Научная статья на тему 'Дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы: региональный аспект'

Дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА / УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SECURITY / FOOD SPHERE / LEVEL OF CONSUMPTION OF FOOD / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грешонков Алексей Михайлович, Абрамова Людмила Михайловна

В статье изложены результаты исследования теоретико-методологических основ доктрины экономической безопасности государства в продовольственной сфере, ориентированной на комплексную реализацию ее стратегических приоритетов в условиях трансформации угроз экономической безопасности, в соответствии с задачей разработан дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере в региональном разрезе реализации стратегических приоритетов. В ходе исследования установлено, что уровень потребления населения регионов РФ, а, следовательно, и уровень обеспечения продовольственной безопасности по приоритету экономической и социальной доступности продовольствия для населения существенно различаются. Подобное обстоятельство предполагает также и формирование дифференцированной политики государства в отношении данных субъектов по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере. На основании количественных критериев оценки уровня потребления продуктов питания населения (критический, минимальный, рациональный (нормальный), комфортный уровень) разработан дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере, отличительной особенностью которого является применение двух критериев: во-первых, тип региона по уровню покупательной способности населения и, во-вторых, уровень жизни населения в зависимости от суточного потребления продуктов питания. Это позволило выделить четыре варианта государственной политики обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере в региональном разрезе: 1) уравновешивающая политика (для регионов с наилучшим уровнем покупательной способности); 2) активизирующая политика (для регионов с высоким уровнем покупательской способности); 3) оздоравливающая политика (для регионов со средним уровнем покупательной способности); 4) защитная (для регионов с низким уровнем покупательской способности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грешонков Алексей Михайлович, Абрамова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED TOOLS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE FOOD SPHERE: REGIONAL ASPECT

In article authors stated results of research of theoretic-methodological bases of the doctrine of economic security of the state in the food sphere focused on complex realization of its strategic priorities in conditions of transformation of threats of economic security according to a problem of development of differentiated tools of providing economic security in the food sphere in a regional section of realization of strategic priorities. During research authors established that level of consumption of the population of regions of the Russian Federation, and, therefore, the level of ensuring food security on a priority of economic and social availability of the food to the population significantly differ. The similar circumstance assumes as well formation of the differentiated policy of the state for these subjects on providing economic security in the food sphere. Authors developed differentiated tools of providing economic security in the food sphere which distinctive feature is application of two criteria on the basis of quantitative criteria of an assessment of level of consumption of food of the population (critical, minimum, rational (normal), comfortable level): first, region type on the level of purchasing power of the population and, secondly, a standard of living of the population depending on daily consumption of food. It allowed to allocate four options of a state policy of providing economic security in the food sphere in a regional section: 1) the counterbalancing policy (for regions with the best level of purchasing power); 2) the making active policy (for regions with the high level of consumer ability); 3) the revitalizing policy (for regions with the average level of purchasing power); 4) protective (for regions with the low level of consumer ability).

Текст научной работы на тему «Дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы: региональный аспект»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ГРЕШОНКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ФГБУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: aleksej-greshonkov@yandex.ru

АБРАМОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА ЧОУ ВПО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт», Тульская область, п. Заокский, Российская Федерация, e-mail: mornedsm@gmail.com

В статье изложены результаты исследования теоретико-методологических основ доктрины экономической безопасности государства в продовольственной сфере, ориентированной на комплексную реализацию ее стратегических приоритетов в условиях трансформации угроз экономической безопасности, в соответствии с задачей разработан дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере в региональном разрезе реализации стратегических приоритетов. В ходе исследования установлено, что уровень потребления населения регионов РФ, а, следовательно, и уровень обеспечения продовольственной безопасности по приоритету экономической и социальной доступности продовольствия для населения существенно различаются. Подобное обстоятельство предполагает также и формирование дифференцированной политики государства в отношении данных субъектов по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере. На основании количественных критериев оценки уровня потребления продуктов питания населения (критический, минимальный, рациональный (нормальный), комфортный уровень) разработан дифференцированный инструментарий обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере, отличительной особенностью которого является применение двух критериев: во-первых, тип региона по уровню покупательной способности населения и, во-вторых, уровень жизни населения в зависимости от суточного потребления продуктов питания. Это позволило выделить четыре варианта государственной политики обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере в региональном разрезе: 1) уравновешивающая политика (для регионов с наилучшим уровнем покупательной способности); 2) активизирующая политика (для регионов с высоким уровнем покупательской способности); 3) оздоравливающая политика (для регионов со средним уровнем покупательной способности); 4) защитная (для регионов с низким уровнем покупательской способности).

