Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2023. Том 9 (75). № 1. С. 166-180._
УДК 81'42
ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШАБЛОНОВ И ЖАНРОВЫХ СТАНДАРТОВ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ МЕДИАТЕКСТЕ
Пастухов А. Г.
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
Орёл, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
С момента становления лингвистики текста как самостоятельного направления в языкознании значительно расширяется спектр текстовой (жанровой) проблематики. В массиве медиатекстов отмечаются комплексные изменения, причем не исключительно диахронического плана, а касающиеся динамических процессов немецкой медийной речи. В статье представлены наработки автора, отражающие теоретические аспекты лингвистики текста, а также методологические подходы к анализу медийного текста. Эмпирические результаты, полученные с опорой на положения современного немецкого медийного жанроведения позволили сделать важные выводы относительно динамики жанров и типов текста в медийной среде. На примере медиажанра «колонка» поставлен вопрос об идентификации шаблонных характеристик медиатекста и его жанровых стандартов в контексте изменения текстовых типологий, как гипотетических, так и реальных.
Ключевые слова: текст, медиатекст, медиажанр, лингвистика текста, динамизация, текстовый шаблон, конвергенция медиа.
ВВЕДЕНИЕ
Жанры текстов являются исторически сложившимися единицами коммуникативной практики любого коммуникативного сообщества. Соответственно, типичный набор форм определяется факторами, обеспечивающими изменяющиеся коммуникативные потребности общества, технологические инновации, меняющиеся медийные контексты и т.д. Параллельно с этим, ожидаемо изменяются и текстовые шаблоны (паттерны) [20; 25].
Данная статья продолжает цикл исследований [4; 5; 8], посвященных изучению факторов, обеспечивающих переход от устоявшихся жанровых форм к новым. В центре внимания оказываются обновлённые характеристики текста, происхождение и потенции динамических изменений жанров, происходящих на фоне стремительных медийных, коммуникативных, институциональных процессов, что ведёт к последовательному изменению нормы и стандартов. Можно предположить, что суть этих изменений заключается не только в природе типологического, но и в их смешанном и комбинированном характере, а также сетевом взаимодействии, незавершенности, открытости и т.п. [23; 13; 22].
Вклад ученых в развитие теории медиатекста и его динамического изменения с акцентом на возникновении новых медиажанров и их форматов связано с определением конститутивных признаков; здесь особенно важен учет «исторических разновидностей и придание описанию исторической динамики, в т.ч. за счёт средств конструирования образа автора и адресата» [10, с. 73]. Анализ динамики образа автора и адресата в подобном дискурсивном моделировании в существенной мере детерминирует две теории - речевых жанров и социального конструктивизма,
166
_Пастухов А. Г._
позволяющих комплексно рассматривать жанр как средство конструирования социального взаимодействия.
С другой стороны, процессы дигитализации, сетевого взаимодействия, виртуализации и конвергенции медиа также оказывают влияние на актуальные изменения не только медийной среды, но и медийного общества в целом [30; 15; 35]. В этом видится причина возникновения новых или обновленных текстотипов для традиционной и дигитальной медиакоммуникации, оформление её в виде личностно-ориентированных доминат, «формирование которых отвечает общим институциональным интересам» [3, с. 40].
С точки зрения медийного жанроведения у исследователя возникает вопрос, какие микро- и макроструктурные изменения происходят на уровне текстовых типологий. Использование в этом случае новых технологических ресурсов и для сетевых медиаплатформ требует от пользователей гибкости в работе с традиционными и новыми жанрами текстов. Заметим, что при этом меняется само представление о жанре как о «разновидности» и как «паттерне» с учетом дискурсивных стратегий и сетевого взаимодействия [6; 34].
Таким образом, в качестве наиболее ярких динамических отличий современного немецкоязычного медиатекста следует назвать «измененное соотношение эксплицитного и имплицитного, повышение доли разнородных и разноуровневых эмотивных и экспрессивных языковых средств, изменение соотношения устной и письменной традиций в разных форматах общения носителей языка и культуры, медиатизацию и др.» [1, с. 11-12]. Именно поэтому изучение динамических процессов в медиа развития осложняется тем, что эти изменения происходят не в границах медиажанров, а в контексте конвергентного медиаразвития. Больше того, все дискурсивное пространство медиа представляет собой всеобъемлющий «инструмент, позволяющий увидеть разные силовые линии медиасферы, структурировать медиапространство, сделать выводы о его наиболее важных «пульсирующих» точках, центре и периферии, объяснить их свойства политическими, культурными и иными фактами социальной действительности» [12, с. 159].
Есть основания считать, что «традиционный» подход к анализу жанров в отдельных случаях должен быть дополнен перспективой, учитывающей разнообразные промежуточные и перекрестные связи. Изменяющаяся практика коммуникации показывает, что движение общественного, бытового, личного уклада жизни способствует дифференциации вариантов взаимодействия и содействует структурным изменениям [24]. В то же время стремительное развитие и расширение сетевого взаимодействия открывает новые возможности для использования альтернативных публичных пространств и создания новых форм партиципации. Всё это в полной мере относится к пониманию природы изменения жанров, шаблонов и стандартов, иными словами, новые коммуникативные формы открывают новые возможности для обновленных решений. При этом «старые» шаблоны не теряют своего значения и также используются для решения новых проблем.
167
_ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШАБЛОНОВ И ЖАНРОВЫХ СТАНДАРТОВ..._
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Продвижение «новых медиа» приводит к существенному увеличению и смешению текстовых форм медийной репрезентации. Новые формы объективно способствуют целям речевых инноваций и в традиционных областях медиакоммуникации. Их анализ важен не только потому, что мы хотим знать, как «действуют» новые жанры, но и для того, чтобы понять, какие изменения (результаты) следует ожидать в уже сложившихся, ведь главным источником жанровых изменений, всё так же остаётся динамика предметных (референциальных) областей, а не лишь тексто-лингвистическое теоретизирование.
