УДК 332
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ И ПОЛИТИКА ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Базылева Мария Анатольевна, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется наличием явной социально - экономический дифференциацией регионов. Основой такого неравенства развития регионов выступает множество внутренних и внешних экономических факторов, которые часто связаны с ресурсной обеспеченностью регионов и приводят к различию уровней благосостояния.
Статья посвящена анализу факторов, влияющих на экономическую дифференциацию регионов, с учетом теории П. Кругмана о факторах «первой» и «второй» природы. Автор рассматривает различные подходы к классификации факторов, а также специфику России как страны с большой территорией и разными экологическими зонами. Автор делает вывод о необходимости учета всех факторов, как объективных, так и субъективных, при разработке региональной политики.
Данная проблема была и остается актуальной как по мере трансформации российской экономики, так и во взаимосвязи с другими проблемами системного характера.
Abstract. The current stage of economic development in the Russian Federation is characterized by the presence of a clear socio-economic differentiation of regions. The basis of such inequality in the development of regions is a variety of internal and external economic factors, which are often associated with the resource availability of regions and lead to differences in levels of well-being.
The article is devoted to the analysis of factors influencing the economic differentiation of regions, taking into account P. Krugman's theory of factors of the "first" and "second" nature. The author examines various approaches to the classification of factors, as well as the specifics of Russia as a country with a large territory and different ecological zones. The author concludes that it is necessary to take into account all factors, both objective and subjective, when developing regional policy.
This problem has been and remains relevant both with the transformation of the Russian economy and in connection with other systemic problems.
Ключевые слова: социально-экономический дифференциация регионов, оценка дифференциация, регионы, неоднородность экономики,
факторы «первой» и «второй» природы, теория П. Кругмана, социально-экономический рост, конкурентоспособность субъектов.
Key words: socio-economic differentiation of regions, assessment of differentiation, regions, heterogeneity of the economy, factors of the "first" and "second" nature, P. Krugman's theory, socio-economic growth, competitiveness of subjects.
Введение. Прежде чем приступить к причинам и классификации дифференциация регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития, следует разобраться с основными понятиями.
Теоретическая часть. Существует несколько подходов к определению понятия «регион», а именно трактовка системного подхода и административно-территориального подхода.
Представителем системного подхода является академик А.Г. Ганберг и в своей работе он определяет регион как «определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов». Таким образом акцент идет именно на характеристику региона в части присущих ему признаках [1].
Основной отличительной чертой региона от других территорий по теории административно-территориального подхода является его существование в четких административных границах. Данный подход взят за основу в Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» где регион представляется, как «часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации» [5].
Проанализировав указанные выше подходы, можно сделать вывод, что подобные классификации не противоречат друг другу, а наоборот дополняют, подробнее раскрывая особенности термина.
В научных трудах Н.В. Ворошилова было раскрыто понятие региональной дифференции, которое описывается как «явление, обусловленное множеством факторов природно-географического, экономического, политического характера и выражающееся в значительных различиях» регионов «по основным параметрам социально-экономического развития» [4].
Подобное описание полно и емко раскрывает суть дифференциации. Такое неравенства субъектов РФ в результате способно привести экономику страны к факту возникновения проблемных и низкоразвитых территорий, требующих большего внимания, финансовых мер поддержки и соответствующих механизмов выравнивания.
Регионы сами по себе обладают сложной системой, которая характеризуется как набор определенных факторов, способных определить его конкурентоспособность по отношению к другим регионам. По мнению
многих авторов экономическая дифференциация как система присуща государствам с большой территорией и является ее неотъемлемой частью.
При этом следует выделить теорию П. Кругмана, в которой автор выделяет две группы факторов, непосредственно влияющих на развитие регионов, а именно «факторы первой природы» и факторы «второй природы». (рис. 1).
Факторы, влияющие на развитие регионов
Преимущества Преимущества
«первой природы» «второй природы»
Рис. 1 Факторы по П. Кругману, влияющие на развитие регионов
Самым известным трудом Кругмана является его теория новой экономической географии, в рамках которой автор выдвигает идеи о том, что развитие регионов непосредственно связано с наличием конкурентных преимуществ. Главная суть такого деления заключается в том, что происходит разграничение на факторы, которые не подвластны деятельности человека (факторы «первой природы»), которые дают конкурентные преимущества, такие как географическое положение, природные явления, ресурсы и др, а также на факторы, которые возникают в результате деятельности человека (факторы «второй природы»), например, человеческий капитал, социальная и институциональная среда [6].
