ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет», г. Балашиха, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования проблемы разработки организационно-экономического инструментария обеспечения экономической безопасности государства в сфере земельных отношений. В настоящее время теория экономической безопасности характеризуется слабым развитием дифференцированного подхода к решению проблемы обеспечения экономической безопасности, который позволял бы при разработке и теоретическом обосновании государственной политики экономической безопасности учитывать не только макроэкономические параметры, но и специфику социально-экономического пространства регионов, в том числе в сфере земельных отношений.
Объектом исследования являются земельные ресурсы как элемент производительных сил и системообразующий фактор национальной экономики. Предмет исследования составили земельные отношения как составная часть экономических отношений, возникающие в контексте угроз экономической безопасности государства.
В результате исследования разработан дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений, отличительной особенностью которого является применение двух критериев: во-первых, критерий эффективности использования земельных ресурсов в регионе (тип региона) и, во-вторых, критерий разграничения рисков на критические риски (собственно угрозы) и некритические (стимулирующие риски), состав и степень влияния которых существенно различаются в зависимости от типа региона, что позволило выделить три варианта государственной политики обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений: 1) стимулирующая политика (для регионов-лидеров и высокоэффективных регионов); 2) поддерживающая политика (для умеренно эффективных регионов); 3) протекционистская политика (для низкоэффективных регионов и регионов-аутсайдеров). Типология регионов разработана в рамках авторской методики, основанной на методах описательной статистики, корреляционно-регрессионного анализа, интегрирования показателей методом главных компонент и кластеризации методом Варда.
Ключевые слова: угрозы экономической безопасности, дифференцированный подход, земельные отношения.
В соответствии с требованиями Государственной стратегии экономической безопасности, главной целью государства является своевременное реагирование на возникающие экономические угрозы и защита от них, в сроки, необходимые и достаточные для гарантированной защиты жизненно важных интересов общества и государства. Реализация данного требования закономерно ставит задачу совершенствования системы обеспечения экономической безопасности национальной экономики как основного звена обеспечения безопасности национальной экономики в целом, исходя из современных политических, идеологических, экономических, военных и других условий функционирования экономики в России. Основными элементами системы являются цели, основ-
ные угрозы и экономические интересы субъектов, безопасность которых обеспечивается в рамках системы [1].
Анализ научных исследований, а также проведенная нами оценка состояния земельного фонда России, позволяют говорить о том что в России до сих пор отсутствует надежный инструментарий формирования эффективной системы землевладения и землепользования, оформления прав на землю, необходимой для достижения экономической безопасности на земельном рынке. Данное положение вещей нельзя рассматривать как нормальное, так как земля выступает основой жизни и деятельности населения, а также является одним из важнейших экономических ресурсов государства. В соответствии с этим, разработка такого
инструментария должно выступать не иначе, как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и обеспечиваться необходимыми механизмами реализации.
При формировании инструментария экономической безопасности в сфере земельных отношений необходимо, во-первых, полагаться на принцип системности и взаимосвязи всех инструментов, во-вторых - на принципе сочетания научного обоснования и практического его применения. Стоит заметить, что сегодня при формировании концепции экономической безопасности России главным выступает следствие, но отнюдь не выявление причин имеющихся негативных тенденций и угроз на земельном рынке.
Таким образом, главной целью формирования инструментария экономической безопасности в сфере земельных правоотношений является укрепление и повышение эффективности национальной системы землепользования, а также нивелирование имеющихся внешних и внутренних угроз. В соответствии с этим, любой инструментарий обеспечения экономической безопасности являет в своей основе стремление властей (как государства, так и руководства хозяйствующих субъектов) к достижению стабильности и устойчивости развития экономики, т. е. развития в соответствии с установленными индикаторами и пороговыми показателями, а также к приобретению дополнительных преимуществ в рамках сферы земельных правоотношений, а также во всех сферах, на которые она влияет (социальной, экономической, политико-правовой и т. д.).
