Научная статья на тему 'Дифференцированный подход на уроках лыжной подготовки'

Дифференцированный подход на уроках лыжной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивные лыжи / лыжное снаряжение / занятия физкультурой / лыжная подготовка учащихся / пособия для учителей / спорттық шаңғы / шаңғы жабдықтары / дене шынықтыру сабақтары / оқушыларды шаңғы тебуге даярлау / мұғалімдерге арналған құралдар / sports skiing / skiing equipment / physical education classes / student's ski training / manuals for teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акманбетов Б.Д.

В данной статье рассматриваются дифференцированные задания по лыжным тренировкам, которые позволяют ускорить усвоение учебного материала, что очень важно, так как уделяется время решению других актуальных задач лыжных тренировок – развитию физических качеств – скорости, выносливости в лыжном движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акманбетов Б.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation at Ski training lessons

The article considers differentiated tasks in Ski training classes, which allow to speed up the consolidation of the learned material, and that is very important, since it frees up time to solve another, no less urgent task of ski training classes – the development ofphysical qualities running speed, endurance in skiing.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход на уроках лыжной подготовки»

70

УДК 377.5.02:37.06

ГРНТИ 14.33.09

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Бұл мақалада шаңғы жаттығуларындағы сараланған тапсырмалар қарастырылады, бұл оқу

материалын игеруді тездетуге мүмкіндік береді,

бұл өте маңызды, өйткені ол шаңғы жаттығуларының басқа да өзекті мәселелерін шешуге

уақыт бөледі – физикалық қасиеттерді дамыту

– шаңғы қозғалысында жылдамдық, төзімділік.

Аннотация

В данной статье рассматриваются дифференцированные задания по лыжным тренировкам,

которые позволяют ускорить усвоение учебного материала, что очень важно, так как уделяется время решению других актуальных задач

лыжных тренировок – развитию физических

качеств – скорости, выносливости в лыжном

движении.

Annotation.

The article considers dierentiated tasks in

Ski training classes, which allow to speed up the

consolidation o the learned material, and that

is very important, since it rees up time to solve

another, no less urgent task o ski training classes

– the development o physical qualities - running

speed, endurance in skiing.

Ближайшая цель на занятиях лыжной подготовки одна для всех студентов - успешно выполнить учебный норматив. Но, умело сообщая

ее, можно добиться, что для каждого она станет

как бы личной. Может быть, например, такой вариант. Назвав сильных лыжников, для которых

учебный норматив значительно ниже их возможностей, отметить, что они должны стремиться

показать разрядный результат. Для обучающихся

среднего уровня подготовленности достижимая

Акманбетов Б.Д.,

преподаватель

физической культуры,

Костанайский строительный

колледж, г.Костанай

Негізгі сөздер: спорттық

шаңғы, шаңғы жабдықтары,

дене шынықтыру сабақтары,

оқушыларды шаңғы тебуге даярлау, мұғалімдерге арналған

құралдар.

Ключевые слова: спортивные

лыжи, лыжное снаряжение, занятия физкультурой, лыжная

подготовка учащихся, пособия

для учителей.

Keywords: sports skiing, skiing

equipment, physical education

classes, student's ski training,

manuals or teachers.

цель – выполнить учебный норматив.

Самым слабым – по-иному наметить

цель – повысить свой личный результат до уровня учебного норматива [1,

c.192]. Чтобы так дифференцированно

ставить цель, нужно знать примерную

подготовленность обучающихся. Ориентирами могут быть результаты прошлогодних соревнований по лыжам, а также

показатели этого года в беге на выносливость. Опытные преподаватели проводят первые занятия по лыжной подготовке в конце декабря. Именно на этих

занятиях они и раскрывают цель предстоящей учебной деятельности, проверяют исправность лыжного инвентаря

и подготовленность студентов к освоению раздела. Это более целесообразно,

чем проводить первые занятия в начале

следующего года. Установив уровень

двигательной подготовленности обучающихся, можно будет дать задания в передвижении на лыжах во время зимних

каникул. А главное – заблаговременно

разработать программу действий для

каждой группы и отдельных студентов,

чтобы подвести их к достижению намеченных целей [2, c.316].

