Научная статья на тему 'Динамическая эффективность: особенности предпринимательской функции в контексте каталлактической конкуренции'

Динамическая эффективность: особенности предпринимательской функции в контексте каталлактической конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесян А. А.

В статье проанализированы основные признаки предпринимательской деятельности в контексте теории динамической эффективности конкурентного рыночного процесса с позиций австрийской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамическая эффективность: особенности предпринимательской функции в контексте каталлактической конкуренции»

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ НРЕДНРИНИМАТЕДЬСКОЙ ФУНКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАТАДДАКТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

А.А. ОГАНЕСЯН,

магистр, аспирант,

кафедра политической экономии и экономической политики, Южный федеральный университет, e-mail: vesta11@list.ru

В статье проанализированы основные признаки предпринимательской деятельности в контексте теории динамической эффективности конкурентного рыночного процесса с позиций австрийской школы.

Ключевые слова: рыночный процесс; динамическая эффективность; предпринимательство, механизм координации.

Коды классификатора ^ЕЬ: В41, В52, В53, А11.

Предпринимательская функция в качестве общей характеристики человеческой деятельности на рынке заключается в непрерывном генерировании новой информации, которая по природе своей характеризуется как: а) субъективная; б) практическая; в) рассеянная; г) сложно формулируемая. С этой точки зрения, свободные нерегулируемые рынки «создают условия для образования потенциальных возможностей извлечения предпринимательской прибыли, которые будут обнаружены предпринимателями в процессе рыночной координации, непрерывно ими стимулируемой» [12, с. 36]. К данным положениям сводятся основные тезисы теории динамической эффективности, разрабатываемой в рамках современной австрийской школы, принципы которой приобретают сегодня все большую популярность и влияние. Обратимся подробнее к характеристикам предпринимательского элемента в контексте теории динамической эффективности.

Как правило, современные теоретики австрийской школы в своих рассуждениях опираются на тот факт, что предпринимательский процесс ориентирован на то, чтобы заставить рыночную систему стремиться к равновесию, признавая при этом, что полное равновесие никогда не достигается. Однако некоторые ученые склонны говорить о другой модели, описываемой как «социальный взрыв», обусловливающий неограниченный рост знания и развитие цивилизации, упорядоченные и гармоничные, то есть скоординированные таким образом, какой только возможен, с учетом человеческих возможностей в каждых конкретных исторических обстоятельствах. Источник такого развития — в непрерывности и неистощимости предпринимательского процесса социальной координации: «Другими словами, предпринимательская деятельность заключается, в сущности, в создании и передаче новой информации, которая неизбежно будет в целом видоизменять восприятие целей и средств всеми действующими индивидами, включенными в общество. Это, в свою очередь, будет служить неисчерпаемым источником нарушения порядка, создающего новые возможности для извлечения предпринимательской прибыли, на поиск и использование которых ориентированы предприниматели. Этот порядок успешно самовоспроизводится в форме никогда не прекращающегося динамического процесса, непрерывно обусловливающего развитие цивилизации (модель координируемого «социального взрыва»)» [11, с. 78-79].

Концепция «социального взрыва» позволяет сформулировать и подчеркнуть роль предпринимательства в австрийской теории динамического рыночного процесса. Заключается эта роль в следующем: предприниматель выступает одновременно и как фактор, нарушающий равновесие, и как фактор, заставляющий систему двигаться к новому равновесному состоянию. В этом смысле современная австрийская теория расширяет границы шумпетерианской концепции предпринимательства как созидательного разрушения, разработанной, однако, в ключе чисто австрийской линии исследования: «Вопреки позиции Шумпетера, видевшего в предпринимателе лишь нарушающую равновесие силу, наш динамический анализ исходит из представления о предпринимателе как созидающем и координирующем факторе, непрерывно стимулирующем развитие рынка и цивилизации» [13, с. 13-14].

Функционирование рыночного процесса в части определения вектора изменений цен главным образом определяется предпринимательским элементом, который, в свою очередь, будучи декларируем традиционной экономической теорией, так же, в сущности, ею игнорируется. Согласно подходу австрийских экономистов, под предпринимателем понимается не некий абстрактный человек, а функция, предполагающая бдительность «к возможностям, которые уже существуют и ждут того, чтобы их заметили» [4, с. 80], что означает иной, чем у прочих участников рынка, взгляд на оценку факторов производства и будущих цен на товары, которые потенциально могут быть произведены с их помощью.

Предпринимательство предполагает элемент риска в том смысле, что постоянные изменения в реальной действительности неизбежно связаны с неопределенностью, что и открывает возможности для извлечения прибыли посредством вновь и вновь возникающей необходимости приспосабливать производственный процесс к этим меняющимся условиям.

