Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОХОДА СЕМЕЙ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОХОДА СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нацун Л.Н.

Одним из проявлений взаимосвязи экономического и социального развития на микроуровне выступает воздействие материальных условий жизни на развитие детей. В данной работе центральное место отводится комплексной оценке развития детей с применением индексной методики, прошедшей апробацию на данных репрезентативного социологического опроса семей с детьми. Гипотеза о значимости уровня доходов семьи для формирования компонентов человеческого потенциала детей нашла подтверждение. Показано, что в более обеспеченных семьях наблюдаются также и более высокие показатели здоровья, интеллектуального и социокультурного развития детей. При этом обоснован вторичный характер взаимосвязи между местностью проживания семей и уровнем сформированности человеческого потенциала детей: данная взаимосвязь обусловлена преобладанием обеспеченных респондентов в крупных городах и, напротив, более высокой долей малообеспеченных семей в центрах муниципальных районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нацун Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF THE FORMATION CHILDREN’S HUMAN POTENTIAL DEPENDING ON THE INCOME LEVEL OF FAMILIES

One of the manifestations of the relationship between economic and social development at the micro level is the impact of material living conditions on the development of children. In this work, the central place is given to a comprehensive assessment of children's development using an index method that has been tested on the data of a representative sociological survey of families with children. The hypothesis about the importance of the family income level for the formation of components of the human potential of children has been confirmed. It is shown that in more affluent families, higher indicators of health, intellectual and socio-cultural development of children are also observed. At the same time, the secondary nature of the relationship between the place of residence of families and the level of formation of the human potential of children is justified: this relationship is due to the predominance of well-off respondents in large cities and, conversely, a higher proportion of low-income families in the centers of municipal districts.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОХОДА СЕМЕЙ»

126 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. С ерия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 126-134

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2022_4_125

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОХОДА СЕМЕЙ

© 2022 г. Л.Н. Нацун

Нацун Лейла Натиговна, научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук leyla.natsun@yandex.ru

Стотья поступило вредокцию 12.04.2022 Стотья принято к публикоции 28.10.2022

Одним из проявлений взаимосвязи экономического и социального развития на микроуровне выступает воздействие материальных условий жизни на развитие детей. В данной работе центральное место отводится комплексной оценке развития детей с применением индексной методики, прошедшей апробацию на данных репрезентативного социологического опроса семей с детьми. Гипотеза о значимости уровня доходов семьи для формирования компонентов человеческого потенциала детей нашла подтверждение. Показано, что в более обеспеченных семьях наблюдаются также и более высокие показатели здоровья, интеллектуального и социокультурного развития детей. При этом обоснован вторичный характер взаимосвязи между местностью проживания семей и уровнем сформированности человеческого потенциала детей: данная взаимосвязь обусловлена преобладанием обеспеченных респондентов в крупных городах и, напротив, более высокой долей малообеспеченных семей в центрах муниципальных районов.

Ключевые слово: человеческий потенциал детского населения, социальные факторы здоровья и развития детей, социологические исследования.

Введение

Ключевым ориентиром развития социального государства выступает достижение наилучшего качества жизни его граждан, а также создание благоприятных инфраструктурных и институциональных условий для формирования, развития и воспроизводства человеческого потенциала населения. Материально-бытовые условия жизни являются фундаментом для построения брачно-семейных отношений, определяют возможности родителей в сфере воспитания, образования и социализации детей, то есть оказывают косвенное, но оттого не менее значимое, воздействие на формирование человеческого потенциала подрастающего поколения. Текущий период исторического развития России сопровождается попытками государства преодолеть затянувшийся демографический кризис. Проактивная демографическая политика нацелена на повышение показателя рождаемости, решение актуальных жилищных и материальных проблем семей с детьми. Её эффект широко обсуждается в научной литературе и получает неоднозначную оценку в экспертном сообществе. Но можно с уверенностью утверждать, что принятые меры были своевременными и способствовали реализации отложенных рождений в семьях, которые изначально были ориентированы на дву- и многодетность. В то же время параллельно с ростом рождаемости

среди женщин старшего репродуктивного возраста обостряются проблемы, связанные с обеспечением доступности и качества медицинской помощи для пациенток со сложным течением беременности и родов. Увеличение численности детей ставит вопрос о необходимости расширения штата специалистов в учреждениях детского здравоохранения, укреплении их материально-технической базы, а также о необходимости подготовки системы образования к росту числа обучающихся. Наряду со снижением здоровья детского населения исследователи указывают на снижение показателей, характеризующих академическую успеваемость школьников и студентов, а также наметившееся отставание России от стран - лидеров по качеству образования. В совокупности перечисленные факты свидетельствуют о снижении человеческого потенциала детского населения России, что диктует необходимость выявления тех социально-экономических и институциональных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на его формирование на уровне семьи.

