Научная статья на тему 'Методические аспекты обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере'

Методические аспекты обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ECONOMIC SECURITY / FOOD SPHERE / METHODICAL PROVIDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грешонков Алексей Михайлович, Меркулова Елена Юрьевна, Степичева Ольга Александровна

Целью исследования является совершенствование методики оценки обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере. Авторами были изучены используемые в настоящее время методики оценки уровня продовольственной безопасности на международном уровне (методика ФАО) и аналогичные методики, используемые Правительством РФ. В ходе исследования был сделан вывод о том, что анализ состояния экономической безопасности государства в продовольственной сфере на основе установленных Правительством РФ показателей является весьма затруднительным. Авторы предлагают скорректировать существующую методу, используя следующие положения: в целях анализа покупательной способности необходимо перейти от конкретных видов продуктов к их наборам; необходимо опираться на располагаемые ресурсы семей либо на сумму потребительских расходов, потраченных на покупку продовольственных товаров. Особенности применяемой авторами методики проявляются в следующем: производится оценка стоимости набора продуктов питания в текущих ценах в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) на основании бюджетных обследований Федеральной службы государственной статистики; производится расчет и построение таблицы, в которой отражаются данные по величине потребительских расходов в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) по материалам Федеральной службы государственной статистики; рассчитывается, сколько продовольственных наборов возможно приобрести на данную сумму потребительских расходов. Авторами также приведены результаты проведенного ими анализа по предложенной методике на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Предлагаемая методика позволяет определить стратегические перспективы и направления корректировки реализации экономической безопасности в продовольственной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грешонков Алексей Михайлович, Меркулова Елена Юрьевна, Степичева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE FOOD SPHERE

Research objective is improvement of a technique of an assessment of providing economic security in the food sphere. Authors studied techniques of an assessment now in use of level of food security at the international level (a technique of FAO) and the similar techniques used by the Government of the Russian Federation. During research authors made the conclusion that the analysis of a condition of economic security of the state in the food sphere on the basis of the indicators established by the Government of the Russian Federation is very difficult. Authors suggested correcting of existing method, using the following provisions: for the analysis of purchasing power it is necessary to pass from concrete types of products to their sets; it is necessary to lean on the located resources of families or for the sum of the consumer expenses spent for purchase of foodstuff. Features of the technique applied by authors are in the following: estimation of cost of a set of food in the current prices counting on one family member (household) on the basis of the budgetary inspections of Federal State Statistics Service; calculation and creation of the table in which there is data on the size of consumer expenses counting on one family member (household) on materials of Federal State Statistics Service; pays off, how many food sets are possible to get for this sum of consumer expenses. Authors also gave results of the analysis carried out by them on the offered technique on the basis of statistical data of Federal State Statistics Service. The offered technique allows to define strategic prospects and directions of correction of realization of economic security in the food sphere.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ

ГРЕШОНКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: aleksej-greshonkov@yandex.ru

МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: merkatmb@mail.ru

СТЕПИЧЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: st_ola@mail.ru

Целью исследования является совершенствование методики оценки обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере.

Авторами были изучены используемые в настоящее время методики оценки уровня продовольственной безопасности на международном уровне (методика ФАО) и аналогичные методики, используемые Правительством РФ.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что анализ состояния экономической безопасности государства в продовольственной сфере на основе установленных Правительством РФ показателей является весьма затруднительным.

Авторы предлагают скорректировать существующую методу, используя следующие положения: в целях анализа покупательной способности необходимо перейти от конкретных видов продуктов к их наборам; необходимо опираться на располагаемые ресурсы семей либо на сумму потребительских расходов, потраченных на покупку продовольственных товаров.

Особенности применяемой авторами методики проявляются в следующем: производится оценка стоимости набора продуктов питания в текущих ценах в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) на основании бюджетных обследований Федеральной службы государственной статистики;

производится расчет и построение таблицы, в которой отражаются данные по величине потребительских расходов в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) по материалам Федеральной службы государственной статистики;

рассчитывается, сколько продовольственных наборов возможно приобрести на данную сумму потребительских расходов.

Авторами также приведены результаты проведенного ими анализа по предложенной методике на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

Предлагаемая методика позволяет определить стратегические перспективы и направления корректировки реализации экономической безопасности в продовольственной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная сфера, методическое обеспечение.

Экономическая безопасность в продовольственной сфере выступает ключевым условием достижения необходимого уровня национальной безопасности государства. Цели, задачи и критерии обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере содержаться в утвержденной Указом Президента РФ Док-

трине продовольственной безопасности (далее -Доктрина). В соответствии с ней основной целью обеспечения продовольственной безопасности нашей страны является бесперебойное обеспечение населения России безопасной и качественной продовольственной продукцией. Иначе говоря, в соответствии с Доктриной,

продовольственная безопасность реализуется лишь тогда, когда население того или иного государства в полной мере обеспечено безопасными и качественными продуктами питания.