Как организовать проверку подготовленности студентов к освоению раздела

лыжной подготовки? Здесь важно учитывать их возраст. Для примера возьмем

15-16 лет. Ha учебной площадке предварительно прокладываются 2 концентрические лыжни (одна в другой). Предлагается сначала мальчикам или девочкам

(а затем наоборот) пройти 2-3 круга по

внешней лыжне попеременным двухшажным ходом. Обращается внимание,

длинные ли, накатистые, ритмичные

шаги делают обучающиеся. Наблюдая,

преподаватель обусловленным (заранее)

сигналом переводит слабо владеющих

техникой на внутреннюю лыжню. Та-

ким образом и мальчики, и девочки распределяются на 2 группы (отделения,

команды). Затем каждой группе предлагается пройти по своей лыжне еще 1-2

круга, но не в произвольном, а заданном

темпе (задает темп преподаватель или

сильный лыжник). На последующих

занятиях состав групп уточняется [3,

c.298]. Делать это можно так. Все группы выстраиваются в колонну по одному

на пологом (4-5°) склоне. Спускаясь вниз

друг за другом, обучающиеся каждой

группы прокладывают лыжню, а отступив от нее 3-4 шага – еще одну, вверх.

По своим лыжням группы передвигаются вниз одновременными в каждой

группе – разученными (по программе)

шагами, а вверх – все попеременным

двушажным [4, c.213]. Дается и такое

задание: передвигаться по дистанции с

заданной скоростью (в заданном темпе).

По секундомеру проверяется, насколько обучающиеся точно справились с

задачей. Таким образом устанавливается и степень освоения техники хода

и количественный результат, и умение

управлять темпом передвижения, т. е.

параметры, которые определяют двигательную подготовленность обучающихся. По этому главному признаку и

делят группу на подгруппы для последующих занятий на лыжне [5, c.200].

Почему именно этот признак главный?

Основные задания на лыжне - передвижение определенным способом, в указанном темпе. Следуя друг за другом в

одной группе, по одной лыжне, слабые,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

естественно, будут мешать передвигаться более сильным. Поэтому и целесообразно, чтобы те и другие упражнялись

на разных лыжнях. Но при организации

любых занятий преследуются и воспитательные цели. Например, воспитание взаимопомощи в обучении. Как же

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

71

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

72

учесть решение и такой задачи при разделении группы на подгруппы для занятий на лыжне? Один из вариантов - сильных назначить групповодами. Выполняя

эту роль, они и будут оказывать помощь

своим товарищам, менее подготовленным. Если большой разрыв в подготовке

сильных и слабых, самых слабых есть

смысл выделить в группу отстающих

(не называя, естественно, их так) и прикрепить к этой группе самых сильных

лыжников (разрядников). Если в группе

окажется всего 2-3 слабых студента, их

можно включить в группу средних, но к

каждому прикрепить более сильного [6,

c.228]. Распределение по группам важно провести с большим педагогическим

тактом, чтобы не ранить самолюбия физически слабых детей и в то же время

по-боевому настроить сильных, дать им

почувствовать ответственность за поручение. Выяснив подготовленность,

разрабатывают программу действий для

каждой группы - намечаются конкретные задачи, подбираются средства для

их решения. А чтобы занимающиеся

успешно использовали их, им дается система контроля, ориентиры (это и будет

первый этап самостоятельного, творческого упражнения). В помощь преподавателю даем разработку примерных

дифференцированных заданий на 1 курсе. B зависимости от подготовленности обучающихся. Напоминаем, что на

первых занятиях обучение (закрепление

старого материала и разучивание нового) осуществляется фронтальным и

сменным способами, и только примерно

с четвертого занятия группы занимаются дифференцированно (после вводной

части, где дается вкатывание, темповая

ходьба, темп и дистанция передвижения

тоже дифференцируются по силам занимающихся [7, c. 264].

Содержащее дифференцированных

заданий.

Для наиболее сильных студентов

(темп и дистанция взяты по данным Г.П.

Богданова для мальчиков; для девочек

соответственно надо уменьшать дистанцию и снижать темп).

Занятие 1-5

1.Пройти по ровной лыжне одновременным бесшажным ходом, отталкиваясь палками только у ориентиров

(флажки, расположенные в 10 м. один от

другого). 2 раза по 100 м.

2.Пройти 1000 м. попеременным

двухшажным ходом за лидером, который задает темп – средний (каждые 100

м. за 49,5 сек.). Лидером может быть

студент, отличный лыжник. То же, без

лидера. Cохраняя данный темп.

