УДК 796.332+796.01:612
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 15 ЛЕТ С УЧЕТОМ
ИХ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТИПА
В.С. Кожевников - аспирант Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные челны
DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS OF 15 YEARS OLD ACCORDING TO THEIR
BIOENERGRTIC TYPE
V.S. Kozhevnikov - post-graduate student The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: wattsong@mail. ru
Ключевые слова: биоэнергетический тип, дифференцированный подход, экспресс-диагностика функционального состояния и резервных возможностей организма.
Аннотация. Важное место в системе управления подготовкой спортсменов отводится научно-обоснованному комплексному контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса.
Key words: bioenergetic type, differentiated approach, express-diagnostics of the functional condition and reserve possibilities of the organism.
Abstract. Important role in the system of athletes' training management is allocated to scientific-based integrated control, which improvement is the most important prerequisite for improving the training process.
Введение. Вопросы индивидуализации тренировочных воздействий и подготовки в целом в достаточной степени разработаны в индивидуальных видах спорта, но в командных видах спорта их решение находится на начальной стадии. В современном футболе большая часть тренировочных нагрузок имеет групповой и командный характер, а это значит, что тренировочный эффект при выполнении таких нагрузок различен у отдельных игроков [3].
В спортивной практике дифференцированный подход является методом объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы с учетом их спортивно важных качеств и использования для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям (полу, возрасту, свойствам темперамента, уровню тренированности и т.д.) [1; 2].
На наш взгляд, из существующих методик отбора и контроля за тренировочным процессом наиболее эффективной является методика профессора Душанина (способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма - патент на изобретение №57675 от 15.0302005 г.) которая позволяет определить у спортсменов биоэнергетическую группу с различным уровнем энергообеспечения мышечной деятельности.
Целью исследования явилось определение биоэнергетического типа у футболистов СДЮСШОР по футболу г. Ижевска с 10 до 17 лет, и разработка, с его учетом, и экспериментальное обоснование методики тренировочного процесса у футболистов 15 лет.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: методика профессора Душанина (способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма), педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка.
В исследованиях принимало участие 185 человек.
На первом этапе исследования мы определяли биоэнергетический тип у каждого футболиста, после чего все футболисты были разделены на биоэнергетические группы. К 1-2 биогруппам относятся футболисты, у которых на основании методики профессора Душанина преобладают аэробные способности. К 4-5 биогруппам относятся футболисты, у которых преобладают анаэробные способности. К 3 биогруппе относятся футболисты с, так называемым, смешанным типом, у которых хорошо развиты как аэробные, так и анаэробные способности.
На втором этапе исследования мы разработали авторскую программу тренировочного процесса с учетом биоэнергетического типа футболистов. По данной программе мы провели педагогический эксперимент, который длился 3 месяца. В нем принимали участие 33 человека (19 - экспериментальная группа, 14 - контрольная группа). Возраст испытуемых 15 лет. Контрольная группа тренировалась по обычной программе, которая предусмотрена в СДЮСШОР по футболу г. Ижевска. Экспериментальная группа тренировалась по авторской программе. В недельном микроцикле занятия экспериментальной группы выглядели следующим образом: футболисты 1-2 биогрупп в конце основной части занятия два раза в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки скоростно-силового характера. Футболисты 4-5 биогрупп в конце основной части занятия два раза в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки, направленные на развитие общей выносливости. Футболисты 3 биогруппы в конце основной части занятия один раз в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки скорост-но-силового характера, и один раз в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки, направленные на развитие общей выносливости.
Результаты и их обсуждение.
Мы провели обследование футболистов СДЮСШОР по футболу г. Ижевска с 10 до 17 лет с применением методики профессора Душанина «Б&К ТеБЪ».