Цель - установить, является ли уровень дохода семьи значимым фактором дифференциации человеческого потенциала детей.

Зодочи

1. Провести анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящённых влиянию материального положения семей на формирование здоровья, интеллекта детей, их социализацию.

2. Рассмотреть дифференциацию сформированности компонентов человеческого потенциала детей в семьях с разным материальным положением (на данных репрезентативного социологического опроса).

Гипотеза

Предположительно, уровень дохода семей с детьми может оказывать опосредованное влияние на формирование здоровья, интеллекта и социализацию детей через материальные условия их жизнедеятельности. Если это предположение справедливо, то, в среднем, в семьях с более высоким душевым доходом уровень сформированности человеческого потенциала детей также будет выше по сравнению с менее обеспеченными семьями.

Материалы и методы исследования

Информационную базу исследования составили данные социологического опроса семей с детьми в возрасте от 3 до 17 лет, проведённого в Вологодской области в 2018 г. в рамках выполнения работ по проекту РФФИ № 18-01101039. В опросе приняли участие 1500 семей с детьми, проживающих на территории региона. Метод проведения - письменное анкетирование по месту проживания респондентов. На вопросы анкеты отвечали только родители. Дети не участвовали в исследовании. Было разработано 4 типа опросников: для родителей детей дошкольного возраста (3-6 лет), для родителей младших школьников (7-10 лет), для родителей детей среднего школьного возраста (11-14 лет) и для родителей старшеклассников (15-17 лет). Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением пропорций между жителями городской и сельской местности, а также пропорций между возрастными группами детей в семьях респондентов. Квоты для выборки рассчитывались на основе данных статистики о возрастно-половом составе населения Вологодской области. Ошибка выборки не превышала 3%. Подробное описание выборки опроса приводится в работе А.В. Короленко и А.Н. Гордиевской [1].

Методика оценки человеческого потенциала детского населения

Теоретическую основу создания индексной методики оценки человеческого потенциала детского населения составил сложившийся в педагогических дисциплинах деятельностный подход (развит в трудах Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова, А.П. Зинченко, М.А. Мкртчян), в рамках которого взросление связывается с закономерной сменой ведущих типов деятельности. Этот подход используют, в частности, для определе-

ния возрастных норм развития детей. Социализация ребёнка, согласно данному подходу, происходит в ходе игровой и учебной деятельности. Применительно к целям изучения человеческого потенциала ключевым здесь выступает то, что ребёнок в процессе деятельности осваивает определённые навыки, которые можно соотнести с компонентами человеческого потенциала [1].

Специфика изучаемой демографической группы определила тот набор компонентов человеческого потенциала, сформированность которых оценивалась в рамках настоящего исследования. Основой для выделения компонентов человеческого потенциала детского населения послужил подход к их классификации, предложенный в работах Н.М. Римашевской. Поскольку для детей трудовая деятельность не является ведущей, то мы не рассматривали сформированность у них трудового потенциала. Также в рамках данной методики не рассматривался репродуктивный потенциал, поскольку его реализация происходит, как правило, уже после завершения периода детства. Всего было выделено три компонента человеческого потенциала детского населения: потенциал здоровья, интеллектуальный и социокультурный потенциал [1].

Проведя обзор имеющихся методологических подходов и учитывая их сильные и слабые стороны, при построении собственной методики авторский коллектив проекта РФФИ № 18-01101039, опираясь на данные репрезентативного социологического опроса, разработал интегральный индекс сформированности человеческого потенциала детского населения (ИСЧПД). В структуре интегрального индекса выделены три субиндекса: здоровья, интеллектуального развития и социокультурного развития [1].

Величина каждого из трёх субиндексов рассчитывалась на основании балльных оценок сформированности у детей пяти соответствующих навыков. Оценки высказывали родители, опираясь на предложенную в вопроснике пятибалльную шкалу, где 1 балл соответствовал наихудшей сформированности, а 5 баллов -наилучшей сформированности навыка [1].

