Научная статья на тему 'Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии'

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / WOMEN''S GYMNASIUM / DIFFERENCIATED APPROACH / SEPARATE EDUCATION / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурухин Сергей Федорович, Незнакомова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты дифференцированного подхода к обучению и воспитанию дево­чек в условиях женской гимназии, организация занятий по физической культуре с применением активных форм и методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурухин Сергей Федорович, Незнакомова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differenciated approach in education at women's gymnasium at the lessons of Physical Education

Some aspects of differenciated approach in education and upbringing of girls at women's gymnasium as well as the organization of physical activities with the use of active methods and health saving technologies.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии»

С.Ф. Бурухин, Е.Ю. Незнакомова

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в женской гимназии

В статье рассмотрены некоторые аспекты дифференцированного подхода к обучению и воспитанию девочек в условиях женской гимназии, организация занятий по физической культуре с применением активных форм и методов обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: дифференцированный подход, женская гимназия, раздельное обучение, здоровьесбере-гающие технологии.

S.F. Burukhin, E.U. Neznakomova

Differenciated approach in education at women's gymnasium at the lessons of Physical Education

Some aspects of differenciated approach in education and upbringing of girls at women's gymnasium as well as the organization of physical activities with the use of active methods and health saving technologies.

Key words: differenciated approach, women's gymnasium, separate education, health saving technologies.

Идея дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей разного пола существовала в большинстве образовательных систем прошлого. Отличия в воспитании мальчиков и девочек определялись разными ролями и функциями в семье и обществе, которые в будущем предстояло выполнить мужчинам и женщинам.

Если обобщать все лучшее, что было сделано в педагогике XVIII - XIX вв. по проблеме дифференцированного подхода, можно утверждать, что многие педагоги и ученые того времени творчески подходили к решению этого вопроса. В их трудах высказывались следующие положения: весь процесс воспитания и обучения детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; выводы об особенностях и индивидуальных качествах детей делать на основе систематических наблюдений; исправление недостатков телосложения начинать в раннем возрасте; разрабатывать классификацию индивидуальных особенностей детей на основе анализа различных способностей и отношения к учению; совершенствовать методы и приемы обучения в соответствии с вышеизложенными положениями.

Ряд авторов рекомендует при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям школьников использовать различные методы и приемы психолого-педагогического воздействия.

Так, А.А. Менг [6] определил, что метод разучивания по частям более эффективен для обучения упражнениям учащихся со слабой нервной

© Бурухин С.Ф., Незнакомова Е.Ю., 2010

системой, а метод разучивания в целом - для формирования навыков у учащихся с сильной нервной системой.

Б.А. Вяткин [3] пришел к выводу, что у школьников младшего школьного возраста с сильной нервной системой в условиях игры физические качества развиваются лучше, чем у их сверстников со слабой нервной системой.

Разрабатывая практические вопросы дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, З.И. Кузнецова [4] считает, что в первую очередь необходимо опираться на данные врачебного контроля за состоянием здоровья школьников.

В.В. Маркелов [5] при изучении влияния общепринятых методов педагогического воздействия (оценка, похвала, порицание) на обучаемость физическим упражнениям обнаружил, что они неодинаково влияют на успешность формирования навыка у школьников с различными типологическими свойствами. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой наиболее эффективно действует порицание и оценка, а на учащихся со слабой нервной системой наиболее положительное влияние оказывает обычная учебная мотивация и похвала.

Анализ исследований многих педагогов непосредственно по проблеме дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания показывает, что его решение имеет свои этапы и особенности, обусловленные задачами, стоящими перед обществом и школой в каждый конкретный период.

Однако методика организации дифференцированного подхода к учащимся, в том числе и

девочкам женской гимназии, в процессе обучения на уроках физического воспитания разработана и изучена еще недостаточно.

В настоящее время раздельное женское образование выступает как альтернативный путь всестороннего развития способностей женщин на базе профессионального образования и последующей наиболее полной социальной самореализации. Сегодня преобладают смешанные школы, женские или мужские учебные заведения являются, как правило, частными, военными или церковными и предназначены для определённого контингента учащихся.

Актуализация тендерного направления в педагогике приобретает особое значение в связи с проводимой модернизацией школьного образования, ее декларациями о личностной ориентации, приоритете сохранения здоровья обучающихся, вариативности типов, видов образовательных учреждений и применяемых в них программ обучения.