Множество авторов предлагают свои варианты классификации дифференциации регионов, которые как имеют общие черты, так и определенные особенности (таблица 1).
Таким образом, большинство авторов выделяют группу экономических (реже финансовых) и социальных показателей, качество жизни, экология и др.
Подобное выделение выглядит неконструктивно и громоздко. Основываясь на данных таблицы, достаточно сложно понять степень влияния того или иного фактора, теряется наглядность.
Данный вопрос был рассмотрен и разобран в научных трудах О.В. Кузнецовой, где она представила вариант формирования системы социально-экономических факторов, влияющих на развития региона с точки зрения их иерархии влияния по принципу пирамиды Маслоу (рис. 2) [7].
Таблица 1
Группы показателей для оценки социально-экономической дифференциации регионов [3]
No п/п Автор (авторы) Группы показателей и количество показателей
1 Леонов С.М. - экономические показатели (4 показателя); - социальные показатели (3 показателя).
2 Троцковский А.Я. - население (14 показателей); - система расселения (26 показателей); - развитие социально-бытовой сферы (48 показателей); - развитие производственной сферы (26 показателей).
3 Баранов С.В., Скуфьина Т.П., Самарина В.П. - производственный блок (4 показателя); - ресурсно-инфраструктурный блок (4 показателя); - социальный блок (2 показателя).
4 Беломестнов В.Г. - экономические (12 показателей); - социальные (7 показателей); - природно-экологические (20 показателей).
5 Санковец Н.А. - производственно-финансовый потенциал (4 показателя); - уровень жизни и потребления населения (5 показателей); - социально-трудовой потенциал (3 показателя); - потенциал внешнеэкономической деятельности (4 показателя).
6 Суспицын С.А. - экономические (базовые) (5 показателей); - целевые (3 показателя); - оценочные (4 показателя).
7 Полынев А.О. - общий уровень экономического развития регионов (8 показателей); - состояние важнейших отраслей материального производства (4 показатель); - финансовое положение регионов (5 показателя); - инвестиционная активность в регионах (4 показателя); - уровень и дифференциация доходов населения (4 показателя); - занятость населения и состояние рынка труда (5 показателей); - состояние важнейших отраслей социальной сферы (5 показателей); - экологическая ситуация в регионах (4 показателя); - международная экономическая активность в регионах (4 показателя).
8 Лапин А.В. - природный блок (4 показателя); - социальный блок (9 показателей); - экономический (15 показателей).
9 Виганд Л.С. - производственный блок (3 показателя); - инфраструктурный блок (3 показателя); - социально-демографический блок (6 показателей); - финансовый блок (4 показателя).
10 Шильцин Е.А. - экономический блок (7 показателей); - социальный (12 показателей); - экологически (4 показателя).
Иерархия, представленная на рисунке 2, сформирована таким образом, что отражает степень влияния факторов на социально-экономическое развитие региона начиная с меньшего и заканчивая большим влиянием.
Рассмотрим каждую ступень представленной пирамиды. В ее фундаменте лежит фактор, который называется «Природно-климатические условия и ресурсы». Он включает в себя отражение климатических, сейсмических сырьевых особенностей страны, а также пространственное географическое положение. Подобные факторы являются факторами «первой природы», человек
не способен на них повлиять, а лишь сам может подстраиваться под них максимизирую свою конкурентоспособность.
Что касается России в рамках рассмотрения этого фактора, территория государства имеет большую площадь (Россия - большая северная страна), занимающие разные экологические зоны, следовательно в регионах априори разные стартовые условия для развития, что непосредственно оказывает влияние на региональную дифференциацию. Основная масса ресурсов расположена на северо-востоке. Из-за большой протяженности страны с запада на восток следует учесть также диспропорцию в пространственных преимуществах и удаленности от экономических центров сбыта. Следовательно, также наблюдается неравенство регионов в транспортно-географическом отношении.
Институты и политика государства
Уровень развития и структура экономики Система расселения и состояния инфраструктуры Природно-климатические условия и ресурсы
Рис. 2 Пирамида факторов регионального развития
Оставшиеся четыре фактора являются факторами «второй природы» и отражают уже непосредственное участие человека на развитие территорий.
Фактор «Система расселения и состояния инфраструктуры» говорит нам о том, как выглядит структура общества и характер развития производственных сил страны. В данном пункте необходимо обращать внимание также на демографические, этноконфессиональные.
