Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к физической подготовке футболистов 15 лет с учетом их биоэнергетического типа'

Дифференцированный подход к физической подготовке футболистов 15 лет с учетом их биоэнергетического типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТИП / BIOENERGETIC TYPE / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА / EXPRESS-DIAGNOSTICS OF THE FUNCTIONAL CONDITION AND RESERVE POSSIBILITIES OF THE ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевников В.С.

Важное место в системе управления подготовкой спортсменов отводится научно-обоснованному комплексному контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевников В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated approach to physical training OF football players OF 15 years OLD according to their bioenergrtic type

Important role in the system of athletes' training management is allocated to scientific-based integrated control, which improvement is the most important prerequisite for improving the training process.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к физической подготовке футболистов 15 лет с учетом их биоэнергетического типа»

УДК 796.332+796.01:612

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 15 ЛЕТ С УЧЕТОМ

ИХ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТИПА

В.С. Кожевников - аспирант Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные челны

DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS OF 15 YEARS OLD ACCORDING TO THEIR

BIOENERGRTIC TYPE

V.S. Kozhevnikov - post-graduate student The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: wattsong@mail. ru

Ключевые слова: биоэнергетический тип, дифференцированный подход, экспресс-диагностика функционального состояния и резервных возможностей организма.

Аннотация. Важное место в системе управления подготовкой спортсменов отводится научно-обоснованному комплексному контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса.

Key words: bioenergetic type, differentiated approach, express-diagnostics of the functional condition and reserve possibilities of the organism.

Abstract. Important role in the system of athletes' training management is allocated to scientific-based integrated control, which improvement is the most important prerequisite for improving the training process.

Введение. Вопросы индивидуализации тренировочных воздействий и подготовки в целом в достаточной степени разработаны в индивидуальных видах спорта, но в командных видах спорта их решение находится на начальной стадии. В современном футболе большая часть тренировочных нагрузок имеет групповой и командный характер, а это значит, что тренировочный эффект при выполнении таких нагрузок различен у отдельных игроков [3].

В спортивной практике дифференцированный подход является методом объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы с учетом их спортивно важных качеств и использования для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям (полу, возрасту, свойствам темперамента, уровню тренированности и т.д.) [1; 2].

На наш взгляд, из существующих методик отбора и контроля за тренировочным процессом наиболее эффективной является методика профессора Душанина (способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма - патент на изобретение №57675 от 15.0302005 г.) которая позволяет определить у спортсменов биоэнергетическую группу с различным уровнем энергообеспечения мышечной деятельности.

Целью исследования явилось определение биоэнергетического типа у футболистов СДЮСШОР по футболу г. Ижевска с 10 до 17 лет, и разработка, с его учетом, и экспериментальное обоснование методики тренировочного процесса у футболистов 15 лет.

Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: методика профессора Душанина (способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма), педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка.

В исследованиях принимало участие 185 человек.

На первом этапе исследования мы определяли биоэнергетический тип у каждого футболиста, после чего все футболисты были разделены на биоэнергетические группы. К 1-2 биогруппам относятся футболисты, у которых на основании методики профессора Душанина преобладают аэробные способности. К 4-5 биогруппам относятся футболисты, у которых преобладают анаэробные способности. К 3 биогруппе относятся футболисты с, так называемым, смешанным типом, у которых хорошо развиты как аэробные, так и анаэробные способности.

На втором этапе исследования мы разработали авторскую программу тренировочного процесса с учетом биоэнергетического типа футболистов. По данной программе мы провели педагогический эксперимент, который длился 3 месяца. В нем принимали участие 33 человека (19 - экспериментальная группа, 14 - контрольная группа). Возраст испытуемых 15 лет. Контрольная группа тренировалась по обычной программе, которая предусмотрена в СДЮСШОР по футболу г. Ижевска. Экспериментальная группа тренировалась по авторской программе. В недельном микроцикле занятия экспериментальной группы выглядели следующим образом: футболисты 1-2 биогрупп в конце основной части занятия два раза в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки скоростно-силового характера. Футболисты 4-5 биогрупп в конце основной части занятия два раза в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки, направленные на развитие общей выносливости. Футболисты 3 биогруппы в конце основной части занятия один раз в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки скорост-но-силового характера, и один раз в неделю в течение 15 минут выполняли нагрузки, направленные на развитие общей выносливости.

