной деятельности.

Семейные союзы на этапе эволюции в своем большинстве отличаются средним уровнем способности быть субъектом (72 %), тогда как низкий и высокий уровни встречаются с одинаковой частотой (по 14 %). Семьи, имеющие средний уровень, способны демонстрировать не в полной мере умения применять опыт и навыки совместного взаимодействия, осознавать себя целостной структурой, самоотождествлять себя в качестве единого субъекта. Другие семьи еще не сформировали такие умения и навыки, на что указывает низкий уровень изучаемой способности.

Этап расцвета характеризуется в основном высоким уровнем развития способности семьи быть субъектом, который диагностирован у 92 % опрошенных семей. Данная способность у зрелой семьи редко встречается на низком или среднем уровнях (по 4 % семей). Высокий уровень отражает наличие таких субъектных характеристик, которые служат основой для ее самореализации в качестве единого группового субъекта, в ходе которой она формирует и преобразовывает свое функционирование, приобретает новые знания, умения, навыки, расширяет совместный опыт, развивает субъектные качества.

На этапе распада/завершения жизни способность семьи быть субъектом преимущественно развита на среднем уровне (у 67 % семей), низкий уровень на этом этапе не встречается.

Представленные данные авторской методики были обработаны не только на количественно-качественном уровне, но и на статистическом: для выявления значимых различий между частотой встречаемости определенных аспектов способности семьи быть субъектом нами был применен критерий х2. Вначале мы подсчитали частоту встречаемости каждого слова-индикатора у семей, принадлежащих каждому из четырех этапов развития отдельно, затем попарно сравнили частоту их встречаемости. Результаты статистического анализа представлены в таблице.

Результаты статистического анализа аспектов способности семьи быть субъектом

Сравниваемые этапы семейного развития Содержательные аспекты способности семьи быть субъектом

Способность к идентификации (эмпирическая /теоретическая частота) Способность к осуществлению совместной активности (эмпирическая /теоретическая частота) Способность к рефлексии (эмпирическая /теоретическая частота)

Этап формирования / Этап эволюции 50,52/41,638 (при р < 0,01) 82,33/41,638 (при р < 0,01) 100,52/41,638 (при р < 0,01)

Этап эволюции / Этап расцвета 8,23/35,172 (при р < 0,05) 12,19/35,172 (при р < 0,05) 18,73/35,172 (при р < 0,05)

Этап расцвета / Этап распада/завершения семейной жизни 23,17/35,172 (при р < 0,05) 24,98/35,172 (при р < 0,05) 40,66/35,172 (при р < 0,05)

Этап формирования / Этап распада/ завершения семейной жизни 62,96/41,638 (при р < 0,01) 69,34/41,638 (при р < 0,01) 65,93/41,638 (при р < 0,01)

* Примечание: в таблице полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия

Как показывает анализ таблицы, способность семьи быть субъектом значимо различается в тех или иных аспектах (способности к рефлексии, способности к идентификации и способности к совместной активности), с одной стороны, на этапах формирования и эволюции, с другой стороны, на этапах формирования и распада/завершения жизни семьи. Эмпирические значения критерия х2 превышают критические при уровне значимости 0,01 (^2эмп. > Х2кр.). Так, на этапе формирования молодые семьи еще просто не имеют достаточного опыта решения задач, связанных с совместной активностью, которая пока плохо структурирована и организована, одновременно у них слабо выражены умения и навыки совместной рефлексии, не сформировалось групповое самосознание, семья еще не идентифицирует себя как единое целое. На завершающем этапе жизни семейной группы проявляются противоположные тенденции, в связи с чем «стареющий» брачный союз способен быть групповым субъектом и проявлять себя в различных аспектах этой способности.

Способность быть субъектом одинаково выражена на среднем уровне на этапах эволюции и распада/завершения жизни семьи. Высокие уровни на этапе формирования семьи не представлены, в то время как на этапе расцвета преобладают. Только на этапе формирования семьи встречается ее несубъектность, что выражается в низких значениях уровня способности быть субъектом.

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что динамика способности семьи быть субъектом состоит в смене ее уровней на разных этапах развития семьи. Причем поуровневая динамика представляет собой изменение всех аспектов способности семьи быть субъектом, начиная с этапа формирования семьи и заканчивая этапом распада/завершения жизни семьи. Имеет место усиление практически всех аспектов способности семьи быть субъектом от начального этапа развития семьи и до этапа расцвета, в то время как заключительный этап отличается ситуативным и индивидуализированным для отдельных «стареющих» семей характером изменения аспектов способности семьи быть субъектом. Считаем, что уровневая трансформация способности быть субъектом связана с социальной ситуацией жизнедеятельности семьи, а также культурными особенностями общества, в котором она создается и развивается.

Библиографический список

1. Гайдар, К. М. Социально-психологическая диагностика группового субъекта : учеб.-метод. пособие для вузов / К. М. Гайдар. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. - 72 с.

2. Гайдар, К. М. Социальная психология жизнедеятельности группового субъекта (на материале исследования молодежных учебных групп): диссертация ... доктора психологических наук / К. М. Гайдар. - Воронеж, 2013. - 580 с.

3. Городилина, М. В. Семейная идентичность современной молодежи в контексте биографической памяти поколений: автореферат диссертации . кандидата психологических наук / М. В. Городилина. - Москва, 2019. - 20 с.

4. Донцов, А. И. Разработка критериев анализа совместной деятельности / А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, И.М. Улановская // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 61-71.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва: Азбуковник, 1997. - 944 с.

6. Ожиганова, Г. В. Духовные способности и продуктивная жизнедеятельность семьи / Г. В. Ожиганова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. - 2018. - Том 15. - № 4. - С. 395-409.

7. Пашкова, Я. А. Структура групповой субъектности семьи / Я. А. Пашкова // Известия Саратовского ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2021. - Том 21. - Выпуск 2. - С. 201-206.

8. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова. - Москва: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1940. - Том 4. -1502 с.

9. Cox M.J., Paley B. Understanding Families as Systems // Current Directions in Psychological Science. - 2003. - Vol. 12. - No. 5. - Р. 193-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.