Одна из основных ценностей, заложенных в основу деятельности начальной школы - здоровье учащихся. Приобщение детей к здоровому образу жизни - самый надежный путь сохранения физического и психического здоровья.

Использование всех возможностей периода начального обучения для становления мотивов учения и для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки у детей должны стать приоритетными задачами обучения на уроках физической культуры в начальной школе.

В последнее десятилетие у значительной части учащихся общеобразовательных школ России, в том числе и Ярославской области, наблюдается устойчивая тенденция снижения целого ряда показателей двигательных качеств, нарушение осанки.

Увеличение учебной нагрузки, гипокинезия, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях являются причиной резкого ухудшения здоровья детей. Проблема женского здоровья очень серьезна и актуальна. За последние 10 лет число здоровых девочек-выпускниц уменьшилось с 21% до 6%. К моменту окончания школы до 75% девушек имеют хронические заболевания. У значительной части девочек снижено репродуктивное здоровье [1].

В недавнем прошлом начальное образование имело ряд существенных недостатков, при этом приоритетная роль отводилась обучению детей общекультурным знаниям и умениям (чтению, письму, математике) сокращалось и в то же время преподавание предметов эстетического цикла

и физической культуры, что в конечном итоге отразилось на физическом воспитании и образовании девушек, которые теряли интерес и желание к занятиям физической культурой. В имеющихся программах общеобразовательных школ по физической культуре мало внимания уделяется упражнениям на исправление недостатков телосложения и формирование правильной осанки. Поэтому в программе физического воспитания «Женской гимназии» главная роль отводится гимнастике, в содержании которой присутствуют упражнения, направленные на развитие точности и красоты движений (блок ритмической гимнастики и хореографии), на осанку, и упражнения общефизической подготовки, где акцент делается на укрепление мышечных групп всего тела [2].

Одним из направлений деятельности педагогов по сохранению здоровья учениц в учебном процессе является широкое использование здо-ровьесберегающих технологий, активных форм и методов обучения, позволяющих снизить монотонность и однообразие учебных занятий. Организация занятий по физической культуре в «Женской гимназии» дает возможность сохранения и укрепления здоровья детей преимущественно методами физического воспитания без снижения уровня гуманитарной нагрузки [8].

Образовательные и оздоровительные технологии направлены на решение ряда задач, среди которых можно выделить:

- использование методик, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье младших школьниц;

- создание условий для раскрытия творческих способностей девочек, всестороннего развития личности;

- обеспечение гимназического уровня обучения девочек и потенциальной возможности реализовать в дальнейшем линию непрерывного образования;

- повышение двигательной активности за счет улучшения качества занятий физической культурой.

Одним из основных направлений по совершенствованию структуры и содержания общего начального образования в МОУ НОШ «Женская гимназия» является модернизация учебного процесса с целью сохранения и укрепления физического, психического здоровья девочек, а также создание условий для проявления интеллектуальных, творческих возможностей детей в различных видах деятельности, в том числе за счет:

- создания особой системы образования в гимназии с учетом гендерных особенностей;

- обеспечения психологического комфорта в гимназии для всех участников образовательного процесса;

- организации мониторинга состояния здоровья детей [7].

Содержание комплексной программы по физической культуре для начальной школы «Женской гимназии» составили следующие виды учебных занятий:

- физическая культура (2 урока);

- ритмическая гимнастика с элементами корригирующей гимнастики (1 урок);

- хореография (2 урока - 1 час обязательный, 1 час факультативно)

и физкультурно - оздоровительные мероприятия:

- ежедневная гимнастика до уроков;

- физкультурные минутки на уроках, с учетом специфики предмета;

- перемены с активным отдыхом;

- ежедневный часовой отдых на свежем воздухе;

- теоретический курс, содержащий культурно-гигиенические знания; темы, связанные с особенностями физиологии, включающие знакомство с рациональным питанием, правилами здорового образа жизни - «Уроки здоровья»;

- дни здоровья (спортивные праздники, проводимые в конце каждой учебной четверти);

- родительские собрания, индивидуальные консультации и педагогические совещания

Динамика уровня успеваемости учащихся

по вопросам здорового образа жизни, состояния здоровья учениц; - являются составной частью организации здо-ровьесберегающего процесса. Несмотря на большой процент детей, имеющих хронические заболевания, педагогический коллектив «Женской гимназии» стремится к тому, чтобы на уроках физической культурой никто не был освобождён от занятий, а принимал участие в разминках общеукрепляющего характера, за счет подбора индивидуальных упражнений участвовал в уроках ритмической гимнастики, хореографии, подвижных играх, Днях здоровья.

