Научная статья на тему 'Дифференцированное обучение - оптимальный путь обучения всех и каждого'

Дифференцированное обучение - оптимальный путь обучения всех и каждого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ) / СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Е.С., Смолькина Т.П.

В статье рассматриваются виды дифференциации, которые могут быть использованы в работе с учащимися с ограниченными возможностями в развитии в обычном классе. Часто особые дети испытывают трудности в обучении. Дифференцированное обучение позволит всем учащимся достичь цели урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное обучение - оптимальный путь обучения всех и каждого»

УДК 376.112.4

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ -

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ И КАЖДОГО

© 2019 Е. С. Клименко1, Т. П. Смолькина2

1 магистрант первого курса, направление подготовки педагогическое, направленность

педагогика и психология e-mail: klimenkolena82 @ mail. ru 2проректор по научной работе и международному сотрудничеству, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии e-mail: pedsalon @ mail. ru

Казахстан, Караганда, Академия «Болашак»

В статье рассматриваются виды дифференциации, которые могут быть использованы в работе с учащимися с ограниченными возможностями в развитии в обычном классе. Часто особые дети испытывают трудности в обучении. Дифференцированное обучение позволит всем учащимся достичь цели урока.

Ключевые слова: дифференциация, учащиеся с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями в развитии), стиль обучения.

Многие учителя задаются вопросом: как обучать детей с особыми образовательными потребностями в обычном классе? Как помочь им достичь цели и при этом не упустить обучение других детей? Каким образом построить учебный процесс так, чтобы все дети в классе достигли успеха? Оптимальный путь обучения всех и каждого - дифференцированное обучение.

К. Томлинсон определяет дифференциацию как адаптирование обучения к потребностям учащихся. Причем различает дифференциацию содержания, процесса и результатов обучения. В дифференцированном классе детям, согласно их потребностям, особенностям и уровню, предлагаются различные пути для усвоения содержания обучения, процесса осмысления и развития. Таким образом, каждый ребенок может достичь успеха [Tomlinson].

Прежде чем дифференцировать обучение в классе, учитель должен узнать особенности и потребности, а также образовательный уровень каждого учащегося. Если мы говорим о детях с особыми потребностями, мы должны точно знать психологические и физические особенности, уровень мыслительных навыков, интересы и обязательно сильные стороны ребёнка. В этом нам на помощь приходит школьный психолог, который может провести различные диагностические тесты. А учитель тем временем наблюдает за особенным учащимся на уроках, переменах, в общении со сверстниками. Таким образом, педагог выступает в роли исследователя. Он активно исследует особенности ребёнка, чтобы в последствии адаптировать обучение согласно особенностям учащегося и стилю обучения ребенка.

Ричард Фелдер и Линда Силверман предлагают учитывать 4 стиля обучения учащихся:

- активный и рефлексивный тип,

- сенсорный и интуитивный,

- визуальный и вербальный,

- последовательный и глобальный (см.: [Ruben Gentry 2013]).

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Так, активным учащимся нравится работать в группе, они лучше усваивают материал, активно что-то делая. Рефлексивным учащимся требуется больше времени для обдумывания, они комфортнее себя чувствуют, работая в одиночку. Учащиеся сенсорного типа отдают предпочтение изучению фактов, а ученики интуитивного типа - взаимосвязям и возможностям. Сенсорики более практичны, тогда как учащиеся интуитивного типа изобретательны. Визуалы хорошо запоминают то, что видят, а учащиеся вербального склада лучше воспринимают речь письменную или устную. Учащиеся, склонные к последовательному обучению, достигают понимания в ходе последовательных шагов, каждый из которых является логическим продолжением предшествующего. Учащиеся глобального типа склонны осваивать знания большими скачками, набирая информацию почти бессистемно, не отслеживая связей между частями, а потом внезапно улавливая суть (см.: [Felder, Soloman]).

Итак, для того чтобы дифференцировать обучение, учителю необходимо понимать и учитывать потребности учащихся. Часто дети с особыми образовательными потребностями испытывают затруднения в обучении. Поэтому учителю при планировании и проведении урока стоит обратить внимание на причины трудностей обучения, которые могут крыться, как в неспособности учиться по состоянию здоровья, так и в трудной жизненной ситуации ребёнка.

Учителю стоит помнить, что дети, испытывающие затруднения, могут работать усердно, если задание не слишком скучное, но и не слишком «волнительное», то есть вызывающее тревожность. Педагог всегда должен быть позитивно настроен по отношению к особому ребенку. Бывает так, что ребёнок, находящийся в трудной жизненной ситуации, приходит в школу в плохом настроении. В любой ситуации ему необходимо знать, что учитель - друг, который принимает его таким, какой он есть. Необходимо помнить, что у каждого ученика есть что-то, что он умеет делать хорошо. Задача учителя - найти эту особенность, «изюминку» в ребенке с особыми потребностями, чтобы в дальнейшем планировать задания, основываясь на положительном опыте учащегося. Если ребенок хорошо рисует, можно в группе доверить ему рисунок постера. Кроме того, Томлинсон советует подбирать задания для особых детей сложнее, чем, по вашему мнению, они могут выполнить [Tomlinson a]

Здесь следует вспомнить зону ближайшего развития Л.Н. Выготского. Ведь зона ближайшего развития и есть то, чего учащиеся могут достичь с поддержкой учителя. Задания должны быть ориентированы на зону ближайшего развития ребёнка.

Ребенку с ограниченными возможностями лучше преподавать материал в непосредственной связи с жизнью. То есть он должен точно знать, как это связано с его семьей, обществом, природой, его будущей жизнью. Тогда особенному ребёнку легче будет усваивать материал.