Для оценки субиндексов использовались следующие наборы навыков:

1. Субиндекс здоровья: показатели, отражающие навыки физической активности, питания, гигиены, соблюдения режима питания и отдыха, поддержания нормального психического состояния (стрессоустойчивости);

2. Субиндекс интеллектуального развития: навыки, характеризующие сформированность памяти, мышления, воображения, внимания, а также цифровых навыков, то есть компетенций

в области применения ИКТ. Присутствие последних в системе показателей интеллектуального развития определяется тем, что технологии становятся всё более интегрированными в обыденную жизнь современного общества;

3. Субиндекс социокультурного развития: навыки этикета и общения, хозяйственно-бытовые, волевые и морально-этические [1].

Критерии, отражающие сформированность тех или иных навыков, для разных возрастных групп детей определялись в соответствии с представлениями отечественных психологов об этапах развития детей, выделяемых с применением деятельностного подхода [1].

Значение каждого из субиндексов рассчитывалось как отношение суммы балльных оценок по пяти соответствующим навыкам к максимальной сумме, которую можно было набрать, используя предложенную шкалу (максимум составлял 25 баллов - если оценка сформиро-ванности каждого навыка достигала 5 баллов). В результате для каждого ребёнка были получены значения трёх субиндексов, которые могли варьировать в диапазоне от 0.2 до 1. При этом чем ближе значения субиндексов к 1, тем лучше в соответствии с возрастной нормой сформированы соответствующие навыки [1].

Величина интегрального индекса сформиро-ванности человеческого потенциала детского населения рассчитывалась как среднее геометрическое трёх его субиндексов. Диапазон допустимых значений такой же, как и для субиндексов, - от 0.2 до 1. Минимальное значение индекса указывает на несформированность, а максимальное - наилучшую сформированность человеческого потенциала ребёнка (относительно возрастной нормы) [1].

Разработанная методика обладает ограничениями, которые определяются природой используемых исходных данных (результаты соцопроса), а также спецификой использованного математического инструментария их обработки. В то же время данная методика позволяет получить достоверное представление о предмете исследования.

Теоретическая разработанность проблемы измерения человеческого потенциала детского населения

Исследования человеческого потенциала населения имеют очень богатую историю. Данное понятие используется преимущественно в русскоязычной литературе, тогда как сходная идея оценки экономической роли человеческого фактора впервые была предложена в работах Г. Беккера [2]. Им использовался термин «чело-

веческий капитал». В отличие от классического термина, понятие «человеческий потенциал» трактуется шире, охватывая не только экономическую, но и социальную роль человека. Например, в то время как характеристики здоровья нельзя в полной мере отнести к человеческому капиталу, они совершенно справедливо рассматриваются в рамках изучения человеческого потенциала [3]. Заметный вклад в развитие теории и методики измерения человеческого потенциала в рамках отечественных исследований внесли работы сотрудников ИСЭПН РАН

[4].

Термин «человеческий потенциал» применялся, как правило, в качестве характеристики взрослого населения. В отношении детей 0-17 лет его применение ограничивалось тем, что один из ключевых компонентов человеческого потенциала - трудовой потенциал у них ещё не сформирован, следовательно, в рамках общепринятой методики нельзя было дать полную оценку человеческого потенциала детского населения. Наличие такой интегральной характеристики именно для детского населения в то же время могло бы способствовать расширению теоретических представлений о связи демографического, социального и экономического развития территорий и улучшению практики управления в этих сферах. Научная проблема разработки теоретических и методологических основ измерения человеческого потенциала детского населения решалась автором (в составе научного коллектива) в рамках проекта РФФИ № 18-011-01039. На основании обзора научных трудов по смежной тематике авторский коллектив сформулировал собственное определение понятия «человеческий потенциол детского носеления» - совокупность врожденных способностей и приобрето-емых в ходе жизнедеятельности кочеств (новыков), диномически изменяющихся по мере взросления, которые необходимы для успешного розвития личности, ее социолизоции и одопто-ции к меняющимся условиям среды. Была разработана индексная методика измерения индекса сформированности человеческого потенциала детского населения, который объединил характеристики здоровья, интеллектуального и социокультурного развития детей [1]. Благодаря апробации разработанной методики удалось провести ряд сопоставлений между сформиро-ванностью отдельных компонентов человеческого потенциала детей и условиями их жизни [5-7], характеристиками внутрисемейных отношений [8]. Поскольку ранее аналогичных методик в российских исследованиях не предлагалось, полученные результаты допустимо сопоставлять с аналогичными по смыслу исследова-

ниями, выполненными применительно к составляющим человеческого потенциала - здоровью, интеллектуальному или социокультурному развитию. В то же время в рамках выполнения исследовательского проекта не получил подробного рассмотрения такой аспект, как воздействие материального положения семей на сформированность человеческого потенциала детей. В связи с этим указанная проблема была выбрана предметом настоящего исследования.