Наиболее «болевые» точки по этой проблеме можно сформулировать следующим образом:
- какие теории лежат в основе эволюции и изменения текста и какие последствия они могут иметь для практического анализа медиатекстов?
- при каких дискурсивных условиях возникают «разновидности» медиажанров и «шаблонов» (сравн.: медиадиспозитив [4]?
- как следует учитывать взаимосвязи между традиционными и инновационными моделями общественного коммуникативного поведения (условия, механизмы, последствия и т.п.)?
- как изменяются речевые стратегии и в какой мере они влияют на текстовые (жанровые) функции?
- какую роль играют динамические процессы в отношении конкретного жанра и какие методики можно использовать для их фиксации?
- как возможности мультимодального и гипертекстового оформления медиатекста влияют на изменение стандарта жанра?
- в какой мере процессы изменений индицируются на формальном, содержательном и функциональном уровне и какое влияние они оказывают друг на друга?
Данный круг теоретических проблем, а также учёт технологических инноваций свидетельствует о том, что творческий и ответственный пользователь языка всё больше включается в максимально адекватное постижение коммуникативных «открытий» социальных пространств, не в последнюю очередь, через привлечение новых коммуникативных структур и типов текста. А. Балог писал, что жанры текстов (Textsorten) являются «продуктами прошлой деятельности других людей. Но они являются также инструментами текущей деятельности языкового сообщества и в этой функции они наиболее подвержены изменениям» [14, с. 232]. Сформированные ситуацией и оформленные в виде шаблона, они несут в себе черты: смешения (Vermischtheit), сетевого взаимодействия (Vernetztheit), фрагментации (Fragmentierung), незавершённости (Nichtabgeschlossenheit), открытости (Offenheit), авторского разнообразия (Autorenvielfalt), диференциации (Zersplitterung) и т. п. Каждый из этих факторов знаменует что-то конкретное в изменении текстотипов и текстовых шаблонов, пытается внести свой особенный оттенок в характеристику процесса текстового (речевого) употребления.
168
_Пастухов А. Г._
ДИСКУССИЯ
Действительно, при внимательном наблюдении за изменениями жанров текста и текстовых шаблонов мы отмечаем многочисленные изменения, модификации и переходы. Эволюция текста в сегодняшней коммуникативно-ориентированной и медийно-опосредованной среде (в отличие от грамматических изменений, которые происходят чрезвычайно медленно и поэтому менее заметны) означает изменение жанров и представляет собой довольно динамичный процесс, реализующийся, без преувеличения, на наших глазах.
Приведенный выше тезис А. Балога как бы предвосхищает изменение текстотипа, который выступает абстрактным результатом деятельности языковых сообществ и изменений внутри них. Происходит не просто изменение в жанре или его (пере)именование в условиях переизбытка медийных предложений, а попытка привязки жанра к коммуникативной ситуации, что однозначно свидетельствует в пользу переноса центра тяжести в поле обновленной теории текста и её интеграцию в сферу компетенции новых субъектов медийного пространства (медиаакторов).
Множественные образцы медиажанров, вследствие своей вариативности, в условиях изменения коммуникативных практик и тактик непреложно подтверждают тот факт, что язык, как гетерогенная система, приходит к нам из предыдущих поколений, и, соответственно, его гомогенность может быть доказана, например, за счёт:
• реконструкции исторических и трансляции современных языковых уровней;
• устойчивости исторически сложившихся «языковых фрагментов»;
• идентификации кодифицируемых языковых норм;
• фиксации предметной (исследовательской) компетенции, в т.ч. как результата аксиоматический гомогенности.
Гомогенность медиаречи оказывается под вопросом; она, хотя и возникает, но лишь отчасти и во многом непроизвольно продуцирует дифференцированность и отражает различия в языке. Она (речь) скорее выступает набором вариантов, возникающих при соотнесении кодифицирующей нормы с «языковой вариативностью», что, в принципе, соответствует ожиданиям на них в соответствующем сообществе (группе, комьюнити и т.п.).
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ.
К ОБОСНОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕЧЕВАЯ ДИНАМИКА»
Важным в этой ситуации, таким образом, оказывается сумма факторов, гипотетически ограниченная понятием «речевая динамика». Дело в том, что в нём теоретическая интеграция речевых форматов медиатекстов и их изменения являются как раз одним из проявлений «речевой динамики». Ведущее свой отсчёт от классического определения динамики, как процесса движения или изменения, в трудах, например, Ж.-Л. Лагранжа динамика объясняется как наука об ускоряющих или замедляющих силах, а также о разнообразных движениях, которые они должны производить (перевод мой. - А. П.).
Теоретическая привлекательность данного определения позволяет отчасти перенести его суть на речевую динамику: оно отчасти ломает видимое принуждение
169
и из методических предубеждений позволяет вывести понятийно и теоретически сокращённую конструкцию описания предмета или явления [29, с. 20]. Таким образом, речевая динамика — это изменительный процесс комплекса вопросов активного употребления речи и возникающих в этой связи модифицирующих рефлексий. Хорошо известно также, что сложные в методологическом плане объекты нельзя исследовать одномоментно или освоить без ущерба, т.е. без потери их сложности. По методологическим соображениям будет неоправданно оперировать какой-либо сокращённой или неадекватной теорией. (Учёным хорошо известно о недостатках редуцированных языковых теорий в отношении их объяснительный адекватности) [18, с. 1].