Система инструментов обеспечения экономической безопасности в сфере земельного рынка должна быть дифференцированной, так как, во-первых, в виду наличия различий в уровнях развития регионов необходимо формирование различных инструментов обеспечения экономической безопасности земельных отношений, во-вторых, наличие угроз различного характера подразумевает разные подходы к их нивелированию. Это в очередной раз обуславливает необходимость разработки инструментария обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений.
Выдвинутая типология регионов Российской Федерации по эффективности использования земельных ресурсов позволяет заключить, что степень данной эффективности существенно отличается от субъекта к субъекту [2]. Это связано с факторами различной природы: начиная от особенностей природно-климатических условий и заканчивая проводимой государством политикой
в отношении регулирования земельного фонда. Такое положение дел обуславливает необходимость разработки дифференцированного инструментария обеспечения экономической безопасности в сфере земельных правоотношений в зависимости от эффективности использования земельных ресурсов в каждом регионе (типа региона).
Региональные хозяйственные системы, которые рассматриваются как самостоятельные структурные элементы экономики государства, характеризуются специфическими особенностями, которые накладывают отпечаток на характер земельных отношений. Каждый регион обладает индивидуальной средой формирования и развития экономических отношений, а также структурой производственных, экономических, социальных, организационных, институциональных и иных условий, которые как раз и определяют специфику развития земельного рынка и особенности управления им. Говоря иными словами, региональная хозяйственная система состоит из неоднородных элементов, структур, функций, отношений, процессов, т. е. характеризуется системным признаком неоднородности [3].
Кроме того, наличие рисков разной степени опасности, а также градация регионов в зависимости от уровня эффективности использования земельных ресурсов позволяет говорить нам о том, что в такой ситуации данные риски могут оказывать разное влияние на экономическую безопасность в сфере землепользования. Иными словами, в данном контексте справедливо выделять критические риски (собственно угрозы) и некритические (стимулирующие), состав и степень влияния которых может существенно различаться в зависимости от типа региона. Таким образом, используя типологию угроз экономической безопасности в сфере земельных отношений, мы можем предложить разделение рисков экономической безопасности в соответствии с выделенной выше классификацией (табл. 1).
В регионах-лидерах и наиболее эффективных регионах по использованию земельных ресурсов преобладают так называемые некритические риски, которые в конечном итоге не трансформируются в непосредственные угрозы экономической безопасности, а оказывают своего рода стимулирующий эффект на экономику субъекта, вызывая обратную реакцию, связанную с развитием приоритетных направлений и достижение устойчивого социально-экономического развития. В регионах-аутсайдерах и низкоэффективных регионах, напротив, наиболее распространены критические риски, оказывающие негативное влияние на со-
8. А. МЕ8НКОУ
стояние экономической безопасности и требующие принятия конкретных мер по их нивелированию. В умеренно-эффективных регионах критические и некритические риски тесно переплета-
Типология рисков экономической безопасности в сф
ются: некоторые из них оказывают «созидательный» эффект, другие, наоборот, представляют собой угрозу экономической безопасности в сфере земельных отношений.
