Научная статья на тему 'Die Johannesapokalypse. Kontexte-konzepte-rezeption / von J. Frey, J. kelhoff er, F. Toth, Hrsg. Mohr Siebeck, 2012'

Die Johannesapokalypse. Kontexte-konzepte-rezeption / von J. Frey, J. kelhoff er, F. Toth, Hrsg. Mohr Siebeck, 2012 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Die Johannesapokalypse. Kontexte-konzepte-rezeption / von J. Frey, J. kelhoff er, F. Toth, Hrsg. Mohr Siebeck, 2012»

Die Johannesapokalypse. Kontexte-Konzepte-Rezeption / von J. Frey, J. Kelhoffer, F. Toth, Hrsg. Tubingen: Mohr Siebeck, 2012 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 287). XII + 865 S.

Этот огромный по объему сборник статей представляет собой публикацию материалов прошедшего на Богословском факультете Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана 11—12 июля 2008 г. одноименного международного симпозиума, дополненную рядом относящихся к теме позднейших текстов. Авторы сборника в большинстве своем — известнейшие исследователи Апокалипсиса, многие из них являются авторами посвященных последней книге Библии монографий. В соответствии с заглавием, сборник делится на три части. В первой из них — «Контексты» — представлены статьи, касающиеся, так сказать, внешних аспектов Апокалипсиса — его текстологии, обстоятельств написания, в той или иной степени оказавших на него влияние традиций и тем или иным способом отразившихся на его страницах современных реалий. Вторая часть — «Концепты» — посвящена собственно идейному содержанию книги, а третья — «Рецепция» — истории ее влияния. Давая сборнику самую общую характеристику, следует сказать, что для него в целом характерна свойственная данному жанру реферативность представленных в нем материалов — лишь очень немногие из статей выходят за рамки констатирующей обзорности. Тем не менее наличие нескольких текстов более творческого характера, а также большой объем сборника, предлагающего широкую панораму современных исследований Откровения Иоанна Богослова, делают это издание весьма значительным явлением научной жизни.

Открывается сборник находящейся вне отмеченного выше трехчастного его членения вводной статьей одного из его редакторов Франца Тота1. Она посвящена обзору направлений и результатов современных исследований Откровения Иоанна и является прекрасным введением в проблематику научного изучения Апокалипсиса, свидетельствующим о весьма широкой эрудиции автора.

Раздел «Контексты» открывается статьей Мартина Каррера2 «Текст Апокалипсиса». К публикациям этого автора всем интересующимся научным изучением Откровения Иоанна следует относиться с особым вниманием уже хотя бы потому, что он работает над обширным комментарием к Апокалипсису в авторитетной серии ЕКК3, и, соответственно, в работах Каррера не без основания можно видеть предвосхищение тех идей, которые найдут в комментарии отражение. Данная статья, несомненно, является одной из наиболее ценных в сборнике

1 Перу Франца Тота принадлежат две посвященные Апокалипсису монографии: Toth F. Der himmlische Kult. Wirklichkeitskonstruktion und Sinnbildung in der Johannesoffenbarung. Leipzig, 2006; Idem. Das Tier, sein Bild und der falsche Prophet. Untersuchungen zum zeitgeschich-tlichen Hintergrund von Johannesoffenbarung 13 unter Einbeziehung der antiken Orakelwesens. Neu-kirchen, 2012.

2 Мартин Каррер является автором посвященной Апокалипсису монографии: Karrer М. Die Johannesoffenbarung als Brief. Gottingen, 1986.

3 Evangelisch-Katholischer Kommentar. Выходит в свет в издательствах «Neukirchen» и «Pat-

и в полной мере отражает ту колоссальную подготовительную работу, которую ученый проводит, создавая свой масштабный труд. Перед нами здесь предстает краткий, но весьма содержательный обзор/пересмотр всей связанной с Апокалипсисом текстологической ситуации, и хотя восходящая к крупнейшему исследователю текста Откровения Иоанна Й. Шмиду традиционная классификация типов текста и общая оценка значимости каждого из них оставляется Каррером в силе, он делает, принимая, в частности, во внимание рукописные находки последних лет, ряд важных замечаний как общеметодологического характера, так и касающихся отдельных чтений4, учет которых, по мысли исследователя, позволил бы внести существенные улучшения и в основной текст, и в критический аппарат будущих критических изданий текста Апокалипсиса.

