Научная статья на тему 'Динамические нагрузки при колебаниях груза на канате'

Динамические нагрузки при колебаниях груза на канате Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1183
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ КРАН / НАГРУЗКИ / РАСКАЧИВАНИЕ ГРУЗА / КАНАТ / LOAD-LIFTING / CRANE / LOADINGS / CARGO ROCKING / ROPE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шимкович Д. Г.

Шимкович Д.Г. ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ КОЛЕБАНИЯХ ГРУЗА НА КАНАТЕ. В статье произведен анализ закономерностей процесса колебаний груза на канате при работе грузоподъемных кранов на основе двухмассовой модели с учетом влияния начальных условий на возможные значения динамических нагрузок. Приведен обзор имеющихся справочных и нормативных материалов по значениям коэффициентов динамичности. Выполнен динамический расчет тестовых конечно-элементных моделей консольных стрел с грузом на канате и без каната при разгоне/торможении в процессе поворота стрел как пример обоснования коэффициента динамичности для конкретной конструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шимкович Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shimkovich D.G. DYNAMIC LOADINGS AT CARGO OSCILLATIONS ON THE ROPE. In article the analysis behavior of oscillations of cargo on a rope is made at work of load-lifting cranes on the basis of two-mass model taking into account influence of initial conditions on possible values of dynamic loadings. The review of available help and standard materials on values of dynamic factors is resulted. Dynamic calculation of test finite-elements models of console booms with cargo on a rope and without a rope is executed at acceleration/braking in the process of turn of booms as an example of a substantiation of dynamic factor for a concrete design.

Текст научной работы на тему «Динамические нагрузки при колебаниях груза на канате»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

выбирается оптимальный вариант первичного преобразователя для выбранной структуры ПрИС. [3]

Библиографический список

1. Цветков, Э.Н. Процессорные измерительные средства / Э.Н. Цветков. - Л.: Энергоатомиздат, 1989. - 224 с.

2. Катыс, П.Г. Интеллектуальные видеодатчики машинного видения / П.Г. Катыс, Г.П. Катыс // Датчики и системы. - 2001. - № 9. - С. 42-48.

3. Дорошенко, В.А. Структурная модель синтеза светооптических процессорных средств измерения геометрических размеров / В.А. Дорошенко, М.В. Титович, А.С. Мадейченко / Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции «Решетневские чтения». - Красноярск, 2000. - С. 165-166.

4. Целищев, Е.С. Новый подход к построению универсальной структуры информационного обеспечения процесса проектирования систем контроля / Е.С. Целищев, И.С. Кудряшов, А.В. Глязиецова // Датчики и системы. - 2010. - № 6. - С. 28-34.

ДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ПРИ КОЛЕБАНИЯХ ГРУЗА НА КАНАТЕ

Д.Г. ШИМКОВИЧ, проф. каф. теории и конструирования машин МГУЛ, д-р техн. наук

При работе грузоподъемных кранов происходит раскачивание груза на канате, что сопровождается значительными динамическими нагрузками, которые рассматривалась во многих работах (см. [1] и приведенную там библиографию).

В данной статье произведен анализ закономерностей процесса колебаний груза на канате на основе двухмассовой модели с учетом влияния начальных условий на возможные значения динамических нагрузок. Приведен обзор имеющихся справочных и нормативных материалов по значениям коэф-

a

I ^

m i

mi

a)

Рис. 1. Движение тележки массой m и груза массой m

[email protected]

фициентов динамичности. Выполнен динамический расчет тестовых конечно-элементных моделей консольных стрел с грузом на канате и без каната при разгоне/торможении в процессе поворота стрел как пример обоснования коэффициента динамичности для конкретной конструкции.

Уравнения движения двухмассовой системы

Рассмотрим движение тележки массой m и груза массой m1 в горизонтальном направлении с некоторым ускорением a. В

б)

в горизонтальном направлении с некоторым ускорением

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

141

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

схеме 1 (рис. 1а) будем считать массы жестко связанными и имеющими общий центр масс (канат нулевой длины); на рис. 1а массы для наглядности условно разнесены, там же показаны соответствующие силы инерции (с учетом знаков); суммарная сила, действующая на массы (рис. 1б) будет F = (m + m^a.

Рассмотрим схему 2 (рис. 1б), где массы m и m1 соединены нерастяжимым канатом длиной l. Уравнения движения системы в горизонтальном направлении будут 1m-X=F+S-sin®,

1 •• S ■ (1) [m1-x1 =-S-sin®,

где

о m g

S =—1----усилие в канате,

cos®

g - ускорение силы тяжести.