Таблица 1
землепользования в зависимости от их критичности
Риски Критические Некритические
Характеристика Выступают непосредственными угрозами, ведущими к деструктивному нарушению внутреннего состояния социально-экономической системы в сфере земельных отношений Являются своеобразным «созидательным» элементом, оказывающим воздействие на социально-экономическую систему, стимулирующее ее через обратные связи к обеспечению динамического равновесия
Виды рисков неравномерность распределения природного агропо-тенциала; сложные погодно-климатические условия; низкая плодородность почвы; отсутствие или наличие формальной системы стратегического и тактического планирования; недоступность кредитных ресурсов; ориентация на получение максимально возможной прибыли в землепользовании без проведения мероприятий по сохранению и улучшению качественного состояния земель; ухудшение свойств почвенного покрова и потеря его способности к самовосстановлению; загрязнение почвы соединениями металлов, полиароматическими углеводородами, нефтью и нефтепродуктами, микроэлементами, пестицидами и удобрениями, микроорганизмами; природные катаклизмы (пожары, наводнения, кислотные дожди); низкая сельскохозяйственная и земледельческая освоенность территории; высокая степень каменистости сельскохозяйственных земель; высокая степень заболоченности земель; увеличение площадей закисленных земель; низкий профессиональный уровень руководителей; отток квалифицированных кадров; выбор ненадежных партнеров и инвесторов; недостаточный объем оборотных средств; рост цен на энергоносители и топливо; недофинансирование отрасли; загрязнение химическими веществами почв сельхозугодий, находящихся в зоне деятельности крупных промышленных предприятий; высокий возрастной уровень основных фондов; низкий уровень материально-технической базы сельского хозяйства ветровая и водная эрозия; нарушения трудовой дисциплины; низкая компетентность персонала; низкий уровень учетно-аналитической работы; отсутствие системы контроля; отсутствие должностных инструкций; низкая ликвидность и платежеспособность; дотационность сельскохозяйственной отрасли; низкий уровень финансовой устойчивости; ограниченность рынка сбыта; низкий уровень маркетинга; экономические кризисы; инфляция; уровень жизни населения; уровень безработицы; неконкурентоспособность продукции по сравнению с мировыми производителями; загрязнение атмосферы и воды; отсутствие инноваций; отсутствие транспортно-логистической инфраструктуры; низкая корпоративная культура; отсутствие системы выявления и решения конфликтных ситуаций; разрыв в оплате труда аппарата управления и основной категории работников; коррупция и злоупотребление должностными полномочиями; нестабильная политическая ситуация; низкий уровень правовой культуры, среди работников предприятия; забастовки; возможность рей-дерских захватов; отсутствие карьерного роста; деградация кадрового потенциала отрасли; социальной непривлекательности сельской местности для проживания работников обрабатывающих земли; низкая и нестабильная заработная плата; тяжелые условия труда; несовершенство законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности; противоправные действия криминальных структур; мошенничество и воровство
Характеристика неоднородности регионального развития вместе с наличием угроз различной степени опасности позволяет говорить о невозможности применения в России единообразной политики обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений и единых инструментов ее достижения. В соответствии с этим, нами могут быть предложены следующие типы государственной экономической политики обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений в региональном разрезе, основанные на нивелировании ключевых факторов, не позволяющих обеспечить экономическую безопасность:
1) для регионов-лидеров и высокоэффективных регионов - стимулирующая политика, основанная на развитии инновационной составляющей земельных отношений;
2) для умеренно эффективных регионов -поддерживающая политика, связанная с максимальной реализацией имеющегося природно-ресурсного потенциала данных регионов и скорейшего их перехода к числу высокоэффективных;
3) для малоэффективных регионов и регионов-аутсайдеров - защитная политика, связанная с выработкой конкретных мер по нивелированию возникающих угроз экономической безопасности.
Каждая из предлагаемых политик имеет ключевые задачи, от решения которых будет зависеть обеспечение экономической безопасности каждого типа регионов. При этом при решении этих задач должны учитываться ключевые факторы, способные оказать влияние на состояние экономической безопасности тех или иных регионов и, со-
ответственно, эффективность применения соответствующего инструментария ее повышения.
В соответствии с выработанными векторами, нами могут быть предложены следующий инструментарий обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений (табл. 2 и 3):
В случае регионов-лидеров и высокоэффективных регионов целесообразным является использование стимулирующих мероприятий, а также мероприятий по повышению эффективно-
сти инновационной составляющей (использование прогрессивных инструментов природопользования, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции). Также весьма остро стоят вопросы целевого использования земельного фонда и незаконных практик с земельными участками. В данном случае актуальным является усиление контроля в сфере земельных правоотношений, а также ужесточение санкций за нецелевое использование земельных участков.