На рисунке 3 показана схема расселения и плотность населения России. Опираясь на данные рисунка, можно заметить, что основная масса населения располагается в европейской части России, лидерами являются города федерального значения. Непосредственно этому способствует наличие инфраструктуры, которая в свою очередь зависит от климатических факторов. При этом на протяжении периода наблюдается миграция населения из одних регионов в другие, что связано с состоянием инфраструктуры регионов из-за чего снова возникает неравномерность.
В данном пункте также следует рассмотреть исторические предпосылки региональной дифференциации, так как по сути основная инфраструктура - это наследие плановой экономики, оставшееся от советского союза, где государство само контролировала расположение производство, а значит и расселение людей, где основной принцип заключался в близости к рынкам сбыта. Исторически
России присущ как удорожающий фактор, так и отток населения, что приводит к оставлению территорий и образованию «городов-призраков».
«Уровень развития и структура экономики» отражает валовой и душевой региональный продукт, возможные объемы производства, размеры бюджета субъектов Российской федерации и долю государственной поддержки регионов в виде межбюджетных трансфертов, соотношение доходов и прожиточного минимума и др.
Рис. 3 Плотность населения Российской Федерации, 2019 год [11]
Данный фактор также содержит критерии способные оказывать негативное влияние на региональную дифференциацию, а именно неравноценность распределения основных фондов и научно-технического потенциала, несопоставимость инвестиционного потенциала регионов России.
Основная часть. Россия является федерацией с наибольшим количеством равноправных административно-территориальных единиц, которая состоит из 89 субъектов.
Как можно заметить на рисунке 3, основная масса обрабатывающей промышленности находится в европейской части страны. Это объясняется тем, что основная доля населения (около 80%) проживает в соответствующей части, следовательно в ней находятся основные научные центры, обуславливающие развитие обрабатывающего производства, а также наличие более развитой системы транспортной сети, обслуживающей транспортировку произведенной продукции.
В свою очередь основанная часть добывающей промышленности имеет расположение на севере страны, Дальнем Востоке, Сибири, что отражено на рисунке 4 (рис. 4). Это объясняется тем, что основная масса ресурсов находится именно в этих частях государства, следовательно предприятия, составляющие часть добывающей промышленность, расположены вблизи соответствующего месторождения ресурсов.
Рис. 3 Структура экономики, расположение и доля обрабатывающей промышленности, 2019 год [12]
Рис. 4 Структура экономики, расположение и доля добывающей промышленности, 2019 год [12]
«Институты и политика государства». Для определения политических факторов нужно учитывать себя состав электората, уровень поддержки политических сил, а также количественные параметры территории региона. В
Российской федерации определенными рисками, которые влияют на дифференциации регионов, является воровство и коррупцию, бюрократизацию властей, региональное местничество, выражающее, интересы региональных элит.
Инновационность населения стоит на вершине иерархии не просто так: именно этот фактор позволяет создать наибольшие конкурентные преимущества региона и показывает, насколько население учувствует в инновационной деятельности. Связь заключается в том, что инновации являются главным фактором для развития субъектов Российской Федерации.
Таким образом, были выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие территорий и, соответственно, их неоднородность по указанным признакам.
Оценка достигнутого уровня социально-экономической дифференциации регионов Российской Федерации
При рассмотрении уровня дифференциации регионального развития России можно выделить ряд интересных факторов, а именно очень большой разрыв между субъектами Российской Федерации по уровню социально-экономическому развития, что хорошо отражает доля регионов ВРП России за 2020 год (рис. 5).
I Московская область I г.Санкт-Петербург I Республика Татарстан [Ханты-Мансийский автономный округ ¡Красноярский край
■ г.Москва
■ Краснодарский край
■ Тюменская область
■ Ямало-Ненецкий автономный округ
■ другие регионы
Рис. 5 Доля регионов в ВРП Российской Федерации за 2020 год [10]
Как можно заметить на рисунке, более 55% российского валового регионального продукта обеспечиваются 9 самыми развитыми регионами. При разборе предпосылок региональной дифференциации отмечалось, что уровень развития региона зависит от наличия факторов и условий, которые непосредственно и формирует их конкурентное преимущество.
При этом при рассмотрении данного показателя анализа в динамике можно заметить некоторое изменения в региональной дифференциации.
Таким образом, произошло увеличение количества регионов с 5 до 9, называемыми самыми развитыми. Но при этом остается большое количество
регионов, на долю которых приходится около половины российского валового регионального продукта. То есть в рамках реализации соответствующей политики мы можем наблюдать процесс выравнивания региональной дифференциации, но он действует не одинаково на все регионы.