В настоящем исследовании по формированию репродуктивного здоровья под наблюдением в течение 3-х лет с 2004 по 2007 учебные года находились 88 девочек «женской гимназии» г. Ярославля в возрасте 7-10 лет. Уроки физической культуры проходили по специально разработанной программе для воспитанниц «женской гимназии» [2]. Основу комплексной программы по физической культуре составили уроки гимнастической подготовки (акробатики, хореографии, ритмической гимнастики, танцевальных шагов и комбинаций, комплексов общеразвивающих упражнений и элементов корригирующей гимнастики).

В результате проведенного исследования выяснилось, что уровень успевающих по предмету «физическая культура» по 5-балльной системе с каждым годом увеличивался. Цифровое процентное отношение уровня успеваемости девочек по дисциплине «физическая культура» представлено в таблице. по физической культуре по годам обучения

Итоговая аттестация 2004 - 2005 уч. год 2005 - 2006 уч. год 2006 - 2007 уч. год

Количество аттестуемых 88 человек 85 человек 75 человек

Оценка «5» 50 % 63, 4 % 73, 3 %

Оценка «4» 46, 6 % 35, 3 % 25, 3 %

Не аттестованы по состоянию здоровья 3, 4 % 2, 3 % 1, 4 %

Цифровые данные таблицы свидетельствуют, что количество девочек, аттестованных на оценку «отлично» (5), с каждым годом увеличивается (10 %), напротив количество аттестованных на оценку «хорошо» (4) снижается. Количество не аттестованных по состоянию здоровья учениц также снизилось и составило 1,4 %.

Надо отметить тот факт, что кроме ежегодной оценки темпов прироста показателей двигательных качеств у учениц гимназии наблюдается

тенденция перехода из подготовительной группы в основную.

Данное подтверждение указывает, что раздельное обучение девочек имеет учебно-воспитательные и здоровьесберегающие преимущества перед традиционным обучением, а значит, представленная организация дифференцированного обучения девочек женской гимназии на уроках физической культуры имеет право

на существование в качестве одного из альтернативных вариантов.

Библиографический список

1. Боровкова, Н.В. Женская гимназия - «территория здоровья» [Текст] / Н.В. Боровкова, Е.И. Колбе-шина, Л.И. Мозжухина, Н.Л. Черная. - Ярославль, 2005. - 36 с.

2. Бурухин, С.Ф. Комплексная программа по физической культуре (раздел «Гимнастика») для учениц 1 - 4 классов общеобразовательной школы «Женская гимназия» [Текст]: методические рекомендации / С. Ф. Бурухин, Н. В. Боровкова, Е.Ю. Незнакомова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - 30 с.

3. Вяткин, Б.А. Обучая, помните о типе нервной деятельности [Текст] // Физическая культура в школе. - 1965. - № 1. - С. 3-7.

4. Кузнецова, З.И. Об основных проблемах физического воспитания школьников [Текст] // Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1976. -С. 3-11.

5. Маркелов, В.В. О влиянии мотивов деятельности на формирование двигательных навыков у школьников с различными свойствами нервной системы [Текст] // Материалы IV конференции по физическому воспитанию детей и подростков. -М.: Изд-во АПН СССР, 1968. - С. 128-129.

6. Менг, А.А. Типологические различия влияния мотиваций на формирование двигательных навыков школьников [Текст] // Тезисы докл. IV Всесоюзной конф. Н.С.О. психологов. - Пермь, 1969. - С. 86.

7. Мозжухина, Л. И. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья девочек в условиях женской гимназии [Текст] / Л.И. Мозжухина, Н.Л. Черная, А. С. Дудин, Е.А. Щитова, Е.А. Андреева, В.В. Ба-лабина // Наука и практика о раздельном обучении: сборник статей научно-практических конференций. - Ярославль, 2007. - С. 84- 85.

8. Мозжухина, Л.И. Мониторинг функциональных и адаптационных возможностей школьников и контроль эффективности здоровьеукрепляющих технологий в образовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. ... доктора мед. наук: 14.00.09 / Мозжухина Лидия Ивановна. - М., 2003. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.