Опять же, для того, чтобы прореагировать на соответствующие изменения, необходимо об этих изменениях узнать, то есть вовремя добыть нужную информацию: «Те, кто стремится получить прибыль, всегда ищут благоприятные возможности. Как только они обнаруживают, что отношение цен факторов производства к ожидаемым ценам на продукцию обещает представить такую возможность, они принимаются за дело» [5, с. 44]. Таким образом, предприниматель вынужден постоянно ориентироваться на изменения рыночной информации.

Иными словами, реализация предпринимательской функции в процессе функционирования рынка, то есть в процессе принятия решений участниками рынка, также основывается на интерпретации информационной составляющей человеческой деятельности; по словам И. Кирцнера, «Мы должны уяснить, как рыночный процесс снабжает участников новой информацией; как принимающие решения субъекты пересматривают свои представ© А.А. Оганесян, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

48

А.А. ОГАНЕСЯН

ления о системе координат, связывающей цели и задачи, соответствующие их ситуациям. И вот тут-то на сцену выходит понятие предпринимательства» [4, с. 47-48].

В рыночной экономике именно предпринимательской функции отводится роль фактора, влияющего на распределение ресурсов в обществе. Этот процесс опосредуется потребительским выбором: «Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в сфере экономики. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. ...Капитаном является потребитель» [5, с. 32]. В свою очередь, в стремлении как можно более полно удовлетворить нужды покупателей предприниматели, по сути, оказывают влияние на формирование системы общественного разделения труда: «Рынок делает людей богатыми или бедными, определяет, кто должен управлять крупными заводами, а кто — мыть полы, устанавливает, сколько людей должны работать на медных рудниках, а сколько — в симфонических оркестрах» [6, с. 293].

В этом смысле рыночный механизм выполняет селективную функцию, непрерывно осуществляя проверку праксиологической значимости предпринимательского элемента: «Если он (бизнесмен) не сможет приспособить свое производство к пожеланиям потребителей, ему очень скоро придется расстаться со своим привилегированным положением у штурвала. Его заменят другие люди, которым лучше удастся удовлетворять запросы потребителей» [5, с. 33].

Итак, поиск предоставляемых рынком альтернативных возможностей организации экономической деятельности, экономического использования ресурсов, который выливается в селективную функцию рынка, также основывается на способности должным образом реагировать на изменение рыночной информации. В этом состоит, в сущности, причина, по которой невозможно в исследовательских целях абстрагироваться от информационной составляющей человеческого поведения, игнорируя ее при построении моделей и теорий и воображая, будто предпосылка о том, что участникам рынка известна и полностью доступна вся необходимая информация о рыночной конъюнктуре, может иметь какой-то теоретический или практический смысл: «Люди не действуют в мире совершенного знания, и именно это заставило нас подчеркнуть важность бдительности, которую люди проявляют в отношении новой информации» [4, с. 47].

Здесь очень важно конкретизировать понимание механизма функционирования рыночного процесса в австрийской теории, объяснив еще одну задачу рынка — координационную, с акцентом на ключевую роль информационной природы экономического взаимодействия и человеческого поведения вообще.

Согласно идеям Ф. Хайека, рыночное взаимодействие представляет собой процесс, опосредуемый применением его участниками не просто определенных профессиональных способностей, навыков или умений: корректнее было бы говорить о том, что в своей деятельности индивиды в большей степени руководствуются неким дополнительным знанием, а именно, знанием «альтернативных возможностей действия, которое человек непосредственно не пускает в дело» [9, с. 67]. Сообразно этим представлениям становится понятно, почему в австрийской теории каждый участник рынка отчасти является предпринимателем: поиск этих альтернативных возможностей обретает значимость в силу того, что «действующий человек рассматривается исключительно с точки зрения неопределенности, которая свойственна любой деятельности» [6, с. 239], — то есть, в силу неопределенности внешних обстоятельств и «неравенства» «прочих условий», любой человек вынужден принимать решения и организовывать свою деятельность, используя те знания и информацию, которыми располагает он сам, существовать в концентрированной или интегрированной форме.

Согласно логике австрийской теории, в терминах каталлактической конкуренции, предпосылкой существования которой выступает изначальное неравенство индивидуальных способностей, располагаемых ресурсов и возможностей их применения, это рассеянное в обществе, распыленное среди всех участников рынка знание выступает одним из факторов производства. Разумеется, как и любой другой фактор, оно потеряло бы свое значение, если бы «имелось» в неограниченном количестве. В связи с этим актуализируется новая задача, заключающаяся в необходимости отбора релевантной информации, то есть информации, имеющей отношение к конкретной анализируемой рыночной ситуации.

