Научная статья на тему 'Дифференциация тренировочных нагрузок как средство повышения эффективности спортивной подготовки в пауэрлифтинге'

Дифференциация тренировочных нагрузок как средство повышения эффективности спортивной подготовки в пауэрлифтинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / МАССОВЫЕ РАЗРЯДЫ / ПАУЭРЛИФТИНГ / УСЛОВНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ / ОБЩИЙ ОБЪЕМ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Геннадий Петрович, Степанов Владимир Сергеевич, Пономарева Александра Викторовна, Лукьянов Алексей Борисович, Лукьянов Борис Георгиевич

В статье изложены результаты исследования тренировочного процесса в пауэрлифтинге. В результате проведенного исследования получены данные о распределении общего объема нагрузки и условной относительной интенсивности нагрузки в пауэрлифтинге для спортсменов массовых разрядов. Определены соотношения соревновательных, специально-подготовительных и вспомогательных упражнений в предсоревновательном периоде для указанной категории спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Геннадий Петрович, Степанов Владимир Сергеевич, Пономарева Александра Викторовна, Лукьянов Алексей Борисович, Лукьянов Борис Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation of training loads as a means of improving effectiveness of sports training in powerlifting

The article presents the results of the study of the training process in powerlifting. As a result of the study, data on the distribution of the total load and the relative intensity of the load in powerlifting for athletes of mass grades were obtained. The relations of the competitive, special-preparatory and auxiliary exercises in the pre-competition period for the specified category of athletes are defined.

Текст научной работы на тему «Дифференциация тренировочных нагрузок как средство повышения эффективности спортивной подготовки в пауэрлифтинге»

Степанов // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. - Ялта, 2018. - Выпуск 61, часть 3. - С. 280-284.

5. Устинов, И.Е. Особенности тестирования двигательных способностей студентов в рамках балльно-рейтинговой системы / И.Е. Устинов // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 3 (8). - С. 44-49.

REFERENCES

1. Ivanov, V.D. (2017), "The organization of independent work of students in conditions pointrating system of training in physical culture", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, Vol. 2 No. 4, pp. 11-17.

2. Lyakh, V.I. (2007), "Theory of tests and testing the physical readiness of pupils", Physical Culture at School, No. 6, pp. 2-7.

3. Somkin, A.A., Konstantinov, S.A. and Demidenko O.V. (2018), "Point-rating system of control in "Elective disciplines on physical education and sport" for students of the creative higher education institution", World of Pedagogy and Psychology, No. 2 (19), pp. 20-30.

4. Somkin, A.A., Sastamoinen, T.V. and Stepanov, V.S. (2018), "Physical education and sport" courses in the system of distance learning Moodle in the creative higher education institution", Problems of Modern Pedagogical Education: collection of scientific works, Yalta, Vol. 61, part 3, pp. 280-284.

5. Ustinov, I.E. (2017), "Features of testing motor abilities of students in the framework of pointrating system", World of Pedagogy and Psychology, No. 3 (8), pp. 44-49.

Контактная информация: somkin.van@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2019

УДК 796.894

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ПАУЭРЛИФТИНГЕ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики атлетизма, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Александра Викторовна Пономарева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Алексей Борисович Лукьянов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Борис Георгиевич Лукьянов, кандидат технических наук, доцент, Анатолий Викторович Ваганов, старший преподаватель, Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

в статье изложены результаты исследования тренировочного процесса в пауэрлифтинге. В результате проведенного исследования получены данные о распределении общего объема нагрузки и условной относительной интенсивности нагрузки в пауэрлифтинге для спортсменов массовых разрядов. Определены соотношения соревновательных, специально-подготовительных и вспомогательных упражнений в предсоревновательном периоде для указанной категории спортсменов.

Ключевые слова: управление, предсоревновательный период, массовые разряды, пауэрлифтинг, условная относительная интенсивность, общий объем нагрузки.

DIFFERENTIATION OF TRAINING LOADS AS A MEANS OF IMPROVING EFFECTIVENESS OF SPORTS TRAINING IN POWERLIFTING

Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.