Занятие 6-7

1.Прийти по ровной лыжне одновременным одношажным шагом. Пройти

200 м. попеременным двухшажным ходом. 2 раза по 100 м. Ориентир хорошего отталкивания палками – скольжение

от флажка к флажку, которые расположены в 12-15 м. один от другого.

2. Пройти попеременным двухшажным ходом 600 метров за лидером, 7%

выше соревновательной (каждые 100 м.

за 39 сек.). То же, но без лидера.

Занятие 8-9

1.Передвигаться одновременными ходами (Занятие 7)

2.Пройти переменным двухшажным

ходом 600 м. за лидером в темпе на 10%

выше соревновательных (средней). То

же, но без лидера.

Занятие 10-11

Пройти 3000 м, самостоятельно избирая наиболее выгодный ход передвижения, преодолевая каждые 500 м. с переменной скоростью 2,15; 2,20; 2,30; 2,30;

2,20; 2,45; 3,00; 3,15.

73

нимающийся должен, оттолкнувшись,

проскользить до ориентира. Слабо подготовленные студенты обычно отталкиваются палками в одновременных ходах

только усилиями рук, не включая туловище [9, c. 324]. Поэтому надо давать и

такое задание, как скользить через «ворота» после отталкивания палками перед ними (чтобы заставить «работать»

и мышцы туловища). И это задание сначала выполняется на наклонной лыжне.

В зависимости от успехов переводить

на ровную лыжню сначала разметкой, а

затем и без нее – такова последовательность заданий для освоения техники.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.:

Владос-Пресс, 2013. - 192 с.

2.Веденин В.П. С чего начинается

лыжная подготовка. - М.: Физкультура и

спорт, 2013. - 316 с.

3.Каменский В.И. Планирование

спортивной тренировки. Лыжные гонки - учебное пособие для тренеров. - М.:

ФИС, 2014. - 298 с.

4.Людеков П.И., Спиридонов К.И.

Лыжный спорт. - М.: ФИС, 2011. - 213 с.

5.Огольцов И.Г., Кузьмин Н.И. Лыжная подготовка. Сборник статей. - М.:

Физкультура и спорт, 2010. - 200 с.

6.Раминская Т.И. Специальная подготовка лыжника. - М.: Спорт Академ

Пресс, 2013. - 228 с.

7.Раминская Т.И. Техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое

пособие. - М.: Физкультура и спорт,

2014. - 264 с.

8.Лыжный спорт в школе: пособие

для учителей / Г. П. Богданов. – Москва.

Просвещение, 1975. - 192 с.

9.Солдатов А.Д. Подготовка юных

лыжников. - М.: Физкультура и спорт,

2013. - 324 с.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Занятие 12-13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пройти 3000 м. в соревновательном

темпе.

Занятие 14

Пройти зачетную дистанцию на время [8, c.192].

Для занимающихся со средним уровнем подготовленности, задания составляются аналогичные, но облегченные.

Например, на первых занятиях, они передвигаются одновременными ходами

по наклонной лыжне. Ориентиром, справились ли занимающиеся с заданием,

будет служить разметка длины скольжения (не менее 10 м., но в начале она может быть меньше). При таком результате

(не менее 10 м.) они могут переходить

на ровную лыжню и т. д. Задания в темповой ходьбе облегчаются так: большее

число занятий занимающиеся следуют

за лидером; проходят отрезки только на

4% и 7% выше средней, но зато начинают 3000 м. в более медленном темпе – на

10% ниже средней; отдых везде больше;

повторно-переменным способом проходят только в двух первых вариантах, как

более легких (см. занятия 10 и 11). Для

обучающихся слабо подготовленных.

На занятиях 1-10 (а в некоторых случаях и до последних) они должны упражняться попеременным двушажном ходе.

Сначала – по размеченной лыжне. Разметка – ориентир для длинного скользящего шага. По мере удлинения шага

увеличивается расстояние между флажками (разметкой). Начальную разметку

преподаватель должен установить сам –

в зависимости от подготовленности обучающихся. Постепенно надо убирать

ориентиры и предлагать скользить, соблюдая ту же длину шага. Даются также

задания в скольжении одновременными

ходами по наклонной лыжне и тоже с

разметкой на небольшом отрезке. За-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.