Благодаря субъективности принимаемых рыночными агентами решений, проявляющейся в вероятности разницы оценок сходных экономических явлений и процессов, может оказаться, что даже обладание одной и той же релевантной информацией выразится в неодинаковой ее интерпретации действующими индивидами.

Взаимодействие огромного множества незнакомых между собой людей, руководствующихся в своем экономическом выборе неполным личностным знанием, порождает рыночный процесс, и подобно тому, как различие видов деятельности формирует структуру общественного разделения труда, фрагментарность индивидуального знания заставляет участников рынка действовать в соответствии с собственным частным планом, что проявляется в неодинаковости их поведения. Именно факт распыленности знания и информации среди участников рыночного процесса, а также субъективизм в трактовке информации, ее оценке и использовании порождает существующее огромное разнообразие видов экономической деятельности, решений в области производственных и маркетинговых технологий, развитии коммуникаций и средств связи.

Экономическая значимость такого фрагментарного личностного знания состоит именно в обеспечении дополнительных сравнительных преимуществ в организации и ведении тех или иных видов деятельности. Будучи основано на частной собственности на средства производства и общественном разделении труда, рыночное взаимодействие предоставляет индивидам свободу выбора, то есть принятия решений исходя из имеющейся информации.

Ассоциируя конкурентно-предпринимателький процесс с процессом распространения информации среди участников рынка, следует также рассматривать его как «движение от несовершенного знания к совершенному знанию и от нескоординированности к скоординированности» [4, с. 214], что фактически означает стремление к преодолению информационной асимметрии.

Как заметил Р. Капелюшников, «выражаясь языком современной теории, личностное знание асимметрично, так как по большей части недоступно никому, кроме своего носителя» [3, с. 17]. Но поскольку рыночное взаимодействие способствует распространению информации, опосредуемому процессом обучения индивидов, снижение этой асимметрии становится возможным.

Необходимо пояснить, что, помимо конкретного фрагментарного личностного знания о поведении в определенных условиях участники рынка в своей деятельности руководствуются также качественно иной обобщенной информацией о состоянии всей рыночной системы, под которой подразумеваются вкусы и предпочтения потребителей, технические возможности производителей, положение собственников ресурсов, будущие планы экономических агентов. Существование этой информации, выраженной в системе цен, представляет собой необходимое условие для координации разрозненных индивидуальных знаний.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ,

49

В качестве такого механизма координации информации «рынок обеспечивает синтез предельно конкретного знания с предельно абстрактным» [2, с. 8]. Ориентация на сигналы рыночных цен помогает участникам рыночного процесса «вписать свои конкретные специфические знания в общую систему знаний» [8, с. 68]. В силу своего обобщенного характера, система цен, таким образом, обеспечивает индивидов абстрактной информацией о рыночной системе в целом, и в качестве такого механизма передачи информации предоставляет «информацию об информации» — знание более высокого порядка, по сравнению с личностным.

Поскольку экономика — это наука о социальном взаимодействии в мире ограниченных ресурсов, а люди действуют в условиях «локализованной, несовершенной и неопределенной информации» [14, с. 933], следовательно, эффективность осуществляемого индивидами выбора зависит от качества имеющейся в распоряжении индивида информации. Соответственно, из всей совокупности доступных знаний нам нужно выделить релевантное, которое представляет непосредственную ценность в каждой конкретной ситуации.

Естественно, в связи с этим актуализируется проблема коррекции так называемых «шумов», затрудняющих восприятие информации. Путем обработки информации можно снижать негативные последствия нахождения в среде, производящей шумы. Это осуществляется путем роста способности улавливать и обрабатывать информацию, что ведет к увеличению операционных и трансакционных издержек, что может способствовать концентрации производства и снижению конкуренции. Другой путь — поиск новых источников информации и альтернативной информации, что, наоборот, ведет к росту специализации и дифференциации агентов.

Таким образом, адаптация к шумам способна вызвать две противоположных тенденции: «к большей однородности агентов при существенном сокращении их числа» и «к росту дифференциации агентов» [7, с. 157].

В целом, как избыток сигналов, так и недостаток информации могут в значительной степени осложнять принятие решения.

Говоря об оптимальном решении, принимаемом на основе поступающих сигналов, нужно учитывать временной горизонт, в пределах которого извлекаемая информация сохраняет свою значимость для субъекта рынка.

Очевидно, что фактор времени является важнейшим элементом, определяющим отношение агента к проблеме информации, поскольку именно ограничение сроков принятия оптимального решения выдвигает на первый план индивидуальную способность обрабатывать информацию, которая в данном контексте приобретает даже большее значение, чем собственно приобретение релевантной информации. Если в определенные сроки индивид не сможет должным образом оценить ситуацию и использовать на практике соответствующую информацию, то через некоторый промежуток времени эта информация перестанет быть полезной, и издержки ее приобретения не оправдаются.