Если спроецировать данный подход на текущие изменения жанров, то сразу же наш интерес переместится в плоскость процессов, отражающих коммуникативную деятельность языкового сообщества. Но не только в ретроспективе или диахронии можно различить, в каком направлении и в каких областях происходят изменения. Если для синхронного рассмотрения возможна некая доля приближения, то для оценки разнообразного и репрезентативного изменения в медиатексте необходимо привлечение соответствующего речевого корпуса. Изменения в структуре текста происходят не так быстро и очевидно, но если мы хотим идентифицировать возникновение нового, или мутацию, мимикрию старого (традиционного) текста, то исследовательской предпосылкой и одновременно интенцией, на наш взгляд, должна стать обновленная система в отношении текстовых шаблонов и их признания как основного фактора, влияющего на строительный каркас жанра. В устройство конструкта 'жанр' входят, как известно, пропозициональные, функциональные и формальные соответствия. В поиске изменений, помимо эволюционного развития текстов и появления новых жанров, есть те, которые уже «мертвы», или, вследствие тех или иных причин, умирают. Как же зафиксировать и оценить эти процессы во всей их должной системности? Как проверить, оправдано ли понятие жанра, привносимое «новыми медиа», или оно не является отражением модификаций уже существующих текстов. Ответы на эти вопросы пока ещё не получены в полной мере, т.к. в современных условиях новизна и изменения в жанре (текстотипе) ограничены и динамика является следствием только лишь его носителя [17, с. 19-20].
В этой связи необходимо также проверить, не происходит ли совпадение новых жанров с их изменениями внутри. Возможно в этом есть также некоторая степень «приспособления» к разного рода новым обстоятельствам, отчего несложно потерять исходный статус того или иного «жанра». При изучении изменений в тексте необходимо учитывать, что их речевая динамика может быть вызвана различными обстоятельствами, в т.ч. особенностями коммуникации, подачей материала, медиакультурой, распространением образовательных, идеологических, производственных интенций. Эти факторы и их взаимосвязи предопределяют вопрос, на который еще предстоит ответить: каким образом следует систематизировать наши представления в этом вопросе и насколько динамические проявления в отношении жанра будут носить содержательный, функциональный, формальный, но при этом устоявшийся характер.
170
_Пастухов А. Г._
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. АНАЛИЗ ЖАНРА (КОЛОНКА)
Имеет ли речевая динамика свои проекции в медийной практике и как она соотносится с правилами редакционной политики? Такое положение требует своих пояснений еще и потому, что взгляд на теорию и ее проекции в медиалингвистике показывают, что определения ряда жанров, особенно аналитической журналистики, не соответствуют в полной мере коммуникативной реальности. C учётом разных и весьма противоречивых жанровых реализаций, возникают некоторые сомнения в справедливости данного методологического подхода. Больше того, при определении его самостоятельности следует иметь в виду, что при всем многообразии и дифференциации, а также с позиций уже сложившегося научного направления -медийного жанроведения - необходимо произвести разносторонний инспекцию эмпирического материала, главным образом, чтобы проиллюстрировать, как на основе текстовых шаблонов конструируются и реконструируются типизированные медийные тексты. Именно по этой причине, как пишут М. Лугинбюль и Д. Перрен, при анализе текстовых шаблонов не следует исходить только лишь из предлагаемого образца текста или его творческой вариации [27].
Покажем, как различные динамические аспекты речи реализуются в жанре «колонки» (Kolumne). Её трактовка в немецком медийном жанроведении демонстрирует дифференцированное отношение к ней не только со стороны редакций, но и со стороны исследователей системы жанров печатной журналистики. В одной из дефиниций утверждается, что колонка представляют собой «независимый, самостоятельный жанр» [21, с. 208]. До сих пор «колонка» считалась жанром, выражающим мнение, хотя подчеркнуто дифференцированные и эмпирически рефлектируемые описания в ней отсутствуют.
Искомая вариативность жанра и лежащих в их основе текстовых шаблонов постоянно находится в центре теоретического осмысления и практического анализа исследователей. По факту, колонки представляют собой варианты репрезентации речевого фрагмента и отражают весьма широкое тематическое разнообразие. Они стали характерным жанровым явлением в медиасреде; почти любая ежедневная газета или журнал в стандартизованном и повторяющемся исполнении публикует печатные или онлайн-колонки. Отметим, что большое число родственных жанров (и не только в смысле аналитики или выражения мнения), по форме, а также в духе редакционной политики являются колонками в широком смысле слова, но не имеют ярко выраженной атрибутики рубрики и своего названия.
В многочисленных публикациях по журналистике и медиалингвистике сформировались три позиции, которые, на наш взгляд, неплохо фиксируют статус колонки как жанра и постулируют её свойства, как:
1. «Регулярного, повторяющегося комментария [известного] редактора, приглашенного журналиста или нескольких членов редакционного коллектива» [33, с. 72].
2. Редакционной статьи, закрепляющей за собой отдельный жанр, граничащий с комментарием [26, с. 147].
3. Выражения «мнения какого-либо конкретного, но чаще известного автора» [28, с. 272].
171
В «Глоссарии журналистских профессиональных выражений» [Glossar journalistischer Fachausdrücke] [31, с. 315], определяется значение мнениеформирующих (meinungsbetont) жанров. В отношении колонки допускают варианты: «гостевой комментарий» (Gastkommentar), «справочная информация» (Hintergrund-Information) и др. [31, с. 321].
В системе современных печатных медиа тексты колонок могут обнаруживать такие качества, как новостийность, репортажность, аналитичность. Конкретный текст обладает рядом таких родственных качеств, что позволяет узнавать в нем сразу несколько родственных жанров. И, расширяя пространство такого «узнавания», важно также сказать о существовании немедийных жанровых качеств [11, с. 274], демонстрирующих аналитизм, критический взгляд на проблему. Сравн.: жанр «критика», в котором журналисты не только энергично критикуют действительность, но и дают такую возможность другим. Если раньше «критическим» считалось сообщение, которое журналист публиковал после того, как он убеждался, что оно соответствует действительности, то ныне автор позволяет себе сообщать о неблагоприятном положении вещей или событий, просто так выставляя кого-либо в неблагоприятном свете [7, с. 250].
То же самое касается и форматных характеристик «колонок». В них безусловно присутствуют: (а) акцент на мнении (модальность сообщения); (б) серийность (способ представления); (в) популяризация факта, события (авторская интенция). Кроме того, отметим индивидуально-авторский характер жанра [28, с. 272], его тематическую открытость и стилистическая вариативность, допускающую в ряде случаев элементы сатиры [31, с. 145], а также возможность расхождений взглядов автора и редакции.
