Научная статья на тему 'Диффузия инноваций в глобальной экономике'

Диффузия инноваций в глобальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНАЯ ФАБРИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьяненко Виктор Павлович

Рассматриваются проблемы формирования комплексных производств в различных странах и регионах мира. Организация такого «фабричного производства» обусловлена процессами глобализации экономики, потребностями в сокращении издержек и рациональном использовании ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диффузия инноваций в глобальной экономике»

В. П. Марьяненко

доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат экономических наук

опирается на новую материально-техническую и интеллектуально-информационную базу (только

за последнее столетие сменилось несколько национальных инновационных систем). Но, по нашему мнению, для заявлений о становлении некоего «посткапитализма» нет никаких оснований. Современное западное общество остается «капиталистическим». «Вряд ли, однако, перемены, произошедшие с капитализмом, оказались настолько глубокими, что они изменили самую его суть» [1].

Диффузия инноваций | в глобальной экономике 1 I

С

УДК 339.94-005.44 ° н-

I о

Разумеется, в XIX в. развитие капитализма происходило в рамках иной 2 х социально-экономической инфраструктуры. В то время степень локали- ® зации отдельных хозяйствующих единиц была столь велика, что каждое отдельно взятое национальное капиталистическое хозяйство воспринималось как атомизированное. Современное капиталистическое общество, как бы оно ни называлось — «постиндустриальное» или «информационное», — выступает (по крайней мере с технологической точки зрения) как «глобальное коммуникационное общество» [2]. Его сущность определяют два фундаментальных процесса: 1) производство, обработка (включая форматирование) и обмен информации; 2) социальное взаимодействие (включение в сети социальной коммуникации). В научной и социально-политической литературе термины «информационное общество» и «коммуникационное общество» используются на равных. Мы же считаем более правильным применение понятия «информационно-коммуникационное общество», отображающего глобализацию современной цивилизации и развитие виртуальных (информационных) коммуникаций.

В начале XX в. экономическая теория рассматривала интернационализацию бизнеса и деятельность хозяйствующих единиц как процессы, в основе которых лежало пространственное международное размещения интракорпоративных ресурсов и способностей. Действительно, на первоначальных стадиях развития многонациональные компании (МНК) создавали международные производственно-маркетинговые структуры. Теоретическое обоснование рассматриваемого подхода изложено, например, в модели глобальной маркетинговой среды (ГМС) профессора В. И. Черенкова, в соответствии с которой МНК трактуется как «квазиоптимальная модель маркетинговой мезосреды» [3].

Глобальные стратегические бизнес-сети именовались просто «стратегическими сетями» [4]. На современном уровне глобализации мировой экономики, с учетом многообразия направлений и национальной дифференциации научно-технического прогресса (НТП), ни одна отдельно взятая компания и, пожалуй, даже страна не обладают материальными и интеллектуальными ресурсами, необходимыми для перманентного воспроизводства глобальных конкурентных преимуществ. Конкуренция между производителями разворачивается не по поводу определенного товара/услуги, а по поводу радикальных инноваций, приводящих к «созидательному разрушению» рынка и создающих ситуацию гиперконкуренции [5]. Поэтому мы поддерживаем вывод С. П. Куща о том, что вслед за эрой традиционной иерархической конкуренции наступает эра конкуренции стратегических сетей, или глобальных бизнес-сетей [6].

В сущности, при всем семантическом многообразии в терминологической парадигме организации и управления международным глобальным бизнесом все эти организационно-управленческие структуры соответствуют пониманию термина «глобальная фабрика» [7]. Концепция глобальной фабрики позволяет обосновать не только суть информационных технологий, производственных и обеспечивающих функций, но и того, что традиционно считалось залогом и гарантией сохранения силы и управления в головном офисе (материнской компании) МНК любого типа — обеспечения инновационных процессов за счет собственного и охраняемого НИОКР, равно как и уникальных решений в сфере глобального маркетинг-менеджмента. В нашей статье мы, опираясь на единство исторического и логического подходов, рассмотрим становление концепции глобальной фабрики как современной формы преимущественно контрактной бизнес-сети.