Petersburg; Vladimir Sergeevich Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Alexandra Viktorovna Ponomareva, the senior teacher, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television; Alexey Borisovich Lukyanov, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Boris Georgievich Lukyanov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Anatoly Viktorovich Vaganov, the senior teacher, Ufa State Aviation

Technical University

Annotation

The article presents the results of the study of the training process in powerlifting. As a result of the study, data on the distribution of the total load and the relative intensity of the load in powerlifting for athletes of mass grades were obtained. The relations of the competitive, special-preparatory and auxiliary exercises in the pre-competition period for the specified category of athletes are defined.

Keywords: management, precompetitive period, mass discharges, powerlifting, conditional relative intensity, total volume of the load.

В настоящее время в России и за рубежом пауэрлифтинг получил широкое распространение. Огромное количество людей предпочитает заниматься силовым троеборьем, прежде всего из-за его доступности, а также вследствие возможности достигать высоких результатов в широком возрастном диапазоне. Необходимость в оптимизации процесса подготовки спортсменов-пауэрлифтеров объективна и связана с ростом интереса к данному виду спорта, его популярности и нарастанием конкуренции на международном уровне.

Рост спортивных достижений стимулировал интенсификацию тренировочного процесса и увеличение объемов тренировочных нагрузок, однако практическая подготовка спортсменов свидетельствует о том, что данный вектор совершенствования спортивной тренировки исчерпал свои возможности. Сегодня прогрессивное развитие спорта определяется, прежде всего, эффективностью системы управления тренировочным процессом, обусловленным объективизацией научных знаний о структуре соревновательной и тренировочной деятельности, а также подготовленностью спортсменов с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в определенном виде спорта и личностных возможностей спортсмена [1]. В свою очередь в управлении тренировочным процессом, имеющим сложную структуру, одним из основных компонентом является планирование тренировочных нагрузок.

Изучение специальной научно-методической литературы свидетельствует о наличии научных публикаций и методических работ, посвященных организации тренировочного процесса на основе индивидуализированного дифференцированного подхода планирования тренировочных нагрузок [2], показывает, что данный вопрос актуален в настоящее время. Исследователи полагают, что такой подход повысит эффективность спортивной подготовки.

Дифференциация при организации тренировочного процесса предполагает разделение спортсменов на группы, в которых структура, величина и способы применения управляющих воздействий различны. Ввиду того, что у всех спортсменов разный уровень физической, технической, специальной и психологической подготовленности, то дифференцированный подход предполагается главным при групповом способе проведения учебно-тренировочного процесса.

Одна из форм дифференциации в силовых видах спорта, это планирование интенсивности тренировочных нагрузок в процентах от максимального спортивного результата. В таком случае, каждый спортсмен выполняет индивидуализированные тренировочные нагрузки в соответствии с его уровнем спортивной подготовленности, выраженной в процентах от его максимального достижения [3].

Другая форма дифференциации тренировочных нагрузок производится относительно уровня спортивного мастерства, т.к. известно, что нагрузки спортсменов

различного уровня мастерства существенно отличаются. Также дифференцирование нагрузок производят по структуре и содержанию применяемых тренировочных средств [4].

Для определения структуры и содержания тренировочных нагрузок в пауэрлиф-тинге спортсменов массовых разрядов мы провели исследование. Для эксперимента был выбран предсоревновательный период, т.к. основной задачей данного периода подготовки является достижение максимально спортивного результата. По мнению специалистов, основным критерием эффективности тренировки служит показатель спортивного результата. Исследование проводили в течение месячного мезоцикла (Мзц). Во время эксперимента, при помощи разработанного нами программного обеспечения (Св. № 2011610287 РФСИСПТЗ об официальной регистрации программы для ЭВМ от 11.01.11 г.), фиксировались тренировочная нагрузка и параметры психофизического состояния. В основную выборку попали спортсмены 2-3 разрядов, из которых мы сформировали три группы. К первой группе мы отнесли спортсменов с баллами по коэффициенту Вилкса 240±10, ко второй группе- 261±10, к третьей группе- 282±10 баллов. Уровень мастерства мы определяли с помощью общепризнанного в данном виде спорта определения уровня спортивного мастерства по методу Вилкса. Благодаря такому подходу можно сравнивать спортсменов разных весовых категорий.