С критической точки зрения все перечисленные позиции в отнесении «колонки» к самостоятельному жанру и рассмотрение его как особой модальности («подчеркивание мнения», обозначение «позиции» и т.п.) сближает данный медиажанр с комментарием. При этом полностью они не совпадают. особенности. Их различия заключаются в понимании того факта, что:
а) колонки образуют серии текстов, характеризующиеся жанровым разнообразием, а
б) модальности журналистского общения скорее делают акцент на фактах, мнениях и опыте, что имеет решающее значение. Не случайно, что акцент на мнении является доминирующей модальностью в этом медиажанре.
С точки зрения текстовой типологии Kolumne не образует жанр (Textsorte) в чистом виде, а скорее является классом текстов (Textsortenklassen). На чем базируется данное предположение? Если провести аналогию с такими классами текста, как: ,Brief, ,Anzeige' или ,Plakaf. (Об уровнях абстракции в текстовых классификациях см. [20, c. 514], то станет очевидно, что 'колонки' идентифицируют себя в немецких газетах преимущественно как конвенциональный журналистский жанр (journalistische Textsorte), или как амальгама жанров, которая может включать в себя: портрет (Porträt), интервью (Interview), стори (Story), комментарий (Kommentar), репортаж (Reportage), совет (Ratgeber), глоссу (Glosse) и т.д.
172
_Пастухов А. Г._
В принципе, медиатексты любого типа могут быть идентифицированы как «колонка». Необходимо лишь посмотреть, насколько он является типичным и самостоятельным и какие имеет особенности в плане аналитизма, выражения мнения и/или злободневной публицистики. Известно, что большинство текстов, квалифицируемых как «колонка», следуют установленному шаблону журналистских типов текста: Но «Kolumne», по мнению М. Хофмана, имеет родственный характер с типом текста «Betrachtung». И это не случайно, т.к. квалифицируется она двояко: (1) как типологический класс текстов, и (2) как независимый медийный жанр. Последний предстает в новом свете в связи с редакционной политикой издательств, актуальным переосмыслением текстотипа и самого термина «Betrachtung», в сути которого заложены черты текстов, которые появляются как экземплярные свойства чего-то продолжающегося, сериального. На серийный характер иногда указывает и тот факт, что отдельным рассматриваемым текстам присваивается название серии, в которое может быть включено имя обозревателя [21, c. 210-211].
С точки зрения модификаций медиаречи, не зарегистрировано никаких существенных различий между печатными колонками и онлайн-колонками. Основные принципы Интернет-коммуникации, или даже проектирования журналистского материала в Интернете» в духе гипертекстуальности и гипермедиальности здесь не применимы. Единственное отличие заключается в типографике и форматировании абзацев, а также в использовании вариантов двусторонней связи. Онлайн-столбцы позволяют размещать читательские комментарии к соответствующему тексту в интерактивном режиме. Примечательно, что в печатных колонках «Die TAZ» существует практика, предполагающая т.н. перспективный обзор на пять дней, с указаниями имён обозревателей и названиями серий, состоящими из тематически релевантного ключевого слова, а не конкретной колонки. Сравн. названии колонок в газете «Die TAZ»: „Gerüchte", „Älter werden", „Habseligkeiten", „Wortklauberei", „Fernsehen" и др.
Колонки несут в себе определённую тематическую связанность (напр., «виноделие», «впечатления от домашних животных» и т.п.) или маркировку текстовых функций (напр., «Satire», «Klatsch»), подтверждающих их главную коммуникативную ценность - простоту и доступность. Авторы публикаций «стремятся обойтись без сложных конструкций, прибегают к простым предложениям и нередко украшают свою речь эпитетами» [2, с. 75].
Как мы уже отметили, жанровая детерминированность в «колонке» менее очевидна. Причиной этому является гибридизация медиажанров и их функциональное разнообразие. Связующим звеном содержательного наполнения колонки может служить информация о:
• культуре (Kulturkolumne): превью литературных чтений в Берлине;
• правах человека (Menschenrechtskolumne): предоставление фактов о положении правозащитников, преследуемых в своих странах;
• новогодней речи политика (Neujahrsansprache) с элементами вымысла или политической сатиры [21, с. 212].
• фотоколонке (Fotokolumne): представление инсайдерского фотосюжета о какой-либо знаменитости;
173
• «винной колонке» (Weinkolumne): подача исторических фактов о вине или виноделии, в т.ч. связанной с обзором книги-новинки (Buchkritik);
• светской хронике (Klatschkolumne);
• домашних животных: повествование о питомце в форме смешной истории (Anekdote) и т.п.
Актуальная реконструкция шаблона текста колонки, а также того, какие тематические задачи она решает, какие содержит в себе варианты на этапе репрезентации темы, показаны в табл. 1. В ней представлено перечисление наиболее распространенных тем, отсортированных по проблемным областям и ранжированных по частоте их проявления. Типы формулирования задачи представлены от простого к сложному; при этом приоритет отдается наиболее распространенным проблемным сферам.