■ Московская область ■ г.Москва ■ гХанкт-Петербург
■ Краснодарский край ш Республика Татарстан ■ Тюмеиская область
■ Другие регионы
Рис. 6 Доля регионов в ВРП Российской Федерации за 2015 год [10]
вд ЦШ| QCMCKItw фаллсхиым) mpyi .Ш5| уг(ОМ|
t ООО
вх> 600 400 200
0-1
2004 3005 2СОА 2С07 20» 3009 2010 ЗОН 2012 3013 3014 3015 2016 2017 301« 3019 3030
Рис. 7 ВРП на душу населения за период 2004-2020 гг. [10]
На рисунке 7 отражена динамика изменения валового регионального продукта по федеральным округам, из которого можно сделать вывод о том, что
■к atpyi ^JOniqwHMii <030] QcMtp&JmUMd
QlVnwflO 'Шошмх оцта (ОЗД Q<1 "j-fc.« с»
в целом ВРП имеет положительную динамику во всех округах. Из данных рисунка видно, что начиная с 2019 года почти во всех округах наблюдается либо стагнация, либо отрицательная динамика. Подобное поведение связано с возникшей в тот период эпидемии covid-19, что отрицательно сказалось на экономике в целом, так и на экономике регионов в частности.
Лидером данной схемы, даже при неблагоприятных ситуациях, выступает уральский федеральный округ, самую низку позицию занимает Дальневосточный федеральный округ.
Для рассмотрения разносторонней оценки дифференциации регионов следует учесть следующие 3 важных экономических показателя:
- валовый региональный продукт на душу населения;
- средняя номинальная численность заработной платы в расчете на одного работника;
- средние доходы на душу населения.
Для большей наглядность возьмем 10 самых успешных регионов, и 10 регионов с самыми низкими показателями роста.
Таблица 2
ВРП на душу населения за 2020 год, руб.
Регионы с самым высоким показателем ВРП Регионы с самым низким показателем ВРП на
на душу населения душу населения
Чукотский автономный округ 2 404 271,2 Республика Алтай 283 451,40
Сахалинская область 2 059 206,5 Ивановская область 273 821,50
Магаданская область 2 035 007,0 Республика Крым 270 363,80
Тюменская область 1 934 463,9 Республика Северная Осетия-Алания 267 814,40
г.Москва 1 567 644,8 Республика Тыва 251 799,90
Республика Саха (Якутия) 1 168 152,5 Республика Дагестан 239 640,70
Мурманская область 1 072 337,1 Кабардино-Балкарская Республика 210 674,10
г.Санкт-Петербург 971 158,0 Карачаево-Черкесская Республика 207 471,50
Красноярский край 951 613,7 Чеченская Республика 171 029,50
Камчатский край 942 802,0 Республика Ингушетия 142 199,70
Таблица 3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2020 год, руб.
Регионы с самым высоким показателем заработной платы на душу населения Регионы с самым высоким низкимзаработной платы на душу населения
Чукотский авт.округ 120641 Республика Дагестан 31342
Магаданская область 102843 Республика Мордовия 31105
г. Москва 100070 Тамбовская область 31063
Сахалинская область 92518 Республика Северная Осетия - Алания 30479
Камчатский край 85623 Алтайский край 30072
Тюменская область 78619 Кабардино-Балкарская Республика 29899
Республика Саха (Якутия) 77178 Карачаево-Черкесская Республика 29865
Мурманская область 69135 Чеченская Республика 29771
г.Санкт-Петербург 68667 Республика Ингушетия 29648
Московская область 58066 Ивановская область 29083
Таблица 4
Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам российской федерации 2020, руб.
Регионы с самым высоким показателем Регионы с самым низким показателем среднеду-
среднедушевые денежные доходы населения шевые денежные доходы населения
г.Москва 78 106 Кабардино-Балкарская Республика 22 016
Магаданская область 70 982 Курганская область 21 865
Сахалинская область 60 797 Республика Алтай 21 683
Камчатский край 55 381 Республика Марий Эл 21 271
Тюменская область 50 440 Чувашская Республика 21 164
г.Санкт-Петербург 49 375 Республика Мордовия 20 635
Московская область 47 301 Республика Калмыкия 19 816
Мурманская область 46 621 Карачаево-Черкесская Республика 19 101
Республика Саха (Якутия) 46 344 Республика Тыва 18 975
Хабаровский край 41 751 Республика Ингушетия 16 877
Анализируя данные таблиц, можно заметить большой разрыв между верхними и нижними границами показателей. Логически вытекает вывод о том, что регионы имеют разный уровень социально-экономического развития. Подобное неравенство негативно сказывается на возможность экономического развития регионов. Усугубляющим и достаточно естественным фактором является отток трудоспособного и квалифицированного населения из регионов с низким уровнем вышеперечисленных показателей.