Ретроспектива интернационализации бизнеса и концепция глобальной фабрики

Вывод о закономерности становления глобальных бизнес-сетей, соответствующих смене парадигмы интернационализации условиям глобализации мировой экономики, был бы неполным без краткого ретроспективно-

^^ го анализа развития теории интернационализации q-н- с акцентом на изменение места и роли диффузии 2 т инноваций в этом сложном экономико-геополити-^ 3 ческом процессе. Практически все теории интер-< ^ национализации опирались, так или иначе, на еди-о х ную теоретическую базу маркетинга. Как известно, □т ш интернационализация бизнеса всегда имела дело с 2 < решением альтернативы выбора экспорта или осуществления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) о как формы вхождения на зарубежные рынки. В тече-го ние последних двух десятилетий основное внимание уделялось интернационализации по сетевой модели, согласно которой фирма поддерживала взаимоотношения не только с покупателями-клиентами, но и с другими лицами глобальной маркетинговой среды, такими как поставщики. В данном случае мы имеем дело с традиционным для маркетинга акцентом на ключевые знания и умения фирмы, т. е. на ее стратегические стержневые компетентности. Традиционный, основывавшийся на издержках подход предполагал, что фирма должна обладать «компенсирующим преимуществом», чтобы справиться с «зарубежными затратами». Соответственно делался вывод о том, что ключевыми элементами успешного проникновения на иностранный рынок являются технологические и маркетинговые навыки, представленные стратегическими стержневыми компетентностями.

Этапы интернационализации рассматривались многими зарубежными экономистами в рамках гипотезы о международном жизненном цикле товара, согласно которой компания из промышленно развитой страны сначала проходит через фазу экспорта своей продукции, а затем переключается на прямые иностранные инвестиции. Первоначально они ориентированы на максимизацию нормы возврата инвестиций (ROI), а затем — на стратегические прямые иностранные инвестиции, основная цель которых состоит в минимизации издержек. Факторы совместимости и полноты технологии производства конечного товара, а также эффектного маркетинга определяют местонахождение предприятий, ответственных за парциальные стадии производственного цикла. Проблема состояла в том, что действующие в промышленно развитых странах корпорации-производители оказывались существенно ближе (в маркетинговом аспекте) к своим целевым рынкам, чем иные, не пользующиеся техникой ПИИ компании. Вследствие этого постулировалось, что первые в технологической цепочке «звенья» по производству товаров(особенно, НИОКР)будут расположены в развитых странах. Эффект масштаба реализо-вывался через обеспечение спроса на массовое производство. В то же время стремление к минимизации производственных издержек имело альтернативное решение. Компания могла отказаться от адаптации товара к особенностям рынков принимающих стран и выпускать исключительно стандартизированные товары, либо сделать акцент на минимизацию издержек и переноса отдельных стадий производства в менее развитые страны. Таким образом, МНК приобретали конкурентное преимущество за счет локализации дезагрегированного производства. Классическим и простейшим примером может служить перемещение финишной стадии производства персональных компьютеров из ПРС в менее развитые страны (так называемая ранняя «отверточная сборка»). Конечным итогом «движения» товара по международной кривой жизненного цикла является то, что инновационный продукт уходит из страны-отечества, разработавшей его компании-инноватора, а само отечество (по данной товарной категории) превращается из экспортирующей страны в страну импортирующую. Так, США,

где появились первые в мире цветные телевизионные приемники, уже давно не увеличивает масштабы их производства.

В тесной связи с моделями этапов находится понятие «психологическая дистанция», или «маркетинговое расстояние». Авторы соответствующих концепций попытались осмыслить и измерить кросс-культурные различия между странами и рынками. В любом случае МНК активно экспериментируют между двумя маргинальными концепциями построения международных организационно-управленческих структур. Имеются в виду экстернализация или интернализация, обеспечиваемые построением корпоративных (в пределах единой собственности) или контрактных и админист-рируемых международных бизнес-сетей.