Табл. 1. Проблематика колонок
№ п/п Проблематика Примеры
1. Partnerschafts- / Partnersuchprobleme ,die Schwierigkeit, dem Partner etwas Neues zuzutrauen'
2. Freizeitprobleme ,die negativen Erfahrungen mit Umkleidekabinen'
3. Kommunikationsprobleme ,das Lamentieren über Erschwernisse im Winter'
4. Lebensaltersprobleme drohende Altersarmut
5. Regionalprobleme Ärger über phantasielosen Weihnachtsschmuck in Berlin
6. Skandale als moralische Probleme Steuerhinterziehung im Großen und Kleinen
7. Ernährungsprobleme das ärmliche Sortiment in Biokisten
8. Wohnprobleme die Ausweglosigkeit, dem Lärm im Wohnumfeld zu entkommen'
9. Verkehrsprobleme Stillstand statt Fahrspaß auf deutschen Straßen'
[по: Hoffmann 2014: 221
Будучи «привязанная» к стилевым образцам (Stilmuster), индивидуальность текста обнаруживается во взаимопереплетении структур, которые необходимо идентифицировать. Уточним, что мы понимаем под понятием «стилевой образец». Будучи разнообразными по своей природе, стилевые образцы находятся на разных уровнях языковой системы. В текстовой (речевой) перспективе можно ожидать их взаимодействия, реализуемого в границах конкретного текста. Это в полной мере относится и к колонкам. Внутритекстовая перспектива показывает, что
174
_Пастухов А. Г._
идентификация стилевых образцов (при всей их относительности) влияет на возникающие при этом способы выражения. То, что стилевой образец является относительным понятием, может служить также некоторым объяснением, или даже расширением существующих взглядов на эту проблему [6, с. 83].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические вопросы и методологические проблемы, которые обычно встречаются в контексте диахронической текстовой (жанровой) лингвистики, очень разнообразны [16]. Целью любой динамической антологии является обсуждение этих фундаментальных вопросов, документация или дискуссия на основе репрезентативного речевого материала, что имеет принципиальное значение в определении изменительных потенций в изучения текста в самых разных его ипостасях и разновидностях.
В качестве прототипического свойства отметим предположение, что тексты колонок - это публицистические и одновременно информационно-развлекательные тексты. В них чётко прослеживаются связи с другими медиажанрами, «похожие места», касающиеся тематического развёртывания, а также при определении проблематики, анализе, поиске решений и т.п. Их композиция и лексическое наполнение - это своеобразный макро-стилистический феномен, набор специальных авторских действий. Методологически они вытекают из четырехмерной модели стиля, соответствующей типам авторских решений и определяющей характер репрезентативных, выразительных, аттрактивных и кодирующих функциональных действий.
Список литературы
1. Гришаева Л.И. Актуальные тенденции организации текста и плотность внутритекстовых, межтекстовых и интертекстуальных связей // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. / отв. ред. А. Г. Пастухов. Вып. 18. - Орёл: ООО "Горизонт", 2021.
- С. 11-34. - EDN JTRALE.
2. Иванова С.В., Исхакова О.С. Динамика жанра "статья" в "глянцевом" журнале (на материале анализа глянцевого журнала Harper's Bazaar) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 9 (391). - С. 71-77. - EDN XDDKQJ.
3. Кочеткова М. О., Тубалова И. В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 1(27). - С. 39-52. - EDN RZCIHF.
4. Пастухов А. Г. "Отражение" дискурса: насколько оправдано введение в научный оборот понятия "медийный диспозитив"? // Современный дискурс-анализ. - 2019. - № 3(24). -С. 4-23. - EDN QIUOQU
5. Пастухов А. Г. Медиажанры и композиционно-речевые формы журналистики: связи и отношения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2020. - Т. 22. - № 4.
- С. 1107-1115. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1107-1115 - UPKKPS
6. Пастухов А. Г. Медиатекст: стилистическое разнообразие или диффузность свойств? // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. - вып. 14 / отв. ред. А. Г. Пастухов. - Орёл: ОГИК, ООО «Горизонт», 2016. - С. 75-98. - YJNKSZ
7. Пастухов А.Г. Ресурсы информационного доминирования: анализ 'формата' новостных сообщений // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр.
- Вып. 7. - Орёл: ОГИИК, 2009. - С. 248-263. - YQRYPB
175
8. Пастухов А. Г. Систематика и динамика жанра: от матрицы к формату // Антропологический поворот: теории и практики: сборник трудов междунар. науч. конф. в 2 ч. Ч.2 / (отв. ред.) А.В. Овсянников, А. Г. Пастухов, Т. В. Струкова. - Орёл: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. - С. 56-75. - MADSQO
9. ПастуховА.Г. Форма - жанр - формат: к проблеме типологического изучения актуальных медийных предложений // Языки и культуры: функционально-коммуникативный и лингвопрагматический аспекты: Сб. статей междунар. науч.-практ. конференции, посв. памяти С. Г. Стерлигова, Нижний Новгород, 26-27 апр. 2019 г. / Отв. ред. Н. А. Воскресенская. - Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2019. - С. 122-129. - JWNXZO
10. Плавина А. А. Жанровые характеристики травелога в англоязычном дискурсе: динамический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. -Т. 12. - № 3. - С. 72-78. - DOI 10.30853/filnauki.2019.3.15. - EDN YYOHED.
11. Шмелева Т. В. "Уплотнение жанров" как тенденция медиасферы // Жанры речи. - 2018. -№ 4(20). - С. 270-276. - DOI 10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276. - EDN YQGVVZ.
12. Шмелева Т. В. Дискурс и исследовательский инструментарий медиалингвистики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 18(137). - С. 157-163. - EDN RMTZXD.
13. Adamzik, Kirsten: Textsortennetze. In: Habscheid, Stephan (Hrsg.): Textsorten, Handlungsmuster, Oberflächen. Linguistische Typologien der Kommunikation. Berlin: de Gruyter, 2011. S. 367-385.
14. Balog, Andreas: Neue Entwicklungen in der soziologischen Theorie. Auf dem Weg zu einem gemeinsamen Verständnis der Grundprobleme. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2001. - 386 S. (UTB 2202).
15. Bucher, Hans-Jürgen / Gloning, Thomas: Medienformate: Ausdifferenzierung und Konvergenz. Zum Zusammenhang von Medienwandel und Formatwandel. In: Bucher, Hans-Jürgen / Gloning, Thomas / Lehnen, Katrin (Hrsg.): Neue Medien - neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. Frankfurt a.M.: Campus, 2010. S. 9-38.