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, мы видим, что у футболистов 17 лет 30,44% принадлежит к 1 и 2 биоэнергетическим группам, с предрасположенностью к аэробной работе; 56,2% принадлежит к 3 биоэнергетической группе, с предрасположенностью в равной степени, как к аэробной, так и к анаэробной работе; 13,04% принадлежит к 4 и 5 биоэнергетическим группам, с предрасположенностью к анаэробной работе. У 15-летних футболистов 23,53% составляют 1 и 2 группы, 29,41% - 3 группа, 47,05% - 4 и 5 группы. У футболистов 14 лет 1 и 2 группы составляют 15%, 3 группа - 55%, 4 и 5 группы - 30%.
Среди 13-летних футболистов к 1 и 2 группе принадлежит 31,03% исследуемых, к 3 группе - 37,93%, к 4 и 5 группам - 31,03%. У 12 летних футболистов 47,82% составляют 1 и 2 группы, 13,04% - 3 группа, 39,13% - 4 и 5 группы. Среди футболистов 11 лет к 1 и 2 группам принадлежат 10,34 %, к 3 группе - 48,28%, к 4 и 5 группам - 41,38%. У футболистов 10 лет 7,7% принадлежат к 1 и 2 группам, 53,85% - к 3 группе, 38,46% - к 4 и 5 группам.
Суммировав данные по всем возрастам, мы выявили, что к 1 и 2 группам принадлежат 23,35% исследуемых, к 3 группе - 42,51%, к 4 и 5 группам - 34,13%.
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, мы видим, что среди вратарей к 1 и 2 группам принадлежат 35,29%, к 3 группе - 35,29%, к 4 и 5 группам - 29,41%. У защитников 34,69% принадлежит к 1 и 2 группам, 40,82% - к 3 группе, 24,49% - к 4 и 5 группам. К 1 и 2 группам у полузащитников принадлежит 14,55%, к 3 группе - 41,82%, к 4 и 5 группам -43,63%. Среди нападающих 29,17% принадлежит к 1 и 2 группам, 41,67% - к 3 группе, 29,16% - к 4 и 5 группам.
- 1-я группа - 3-я группа - 2-я группа
III lllll
- 5-я группа - 4-я группа
Рис. 1. Процентное распределение по биоэнергетическим группам футболистов 10-17 лет
(по возрастам)
8,70
11,76
21,74
35,29
6,90
10,34
20,69
26,09
3,85
23,08
- 1-я группа - 3-я группа
- 2-я группа
| I I
- 5-я группа - 4-я группа
Рис. 2. Процентное распределение по биоэнергетическим группам футболистов 10-17 лет
(по амплуа)
43
— Ц-Л —
Таким образом, во всех возрастных группах, кроме футболистов 12 и 15 лет, наибольший процент составляют юноши, принадлежащие к 3 биоэнергетической группе. Они имеют предрасположенность в равной степени, как к аэробной, так и к анаэробной работе. Среди исследуемых 10, 11, 14, 15 лет наблюдается преобладание количества футболистов 4, 5 групп над количеством футболистов 1, 2 групп. У исследуемых 12 и 17 лет преобладает число футболистов 1, 2 групп над 4,5 группами. У 13-летних в равной степени представлены футболисты 1, 2 и 4, 5 биоэнергетических групп.
Среди футболистов различного амплуа наибольший процент принадлежит к 3 биоэнергетической группе. Среди вратарей защитников и нападающих, футболисты 1, 2 и 4, 5 биоэнергетических групп представлены практически в равной степени, а среди полузащитников количество футболистов 4, 5 групп значительно преобладает над количеством футболистов 1, 2 групп.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что среди всех возрастных групп нет ни одной команды, однородной по составу с точки зрения принадлежности к той или иной биоэнергетической группе, а, следовательно, в тренировочном процессе не может быть единого подхода ко всем футболистам.
Мы провели педагогический эксперимент, применив дифференцированный подход к физической подготовке футболистов экспериментальной группы (см. методы и организация исследования). Для оценки результатов педагогического эксперимента мы использовали метод педагогического тестирования. Были использованы следующие тесты: «Бег 30 м», «Двенадцатиминутный бег», «Прыжок в длину с места», «Пятикратный прыжок в длину с места», «Бег 5х30 м с ведением мяча», «Удар по мячу на дальность (сумма ударов правой и левой ногой)», «Вбрасывание мяча». Тесты проводились вначале и в конце педагогического эксперимента.