В нашей стране чаще всего, когда дело касается рассмотрения проблемы продовольственной безопасности, на передний план выходит вопрос производства, а не реализации экономического и физического доступа населения к продуктам питания. Иными словами, задачи обеспечения экономической и физической доступности и безопасности продуктов питания обозначены среди задач на последнем месте. Это прослеживается также и по критериям оценки уровня продовольственной безопасности. В качестве последних в нашей стране выступают коэффициенты фактической самообеспеченности продуктами питания и продовольствия внутреннего производства.

Несмотря на широкий круг исследований проблематики продовольственной безопасности [1], в них, если и присутствует анализ показателей продовольственной безопасности, то он является крайне узким [2]. Однако правительством был утвержден список индикаторов и показателей уровня продовольственной безопасности [3], который по каким-то причинам в полной мере не находит свое отражение в публикациях и исследованиях.

Экономическая безопасность в продовольственной сфере является объектом внимания межправительственных органов и международных организаций. Россия также является их членом. Экономическую безопасность в продовольственной сфере чаще всего рассматривают как продовольственную безопасность. Современные оценки уровня продовольственной безопасности реализует FAO (ФАО) - организация по продовольствию и сельскому хозяйству, образованная при ООН.

В числе базовых положений Концепции Продовольственной безопасности, разработанной ФАО, необходимо выделить следующие:

- продовольственная безопасность не отождествляется с самообеспеченностью продовольствием;

каждое государство призвано стремиться к обеспечению производства необходимого объема продуктов питания для удовлетворения нужд населения в нем, если страна обладает в его производстве сравнительным преимуществом;

- государство должно ввозить из других стран необходимые объемы продовольственных товаров и достичь удовлетворения потребностей в продовольствии для населения;

- в рамках обеспечения продовольственной безопасности правительства должны стремиться к достижению экономической и физической доступности и безопасности продовольственных товаров [4].

ФАО выработало систему индикаторов, применяемых в целях анализа оценки состояния уровня продовольственной безопасности, по следующим векторам:

1) наличие запасов продуктов питания (в данном контексте анализируются показатели урожайности и продуктивности, уровня запасов и потерь и т.п.);

2) доступность продовольствия, которая подразумевает экономическую возможность приобретения конкретного количества продуктов питания на располагаемые доходы, а также возможность мобильности продовольствия (оценка доли и качества дорожных путей с твердым покрытием в общей протяженности дорог, уровень плотности железных дорог);

3) стабильность обеспечения продовольствием связана с оценкой таких индикаторов, как наличие достаточного объема продовольственных товаров в различные периоды, изменение цен на них и т. д.;

4) продовольственное потребление оценивается через показатели уровня фактического потребления нормам по пищевой ценности.

По данным векторам сегодня строится система мониторинга продовольственной безопасности Российской Федерации. Кроме того, значительная часть индикаторов, которые применяются в ФАО, в систему мониторинга уровня продовольственной безопасности нашей страны не включаются. В частности, ФАО прибегает для характеристики уровня продовольственной безопасности к таким индикаторам, как производство продукции в стоимостной оценке на лицо, индекс голода [5], импортная зависимость государства и др. Помимо данных параметров, ФАО использует еще и такие, как доля детей с анемией, с отставанием в росте, недостатком йода, витамина А, а также распространение ожирения среди всего населения.

Так как ФАО осуществляет оценку уровня продовольственной безопасности в Российской Федерации, было бы целесообразным произвести увязку системы мониторинга продовольственной безопасности, функционирующую в России, с методиками ФАО не столько по направлениям, сколько в разрезе конкретных индикаторов. Проведение данного мероприятия даст возможность единообразно производить характеристику уровня продовольственной бе-

Л. M. GRESHONKOV, E. т MERKULOVA, С. Л. STEPICHEVA

зопасности как в мире, так и в нашей стране и мире, а также построить систему контроля продовольственной сферы в соответствии с международными стандартами.

Осуществление мониторинга обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации реализуется в соответствии с п. 21 Доктрины продовольственной безопасности. В данном документе отражается совокупность параметров и критериев, которые применятся в оценке уровня продовольственной безопасности. В общем в Доктрине сформировано около 14 показателей оценки состояния продовольственной безопасности, а также 8 ее критериев.