В дамках выявления динамки межрегиональной дифференциации рассчитаем по вышеперечисленным показателям децильный коэффициент дифференциации регионов за период 2016-2020 гг.
Сущность расчета децильного коэффициента дифференциации заключается в отношении минимального значения макроэкономического показателя у 10% регионов с наибольшими значениями этого показателя к максимальному значению показателя 10% регионов с наименьшими значениями этого показателя.
Коэффициент дифференциации доходов (Кд) рассчитывается путем сопоставления девятого (Д9) и первого (Д1) децилей [8]:
Функционально децильный коэффициент дифференциации близок коэффициенту фондов.
За рассматриваем период региональная дифференциация несколько увеличилась. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
За рассматриваемый период дифференциация по уровню валового регионального продукта как оставалась значительной, так в конечном счете увеличилась относительно начала 2016 года. Самый низкий Децильный коэффициент был зафиксирован в 2016 года, а самый высокий - в 2018. При этом статистика показывает, что иерархия регионов практически не меняется. Следует
отметить, что самый высокий показатель 2020 году был зафиксирован в Чукотском автономном округе, хотя в период 2016-2019 гг. лидером была Тюменская область, что неудивительно, так как область является основным нефтедобывающим регионом. Самую же нижнюю позицию во всем рассматриваемом периоде занимает Республика Ингушетия.
Таблица 5
Децильный коэффициент дифференциации за период 2016-2020 гг.
Децильный коэффициент дифференциации по:
Показатель: Год:
Децильный коэффициент дифференциации по: 2016 2017 2 018 2019 2020
- ВРП на душу населения 6,29 6,38 7,3 7,12 6,96
- Средней номинальной заработной платы на душу 2,8 2,83 2,74 2,8 2,93
населения
- Среднедушевые денежные доходы населения 2,73 2,7 2,88 2,93 2,78
Дифференциация региона по среднемесячной номинальной заработной плате была не такой высокой, как в предыдущем показатели, но достаточно значительной, если рассматривать ее суть. Как и дифференциация по ВПР данный коэффициент не имеет устойчивой тенденции и показывает волнообразный характер поведения. Если рассматривать фактическое начало и конец периода, то данный показатель также увеличился, что говорит об увеличении диспропорций в разных регионах по уровню зарплат. Наибольший средний уровень зарплат населения наблюдается в Чукотском автономном округе и составляет на конец 2020 года 120 641 руб. А наименьший уровень заработных плат наблюдается в Ивановской области и составляет 29 083 руб. Еще не так давно данную позицию занимала республика Дагестан, но за счет прироста уровня зарплат в сельском хозяйстве, так как это является высокодотационным видом экономической деятельности, выровнялся средний показатель зарплат населения и на конец 2020 года составляет 31 342 руб.
По показателю среднедушевых денежных доходов населения за 2016-2020 гг. также не наблюдается устойчивое снижение межрегиональной дифференциации. Пусть наблюдается рост Децильного коэффициента дифференциации регионов, это не несет в себе столько опасений, как если мы рассматриваем точно такую же ситуацию с заработной платой. Это объясняется тем, что рост коэффициента небольшой, а также постоянным изменением состава 10% самых богатых и самых бедных регионов.
Тенденция изменения региональной дифференциации по показателю среднедушевых денежных доходов тесно коррелирует с отмеченными выше тенденциями по показателю среднемесячной начисленной заработной платы в расчёте на одного работника.
Изменение данных показателей не имеет какой-либо однонаправленной тенденции и их нельзя трактовать однобока. Подобные изменения случаются за счет суммы факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона.
Политика выравнивания социально-экономической развития регионов Российской Федерации
Как мы выяснили, неравенства в регионах является актуальной проблемой, требующей определенных мер поддержки от государства.
Одной из проблем является неравенство уровня экономического развития регионов и уровня жизни населения в этих регионах, поэтому главной задачей для государства является выравнивание уровня социально-экономического развития регионов. Именно от этого показателя зависят основные показатели эффективности деятельность экономики в целом и в регионах в частности.
Направление такого выравнивания дифференциации должно в первую очередь отражаться в максимизации эффективности функционирования экономических систем, используя при этом все преимущества региона.