16. Eckkrammer, Eva Martha: Kontrastive Medientextologie und die historische Dimension. Eine theoretisch-methodische Auslotung. In: Luginbühl, Martin / Hauser, Stefan (Hrsg.): Medien-TextKultur. Linguistische Beiträge zur kontrastiven Medienanalyse. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2010. S. 43-66. (Beiträge zur Fremdsprachenvermittlung, Sonderheft 16)
17. Fix, Ulla: Aktuelle Tendenzen des Textsortenwandels - Thesen. In: Hauser, Stefan/Kleinberger, Ulla/Roth, Kersten Sven (Hrsg.): Musterwandel - Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern Peter Lang Verlag 2014, S. 115-148.
18. Haas, Walter: Sprachwandel und Sprachgeographie: Untersuchung zur Struktur der Dialektverschiedenheit am Beispiel der schweizerdeutschen Vokalsysteme. Zeitschrift für Dialektologie und Linguistik (Beihefte) 1978. Bd. 30. 345 S.
19. Hauser, Stefan; Kleinberger, Ulla; Roth, Kersten Sven: Textmuster und Textsorten im Wandel -Einführende Anmerkungen zu aktuellen Fragen der diachronen Textlinguistik. In: Hauser, Stefan; Kleinberger, Ulla; Roth, Kersten Sven. Musterwandel - Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern: Peter Lang Verlag, 2014. S. 7-14.
20. Heinemann, Wolfgang: Textsorte - Textmuster - Texttyp. In: Brinker, Klaus / Antos, Gerd / Heinemann, Wolfgang / Sager, Sven F. (Hrsg.): Text- und Gesprächslinguistik. Ein internationales Handbuch zeitgenössischer Forschung. 1. Halbband. Berlin: de Gruyter, 2000. S. 507-523. (Handbücher zur Sprach- und Kommunikationswissenschaft 16/1)
21. Hoffmann, Michael: "Darüber müssen wir mal reden!" Kolumnen in medienlinguistischer Differenzierung. In: Hauser, Stefan/Kleinberger, Ulla/Roth, Kersten Sven (Hrsg.): Musterwandel
176
_Пастухов А. Г._
- Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern: Peter Lang Verlag 2014. S. 207-244.
22. Holly, Werner: Medien, Kommunikationsformen, Textsortenfamilien. In: Habscheid, Stephan (Hrsg.): Textsorten, Handlungsmuster, Oberflächen. Linguistische Typologien der Kommunikation. Berlin: de Gruyter (de Gruyter Lexikon), 2011. S. 144-163. (Textmuster und Textsorten im Wandel 13)
23. Janich, Nina: Intertextualität und Text(sorten)vernetzung. In: Janich, Nina (Hrsg.): Textlinguistik. 15 Einführungen. Tübingen: Narr, 2008. S. 177-196.
24. Krotz, Friedrich / Hepp, Andreas (Hrsg.): Mediatisierte Welten. Beschreibungsansätze und Forschungsfelder. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2012.
25. Linke, Angelika: Textsorten als Elemente kultureller Praktiken. Zur Funktion und zur Geschichte des Poesiealbumeintrags als Kernelement einer kulturellen Praktik. In: Klotz, Peter / Portmann-Tselikas, Paul R. / Weidacher, Georg (Hrsg.): Kontexte und Texte. Soziokulturelle Konstellationen literalen Handelns. Tübingen: Narr, 2010. S. 127-146.
26. Lorenz, Dagmar: Journalismus. Stuttgart, Weimar: Metzler, 2002. (Sammlung Metzler 337).
27. Luginbühl, Martin / Perrin, Daniel: Einleitung: Muster und Variation. In: Luginbühl, Martin / Perrin, Daniel (Hrsg.): Muster und Variation. Medienlinguistische Perspektiven auf Textproduktion und Text. Bern: Lang, 2011. S. 7-17. (Sprache in Kommunikation und Medien 2)
28. Mast, Claudia (Hrsg.): ABC des Journalismus. Ein Leitfaden für die Redaktionsarbeit. 8. Aufl. Konstanz: UVK, 1998 (Reihe Praktischer Journalismus 1).
29. Schmidt, Jürgen Erich & Joachim Herrgen. Sprachdynamik. Eine Einführung in die moderne Regionalsprachenforschung. Berlin: Erich Schmidt, 2011. 464 S. (Grundlagen der Germanistik 49)
30. Schmitz, Ulrich: Schriftbildschirme. Tertiäre Schriftlichkeit im World Wide Web. In: Androutsopoulos, Jannis K. / Runkehl, Jens / Schlobinski, Peter et al. (Hrsg.): Neuere Entwicklungen in der linguistischen Internetforschung Hildesheim: Olms, 2006. S. 184-208.
31. Schneider, Wolf / Raue, Paul-Josef: Handbuch des Journalismus. Reinbek: Rowohlt, 1999.
32. Stöckl, Hartmut: Die Sprache im Bild - Das Bild in der Sprache. Zur Verknüpfung von Sprache und Bild im massenmedialen Text. Konzepte, Theorien, Analysemethoden. Berlin: de Gruyter, 2004.
33. Straßner, Erich: Journalistische Texte. Tübingen: Niemeyer, 2000. (Grundlagen der Medienkommunikation 10).
34. Tannen, Deborah / Trester, Anna Marie (Hrsg.): Discourse 2.0. Language and New Media. Washington: Georgetown University Press, 2011.
35. Thurlow, Crispin: Digital Discourse. Language in the New Media. Oxford: Oxford University Press, 2011.
References
1. Grishaeva L.I. Aktual'nye tendencii organizacii teksta i plotnost' vnutritekstovyh, mezhtekstovyh i intertekstual'nyh svjazej [Current Trends in Text Organization and the Density of intratextual, intertextual and intertextual Connections] Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse [Genres and Text types in scientific and media discourse]: sb. nauch. tr. / otv. red. A.G. Pastukhov. Vyp. 18. - Orjol: OOO "Gorizont", 2021. S. 11-34. - EDN JTRALE.
