Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

лучив знания в области права и власть, способен стать мощным коррупционным разрушительным фактором. Итак, не отрицая совсем неолиберальных, западных по своему происхождению ценностей личностного самовыражения, гражданских свобод и материального достатка, необходимо признать, что они не должны быть определяющими. В противном случае разговоры о патриотизме окажутся пустыми, в реальности же, по-прежнему актуальным будет образ «гражданина мира», не прикрепленного к национальной почве эгоиста.

Значимы и иные задачи высшей школы: возрождение академизма и фундаментальности, которые составляли «несомненное преимущество советской школы»1, приближение образования к практике, «взаимодействие с работодателями»2, а также информатизация, цифровизация высшей школы, необходимые для обеспечения конкурентоспособности на международном уровне.

Денисова Любовь Владиленовна,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России

Дифференциация и интеграция в современной юридической науке

Процессы дифференциации и интеграции в науке обсуждаются как с точки зрения роста научного знания, так и с точки зрения развития институционального бытия науки. Именно последний аспект является предметом нашего рассмотрения. Становление науки как социального института связано не только в развитием организационных структур и оформлением научных сообществ. Важным показателем институциализации является самоопределение научных отраслей и специальностей, которое завершает выделение предметной области классов и видов наук. Юриспруденция не является исключением, а вопрос об этапах становления юридической научной отрасли до сих пор не решен окончательно. В контексте развития истории юридической науки остается неясным пункт, который можно было бы считать началом поступательного развития юридической науки. Одной из таких точек можно считать деятельность болонских глоссаторов (XI в.), которые не только обучали, но, в первую очередь, изучали (комментировали и интерпретировали) римское частное право, опираясь на свод Юстиниана3. Эта работа, которая проводилась в старейшем европейском университете города Болоньи, безусловно, может рассматриваться как один из первых опытов создания нового юридического социально-гуманитарного научного знания, которое впоследствии институциализировалось в научную отрасль, именуемую цивилистикой.

Институциональное разделение научных отраслей имеет две формы выражения. С одной стороны, углубление и расширение получаемых знаний внутри уже сложившейся отрасли науки приводит к дроблению ее предметной области и образованию специализированных научных дисциплин. С другой стороны, возникновение новых отраслей науки возможно на «стыке», пересечении предметных областей и в процессе решения междисциплинарных проблем. В юриспруденции наблюдаются обе эти формы. Так, дробление науки, предметом которой является уголовно-правовое регулирование, привело к выделению наук об уголовном процессе, об оперативно-разыскной деятельности и т. д. А на стыке юридического и технического знания появилась криминалистика.

Разделение, то есть дифференциация научных отраслей в юриспруденции достигла своего апогея к началу XXI столетия и потребовала существенной трансформации юридической науки. Начались болезненные процессы интеграции, отразившиеся в объединении научных специальностей в юридических исследованиях.

Одним из механизмов государственного управления наукой является регулирование научной деятельности с помощью нормативных правовых актов. Важным инструментом здесь выступает

1 Ситников А. В. Глобализация, современное общество и цели образования в России // Право и образование. Москва, 2004. № 6. С. 105.

2 Мутко В. Л., Цветков С. А., Таймазов А. В., Антипов М. Л. Глобализация как фактор трансформации системы высшего образования в России // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2008. № 9 (43). С. 63.

3 Синченко Г Ч. Средневековая заря университетской юриспруденции // Парадокс правоблюстителя. Фило-софско-правовые эссе. Омск, 2010. С. 90—108.

утверждение списка научных специальностей, по которым производится защита квалификационных научных продуктов в идее диссертаций на соискание ученых степеней. В апреле 2021 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Приказ Минобрнауки от 24 февраля 2021 года № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093». Изучая новый список юридических специальностей, легко заметить, что произошли важные, принципиальные изменения в перечне научных специальностей наук, изучающих право.

В качестве причин, побудивших законодателя к внесению изменений в номенклатуру научных специальностей, аналитики отмечают, во-первых, невостребованность ряда научных специальностей Номенклатуры 2017 и, во-вторых, продолжительное отсутствие защит диссертаций по отдельным научным специальностям1. Однако, легко заметить, что эти причины не наблюдались в отношении специальностей юридической отрасли науки.

В то же время нельзя сбрасывать со счета тот факт, что наука представляет собой социальный институт как организационную структуру, поэтому за трансформациями в самоопределении научных отраслей стоят научные сообщества, имеющие свои представления о предметной специфике научных исследований. Эти взгляды и интересы в совокупности представляют собой идеологические конструкции. Другими словами, институциональные внутринаучные изменения обусловлены, на наш взгляд, тенденциями, отраженными в научной идеологии. Это же относится и к изменениям, происходящим в юридическом образовании.

Как известно, любая идеология отражает интересы социальных общностей, а изменения в институциональной научной сфере следует связывать не столько с правовой, сколько с «научной» идеологией. По аналогии с правовой идеологией можно говорить об идеологии в науке, которая определяет цели научного сообщества, его роль в жизни общества, представление о ценности науки и ее роли в общественных процессах. «Правовая идеология в общефилософском плане представляет собой лишь те знания, которые соответствуют достижению целевой установки, определяемой конкретными социальными интересами»2.

Современная наука отмечена распространением прикладных исследований, следствием чего становится все более тесное сотрудничество науки как института и государства, науки и коммерческих структур. Еще один результат такого взаимодействия — это отражение интересов научных сообществ в правовой идеологии, что и приводит к принимаемым на государственном уровне решениям. «Формируемые правовой идеологией ценностно-целевые структуры задают рамки восприятия юридических институтов и видов юридической деятельности со стороны профессионального и общественного сознания», — считает А. М. Михайлов3. Взаимодействие науки и государства наиболее явственно проявляется в сфере образования. Подготовка научно-педагогических кадров становится ареной, на которой разворачивается драма дифференцирующих и интегрирующих процессов в науке, находящих отражение в номенклатуре научных специальностей. Предложения внести обновление в номенклатуру очень часто мотивировались именно необходимостью повышения качества диссертационных исследований4.

Вывод. Есть все основания полагать, что волевое решение законодателя обусловлено все же не внешними вненаучными влияниями, а скорее интересами самих научных сообществ, которые становятся факторами, определяющими тенденции межпредметного взаимодействия, на основе которого рождаются новые образы собственной научной отрасли. В этот контекст вполне вписывается институциональная перестройка юридической науки, которая отражает и реальные процессы интеграции знания, и сохранение обособленности отдельных предметных областей этой же науки.

1 Пахомов С. И., Гуртов В. А., Стасевич А. В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука. Т. 23. № 8. 2021. С. 11—36.

2 Реуф В. М., Сальников П. П. Правовая идеология и правовые идеалы: некоторые дискуссионные аспекты понимания и соотношения // Вестник академии экономической безопасности. 2010. № 3. С. 89.

3 Михайлов А. М. Понятие правовой идеологии и его место в составе теоретико-правового знания // Вестник РУДН. 2017. С. 356.

4 Бордовская Н. В. Обновление паспортов и номенклатуры научных специальностей по педагогике как условие повышения качества педагогических исследований // Педагогика. 2018. № 5. С. 3—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.