Следует отметить, что существуют альтернативные подходы к изучению интегральных характеристик детского населения. В работе Э.В. Южаковой и А.П. Багировой центральными понятиями выступают человеческий капитал и социальный капитал детского населения. При этом оба вида капитала, с точки зрения авторов, формируются в процессе родительского труда, а семья рассматривается ими как социальный институт, который осуществляет инвестиции собственных ресурсов в капитал подрастающих поколений. То есть в процессе семейного воспитания осуществляется накопление капитала подрастающих поколений. По содержанию используемое в работе понятие близко к термину «человеческий потенциал», причём авторы не проводят чёткого разграничения между ними. В то же время ими отдельно рассматривается содержание термина «социальный капитал». Качественные характеристики обеих форм капитала складываются в результате трудовых и материальных родительских инвестиций [9]. В статье А.Г. Филиповой и А.В. Еськовой предложено рассматривать становление ключевых качеств подрастающего поколения через призму термина «социальный потенциал детства», который они определяют как «совокупность ресурсов, резервов и возможностей детей как особой социально-демографической общности, проживающих на территории какого-либо региона (субъекта Российской Федерации), реализующихся под воздействием внешних и внутренних факторов, направленных на достижение качественного состояния детства в области здоровья, образования и духовно-нравственного развития, формирование необходимого набора стартовых ресурсов для выхода во взрослую жизнь» [10].

Ранее в трудах отечественных авторов неоднократно отмечалось ведущее значение материально-бытовых условий жизни семей для здоровья и развития детей. Особенно остро данная проблематика звучала в работах отечественных исследователей, опубликованных в периоды экономических и социальных кризисов, негативно отражающихся в первую очередь, на малообеспеченных, неполных семьях с детьми.

Отмеченное в период постсоветских реформ резкое ухудшение здоровья населения, в том числе детского, дало Н.М. Римашевской основание говорить о «социальной воронке нездоровья» [11], а также о сжатии поля детства в стране [12]. Ключевыми факторами, оказывающими негативное влияние на здоровье детского населения, выступают низкий уровень материального положения семей [13] и высокое социально-экономическое неравенство [14].

В исследованиях здоровья детского населения, проводимых специалистами Вологодского научного центра, также неоднократно указывалось на ведущую роль материально-бытовых условий жизни семей для формирования здоровья и интеллектуального развития детей [15]. Так, мониторинговое когортное исследование «Изучение условий формирования здорового поколения» дало возможность наглядно продемонстрировать, что образ и условия жизни семей непосредственно влияют на показатели развития детей [16]. Лонгитюдное наблюдение также позволило доказать, что состояние здоровья детей в регионе, в целом, улучшается по мере роста материального благосостояния их семей. Иллюстрацией этой закономерности служит то, что в когорте детей, рождённых в 2014 г., доля здоровых была существенно выше, чем во всех когортах, набранных ранее. Такой результат связан с улучшением условий жизни и материального положения семей с детьми [17].

В настоящей работе мы рассмотрим влияние материального положения семей на развитие детей несколько шире, уделяя внимание не только формированию их здоровья, но также интеллектуального и социокультурного компонентов человеческого потенциала.

Результаты и обсуждение

По состоянию на 2018 г. средняя величина душевого денежного дохода семей с детьми составляла 21403 рубля, в 2019 году - 23005 рублей. В 2018 г. доля малообеспеченных среди семей с детьми достигала 17%. Причём материальное положение заметно варьировало в зависимости от числа детей в семье. В группе риска находились многодетные и неполные семьи (табл. 1).