Государство в свою очередь формирует и проводит активную экономическую политику относительно дифференциации регионов, которая в свою очередь направлена на выравнивание условий экономической деятельности и максимальное использование природных и экономических и других особенностей регионов.
Региональная политика должна включаться в себя понятие и развитие таких тем как депопуляции, естественная убыль населения, что является территориальной диспропорцией и носит устойчивый характер. Необходимо также согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики.
Поэтому необходимо выделить следующие механизмы поддержки региональной стабильности что в свою очередь поможет решить проблемы социально-экономического неравенства регионов:
- создание системы стимулов на федеральном уровне способных заинтересовать регионы в реализации и саморазвитие;
- учитывать и ставить одним из важных в рамках процесса бюджетирования такой показатель как повышения благополучия и благосостояния населения;
- разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития дотационных регионов;
- развитие инвестиционной деятельности регионах путем повышения инвестиционной привлекательности регионов;
- совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов.
Следует отметить, что на этапе разработки стратегии развития регионов нужно учитывать и социальную ответственность перед населением. Поэтому концентрация основных усилий на стимулировании предпринимательской активности не может решить все социальные и экономические проблемы. Необходимо выявить ценности и приоритеты в регионе, на которых будут базироваться конкурентные преимущества, что позволит создать среду для успешного развития бизнеса и человеческого потенциала.
Выводы. На данный момент в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сделан акцент на увеличение гибкости экономической системы и непосредственной ее возможности возможность быстрой подстроится под изменяющийся мир. Такой подход позволяет контролировать и минимизировать возникающие отклонения.
В среднесрочной перспективе ключевыми направлениями экономической политики, обеспечивающими экономический рост на целевом уровне, станут [2]:
- обеспечение эффективной занятости и рост доходов населения (прежде всего, оплаты труда и предпринимательских доходов за счет развития МСП, ИП и самозанятости), что требует повышения гибкости рынка труда, улучшения систем подготовки и переподготовки кадров с акцентом на современные компетенции, легализации и повышения уровня участия в рабочей силе, эффективной миграционной политики;
- запуск инвестиционного цикла с акцентом, прежде всего на частные инвестиции. В то же время государственные инвестиции будут обеспечивать создание инфраструктурных условий для привлечения частных инвесторов, а также повышение качества жизни;
- стимулирование технологического развития, в том числе за счет регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса;
- развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт;
- реализация климатической повестки;
- повышение транспортной связанности страны;
- пространственное развитие, предполагающее сокращение межрегиональной дифференциации в качестве жизни при сохранении стимулов к развитию у регионов-лидеров, увеличение числа точек экономического роста;
- развитие человеческого капитала через повышение качества и доступности медицины, образования, культуры, качественной среды и безопасности (с учетом растущих требований к качеству жизни) с использованием современных технологий;
- сохранение макростабильности как условия долгосрочного роста. Результатом реализации комплекса принятых решений уже к концу среднесрочного периода станет выход экономики России на целевые темпы роста».
Кроме того, существует несколько форм федеральной поддержки депрессивных регионов:
- федеральные программы поддержки депрессивных территорий;
- преференции и льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях;
- оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.
Список использованных источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
3. Амирова А.Э. Методические подходы к оценке социально-экономической дифференциации регионов России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 1. - С. 65-70.
4. Ворошилов Н.В. Оценка и регулирование внутрирегиональной социально-экономической дифференциации: диссертация, 2018. - 225 с.
5. Гринчель Б.М. Измерение динамики агломерационных процессов в региональной экономике / Б.М. Гринчель, А.А. Антонова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 5 (23). - С. 79-90.
6. Krugman P. Increasing returns and economic geography // Journal of political economy. - 1991. - Vol. 99. - P. 483-499.
7. Кузнецова О.В. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 121-131.
8. Николаев И. Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения (Россия и другие страны) / И. Николаев, О. Точилкина // Общество и экономика. - 2011. - № 10. - С. 23-49. - EDN OPXWWD.
9. 3D info - Анализ и прогнозирование отраслей и рынков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://3dpro.info/widgets/8698d41a-a6e0-49eb-b9fb-835dac727b73
10. Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rosstat.gov.ru
11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oko-planet.su/phenomen/ phenomennews/596949-smertnost-covid-19-i-zabolevaemost-po-subektam-rf.html
12. Российские регионы: неравномерность в развитии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economics.hse.ru/ data/2020/09/23/1585225769/20190403_Диспропорции+регпол.pdf? ysclid=lazgrdrg6x218519248