Ключевые слова экономическая безопасность, продовольственная сфера, уровень потребления продуктов питания, государственная политика.

Конечной фазой функционирования продовольственной системы является потребление. Система потребления продовольствия может обеспечить калорийность питания человека, которая отвечает затратам организма сбалансированностью между белками, жирами и углеводами, достаточным количеством животных белков - источника незаменимых аминокислот, которые не синтезируются в организме, а также растительных жиров. Рядом с этим должна быть выдержана оптимальная экологическая чистота продуктов и их насыщенность минеральными веществами с учетом требований, которые выдвигаются физиологией человека. Организация системы потребления продовольствия учитывает климатические усло-

вия проживания, половую структуру населения и особенности его работы, физиологические потребности, связанные с указанными характеристиками.

Для формирования критериев продовольственной безопасности в государстве необходимо следует ввести государственную систему норм питания, регламентирующую основные нормативные уровни питания населения: рациональный (нормативный), который используется для социально-экономических расчетов и минимально необходимый - для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Продовольственная безопасность России -важное направление не только научных исследо-

ваний, но и государственной политики. Это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов региона. Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны имеет интегральный характер, так как в ней аккумулируются ключевые моменты агропромышленной и экономической модернизации, реальное состояние и тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от импорта, платежеспособности населения в различных регионах России.

Продовольственная безопасность - незаменимая составляющая экономической безопасности и их двойственная связь вполне очевидна. Продовольственная безопасность занимает особое место в экономической стабильности развития регионов РФ. Относительно других видов безопасности, входящих в состав экономической (информационная, внешнеэкономическая, производственная и др.), продовольственная безопасность является первоосновой. Конечной фазой функционирования продовольственной системы является потребление. Система потребления продовольствия может обеспечить калорийность питания человека, которая отвечает затратам организма сбалансированностью между белками, жирами и углеводами, достаточным количеством животных белков - источника незаменимых аминокислот, которые не синтезируются в организме, а также растительных жиров. Рядом с этим должна быть выдержана оптимальная экологическая чистота продуктов и их насыщенность минеральными веществами с учетом требований, которые выдвигаются физиологией человека. Организация системы потребления продовольствия учитывает климатические условия проживания, половую структуру населения и особенности его работы, физиологические потребности, связанные с указанными характеристиками.

Для определения критериев продовольственной безопасности в стране следует ввести государственную систему норм питания, регламентирующую основные нормативные уровни питания населения: рациональный (нормативный), который используется для социально-экономических расчетов и минимально необходимый - для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с этим целесообразно выделять четыре уровня потребления в стране:

Первый уровень - критический - он предусматривает суточное потребление на одного чело-

века ниже 2200 ккал, что характеризует существование на грани выживания и обеспечение простого воспроизводства населения.

Второй уровень - минимальный - среднесуточное обеспечение в 2300-2800 ккал на душу населения предусматривает наличие объемов продовольственных ресурсов, которые исключают возможность появления голода.

Третий уровень - рациональный (нормальный) - означает, что среднесуточное потребление находится в границах 2800-3600 ккал на одного человека, при обязательном сбалансировании рациона белками, витаминами и другими важными компонентами. Нормативные показатели такого питания следует использовать в качестве базы для всех социально-экономических расчетов на государственном уровне в нормальных условиях;

Четвертый уровень - комфортный - данный уровень потребления позволяет получить калорийность и структуру потребления не только в соответствии с рациональными нормами питания, но и предусматривает потребление экологически чистых продуктов питания, которые повышают продолжительность жизни населения, улучшают здоровье и увеличивают среднюю для страны продолжительность жизни.

