УДК 005:330.321]:625.8
ДИНАМИЧЕСКАЯ АКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
К.В. Аксенов
Рассмотрены принципы проектирования и организации инновационной деятельности при формировании и функционировании динамической многоуровневой системы управления инновационными проектами в инфраструктурном секторе экономики.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, управление, государство, инфраструктура, проект, технологии, динамизм, принцип.
Повышение эффективности управления в инфраструктурном секторе экономики невозможно без учета роли человека в системе управления. Присутствие в системе управления человека (коллективов людей) приводит ее к определенной «активности», выражающейся в способности к целенаправленным действиям на всех этапах функционирования системы. В частности это включает способность учитывать последствия принимаемых решений и соответствующим образом варьировать свою деятельность в области инновационного развития.
Исследование механизмов функционирования организационных систем управления в инфраструктурном секторе экономики с учетом человеческого фактора приводится в теории активных систем (АС), которую автор работы рассматривает ниже.
В многих работах по теории активных систем разработан и исследован ряд моделей социально-экономических объектов, рассмотрены задачи анализа и синтеза механизмов функционирования. Особенностью управления в экономических системах часто является то, что на каждом шаге принятия решений повторяются однотипные ситуации. Примером этого могут служить задачи, в основе которых лежит многократный процесс принятия решений.
Особенностью управления в экономических системах является то, что на каждом шаге принятия управленческого решения повторяются однотипные ситуации. Примером этого могут служить задачи, в основе которых лежит многократный процесс принятия решений. К таким задачам относятся процедуры формирования государственного заказа, государственного задания, разрабатываемые структурными подразделения Правительства РФ в каждом периоде функционирования на основе полученных обязательных поручений Президента РФ, Правительства РФ, связанные с оптимальным распределением финансовых ресурсов, управления запасами и т.д. Следует отметить, что Президент РФ, Правительство РФ, структурные подразделения органов власти, принимающие решение, обес-
печивает прогнозирование на перспективу, т.е. учитывает последствия принимаемых решений на свои будущие возможные ситуации, то анализ функционирования такой системы необходимо проводить на динамических моделях повторяющихся ситуаций (например, размещение государственного контракта на электронных торговых площадках, согласно Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г.).
Решение возникающих при этом вопросов, можно описать и просчитать с помощью математических моделей повторяющихся ситуаций, направленных на определение условий существования стратегий, обладающих свойством устойчивости при различных гипотезах поведения участников, на выявление условий существования устойчивых решений в повторяющихся ситуациях с изменяющейся ценностью платежной единицы.
Ниже рассматриваются различные элементы функционирования динамической активной системы [4].
В системе управленческой деятельности существенное значение имеют межуровневые коммуникации. Это такой тип коммуникаций, при котором сообщение курирует с одного уровня организации или социальной системы на другой в рамках вертикальной коммуникации, восходящей либо нисходящей направленности. Например, указания и распоряжения, исходящие из администрации Президента страны, передаются по вертикали сверху вниз - на уровень областных властных структур. Те, в свою очередь, несколько конкретизируя эти указания и распоряжения в соответствии с особенностями местных условий, передают распоряжения на районный (городской) уровень администрации.
Наряду с вертикальной коммуникацией в организациях и в обществе в целом курсирует и горизонтальная коммуникация. Она используется для обмена информацией между сослуживцами, находящимися на одинаковом уровне соподчиненности, между различными отделами (подразделениями) одной организации, между организациями в целях достижения координации и организации совместной деятельности [3].
Метод - сознательно и последовательно применяемый способ достижения намеченной цели.
Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Методы социального управления объединяет одно общее основание: все они должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой подсистеме.
Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы си-
стемного подхода к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития [1].
В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
1. управления функциональными подсистемами;
2. выполнения функций управления;
3. принятия управленческих решений.
Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем. Кроме того, здесь применяются методы анализа эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства [6].
Организационно-административные методы управления базируются на:
• системе законодательных актов страны;
• системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
• системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
• системе оперативного управления.
В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.
Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.
Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.
Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:
1. Вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) «сверху»;
2. Пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений [5].
Метод системного подхода позволяет правильно понять сущность социального объекта.
Любая социальная система в рамках этого подхода рассматривается не как сумма составляющих ее отдельных элементов, а как целостная интегрированная совокупность, множество взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношения, которые выражаются в свойствах и функциях объекта.
Системный подход к управлению социальными объектами применяется как способ системного упорядочивания управленческих действий [5].
Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая связана с применением методов системного подхода к организации управленческой деятельности.
Формальные модели организационных систем (динамических систем - ДС) исследуются в таких разделах теории управления социально-экономическими системами как:
- теория активных систем (ТАС);
- теория иерархических систем (ТИС);
- теория контрактов (ТК) и др.
