Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в обучении русскому языку в технических вузах'

Дифференцированный подход в обучении русскому языку в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ / СТУДЕНТ / ИНТЕРЕС / ЗНАНИЯ / ЯЗЫКОВОЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / СПОСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ЗАНЯТИЕ / БАЗОВЫЙ / LEARNING / DIFFERENTIATED / STUDENT / INTEREST / KNOWLEDGE / LANGUAGE / INTELLECTUAL / ABILITY / DEVELOPMENT / OCCUPATION / BASIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна

В последние годы значительно усилился интерес преподавателей русского языка к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый студент был оптимально занят с учетом его лингвистических способностей и интеллектуального развития как на занятиях, так и в домашней подготовке к ним, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях обучающихся, а в конечном итоге дать полноценную базовую языковую подготовку. Такой организации обучения языку требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHINGTHE RUSSIAN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES

In recent years, there has been a significant increase in the interest of Russian language teachers in the problem of a differentiated approach at different levels of education. This interest is largely explained by the desire of teachers to organize the educational process in such a way that each student is optimally occupied, taking into account his or her linguistic abilities and intellectual development both in the classroom and at home, to avoid gaps in the knowledge and skills of students, and ultimately to give a full basic language training. Such an organization of language learning requires the current state of our society, when in a market economy, each person is required to a high level of professionalism and business qualities such as enterprise, the ability to navigate in a given situation, quickly and accurately make a decision.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в обучении русскому языку в технических вузах»

3. Razzoqova D.A., Habijonov S.K., Akamova N.M. Problems encountered in learning a foreign language // Вопросы науки и образования, 2018. № 29 (41). [Electronic Resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problems-encountered-in-learning-a-foreign-language/ (date of access: 10.12.2019).

4. Махкамов Й.М., Мирзабабаева С.М. Температурные прогибы железобетонных балок в условиях воздействия технологических температур // Проблемы Науки, 2019. № 11-1 (144). [Electronic Resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperaturnye-progiby-zhelezobetonnyh-balok-v-usloviyah-vozdeystviya-tehnologicheskih-temperatur/ (date of access: 10.12.2019).

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ Абдуллаева М.Х. Email: [email protected]

Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние годы значительно усилился интерес преподавателей русского языка к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый студент был оптимально занят с учетом его лингвистических способностей и интеллектуального развития как на занятиях, так и в домашней подготовке к ним, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях обучающихся, а в конечном итоге - дать полноценную базовую языковую подготовку. Такой организации обучения языку требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.

Ключевые слова: обучение, дифференцированный, студент, интерес, знания, языковой, интеллектуальный, способность, развитие, занятие, базовый.

DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHINGTHE RUSSIAN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES Abdullaeva M.H.

Abdullaeva Mavjuda Habibullaevna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in recent years, there has been a significant increase in the interest of Russian language teachers in the problem of a differentiated approach at different levels of education. This interest is largely explained by the desire of teachers to organize the educational process in such a way that each student is optimally occupied, taking into account his or her linguistic abilities and intellectual development both in the classroom and at home, to avoid gaps in the knowledge and skills of students, and ultimately to give a full basic language training. Such an organization of language learning requires the current state of our society, when in a market economy, each person is required to a high level of

professionalism and business qualities such as enterprise, the ability to navigate in a given situation, quickly and accurately make a decision.

Keywords: learning, differentiated, student, interest, knowledge, language, intellectual, ability, development, occupation, basic.

УДК 372.881.1

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Разрушается миф об "одинаковости" всех обучающихся. В связи с этим проблема дифференциации обучения находится в центре внимания педагогических коллективов, с ее решением связываются обновление и дальнейшее развитие высшего образования, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, развитие индивидуальности студентов [3].

Цель дифференцированного обучения заключается в создании возможностей для обучения, учитывающих различия в методах обучения отдельных учащихся, с тем, чтобы обеспечить равный доступ к содержанию учебного материала. Содержание материала может быть изменено для студентов, нуждающихся в дополнительной практике, прежде чем перейти к следующему этапу занятия; однако ожидается, что в конечном итоге это позволит всем учащимся овладеть тем же самым учебным материалом [1].