Следующие две статьи сборника посвящены теме датировки Апокалипсиса, интерес к которой явно оживился в последние годы. Позиции их авторов при этом различны. Томас В и тульски" в статье «Римский император Адриан и Апокалипсис Иоанна», как и в своих более ранних публикациях, отстаивает весьма позднюю датировку книги временем императора Адриана, точнее, годами 132— 135, находя для этого основания в резкой интенсификации императорского культа в этот период, в то время как Стефан Витечек6 в статье «Широко раскрытое временнбе окно?», обозрев аргументы представителей разных точек зрения, склоняется к первому десятилетию второго христианского столетия.

В статье Михаэля Лабана «Септуагинта и Откровение Иоанна» рассматривается вопрос о возможном отражении в Апокалипсисе, содержащем многочисленные ветхозаветные аллюзии, текста перевода Семидесяти. Исследователь допускает такую возможность, признавая в то же время сложность проблемы, обусловленную одновременным хождением во времена Тайнозрителя различных рецензий как еврейского, так и греческого текста Священного Писания.

Написанная в соавторстве статья Лорена Стукенбрука7 и Марка Мэтьюза8 «Апокалипсис Иоанна, 1 Енох и проблема влияния», как следует уже из самого ее названия, касается проблемы отражения в Апокалипсисе мотивов из крупнейшего памятника межзаветной иудейской апокалиптики. Учеными составле-

4 Следует заметить, что кое-где Каррер склоняется к радикальному пересмотру привычных чтений. Так, например, в Откр 4. 3 он готов отдать предпочтение представленному в Александрийском кодексе и в основном тексте Синайского кодекса чтению «'lEpdg» (священники) вместо содержащегося как в textus receptus, так и в критических изданиях «ipig» (радуга).

'Томас Витульски подробно изложил свои взгляды по данному вопросу в монографии: Witulski Т. Die Johannesoffenbarung und Kaiser Hadrian. Studien zur Datierung der neutestamentli-chen Apokalypse. Gottingen, 2007.

6 Перу Стефана Витечека принадлежит посвященная раннему эфесскому христианству и, в частности, Апокалипсису, монография: Witetschek S. Efesische Enthiillungen. Fruhe Christen in einer antiken Grossstadt. Zugleich ein Beitrag zur Frage nach den Kontexten der Johannesapokalypse. Teuven, 2008.

7 Перу Лорена Стукенбрука принадлежит монография по христологии Апокалипсиса: Stuckenbruck L. Angel Veneration and Christology. A Study in Early Judaism and in the Christology of the Apocalypse of John. Tiibingen, 1995.

8 Марк Мэтьюз является автором посвященного Апокалипсису исследования: Mathews М D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period and the Apocalypse of John. Cambridge, 2013.

на замечательная подборка и классификация по степени значимости тех мест 1 Енох, переклички с которыми имеются в тексте Откровения Иоанна. Результаты проведенного исследования показывают, что можно говорить о том, что 1 Енох была столь же важным источником для Тайнозрителя, как и библейские книги за исключением занимающих совершенно исключительное положение книг Исхода, Даниила, Исаии и Иезекииля.

В статье Э. Э. Попкеса «Совершенное присутствие Божие» дается краткий очерк того, каким образом в отрывке Откр 21. 1—5 отражены различные библейские и межзаветные традиции касательно соприсутствия и сожительства Бога с верующими.

Весьма интересной является статья Клэр Ротшильд «Первоначало, сила и очищение в послании Лаодикийской церкви (Откр 3. 14—22)», в которой исследовательница на основании античных медицинских и физиогномических текстов предпринимает попытку выяснить, какие ассоциации у первоначальных читателей Апокалипсиса должны были вызывать содержащиеся в этом послании образы «холодного», «горячего» и «теплого», а также «изблевания».