Складывая данные уравнения, получим

(m + myxc = F, где

m-x+m, - x

xc =-----1—1— центр масс системы 2,

m+m1

отсюда видно, что центр масс в схеме 2 будет двигаться так же, как и в схеме 1, т.е. колебания масс будут происходить относительно их центра масс.

При малом угле ф имеем ® « sin(®) « tg(®) = z / l и система (1) принимает вид

m-X=F+m1g

l

mi-xi =-щ gZ.

(2)

Видно, что дополнительная к F нагрузка на массу m в горизонтальном направлении составляет

z

Fan=m gj=mi g-®

и обусловлена колебаниями груза на канате.

Отметим также, что изменение усилия в канате в процессе колебаний вызывает дополнительную вертикальную нагрузку на тележку. В данном пункте этот вопрос не рассматривается.

Меру воздействия массы груза m1 на тележку массой m при колебаниях груза по отношению к схеме 1 (рис. 1а) без колебаний

груза будем оценивать коэффициентом динамичности

K = Fdm = g z

dm Fn -al

(3)

Учитывая, что x1 = x + z, несложно привести систему (2) к виду

где обозначено

x=f(t Нш0-z, z=-f(t )-Ш-z,

(4)

f(t)

F (t)

m

m 2

V=—, ®0 = m

g l ’

Ш°2 =p,y , Ш2 =®0 +Ю°2 =(1+^)y

Нетрудно видеть, что ш0 и

Шо

- это собственная частота и период колебаний груза на канате при закрепленной точке его подвеса.

Общее решение второго уравнения системы (4) будет

z(t)=A-smшt+B-cosшt+zm (t), (5)

где A, B - константы, определяемые из начальных условий,

zm (t) - частное решение данного уравнения.

Влияние начальных условий

Рассмотрим случай движения с постоянным ускорением a = const.

Тогда

f (t )=F=(т+щуа =(1+ц>д

mm

и частное решение zm при z = 0 будет

Разгон a > 0 Торможение a < 0

Рис. 2. Отклонение груза от вертикали при стационарном движении системы с постоянным ускорением

142

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

Рис. 3. Зависимости z(t) численного решения уравнений (4) при движении тележки

z _-f(t)_-(1+Д>а-1 т ш2 (1+p)-g

—l и угол g

а

Фт ™№m _ • (6)

g

Величина zm представляет собой отклонение груза от вертикали при стационарном движении системы с постоянным ускорением (рис. 2).

Пусть в начальный момент времени t = 0: z(0) = z0, z(0)_Vz0. Определяя из этих условий константы A, B в (5), получим z V

z(t)_ zm [(1-cosшt)+—- •cosшt +—— •sinшt ]. (7)

Z т Ш* Zm

Используя соотношения (6-7) из (3), найдем явное выражение для коэффициента динамичности

^ Ф z , z0 Vz0

Kdin _—_—_1-cos0t +—-COSQt+——-SinQt (8) Ф z z ш-z ’ v ’

T m m m m

Обычно [1-3] для анализа принимаются нулевые начальные условия: вертикальное начальное положение груза (z0 = 0) и его нулевая относительная скорость Vz0 = 0. При этом максимальное значение коэффициента динамичности (при rot > п) равно 2, поскольку cosn = -1.

В действительности начальные условия z0 и Vz0 являются случайными величинами, зависящими от предыстории движения груза, длительности процессов разгона/тор-можения, времени включения/выключения механизмов, эффективности системы управления приводами, квалификации крановщика, сторонних (например ветровых) воздействий, податливости конструкции крана и др. При этом коэффициент динамичности может возрасти до 3...4 и выше.

На рис. 3 показаны зависимости z(t) численного решения уравнений (4) при движении тележки по схеме: разгон (5 с, на графиках время разгона обозначено tm) при воздействии постоянной силы F, движение с постоянной скоростью (F = 0), торможение (5 с) при воздействии той же силы F обратного направления. В зависимости от момента начала процесса торможения (на графике обозначено ttorm) после его окончания может происходить как гашение (рис. 3 а), так и возбуждение (рис. 3б) колебаний - увеличение их интенсивности с ростом коэффициента динамичности в данном случае с 2 до 4.