В 2018 г. большинство российских домохо-зяйств, имеющих в составе детей в возрасте до 18 лет, по данным выборочного обследования бюджетов, проводимого Росстатом, отметили, что денег хватает на еду и одежду, но они не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. В Вологодской области в тот же период уровень материального положения

Таблица 2

Распределение самооценок покупательной способности дохода домохозяйств

Таблица 1

Доля малообеспеченных домохозяйств с детьми (%) и распределение величин среднедушевого денежного дохода в домохозяйствах, имеющих в своём составе детей в возрасте до 18 лет (руб.)

Тип домохозяйства 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Доля малообеспеченных

среди домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет (%) 15.0 16.5 21.7 20.8 19.8 17.3 н/д

Все семьи с детьми в возрасте до 18 лет 18136.1 18360.3 19532.3 20229.5 19885.3 21403.2 23005.6

Неполная семья с детьми 16982.4 16580.0 16802.5 18986.5 18880.3 20252.3 21803.8

Полная семья с детьми 19640.3 19705.8 21361.6 22072.3 20847.7 22447.1 23240.8

Семьи с одним ребёнком 21188.5 21684.8 23427.1 24152.3 23859.3 25384.5 28791.9

Семьи с двумя детьми 15886.4 16211.5 17097.5 18223.0 17764.5 20204.7 19737.9

Семьи с тремя и более детьми 10438.4 10769.9 11462.4 11938.9 12118.9 12417.6 14134.1

Источник: Семья, материнство и детство. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807#

с детьми (% от числа опрошенных)

Субъект Российская Федерация СЗФО Вологодская область

2018

Не хватает денег даже на еду 0.5 0.7 3.9

Денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно 13.4 9.4 15.3

Денег хватает на еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования 50.3 44.4 49.4

Денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не могут позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи 31.8 42.0 28.8

Средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным 3.5 3.2 2.6

Затруднились ответить 0.5 0.4 0.0

2019

Не хватает денег даже на еду 0.9 0.6 2.4

Денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно 15.7 10.0 17.0

Денег хватает на еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования 50.3 45.2 49.4

Денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не могут позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи 29.5 39.9 28.7

Средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным 3.1 3.9 2.6

Затруднились ответить 0.5 0.4 0.0

Источник: Семья, материнство и детство. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807#

семей с детьми соответствовал общероссийской картине (табл. 2).

Аналогичная картина была зафиксирована и в рамках проведения социологического опроса семей с детьми. Большинство респондентов (56%) отметили, что их средств достаточно, чтобы приобрести необходимые продукты питания и одежду, но приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования приходится откладывать. Материальное положение семей характеризуется также высоким уровнем затрат на питание в структуре потребления (39%), тогда как на приобретение непродовольственных товаров остаётся 20% семейного дохода, на лечение и оздоровление ребёнка -11%.

Представленные данные свидетельствуют о неблагоприятной ситуации с доходами семей с детьми в регионе (рис. 1а и 1б).

Эффект от материального положения семьи фиксируется для всех измеренных показателей, характеризующих сформированность человеческого потенциала детей и его компонентов. Наиболее высокое значение индекса сформированности человеческого потенциала детей - в двух высокодоходных группах семьей. Самое низкое значение - в малообеспеченных семьях. Причём у детей из самых бедных семей наблюдается существенное отставание значения субиндекса интеллектуального развития от значения, характерного для предшествующей

а) б)

Рис. 1. Распределение семей с детьми по уровню покупательной способности дохода (а; % от числа ответивших) и распределение совокупного семейного дохода по основным статьям расходов (б; %). Источник: данные социологического опроса семей с детьми, проведённого в Вологодской области в 2018 году

Таблица 3

Распределение средних значений индекса сформированности человеческого потенциала детей

Варианты ответа респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, возможности удовлетворения потребностей Вашей семьи исходя из ее совокупного дохода» СиЗ СиИР СиСР ИСЧПд

1. Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 0.846 0.825 0.825 0.829

2. Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна 0.855 0.823 0.829 0.832

3. Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом 0.818 0.786 0.789 0.794

4. Денег хватает только на приобретение продуктов питания 0.804 0.763 0.766 0.774

5. Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги 0.721 0.683 0.726 0.706

Обозначения: СиЗ - субиндекс здоровья, СиИР - субиндекс интеллектуального развития, СиСР - субиндекс социокультурного развития, ИСЧПд - индекс сформированности человеческого потенциала детей. Источник здесь и далее: данные социологического опроса семей с детьми, проведённого в Вологодской области в 2018 году.