Завершается раздел «Контексты» статьей Яна Доххорна9 «Велиар как эсха-тологическй тиран в Вознесении Исаии», которая посвящена рассмотрению эсхатологического сценария, содержащегося в одном из раннехристианских апокрифов. В статье представлен интересный материал для сравнения, однако само Откровение Иоанна здесь затрагивается лишь мимоходом.

Второй раздел сборника — «Концепты» — открывает занимающая почти 100 страниц статья Франца Тота «От видения к редакции», в которой автор предпринимает интересную и содержательную попытку восстановить весь процесс создания Апокалипсиса, начиная с получения откровений и до окончательной литературной отделки текста, причем Тот склоняется к мнению, что Откровение Иоанна в известном нам виде является плодом долгой и глубокой рефлексии над первоначальными видениями и их тщательной литературной обработки. В предложенной реконструкции, несомненно, много гипотетического, однако не вызывает сомнений тщательность проведенного Тотом анализа, в ходе которого оказываются высвечены все важнейшие композиционные и смысловые «нити» и «поля притяжения» книги. Вне всякого сомнения, данная статья должна занять выдающееся место среди посвященных проблеме композиции Апокалипсиса трудов.

В статье Ханса-Георга Градля «Книга и послание» рассматривается взаимное отношение двух указанных в ее заглавии типов и средств коммуникации в тексте Апокалипсиса.

Конрад Хубер10 в статье «Иисус Христос — Первый и Последний» представляет краткий очерк христологии Откровения Иоанна.

9Яном Доххорном написана монография о 12 гл. Апокалипсиса: Dochhorn J. Schriftgelehrte Prophetie. Der eschatologische Teufelsfall in Ape Joh 12 und seine Bedeutung fur das Verstandnis der Johannesoffenbarung. Tubingen, 2010.

10 Конрад Хубер является автором монографии, посвященной видениям Христа в Откр 1 и 14: Huber К. Einergleich einem Menschensohn. Die Christusvisionen in Offb 1. 9-20 und Oftb 14. 14-20 und die Christologie der Johannesoffenbarung. Miinster, 2007.

Наряду со статьями М. Каррера и Ф. Тота наиболее значительным трудом, вошедшим в сборник, является почти восьмидесятистраничная статья одного из его редакторов — Йерга Фрая11 — «Чего ожидает Откровение Иоанна?», в которой автор предлагает своего рода пространное резюме эсхатологии Апокалипсиса, тезисно излагаемое в конце статьи в 24 пунктах. Фрай подчеркивает футуристическую направленность эсхатологии Откровения Иоанна и ее ориентированность на скорый конец мира, указывает на одновременное наличие в ней как ожиданий, относящихся к посюстороннему исполнению судов Божьих, так и прозрений, выводящих за рамки человеческой истории. При этом автор предостерегает от упрощенного понимания Апокалипсиса как сценария хронологически последовательно разворачивающихся событий и указывает на то, что различные сцены книги представляют собой, скорее, символическое изображение различных аспектов эсхатологических чаяний Тайнозрителя. Богатый символический язык Апокалипсиса, питаемый библейской традицией, дает, по Фраю, возможности для вполне законной актуализирующей интерпретации книги в последующие эпохи.

Статья Джеймса Келхоффера «Значение датировки Апокалипсиса и императорского культа для восхваления Иоанном ценности страданий христиан в Откр 1—3», с одной стороны, возвращает нас к проблематике статей Т. Витуль-ски и С. Витечека, с другой же стороны, предвосхищает следующие статьи, объединенные темой мученичества в Апокалипсисе.

Статья Яна Виллема ван Хентена «Концепция мученичества в Апокалипсисе» рассматривает соответствующие места Откровения Иоанна, прежде всего, на фоне предшествующей традиции восприятия и представления страданий верных Богу людей (Дан, 4 Макк), в то время как в статье Роланда Бергмайера «Свидетельство и мученичество» Апокалипсис оказывается отправной точкой рассуждений о последующей кристаллизации, в том числе и терминологической, христианского понятия мученичества.