Таблица 2
Инструментарий обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений на основе типологии регионов по эффективности использования земельных ресурсов
Тип региона Лидеры и высокоэффективные Умеренно-эффективные Низкоэффективные и аутсайдеры
Тип политики Стимулирующая Поддерживающая Защитная
Основные задачи Повышение роли инновационной составляющей и использование рисков в сфере земельных отношений как стимул достижения устойчивого социально-экономического развития Использование имеющегося потенциала в целях обеспечения экономической безопасности землепользования Выработка конкретных направлений по повышению эффективности использования земельного фонда в целях обеспечения экономической безопасности земельных отношений
Ключевые факторы - необходимость модернизации практик землепользования для обеспечения экологической и экономической безопасности; - распространение неправомерных сделок на земельном рынке - слабая динамика инвестиций в развитие сельскохозяйственной отрасли; - неполное задействование имеющегося земельного фонда в целях развития сельскохозяйственной отрасли - низкая эффективность сельскохозяйственной отрасли; - высокая степень невостребованности земель сельскохозяйственного назначения; - высокий уровень эродированно-сти и засоленности земель; - низкая вовлеченность экономически активного населения в сельскохозяйственную отрасль
Для умеренно-эффективных регионов актуальным является стимулирование сельскохозяйственного производства. Ключевым элементов, с одной стороны, может являться активное привлечение инвестиций в данный сектор, с другой стороны, развитие инфраструктурной составляющей рынка земли (особенно это касается сельского хозяйства). Инструментами могут выступать фонды перераспределения земель, отделения госземкадастра, инфраструктура подготовки кадров и т. д.
Для регионов-аутсайдеров и малоэффективных регионов остро стоит проблема низкой эффективности сельского хозяйства, оскуднения земельного фонда сельскохозяйственных земель под воздействием антропогенных факторов, а также несущественная доля занятых в сельском хозяйстве. В этой связи большую актуальность приобретают инструменты повышения эффектив-
ности земель и вовлечение все большего числа участков в земельный оборот.
Итак, разрешение проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений требует комплексного подхода. Это означает использование мер различной природы (экономической, социальной, организационно-правовой, финансовой, технологической и т. д.), а также координации всех ветвей власти для нивелирования угроз экономической безопасности в сфере земельных отношений. Опыт решения задач в этой области, который используется мировым сообществом в ряде стран, демонстрирует, что в основу инструментария обеспечения экономической безопасности земельных отношений должен быть положен дифференцированный подход. С одной стороны, данный инструментарий комплексно учитывает социально-экономические особенности земельных отношений, сформировавшиеся в каждой отдельной территории страны,
8. А. МЕЗНКОУ
в соответствии с чем для них должны формироваться специфические инструменты повышения эффективности использования земельных ресурсов и обеспечения экономической безопасности земельных отношений. С другой стороны, суще-
ствование внешних и внутренних угроз экономической безопасности в сфере земельных отношений различной специфики также обуславливает применение по отношению к ним дифференцированного инструментария их нивелирования.
Таблица 3
Инструментарий обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений
Тип ^^^^ региона Категория земель ^^ Лидеры и высокоэффективные Умеренно-эффективные Низкоэффективные и аутсайдеры
Земли сельскохозяйственного назначения 1"Внедрение передовых сельскохозяйственных технологий в целях повышения конкурентоспособно-сти.продукции сельского хозяйства на международном уровне. 2. Инновационные механизмы рационального использования земель различных категорий. 3. Производство современной и более экономичной с/х техники. 4. Дифференцированная система штрафных санкций за нецелевое использование различных категорий земельных участков 1. Построение модели инвестирования землепользователей, обеспечивающей более эффективное использование имеющихся земельных ресурсов. 2. Рациональная эксплуатация земель. 3. Снижение земельного налога. 4. Увеличение количества созданных земельных участков для инвестиционного освоения, в том числе земельные участки для строительства социально значимых объектов регионального и местного значения, земельные участки для жилищного строительства, земельные участки для строительства объектов малого и среднего бизнеса 1. Разработка модели государственной поддержки и распределения государственных субсидий между землепользователями. 2. Проведение мелиорации путем проведения гидротехнических, культур-технических, химических, противо-эрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мероприятий. 3. Государственный мониторинг угодий. 4. Определение рыночной стоимости невостребованных земельных участков, не обрабатывающихся много лет в связи с отсутствием хозяйствующих субъектов. 5. Проведение политики расширения занятости в области сельского хозяйства