Полученная информация в результате эксперимента была обработана при помощи общепринятых в спортивной педагогике методов математической статистики, а также с помощью интеллектуальных методов анализа данных. Уровень взаимосвязи экспериментальных признаков устанавливался путем расчета коэффициента ранговой корреляции (г). Расчет всех этих величин осуществлялся при помощи математических вычислений, изложенных в методических трудах по статистике, с учетом рекомендаций специалистов. Для всех видов анализа уровень значимости достоверности считали при 95% пороге вероятности (р <0,05).

Был проведен анализ на соотношение с конечным спортивным результатом различных показателей тренировочной нагрузки, но для конечного представления мы выбрали, наиболее значимые показатели. К ним мы отнесли общий объем нагрузки и условную относительную интенсивность; распределение нагрузки по зонам интенсивности. Также анализу подверглось и структурное распределение управляющих воздействий (упражнений) в предсоревновательном периоде в пауэрлифтинге для спортсменов указанного уровня мастерства.

В результате исследований получили следующие результаты. Объем нагрузки (Уобщ), который в пауэрлифтинге измеряется количеством подъемов штанги (КПШ), имеет связь с соревновательным результатом с коэффициентом корреляции г=0,75, условная относительная интенсивность (УОИ) соотносится с соревновательным результатом с коэффициентом г=0,79. Распределение общего объема КПШ и УОИ по группам приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение общего объема КПШ в МзЦ

Общий объем нагрузки (¥о6ш), КПШ ±Д КПШ, % УОИ, % от максимального веса ±Д УОИ, %

1 группа 800 ±4 66,0 ±1,2

2 группа 900 ±4,6 68,4 ±0,9

3 группа 1050 ±3,5 68,7 ±1,1

Определено распределение объема тренировочной нагрузки по зонам интенсивности, представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение КПШ по зонам интенсивности в предсоревновательном МзЦ в % от общего объема нагрузки_

Зоны интенсивности

30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100

1 группа 1 1 2 5 7 9 10 12 14 15 13 8 2 1

2 группа 1 1 4 6 9 9 13 15 16 14 9 2 1

3 группа 1 2 4 5 7 9 12 16 17 15 9 2 1

Было определено распределение объема тренировочной нагрузки по группам упражнений. Эти данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Распределение упражнений по группам в МзЦ

Соревновательные упражнения, (% от Уобщ) Специально-подготовительные упражнения, (% от Уобщ) Вспомогательные упражнения (% от Уобщ)

1 группа 27±4 28±4 40±3,5

2 группа 28±4 37±3 29±3

3 группа 34±2 38±4,5 27±3

Анализируя полученные в ходе эксперимента данные, можно сделать ряд выводов. Увеличение спортивных результатов спортсменов массовых разрядов зависит от общего объема нагрузки с коэффициентом корреляции r=0,75, и УОИ с коэффициентом корреляции r=0,79. Были определены оптимальные общий объем нагрузки и УОИ для каждой выделенной группы спортсменов, а также процентное соотношение упражнений различной направленности.

Было определено, что для первой группы с наименьшим уровнем спортивного мастерства общий объем (Уобщ 800 КПШ) и условная относительная интенсивность (УОИ 66,0%) имеют самые низкие значения. В третьей группе с наиболее высоким уровнем спортивного мастерства значения общего объема (Уобщ 1050 КПШ) и (УОИ 68,7%) наибольшие. Если анализировать распределение тренировочных средств в предсоревновательном периоде, то для первых двух групп характерны примерно одинаковые объемы соревновательных упражнений (Усор 1гр 27%, Усор 2гр 28%), а в третьей группе объем тренировочной работы в соревновательных упражнениях больше (Усор згр 34%). Объем работы в специально-подготовительных упражнениях, во второй и третьей группе более высокий и примерно одинаковый (Усп.под 2гр 27%, Усп.под3гр 28%). А вот отличие первой группы от второй главным образом проявился в распределении специально-подготовительных упражнений. Во второй группе он оказался существенно выше, чем в первой с низким уровнем мастерства (Усппод 1гр 28%,). Было выявлено что среднее количество подъемов штанги в подходе в зонах интенсивности 70-85% увеличилось на 0,8 КПШ и составило 3,1 КПШ в подходе.

