Исследования космоса
Правильная ссылка на статью:
Пайсон Д.Б. — Дихотомии космонавтики: о бинарных разделениях космической деятельности по видам и направлениям // Исследования космоса. - 2019. - № 1. DOI: 10.7256/2453-8817.2019.1.31039 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31039
Дихотомии космонавтики: о бинарных разделениях космической деятельности по видам и направлениям
Пайсон Дмитрий Борисович
доктор экономических наук, кандидат технических наук член Международной академии астронавтики 129090, Россия, г. Москва, ул. Гиляровского, 1
И dpayson@mail.ru
Статья из рубрики "Экономика космической деятельности "
Аннотация.
Предметом исследования является международная космическая деятельность, рассматриваемая как совокупность реализуемых проектов прикладного и неприкладного характера и характеризуемая соответствующими объемами продаж на мировом космическом рынке. Рассматриваются и описываются ключевые аспекты современного развития космической деятельности (в том числе - в рамках парадигмы Space 2.0, влияющей на систему отношений между публичными и частными игроками), определяющие не только технологические, но преимущественно институциональные, организационно-экономические особенности взаимодействия между участниками космической деятельности и измерение ее эффективности. При анализе субъект-объектных отношений при решении задач космической деятельности используются методы институциональной экономики и анализа многопередельных рынков и цепочек создания ценностей. В статье впервые идентифицированы в качестве бинарных разделений и рассмотрены такие составляющие космической деятельности, как «прикладная-неприкладная», «коммерческая-некоммерческая», «государственная-частная», «бюджетная-внебюджетная». Дополнительно рассмотрен важный аспект разделения результатов космической деятельности на продукты (услуги, сервисы) и проекты. Показаны дальнейшие направления исследований по данной проблематике, включая прежде всего разработку модельных показателей и критериев эффективности космической деятельности применительно к различным ее формам и видам.
Ключевые слова: космическая деятельность, мировой космический рынок, общественное благо, государственно-частное партнерство, цепочка переделов, космические проекты, космические услуги, эффективность, фундаментальные космические исследования, прикладная космическая деятельность
DOI:
10.7256/2453-8817.2019.1.31039
10.7256/2453-8817.2019.1.31039 Дата направления в редакцию:
12-10-2019
Дата рецензирования:
12-10-2019
Введение
Сегодняшняя и перспективная на ближайшие десятилетия космическая деятельность характеризуется не только рядом технологических прорывов, но и нарастающей
организационно-экономической (институциональной) сложностью. В работе Ш нами выделен ряд ключевых аспектов современной организации космической деятельности в контексте развития феномена Space 2.0, он же «Новый космос». Space 2.0 -специфический этап развития космической деятельности, характеризующийся особенностями развития технологий, участников и системы отношений между ними,
которые носят устойчивый взаимоувязанный характер. К таким особенностям в ^ нами отнесены следующее:
• Рост непосредственного потребления результатов космической деятельности, и как следствие - их интеграция в различные горизонтальные сферы деятельности и бизнесы;
•Развитие общетехнологического уровня, приведшее к утрате уникальности существенной доли компетенций ракетно-космической отрасли промышленности;
•Миниатюризация в космической технике и превращение малых спутников в экономически эффективный инструмент решения научных и прикладных задач;
•Снижение барьеров входа в космическую отрасль для стартапов и компаний из смежных отраслей экономики;
• Активное использование венчурного и биржевого финансирования для запуска крупномасштабных проектов;
• Рост участия частных компаний и соответствующих организационных подходов вдоль
всего жизненного цикла космических проектов, где ранее господствовали государственные игроки;
•Рост разнообразия форм государственно-частного партнерства и постепенный пересмотр восприятия общественного блага в сфере космической деятельности как чистого продукта деятельности государственных агентств
С точки зрения научного осмысления и систематизации новых форматов взаимодействия участников космической деятельности и государственно-частного партнерства, мы полагаем необходимым идентифицировать и кратко описать ряд дихотомий - бинарных разделений мировой космической деятельности (понимаемой как множество реализуемых проектов, приводящих, в свою очередь, к формированию мирового
космического рынка - см., например, i31) на непересекающиеся категории, характеризующиеся спецификой планирования, практической реализации и использования результатов реализуемых проектов. Каждая из дихотомий приводит к разделению мирового космического рынка продуктов, услуг и сервисов на два непересекающихся подмножества. Важно, что каждое из предлагаемых бинарных противопоставлений никак не связано с остальными дихотомиями, и решение задачи,
скажем, разделения полного множества космических проектов, и соответственно -мирового космического рынка - на квадранты, образующиеся в результате одновременного применения двух любых дихотомий, требует исследования каждого проекта или группы аналогичных проектов с точки зрения принадлежности к соответствующим квадрантам и не может быть решена посредством аналитических манипуляций с двумя задействованными дихотомиями по-отдельности.