Уровень потребления населением нашей страны основными группами продовольствия, кроме картофеля, в настоящее время находится в границах от 30 % до 60 %. В сравнении с имеющимися биологическими нормами, дефицит по самым важным продуктам питания составляет от 16 % до 80 %. Максимальное снижение потребления населения пришлось на наиболее ценные продукты, которые характеризуются оптимальным содержанием витаминов, жиров и белков. Преобладающая доля населения нашей стране живет сейчас живет в соответствии с нормами питания третьего и четвертого уровней.

Разработанная в ходе исследования типология регионов Российской Федерации по уровню покупательной способности населения в продуктовых наборах питания [1] позволяет сделать вывод, что уровень потребления населения этих регионов, а, следовательно, их продовольственная безопасность существенно различается. Подобное обстоятельство предполагает также и формирование дифференцированной политики государства в отношении данных субъектов по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере.

Нами были выявлены четыре уровня жизни населения нашей страны, находящиеся в зависимости от потребления продуктов питания (крити-

А. М. ОКЕ8ЫОККОУ, Ь. М. АБИАМОУА

ческий, минимальный, рациональный (нормальный) и комфортный) и обуславливающие степень потребления продуктов питания населения в пересчете на калорийность. Очевидно, что уровни потребления продовольственных товаров находятся в тесной взаимосвязи с, одной стороны, сложившимся на продовольственном рынке уровнем цен на доступные продуктовые наборы и, с другой стороны, с уровнем располагаемых доходов населения, которые они тратят на их приобретение. Таким образом, уровни потребления продуктов питания населения во многом предопределяются их экономической доступностью. Данный критерий представляет исключительную важность, так как именно достижение доступности продовольствия является основной обеспечения продовольственной безопасности как государства в целом, так и отдельно взятого региона. Ее обеспечение способно гарантировать каждому гражданину необходимый набор продуктов питания высокого качества в достаточном количестве. Экономическая доступность продовольствия в данном контексте определяет возможность при данном уровне доходов и цен приобретения различными группами граждан продовольствия в установленном нормативном размере, формируемом государством, а также поступление их в сферу потребления, минуя каналы рынка (крестьянские и личные подсобные хозяйства). В связи с этим, справедливой будет являться увязка уровней потребления населения с его потребительской способностью в контексте обеспечения экономической доступности продовольственных товаров.

Таким образом, нами могут быть предложены четыре вектора политики обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы, основанные, с одной стороны, на 4 типах регионов по уровню покупательной способности населения в продуктовых наборах питания и, с другой стороны, на учете уровня потребления населения продовольственных товаров:

1. Уравновешивающее направление применяемо по отношению к регионам с наивысшим уровнем покупательной способности населения в продуктовых наборах продуктов питания. В данных регионах, как показали результаты п. 3.2 настоящего исследования, среднее число наборов продуктов питания, которые могут купить на сумму потребительских расходов домохозяйства по регионам РФ (на 1 чел./мес.), составляет 5,94. В соответствии с этим в целях повышения экономической безопасности продовольственной сферы рациональным будет проведение стимулирующих мероприятий с целью расширения рациона по-

требляемых продуктов питания с достижением сбалансированности потребления населения по всем категориям продовольственных товаров.

2. Активизирующее направление должно реализовываться в отношении регионов, в которых уровень покупательной способности населения в отношении продуктов питания находится на достаточно высоком уровне. В таких регионах число наборов продуктов питания, приобретаемых населением, равно 4,54. Мероприятия, разрабатываемые по данному направлению, будут ориентированы по большей части на развитие инфраструктуры сельского хозяйства в целях обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для населения.

3. Оздоравливающее направление должно реализовываться по отношению к регионам со средним уровнем покупательной способности населения, в которых число продуктовых наборов, приобретаемых на сумму потребительских расходов домохозяйств, находится на уровне 3,54. Мероприятия, формируемые по данному направлению, будут ориентированы на оздоровление сельскохозяйственной сферы.

4. Защитное направление будет применяться по отношению к регионам с критически низким уровнем покупательной способности населения в продуктовых наборах продовольственных товаров. В таких субъектах ситуация с продовольственной обеспеченностью наиболее плачевная, так как в них максимально удовлетворены потребности лишь только по хлебу и сахару. Таким образом, цель данного направления, прежде всего, будет заключаться во всеобъемлющем достижении как экономической, так и физической доступности продовольствия для всех групп населения в целях экономической безопасности продовольственной сферы, т. е. в обеспечении защищенности наименее имущих слоев населения.

