Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1076
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РАС / АУТИЗМ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / AUTISM SPECTRUM DISORDER / ASD / DIFFERENTIAL DIAGNOSIS OF AUTISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Волкова Н.Н.

В статье описываются основные принципы и параметры дифференциальной диагностики расстройств аутистического спектра. Раскрываются основные проблемы, возникающие при постановке диагноза РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL DIAGNOCTICS OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article describes the main principles and parameters of differential diagnostics of autism spectrum disorders. The main problems arising in the diagnosis of ASD are revealed.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376

Волкова Н.Н. студент магистратуры 1 курса ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье описываются основные принципы и параметры дифференциальной диагностики расстройств аутистического спектра. Раскрываются основные проблемы, возникающие при постановке диагноза РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, аутизм, дифференциальная диагностика, коррекционная работа

Volkova N.N.

1-year magistracy student offaculty of Psychology and pedagogical

education

Crimean engineering-pedagogical University

Russia, Simferopol DIFFERENTIAL DIAGNOCTICS OF AUTISM SPECTRUM

DISORDERS

Annotation. The article describes the main principles and parameters of differential diagnostics of autism spectrum disorders. The main problems arising in the diagnosis of ASD are revealed.

Key words: autism spectrum disorder, ASD, differential diagnosis of autism

Проблема расстройств аутистического спектра привлекает внимание зарубежных и отечественных психиатров, психологов, дефектологов и других специалистов начиная с начала 20 века, что обусловлено значительным ростом статистических показателей распространенности диагноза по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на 2017 год 1 из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра [5].

Расстройства аутистического спектра (РАС) — психические расстройства, основными определяющими признаками которых являются нарушения в сфере социального взаимодействия, коммуникации и поведения.

Поскольку необходимым условием для эффективной коррекционной работы является правильно поставленный диагноз, важной является проблема дифференциальной диагностики расстройства аутистического спектра.

Трудности дифференциальной диагностики обусловлены следующими факторами [3]:

а) многообразие аутистических проявлений у детей;

б) широкий диапазон интеллектуальных и речевых нарушений;

в) проблема установки первопричины, которая

определяет своеобразие психического развития детей с аутизмом

Данными вопросами занимались Башина В.М., Богдашина О.Б., Гилберг К., Никольская Е.Р. и другие.

Постановка правильного диагноза имеет большое значение, так как от этого зависит медикаментозная терапия, организация адекватной коррекционной помощи, форма и место обучения, профессиональная ориентация в будущем, целесообразность оформления инвалидности.

Ошибки диагностики также искажают статистику, что, в свою очередь, приводит к неверным результатам научных исследований.

Согласно точке зрения Н.М. Иовчук, А.А. Северного [1] и других специалистов, основную роль в росте числа детей с диагнозом РАС играет его гипердиагностика: диагноз аутизм часто ошибочно устанавливают детям с задержками развития и аутистически подобным поведением при ранних резидуально-органических поражениях ЦНС, при затяжных невротических, циклотимных и циклотимоподобных депрессиях, возникших в младенческом и младшем дошкольном возрастах, и при раннем начале шизофрении.

Расстройства аутистического спектра следует отграничивать от [2]:

а) невропатии;

б) умственной отсталости;

в) органической деменции;

г) речевой патологии (сенсорная, моторная алалия, дизартрия);

д) глухоты;

е) детского церебрального паралича (далее ДЦП);

ж) шизофрении

Сравнение основных характеристик расстройства аутистического спектра и невропатии свидетельствуют, что несмотря на наличие многих сходных признаков (пониженный физический, моторный и психический тонус, повышенная чувствительность к оценке их поведения, плохая переносимость смены обстановки, интересы к стихам, природе, мелодичной музыке), основное отличие РАС и невропатии заключается в том, что при невропатии имеется стремление к контактам, а стереотипии носят характер тиков.

Для I, II и IV групп детей с РАС согласно классификации Никольской О.С. [4] (I — полная отрешенность, II — активное отвержение, IV — чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия) необходимо проводить дифференциацию РАС с умственной отсталостью. Дети с расстройствами аутистического спектра III группы (захваченность аутистическими интересами), как правило, обладают хорошей речью, достаточными навыками и ориентацией, поэтому дифференциация с умственной отсталостью обычно не требуется.

По мнению Лебединской К.С. [2], дифференциальная диагностика II и IV групп расстройств аутистического спектра особенно актуальна на 1 -2 году жизни ребенка. При этом необходимо обращать внимание на следующие

особенности. У аутичных детей данных групп речь, предпосылки познавательных процессов формируются раньше, чем моторная сфера. А при умственно отсталости церебрально-органического генеза интеллектуальная сфера развивается медленнее двигательной. Кроме того, несмотря на неразвернутость речи у обоих диагнозов, нужно отметить, что для умственной отсталости несвойственны характерные, например, для второй группы отставленные эхолалии, неологизмы, скандированность речи.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют неравномерное развитие: они могут нормально развиваться в одних областях и иметь задержку развития в других. Это несвойственно умственно отсталым детям без аутизма, у них имеется задeржка развития во всех областях.