Имеющим отношение к Апокалипсису аспектам монтанистской эсхатологии посвящена открывающая третий раздел сборника — «Рецепция» — статья Уильяма Тэбберни «Явление Нового Иерусалима в монтанистской интерпретации Откровения Иоанна».

За ней следует статья Тобиаса Никласа «Апокрифический Апокалипсис Фомы и его рецепция Откровения Иоанна», в которой рассматривается использование новозаветного Апокалипсиса в малоизвестном латиноязычном апокрифе.

Валентин Фабрега в своей статье «Лактанций и Апокалипсис» обозревает эсхатологический сценарий, представленный в 7-й книге «Божественных установлений» Лактанция, в сравнении с Откровением Иоанна.

Особый интерес для православного читателя должны представлять две следующие статьи: «Андрей Кесарийский и его прочтение Апокалипсиса: катехизис

11 Перу Йерга Фрая принадлежит исключительно ценное приложение к монографии Мартина Хенгеля об «иоанновском вопросе», касающееся места Апокалипсиса в корпусе ио-анновских писаний Нового Завета и, в частности, проблемы его авторства: Frey J. Erwagungen zum Verhaltnis der Johannesapokalypse zu den iibrigen Schriften des Corpus Johanneum // Hen-gelM. Diejohanneische Frage. Tiibingen, 1993. S. 326-429.

и увещание» и «Апокалипсис Иоанна и православная литургия». Автор первой из них Хуан Эрнандес12 предлагает общий и, надо сказать, довольно-таки сочувственный очерк главного византийского толкования на Апокалипсис, а автор второй — Константин Николакопулос — рассматривает точки соприкосновения между Откровением Иоанна и православным культом.

Завершается сборник статьей Кристофера Роуленда13 «“Мистер Блейк, апо-, или, скорее, а н а - к ал и п т и ч е с к и й поэт и художник”: апокалиптическая герменевтика в действии», в которой предметом рассмотрения является поэтическое и живописное творчество Уильяма Блейка, насыщенное мотивами из Апокалипсиса.

Подводя итоги, скажем еще раз: уже сам по себе большой объем этого сборника делает его значительным явлением, отражающим необычайную интенсивность современного изучения последней книги Библии. Статьи же М. Каррера, Ф. Тота и Й. Фрая, несомненно, должны войти в круг обязательного чтения для любого специалиста по Апокалипсису. Также хотелось бы отметить, что принадлежность данных трех статей перу немецких авторов вкупе с явно возросшей в последние годы общей активностью германоязычных исследователей Апокалипсиса дает основания для надежды на то, что немецкая наука в данной области подтянется к явно доминировавшей в последние десятилетия науке англосаксонской, а это, в свою очередь, послужит общему обогащению научного изучения Откровения Иоанна.

А. С. Небольсин (ПСТГУ)

The Power of Religion in the Public Sphere / E. Mendieta, J. Vanantwerpen, eds. N. Y.: Columbia University Press, 2011.128 p.

Книга «Значение религии в публичной сфере» представляет собой итог дискуссии на данную тему, состоявшейся 22 октября 2009 г. в Нью-Йорке, и, как отмечается на первых ее страницах, является интересным свидетельством «жизненности публичной сферы в ее уникальном американском воплощении» (с. VIII). Имена докладчиков уже говорят о многом: свой взгляд на соотношение религиозности и публичности высказали «отец» публичной сферы Юрген Хабермас, именитый философ и практикующий католик Чарльз Тейлор, автор многих работ по феминизму, политической и иудейской философии Джудит Батлер и философ и медиа-персона, первый темнокожий обладатель диплома по фило-

12 Хуан Эрнандес является автором монографии по текстологии Апокалипсиса: Hernandez J. Scribal Habits and Theological Influences in the Apocalypse. The Singular Readings of Sinaiti-cus, Alexandrinus & Ephraemi. Tiibingen, 2006.

в Кристофер Роуленд в соавторстве с Джудит Ковач написал комментарий на Апокалипсис, в котором основное внимание уделено истории влияния книги: Kovacs /. , Rowland С. Revelation: The Apocalypse of Jesus Christ. Oxford, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.