доходной группы. Между значениями субиндекса других «смежных» доходных групп семей таких разрывов не выявлено. Аналогичные наблюдения справедливы и для субиндексов здоровья и социокультурного развития детей из наименее обеспеченных семей. Закономерное увеличение значений индекса сформированно-сти человеческого потенциала детей по мере роста покупательной способности дохода нарушается только применительно к самой обеспеченной группе семей. У детей в этих семьях среднее значение индекса несколько ниже, чем в предшествующей по уровню дохода

группе семей, причём это обусловлено более низким значением субиндекса здоровья детей (табл. 3). Вероятно, высокая материальная обеспеченность ещё не гарантирует лучших показателей здоровья и сформированности навыков заботы о нём.

Рассмотрим подробнее, какие именно характеристики потенциала здоровья у детей из высокодоходных семей сформированы хуже по сравнению с детьми из менее обеспеченных семей. Как следует из ответов родителей, степень сформированности навыков тем лучше, чем выше материальное положение семей. Од-

Распределение средних балльных оценок сформированности навыков заботы

Таблица 4

Варианты ответа респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, возможности удовлетворения потребностей Вашей семьи исходя из ее совокупного дохода» Навыки физической активности Навыки питания Навыки соблюдения режима труда и отдыха Навыки гигиены Навыки поддержания нормального психического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состояния

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 4.26 4.11 4.28 4.43 4.08

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна 4.34 4.21 4.31 4.53 4.02

Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом 4.14 3.96 4.12 4.38 3.86

Денег хватает только на приобретение продуктов питания 4.06 3.95 4 4.25 3.81

Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги 3.67 3.59 3.51 3.82 3.44

Примечание: для оценки сформированности навыков использовалась пятибалльная шкала, где 1 балл соответствовал ответу «навык не сформирован», 5 баллов - «навык очень хорошо сформирован». На вопрос отвечали родители детей.

Районы Череповец Вологда

гая

............................

1 1 1

1 - .........................■■

0% 10% 20% 30% 40% 50%

I Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать

60% 70%

90% 100%

Ш Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей, однако покупка автомашины сейчас недоступна

0 Денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды, однако более крупные покупки приходится откладывать на потом

□ Денегхватаеттолько на приобретение продуктов питания

■ Денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится влезать в долги

Рис. 2. Распределение самооценок уровня дохода семей с детьми (% от числа опрошенных)

нако у детей из высокообеспеченных семей в сравнении с предшествующей доходной группой семей менее сформированы навыки заботы о здоровье в области физической активности, питания, соблюдения режима труда и отдыха, правил гигиены, оценки которых и определили более низкое итоговое значение субиндекса здоровья (табл. 4).

Значимость материального положения семьи для формирования человеческого потенциала ребёнка может варьировать в зависимости от этапа его взросления. Ранее в исследовании было показано, что максимальной степенью сфор-мированности человеческого потенциала (в соответствии с возрастными нормами) обладают дети дошкольного возраста.

Ранее в исследовании была выявлена дифференциация показателей сформированности человеческого потенциала детей в зависимости от местности проживания. В свете представлен-

ного распределения это наблюдение может являться вторичным по отношению к влиянию уровня дохода. В районах области уровень материального благосостояния семей с детьми существенно ниже, чем в крупных городах -Вологде и Череповце. Большинство семей с низким уровнем покупательной способности доходов проживают именно в районах, тогда как средне- и высокообеспеченные семьи в территориальном разрезе распределены более равномерно (рис. 2).

Представленные результаты дают основание для признания состоятельности выдвинутой гипотезы о наличии значимого влияния уровня материального благосостояния семей на формирование человеческого потенциала детей. В целом, чем выше уровень покупательной способности дохода семьи, тем выше значение интегрального показателя, характеризующего сформиро-ванность человеческого потенциала детей.

В то же время у представленного вывода есть методические ограничения. К ним относится необходимость учёта, помимо самооценки уровня покупательной способности дохода, также и самой величины среднедушевого денежного дохода семей. Это связано с тем, что оценочные суждения, высказываемые респондентами, зачастую имеют приблизительный характер. Они не дают точного представления о том, какой именно уровень денежного дохода население считает достаточным для того, чтобы ни в чём себе не отказывать, а какой доход не позволяет свободно приобретать даже продукты питания. В одной группе семей, считающих, что их доходов достаточно для приобретения всех основных товаров и услуг, могут оказаться респонденты с очень разной величиной денежного дохода, поскольку у них разнятся и практики потребительского поведения, и стоимость услуг и досуговых занятий, которые они оплачивают. Указанные ограничения не снижают научной значимости поведённого исследования, а лишь обозначают перспективу дальнейшего уточнения его методологии и выводов.