В 1970-е гг. изучавшие методы интернационализации бизнеса П. Бакли и М. Кэссон включили в число средств, используемых МНК для того, чтобы добраться до покупателей за рубежом, международную торговлю лицензиями, или лайсензинг (licensing) [8]. Исследователи опередили свое время и задолго до становления новой экономики обратили внимание на важнейший момент в интернационализации бизнеса — глобальные трансферы инноваций, на которых основывается международная торговля лицензиями. И все же некоторое время считалось, что МНК скорее предпочтет «интер-нализацию» за счет прямых иностранных инвестиций в собственные филиалы (дочерние компании), чем продажу лицензий. Этот вывод подкреплялся типичной для того времени борьбой за сохранение производственных и торговых секретов и ноу-хау.

В 1980-е гг. внимание исследователей было сосредоточено на решениях, диктуемых спецификой рынка инновационных товаров (экстернализация бизнеса), в противовес решениям, традиционно диктуемым руководством или собственниками компании (интер-нализация бизнеса), что определяет стратегическое значение лайсензинга при вхождении на новые рынки в преддверии их глобализации. В этом сказывается природа знания, содержащегося в научно-технических продуктах (например, патенты, ноу-хау, научно-техническая консультационная поддержка), понимаемого как нематериальный актив. В XXI в. последние выходят на первое место, что в перспективе способно привести к новой геополитической реальности многополярного мира.

Заметим, что подход, имеющий в своей основе интернализацию, тесно связан с теорией транзакци-онных издержек. В данном случае МНК имеет возможность выбора методов и формы вхождения на зарубежный рынок — через интернализацию (учреждение за рубежом дочерней компании, филиала) или через экстернализацию (какую-либо форму кооперации с внешним партнером от лайсензинга до создания совместного предприятия). Интернализация бизнеса и транзакционные издержки оцениваются с точки зрения минимизации последних, что составляет на то время базисную составляющую теории развития МНК. Добавим, что выбору МНК в пользу экстернализации, помимо сокращения жизненного цикла инновации, способствовало и наличие обширных научных данных о природе и динамике научно-технической креативности. В результате было достигнуто понимание того, что процессы развития фундаментальной науки и ее прикладных приложений едины. Даже при отсутствии промышленного и военно-промышленного шпионажа родственные научные школы рано или поздно приходят к схожим научно-техническим решениям. Так, лежащая в теоретическом обосновании построения и оценки любых аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей теорема Котельникова за рубежом

широко известна как теорема Найквиста—Шеннона. Обе они основываются на применении одного и того же Фурье-преобразования к разъяснению одного и того же физического явления, связанного с доказательством возможности адекватной дискретизации сигналов. Диалектика природы не знает национальных границ, поэтому столь похожи бывают боевые, да и гражданские самолеты (сравните сверхзвуковые лайнеры «Конкорд» и Ту-144). Таким образом, решение компаний-инноваторов о своевременной продаже научно-технических продуктов является рациональным и объективным. Это позволяет реинвестировать дополнительный доход в дальнейшее развитие воспроизводства инновационного процесса и поднимать вектор инновационной волны. Более того, появляются специализированные компании-инноваторы или аль-янсы-инноваторы, которые не занимаются производством собственно инновационных товаров, а, специализируясь в области НИОКР, производят и продают научно-технические продукты ведущим МНК.