Следовательно, дифференцированное обучение - это не то же самое, что индивидуализированное обучение, где каждый студент изучает не что-то свое, а все студенты изучают одно и то же, но по-своему. Каждый учащийся не нуждается в индивидуальном обучении, дифференцированное обучение - это вопрос представления одной и той же задачи разными способами и на разных уровнях, чтобы все ученики могли подходить к ней по-своему.

Важно признать, что дифференцированное обучение - это подход к преподаванию, а не просто набор стратегий или видов деятельности. Эффективная дифференциация требует постоянной оценки потребностей учащихся и осознанного внимания к разработке учебных мероприятий и их оценки для удовлетворения этих потребностей. Действительно, преподаватели должны обладать обширным репертуаром, основанных на исследованиях стратегий преподавания, но они также должны уметь "мыслить нестандартно", чтобы обеспечить удовлетворение потребностей каждого студента [2].

При обсуждении вопроса о дифференциации некоторые педагоги утверждают, что дифференциация должна рассматривать соответствие уровня содержания учебной программы различным способностям студентов. Другие утверждают, что речь идет не столько об изменении уровня или вида работы, которые устанавливаются преподавателями, сколько об изменении уровня или вида работы, позволяющих обучающимся реализовать свой потенциал.

Преподаватели должны успешно проводить различие между дифференцированным и стандартным обучением. Необходимо ознакомиться как можно больше с каждым студентом, т.е. узнать широкий спектр его/её академических навыков, интересов, языков, уровней владения русским языком и др. Чем больше учитель сможет узнать о прошлом каждого учащегося, тем лучше он/она будет готов/а предоставить ему/ей соответствующее обучение.

Необходимо соответствовать высоким ожиданиям всех студентов, т.е. творческие преподаватели думают о том, как помочь учащимся понять основные материалы и "показать то, что они знают", в соответствии с их уровнем владения языком.

Важно владеть разнообразными стратегиями преподавания, основанные на исследованиях, т.е. опытные учителя знают, что обучение по принципу "один на все случаи жизни" редко бывает успешным. На каждом конкретном занятии существует

множество различных профилей обучения, и студенты лучше всего учатся, когда обучение соответствует их потребностям и стилям обучения.

Предоставлять различные виды оценки - сопоставление оценки с профилем обучения учащихся и уровнем владения языком гарантирует, что у каждого учащегося есть возможность продемонстрировать то, что он/она знает.

Кроме вышесказанного, необходимо дифференцировать домашнее задание. Если у всех учащихся одно и то же домашнее задание, то одни делают его с легкостью, а другие испытывают трудности с работой, которую не могут выполнить успешно [4].

Сотрудничество на дифференцированном занятии помогает студентам, где обучение проходит наиболее успешно, когда все обучающиеся работают вместе. Использование метода обучения в малых группах является очень эффективным способом обеспечения доступа всех учащихся к важному контенту, а сохранение гибкости групп позволяет преподавателям подбирать студентов с разными уровнями для различных видов деятельности.

Список литературы /References

1. Зотова Е.В. Дифференцированный подход в обучении математики // Молодой ученый, 2012. № 9. С. 280-281. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/44/5341/

2. Нишонов Усмонхон Ибрагимович. Обучение русскому языку как иностранному в вузах Узбекистана // Вопросы науки и образования, 2018. № 2 (14). С. 45-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/obuchenie-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-uzbekistana/ (дата обращения: 16.12.2019).

3. Абдуллаева М.Х., Урмонова Г.Х., Башарова Г.Г. Процесс внедрения информационных технологий в систему образования // Вестник науки и образования, 2019. № 19-2 (73). С. 50-52. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-vnedreniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sistemu-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.12.2019).

4. Парпиева М.М. Самостоятельные задания поискового и творческого характера как способ активизации деятельности на уроках русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 16 (38). С. 36-37. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnye-zadaniya-poiskovogo-i-tvorcheskogo-haraktera-kak-sposob-aktivizatsii-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 16.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.