Проведенные исследования позволяют сделать выводы, что объём тренировочной нагрузки у спортсменов с ростом спортивного мастерства увеличивается на 30%, а интенсивность нагрузки увеличивается незначительно на 3% в основном за счет увеличения объема работы в средних зонах интенсивности 70-80%. Кроме этого, увеличилось среднее количество подъемов штанги в подходе в этих зонах интенсивности с 2,3 до 3,1 подъемов. Это показывает, что рост спортивного мастерства для спортсменов массовых разрядов эффективен при росте объема тренировочной нагрузки с сохранением первоначальной интенсивности тренировочной работы. Увеличение среднего количества подъемов в подходе показывает, что в тренировочном процессе спортсменов массовых разрядов с повышением спортивного мастерства начинают преобладать методы развития силовых качеств в отличие от спортсменов менее квалифицированных, у которых преобладают методы обучения спортивным упражнениям. Структурное содержание тренировочных средств становиться более специализированным, приближенным к соревновательным упражнениям у спортсменов с более высоким уровнем спортивного мастерства.

Выявленная эволюция параметров тренировочной нагрузки определяет направления планирования тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов. Полученные величины объема и интенсивности тренировочной работы, рекомендуем использовать при планировании спортивной тренировки спортсменов массовых разрядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высш. квалификации / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

2. Лукьянов, А.Б. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе индивидуализации нагрузок в предсоревновательном периоде спортсменов высших разрядов с

использованием нейросетевых технологий : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Лукьянов А.Б. - Краснодар, 2018. - 26 с.

3. Медведев, А.С. Перспективное планирование и коррекция основных параметров тренировочной нагрузки в тяжелоатлетических упражнениях (теоретико-методические аспекты) : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Медведев А.С. - М., 1985. - 45 с.

4. Аксенов, М.О. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Аксенов М.О. - Улан-Уде, 2006. - 24 с.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (2004), System of training of athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications: studies. trainer высш. qualifications, Olympic literature, Kiev.

2. Lukyanov, A.B. (2018), Management of training process in powerlifting on the basis of individualization of loadings in the precompetitive period of athletes of the highest categories with use of neural network technologies, dissertation, Krasnodar.

3. Medvedev, Ampere-second. (1985), Advance planning and correction of key parameters of a training load in heavy athletics exercises (theoretical-methodical aspects), dissertation, Moscow.

4. Aksenov, M.O. (2006), Management of training process in powerlifting on the basis of modern information technologies, dissertation, Ulan-Ude.

Контактная информация: vgp54@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2019

УДК 378.124

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Валентиновна Требунская, аспирант, Александр Александрович Бондарь, кандидат педагогических наук,

Мария Владимировна Цуцаева, кандидат педагогических наук, Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ)

Аннотация

Изучение процессов межличностного восприятия женщин-педагогов среднего возраста, их взаимоотношения в коллективе и выявление преобладающих типов отношения к людям. Исследование показало, что женщины-педагоги вуза среднего возраста характеризуются адаптированным поведением. При этом женщины от 35 до 44 лет имели более однородную выраженность типов поведения. В старшей группе критерии: авторитарность, эгоистичность были выше, что проявлялось в стремлении к лидерству и доминированию в педагогической деятельности.

Ключевые слова: межличностные отношения, типы и адаптированность поведения, авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, альтруистичность.

STUDYING OF FEATURES OF INTERPERSONAL BEHAVIOR OF FEMALE TEACHERS OF MIDDLE AGE

Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandra Valentinovna Trebunskaya, the post-graduate student, Alexander Alexandrovich Bondar, the candidate of pedagogical sciences, Maria Vladimirovna Tsutsaeva, the candidate of pedagogical sciences, Volgograd State Agrarian University

Annotation

The study of the processes of interpersonal perception of women teachers of middle age, their relationships in the team and the identification of the prevailing types of attitudes towards people. The study showed that women teachers of the middle age of the university are characterized by adapted behavior. At

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.