Необходимо отметить, что формируемые направления в области обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы не будут только ограничены типологией регионов в зависимости от покупательной способности населения в продуктовых наборах. Необходимо учитывать также и сложившиеся уровни потребления продовольственных товаров, отмеченные нами выше. В связи с этим, направления по обеспечению экономической безопасности личности должны также и обеспечивать постадий-ное формирование наилучшего уровня потребления продуктов питания:

1) уровень потребления, необходимый для простого воспроизводства населения региона;

2) уровень потребления, который ликвидирует проявление недоедания и голода среди населения региона;

3) уровень потребления, соответствующий научно обоснованным нормам потребления продуктов питания населения региона;

4) уровень потребления, соответствующий не только рациональным нормам, но и безопасности и качества.

Таким образом, на основании выделенных направлений обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере в разрезе разработанной типологии регионов уровню соответствию фактического и рационального потребления продуктов питания, нами могут быть предложен следующий дифференцированный инструментарий в этой области (табл. 1).

Таблица 1

Дифференцированная политика обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы в региональном разрезе

регионы с наилучшим уровнем покупательной способности регионы с высоким уровнем покупательной способности регионы со средним уровнем покупательной способности регионы с низким уровнем покупательной способности

Направления обеспечения экономической безопасности в продовольственной сферы

Уравновешивающее Активизирующее Оздоравливающее Защитное

Тип региона

о ^ о § £ &

8

2 *3 К

я Й о а

л эт

>>

Меры по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере

'3 ж

1 I

1) формирование условий для самостоятельной проверки качества продовольствия в местах его продажи (использование тестовых систем, размещение информации о продуктах на информационном стенде;

2) повышение требований к качеству продуктов питания с позиции их экологической безопасности и содержания в них полезных веществ;

3) разработка и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции

1) модернизация инфраструктуры продовольственного рынка и межотраслевых связей, сформированных внутри региона

1) увеличение финансирования реализации социально-

экономических программ в сельском хозяйстве;

2) развитие научного потенциала агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров

1) осуществление мониторинга цен на региональном продовольственном рынке;

2) совершенствование и реализации программ продовольственного обеспечения учреждений образовательной и социальной сферы

I &

1) введение ограничений отечественным сельскохозяйственным производителям не только производства генно-модифицированных продуктов питания, но также и зарубежного сельскохозяйственного сырья;

2) разработка для населения специализированных образовательных программ с привлечением СМИ по проблемам здорового питания, рассматриваемого в качестве ключевого элемента здорового образа жизни

1) формирование системы торговли в виде аукционов;

2) строительство агропарков с целью повышения занятости в сельском хозяйстве

1) увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-эколо-гического потенциала;

2) осуществление частичной компенсации затрат на проведение сезонных полевых работ в сельском хозяйстве

1) возмещение школам и учреждениям дошкольного образования части затрат на закупку продуктов питания;

2) создание механизмов адресной продовольственной помощи социально незащищенным и малоимущим группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание, а также жителей в критические периоды жизни: младенчество, детство, беременность, лактация и старший возраст_

А. М. ОКЕ8ЫОККОУ, Ь. М. АБИАМОУА

S t £

-- ^ о

регионы с наилучшим уровнем покупательной способности регионы с высоким уровнем покупательной способности регионы со средним уровнем покупательной способности регионы с низким уровнем покупательной способности

Направления обеспечения экономической безопасности в продовольственной сферы

Уравновешивающее Активизирующее Оздоравливающее Защитное

Тип региона

2 и

g

и S3 о S3

ft эт

>>

Меры по обеспечению экономической безопасности в продовольственной сфере

1) повышение требований к стандартам производства продуктов питания с установлением не только критериев биологической, радиационной и химической безопасности, но и соответствующего состава продуктов питания с целью исключения возможности их фальсификации

1) создание и развитие системы потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе федерального округа, включая кооперативы второго уровня, финансируемых из регионального бюджета;