Модель организационных систем определяется заданием следующих параметров:
- состав системы (совокупность участников системы - управляющих органов (центров) и управляемых субъектов (активных элементов (АЭ)), различающихся правами принятия решений;
- структура системы - совокупность связей между участниками;
- множества допустимых стратегий участников (выбираемых ими в соответствии с собственными интересами состояний, управлений и т.д.);
- целевые функции, зависящие в общем случае от стратегий всех участников и моделирующие их взаимодействие;
- информированность - та информация, которой обладают участники на момент принятия решений;
- порядок функционирования - последовательность получения участниками динамической системы (ДС) информации и выбора ими стратегий.
Задача управления формулируется следующим образом:
- центр, обладающий правом управленческого решения (например, Правительство РФ, федеральный, региональный, муниципальный, ведомственный уровень управления), сообщает выбранное им управление актив-
ным элементам (например, Министерству транспорта РФ), которые при известном управлении центра выбирают собственные стратегии с целью максимизации своих целевых функций;
- цель центра управления заключается в том, чтобы, зная реакцию управляемых субъектов на те или иные управленческие решения, выбрать такое управление, которое привело бы систему в наиболее предпочтительное с его точки зрения состояние (например, эффективная реализация Федеральных целевых программ Правительства РФ).
Частным случаем задачи управления является задача стимулирования, в которой центр осуществляет побочные платежи (финансовые трансферты, софинансирование федеральных, региональных, муниципальных программ разработанных на соответствующих уровнях управления: макро уровень управления; мезо уровень управления; микро уровень управления) управляемых субъектами, зависящие от выборов (действий) последних.
Простейшей (базовой) моделью динамической системы является двухуровневая система, состоящая из одного центра (ДС с унитарным контролем) и одного активного элемента (АЭ) (одноэлементная ДС), принимающих решения однократно (статическая ДС) и в условиях полной информированности (детерминированная ДС). Расширениями базовой модели являются:
- многоуровневые динамические системы (ДС);
- ДС с распределенным контролем;
- многоэлементные ДС;
- динамические активные системы;
- ДС с неопределенностью.
Остановимся более подробно в работе на механизмах управления динамически активными системами (ДАС), то есть активными системами (АС), в которых последовательность выбора стратегий, характерная для статических АС, повторяется как минимум несколько раз. Кроме этого, следует упомянуть широкую распространенность динамических моделей управления в математической экономике, их возможность адаптации при реализации инфраструктурных проектов [5].
В теории активных систем каждый период функционирования включает в себя три этапа:
1. этап формирования данных (например, исходных условий государственного контракта для реализации инновационного инфраструктурного проекта);
2. этап его планирование (например, этап проектно - изыскательских работ по государственному контракту);
3. этап выполнения инновационного инфраструктурного проекта (по государственному контракту).
В динамических моделях активных системах каждый плановый период состоит из нескольких периодов функционирования. Если субъект управления
или активный элемент (АЭ) системы обеспечивают прогнозирование на перспективу, т.е. обладают способностью предвидеть последствия принимаемых управленческих решений по выбору своих реализаций на будущие периоды функционирования, то возможности по организации функционирования динамической модели АС расширяются. Определив формально плановый период единым периодом функционирования можно исследовать поведение системы уже на этих единых периодах, не рассматривая процессы, происходящие внутри них. При такой организации функционирования системы исследование поведения модели фактически сводится к исследованию уже известной статистической модели активной системы [2].
Такая деятельность центра управления соответствует тому, что он не обладает прогнозированием на перспективу. При этом активный элемент не имеет возможности полно учитывать влияние выбора реализации в текущем периоде функционирования на множество возможных реализаций в последующем периодах. Если предполагать, что АЭ не делает прогнозов относительно возможных плановых заданий в будущих периодах функционирования, то отсюда следует, что изучение функционирования системы в плановом периоде соответствует последовательному изучению поведения АС на всех периодах функционирования.
Следует отметить особый вклад в развитие теории активных систем управления таких российских ученых как: Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В., Смирнов И.М., Шохина Т.Е. и д.р.
Этими и многими другими научными школами удалось решить ряд задач комбинаторной оптимизации, идеи принципа открытого управления. Принцип открытого управления заключается в том, что интересы системы в целом выражает центр (например, Правительство РФ, Министерство финансов РФ и другие профильные министерства), который вырабатывает управляющие воздействия (планы, федеральные целевые программы, государственный заказ и т.д.) для ее элементов. Если центр решает задачу выбора оптимального плана исходя из интересов системы в целом, то этот план, в общем случае, не будет оптимальным для элементов. Отстаивая свои интересы, элементы будут искажать информацию, представляемую центру для отчетов. Чтобы избежать этого, центр должен назначать элементам выгодные для них планы, разрабатывать эффективные федеральные целевые программы, государственные контракты и т.д., даже в ущерб интересам системы. Таким образом, центр должен решать задачу оптимизации на множестве так называемых совершенно согласованных планов (например, приемлемые условия реализации проектов при софинансирова-нии бюджетов разных уровней), то есть планов, оптимальных для элементов. В этом случае элементам выгодно представлять в Центр достоверную информацию. На основании выше изложенного и заключается первая формулировка принципа открытого управления [2].