В следующем разделе рассмотрим ряд бинарных разделений современной космической деятельности, характерной появлением новых технологий, сервисов и игроков. Общая сводка по нескольким из бинарных разделений приведена в Таблице 1.
Таблица 1. Основные виды космических проектов и сегментов рынка по ряду бинарных разделений космической деятельности
Разделение1 Разделение 2 ^"""---».^Ра.зд е лемие 4 Разделение Прикладная Неприкладная
Государственная Коммерческая Монетизированные услуги дл я государственных органов и госучреждений (съемки Земли, связь, ...) от операторов в государственной собственности Монетизированные услуги для государственных научных организаций от операторов в государственной собственности
Государственная (спрос) Некоммерческая Совместные некоммерческие проекты госпредприятий с государственными учреждениями (включая вузы) в области космических услуг Проекты фундаментальных космических исследований и освоения космоса в государственном секторе
(предложение) Не госуд арственная (спрос) Коммерческая Монетизированные услуги для негосударственных потребителей (съемки Земли, связь, ...)от операторов в государственной собственности Монетизированные услуги для негосударственных (и зарубежных) научных организаций от операторов в государственной собственности
Некоммерческая Совместные некоммерческие проекты госпредприятий с негосударственными организациями (включая вузы) в области космических услуг Поставки продуктов и услуг партнерам по фундаментальных космических исследований и освоению космоса на безвозмездной основе (например, в рамках баланса вкладов)
Государственная Коммерческая Контрактные поставки продуктов и услуг частных компаний в интересах государственных потребителей по прикладным направлениям космической деятельности Контрактные поставки продуктов и услуг частных компаний в интересах государственных потребителей по программам фундаментальных космических исследований и освоения космоса
Негосударственная (спрос) Некоммерческая Совместные некоммерческие проекты частных компаний с государственными учреждениями (включая вузы) в области космических услуг Участие частных и зарубежных компаний (организаций) в проектах фундаментальных космических исследований и освоения космоса не безвозмездной основе (например, в рамках баланса вкладов}
(предложение) Негосударственная Коммерческая Контрактные поставки продуктов и услуг в области космической деятельности частных компаний в интересах частных потребителей Контрактные поставки продукте© и услуг частных компаний в интересах частных потребителей по программам фундаментальных космических исследований, освоения космоса, развития технологий
(спрос) Некоммерческая Некоммерческие проекты частного сектора Безвозмездное партнерство компаний частного сектора в программах фундаментальных космических исследований, освоения космоса, развития технологий
Дихотомии космонавтики
Прикладная и неприкладная
Прикладная космическая деятельность объединяет проекты и программы, непосредственно предназначенные для получения экономического эффекта за счет прямого использования получаемых результатов. Каналов спутниковой связи - для передачи телевизионных программ, которые в противном случае пришлось бы передавать по волоконно-оптическим линиям, и вышло бы дороже. Снимков Земли из космоса - для прогнозирования урожайности и оптимизации внесения удобрений, что в результате повышает экономическую эффективность сельского хозяйства. И так далее. Несколько особняком стоят оборонные программы, которые «живых денег» в экономику не приносят, однако повышают эффективность оборонной деятельности государств, для которой существуют свои традиционные модели пересчета «в деньги», поэтому военный космос - тоже прикладной. А вот фундаментальные космические исследования и освоение космоса человеком - начинания преимущественно не прикладные, поскольку их экономический эффект проявится не в явном виде, и скорее всего - далеко за прогнозным горизонтом самих космических программ. При этом тот же космический туризм - направление вполне прикладное, поскольку предусматривает платное предоставление услуг конечным потребителям.
Гражданские космические проекты, не приводящие непосредственно к появлению на
рынке новых продуктов или услуг, могут реализовываться космическими агентствами -для решения задач исследования и освоения космоса и создания научно-технического задела по перспективным технологиям, слишком ресурсоемким или слишком рискованным для непосредственного вклада частного сектора; государственными или частными промышленными компаниями - для отработки новых перспективных технологий и иногда - в качестве PR-акций или из общегуманитарных соображений вклада в развитие человечества.
Следующие дихотомии связаны уже не с наукой и техникой, а с экономикой и определяются природой самих проектов и природой реализующих их субъектов экономики (участников космической деятельности). При этом в последнем случае целесообразно рассматривать отдельно спрос и предложение на рынке.