Результаты и их обсуждение.

Мы провели обследование футболистов СДЮСШОР по футболу г. Ижевска с 10 до 17 лет с применением методики профессора Душанина «Б&К ТеБЪ».

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, мы видим, что у футболистов 17 лет 30,44% принадлежит к 1 и 2 биоэнергетическим группам, с предрасположенностью к аэробной работе; 56,2% принадлежит к 3 биоэнергетической группе, с предрасположенностью в равной степени, как к аэробной, так и к анаэробной работе; 13,04% принадлежит к 4 и 5 биоэнергетическим группам, с предрасположенностью к анаэробной работе. У 15-летних футболистов 23,53% составляют 1 и 2 группы, 29,41% - 3 группа, 47,05% - 4 и 5 группы. У футболистов 14 лет 1 и 2 группы составляют 15%, 3 группа - 55%, 4 и 5 группы - 30%.

Среди 13-летних футболистов к 1 и 2 группе принадлежит 31,03% исследуемых, к 3 группе - 37,93%, к 4 и 5 группам - 31,03%. У 12 летних футболистов 47,82% составляют 1 и 2 группы, 13,04% - 3 группа, 39,13% - 4 и 5 группы. Среди футболистов 11 лет к 1 и 2 группам принадлежат 10,34 %, к 3 группе - 48,28%, к 4 и 5 группам - 41,38%. У футболистов 10 лет 7,7% принадлежат к 1 и 2 группам, 53,85% - к 3 группе, 38,46% - к 4 и 5 группам.

Суммировав данные по всем возрастам, мы выявили, что к 1 и 2 группам принадлежат 23,35% исследуемых, к 3 группе - 42,51%, к 4 и 5 группам - 34,13%.

Исходя из данных, представленных на рисунке 2, мы видим, что среди вратарей к 1 и 2 группам принадлежат 35,29%, к 3 группе - 35,29%, к 4 и 5 группам - 29,41%. У защитников 34,69% принадлежит к 1 и 2 группам, 40,82% - к 3 группе, 24,49% - к 4 и 5 группам. К 1 и 2 группам у полузащитников принадлежит 14,55%, к 3 группе - 41,82%, к 4 и 5 группам -43,63%. Среди нападающих 29,17% принадлежит к 1 и 2 группам, 41,67% - к 3 группе, 29,16% - к 4 и 5 группам.

- 1-я группа - 3-я группа - 2-я группа

III lllll

- 5-я группа - 4-я группа

Рис. 1. Процентное распределение по биоэнергетическим группам футболистов 10-17 лет

(по возрастам)

8,70

11,76

21,74

35,29

6,90

10,34

20,69

26,09

3,85

23,08

- 1-я группа - 3-я группа

- 2-я группа

| I I

- 5-я группа - 4-я группа

Рис. 2. Процентное распределение по биоэнергетическим группам футболистов 10-17 лет

(по амплуа)

43

— Ц-Л —

Таким образом, во всех возрастных группах, кроме футболистов 12 и 15 лет, наибольший процент составляют юноши, принадлежащие к 3 биоэнергетической группе. Они имеют предрасположенность в равной степени, как к аэробной, так и к анаэробной работе. Среди исследуемых 10, 11, 14, 15 лет наблюдается преобладание количества футболистов 4, 5 групп над количеством футболистов 1, 2 групп. У исследуемых 12 и 17 лет преобладает число футболистов 1, 2 групп над 4,5 группами. У 13-летних в равной степени представлены футболисты 1, 2 и 4, 5 биоэнергетических групп.

Среди футболистов различного амплуа наибольший процент принадлежит к 3 биоэнергетической группе. Среди вратарей защитников и нападающих, футболисты 1, 2 и 4, 5 биоэнергетических групп представлены практически в равной степени, а среди полузащитников количество футболистов 4, 5 групп значительно преобладает над количеством футболистов 1, 2 групп.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что среди всех возрастных групп нет ни одной команды, однородной по составу с точки зрения принадлежности к той или иной биоэнергетической группе, а, следовательно, в тренировочном процессе не может быть единого подхода ко всем футболистам.