В кратком ретроспективном анализе развития теории и практики интернационализации (позднее — глобализации) бизнеса нельзя не отметить эклектическую теорию Дж. Даннинга, парадигма которой вписывается в схему «собственность — местонахождение — ин-тернализация» (Ownership — Location — Internalization, OLI) [9]. Ученый делает акцент на важности решения вопроса о географическом местоположении производства при принятии решений об иностранных инвестициях. Согласно Дж. Даннингу, склонность МНК к участию в распределенном на международном уровне производстве возрастает, если выполняются следующие условия:

• Преимущество собственности. МНК, владеющая иностранными производственными мощностями, имеет преимущество по сравнению с фирмами других стран. Оно может состоять из нематериальных активов, среди которых на первое место выходят инновации.

• Преимущество местонахождения. Для МНК должно быть прибыльно, наращивать любые активы, делая финансовые и нефинансовые инвестиции (труд, энергия, материалы, компоненты, транспорт и каналы коммуникации) в зарубежное производство, что отличает таковое поведение от господствовавшего ранее традиционного экспорта.

• Преимущества интернализации. Для МНК должно быть более прибыльно использование конкурентных преимуществ, основанных на стратегических стержневых ресурсах, в сравнении с их продажей или передачей в пользование иностранным фирмам. Последнее преимущество теряет свое значение по мере глобализации мировой экономики, поскольку МНК — в полном соответствии с действием ос-

новного закона капитализма, закона прибавочной ^ ^

стоимости — отходят от доминанты интернализации ^ н-

международного бизнеса сразу же, как только изде- 2 m

ржки экстернализации становятся заметно меньше 3

I/

издержек интернализации. К тому же не следует < забывать и о политическом воздействии на МНК о х

ш I_

правительств принимающих стран. =г ш

Вместе с тем, необходимо отметить, что в зависимости от структуры МНК существуют различные он-типы подчиненности и распределения компетенции в о^-принятии стратегических, оперативных и тактических cd решений. Глобализация мировой экономики опирается на соответствующие условия, систематизированные в табл.1. Из них требованиям глобальной фабрики отвечает гибкая и адаптируемая международная бизнес-сеть, основная часть которой построена на контрактных отношениях. При различных их проявлениях на различных уровнях глобальной маркетинговой среды эти условия так или иначе могут быть сведены к формальным средствам глобализации производственно-маркетинговой сети. Важнейшими условиями, выполнение которых необходимо для построения глобальной фабрики, следует считать:

• образование закрытых информационных систем приоритетного доступа типа «экстранет» и «инт-ранет»;

• наличие логистически организованных транснациональных транспортно-экспедиторских компаний;

• наличие адекватных задачам глобализации технологий, обеспечивающих эффективное функционирование коммуникативно-транспортной инфраструктуры;

• развитие глобальной информационной сети на основе Интернета;

• развитие глобального аутсорсинга;

• образование и совершенствование глобальных фондовых и валютных рынков;

• сохранение межнационального градиента темпов экономического роста, душевого ВНП и, следовательно, цены товара рабочая сила. Обращаясь к трем основным способам построения

любых производственно-маркетинговых сетей — корпоративному, административному и контрактному, — приведем их краткое сравнение. Административный способ практически изжил себя в большинстве экономик и, скорее всего, обнаруживается в естественных монополиях и административных образованиях. Корпоративный способ достаточно хорошо проявил себя при создании МНК и продемонстрировал наибольшую эффективность в так называемый «военный» период эволюции маркетинга. Но сегодня на смену массовому стандартизированному производству приходит гибкое, кастомизированное производство, в значительной степени основанное на системах CAD/CAM.

Таблица 1 Достаточные условия глобализации

• Глобальная компетентность и лидерство менеджеров

• Достижение критического уровня накопления интрафирменных ресурсов

• Образование информационно-коммуникативных систем приоритетного доступа типа «экстранет» и «ин-транет». Наличие глобальных транспортно-экспедиторских компаний

• Ресурсная мощь МНК

• Наличие адекватной задачам глобализации коммуникативно-транспортной инфраструктуры

• Развитие глобальной информационной сети на основе Интернет

• Развитие глобальных транспортных сетей и вариантов аутсорсинга. Образование глобальных фондовых и валютных рынков. Сохранение межнационального градиента темпов экономического роста