Наибольшее развитие в теории за этот период получил принцип согласованного планирования, суть которого в назначении элементам только таких планов (задач, программ), которые им выгодно выполнять (согласованных планов). Во многих практически важных случаях оптимальный механизм управления должен быть механизмом согласованного планирования. Классическим и первым в этом направлении стал результат Анвера Еналева. Он доказал, что оптимальный механизм управления существует на множестве механизмов согласованного планирования. Поскольку множество согласованных планов увеличивается с ростом «силы штрафов, ответственности» за невыполнение плана, то оптимальной системой стимулирования является система с максимальными штрафами (максимальной степенью централизации).
В развитие и обоснование идей согласованной оптимизации внёс вклад Вячеслав Кондратьев. Разработка методов решения задач согласованной оптимизации и внедрение первых систем согласованного планирования на предприятиях - несомненная заслуга профессора А.А. Ашимова. Дальнейшее развитие методы согласованного планирования получили в работах Виктора Засканова, Геннадия Гришанова и их учеников (Самара), Владимира Кузнецова (Тверь) и др.
Следует отметить большое количество работ связанных с задачей эффективного распределения ресурсов. Широко распространенная на практике, достаточно простая по формулировке, эта задача стала классическим примером для проверки различных механизмов.
Следующая группа работ связана с разработкой, так называемых противозатратных механизмов ценообразования и налогообложения. Суть этих задач заключалась в том, чтобы разработать механизмы, побуждающие даже монополиста снизить затраты и цены на свою продукцию [2].
Теория динамически активных систем управления накопила потенциал, достаточный для решения проблем повышения эффективности экономики, были разработаны: гибкая система комплексной оценки результатов деятельности предприятий, стимулирующая научно-технический прогресс, разработана теория противозатратных механизмов ценообразования и налогообложения, внедрена система согласованного планирования и оперативного управления в целом ряде предприятий различных отраслей.
На рисунке 1, 2 автором представлена динамическая активная модель формирования и реализации инновационных проектов в инфраструктурном секторе экономики, через реализацию государственных контрактов.
Понятно, что при таком естественном обобщении простейшей базовой (статистической) модели, как рассмотрение нескольких несвязанных периодов функционирования, задачу управления удается декомпозировать на набор базовых задач. Трудности появляются при исследовании систем со связанными периодами функционирования. Методы и алгоритмы решения задачи синтеза оптимального механизма управления в этом случае характеризуются высокой структурной и вычислительной сложностью.
Рис. 1. Динамическая модель формирования и реализации инновационных проектов в инфраструктурном секторе экономики
Как правило, универсального подхода к аналитическому решению этого класса задач найти крайне сложно. Однако, преодоление трудностей анализа оправдано, так как в динамических АС присутствуют новые качественные свойства, отсутствующие в базовой модели (не говоря уже о том, что большинство реальных организационных систем управления функционируют в течении продолжительного времени и характеризуются относи-
тельной повторяемостью условий в самих фактов принятия управленческих решений).
Рис. 2. Процедура заключения государственного контракта в инфраструктурном секторе экономики
Динамически активные системы управления, функционирующие в течение длительного времени, существенно отличаются от статистических:
- возможностью долговременного сотрудничества;
- адаптации;
- пересмотра стратегий - все эти эффекты проявляются при переходе от статистических моделей управления к динамическим.
Изучению задач управления динамическими активными системами посвящено значительное число исследований. В работе уделено внимание на задачи стимулирования, являющиеся, как отмечалось выше, частным случаем задачи управления. В качестве обоснования выбора предмета ис-
следования следует подчеркнуть, что задачи стимулирования представляют собой самостоятельный, достаточно обширный и разнообразный класс задач управления, имеющих как хорошие содержательные интерпретации, так и отражающих потребность в практическом использовании теоретических результатов. Кроме того, многие расширения базовой задачи стимулирования исследованы относительно подробно, что позволяет адаптивно переносить ряд известных результатов на относительно малоизученные динамически активные системы управления.
