Научная статья на тему 'ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ: ФЕНОМЕН КОНЦЕПЦИИ «ИНДУСТРИЯ 4.0»'

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ: ФЕНОМЕН КОНЦЕПЦИИ «ИНДУСТРИЯ 4.0» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диджитализация / цифровая экономика / индустрия 4.0 / инновации / промышленные предприятия

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Ксения Сергеевна

В настоящем исследовании выполнен обзор на понятие диджитализации в рамках концепции Индустрия 4.0, зародившейся в 2011 г. на международной промышленной выставке в Ганновере, где рассматривали и изучали возможности инновационных и цифровых технологий для промышленного сектора немецкой экономики. Отмечены возможности диджитализации для промышленной отрасли национальной экономики отдельно взятых стран мира и национальные стратегические инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ: ФЕНОМЕН КОНЦЕПЦИИ «ИНДУСТРИЯ 4.0»»

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ: ФЕНОМЕН КОНЦЕПЦИИ «ИНДУСТРИЯ 4.0»

Майорова Ксения Сергеевна, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, г. Санкт-Петербург

E-mail: mayorova_ks@inbox.ru

Аннотация. В настоящем исследовании выполнен обзор на понятие диджитализации в рамках концепции Индустрия 4.0, зародившейся в 2011 г. на международной промышленной выставке в Ганновере, где рассматривали и изучали возможности инновационных и цифровых технологий для промышленного сектора немецкой экономики. Отмечены возможности диджитализации для промышленной отрасли национальной экономики отдельно взятых стран мира и национальные стратегические инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли.

Ключевые слова. диджитализация, цифровая экономика, индустрия 4.0, инновации, промышленные предприятия.

В настоящее время феномен диджитализации и изучение ее особенностей находят свое отражение в работах многих ученых, исследователей и экономистов. Впервые термин «диджитализация» был упомянут в работе американского ученого Негропонте Н. «Being Digital», в которой особое внимание он уделял рассмотрению потенциального объединения интерактивного мира, мира развлечений и мира информации, что впоследствии инициирует коммуникацию всех объектов и субъектов в единую сеть [1]. Через несколько лет, в 1984 году, Негропонте Н. выступил на международной конференции TED Conferences, где заявил о появлении в будущем технологий диджитализации или цифровых технологий, которые приведут в свою очередь к грандиозным изменения практически во всех отраслях народного хозяйства национальных экономик мирового сообщества [2]. Важный вклад в изучение и развитие диджитализации внес канадский исследователь Тапскотт Д., который основной упор делал в своих исследованиях на изучении формирования нового типа экономики в условиях диджитализации [3]. Таким образом, Негропонте Н. в большей степени исследовал технологии дидижтализации, а Тапскотт Д. -формированию нового типа экономики в условиях диджитализации.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Переломным моментом в развитии диджитализации стал период 2011-2012 гг., когда на международной промышленной выставке в Ганновере впервые было отмечено о необходимости внести определенные изменения в деятельность немецких промышленных предприятий, основанные на применении технологий диджитализации. За несколько лет до проведения Ганноверской выставки-2011 заинтересованные государственные структуры и министерства Германии выступили с инициативой по созданию уникального проекта, нацеленного на повышение конкурентоспособности промышленной отрасли, и в 2011 г. он был анонсирован и презентован, а через некоторый период апробации ведущими немецкими предприятиями - в 2013 г. проекту была предоставлена полная господдержка. Изначально под понятием «Индустрия 4.0» понимался государственный проект, нацеленный на повышение эффективности немецких промышленных предприятий при помощи технологий диджитализации.

В процессе усложнения межстрановых связей, развития информационно-коммуникационных технологий и все большего распространения сети Интернет, применения инновационных инструментов и методов в бизнес-процессах сформировалась инициатива лидирующих экономик стран мира по созданию и внедрению новых концепций с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности и укрепления позиций на международном рынке. Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий; все большее распространение «умных» устройств, подключенных и объединенных в одну сеть; усложнение и увеличение объемов и массивов данных - все это инициирует процесс повышения заинтересованности национальных экономик отдельно взятых государств формировать новые конкурентные преимущества и выстраивать свои собственные национальные стратегические программы подобные проекту Индустрия 4.0.

Проект Индустрия 4.0 был ориентирован на повышение конкурентоспособности немецкой промышленной отрасли с помощью инновационных и цифровых технологий; и вслед за Германией другие страны мира стали разрабатывать свои собственные национальные инициативы и стратегии такие как High Value Manufacturing Catapult в Великобритании, Industrial Internet ConsortiumTM в США, «Made in China - 2025» в КНР, Fabbrica del Futuro в Италии, Единое цифровое пространство промышленности «4.0 RU» в РФ [4]. Упомянутые национальные стратегические инициативные программы были ориентированы на устранение барьеров между различными технологиями и были нацелены на стимулирование развития и дальнейшего внедрения технологий диджитализации. Кроме того, важным фактором выступала инфраструктура и ресурсы, имеющиеся у государства. В связи с изложенным выше национальные проекты разных стран мира были запущены в разные периоды времени.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Каждая национальная стратегическая программа является уникальным проектом, нацеленным на совершенствование интеграции физической и цифровой сред с целью решения конкретной проблемы промышленной отрасли отдельно взятого государства. Одни стратегические программы призваны либо реструктуризировать и обновить отрасль обрабатывающей промышленности, а другие - стимулировать высокотехнологичные отрасли промышленности к их дальнейшему развитию. Видоизменение промышленной отрасли и оптимизация ключевых процессов посредством применения инновационных решений и цифровых технологий продолжается до сих пор, однако следует отметить, что подобные преобразования коснулись практически всех основных отраслей хозяйственной деятельности. Поразительные результаты эффективной деятельности промышленной отрасли многих стран мира дали своего рода толчок к тому, чтобы продолжить внедрять различные информационно-коммуникационные и цифровые технологии в другие отрасли с целью их трансформации и дальнейшего повышения эффективности деятельности.

Литература:

1. Negroponte, N. Being Digital / N. Negroponte. - New York: Alfred A. Knopf, 1995. - 243 p.

2. Negroponte N. «5 predictions, from 1984». - TED Conferences, TED1984. URL: https://www.ted.com/talks/nicholas_negroponte_5_predictions_from_1984 (дата обращения: 21.03.2024)

3. Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. - Authors: McGraw-Hill, 1994. - 368 p.

4. Юдина Мария Александровна Индустрия 4.0: конкуренция за актуальность // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. -№80 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ industriya-4-0-konkurentsiya-za-aktualnost (дата обращения: 20.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.