Источник: Проблемы глобализации мировой экономики / Под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Евдокимова; Колл. монографии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

I- со

S si <

V к

о x

0 н

1 О О „

Инновационные процессы в глобальной фабрике в условиях глокализации бизнеса

Концепция «глобальной фабрики», раскрывающая суть глобального контрактного сетеобразования, порождающего гибкие производственно-маркетинговые системы, предполагает организацию производства, дистрибью-ции, маркетинга, НИОКР и брэндинга товаров и/или услуг Всем этим видам деятельности должны быть присущи черты инновационного процесса. В современной производственно-маркетинговой системе, если она постоянно воспроизводится на конкурентной основе, наличие указанных черт становится основным фактором ее существования. Любая производственно-маркетинговая система выживает лишь тогда, когда ее поведение соответствует выполнению принципа маркетингового экологического равновесия, согласно которому ресурсы системы должны позволять ей устанавливать такие взаимоотношения между элементами, чтобы она обеспечивала, как минимум, простое воспроизводство. В рамках глобальной фабрики (в отличие от совокупности объединенных формой собственности подразделений, или стратегических бизнес-единиц МНК) выводимые на рынок товары и услуги, равно как и используемые для их производства сырье и комплектующие изделия, а также нематериальные факторы производства (включая бизнес-концепции), не могут в отдельно взятый момент времени принадлежать какой-либо единственной фирме. Поэтому на первый план выходит система источников и потоков всех ранее перечисленных факторов производства. В условиях допущения о реализации инновационной стратегии эта система должна стать комплексным каналом, обеспечивающим развитие инновационного процесса, порождающего ее глобальное конкурентное преимущество.

В условиях глобализации сетевая система приводит к тому, что на смену единообразия экономического пространства приходит сегментация производственного процесса на ряд парциальных операций, когда использование современных дешевых транспортных и коммуникационных систем способствует постоянному углублению географического международного разделения труда. Суть нынешнего глобального сетеобразования создает важнейшую методологическую посылку формирования «глобальной фабрики», что обеспечивает исследование глобальной диффузии инноваций.

Глобальную фабрику не следует считать очередным модным новообразованием типа того, что имеет место в терминологической «чехарде» с многонациональными компаниями (МНК), в отношении которых обычно используются такие термины, как многонациональная, глобальная, международная и транснациональная компания. Глобальность — это скорее потенция, чем реальная необходимость бизнеса, если только дело не касается компаний, относимых к топливно-энергетической группе. Мы остановимся на этой четверке терминов международных компаний (по сути, все они являются международными, хотя бы в силу рас-

пыления акционерного капитала). В соответствии с определением UNCTAD, транснациональная компания состоит из родительских предприятий и их зарубежных филиалов. В качестве родительского рассматривается предприятие, которое управляет активами другого предприятия или предприятий в какой-либо стране или странах, отличных от своего отечества, обычно через пакет акций, составляющий не менее 10%. Наша точка зрения такова, что это положение носит формальный характер и имеет лишь косвенное отношение к вопросу о каналах глобального трансфера инноваций. Однако мы считаем необходимым указать на данный, на наш взгляд, архаизм.

Классификация международных компаний рассматривается нами как предтеча глобальной фабрики Бакли—Кэссона, основанной на системе Бартлета—Го-шала, к которой мы добавили глобальные компании, соответствующие процессу глокализации бизнеса (табл. 2).

Приведем интересное и информативное толкование трех (ортогональных) измерений, соответствующих в целом концепции глобальной фабрики концептуальной структуры глобальной компании (по Шульцу—Китчену) [10, с. 42].