Коммерческая и некоммерческая
В этом случае признаком отнесения к одной из «половинок» является коммерческая или некоммерческая природа тех или иных проектов. Тут речь идет не о конечном эффекте проекта (денежный или нет), а о результате деятельности для оператора проекта в целом или, что важно - составной части проекта. Запуск космического телескопа им. J.Webb^ для NASA является некоммерческим проектом фундаментальных космических исследований, а предоставление соответствующей пусковой услуги для компании Arianespace - безусловно коммерческой услугой. С другой стороны, со спутника дистанционного зондирования Земли можно за деньги получать информацию высокого и сверхвысокого разрешения в интересах того же сельского хозяйства или земельного кадастра, а можно бесплатно - снимки среднего разрешения для метеорологии и природопользования. Появление некоммерческой составляющей может быть обусловлено государственным заказом или корпоративной благотворительностью соответствующего спутникового оператора.
Государственная и частная
Как космические проекты в целом, так и их отдельные составляющие могут реализовываться государственными и негосударственными структурами (применение в экономике термина «игроки» отсылает к рисковой, вероятностной природе рыночной экономике, а не к несерьезному характеру той или иной деятельности). Соотношение тех и других сильно зависит от устройства той или иной национальной экономики в целом. В США, например, практически отсутствует государственная промышленность, и большинство космических аппаратов и средств выведения изготавливаются и эксплуатируются частными компаниями по заказу частных же или государственных операторов. В объединенной Европе компании Airbus и Thales Alenia Space не рассматриваются как государственные, но тем не менее, определенная доля их акций принадлежит французским и немецким государственным фондам. Наконец, в России и в Индии основные ракетно-космические активы находятся в государственной собственности и действуют в составе специфических игроков - Государственной корпорации «Роскосмос» и Индийской Организации космических исследований (ISRO) соответственно J41.
Государственные и частные участники космической деятельности могут выступать в качестве заказчиков (потребителей результатов) проектов или в качестве их исполнителей. Соответственно, фрагментация рынка по признаку «государственный-частный» будет различаться со стороны поставки (предложения) и потребления (спроса). Отметим, что если бы вся мировая ракетно-космическая промышленность была
организована по модели американской, скорее всего, говорить о государственной составляющей со стороны предложения было бы бессмысленно за маргинальностью такой составляющей. Однако в реальном мире государственные компании из России, Индии, Китая активно работают на коммерческом рынке пусковых услуг и поставок космических аппаратов.
Бюджет и внебюджет
Существует также дополнительная метрика, связанная с особенностью участия государств в космической деятельности, но не совпадающая однозначно с метрикой «государственное-частное» для потребления (спроса) космических продуктов и услуг (не представленная в Таблице 1). Это - метрика «бюджет-внебюджет». При анализе «от имени» конкретного государства, дихотомия «бюджет-внебюджет» определяет источники финансирования проектов (продуктов, услуг), и контрактное финансирование со стороны других государств (а не за счет бюджета рассматриваемого государства) в этом случае попадает в разряд внебюджетного финансирования. Общее разделение будет отличаться от разделения «государственное-частное» в части потребления (спроса), в случае России - довольно значительно, поскольку существенная доля национальной «коммерции» приходится на продажу полетных услуг NASA. В мире прецеденты тоже есть, например, контракт на планируемый запуск телескопа J.Webb ракетой-носителем Ariane-5.
Представляется, что указанную дихотомию можно построить и на глобальном уровне на основе дихотомии «государственное-частное потребление», идентифицировав объемы продуктов и услуг, производимых ракетно-космической промышленностью в интересах «собственного» государства и изменив соответствующим образом цифры, ранее посчитанные для государственного и частного потребления - обновленные значения будут соответствовать бюджетному и внебюджетному потреблению. Такой подход не свободен от условностей, поскольку требует, как минимум, предварительного определения подхода к деятельности межгосударственных объединений типа Европейского космического агентства и транснациональных корпорация типа Airbus и Thales Alenia Space.