Можно сделать вывод, что государство уже формально предприняло все необходимые шаги для образования системы мониторинга уровня продовольственной безопасности России. Правительством были выделены финансовые ресурсы (303 млн руб. до 2013 г.) на проведение работы по образованию информационных систем, ориентированных на мониторинг уровня обеспечения продовольственной безопасности, были также выработаны и утверждены показатели, применяемые в мониторинге. В то же время данные попытки по ряду причин не поспособствовали формированию эффективной системы мониторинга. Так, на начало 2014 г. отсутствовали полностью официальные федеральные публикации, освещающие проблематику состояния продовольственной безопасности России и основанные на подробном анализе перечня утвержденных показателей, а также аналитических возможностях выстроенных в целях мониторинга информационных систем. Ставшие уже традиционными доклады, записки об уровне продовольственной безопасности, как правило, включают в себя оценку ограниченного круга индикаторов. К ним относят объемы производства, уровень самообеспеченности, величины экспорта и импорта, фактическое потребление. Данные обстоятельства говорят о сверхрациональном подходе руководства субъектов РФ к минимизации затрат на реализацию подобного рода работ и проведению мониторинга ключевых индикаторов продовольственной безопасности. Очевидным является то, что необходимо существенно урезать перечень показателей при оценке, тем самым оптимизировав ежегодный мониторинг.

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет расчет уровней продовольственной самообеспеченности по той же самой методе, однако в место формулы применяется индикатор объемов потребления продукции внут-

реннего сельскохозяйственного производства. В соответствии с методикой Министерства сельского хозяйства РФ уровень продовольственной независимости не должен быть выше 100 %. Кроме того, экспорт продовольствия не берется в расчет при определении степени продовольственной независимости.

В настоящее время существуют различные подходы к методике обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере и проводимой на ее основе типологии регионов [6]. Поэтому требуется определение приоритетов в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

В одобренной Правительством страны системе мониторинга оценка экономической доступности производится через определение покупательной способности средних располагаемых ресурсов, пенсии или номинальной зарплаты. При этом всю сумму доходов необходимо разделить на цену конкретного продукта, в результате чего нужно осуществлять данный расчет по 24 продуктам по разным видам доходов. По нашему мнению, данную методу целесообразно скорректировать: в целях анализа покупательной способности необходимо перейти от конкретных видов продуктов к их наборам.

Иными словами, будут оцениваться не килограммы, например, говядины, которые человек может приобрести на свои доходы, а количество наборов продуктов питания, которые он способен купить. Помимо этого, достаточно трудно определить покупательную способность пенсии или заработной платы по отдельности, ведь в домохозяйстве тратят общие деньги на продукты питания. В связи со сказанным выше, необходимо опираться на располагаемые ресурсы семей либо на сумму потребительских расходов, потраченных на покупку продовольственных товаров. Как раз их покупательная способность и должна оцениваться.

Особенности применяемой нами в дальнейшем методики:

производится оценка стоимости набора продуктов питания в текущих ценах в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) на основании бюджетных обследований Федеральной службы государственной статистики;

- производится расчет и построение таблицы, в которой отражаются данные по величине потребительских расходов в расчете на одного члена семьи (домохозяйства) по данным Федеральной службы государственной статистики;

- рассчитывается, сколько продовольст-

венных наборов возможно приобрести на данную сумму потребительских расходов.

Результаты проведенного нами анализа по предложенной методике на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики отражены в таблице 1.

Таблица 1

Число наборов продуктов питания, которые можно купить на сумму потребительских расходов домохозяйств по регионам РФ (на 1 чел./мес.) в субъектах РФ с худшим и лучшим доступом к продовольствию в 2013 г.

Регион сложившиеся наборы по рекомендуемым нормам

Чукотский АО 1,6 1,6

Карачаево-Черкесия 1,8 2,1

Республика Ингушетия 2,0 1,4

Республика Тыва 2,1 1,2

Камчатский край 2,3 2,6

Покупательная способность

Регион сложившиеся наборы по рекомендуемым нормам

г. Москва 6,9 6,5

Республика Дагестан 6,1 4,9

Свердловская область 5,9 5,4

Республика Татарстан 5,5 5,3

Ханты-Мансийский АО 5,3 4,6

Российская Федерация 3,8 3,5

Стабильно низкая покупательная способность населения за последние три года наблюдаются в Чукотском АО, республиках Тыва, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Калмыкия, Камчатский край. Положительная динамика характерна для г. Москва, республик Дагестан, Татарстан, Свердловской области и Ханты-Мансийского АО, также можно отметить 18 регионов с результатами выше среднего (табл. 2).