2) осуществление периодической оценки устойчивости продовольственного снабжения населенных пунктов регионов

1) использование в округе системы торговли в виде аукционов;

2) вовлечение граждан, которые проживают в сельской местности, в реализацию проектов агропромышленного сектора

1) предоставление на льготных условиях продуктов питания нуждающимся слоям населения на талонной основе;

2) обеспечение экономической доступности (вне зависимости от доходов семьи) и сбалансированности питания в школах и иных учебных заведениях

S §

1) разработка и реализация программ, ориентированных на формирование рациона беременных и кормящих женщин, а также детей в младенческом возрасте, богатого витаминами, микроэлементами и прочими полезными веществами;

2) формирование программ, направленных на финансирование производства высококачественных и экологически чистых продуктов питания для пожилых людей и инвалидов

1) формирование механизма ценообразования на основе индикативных цен на основные виды сельскохозяйственной, пищевой и социально значимой продукции;

2) совершенствование транспортного обеспечения с целью расширения доступа населения к продуктам питания

1) формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности;

2) применение жесткой регламентации основных агротехнических приемов (с учетом состояния посевов, почвенных и погодных условий): прогрессивных способов подготовки почвы, орошения, внесения удобрений_

1) разработка и реализация финансирования программ дополнительного питания для беременных и кормящих женщин, а также младенцев;

2) разработка и реализация финансирования программ дополнительного питания для пенсионеров и инвалидов

Предлагаемые меры обеспечения экономической безопасности продовольственной сферы в разрезе предлагаемой типологии регионов, с одной стороны, сглаживают диспропорции в потреблении основных продуктов питания регионов в зависимости от их специфики. С другой, включают в себя общие мероприятия, направленные на повышение эффективности отраслей регионального аграрного комплекса, что также должно оказывать положительное влияние на обеспечение экономической безопасности в продовольственной сфере, так как, во-первых, ориентируют агрокомплекс на интенсивный экономический рост, во-вторых, обеспечивают население всеми необходимыми

продуктами питания в соответствии с критериями физической и экономической доступности и экологической безопасности.

Литература

1. Грешонков А. М., Меркулова Е. Ю. Анализ потребления основных продуктов питания по регионам России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Greshonkov А. M., Merkulova E. Yu. Analiz po-trebleniya osnovnykh produktov pitaniya po regionam Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 11.

A. M. rPEmOHKOB, n. M. AEPAMOBA

31

* * *

DIFFERENTIATED TOOLS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE FOOD SPHERE: REGIONAL ASPECT

GRESHONKOV ALEKSEY MIKHAYLOVICH Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: aleksej-greshonkov@yandex.ru

ABRAMOVA LYUDMILA MIKHAYLOVNA Zaoksky Christian Humanitarian and Economic Institute, Tula region, township Zaoksky, the Russian Federation, e-mail: mornedsm@gmail.com

In article authors stated results of research of theoretic-methodological bases of the doctrine of economic security of the state in the food sphere focused on complex realization of its strategic priorities in conditions of transformation of threats of economic security according to a problem of development of differentiated tools of providing economic security in the food sphere in a regional section of realization of strategic priorities. During research authors established that level of consumption of the population of regions of the Russian Federation, and, therefore, the level of ensuring food security on a priority of economic and social availability of the food to the population significantly differ. The similar circumstance assumes as well formation of the differentiated policy of the state for these subjects on providing economic security in the food sphere. Authors developed differentiated tools of providing economic security in the food sphere which distinctive feature is application of two criteria on the basis of quantitative criteria of an assessment of level of consumption of food of the population (critical, minimum, rational (normal), comfortable level): first, region type on the level of purchasing power of the population and, secondly, a standard of living of the population depending on daily consumption of food. It allowed to allocate four options of a state policy of providing economic security in the food sphere in a regional section: 1) the counterbalancing policy (for regions with the best level of purchasing power); 2) the making active policy (for regions with the high level of consumer ability); 3) the revitalizing policy (for regions with the average level of purchasing power); 4) protective (for regions with the low level of consumer ability).

Key words: economic security, food sphere, level of consumption of food, state policy.

A. M. GRESHONKOV, L. M. ABRAMOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.