Если направление начального смещения z0 перед торможением совпадает с направлением ускорения, то амплитуда последующих колебаний возрастает, если наоборот - уменьшается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзор справочных и нормативных материалов

В связи с неопределенностью начальных условий для груза возникает вопрос о расчетных значениях коэффициента динамичности, которые следует принимать при анализе работоспособности конструкции крана.

В учебной литературе по грузоподъемным машинам [2,3 и др.], как правило, ограничиваются иллюстративным случаем нулевых начальных условий при колебаниях груза на канатах; при этом значение коэффициента динамичности получается равным 2.

В различных нормах расчета конструкций кранов величина Kdin или угла отклонения канатов от положения равновесия

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

143

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

задается в зависимости от типа крана и режима его эксплуатации.

Краны пролетного типа

В нормах [1] для мостовых и козловых кранов общего назначения грузоподъемностью от 1 до 50 т регламентируется угол отклонения канатов с грузом 60 при расчете по максимальным нагрузкам рабочего состояния.

Расчетная скорость передвижения указанных кранов находится в пределах 0,5...2,0 м/с, время разгона 8...10 с, торможения 6...8 с, следовательно, ускорения будут примерно а = 0,1...0,3 м/с2, углы

Ф» = a=0,60...1,80; g

при ф=60 это соответствует

К«*=—=3,5...10,

Фт

Допустимое ускорение при разгоне и торможении механизмов передвижения для данных кранов не должно превышать 0,3 м/с2 [1], соответствующая величина угла отклонения каната с грузом будет

a 0,3 180 С0 * 0

Ф» =-=^7------=1,75 , Ф=6

g 9,81 п

откуда минимальное значение коэффициента динамичности

K

din

—=3,4.

Ф»

Стреловые краны

В [1] для поворотных кранов при отсутствии натурных исследований рекомендуется расчетный угол отклонения каната с грузом принимать по соотношению

ак + ац + ав + Fe

tgф=----ц----+-7,

g G

где ак, ац,- средние касательное, центробежное ускорения точки подвеса груза при вращении на максимальном вылете;

а - то же при изменении вылета;

F - сила ветра на груз силой тяжести G.

Учитывая, что указанные ускорения близкого порядка и, как правило, не превышают 0,3...0,6 м/с2, отношение ветровой нагрузки к силе тяжести груза обычно не более 0,06,

получаем оценку коэффициента динамичности от качания груза по данной рекомендации на уровне 3,5....4.

В [4] расчетную нагрузку при вращении поворотной части крана ¥пов рекомендуется принимать по соотношению

Ков =(1+Ki -0,15) Ко7, где Ki=4.6, -коэффици-

т—i ном

ент надежности, гпов - нормативная нагрузка при повороте, откуда Kdin =1+K1-0,15=1,6...1,9 .

В нормах европейской ассоциации производителей грузоподъемной техники FEM 1.001 [5] приводится график выбора коэффициента динамичности при качании груза на канате в зависимости от отношения времени разгона/торможения к периоду свободных колебаний груза и соотношения масс груза и тележки (крана); по этим данным при характерных параметрах движения Kdin > 2...2,5 (для кранов пролетного и стрелового типов).

В наиболее современном европейском стандарте EN 13001 [6] приводятся значения коэффициентов динамичности при работе крановых приводов в диапазоне 1,0...3,0 в зависимости от типа системы управления с рекомендацией оценки динамических нагрузок на основе конечно-элементных моделей. С учетом значений частного коэффициента надежности 1,22...1,34 по данной нагрузке при расчете по методу предельных состояний ожидаемые максимальные значения Kdin будут 1,2...4.

Из обзора видно, что устоявшегося подхода к выбору коэффициента динамичности от раскачивания груза на канатах нет - его назначают исходя из традиций, опыта проектирования и эксплуатации различных типов кранов, имеющихся экспериментальных данных и расчетных оценок, степени квалификации машинистов кранов. Средние значения данного коэффициента находятся на уровне 2...4.

Из эксплуатационных требований отметим имеющиеся в инструкциях по эксплуатации кранов указания машинисту «...управлять всеми механизмами крана нужно плавно, без рывков и раскачивания груза», однако это трудно контролируется и возможны нарушения данных правил вследствие объективных и субъективных причин.

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

В настоящее время предлагаются также системы управления крановыми механизмами для гашения раскачивания груза [7].

Анализ динамических нагрузок с использованием

конечно-элементных моделей

В качестве примера анализа динамических нагрузок использована балочная модель консольной стрелы длиной 7 м, коробчатого сечения высотой 350 мм, шириной 250 мм с толщиной стенок 5 мм. Стрела расположена горизонтально и поворачивается по заданному закону изменения угловой скорости поворота вокруг вертикальной оси, проходящей через основание стрелы.