Таблица 2

в продуктовых наборах питания

Регионы фактические наборы питания нормативные наборы питания

53 Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская. Ленинградская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская, Амурская, Магаданская области; Республики Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия (Алания), Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Алтай, Бурятия, Хакасия, Саха (Якутия); Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Алтайский, Забайкальский, Приморский, Хабаровский край, Еврейская АО 3,5283 3,2698

18 Воронежская, Липецкая, Московская, Тамбовская, Мурманская, Ростовская, Нижегородская, Самарская, Тюменская, Новосибирская, Сахалинская области, Республики Коми, Башкортостан, г. Санкт-Петербург, Краснодарский, Ставропольский, Пермский, Красноярский край 4,5444 4,2667

5 г. Москва, Республики Дагестан, Татарстан, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО 5,9400 5,3400

7 Республики Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чеченская, Тыва, Камчатский край, Чукотский АО 2,0714 1,8571

Предлагаемая методика позволяет определить стратегические перспективы и направления корректировки реализации экономической безопасности в продовольственной сфере.

Литература

1. Доклад группы экспертов Изборского клуба под рук. акад. РАН С. Ю. Глазьева. URL: http:// dynacon.ru/ content/articles/1725/

2. Федоров Н. В. О состоянии продовольственной безопасности России в 2013 г. и прогнозе на 2014 год // Выступление на заседании Правительства РФ 27 марта 2014 г. URL: http://government.ru/ news/11312

A. M. GRESHONKOV, E. YU. MERKULOVA, O. A. STEPICHEVA

3. Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. №2138. URL: http://consultant.ru

4. Dr. Guljahan Kurbanova, Economist, FAO UN, Regional Office for Europe and Central Asia. «Развитие Евразийской интеграции и торговли в целях обеспечения продовольственной безопасности»: Семинар. М., 2013. URL: http://eurasiancommission.org/ru/ act/ prom_ i_agroprom/ dep_agroprom/SiteAssets/Курбанова%20Обзор

5. URL: http://bbc.co.uk/russian/ international/ 2010/10/

6. Черкасов В. А. Обеспечение продовольственной безопасности России с учетом классификации регионов по величине энергетической ценности потребленных населением продуктов питания // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7. С. 182-186.

References

1. Doklad gruppy ekspertov Izborskogo kluba pod ruk. akad. RAN S. Yu. Glaz'eva. URL: http://dynacon.ru/content/articles/1725/

2. Fedorov N. V. O sostoyanii prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii v 2013 godu i prognoze na 2014 god // Vystupleniye na zasedanii Pravitel'stva RF 27 marta 2014 g. URL: http://government.ru/ news/11312

3. Ob utverzhdenii perechnya pokazatelej v sfere obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 18.11.2013 g. №2138. URL: http://consultant.ru

4. Dr. Guljahan Kurbanova, Economist, FAO UN, Regional Office for Europe and Central Asia. «Razvitiye Evrazijskoj integratsii i torgovli v tselyakh obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti», Seminar. M., 2013. URL: http://eurasiancommission.org/ru/ act/prom_i_ agroprom/dep_agroprom/SiteAssets/Kurbanova%20Obzor

5. URL: http://bbc.co.uk/russian/ international/ 2010/10/

6. Cherkasov V. A. Obespecheniye prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii s uchetom klassifikatsii regionov po velichine energeticheskoj tsennosti potreblennykh naseleniyem produktov pitaniya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 7. S. 182-186.

* * *

METHODICAL ASPECTS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY

IN THE FOOD SPHERE

GRESHONKOV ALEKSEY MIKHAYLOVICH Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: aleksej-greshonkov@yandex.ru

MERKULOVA ELENA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: merkatmb@mail.ru

STEPICHEVA OLGA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: st_ola@mail.ru

Research objective is improvement of a technique of an assessment of providing economic security in the food sphere.

Authors studied techniques of an assessment now in use of level of food security at the international level (a technique of FAO) and the similar techniques used by the Government of the Russian Federation.

During research authors made the conclusion that the analysis of a condition of economic security of the state in the food sphere on the basis of the indicators established by the Government of the Russian Federation is very difficult.

Authors suggested correcting of existing method, using the following provisions: for the analysis of purchasing power it is necessary to pass from concrete types of products to their sets; it is necessary to lean on the located resources of families or for the sum of the consumer expenses spent for purchase of foodstuff.

Features of the technique applied by authors are in the following:

- estimation of cost of a set of food in the current prices counting on one family member (household) on the basis of the budgetary inspections of Federal State Statistics Service;

- calculation and creation of the table in which there is data on the size of consumer expenses counting on one family member (household) on materials of Federal State Statistics Service;

- pays off, how many food sets are possible to get for this sum of consumer expenses.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Authors also gave results of the analysis carried out by them on the offered technique on the basis of statistical data of Federal State Statistics Service.

A. M. rPEmOHKOB, E. ro. MEPKYHOBÄ, O. A. CTEnHHEBA 29

The offered technique allows to define strategic prospects and directions of correction of realization of economic security in the food sphere.

Key words: economic security, food sphere, methodical providing.

A. M. GRESHONKOV, E. YU. MERKULOVA, O. A. STEPICHEVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.