1. Глобальная интеграция — интеграция ГМС фокальной компании, с учетом условий глобализации, в частности:

• либеральное изменение геополитической блочной ситуации,

• развитие информационных технологий и систем, обеспечивающих глобальную систему виртуальных и физических коммуникаций;

• интенсивный и синхронизированный переход передовых стран за счет многоотраслевой диффузии инноваций, осуществляемой в первую очередь в пределах стран Триады, к пятому и шестому технологическим укладам;

• отраслевая и межотраслевая интеграция мировой экономики с образованием глобальных производителей, покупателей и рынков, где осуществляются интенсивные трансферы и спилловеры инноваций. Глобальная интеграция имеет место в топологически связном экономическом пространстве каждой отдельно взятой глобальной фабрики, отражая концептуальную целостность и завершенность производственно-маркетинговой сети, выполняющей роль своеобразной адаптируемой многоканальной системы диффузии инноваций. Указанное топологически связанное экономическое пространство, с точки зрения глобальной интеграции, оказывается инвариантным для способа образования этой сети, как в целом, так и любой из ее частей, вне зависимости от размера и места в цепочке создания ценности. Главным здесь является то, что выполнение необходимых и достаточных условий глобализации мировой экономики уже само по себе определяет глобальную интеграцию, имманентную функционирующей глобальной фабрике.

2. Реакция на национальное, или чувствительность к национальным особенностям среды глобальной фаб-

Таблица 2

Глобальная/локальная деятельность компании

Глобальная Локальная

Снижение издержек Повышение дохода

Эффективность Реагирование на местные условия

Централизация Децентрализация

Стандартизация Адаптация

Источник: Buckley P. J. The Global Factory, Center for International Business (CIBUL) — University of Leeds; Ghaury P. Globalization and its Impact on International Business and Development. Manchester Business School, 2005.

рики, порождаемая объективной дифференциацией национальных фракций ГМС фокальной глобальной фабрики. Она отражает повышенное внимание со стороны топ-менеджмента международных компаний к чувствительным с точки зрения маркетинга измерениям соответствующих сечений макроуровня ГМС. К ним относятся:

• кросс-культурные различия, сказывающиеся в покупательских вкусах и предпочтениях, а также в типологии поведения при принятии решений о совершении покупок;

• характерные национальные особенности социально-экономических инфраструктур и институтов;

• международные изменения в поведении и относительной силе различных конкурентов на разных национальных и отраслевых рынках;

• международные изменения в сочетании интересов и политики национальных правительств и политических сил, включая изменения в национальной инновационной политике и, соответственно, в степени развития и адекватности конкретным случаям диффузии инноваций соответствующих национальных инновационных систем.

С позиции диффузии инноваций в пределах глобальной фабрики «реакция на национальное» соответствует требованиям совместимости национальных инновационных систем (НИС). Ведь не всякое знание, даже приобретшее кодифицированную форму (зафиксированное в виде письменных документов, полнотекстовых файлов, баз данных, символьной, графической и иной кодифицированной форме) может диффундировать (по крайней мере, в полном формате, пригодном для становления знания инновацией или коммерциализации знания) из одной НИС в другую. Можно привести как современные, так и ретропри-меры несовместимости знания и НИС. В то же время совместимость уровней развития и специализации НИС является важнейшим условием эффективной диффузии инноваций. В этом плане глобальная фабрика играет особую роль, поскольку она представляет собой определенную инфильтрацию инноваций в «тело» различных НИС, осуществляемую вне зависимости от общего уровня системности последних, так и их уровня и специализации. Образно говоря, глобальная фабрика предстает в виде некоторого «места», сохраняющего, передающего и реализующего научно-технические и организационно-маркетинговые знания. Глобальные фабрики, элементы которых оказываются в НИС отдельных стран (в первую стран лидеров развития ВНП нового века Китая, Индии и Бразилии), порождает качественно новые явления, активно модифицирующие принимающие НИС и предопределяющие переход от сложившейся в XX в. гегемонии Триады к многополярному миру, новыми полюсами которого, равно как и источниками инновационных волн, нам видятся страны БРИК.