Мы провели педагогический эксперимент, применив дифференцированный подход к физической подготовке футболистов экспериментальной группы (см. методы и организация исследования). Для оценки результатов педагогического эксперимента мы использовали метод педагогического тестирования. Были использованы следующие тесты: «Бег 30 м», «Двенадцатиминутный бег», «Прыжок в длину с места», «Пятикратный прыжок в длину с места», «Бег 5х30 м с ведением мяча», «Удар по мячу на дальность (сумма ударов правой и левой ногой)», «Вбрасывание мяча». Тесты проводились вначале и в конце педагогического эксперимента.

Рис. 3. Динамика показателей ОФП и СФП в абсолютных значениях с учетом биоэнергетического типа у футболистов экспериментальной группы по окончании

педагогического эксперимента

В начале педагогического эксперимента мы не выявили достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по результатам педагогического тестирования.

Мы проанализировали динамику результатов тестов по окончании педагогического эксперимента. На рисунке 3 мы видим, что в экспериментальной группе после педагогического эксперимента в тесте «Бег 30 метров» наблюдается прирост результатов у футболистов 1-2 биогруппы на 0,15 секунды, у футболистов 3 биогруппы на 0,08 секунды, у футболистов 4-5 биогруппы на 0,1 секунды. В тесте «Прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 биогруппы наблюдается прирост результатов в среднем на 10 см., у футболистов 3 и 4-5 биогрупп на 5 и 6 см. соответственно. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 и 3 биогрупп наблюдается снижение результатов на 30 и 15 см. соответственно, у футболистов 4-5 биогрупп наблюдается прирост результатов на 8 см. В тесте «Вбрасывание мяча» у футболистов 1 -2 биогруппы наблюдается прирост результатов в среднем на 1 метр, у футболистов 3 и 4-5 биогрупп наблюдается прирост в среднем на 1,5 метра. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов 1-2 биогруппы результаты выросли на 0,2 секунды, у футболистов 3 группы практически не наблюдается прироста результатов, а у футболистов 4-5 биогруппы результаты возросли на 1,8 секунды. В тесте «Двенадцатиминутный бег» у футболистов 1-2 биогруппы наблюдается прирост результатов на 180 метров, у футболистов 3 биогруппы наблюдается прирост результатов на 130 метров, а у футболистов 4-5 биогрупп наблюдается прирост на 100 метров.

Рис. 4. Динамика показателей ОФП и СФП в абсолютных значениях с учетом биоэнергетического типа у футболистов контрольной группы по окончании

педагогического эксперимента

Как видно на рисунке 4 в тесте «Бег 30 метров» в контрольной группе у футболистов всех биогрупп наблюдается снижение результатов, больше всего у футболистов 3 биогруппы. В тесте «Прыжок в длину с места» мы наблюдаем незначительный прирост результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп на 2 и 1 см соответственно. У футболистов 4-5 биогруппы наблюдается снижение результатов на 4 см. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» наблюдается снижение результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп на 18 см, а у футболистов 4-5 биогрупп на 32 см. В тесте «Вбрасывание мяча» мы наблюдаем прирост результатов у футболистов 1-2 и 3 биогрупп в среднем на 1,5 метра, а у футболистов 4-5 биогрупп в среднем на 1 метр. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов 1-2 и 4-5 биогрупп на-

блюдается прирост результатов в среднем на 0,4 секунды, а у футболистов 3 биогруппы на 0,75 сек. В тесте «двенадцатиминутный бег» мы наблюдаем снижение результатов у футболистов 1-2 биогрупп на 30 метров, у футболистов 3 биогруппы на 40 метров и у футболистов 4-5 биогрупп на 20 метров.

Рис. 5. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах с учетом биоэнергетического типа

у футболистов экспериментальной группы

Как видно на рисунке 5 в экспериментальной группе в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» наибольший прирост результатов наблюдается у футболистов 1-2 биогрупп, затем у футболистов 4-5 и 3 биогрупп. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места» наблюдается отрицательная динамика у футболистов 1-2 и 3 биогрупп, и незначительная положительная динамика у футболистов 4-5 биогрупп. В тесте «Вбрасывание мяча» наибольший прирост наблюдается у футболистов 3 и 4-5 биогрупп, немногим меньше прирост у футболистов 1-2 биогрупп. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» мы видим значительный прирост результатов у футболистов 4-5 биогрупп и его отсутствие у футболистов 1-2 и 3 биогрупп.