Земли лесного фонда 1. Разработка государственного правового механизма противодействия незаконным действиям в лесном секторе. 2. Интенсификация ведения лесного хозяйства 1. Развитие лесной инфраструктуры в целях обеспечения экономической доступности лесных участков и повышения рентабельности заготовки древесины. 2. Стратегическое планирование и прогнозирование управления лесным фондом 1. Проведение мероприятий по землеустройству. 2. Осуществление государственного кадастрового учета лесных земельных участков. 3. Проведение мероприятий по лесо-восстановлению и лесоразведению, проведение ухода за лесами
Земли водного фонда 1. Разработка инновационных подходов к определению допустимого антропогенного воздействия на земли водного фонда 1. Разработка системы государственного мониторинга водных объектов 1. Очистка акваторий арктических морей и рек от брошенных и затопленных объектов, создающих риски возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, а также очистка акваторий от особо опасных загрязняющих веществ. 2. Разработка системы государственного мониторинга водных объектов. 3. Создание централизованной системы канализации с очистными сооружениями с целью предотвращения загрязнения стоками поверхностных и подземных вод
Таким образом, с помощью применения предлагаемого инструментария создаются необходимые условия для повышения эффективности использования земельных ресурсов, улучшения условий производства сельскохозяйственной отрасли, снижения влияния угроз экономической безопасности и, в конечном итоге, достижения приемлемого уровня экономической безопасности в сфере земельных отношений.
Литература
1. Скачков В. В. Инструменты управления экономической безопасностью отрасли // Научный вестник МГИИТ. 2010. Т. 3. № 1. С.51-55.
2. Мешков С. А., Никитин А. В. Типологизация угроз экономической безопасности в сфере землепользования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 8.
3. Ищенко М. М. Организационно-экономический механизм управления неоднородными социально-
экономическими системами в регионе // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. № 30. февр. 2012. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/ item/30_2012ishenko.htm
References
1. Skachkov V. V. Instrumenty upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost'yu otrasli // Nauchnyj vestnik MGIIT. 2010. T. 3. № 1. S. 51-55.
2. Meshkov S. А., Nikitin А. V. Tipologizatsiya ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti v sfere zem-lepol'zovaniya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavle-niya i protsessy. Tambov, 2014. № 8.
3. Ishchenko M. M. Organizatsionno-ekonomi-cheskij mekhanizm upravleniya neodnorodnymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami v regione // Gosudarstven-noye upravleniye. Elektronnyj vestnik. Vypusk № 30. Fevral' 2012. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/ item/30 2012ishenko.htm
* * *
DIFFERENTIATED TOOLS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE SPHERE OF LAND RELATIONS
MESHKOV SERGEY ALEKSANDROVICH Russian State Agrarian Correspondence University, Balashikha, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article author presented results of research of a problem of development of organizational and economic tools of providing economic security of the state in the sphere of land relations. Now a poor development of the differentiated approach to a solution of the problem of providing economic security which would allow to consider when developing and theoretical justification of a state policy of economic security aren't only macroeconomic parameters, but also specifics of social and economic space of regions, including in the sphere of land relations characterizes the theory of economic security. Object of research are land resources as an element of productive forces and a backbone factor of national economy. A component of economic relations, states arising in the context of threats of economic security make the object of research. As a result of research author developed differentiated tools of providing economic security in the sphere of land relations which distinctive feature is application of two criteria: first, criterion of efficiency of use of land resources in the region (region type) and, secondly, criterion of differentiation of risks on critical risks (actually threats) and noncritical (stimulating risks), the structure and which extent of influence significantly differ depending on region type that allowed to allocate three options of a state policy of providing economic security in the sphere of land relations: 1) the stimulating policy (for leading regions and highly effective regions); 2) the supporting policy (for moderately effective regions); 3) protectionist policy (for low effective regions and regions outsiders). Author developed the typology of regions within the author's technique based on methods of descriptive statistics, the correlation and regression analysis, integration of indicators by method of main components and clusterings by Ward's method.
Key words: threats of economic security, differentiated approach, land relations.
S. A. MESHKOV Т. 9. № 11, 2014