ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ В ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧАХ
© Кармановская Т.В.*
Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота, г. Мурманск
Ключевые слова: дифференциальное исчисление, дифференцирование, прикладная направленность математики, практическая направленность математики, производная, критические точки.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала проникать и в области традиционно «нематематические» - управление государством, медицину, лингвистику и другие. Несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления в любой специальности, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время.
Одним из моментов в модернизации современного математического образования (выполнение требований ФГОСТ) является усиление прикладной направленности курса математики не только в школе, но и в учреждениях НПО и СПО, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практической направленностью. Проблема прикладной направленности обучения математике на всех этапах ее становления и развития была связана с множеством вопросов, часть из которых не решена до сих пор. Проблема прикладной направленности математики динамична по своему содержанию и в силу постоянного развития математической теории, прогресса ЭВМ, расширения области человеческой деятельности. Даже будучи однажды решенной, она с каждым новым витком истории будет требовать переосмысления и корректировки. Об этом нужно не забывать. Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности обучающихся практически невозможно. Научно-техническая революция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современным образованием новые задачи совершенствования образования и подготовки обучающихся к практической деятельности.
Прикладная и практическая направленность обучения - одна из содержательно-дидактических линий, тесно связанная с другими линиями (функциональной, числовой и пр.) курса математики.
* Преподаватель математики и экономики.
Рассмотрим прикладную направленность в дифференциальном исчислении.
Дифференциальное исчисление, раздел математики, в котором изучаются производные и дифференциалы функций и их применения к исследованию функций.
Формула производной встречается нам ещё в 15 веке. Великий итальянский математик Тартальи, рассматривая и развивая вопрос - на сколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия - применяет её в своих трудах. Дифференциальное исчисление зародилось в математике еще в XVII в. Сформировалось оно в ряде сочинений И. Ньютона и Г.В. Лейбница. Вырабатывались элементы будущего дифференциального исчисления при решении задач, которые в настоящее время и решаются с помощью дифференцирования. Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени. Производная и различные изложения с её применением стали встречаться в работах Галилео Галилея, Декарта, французского математика Роберваля и англичанина Грегори. Большой вклад по изучению производной внесли такие умы, как Лопиталь, Бернулли, Лангранж и др. В то время такие задачи были трех видов: определение касательных к кривым, нахождение максимумов и минимумов функций. Первый в мире печатный курс дифференциального исчисления опубликовал в 1696 г. Лопиталь. Этот курс состоит из предисловия и 10 глав, в которых излагаются определения постоянных и переменных величин и дифференциала, объясняются употребляющиеся обозначения dx, dy и др.
Дифференциальное исчисление широко применимо в настоящее время, например, в экономическом анализе. Они помогают точно спрогнозировать данные об изменениях в экономических процессах. Используя их, можно совершенно точно просчитать, как изменить экономические процессы в нужном направлении. Формула позволяет увидеть планируемые действия, понять их необходимость, тем самым, помогая изменить экономическую ситуацию в целом.
1. Понятие производной.
Производная относится к разделу математического анализа. Термин «производная» произошло от французского слова derivve, который ввел Ж. Лагранж и он же ввел современное обозначение её.
При решении различных задач геометрии, механики, физики и других отраслей знания возникла необходимость с помощью одного и того же аналитического процесса из данной функции y = fx) получать новую функцию, которую называют производной функцией (или просто производной) данной функции fix) и обозначают символом:
У' = f(x) или —
Ньютон называл производную флюксией, а саму функцию - флюентой.
Определение: Производной y' = f(x) данной функции y = fx) при данном x называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю, если, конечно, этот предел существует, т.е. конечен. Таким образом,
у,/ ч 1- f(x+ Дг)- f(x) . 1- Ay f (x) = lim —--—или У = lim —.
Ax Ax
Операция нахождения производной называется дифференцированием.
2. Геометрический смысл производной.
Геометрический смысл производной заключается в следующем: производная функции в точке x0 равна угловому коэффициенту касательной к графику функции, проведенной в точке с абсциссой x0.
Задача. Найти угловой коэффициент касательной к графику функции fx) = х3, в точке с абсциссой x0 = 1.
Решение:
Угловой коэффициент касательной вычисляется по формуле:
k = f(xo) /(x) = (x3)' = 3x2 k = Z(xo) = f(1) = 3-12 = 3
Ответ: k = 3.
3. Физический смысл производной.
Физический смысл производной заключается в следующем: производная функции y = fx) в точке x0 - это скорость изменения функции Дх) в точке x0.
Задача. Пусть материальная точка движется по закону: s(t) = -t3 + 6t2 + 37t + 30
Найти наибольшую скорость точки и момент времени, в которой скорость наибольшая.
Решение:
Найдем область допустимых значений для аргумента t. Так как должно выполняться неравенство s(t) > 0. Имеем:
-t3 + 6tz + 37t + 30 > 0 -(t + 1)(t + 3)(t - 10) > 0
Решая неравенство методом интервалов получаем t е (-œ; -3] u [-1; 10]. Учитывая, что t > 0, получаем t е [0; 10].