Как видно на рисунке 6 в контрольной группе в тестах «Бег 30 метров», «Пятикратный прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» у футболистов всех биогрупп наблюдается отрицательная динамика. В тесте «Прыжок в длину с места» у футболистов 1-2 и 3 биогрупп наблюдается незначительный прирост результатов, а у футболистов 4-5 биогрупп их снижение. Наибольший прирост результатов у футболистов контрольной группы наблюдается в тесте «Вбрасывание мяча». В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» у футболистов всех биогрупп мы наблюдаем прирост результатов.

Рис. 6. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах с учетом биоэнергетического типа

у футболистов контрольной группы

На рисунке 7 в экспериментальной группе в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Двенадцатиминутный бег» мы наблюдаем статистически достоверный прирост результатов, тогда как в контрольной группе в данных тестах наблюдается незначительное снижение результатов. В тесте «Пятикратный прыжок в длину с места в обеих группах мы наблюдаем снижение результатов. В тесте «Бег 5х30 с ведением мяча» в обеих группах наблюдается практически равный прирост результатов, но данный прирост не является статистически достоверным. В тесте «Вбрасывание мяча» в экспериментальной группе наблюдается прирост результатов на 1,8 % больше чем в контрольной группе.

Примечание: * - различия достоверны при P>0,05

Рис. 7. Динамика показателей ОФП и СФП в процентах у футболистов экспериментальной и контрольной групп без учета биоэнергетического типа

Таким образом, по результатам педагогического эксперимента мы выявили, что в тестах отражающих анаэробные способности спортсмена, а именно «Бег 30 метров» и «Прыжок в длину с места», в экспериментальной группе мы видим наибольший прирост результатов у футболистов 1-2 биогруппы, чуть меньший прирост результатов у футболистов 3 и 4-5 биогрупп. В тесте «Двенадцатиминутный бег», который отражает развитие аэробных способностей, в экспериментальной группе мы так же наблюдаем наибольший прирост результатов у футболистов 1-2 биогрупп, чуть меньший прирост виден у футболистов 3 и 4-5 биогрупп. Сравнение динамики показателей по результатам педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показало, что в экспериментальной группе виден значительный прирост результатов, подтвержденный статистической обработкой в тестах «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», отражающих уровень развития анаэробного источника энергообеспечения, и в тесте «Двенадцатиминутный бег», отражающем уровень развития аэробного источника энергообеспечения. Из вышесказанного следует, что педагогический эксперимент можно считать успешным, а дифференцированный подход к физической подготовке футболистов с учетом их биоэнергетического действенным методом.

Заключение.

Все возрастные группы с 10 по 17 лет СДЮСШОР по футболу г. Ижевска не являются однородными по составу с точки зрения принадлежности к той или иной биоэнергетической группе, а значит, футболисты имеют разную предрасположенность к развитию аэробных и анаэробных способностей. Педагогический эксперимент показал, что разработанная нами авторская программа, в основе которой лежит дифференцированный подход к физической подготовке футболистов, позволяет оптимизировать развитие физических способностей в зависимости от биоэнергетического типа игрока.

Литература

1. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе : научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М. : Советский спорт, 2008. - 152 с.: ил.

2. Тюленьков, С.Ю. Методология дифференцированного подхода как основа оптимизации подготовки юных футболистов / С.Ю. Тюленьков, В.С. Левин // Материалы V Российской научно-практической конференции. - Смоленск, 2007. - С. 519-528.

3. Шестаков, М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Шестаков. - М., 1992. - 44 с.

Literature

1. Diagnosis and training of motor skills in youth football : scientific-methodical manual / A.V. Antipov, V.P. Guba, S.Yu. Tyulenkov. - M. : Soviet Sport, 2008. - 152 p.: ill.

2. Tyulenkov, S.Yu. Methodology of differentiated approach as a basis for optimizing the training of young football players / S.Yu. Tyulenkov, V.S. Levin // Proceedings of the V Russian scientific-practical conference. - Smolensk, 2007. - P. 519-528.

3. Shestakov, M.M. Personalisation of training process in team sports games : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / M.M. Shestakov. - M., 1992. - 44 p.

Статья поступила в редакцию 15.05.10 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.