Продукты и проекты
Говоря об аналитическом разделении мировой космической деятельности и соответствующего рынка, важно упомянуть еще о разделении ее результатов, отчасти отражающем передельный характер соответствующих цепочек формирования стоимости . Целесообразно отдельно рассматривать продукты (услуги, сервисы) и проекты. Продукты, услуги и сервисы - это, говоря экономическим языком, блага, представляемые конечным потребителям (домохозяйствам, компаниям или государственным органам), которые затем используют их в собственных целях или встраивают в состав других продуктов и услуг (получаются продукты с добавленной стоимостью). Проекты - это совокупность специфических работ (включая, прежде всего, проектирование и эксплуатацию той или иной техники), направленных на решение задач субъекта, который проект реализует. Эти задачи в конечном счете сводятся к тем же продуктам и услугам, однако в случае, когда производить продукты и услуги намеревается впоследствии заказчик проекта, роль подрядчика сводится к выполнению работ, результативность которых описывается контрактными условиями, а не прогнозом продаж.
Переход от проектов к услугам - это наиболее общее определение происходящего в
рамках актуальной ныне модели New Space / Space 2.0 , когда подрядчики частного сектора (SpaceX, Boeing, Orbital) вместо того, чтобы работать с NASA по проектным контрактам, предусматривающим создание технических решений по ТЗ заказчика, инвестируют в создание основных средств (например, транспортно-логистической космической инфраструктуры), с использованием которых впоследствии оказывают тому же NASA необходимые услуги по доставке экипажей и грузов. При этом объем государственных вложений в проект существенно не изменяется, однако они осуществляются не в режиме платежей за поставку оборудования и, возможно, услуг по его эксплуатации, а в режиме поэтапного авансирования с последующей оплатой оказанных конечных транспортно-логистических услуг.
С практической точки зрения «рынок проектов» отличается от «рынка продуктов, услуг и сервисов» повышенной дискретностью, иным составом потребителей (сильно привязанных к геополитическим реалиям), невозможностью непосредственного бизнес-планирования на базе «объективных» глобальных прогнозов динамики потребностей в продуктах и услугах.
Заключение
Предлагаемые модели бинарных разделений, на наш взгляд, полезны не столько с точки зрения теоретических и прикладных исследований космического рынка (см., например,
работы Ш,Ш,Ш1,Ш), сколько в качестве общеметодического подхода, направленного на понимание природы и особенностей современной космической деятельности и ее экономики. На наш взгляд, из предлагаемого подхода к сегментации рынка напрямую вытекают требования к формированию систем показателей и критериев эффективности различных космических проектов и программ в зависимости от совокупности бинарных признаков отнесения к той или иной многомерной «ячейке», определяемой пересекающимися бинарными разделениями. Это, однако, является темой для последующих исследований экономики и системотехники космической деятельности.
Библиография
1. Пайсон Д.Б., Бендиков М.А. «Новый космос»: к проблеме идентификации особенностей современного периода развития международной космической деятельности. В книге: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы ХХ Всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2019. С. 578-580. URL: https ://sympozium-cemi.ru/wp-content/uploads/2019/08/simpozium-hh.pdf
2. Пайсон Д.Б. Особенности применения категории общественного блага к анализу результативности и институционального оформления космической деятельности / Пайсон Д.Б. // Теоретическая и прикладная экономика. — 2018. № 4. С. 1-20. URL: https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 27646 (дата обращения 12.10.2019).
3. Satellite Value Chain: Snapshot 2017 / Paris, Euroconsult, 2017-42 pp.
4. Prasad N., Rajagopalan R. Space India 2.0-Commerce, Policy, Security and Governance Perspectives // New Dehli, ORF, 2017.-389 p. URL: https://www.orfonline.org/wp-content/uploads/2017/02/0RF_Space-India-2.0.pdf (дата обращения: 12.10.2019).
5. Пайсон Д.Б. Матричное моделирование взаимодействия участников цепочек создания ценности в задачах управления структурными преобразованиями ракетно-космической промышленности / Пайсон Д.Б. //Проблемы управления.-№ 6.-2016. С. 26-34.
б- Фролов И.Э. Развитие мировых высокотехнологичных производств и космические рынки: сможет ли космонавтика стать новым глобальным нововведением? // Экономическая наука современной России, № 4. 2017. С. 43-57. URL: https ://ecfor.ru/wp-content/uploads/2018/10/frolov-2017-kosmonavtika.pdf (дата обращения 12.10.2019)
7. Graziola G. The Space Economy and Its Statistics: What Do They Tell Us? /Graziola G. // New Space. - 2018 - Vol. б. №. 4. pp. 2б9-28б.
8. Яник А.А. К концепции «космической экономики»/Яник А.А. // Тренды и управление. — 2018. № 1. С. 51-бб.
9. Пайсон Д.Б. К сравнительному анализу подходов к формированию модели международного космического рынка // Исследования космоса. - 2018. - № 2. - С. 34-52. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 28476 (дата обращения 12.10.2019)