3. Всемирное обучение, под которым понимается возможность (в значительной степени в пределах отдельной глобальной фабрики) трансферов научно-технических или бизнес-знаний, что становится важнейшим вкладом в создание конкурентного преимущества этой глобальной фабрики. Квазиоптимальное комбинирование компонент глобального бизнеса становится эффективным лишь при налаженной системе глобального трансфера инноваций.

В полной мере это концептуальное положение может реализоваться только на современном уровне развития информационных технологий и систем при формировании так называемого глобального рыночного места, которое стало возможно в силу точно определенных факторов. Становление такого образования сетевой

экономики, как глобальная фабрика, связано с гло- ^^ бальной конкуренцией, необходимостью существенно- ^ н-го сокращения издержек МНК за счет географически 2 т глобального распределения составляющих глобальную ^ 3 фабрику бизнес-функций, или ее «цехов» и «участков». < ^ Аутсорсинг, в том числе оффшорный, т. е. пересекающий о х границы, является гибким и эффективным механизмом, =г ш широко применяемым при создании фабрики. Сокращая ^ < издержки при помощи оффшорного аутсорсинга МНК о н должны уделять внимание улучшению качества бизнес- о процессов, расширению уровня сервисных возможнос- т тей, универсальности и специализации как основным компонентам новой бизнес-модели.

Заметим, что именно Интернет следует отнести к классу тех «креативных деструкций», которые играют решающую роль в качественном изменении в ролях «головного офиса» и «цехов» глобальной фабрики, т. е. между центром и периферией, предполагающем на первых этапах создание научно-технического знания в странах постиндустриального уровня, а на последующих этапах (когда на периферии глобальной фабрики накапливается «критическая масса» этого знания и начинается локальный процесс его генерации) — смещение инновационной активности на периферию.

Формирование основ диффузии инноваций в глобальных бизнес-сетях и реализация концепции глобальной фабрики связаны с кардинальным изменением в мировом разделении труда. Наиболее убедительным (в силу реализации не только в сфере виртуального, но и реального, или физического, производства) является пример построения множества МНК в виде глобальных фабрик, когда многие «цеха» и даже «лаборатории» и «конструкторские бюро» переводятся из ПРС, например, в Китай. Промышленность этой страны работает, как глобальная фабрика, обеспечивая своими товарами (доля экспорта составляет около 40% ВВП) значительную часть мировой торговли. За последние 10 лет товарный импорт США из Китая стал не только макроэкономическим, но и геополитическим фактором, способным в перспективе изменить расстановку экономических, политических сил в глобальном масштабе.

Литература

1. Ивин А. Философия истории // http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Ivin/_12.php

2. Лазаревич А. А. Глобальное коммуникационное общество. Минск: Белорусская наука, 2008.

3. Черенков В. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. СПб: Знание, 1998.

4. Шерешева М. Ю. Межфирменные сети. М.: ТЕИС, 2006.

5. Марьяненко В. П. Антиципирование инновации как важнейшее условие формирования проактивных инновативных стратегий // Вестник Тамбовского Госуниверситета. 2008. № 3; Он же. Антиципирование инновации: роль конкурентной разведки в создании избыточной прибавочной стоимости // Вестник Тамбовского Госуниверситета. 2008. № 4.

6. Кущ С. П., Рафинеджад Д., Афанасьев А. А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2002. 1(8) март.

7. Grunwald J., Flamm K. The Global Factory: Foreign Assembly // International Trade Journal of International Business Studies. Vol. 17, N 2. (Summer, 1986).

8. Buckley P. J., Casson M. The Future of the Multinational Enterprise. N. Y.: Holmes and Meier, 1976.

9. Dunning J. H. The Eclectic Paradigm of International Production: A Restatement and Some Possible Extensions // Journal of International Business Studies. 1988. Vol. XIX, N l.

10. Шульц Д. Е., Китчен Ф. Дж. Маркетинг: Интегрированный подход. М.: ИНФРА-М, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.