Таким образом, индивидуальная способность обработки и интерпретации оказывается ограниченной как объемом информации, так и временным фактором, который определяет сроки актуальности информации.

Следует добавить, что «информация может существовать в общественной форме, но для того, чтобы ее применить, она должна быть воспринята индивидуально. Факторы, ограничивающие способность к приобретению информации, являются главными барьерами на пути ее распространения» [10, с. 8].

Таким образом, можно сформулировать суть проблемы качества интерпретируемой информации, которая состоит «в адекватности познавательных способностей задаче распознавания сигнала в рамках ограниченного временного интервала» [7, с. 157].

В свою очередь, «результаты функционирования рынка как механизма координации и отбора будут зависеть от первоначальных условий распределения информации, а также критериев ее интерпретации экономическими субъектами, участвующими в процессе обмена» [1, с. 45].

Итак, с точки зрения динамики рыночного взаимодействия эффективность институциональной среды определяется ее способностью развивать предпринимательскую изобретательность и координационные процессы. Посредством этого, в свою очередь, будут возникать предпосылки для заключения новых сделок, развертывания новых обменов. Соответственно, генерируемая при этом посредством предпринимательского элемента новая информация должна адекватно восприниматься экономической системой.

Функция предпринимательского элемента в рыночной экономике предполагает постоянное генерирование новой информации. Предпринимательская деятельность означает обнаружение новой информации, ранее не известной или не доступной для рыночных агентов, в результате чего образуется возможность извлечения прибыли, ранее не замечаемая другими. Эта информация, непрерывно создаваемая в ходе предпринимательской деятельности, является субъективной и носит практический характер — в том смысле, что она рождается именно в процессе этой предпринимательской деятельности, протекающей в определенных обстоятельствах, которые всегда необходимо практически-конкретны. Кроме того, очень важной характеристикой информации как продукта предпринимательского процесса является ее фрагментарность, обусловливаемая тем, что каждый человек обладает какой-то ее частью, а вся она, соответственно, рассеяна, распылена среди всех участников рыночного процесса. К тому же, большая часть этой информации, будучи трудноартикулируемой, остается невербализован-ной, приобретая «молчаливый», «неявный» характер.

С позиций теории динамической эффективности, достигаемой в ходе развития рыночного предпринимательского процесса, таким образом, некорректно использовать в качестве аргументации необходимости содействия экономическому росту тезисы, подчеркивающие особую значимость инноваций в конкретных исторических обстоятельствах или, скажем, при переходе к информационной экономике или обществу, основанному на знаниях как к социальному образованию принципиально нового качества. В основе природы конкурентного предпринимательского процесса — как раз изначально, по определению рассматривается деятельность, предпосылкой и результатом которой является стремление к обнаружению нового. Это свойство рыночного предпринимательского процесса отражает естественную характеристику человеческой природы, будучи связано со стимулами и индивидуальной мотивацией каждого рыночного агента организовать успешную деятельность.

Итак, сама сущность предпринимательской активности заключается в ее созидательной природе, в соответствии с чем любая социальная «несогласованность» планов членов общества проявляется в том, что прибыльная возможность, не будучи обнаруженной предпринимателем, остается скрытой от остальных. Обнаружение незамеченной другими возможности извлечения прибыли в таком случае и является генерированием новой информации, прежде не известной никому и предоставляющей возможность извлечения чистой предпринимательской прибыли в результате ее использования. Таким образом, развитие такой созидательной деятельности и координационного потенциала предпринимательства выступает динамическим критерием эффективности предпринимательского процесса.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

TERRA ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

50

А.А. ОГАНЕСЯН

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольчик В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2002. № 4.

2. Капелюшников Р. Свободный ум в несвободную эпоху // Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М., Изограф, 2001.

3. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

4. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001.

5. Мизес Л. фон. Бюрократия. Челябинск: Социум, 2006.

6. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000.

7. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М., 2001.

8. Хайек Ф.А. Использование знания в обществе // Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2001.

9. Хайек Ф.А. Экономическая теория и знание // Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2001.

10. Arrow K.J. Methodological Individualism and Social Knowledge // The American Economic Review. 1994. Vol. 84. № 2.

11. De Soto H.J. Socialismo, calculo economico y funcion empresarial. Madrid: Union Editorial, 1992.

12. De Soto H.J. The ongoing Methodenstreit of the Austrian School // De Soto H.J. The Theory of Dynamic Efficiency. London: Routledge, 2008.

13. De Soto H.J. The theory of dynamic efficiency // Huerta De Soto J. The Theory of Dynamic Efficiency. London: Routledge, 2008.

14. Metcalfe J.S. Evolutionary Economics and Technology Policy // The Economic Journal. 1994. Vol. 84. № 425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.