Известный из анализа базовой задачи стимулирования метод анализа множеств реализуемых действий и минимальных затрат на стимулирование оказывается эффективным и в динамических моделях, так как формулируемый на его основе принцип компенсации затрат является эффективным инструментом решения задач стимулирования, в частности, позволяющим не акцентировать внимание на исследовании согласованности стимулирования. В многоэлементных активных системах управления (в том числе - динамических) применения одного принципа компенсации затрат оказывается недостаточно, так как имеет место много вариантность управляемых активных элементов. В этом случае целесообразно использование принципа декомпозиции активных элементов управления, в соответствии с которым может быть построено управление со стороны центра, декомпозирующее взаимодействие управляемых субъектов и позволяющее рассматривать задачи согласованного управления каждым активным элементом (АЭ) независимо, перенося учет их взаимодействия на этап согласованного планирования.
Применение принципа компенсации затрат и принципа декомпозиции активных элементов управления позволяет получать аналитические решения задач определения согласованного (побуждающего АЭ выбирать действия, совпадающие с назначаемыми центром планами) управления. Это управление параметрически зависит от планов (предпочтительных с точки зрения центра состояний АЭ), следовательно, необходимо формулировать и решать задачу согласованного планирования - определения оптимальных значений планов. На этом этапе эффективным оказывается применение методов динамического программирования, оптимального управления и др. Кроме того, в зависимости от специфики рассматриваемой задачи, широко используются известные результаты исследования многоуровневых АС, АС с распределенным контролем и АС с неопределенностью.
При рассмотрении математических моделей динамически активных систем необходимо различать неопределенности следующих типов (основание классификации - моменты времени, относительно которых у лица, принимающего управленческое решение (ЛПУР), имеется недостаточная информация): текущая неопределенность; неопределенность будущего, каждая из которых может подразделяться (основание классификации -
объекты, относительно которых имеется недостаточная информация) на объективную неопределенность (неполная информированность относительно внешних и/или внутренних параметров ЛПУР или других субъектов) и субъективную неопределенность (неполную информированность ЛПУР о поведении других субъектов, входящих в рассматриваемую систему).
Традиционно под «неопределенностью» понимают текущую объективную неопределенность и большинство исследований АС с неопределенностью учитывает именно ее. В тоже время, для динамически активных систем управления (ДАСУ) характерна не только текущая объективная неопределенность, но и неопределенность будущего, которая заключается в том, что, принимая решение, ЛПУР, с одной стороны, «влияет» на будущее (это влияние может проявляться в изменении множеств его будущих допустимых действий и т.д.), а, с другой стороны, возможности его анализа этого влияния ограничены незнанием будущих значений существенных параметров. Большинство рассматриваемых моделей является «детерминированными» в оговоренном выше традиционном понимании - в них в основном отсутствует неполная информированность участников ДАСУ друг о друге, об окружающей среде и т.д. В то же время, неопределенность будущего присутствует, естественно, в полной мере.
Список литературы
1. Электронный ресурс. [Режим доступа]. www.rftr.ru - официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития».
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем / Труды Юбилейной международной научно-практической конференции / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. М.: ИПУ РАН, 1999. 317 с.
3. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 711 с.
4. Щепкин А.В. Динамические активные системы с дальновидными элементами I. Динамическая модель активной системы / М.: Автомат. И телемех., выпуск №10, 1986. с. 89-94.
5. Новиков Д.А., Смирнов И.М., Шохина Т.Е. Механизмы управления динамически активными системами / Д.А. Новиков, И.М. Смирнов, Т.Е. Шохина / М: ИПУ РАН, 2002. 124 с.
6. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая. М.: Финансы и кредит, 2012. 208 с.
Аксенов Константин Валерьевич, канд. экон. наук, доцент, regionkos@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»
THE DIMANICHESKY ACTIVITY PRINCIPLES FORMING AND FUNTSIONIROVANII INNOVATIVE PROJECT MULTILEVEL CONTROL SYSTEM
K.V. Aksenov
The principles of design and the organization of innovative activity when forming andfunctioning a dynamic multilevel control system of sources of ensuring financial and economic activity in infrastructure sector of economy are considered.
Keywords: innovations, investments, management, state, infrastructure, project, technologies, dynamism, principle.
Aksenov Konstantin Valerievich, candidate of economy science, associate professor, regionkos@mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University - teaching, research and production - a complex"
УДК 005.5 - 027.31
ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ РОССИИ
Ф.С. Васютин
В статье предлагается новый путь развития наноиндустрии России на основе применения инструментов венчурного финансирования с учетом возможных коммерческих и иных рисков. Кратко рассмотрен опыт зарубежных стран в применении методов венчурного финансирования.
Ключевые слова: нанотехнологии, наноиндустрия, венчурное финансирование, государственные гарантии.
Инновационные проекты в сфере нанотехнологий входят в первую группу стратегических проектов, ориентированных на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в нанотехнологиях, 1Т-индустрии, новых материалах и биотехнологиях.
В числе основных тенденций инновационных программ и стратегий ведущих стран мира отмечается активизация государственных усилий по созданию наноиндустрии, обеспечению достаточности ее финансирования. В этой связи страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также