Рис. 3. Динамика показателей ОФП и СФП в абсолютных значениях с учетом биоэнергетического типа у футболистов экспериментальной группы по окончании
педагогического эксперимента
В начале педагогического эксперимента мы не выявили достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по результатам педагогического тестирования.
Мы проанализировали динамику результатов тестов по окончании педагогического эксперимента. На рисунке 3 мы видим, что в экспериментальной группе после педагогического эксперимента в тесте «Бег 30 метров» наблюдается прирост результатов у футболистов 1-2 биогруппы на 0,15 секунды, у футболистов 3 биогруппы на 0,08 секунды, у футболистов 4-5 биогруппы на 0,1 секунды. В тесте «Прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 биогруппы наблюдается прирост результатов в среднем на 10 см., у футболистов 3 и 4-5 биогрупп на 5 и 6 см. соответственно. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 и 3 биогрупп наблюдается снижение результатов на 30 и 15 см. соответственно, у футболистов 4-5 биогрупп наблюдается прирост результатов на 8 см. В тесте «Вбрасывание мяча» у футболистов 1 -2 биогруппы наблюдается прирост результатов в среднем на 1 метр, у футболистов 3 и 4-5 биогрупп наблюдается прирост в среднем на 1,5 метра. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов 1-2 биогруппы результаты выросли на 0,2 секунды, у футболистов 3 группы практически не наблюдается прироста результатов, а у футболистов 4-5 биогруппы результаты возросли на 1,8 секунды. В тесте «Двенадцатиминутный бег» у футболистов 1-2 биогруппы наблюдается прирост результатов на 180 метров, у футболистов 3 биогруппы наблюдается прирост результатов на 130 метров, а у футболистов 4-5 биогрупп наблюдается прирост на 100 метров.
Рис. 4. Динамика показателей ОФП и СФП в абсолютных значениях с учетом биоэнергетического типа у футболистов контрольной группы по окончании
педагогического эксперимента
Как видно на рисунке 4 в тесте «Бег 30 метров» в контрольной группе у футболистов всех биогрупп наблюдается снижение результатов, больше всего у футболистов 3 биогруппы. В тесте «Прыжок в длину с места» мы наблюдаем незначительный прирост результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп на 2 и 1 см соответственно. У футболистов 4-5 биогруппы наблюдается снижение результатов на 4 см. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» наблюдается снижение результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп на 18 см, а у футболистов 4-5 биогрупп на 32 см. В тесте «Вбрасывание мяча» мы наблюдаем прирост результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп в среднем на 1,5 метра, а у футболистов 4-5 биогрупп в среднем на 1 метр. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов 1-2 и 4-5 биогрупп на-
блюдается прирост результатов в среднем на 0,4 секунды, а у футболистов 3 биогруппы на 0,75 сек. В тесте «двенадцатиминутный бег» мы наблюдаем снижение результатов у футболистов 1-2 биогрупп на 30 метров, у футболистов 3 биогруппы на 40 метров и у футболистов 4-5 биогрупп на 20 метров.
Рис. 5. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах с учетом биоэнергетического типа
у футболистов экспериментальной группы
Как видно на рисунке 5 в экспериментальной группе в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» наибольший прирост результатов наблюдается у футболистов 1-2 биогрупп, затем у футболистов 4-5 и 3 биогрупп. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» наблюдается отрицательная динамика у футболистов 1-2 и 3 биогрупп, и незначительная положительная динамика у футболистов 4-5 биогрупп. В тесте «Вбрасывание мяча» наибольший прирост наблюдается у футболистов 3 и 4-5 биогрупп, немногим меньше прирост у футболистов 1-2 биогрупп. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» мы видим значительный прирост результатов у футболистов 4-5 биогрупп и его отсутствие у футболистов 1-2 и 3 биогрупп.