2. Ivanova S.V., Ishakova O.S. Dinamika zhanra "statja" v "gljancevom" zhurnale (na materiale analiza gljancevogo zhurnala Harper's Bazaar) [Dynamics of the Genre "Article" in a "Glossy" Magazine (based on the Glossies in Harper's Bazaar)] Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. - 2016. - № 9 (391). S. 71-77. - EDN XDDKQJ.
177
3. Kochetkova M.O., Tubalova I.V. Dinamika razvitija bloga kak zhanra diskursa blogosfery: sociolingvisticheskij aspekt [Dynamics of Blog Development as a Genre of Blogosphere Discourse: a sociolinguistic aspect] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija [Bulletin of Tomsk State University. Philology]. - 2014. - № 1(27). S. 39-52. - EDN RZCIHF.
4. Pastukhov A.G. "Otrazhenie" diskursa: naskol'ko opravdano vvedenie v nauchnyj oborot ponjatija "medijnyj dispozitiv"? ["Reflection" of Discourse: how justified is the Introduction of the Concept of "Media Dispositive" into scientific Circulation?] Sovremennyj diskurs-analiz [Contemporary Discourse Analysis]. - 2019. - № 3 (24). - S. 4-23. - EDN QIUOQU
5. Pastukhov A.G. Mediazhanry i kompozicionno-rechevye formy zhurnalistiki: cvjazi i otnoshenija [Media Genres and Compositional-speech Forms of Journalism: Connections and Relationships] Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. - 2020. - T. 22. - №4. - S. 1107-1115. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1107-1115 - UPKKPS
6. Pastukhov A.G. Mediatekst: stilisticheskoe raznoobrazie ili diffuznost' svojstv? [Media text: Stylistic Diversity or Diffuse Properties?] Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse [Genres and Text Types in Scientific and Media Discourse]: mezhvuz. sb. nauch. tr. - vyp. 14 / otv. red. A.G. Pastukhov. - Orjol: OGIK, OOO «Gorizont», 2016. S. 75-98. - YJNKSZ
7. Pastukhov A.G. Resursy informacionnogo dominirovanija: analiz formata' novostnyh soobshhenij [Resources of Information Dominance: Analyzing the 'Format' of News Reports] Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse [Genres and Text Types in Scientific and Media Discourse]: mezhvuz. sb. nauch. tr. - Vyp. 7. - Orjol: OGIIK, 2009. - S. 248-263. -YQRYPB
8. Pastukhov A.G. Sistematika i dinamika zhanra: ot matricy kformatu [Systematics and Dynamics of Genre: from Matrix to Format] Antropologicheskijpovorot: teorii i praktiki [Anthropological Turn: Theories and Practices]: sbornik trudov mezhdunar. nauch. konf. v 2 ch. Ch.2 / (otv. red.) A.V. Ovsjannikov, A.G. Pastukhov, T.V. Strukova. - Orjol: Orlovskij gos. in-t kul'tury, 2021. S. 56-75. - MADSQO
9. Pastukhov A.G. Forma - zhanr - format: k probleme tipologicheskogo izuchenija aktual'nyh medijnyh predlozhenij [Form - Genre - Format: on the Problem of Typological Study of Current Media Proposals] Jazyki i kul'tury: funkcional'no-kommunikativnyj i lingvopragmaticheskij aspekty [Languages and Cultures: functional-communicative and linguo-pragmatic Aspects]: Sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii, posv. pamjati S.G. Sterligova, Nizhnij Novgorod, 26-27 apr. 2019 g. / Otv. red. N.A. Voskresenskaja. - N. Novgorod: Nizhegorodskij gos. un-t im. N.I. Lobachevskogo, 2019. - S. 122-129. - JWNXZO
10. Plavina A.A. Zhanrovye harakteristiki traveloga v anglojazychnom diskurse: dinamicheskij aspekt [Genre Characteristics of Travelogue in English Discourse: Dynamic Aspect] Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Studies. Theory and Practice]. -2019. - T. 12. - № 3. - S. 72-78. - DOI 10.30853/filnauki.2019.3.15. - EDN YYOHED.
11. Shmeleva T.V. "Uplotnenie zhanrov" kak tendencija mediasfery ["Condensation of Genres" as a Trend in the Media Sphere] Zhanry rechi [Speech Genres]. - 2018. - № 4(20). - S. 270-276. -DOI 10.18500/2311-0740-2018-4-20-270-276. - EDN YQGVVZ.
12. Shmeleva T.V. Diskurs i issledovatel'skij instrumentarij medialingvistiki [Discourse and Research Tools in Media Linguistics] Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Humanities]. - 2012. - № 18(137). - S. 157-163. - EDN RMTZXD.
13. Adamzik, Kirsten: Textsortennetze. In: Habscheid, Stephan (Hrsg.): Textsorten, Handlungsmuster, Oberflächen. Linguistische Typologien der Kommunikation. Berlin: de Gruyter, 2011. S. 367-385.
178
_Пастухов А. Г._
14. Balog, Andreas: Neue Entwicklungen in der soziologischen Theorie. Auf dem Weg zu einem gemeinsamen Verständnis der Grundprobleme. Stuttgart: Lucius & Lucius, 2001. 386 S. (UTB 2202).
15. Bucher, Hans-Jürgen / Gloning, Thomas): Medienformate: Ausdifferenzierung und Konvergenz. Zum Zusammenhang von Medienwandel und Formatwandel. In: Bucher, Hans-Jürgen / Gloning, Thomas / Lehnen, Katrin (Hrsg.): Neue Medien - neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. Frankfurt a.M.: Campus, 2010. S. 9-38.
16. Eckkrammer, Eva Martha: Kontrastive Medientextologie und die historische Dimension. Eine theoretisch-methodische Auslotung. In: Luginbühl, Martin / Hauser, Stefan (Hrsg.): Medien-TextKultur. Linguistische Beiträge zur kontrastiven Medienanalyse. Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2010. S. 43-66. (Beiträge zur Fremdsprachenvermittlung, Sonderheft 16)
17. Fix, Ulla: Aktuelle Tendenzen des Textsortenwandels - Thesen. In: Hauser, Stefan/Kleinberger. Ulla/Roth, Kersten Sven (Hrsg.): Musterwandel - Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern Peter Lang Verlag 2014, S. 115-148.