Для сравнения одновременно производился расчет двух вариантов закрепления груза массой 5000 кг (рис. 4):

1) груз закреплен на конце стрелы (верхняя модель);

2) груз подвешен к концу стрелы на упругом канате (нижняя модель).

На модели действуют вертикальное ускорение силы тяжести 9,81 м/с2 и инерционные нагрузки от ускорения и угловой скорости при повороте. Вращение принято по следующей схеме: разгон с постоянным ускорением, движение с постоянной скоростью и торможение с постоянным ускорением, как при разгоне. Время разгона и торможения приняты одинаковыми 5 с. Время начала торможения подобрано так, чтобы при торможении получались колебания максимальной интенсивности. Ветровые нагрузки в данном расчете не учитывались. Производился динамический, нелинейный (большие перемещения) анализ моделей [8] без учета демпфирования. На рис. 4 также приведены эпюры нормальных напряжений в стреле в Па.

На рис. 5а показаны изменения во времени максимальных напряжений (МПа) в сечениях стрелы у ее основания - толстой линией в модели с подвесом груза к концу стрелы на канате, тонкой линией - в модели с закреплением груза на конце стрелы (без каната).

Интересно отметить, что, несмотря на интенсивные колебания груза на канате, максимальные напряжения при этом оказались

близкими к имеющим место при колебаниях стрелы с грузом на ее конце (без каната) - примерно 622 МПа. Коэффициенты динамичности при разгоне/торможении стрелы в процессе поворота получились 3,1...3,2.

На рис. 5б приведены аналогичные результаты расчетов с учетом конструкционного демпфирования в элементах металлоконструкций, для которых логарифмический декремент затухания принят равным 0,3 [1]. Поскольку раскачивание груза затухает медленно [7], для него демпфирование в данном расчете не вводилось.

Из данного рисунка видно, что колебания груза, закрепленного на конце стрелы, практически затухают к моменту начала торможения, соответственно снизились максимальные напряжения с 621 МПа до 604 МПа и коэффициент динамичности с 3,1 до значения 1,93. Интенсивность колебаний и максимальные напряжения в стреле с грузом, подвешенным на канате, снизились незначительно и остались практически на уровне колебаний без демпфирования с коэффициентом динамичности 3,2.

Аналогичные расчеты по обоснования коэффициентов динамичности можно выполнить и для более сложных конструкций.

ления груза массой 5000 кг

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

145

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2

650,635. ■ 620-605,590. ■ 575,560,545. ■ 530,515-500,650,635. • 620. • 605-590. • 575. • 560. 545. • 530-SI 5. 500.

W

У

л А \

\ л А/1 J 1 I 1

м ю III J

п /V 54 з| Г1 ш

03 1.3

0. 2. 4. 6. 8. 10. 12. 14. 16. 18. 20. 22. 24. 26. 28. 30.

а)

622.5

т у / \ ( \ г

л л \

j IX (10 (а Л т \\ /V 1 1 L

№ £ У V V VI' 1 1 т Г

5^V / V V

5' L \ 1 V 1

2. 4. 6. 8. 10. 12. 14. 16. 18. 20. 22. 24. 26. 28. 30.

б)

Рис. 5. Изменения во времени максимальных напряжений (МПа)

Библиографический список

1. Гохберг, М.М. Справочник по кранам / М.М. Гох-берг и др. - Л.: Машиностроение, 1988. - Т. 1-2.

2. Грузоподъемные машины / М.П. Александров. - М.: Высшая школа, 1986. - 400 с.

3. Соколов, С.А. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин / С.А. Соколов. - СПб.: Политехника, 2005. - 423 с.

4. РД НИИКраностроения - 08 - 07. - М.: ООО НИ-ИКраностроения, 2007.

5. FEM 1.001, Rules for the design of hoisting appliances. Book 2. 3-rd Edition, 1998.

6. EN 13001. Crane safety - General design. - Brusseles, 2004.

7. Зарецкий, А.А. Управление и защита грузоподъемного крана с гашением раскачивания груза / А.А. Зарецкий и др. // Журнал Все краны. - 162007; 17-2008; 19-2008.

8. Шимкович, Д.Г. Инженерный анализ методом конечных элементов / Д.Г. Шимкович, Femap & Nastran. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 704 с.

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.