Как видно на рисунке 6 в контрольной группе в тестах «Бег 30 метров», «Пятикратный прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» у футболистов всех биогрупп наблюдается отрицательная динамика. В тесте «Прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 и 3 биогрупп наблюдается незначительный прирост результатов, а у футболистов 4-5 биогрупп их снижение. Наибольший прирост результатов у футболистов контрольной группы наблюдается в тесте «Вбрасывание мяча». В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов всех биогрупп мы наблюдаем прирост результатов.
Рис. 6. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах с учетом биоэнергетического типа
у футболистов контрольной группы
На рисунке 7 в экспериментальной группе в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» мы наблюдаем статистически достоверный прирост результатов, тогда как в контрольной группе в данных тестах наблюдается незначительное снижение результатов. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места в обеих группах мы наблюдаем снижение результатов. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» в обеих группах наблюдается практически равный прирост результатов, но данный прирост не является статистически достоверным. В тесте «Вбрасывание мяча» в экспериментальной группе наблюдается прирост результатов на 1,8 % больше чем в контрольной группе.
Примечание: * - различия достоверны при P>0,05
Рис. 7. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах у футболистов экспериментальной и контрольной групп без учета биоэнергетического типа
Таким образом, по результатам педагогического эксперимента мы выявили, что в тестах отражающих анаэробные способности спортсмена, а именно «Бег 30 метров» и «Прыжок в длину с места», в экспериментальной группе мы видим наибольший прирост результатов у футболистов 1-2 биогруппы, чуть меньший прирост результатов у футболистов 3 и 4-5 биогрупп. В тесте «Двенадцатиминутный бег», который отражает развитие аэробных способностей, в экспериментальной группе мы так же наблюдаем наибольший прирост результатов у футболистов 1-2 биогрупп, чуть меньший прирост виден у футболистов 3 и 4-5 биогрупп. Сравнение динамики показателей по результатам педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показало, что в экспериментальной группе виден значительный прирост результатов, подтвержденный статистической обработкой в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», отражающих уровень развития анаэробного источника энергообеспечения, и в тесте «Двенадцатиминутный бег», отражающем уровень развития аэробного источника энергообеспечения. Из вышесказанного следует, что педагогический эксперимент можно считать успешным, а дифференцированный подход к физической подготовке футболистов с учетом их биоэнергетического действенным методом.
Заключение.
Все возрастные группы с 10 по 17 лет СДЮСШОР по футболу г. Ижевска не являются однородными по составу с точки зрения принадлежности к той или иной биоэнергетической группе, а значит, футболисты имеют разную предрасположенность к развитию аэробных и анаэробных способностей. Педагогический эксперимент показал, что разработанная нами авторская программа, в основе которой лежит дифференцированный подход к физической подготовке футболистов, позволяет оптимизировать развитие физических способностей в зависимости от биоэнергетического типа игрока.
Литература
1. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе : научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М. : Советский спорт, 2008. - 152 с.: ил.
2. Тюленьков, С.Ю. Методология дифференцированного подхода как основа оптимизации подготовки юных футболистов / С.Ю. Тюленьков, В.С. Левин // Материалы V Российской научно-практической конференции. - Смоленск, 2007. - С. 519-528.
3. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Шестаков. - М., 1992. - 44 с.
Literature
1. Diagnosis and training of motor skills in youth football : scientific-methodical manual / A.V. Antipov, V.P. Guba, S.Yu. Tyulenkov. - M. : Soviet Sport, 2008. - 152 p.: ill.
2. Tyulenkov, S.Yu. Methodology of differentiated approach as a basis for optimizing the training of young football players / S.Yu. Tyulenkov, V.S. Levin // Proceedings of the V Russian scientific-practical conference. - Smolensk, 2007. - P. 519-528.
3. Shestakov, M.M. Personalisation of training process in team sports games : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / M.M. Shestakov. - M., 1992. - 44 p.
Статья поступила в редакцию 15.05.10 г.