18. Haas, Walter: Sprachwandel und Sprachgeographie: Untersuchung zur Struktur der Dialektverschiedenheit am Beispiel der schweizerdeutschen Vokalsysteme. Zeitschrift für Dialektologie und Linguistik (Beihefte) 1978. Bd. 30. 345 S.
19. Hauser, Stefan; Kleinberger, Ulla; Roth, Kersten Sven: Textmuster und Textsorten im Wandel -Einführende Anmerkungen zu aktuellen Fragen der diachronen Textlinguistik. In: Hauser, Stefan; Kleinberger, Ulla; Roth, Kersten Sven. Musterwandel - Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern: Peter Lang Verlag, 2014. S. 7-14.
20. Heinemann, Wolfgang: Textsorte - Textmuster - Texttyp. In: Brinker, Klaus / Antos, Gerd / Heinemann, Wolfgang / Sager, Sven F. (Hrsg.): Text- und Gesprächslinguistik. Ein internationales Handbuch zeitgenössischer Forschung. 1. Halbband. Berlin: de Gruyter, 2000, S. 507-523. (Handbücher zur Sprach- und Kommunikationswissenschaft 16/1)
21. Hoffmann, Michael: "Darüber müssen wir mal reden!" Kolumnen in medienlinguistischer Differenzierung. In: Hauser, Stefan/Kleinberger, Ulla/Roth, Kersten Sven (Hrsg.): Musterwandel - Sortenwandel. Aktuelle Tendenzen der diachronen Text(sorten)linguistik. Bern Peter Lang Verlag 2014, S. 207-244.
22. Holly, Werner: Medien, Kommunikationsformen, Textsortenfamilien. In: Habscheid, Stephan (Hrsg.): Textsorten, Handlungsmuster, Oberflächen. Linguistische Typologien der Kommunikation. Berlin: de Gruyter (de Gruyter Lexikon), 2011. S. 144-163. (Textmuster und Textsorten im Wandel 13)
23. Janich, Nina: Intertextualität und Text(sorten)vernetzung. In: Janich, Nina (Hrsg.): Textlinguistik. 15 Einführungen. Tübingen: Narr, 2008. S. 177-196.
24. Krotz, Friedrich / Hepp, Andreas (Hrsg.): Mediatisierte Welten. Beschreibungsansätze und Forschungsfelder. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2012.
25. Linke, Angelika: Textsorten als Elemente kultureller Praktiken. Zur Funktion und zur Geschichte des Poesiealbumeintrags als Kernelement einer kulturellen Praktik. In: Klotz, Peter / Portmann-Tselikas, Paul R. / Weidacher, Georg (Hrsg.): Kontexte und Texte. Soziokulturelle Konstellationen literalen Handelns. Tübingen: Narr, 2010. S. 127-146.
26. Lorenz, Dagmar: Journalismus. Stuttgart, Weimar: Metzler, 2002. (Sammlung Metzler 337).
27. Luginbühl, Martin / Perrin, Daniel: Einleitung: Muster und Variation. In: Luginbühl, Martin / Perrin, Daniel (Hrsg.): Muster und Variation. Medienlinguistische Perspektiven auf Textproduktion und Text. Bern: Lang, 2011. S. 7-17. (Sprache in Kommunikation und Medien 2)
28. Mast, Claudia (Hrsg.): ABC des Journalismus. Ein Leitfaden für die Redaktionsarbeit. 8. Aufl. Konstanz: UVK, 1998. (Reihe Praktischer Journalismus 1).
179
_ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШАБЛОНОВ И ЖАНРОВЫХ СТАНДАРТОВ..._
29. Schmidt, Jürgen Erich & Joachim Herrgen. Sprachdynamik. Eine Einführung in die moderne Regionalsprachenforschung. Berlin: Erich Schmidt, 2011. 464 S. (Grundlagen der Germanistik 49)
30. Schmitz, Ulrich: Schriftbildschirme. Tertiäre Schriftlichkeit im World Wide Web. In: Androutsopoulos, Jannis K. / Runkehl, Jens / Schlobinski, Peter et al. (Hrsg.): Neuere Entwicklungen in der linguistischen Internetforschung. Hildesheim: Olms, 2006. S. 184-208.
31. Schneider, Wolf / Raue, Paul-Josef: Handbuch des Journalismus. Reinbek: Rowohlt, 1999.
32. Stöckl, Hartmut: Die Sprache im Bild - Das Bild in der Sprache. Zur Verknüpfung von Sprache und Bild im massenmedialen Text. Konzepte, Theorien, Analysemethoden. Berlin: de Gruyter, 2004.
33. Straßner, Erich: Journalistische Texte. Tübingen: Niemeyer, 2000. (Grundlagen der Medienkommunikation 10).
34. Tannen, Deborah / Trester, Anna Marie (Hrsg.): Discourse 2.0. Language and new Media. Washington: Georgetown University Press, 2011.
35. Thurlow, Crispin: Digital Discourse. Language in the New Media. Oxford: Oxford University Press, 2011.
DYNAMICS OF TEXT TEMPLATES AND GENRE TYPES IN GERMAN MEDIA TEXT
Pastukhov A. G.
Since the formation of text linguistics as an independent field in linguistics the problems of textual (genre) linguistics are significantly expanding. In a large massive of texts changing processes can be traced, and not only by a diachronic plan, but by changes related to the latest dynamics in German media. The article presents the author's stand point that intensively contributes to the theoretical understanding of current issues in media text linguistics and media text theory, as well as methodological approaches to the dynamic aspects of text, reflecting more important empirical implementations. The article concludes that the genre dynamics and media text hybridization are constantly raised in modern media. The question about the identification of template characteristics and genre standards influenced much the text typology changes, both hypothetical and real. Keywords: text, media text, media genre, text linguistics, dynamization, text pattern, media convergence.
180