А ещё учителю самому важно верить в ребёнка, в то, что он обязательно добьётся успеха. Только вера и неравнодушие педагога помогут учащемуся с особыми образовательными потребностями справиться с трудностями в обучении и добиться успеха. Важно, чтобы ребёнок точно знал, что в него верят.

Рассмотрим подробнее виды дифференциации, предложенные К. Томлинсон. Большое значение имеет среда обучения, то есть класс и классный коллектив. Каждый ребенок, в особенности с ограниченными возможностями в развитии, должен чувствовать себя в классе желанным. Классная комната должна быть уютной и такой, чтобы ребенку хотелось в ней работать и возвращаться туда. Место учащегося должно быть удобным и комфортным.

Взаимоуважение среди учащихся в классе, в котором обучается особенный ребёнок, обязательное условие. Дети должны точно уяснить, что, несмотря на все

Клименко Е. А., Смолькина Т. П. Дифференцированное обучение - оптимальный путь

обучения всех и каждого

возможные различия в культуре, национальности, физических и материальных возможностях, одежде, мы все можем испытывать боль и радость, сомнение, страх, любовь, равно как и то, что каждый ребенок, независимо от своих особенностей, имеет право на образование. Кроме того, учитель должен постоянно учить детей работать в команде, в сотрудничестве, оказывать поддержку друг другу.

Ребенок с особыми потребностями должен чувствовать себя в школе надежно и защищённо. И в данном случае речь не идет только о физической опасности. Имеется в виду и психологическая, эмоциональная защищённость. Учащийся должен быть уверен в том, что если понадобится помощь, то ему обязательно помогут, если ребенок захочет поделиться своими идеями, то его обязательно выслушают.

Дифференциация содержания - это, согласно К. Томлинсон, адаптирование самого учебного материала или того, как учитель его преподносит, в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. В данном направлении учителю следует опираться на уровень подготовки учащегося. Для детей с задержкой психического развития учитель перерабатывает материал так, чтобы он был доступным для понимания. Можно приготовить текст с выделенной главной информацией, которая поможет при выполнении задания, или предложить обзор только основных идей темы. Хорошие результаты даёт взаимообучение, когда учащиеся обучают друг друга. Учитель может попросить или назначить ученика, хорошо владеющего материалом, объяснить тему особому ребенку или обсудить с ним основные моменты. Хорошая идея - закрепить сильного учащегося в качестве ментора или наставника за учеником с особыми образовательными потребностями.

Следующая стадия дифференциации - процесс. По мнению К. Томлинсон, это осмысление или обработка содержания, идей, которые были представлены ребёнку. Когда обучающийся получает новую информацию, то ему необходимо время, чтобы осмыслить её, как бы пропустить через себя. На данном этапе дифференциация предполагается в оказании поддержки учителем учащемуся с ООП, такому ребенку необходима постоянная помощь учителя. Особому ученику может потребоваться больше времени для выполнения задания, и, конечно же, само задание для учащихся данной категории подбирается индивидуально в соответствии с возможностями. Если учитель планирует работу в группах, то он должен заранее продумать задание, которое будет выполнять ребенок с особыми потребностями. Оно должно быть посильным и значимым, чтобы учащийся мог почувствовать себя частью, полноправным членом группы.

Результат обучения - это то, чему ребенок научился. Результат всегда оговаривается в целях обучения. В дифференциации учебных целей содержится конечный результат. Для учащихся с особыми образовательными потребностями учебная цель будет отличаться от целей учащихся всего класса. Следовательно, и результат обучения будет свой, индивидуальный. Учителю всегда важно держать в фокусе особого ребёнка с его особой целью, чтобы привести учащегося к его результату. В целях систематизации, обеспечения дифференциации и индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями учителями-предметниками ведутся маршрутные листы на каждого особенного ребенка, в которых указываются цель, краткое содержание, ожидаемые результаты.

Особое значение для ребенка с особыми образовательными потребностями имеет формативное оценивание. Оно должно быть всегда позитивным, конструктивным, своевременным. Задача процесса оценивания в определении текущего состояния или уровня достижений учащегося и определении дальнейшей траектории развития. Для ребенка с ограниченными возможностями наибольшее значение имеет позитивная оценка. Даже если ребенок сделал совсем маленький успех, его обязательно

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

нужно похвалить.

Дифференциация процесса обучения требует от учителя постоянной рефлексии. Педагогу необходимо анализировать свою деятельность на уроке, задания, которые он предлагает выполнить ребёнку с ограниченными возможностями и всему классу. Учитель должен постоянно ставить перед собой вопросы: чему научился сегодня особый ребёнок, достиг ли он успеха в своей деятельности на уроке, как он себя чувствовал, достаточно ли уделено ему времени и, самое главное, что нужно сделать, чтобы учащийся смог добиться большего.

Библиографический список

Felder Richard M., Soloman Barbara A. Learning styles and strategies. URL: https://masam.by/stili-obucheniya-ils-trudno-byt-globali. (дата обращения: 25.01.2019).

Ruben Gentry. Differentiated instructional strategies to accommodate students with varying needs and learning styles.

Tomlinson Carol Ann. How to differentiate instruction in mixed-ability classrooms. 2 ed. URL: https://www.amazon.com/Differentiate-Instruction-Mixed-Ability-

Classrooms/dp/013119500X (дата обращения: 25.01.2019).

Tomlinson a Carol Ann/ What Is Differentiated Instruction? URL: http://www.readingrockets.org/article/what-differentiated-instruction. (дата обращения: 25.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.