Заключение

Обзор ранее проводившихся исследований взаимосвязи доходов семей и развития детей показал, что в российской практике не представлено работ, содержащих всестороннюю оценку данной проблематики. Использование в настоящей работе методического инструментария комплексной оценки человеческого потенциала детей позволило провести сопоставление его интегральных характеристик с данными о покупательной способности семей с детьми. Выдвинутая гипотеза о значимости влияния материального положения семей на формирование здоровья, интеллектуальное и социокультурное развитие детей получила эмпирическое обоснование. Несмотря на имеющиеся методологические ограничения, выводы исследования дают основание для дальнейшего более углублённого анализа соотношения материальных условий жизни семей и результатов формирования и реализации человеческого потенциала детей.

Статья подготовлена по материалам научного проекта, выполненного при поддержке РФФИ в 20182020 гг. Проект М 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».

Список литературы

1. Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). С. 1-17.

2. Becker G. Investment in human capital: a theoretical analysis // The journal of political economy. 1962. V. 70. Iss. 5. Part 2. Investment in human beings. P. 9-49.

3. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2011. № 1. С. 13-22.

4. Человеческий потенциал российских регионов / Н.М. Римашевская, В.К. Бочкарева, Л.А. Мигранова, Е.В. Молчанова, М.С. Токсанбаева // Народонаселение. 2013. № 3 (61). С. 82-141.

5. Короленко А.В., Калачикова О.Н. «Время на детей»: ресурсные возможности современных родителей // Социальное пространство. 2019. № 5 (22).

6. Короленко А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 52-56.

7. Разварина И.Н., Гордиевская А.Н., Нацун Л.Н. Профессиональное самоопределение подростков как условие реализации их человеческого потенциала // Human Progress. 2020. Т. 6. № 4.

8. Нацун Л.Н. Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1(29). С. 79-92.

9. Южакова Э.В., Багирова А.П. Формирование человеческого и социального капитала в ходе родительского труда: сходства и различия процесса, затрат и результатов // Социальное пространство. 2019. № 4 (21).

10. Филипова А.Г., Еськова А.В. Социальный потенциал детства в регионе: построение онтологии предметной области // Регионология. 2016. № 3 (96). С. 137-148.

11. Римашевская Н.М. Детство как потенциал социально-демографического развития России // Народонаселение. 2011. № 2 (52). С. 4-11.

12. Римашевская Н.М. Детское население в России: основные проблемы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 59-70.

13. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. «Поле» детства // Народонаселение. 2011. № 4 (54). С. 17-26.

14. Тапилина В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения // Социологические исследования. 2004. № 3 (239). С. 126-137.

15. Шабунова А.А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация, результаты, выводы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 116-128.

16. Шабунова А.А., Морев М.В., Кондакова Н.А. Здоровье детей: итоги пятнадцатилетнего мониторинга: Монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 262 с.

17. Шабунова А.А., Кондакова Н.А. Здоровье и развитие детей: итоги 20-летнего мониторинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5(35). С. 33-54.

DIFFERENTIATION OF THE FORMATION CHILDREN'S HUMAN POTENTIAL DEPENDING

ON THE INCOME LEVEL OF FAMILIES

L.N. Natsun

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences

One of the manifestations of the relationship between economic and social development at the micro level is the impact of material living conditions on the development of children. In this work, the central place is given to a comprehensive assessment of children's development using an index method that has been tested on the data of a representative sociological survey of families with children. The hypothesis about the importance of the family income level for the formation of components of the human potential of children has been confirmed. It is shown that in more affluent families, higher indicators of health, intellectual and socio-cultural development of children are also observed. At the same time, the secondary nature of the relationship between the place of residence of families and the level of formation of the human potential of children is justified: this relationship is due to the predominance of well-off respondents in large cities and, conversely, a higher proportion of low-income families in the centers of municipal districts.

Keywords: human potential of the child population, social factors of children's health and development, sociological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.