Также нужно отметить, что при тяжелых формах расстройств аутистического спектра как правило формируется умственная отсталость. Однако вопрос дифференциальной диагностики с умственной отсталостью актуален в тех случаях, когда задержка интеллектуального развития вызвана особенностями деятельности и поведения аутичного ребенка и сложности обучения его обусловлены самоизоляцией от контактов с внешним миром. Кроме того, диагноз умственная отсталость может быть поставлен ошибочно изначально детям четвертой группы по причине их безынициативности, отсутствия каких-либо интересов на первый взгляд, бедности речи. Однако установление контакта с ребенком позволяет раскрыть более высокую интеллектуальную продуктивность, эмоциональную чуткость, наличие интеллектуальных интересов.

В случаях, когда аутизм возникал после периода нормального развития ребенка, имеется проблема дифференцирования с органической деменцией. Основное отличие данных диагнозов заключается в отсутствии грубых нарушений контактов, а также наличии неврологической симптоматики при органической деменции.

При постановке диагноза расстройства аутистического спектра также возникает необходимость отграничения от речевых нарушений:

1) сенсорной алалии;

2) моторной алалии;

3) дизартрии

Трудности дифференциации возникают как правило с детьми первой и четвертой группы (согласно классификации Никольской [4]), имеющих такие черты сходства с речевыми нарушениями как непонимание речи окружающих, невыполнение словесных инструкций, полное или частичное отсутствие речи, невнятное произношение. Дифференциация данных диагнозов опирается на глубину нарушения коммуникации. У детей с речевыми нарушениями обычно невербальные коммуникации (жесты, мимика) и зрительный контакт сохранны. Кроме того, реакция на обращенную речь у ребенка с расстройством аутистического спектра зависит от ситуации, ее аффективной насыщенности. А также речевые расстройства при РАС как правило значительно уменьшаются при психолого-

педагогической коррекции и нередко устойчивы к логопедическому вмешательству.

По мнению Лебединской К.С. [2], особый характер речи детей с РАС IV группы (тихий голос, смазанность, нечеткость произношения), связанный с их некоммуникативностью, низким мышечным и психическим тонусом, а иногда особая скандированность речи (у детей II группы) могут быть диагностированы как явления дизартрии. Однако в эмоционально значимых ситуациях, в собственной игре, в эхолалиях речь может быть громкой, четкой, плавной, что невозможно при дизартрии.

При постановке диагноза иногда возникает необходимость дифференцировать РАС и глухоту. Основополагающим при постановке диагноза в данной ситуации являются данные аудиометрии, а также учитываются клинико-психологические отличия: аффективно значимой ситуации ребенок с РАС может отреагировать даже на тихий голос или звук, пугаться звука пылесоса, мотоцикла, громкой музыки, заплакать, если на него кричат.

Определенные трудности может вызывать дифференциальная диагностика РАС и ДЦП, поскольку при РАС нередко наблюдаются двигательные расстройства (в частности во второй группе согласно классификации Никольской О.С. [4]), а при ДЦП могут иметь место аутистические черты.

По мнению Лебединской К.С. [2], «наиболее тяжелые формы РДА, где имеются и явления органической недостаточности ЦНС, могут включать и истинный синдром ДЦП, а ДЦП может сочетаться с рядом генетически обусловленных проявлений РДА». В данных ситуациях необходимо установит основной и сопутствующий диагноз. Кроме того, аутизм может наблюдаться при ДЦП как вторичный признак, когда ребенок отгораживается от внешнего мира, уходя от объективных трудностей.

При дифференциальной диагностике РАС и ДЦП большое значение имеет специфика и массивность неврологической симптоматики, характерной для ДЦП: страхи как правило адекватны, связаны с физической беспомощностью, имеется визуальный контакт, затруднения в речи и движениях нарастают в аффективно значимых ситуациях, в связи с дефектностью артикуляционного аппарата характерны стойкие нарушения звукопроизношения. При аутизме же часто характерены эхолалии, скандированность речи, либо мутизм, обусловленный сложностями вступать в коммуникацию.

При раннем начале шизофрении (в детском возрасте) также возникают трудности дифференциации ее с расстройствами аутистического спектра. Ведущими критериями при этом является при шизофрении наличие ремиссий и обострений, бреда и галлюцинаций, а также прогредиентность заболевания.

Таким образом, диагностика детей с расстройствами аутистического спектра представляет собой достаточно сложный процесс по причине широкого спектра аутистических проявлений, а также сходства определенных

критериев с другими диагнозами. Чтобы диагноз был поставлен правильно, необходимы обширные клинические и клинико-психологические исследования. Если постановка точного диагноза затруднена, ребенка необходимо отнести в группу риска. Он должен находится под наблюдением психиатра, психолога, дефектолога.

Постановка ошибочного диагноза приводит к выбору неэффективных методов коррекционной работы. В результате может быть упущено время для реабилитации и коррекции многих отклонений поведения и нарушений развития. Чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем раньше будет начато правильное лечение и коррекционная работа, что является необходимым условием положительного прогноза развития ребенка.

Использованные источники:

1. Иовчук, Н. М. Современные проблемы диагностики аутизма [Электронный ресурс] / Н. М. Иовчук, А.А. Северный // Психологическая наука и образование. — 2013. — №5. — Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/ 2013/5/Iovchuk Severniy.phtml

2. Лебединская, К.С. Вопросы дифференциальной диагностики [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2005. — №9 — Режим доступа: URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki

3. Мамайчук, И. И. помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук.

— Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 288 с.

4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи. — О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Изд. 11-е - Москва : Теревинф, 2017. — 288с.

5. Расстройства аутистического спектра // Информационный бюллетень ВОЗ.

— №4. — 2017. — Режим доступа: http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.