Найдем скорость используя формулу производной пути по времени:
v(t) = s'(t) = (-t3 + 6Î2 + 37t + 30)' = -3tz + 12t +37
Исследуем полученную функцию на отрезке [0; 10]. Найдем критические точки функции v(t):
v'(t) = (-3t2 + 12t +37)' = -6t + 12 v'(t) = 0, -6t + 12 = 0 t = 2
Вычисляем значение исследуемой функции в критической точке и на концах заданного отрезка [0; 10]:
v(0) = -3-02 + 12-0 + 37 = 37 v(2) = -3-22 + 12-2 + 37 = 49 v(10) = -3-102 + 12-10 + 37 = -143
Следовательно максимальное значение скорости v(2) = 49.
3. Задачи алгебры.
Задача. Сумма двух положительных чисел равна 10. Найти возможное наибольшее произведение таких чисел.
Решение:
Обозначим положительные числа a и b.
Их произведение обозначим P = a - b.
По условию задачи 10 = a + b, следовательно b = 10 - a. Подставляя в произведение получим:
P = a(10 - a) = 10a - a2
Исходя из условия задачи получаем, что область допустимых значений для a интервал (0; 10).
Исследуем функцию P(a) на наибольшее значение. Вычислим ее производную:
P'(a) = (10a - a2)' = 10 - 2a
Найдем критические точки, приравняем производную функции P(a) к нулю:
10 - 2a = 0 a = 5
Найденная критическая точка принадлежит заданному интервалу (0; 10). Найдем значения производной слева и справа от критической.
P'(4) =10 - 2-4 = 2 > 0 P'(6) =10 - 2-6 = -2
Производная функции P'(a) слева направо меняет знак с «+» на «-», следовательно в точке a = 5 функция достигает максимума. Так как на интервале (0;10) это единственная критическая точка, следовательно наибольшее значение произведения P(a) достигается при a = 5. Вычислим b = 10 - 5 = 5.
Найдем P = 5-5 = 25. Ответ: 25.
Производная применяется при определении следующих понятий в математике - уравнение касательной, точки экстремума функции, наибольшее и наименьшее значение функции. 4. Задачи по экономике.
Задача. Функция спроса имеет вид QD = 100 - 20p, постоянные издержки TFC составляют 50 денежных единиц, а переменные издержки TVC на производство единицы продукции - 2 денежные единицы. Найти объём выпуска, максимизирующий прибыль монополиста. Решение:
Прибыль есть выручка минус издержки:
П = TR - TC (1)
где выручка вычисляется по формуле:
TR = p-Q
p - цена за единицу продукции; Q - объем выпущенной продукции. Издержки вычисляются по формуле:
TC = TFC + TVC
где TVC - переменные издержки; TFC - постоянные издержки.
Найдем цену за единицу продукции:
20p = 100 - Q ^ p = 5 - Q. Р Q Р 20
Подставляя в формулу (1), получим следующее:
П (Q) = ^ 5 - Q j Q - (50 + 2Q) = -Q2 + 60Q -1000 ^ max. Найдем производную:
n'(Q) = -2Q + 60
Приравнивая производную к нулю, получим:
-2Q + 60 = 0 ^ Q = 30
Вычисляя производную слева и справа от точки Q = 30, получим:
П'(25) = -2-25 + 60 = 10 П'(35) = -2-35 + 60 = -10
Мы видим, что при переходе через точку Q = 30, производная функции меняет знак слева направо с плюса на минус, и в ней функция прибыли достигает максимального значения.
Таким образом, объем выпуска продукции, максимизирующий прибыль, равен 30 единицам продукции.
Из выше сказанного можно сделать вывод:
- применение дифференциального используется при решении математических задач различного характера,
- производная является важнейшим инструментом в изучении экономики, позволяющим углубить геометрический и математический смысл экономических понятий, а также выразить ряд экономических законов с помощью математических формул,
- прикладная направленность производной многогранна и достойна особого внимания при изучении различных дисциплин.
Список литературы:
1. Абросимов Б.Ф. Способы и методы поиска решения задач.
2. Государственный образовательный стандарт.
3. Закон РФ «Об Образовании».
4. Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике.
5. Кочетков С.А. Алгебра и начала анализа. Т. 1-2.
6. Симонов А.С. Экономика на уроках математики.
7. Тихонов А.Н. Рассказы о прикладной математике.
8. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математике.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВОЗМУЩЕННОГО ОПЕРАТОРА ЛАПЛАСА
© Кинзина И.И.*, Шеметова B.B.*
Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск
Приведены результаты вычисления собственных чисел оператора, который получается возмущением второй степени оператора Лапласа на прямоугольнике. Вычисления производились двумя методами: методом регуляризованных следов и методом Бубнова-Галеркина.
Ключевые слова: спектральный анализ, дискретный самосопряженный возмущенный оператор, регуляризованный след, собственные значения оператора.
* Доцент кафедры Математических методов в экономике, кандидат физико-математических наук, доцент.
* Доцент кафедры Математического анализа, кандидат физико-математических наук.